Научная статья на тему 'Повышение квалификации учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики'

Повышение квалификации учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская Валентина Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения квалификации учителей изобразительного искусства в условиях дополнительного профессионального образования средствами компьютерных технологий, в частности, компьютерной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

В.А. Зеленская

ART TEACHERS' ADVANCED TRAINING BY MEANS OF COMPUTER GRAPHICS

Zelenskaya V.A.

The article is devoted to the actual problem of art teachers' advanced training in the conditions of supplemented professional training by the means of computer technologies and namely, computer graphics in particular.

Статья посвящена актуальной проблеме повышения квалификации учителей изобразительного искусства в условиях дополнительного профессионального образования средствами компьютерных технологий, в частности, компьютерной графики.

Ключевые слова: компьютерная графика, дополнительное профессиональное образование, изобразительное искусство.

УДК 14.37.27

Эффективное развитие экономики и социальной политики в России может быть обеспечено наличием высококвалифицированных кадров всех уровней, опорой на образованность российского общества. Эти процессы в значительной степени зависят от качества дополнительного профессионального образования.

Изменения, происходящие во всех сферах социальной практики человека, обусловлены, прежде всего, информационными процессами, характеризующими развитие современного мирового сообщества. Известно, что современный мир стоит на пороге информационного будущего, многие страны мира, в том числе и Россия, делают активные шаги навстречу ''информационному обществу''. По словам А.Д. Урсула (1993), информационное общество характеризуется как неизбежный этап становления ноосферы, связанный с формированием качественно нового, целостного интеллекта цивилизации, способности производить и обрабатывать колоссальные массивы информации, использовать их в целях дальнейшей стабилизации развития.

На современном этапе информационное общество выступает в качестве социокультурной ситуации развития современного образования. Исследователями (Т.Н. Ворониной, И.Д. Горшковой, Т.В. Ершова, И.В. Роберт, И.А. Ревякиной, О.В. Сюнтю-ренко и др.) подчеркивается специфика процесса образования в информационной цивилизации. Педагогическая наука и практика

призвана спрогнозировать в ситуации современной инфосферы адекватный ей уровень образования подрастающего поколения, возможности и последствия информатизации процессов обучения и воспитания, спроектировать принципиально новую образовательную систему и среду, отвечающую требованиям информационного общества. Процессы информатизации диктуют развитие современной системы образования на новой методологической основе, в качестве которой может выступить информационный подход.

В последнее время в российском обществе образовательными учреждениями страны все более ощущается необходимость использования компьютерных технологий, но дефицит знаний и практических умений учителей в этой области тормозит инновационный процесс. Доказательством тому служат исследования учителей изобразительного искусства, которые приезжают из разных уголков Ставропольского края на курсы повышения квалификации в Ставропольский институт повышения квалификации.

Входная диагностика на предмет владения компьютерными технологиями учителями изобразительного искусства и использования их в практической деятельности свидетельствует о том, что лишь десять процентов педагогов имеют сведения о компьютерной графике, но использовать их на практике не имеет смысла, так как нет достаточного объема знаний. Данные противоречия обусловили актуальность теоретической и практической разработки обозначенной проблемы. Эта проблема подтолкнула преподавателей нашей кафедры к пересмотру модели, программы и учебно-тематических планов курсов повышения квалификации; требуя обновить их содержание, включая информационные технологии, в частности, компьютерную графику.

Повышение квалификации способствует с одной стороны, изменению современного образа учителя изобразительного искусства, с другой - открывает новые пути подхода к реорганизации и модернизации процесса обучения педагогов и необходи-

мость осмысления новых тенденций в педагогической теории и практике.

В структуре профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства принято выделять два основных компонента: педагогический и специальный (художественный). Соответственно его профессиональная подготовка в условиях дополнительного профессионального образования (в данном случае повышения квалификации) требует коррекции и уточнения с учетом выделенных уровней компетентности.

Опираясь на нормативные документы, в частности, на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации» (30 ноября 2001) следует отметить, что художественное образование призвано обеспечить осуществление следующей главной задачи: подготовка творческих кадров в сфере художественного образования, владеющих инновационными компьютерными технологиями, основная цель которых состоит в приобщении граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Реализация целей и задач связана с необходимостью решения современных проблем в области культуры, отражающих переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся: второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях; чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Дальнейший анализ Концепции раскрывает пути ее реализации: повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта; существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному

Ш Зеленская В. А,

стимулированию и достойной оплате труда преподавателей художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им социальных гарантий; повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

Среди всех гуманитарных специализаций наиболее консервативным с точки зрения компьютеризации образовательного процесса являются художественно-эстетические. В то же время нельзя не признать, что быстрое изменение окружающей действительности влечет адекватные изменения в системе художественного образования. Исследование информационных технологий на уроках изобразительного искусства открывает новые дидактические возможности. В этом случае учителям необходимо освоить информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-профессио-нальном аспекте.

Таким образом, перед художником-педагогом встает задача освоения новых технических средств, что в принципе можно сравнить с получением новой специальности, так как сами средства, их использование, техническая обеспеченность являются принципиально иными, чем освоенные им ранее художественные методики.

Опыт свидетельствует, что учитель изобразительного искусства оказывается неподготовленным к освоению наиболее перспективных и отвечающих социальным запросам новым художественным специализациям. Речь идет об активно развивающихся направлениях художественного творчества, которые сегодня тесно связаны или напрямую зависят от электронных и коммуникационных средств - сферах дизайна предметной среды, интерьера, полиграфии, архитектурного проектирования, новых электронных технологий (компьютерная графика, телекоммуникации и экранные технологии, видео и компьютерная анимация, компьютерная оптика (голография, стерео), WEB дизайн и др.

Современные компьютерные программы позволяют создавать графические и анимационные экранные образы с использо-

ванием выразительной линии, формы, объема, цвета, движения, музыки, повествования.

Медиа средства (в том числе и компьютерная графика) сегодня являются не только и не столько значимыми элементами в пространстве педагогических практик (которые желательно учитывать и использовать в решении традиционных образовательных задач, принимая во внимание, например, расширение возможностей восприятия мультимедийной информации), но они являются и необходимым инструментарием для решения новых задач, аналогов которых раньше не было. Проблемное поле таких задач охватывает особенности игрового и доверительного общения в компьютерных сетях, этикет, вопросы межкультурных Интернет-коммуникаций, проблемы информационной избыточности и т.д.

Более того, указанный класс новых задач не является чем-то экзотическим, особенным, отдельно стоящим на периферии современного образовательного пространства. Наоборот, он пронизывает все это пространство, наполняет его той средой, инфраструктура которой только и позволяет перспективно решить какие бы то ни было образовательные проблемы. В данном случае, мы имеем в виду образование современного человека в современном социуме и прежде всего его воспитание.

Результаты историко-психологических исследований свидетельствуют, что каждое существенное художественное открытие это одновременно и проявление нового перцептивного опыта. Сегодня на основе компьютерных медийных технологий фактически происходит становление новой сенсорной (в том числе и социально-перцептивной) культуры, которая не может не учитываться в процессе воспитания.

Данный вывод тем более будет справедлив для осуществления воспитания учащихся школ в медиа среде, реализуемой на основе компьютерных телекоммуникаций.

Сфера использования мультимедийных технологий очень широка, ею охватывается наука и техника, образование, культура, бизнес, мультимедийные технологии применяются в среде обслуживания при

создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках. До конца 1980-х гг. технологии мультимедиа не получали широкого распространения в России ввиду отсутствия аппаратной и программной поддержки. Одной из главных областей применения систем мультимедиа стало образование в широком смысле слова, включая и такие направления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др.

Новые информационные технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания произведений искусства, они открывают новые возможности, расширяя круг компетентностей учителей изобразительного искусства. По-прежнему в основе восприятия и создания произведений искусства лежит потребность человека выявить свои глубинные личностные смыслы в чувственной форме, характер и степень развитости эстетического чувства, и художественный вкус.

Таким образом, мы еще раз подчеркиваем важнейшую задачу системы художественного образования, которая состоит в формировании эстетической культуры личности, адекватной реалиям современного информационного общества. Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека. Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере деятельности. Современный школьник обречен на их эстетическое, семантическое, смысловое освоение. Задачу учителя изобразительного искусства, мы видим в том, чтобы оптимизировать это освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического развития творческой личности.

Однако современная медиа среда оказывает воздействие и в том случае, когда нет непосредственного контакта с медиа средствами. В данном случае мы думаем, что компьютерная графика становится ведущим фактором современного эстетического воспитания даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере.

Многофункциональность детского конструктора - это результат кропотливого компьютерного дизайна. Точно так же, как привлекательность и простота работы с ним, - результат компьютерного стайлинга.

Известно, что мультипликационный сериал обязан своим созданием новым возможностям программ трехмерной компьютерной анимации и компьютерному видеомонтажу. Достоверно, что компьютерная графика является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека.

Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов, некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается сегодня, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить: ведь любое эстетическое отношение не существует без эстетического объекта и эстетический объект есть условие формирования эстетического отношения.

Опыт свидетельствует, что без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. Именно он, на наш взгляд, для рожденного в нем ребенка единственно возможный, самый живой, понятный и родной (что бы ни думали о нем сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать). Не без основания можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Ребенку все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством учителей, либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения. В том же случае, когда знакомство с компьютерной

графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

В данной статье нами рассмотрена компьютерная графика как особая форма информационной технологии мультимедиа, которая включена в программу повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Рассмотрим толкование разновидностей компьютерной графики: машинной (компьютерная), растровой (raster graphics), векторной (vector graphics), трехмерной (3D-графика) и деловой, их достоинства и недостатки.

В художественно-педагогическом словаре, который составлен Н.К. Шабановым, О.П. Шабановой, М.С. Тарасовой, Т.Д. Прониной, компьютерная графика объясняется как: электронная графическая техника, получившая распространение в последней четверти XX в., когда изображения составляются на пульте компьютера, показываются в динамике и статике в процессе набора на его экране и печатаются на принтере (11).

Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники. Компьютерная графика изучает методы получения изображений созданных на основании не визуальных данных или данных, сгене-

9

рированных непосредственно пользователем .

Машинная (компьютерная) графика (CG, Computer Graphics) - создание, обработка графических изображений, их отображение (например, на экране монитора, в виде твердых копий и т.п.) и манипулирование ими с использованием вычислительной техники.

Преимущества компьютерной графики - возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку. Изображения в компьютерной графике могут выполняться методом набора из элементов, возможно сочинение новых изобразительных

форм и узоров, составление орнаментов с меняющимся раппортом и т.д.

Наиболее распространенными операциями компьютерной графики являются: ввод графических изображений при помощи сканера, цифровая фотосъемка, рисование или черчение с использованием манипулятора мышь, графического планшета или светового пера, а также отображение изображений на экране монитора и внесение в них изменений (редактирование). Самые современные ее приложения связаны с созданием изображений в трехмерном пространстве и компьютерной анимацией.

В программу повышения квалификации учителей изобразительного искусства включен теоретический аспект компьютерной графики, который свидетельствует, что как технология создания изображений она включает в себя следующие разновидности: растровая графика, векторная графика, трехмерная графика, деловая графика.

Существуют аналогичные программы, ориентированные на компьютерное рисование, компьютерный дизайн, объемное моделирование и т.д., охватывая весь круг возможных приложений компьютера в области визуального творчества и позволяя сразу, за счет автоматизации многих процессов и подготовительных этапов, выйти за круг "самых элементарных, примитивных и в сущности бедных форм", самореализоваться в искусстве.

Так, например, графические редакторы - пакеты, предназначенные для обработки графической информации, делятся на пакеты прикладных программ обработки растровой, векторной, трехмерной графики.

Растровая графика может быть определена как метод графического представления объекта в виде множества точек10.

Растровая графика (raster graphics) -вид компьютерной графики, используемой в различных приложениях, в частности, для рисования, близкого по технике к традиционному процессу (на бумаге или холсте). Обеспечивается тем, что данные в памяти ЭВМ хранятся в виде "карты" яркости и цве-

' http://www.qlossary.ru/

1 http://www.qlossary.ru/

та для каждого элемента изображения (пикселя) или прямоугольной матрицы пикселей (bitmap), дополненной данными о цвете и яркости каждого из них, а также способе сжатия записи и другими сведениями которые могут содержаться в "заголовке" и "концовке" файла.

Говоря о растровой графике, выделим ее достоинства и недостатки. Основные достоинства растровой графики:

1. Сравнительная простота создания и редактирования изображений по частям (пикселям или их группам);

2. Легкость преобразования файлов для передачи на точечные устройства вывода (на электронные терминалы мониторов и принтеры).

Основные недостатки растровой графики:

1. Значительный размер записи файла (особенно, если изображение цветное) и соответственно - необходимость использования форматов сжатия и распаковки данных, которые малоэффективны при работе со сложными растровыми изображениями;

2. Растровые форматы плохо поддаются масштабированию: при трансформации (увеличении, уменьшении, вращении, вытягивании и т.д.) изображение растровой графики становится менее четким, по сравнению с векторной графикой.

Пакеты прикладных программ растровой графики предназначены для работы с фотографическими изображениями. Лидером среди растровых пакетов является Adobe Photoshop. Среди других следует упомянуть Aldus Photostyler, Picture Publisher, Photo Works Plus. Все программы рассчитаны на работу в среде Windows.

Векторная графика (vector graphics) -вид компьютерной графики, используемой в различных приложениях для рисования. В отличие от растровой графики позволяет пользователю создавать и модифицировать исходные изобразительные образы при подготовке рисунков, технических чертежей и диаграмм путем их вращения, увеличения или уменьшения, растягивания и т.д. Эти возможности обеспечиваются тем, что графические образы создаются и хранятся в

памяти ЭВМ в виде формул, описывающих различные геометрические фигуры, которые являются компонентами изображения. Помимо данных, описывающих изображение, векторные файлы содержат "заголовок", где отражается общая для чтения файла информация, и "палитру", в которой помещаются сведения о цвете всех (в том числе наименьших) объектов изображения.

Векторная графика - метод графического представления объекта в виде отрезков прямых (векторов).

И векторная графика имеет свои особенности. К ее достоинствам относят:

1. Удобство ее использования для изображений, состоящих из элементов, которые могут быть разложены на простейшие геометрические объекты (линии, окружности, многоугольники, текст и т.п.);

2. Векторные данные легко масштабируются и поддаются различного рода манипуляциям (в том числе вращению, вытягиванию, сжатию и т.п.);

3. Векторные изображения легко адаптируются к различным устройствам вывода и принципиально могут быть преобразованы в другой векторный формат, однако в этом случае могут появиться проблемы, связанные с использованием программами разных алгоритмов и математики при построении одних и тех же объектов.

Выделяют и недостатки векторной графики:

1. Проблематичность ее использования для передачи сложных изображений (например, фотографий);

2. Визуализация векторных изображений может потребовать значительно больше времени, чем растрового файла такой же сложности, поскольку каждый элемент изображения должен быть воспроизведен отдельно и в определенной последовательности.

Пакеты прикладных программ векторной графики - профессиональные пакеты для работы, связанной с художественной и технической иллюстрацией, дизайном. Стандартом является пакет CorelDraw. Среди других можно выделить Adobe Illustrator, Aldus Freehand, Professional Draw.

Ш Зеленская В. А,

Трехмерная графика ^D-графика) -технология мультимедиа; компьютерная графика, создаваемая с помощью изображений, имеющих длину, ширину и глубину.

Деловая графика (англ. Graphics for managers) - технология создания изображений с сопровождающим текстом для нужд коммерции.

Система деловой графики - система, позволяющая выводить на экран различные виды графиков и диаграмм: гистограммы, круговые и секторные диаграммы и т.д.

Для осуществления своих профессиональных функций учителю изобразительного искусства следует освоить средства выразительности новой художественной реальности - развивающегося экранного искусства.

Исходя из вышеизложенного, отметим, что овладение перечисленными видами компьютерной графики становится компонентом профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства. Таким образом, современные информационные технологии открывают новые дидактические возможности в осуществлении дополнительного профессионального образования учителей изобразительного искусства.

Для профессионального художественного образования помимо общих технологических возможностей, наиболее существенными являются средства для творческой самореализации и саморазвития, которые связаны с созданием визуальных объектов коммуникации. В связи с этим выделим возможности информационных технологий, непосредственно влияющие на формулирование задач художественного образования:

1. Комплексное воздействие на восприятие пользователя, включая его эмоциональную сферу, за счет синтеза зрительных, слуховых и двигательных образов в едином объекте коммуникации;

2. Имитация любых визуальных средств выражения, в том числе возможность создания иллюзии трехмерных, материальных объектов, иллюзии движения, создание и представление с помощью визуальных средств объектов, существование которых невозможно в объективной реальности, реконструкция мира прошлого, проектиро-

вание мира будущего (виртуальное моделирование);

3. Возможность осваивать информацию с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли.

Одним из важных аспектов, характеризующих визуальный характер информационных коммуникативных технологий, является спектр возможностей, повышающих наглядность и активизирующих восприятие пользователя. В спектр этих возможностей входят: синтез в едином экранном объекте нескольких разных по своей специфике визуальных образов - объективных изображений, схем, символов, анимированных визуальных "комментариев", видео; звуковой индексации событий; симультанность представляемых образов; динамичное обновление информации; интерактивная модификация изображений и графических комментариев (возможность рисовать и модифицировать изображения прямо на интерактивных экранах).

Они предоставляют ученикам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создает атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя. При этом компьютер является, не только мощным познавательным средством для изучения мировой культуры, но и инструментом освоения теоретических основ живописи, формирования художественного вкуса, развития фантазии и творческих способностей.

Отталкиваясь от сформулированных возможностей информационных технологий, выделим задачи характерные для художественно-педагогического образования, включенных в учебный процесс средствами компьютерных технологий:

- развивать приоритетные свойства мышления, дискурсивное мышление (накопление и анализ информации) и формировать интегративную мыслительную стратегию

(интерпретация, систематизация и синтез новых представлений);

- приобрести необходимые компьютерные умения и навыки, способствующие развитию учащихся творческой, художественной самореализации;

- формировать пространственное воображение, ассоциативное мышление, навыки обобщения и абстрагирования образов с последующим выражением полученных представлений в языковых формах.

Анализ психолого-педагогических исследований в области современных информационных технологий Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, Е.А. Пономарева, В.В. Рубцова, К.М. Шоломий, С.Г. Юдакова и др., свидетельствует, что компьютер, включенный в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления (4).

Нам импонирует мнение О. В. Дивнен-ко, И.Л. Любинского, В.К. Скатерщиковой, которые утверждают, что эстетическое воспитание в первую очередь влияет на духовное становление человека, учит гибко ориентироваться в постоянно изменяющейся социальной среде, вырабатывает ценностное отношение к объективно существующей реальной действительности. Изучение эстетики, несущей мощный потенциал любви, добра, красоты, позволяет через внутреннее переживание, личностно-эмоциональное восприятие изучаемого материала воздействовать на внутренний мир ребенка, формируя его культуру, этические и нравственные нормы (7).

Очень ценно то, что становится возможным в художественном образовании согласовать обучение технике творчества и самореализации, осуществить на практике призыв Л.С. Выготского: «Учите детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время дайте простор и для детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира» (7).

Основываясь на анализе изученной литературы по проблеме информационных технологий в образовании, считаем возмож-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным, установить родственные связи между рассмотренными понятиями.

Подводя итоги, обратимся к языку аллегорий и метафор. Представим предложенную схему в образе дерева, почвой для которого являются высокие технологии. Разветвленные мощные корни этого дерева - информационные технологии. Могучий ствол - мультимедиа - держит на себе ветви различных ее подвидов. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви анимации, видеотехнологии, звуковых эффектов, телевизионного приема, и конечно же компьютерной графики, листочки и плоды которой - ее разновидности - векторная графика, растровая графика, трехмерная графика, деловая графика.

В описанной выше модели информационные технологии будут являться разветвленной корневой системой, мультимедиа (разновидность информационных технологий) - мощным стволом, на котором множество ответвлений и одно из них -компьютерная графика, от которой, в свою очередь отходят более тонкие ветви - растровая графика, трехмерная графика, векторная графика, деловая графика.

Рассмотренные процессы информатизации закономерны и предполагают дальнейшее раскрытие и реализацию человеческого потенциала. Стремительность и глубина изменений современного общества несут в себе значительные риски для человека и требуют высокой ответственности в области образования. Опыт свидетельствует, что медиасредства становятся необходимым компонентом современных воспитательных систем и образовательных процессов, помогают разрешить одни проблемы и порождать другие, которые должны рассматриваться и анализироваться с точки зрения научного и методологического исследования, проектирующих инновационную образовательную среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Академия, 2008.

2. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов // Педагогика. - 2005. -№ 7. - С. 55-59.

3. Коробко Г.Ю. Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Краснодар, 2006.-20с.

4. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2001. - 20 с.

5. Молчанов А.С. Особенности организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий // Универсистетская наука -региону: Материалы 45 научно-методической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

6. Неменский Б.М. Принципы программы непрерывного художественного образования // Искусство в школе. - 2003. - №1. - С.3-8.

7. Полонская М.А. Совершенствование художественно-педагогического мастерства учителя изобразительного искусства в процессе повышения квалификации: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2006. - 196 с.

8. Толкачев Г.П. К проблемам модернизации профессионального образования // Инновации в образовании. - 2006. - №2. - С. 78-86.

9. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Тарасова М.С.,. Пронина Т.Д. Художественно-педагогический словарь. - М.: Трикста, 2005. - 472 с.

Об авторе

Зеленская Валентина Алексеевна, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, старший преподаватель кафедры воспитательной работы и дополнительного образования, аспирант СГПИ. Сфера научных интересов автора - дополнительное профессиональное образование k-psycho-kpp@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.