Научная статья на тему 'Модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии'

Модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / ENGINEERING CULTURE OF FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS / МОДЕЛЬ / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Червова А. А., Смирнова О. А.

В статье рассматривается модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии. Отмечается, что эффективное формирование инженерной культуры реализуется посредством внедрения модели формирования инженерной культуры в профессиональную подготовку специалистов. Данная модель может стать основой оптимальной системы подготовки будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Червова А. А., Смирнова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS ENGINEERING CULTURE DEVELOPMENT MODEL

The article examines an engineering culture development model which may become the basis for the optimum system of future technology teachers professional training.

Текст научной работы на тему «Модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии»

#

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS' ENGINEERING CULTURE DEVELOPMENT MODEL

А. А. Червова, О. А. Смирнова

В статье рассматривается модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии. Отмечается, что эффективное формирование инженерной культуры реализуется посредством внедрения модели формирования инженерной культуры в профессиональную подготовку специалистов. Данная модель может стать основой оптимальной системы подготовки будущих учителей технологии.

A. A. Chervova, O. A. Smirnova

The article examines an engineering culture development model which may become the basis for the optimum system of future technology teachers' professional training.

Ключевые слова: инженерная культура будущих учителей технологии, модель.

Keywords: engineering culture of future technology teachers, model.

Овладение профессиональной культурой занимает особое место в подготовке будущего специалиста образовательной сферы. Инженерная культура будущего учителя технологии и процесс ее формирования - важная предпосылка развития подлинного профессионала, позволяющая ему на качественно новом уровне осуществлять технологическое образование в современной школе.

Принимая во внимание научные взгляды на методологическую трактовку категории «профессиональная культура», опираясь на Государственный образовательный стандарт и существующие теоретические подходы, с учетом изменений требований к профессиональной подготовке выпускника технологического факультета инженерную культуру учителя технологии можно определить как целостное личностное образование, характеризующееся сформированностью следующих компонентов: технологического, графического, проектировочного, конструкторского, моделирующего, информационного, высокий уровень которых позволяет осуществлять качественную профессиональную деятельность.

Рассмотрим компоненты инженерной культуры будущего учителя технологии:

- технологический - это процесс преобразующей, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;

- графический - овладение графическими знаниями, навыками и способами графической профессионально-ориентированной деятельности;

- проектировочный - знание основ проектирования, способность ставить реальные цели, обосновывать пути их достижения, планировать работу, процесс создания проекта, составлять проекцию (алгоритм) будущей деятельности;

- конструкторский - умение создавать новые формы и методы преобразовательной деятельности;

- моделирующий - знания и умения в области преобразовательной деятельности в процессе построения и изучения моделей предметов и явлений (инженерных устройств, разнообразных процессов: физических, химических и др.);

- информационный - умение получать информацию с помощью современных информационных технологий, целенаправленно работать с этой информацией.

Формирование инженерной культуры учителя технологии и ее компонентов - сложный, многоплановый, последовательный процесс, имеющий различные уровни развития и состоящий из нескольких этапов. Эффективное становление инженерной культуры будущих учителей технологии реализуется посредством внедрения модели формирования инженерной культуры в профессиональную подготовку специалистов.

Методологическими подходами к формированию инженерной культуры будущих учителей технологии в процессе обучения в вузе выступают: личностно ориентированный подход, системный подход, интегративный подход, деятельностный подход.

Важнейшим условием формирования инженерной культуры являются общедидактические принципы: научности, доступности, сознательности, наглядности, системности и активности обучения и др. Наряду с данными принципами используются принципы: профессиональной направленности, активного вовлечения в творческий процесс, интеграции и дифференциации.

Разработанная нами модель формирования инженерной культуры будущих учителей технологии состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного.

Целевой компонент модели включает: формирование компонентов инженерной культуры будущих учителей технологии; развитие профессионально-личностных

Ф

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

качеств будущих учителей технологии; формирование профессионально направленной личности, обладающей самостоятельностью, активной жизненной позицией, ценностным отношением к будущей профессии.

Содержательный компонент модели определен Государственным образовательным стандартом, учебным планом, учебными программами и учебными пособиями по дисциплинам, опирается на изучение студентами дисциплин предметной подготовки: графика, прикладная механика, машиноведение, декоративно-прикладное творчество, электрорадиотехника и электроника, основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества, технологический практикум, информатика, компьютерное моделирование и др.

Завершающий этап реализации процесса формирования инженерной культуры будущих преподавателей технологии опирается на содержание учебного курса «Инженерная культура учителя технологии» и реализацию полученных знаний и умений в выпускной квалификационной работе, в которой обязательна техническая часть, включающая чертежи, модели, проекты, конструкции, создание графических компьютерных программ, использование различных источников информации.

К процессуальному компоненту модели относится построение учебного процесса в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.

Целенаправленное формирование инженерной культуры будущих учителей технологии осуществляется:

- посредством использования различных форм и методов обучения, как традиционных, так и инновационных, среди которых исследовательские методы, методы реализации творческих задач, метод кейсов, креативные методы обучения («мозговой штурм», эвристика, синектика), метод проектов, деловые, ролевые, интерактивные игры, эссе на темы технологического образования и др.;

- подбором практических заданий, включающих графические диктанты, кластеры, «синквейны», разработку технологической документации, использование в учебном процессе информационных технологий, блока индивидуальных заданий, творческих работ и др.

Креативные методы обучения, «мозговой штурм» применяются нами в процессе проведения практических занятий со студентами, они позволяют обобщить теоретические знания и найти пути реализации их в практической деятельности учителя технологии.

Использование метода «кластеров» способствует рефлексии в обучении и формированию умений графического представления информации.

Оценочно-результативный компонент модели содержит следующие критерии сформированности

компонентов инженерной культуры будущих учителей технологии:

- содержательный (информационный) - наличие знаний правовых основ технологической, инженерной деятельности, о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; сферы современного производства, способов организации труда; основных этапов проектной, конструкторской, моделирующей деятельности; возможностей информационных ресурсов;

- процессуальный - умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; разрабатывать и создавать проекты, конструкции, модели; соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделий; владеть графическими умениями, читать, выбирать способы графического отображения объекта или процесса, выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; владеть способами информационного моделирования, проектирования; выражать свою информационную потребность, формулировать информационные запросы;

- креативный - творческое исполнение совершаемых действий, оригинальность решения задач;

- ценностно-ориентировочный - наличие у студентов потребностей, мотивов профессиональной деятельности учителя технологии, ценностное отношение к результатам труда.

Для определения уровней сформированности компонентов инженерной культуры будущих учителей технологии нами использовался мониторинг, включающий комплекс диагностических методик и тестовых заданий.

Теоретическая модель является методологическим ориентиром построения и реализации процесса формирования инженерной культуры будущих учителей технологии в условиях педагогического университета.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005.

2. Романова К. Е. Модель методической системы формирования педагогического мастерства будущих преподавателей // Наука и школа. -2009. - № 3.

3. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учеб.-метод. пособие для препод. спец. «Профессиональное обучение» / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГУ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.