Научная статья на тему 'Изучение компьютерной графики на педагогических специальностях вузов'

Изучение компьютерной графики на педагогических специальностях вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ / PEDAGOGICAL SPECIALTIES / STUDY OF COMPUTER GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Марина Викторовна, Феоктистова Ольга Александровна

Рассмотрены примеры лабораторных работ по компьютерной графике для педагогических специальностей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COMPUTER GRAPHICS IN PEDAGOGICAL SPECIALTIES OF UNIVERSITIES

The examples of laboratory work in computer graphics for pedagogical specialties of universities are discussed.

Текст научной работы на тему «Изучение компьютерной графики на педагогических специальностях вузов»

УДК 004.92

ИЗУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ВУЗОВ

© М.В. Храмова, О.А. Феоктистова

Ключевые слова: педагогические специальности; изучение компьютерной графики.

Рассмотрены примеры лабораторных работ по компьютерной графике для педагогических специальностей вузов.

Изучение компьютерной графики в процессе подготовки педагогов в вузе происходит при изучении различных дисциплин: ИКТ в образовании, компьютерный дизайн, компьютерная графика, основы информатики и т. д. При выборе программных продуктов преподаватель должен учитывать не только специфику обработки информации, гибкость и настраиваемость программного продукта, мобильность, но и его функциональную полноту и законченность реализуемых функций. Изучаемый программный продукт должен быть полезен в дальнейшей профессиональной деятельности будущего учителя, например, для учителей математики, физики, технологий - черчение разверток различных объектов, схематическое их изображение, построение графиков, для учителей начальных классов, воспитателей - рисование «разукрашек», иллюстраций к сказкам, различных наглядных пособий.

Существующие учебные пособия либо не затрагивают данные аспекты, либо предлагают простейший материал, не позволяющий сформировать у студентов целостного представления о технологии обработки объектов компьютерной графики и, главное, о применении полученных знаний и умений по компьютерной графике в сфере будущей профессиональной деятельности.

Ввиду вышесказанного в качестве программной поддержки разделов компьютерной графики для студентов различных педагогических специальностей нами были выбраны следующие программные продукты -Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Blender.

Adobe Photoshop является не только многофункциональным кроссплатформенным программным продуктом, но и наиболее распространенным среди графических растровых редакторов, что несомненно имеет практическую ценность для преподавателя и обучаемых. Если изучение компьютерной графики происходило с использованием Adobe Photoshop, то продолжение изучения курса может осуществляться на основе Adobe Illustrator.

Навыки, приобретенные в ходе работы в графической среде Adobe Photoshop, позволят сделать переход в новую программную среду с уже знакомыми инструментами и сходной идеологией более простым, а также значительно сократят время, которое потребовалось бы на изучение интерфейса нового программного продук-

та. Кроме того, между Photoshop и Illustrator существует единство форматов, улучшенный обмен данными, передача документов без потерь и многие другие важные преимущества, что позволяет сделать курс изучения компьютерной графики наиболее целостным и систематизированным. Таким образом, связка Adobe Photoshop и Adobe Illustrator является обоснованной и достаточно эффективной [1].

При выборе программного продукта для изучения 3D графики немаловажно учитывать не только степень распространения программного продукта, но также его требования к ресурсам системы. В данном ключе мы остановили свой выбор на бесплатном пакете Blender. Данный пакет можно с успехом применять как для начального освоения 3D графики, так и для моделирования сложных систем, создания анимированных роликов.

Отметим достоинства программы. Интерфейс пакета Blender является полностью настраиваемым - количество окон и панелей не ограничено, а в рамках одного рабочего пространства пользователь может размещать как окна с различными видами для моделирования, так и окна со специфичными задачами. Несмотря на довольно небольшой размер, программа позволяет создавать 3D сцены, отличающиеся высоким фотореалистичным качеством. Так же стоит отметить возможность работы в графическом редакторе с помощью горячих клавиш, что изначально требует времени для запоминания, но в дальнейшем значительно увеличивает продуктивность деятельности. Но основная возможность Blender, отличающая его от остальных редакторов, - возможность создания приложений [2].

Нами был разработан ряд лабораторных работ по растровой, векторной и 3D графике на основе Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Blender соответственно.

При создании курса были выделены следующие задачи:

1) формирование понятия «растровое изображение», «векторное изображение», «3D изображение»;

2) теоретические основы создания растровой, векторной и 3D графики;

3) изучение основных инструментов для создания и работы с растровым, векторным и 3D изображением;

4) изучение технологии создания объемного изображения.

Первая часть, комплект заданий по Adobe Photoshop, состоит из 7 лабораторных работ:

1) знакомство с рабочей областью. Цель: формирование умения в выполнении элементарных действий с изображениями - изменение размеров изображения, ориентации страницы, параметров страницы, перемещение элементов изображения в пределах окна;

2) работа с инструментами выделения. Цель: ознакомление и отработка навыка в использовании основных инструментов (выделения, перемещения, трансформации и т. д.) и команд данного программного продукта - Adobe Photoshop CS2;

3) использование инструментов рисования. Цель: отработка навыка в использовании инструментов Кисть;

4) работа со слоями. Цель: усвоить приемы работы со слоями;

5) работа с фильтрами. Цель: отработка умений в использовании различных фильтров программы, направленных на создание специальных эффектов для изображений;

6) правка цифровых фотографий. Цель: формирование умения работы с цифровыми фотографиями (отсканированными изображениями), нуждающимися в коррекции (устранение дефектов, чрезмерной яркости или затененности, цветовой гаммы и т. д.);

7) оформление границ изображений. Цель: формирование умения в оформлении фотографий посредством создания рамок и других способов эстетического оформления границ фотографий, используя различные фильтры и инструменты программы Photoshop CS2.

Вторая часть заданий на изучение векторной графики (в Adobe Illustrator) состоит из 5 лабораторных работ, цель которых - практическое овладение основами работы с векторной графикой средствами Adobe Illustrator CS2.

1) работа с геометрическими примитивами. Цель: знакомство с основными геометрическими примитивами (прямоугольник, овал, звезда, многоугольник и т. д.), представленными в Adobe Illustrator CS2, их основными свойствами. Выполнение различных действий над ними (трансформация, поворот, группировка и т. д.), а также применение различных эффектов. Знакомство с инструментами выделения, заливки (создание собственного градиента) и инструментом добавления узлов. Знакомство с основными палитрами данного программного продукта (Gradient, Color, Brushes и т. д.);

2) работа с инструментом Blend (Перетекание). Цель: освоение инструментов Blend (Перетекание), Mesh (Сетка), Convert Anchor Point Tool (Изменение узлов), Symbol Sprayer (Распылитель символов). Знакомство с параметрами вышеперечисленных инструментов. Освоение работы со слоями;

3) работа с кривыми Безье. Цель: знакомство с основным инструментом для работы с контурами - Pen (Перо), точнее его созданием, и инструментами для редактирования контуров;

4) создание объемных фигур (3D графика). Цель: освоение инструментов для создания 3D графики;

5) задания обобщающего характера. Цель: задания данной лабораторной работы направлены на закрепление навыков работы с основными инструментами Adobe Illustrator CS2.

Третья часть задания для работы в Blender состоит из 7 лабораторных работ:

1) манипуляция с объектами. Цель: усвоить основные принципы масштабирования, перемещения, поворота объектов, используя горячие клавиши. Научиться добавлять, удалять объекты со сцены, редактировать, использовать различные режимы выделения и отображения;

2) вытягивание (экструдирование) формы объекта. Цель: познакомить с понятием «экструдирование», освоить основные принципы работы вытягивания формы объекта;

3) режим пропорционального редактирования. Цель: познакомиться с инструментом пропорционального редактирования и опцией множественного подразделения. Сформировать умения наложения материала и текстуры на 3D объект;

4) отражение (зеркальность) и преломление (прозрачность и искажение). Цель: изучение основ построения отражающей или зеркальной поверхности объектов, а также их прозрачности;

5) основы анимации. Цель: изучение основ построения анимации в Blender с использованием трех основных модификаторов (вращение, масштабирование, перемещение);

6) использование метa-форм. Цель: знакомство с понятием Мета-форма, совершение основных манипуляций с данным объектом, конвертирование метаобъектов в меш-объекты;

7) настройка частиц и влияние материалов. Цель: освоить принципы создания частиц и возможности их управления, а также установления взаимосвязи частиц с различными объектами и силами.

Текущий контроль освоения материала осуществляется путем выполнения самостоятельных работ, расположенных в конце каждой лабораторной работы.

Описанные выше лабораторные работы были использованы при изучении курса «Компьютерная графика», а также отдельных тем курсов «Информационные технологии в образовании» и «Теория и методика обучения информатике» в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского для студентов педагогических специальностей как очной, так и заочной форм обучения [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Феоктистова О.А., Храмова М.В. Изучение векторной графики на основе Adobe Illustrator CS2 в вузе // Применение новых технологий в образовании: сб. статей участников 21 Междунар. конф. Троицк, 2010. С. 67-70

2. Феоктистова О.А., Храмова М.В. Изучение 3D графики на основе Blender // Информационные технологии в образовании: сб. трудов участников 3 Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2011. С. 73-76.

3. Храмова М.В., Александрова Н.А. Об опыте подготовки будущих учителей начальных классов по дополнительной специальности «информатика» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2012. Т. 1. № 19. С. 85-89.

Поступила в редакцию 23 ноября 2012 г.

Khramova M.V., Feoktistova O.A. STUDY OF COMPUTER GRAPHICS IN PEDAGOGICAL SPECIALTIES OF UNIVERSITIES

The examples of laboratory work in computer graphics for pedagogical specialties of universities are discussed.

Key words: pedagogical specialties; study of computer graphics.

24б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.