Образовательные технологии наука и практика
УДК 004.9+377 А. Я. Алексеев, зам. директора по науч.-метод.
работе Златоустовского педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЕДИНОМ ПОДХОДЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
В статье рассмотрен вопрос применения компьютерной графики в учебном процессе по специальности «Изобразительное искусство и черчение». В процессе создания изображения средствами компьютерной графики автор использует инструментарий, аналогичный тому, который применяет художник в своем творчестве.
Ключевые слова: ФГОС, образовательный процесс, компьютерная графика, пакеты графических программ, инструментарий программы растровой графики, опции, натюрморт.
Современные подходы к подготовке будущего учителя изобразительного искусства и черчения предполагают применение активных и интерактивных методов и форм обучения, применения современного программно-технического комплекса в образовательном процессе. Российская академическая система подготовки будущих учителей данного профиля является достаточно закрытой и строится на традиционных методах и формах обучения.
Конечно, современные студенты, получающие в том числе и педагогическое образование, имеют другое мировоззрение, другой образ мышления и понимание окружающей действительности, отличные от того представления, которое воспитывает в них традиционный подход к обучению изобразительному искусству. В такой ситуации российской образовательной системе необходимо формировать новые условия организации образовательного процесса, учебных и внеучебных занятий.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв., с развитием и внедрением в систему образования информационно-коммуникационных технологий в целом и способов создания и передачи графической
информации посредством компьютера в частности, в учебные планы образовательных учреждений стала вводиться дисциплина «Компьютерная графика». В зависимости от уровня образования и специальности образовательного учреждения этот курс реализовывал различные задачи: от ознакомления с общими принципами построения графической информации на экране до изучения способов и методов создания изображений средствами графических редакторов [1; 2].
Златоустовский педагогический колледж с 1967 г. реализует обучение студентов по специальности «Изобразительное искусство и черчение». В условиях введения в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов с целью выполнения их требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, а также требований, предъявляемых современным рынком труда к выпускникам колледжа, в учебном плане специальности предусмотрена дисциплина «Основы компьютерной графики». Учебный курс направлен на изучение интерфейса, инструментария графических программ, получение базовых навыков работы по созданию
Инновационное развитие профессионального образования
и редактированию изображений в среде растровой и векторной графики. Отдельные практические задания в рамках дисциплины помогают изучить принципы работы с инструментами как основу для понимания основных функций и настроек инструментария программ, приобретения навыка работы с компьютерной мышью.
Компьютерные пакеты растровой и векторной графики служат для создания и редактирования изображений и содержат обширный инструментарий. Так, графический редактор Adobe Photoshop, изучаемый в рамках учебного курса дисциплины «Компьютерная графика», содержит панель инструментов, в которой инструменты распределены по группам:
- группа инструментов выделения;
- группа инструментов рисования и редактирования;
- группа инструментов текста и готовых фигур;
- группа инструментов навигации;
- группа инструментов для работы с цветом.
В качестве инструментов, наиболее соответствующих принадлежностям художника при создании картины, можно рассмотреть инструменты группы рисования и редактирования изображений: это кисть, карандаш и ластик.
При изучении указанной группы инструментов после теоретического блока студенты художественно-графического отделения полу-
чают практическое задание создать копии натюрморта с применением инструментов группы рисования и редактирования без слоев. Одним из требований к работе является использование в качестве оригинала натюрморта, выполненного студентом на учебных занятиях МДК «Основы выполнения живописных работ». В ходе выполнения задания студенты изучают такие опции инструмента «кисть», как нажим, прозрачность, замена цвета, текучесть. Инструмент «карандаш» посредством создания линии различной ширины, черноты, фактуры позволяет акцентировать внимание на композиционном центре натюрморта. Инструмент «ластик» удаляет информацию о цвете, части изображения либо заменяет ее другой. Кончено, создание натюрморта средствами компьютерной графики ведется в соответствии с общеизвестными законами композиции.
Примечательно, что в процессе создания учебных и творческих работ в реальных условиях художник использует эти же функции инструментов.
Применение одних тех же инструментов в различных условиях позволяет студентам лучше понимать принципы создания изображений средствами графического редактора растровой графики Adobe Photoshop и является первым шагом в приобщении к компьютерной графике как способу построения изображения.
Библиографический список
1. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 8 кл. / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. — М. : Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008. — 175 с.
2. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 9 кл. / Н. Д. Угринович. — 4-е изд. — М. : Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011. — 295 с.
УДК 377 А. Я. Алексеев, зам. директора по науч.-метод.
работе Златоустовского педагогического колледжа, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] Т. А. Саламатова, преп. Златоустовского педагогического колледжа
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Областная инновационная площадка является одним из инициирующих условий для активного внедрения современных образовательных технологий. Проектная деятельность студентов, базируясь на ключевых компонентах стратегической карты компетенций Златоустовского педагогического колледжа, позволяет эффективно формировать субъектность будущих учителей.