Научная статья на тему 'Использование компьютерных обучающих средств при подготовке специалистов в области графики и иллюстрирования в рамках международной программы arena multimedia'

Использование компьютерных обучающих средств при подготовке специалистов в области графики и иллюстрирования в рамках международной программы arena multimedia Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Дина Алексеевна, Бирюкова Александра Васильевна

В данной статье описано применение компьютерных технологий для подготовки специалистов в области компьютерной графики и мультимедиа-технологий, а так же внедрение в учебный процесс обучающего курса «Основные принципы графики и иллюстрирования», который предоставляет студентам возможность пошагового обучения работе по созданию компьютерной графики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article describes the use of computer technologies for the training of specialists in the field of computer graphics and multimedia technologies, as well as the introduction in educational process of a training course «Basic principles for the graphics and illustration», which provides students the opportunity to step-by-step training to work on the creation of computer graphics.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных обучающих средств при подготовке специалистов в области графики и иллюстрирования в рамках международной программы arena multimedia»

Использование компьютерных обучающих средств

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГРАФИКИ И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ

в рамках международной программы ARENA MULTIMEDIA

Семенова Дина Алексеевна ([email protected])

Бирюкова Александра Васильевна ([email protected])

ГОУВПО «Марийский государственный университет»,

Международный образовательный центр APTECH, г. Йошкар-Ола

В данной статье описано применение компьютерных технологий для подготовки специалистов в области компьютерной графики и мультимедиа-технологий, а так же внедрение в учебный процесс обучающего курса «Основные принципы графики и иллюстрирования», который предоставляет студентам возможность пошагового обучения работе по созданию компьютерной графики.

In this article describes the use of computer technologies for the training of specialists in the field of computer graphics and multimedia technologies, as well as the introduction in educational process of a training course «Basic principles for the graphics and illustration», which provides students the opportunity to step-by-step training to work on the creation of computer graphics.

Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется во все структуры, проводящие подготовку и переподготовку специалистов (начиная от профессионально-технического и высшего образования и заканчивая ускоренными курсами по различным специальностям).

Применение компьютерных технологий в подготовке студентов открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения, позволяет автоматизировать рутинные операции, сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными и динамичными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

В Международном образовательном центре APTECH при ГОУВПО «Марийский государственный университет» компьютерная графика рассматривается в рамках курса дополнительного образования по программе «Специалист в области компьютерной графики и мультимедиа-технологий».

В связи с необходимостью подготовки современных квалифицированных специалистов в области компьютерной графики остро стоит вопрос о совмещение практических навыков работы с графическими пакетами и теоретическими основами данного направления.

Спецификой преподавания компьютерной графики в настоящее время является наличие широкого спектра программных продуктов, требующих тщательного изучения. Векторная графика немыслима без использования программ CorelDraw, Adobe Illustrator, Adobe Flash. Растровая же графика, в свою очередь, предполагает изучение Adobe Photoshop. Кроме этого есть обширные по своему объему теоретические курсы, такие как теория цвета, основы компьютерной графики и другие, без знания которых невозможно раскрыть все многообразие преимуществ графических изображений.

Немаловажным аспектом является и то, что обучение в МОЦ APTECH по программе ARENA Multimedia, ведется в вечернее время, после того, как закончатся основные занятия у студентов. Это влияет не только на степень восприятия материала, но и на интерес к обучению и проявление креативных идей. Поэтому важной задачей становится задача эффективного использования различных образовательных ресурсов

и времени, то есть при минимальных затратах времени студенты должны получить максимальные по объему и качеству знания.

Не стоит забывать и о том, что нагрузка по предоставлению теоретического материала, по проведению практических занятий и по проверке творческих работ и тестов ложится на преподавателя.

В связи с этим, большое место в процессе обучения в МОЦ APTECH по программе ARENA Multimedia отводится самостоятельной познавательной деятельности студента, которая должна носить активный характер, а само обучение должно быть личностно ориентированным.

Неоценимую помощь при реализации подобного процесса обучения оказывают компьютерные обучающие средства, которые обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, разгружают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний.

В рамках данного направления был разработан компьютерный обучающий курс «Основные принципы графики и иллюстрирования» (рис. 1), предназначенный для изучения основ компьютерной графики и дизайна, а также обучению работе в приложениях Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Основной задачей данного программного проекта является пошаговое обучение студентов работе по созданию компьютерной графики, которая используется в рекламе, полиграфии, развлекательных услугах и других сферах жизни.

Рис. 1. Главное меню обучающей системы

При обучении основным принципам графики и иллюстрирования, важными моментами процесса образования становятся следующие:

- обучение инструментарию и технологии создания компьютерной графики и сравнительному анализу ее программных средств;

- умение оценивать качество визуальной информации, получаемой посредством телевидения, видео, компьютера и выработка избирательности при «потреблении» визуальной информации, созданной с помощью компьютерных технологий;

- формирование критического мышления при восприятии, анализе и создании компьютерной графики разных форм;

- развитие навыков творческого самовыражения средствами компьютерной графики, включающее умение претворять вербальное описание объекта в его визуальный образ.

Содержание обучения предполагает освоение: основных понятий компьютерной графики (история развития, задачи, проблемы, цветовые системы, основы искусства и дизайна и многие другие), которые способствуют проявлению у студента интереса к самостоятельному овладению знаниями и умениями в этой области; инструментария систем компьютерной графики, формирование навыков самостоятельного использования графических систем в учебной деятельности; способов самостоятельного выбора подходящего алгоритма решения задач компьютерной графики или конструирование нового из комбинации известных для достижения необходимого результата.

Представленный компьютерный обучающий курс охватывает теоретический материал из следующих разделов (рис. 2):

Рис. 2. Окно выбора темы для изучения теоретического материала

♦ основы рисунка - рассматриваются элементы рисунка, создание рисунка, типы рисунков, композиция рисунка, перспектива, чертежи в нескольких проекциях и формы;

♦ теория цвета - основные сведения о цветовом круге, понятия цвета, характеристики цвета, цветовой тон, насыщенность, яркость, цветовые модели, индексированные цвета, первичные и вторичные цвета;

♦ работа со шрифтами - гарнитуры и шрифты, семейства шрифтов, стили шрифтов и форматирование, дизайн, ориентированный на оформление;

♦ принципы и элементы дизайна - основы дизайна, принципы дизайна, элементы дизайна, закон баланса, закон ритма, закон выделения, закон единства, закон пропорции, закон простоты;

♦ разрешение и форматы файлов - разрешение изображения, разрешение принтера, цифровые изображения, размер файла и глубина цвета, сканирование изображений, форматы графических файлов;

♦ иллюстрирование - раскрыто понятие современной иллюстрации, ее функции, типы иллюстраций, программы для иллюстрирования, инструменты, технические приемы, знакомство с визуализацией и понятие образного мышления.

Кроме того, в обучающей системе идет рассмотрение программных продуктов для обработки изображений: Adobe Photoshop для создания и обработки растровых изображений и Adobe Illustrator для создания и обработки векторных изображений.

Организация теоретического материала позволяет проходить обучение в порядке наиболее удобном для пользователя и понимания контента.

После каждой темы студенту предлагается тест, успешное выполнение которого позволяет перейти к изучению следующей темы. После изучения всех тем раздела, пользователь обучающего курса переходит к следующему разделу, однако, всегда может вернуться назад для повторения материала. Разделы «Редактирование растровых иллюстраций средствами Adobe Photoshop» и «Создание и модификация векторных изображений средствами Adobe Illustrator» открываются одновременно, предоставляя обучаемому самостоятельно определить порядок рассмотрения данных тем в зависимости от его предпочтений.

Контроль знаний осуществляет с помощью элементов (рис. 3):

Тестирование: Тесты

1 e 1

1 1 Btrpoi 2 і Вопрос 31 Ьы%мс t | BcnpotSj Вопрос 6 1 воґрлс 7 \ аогрсс В | вогШД 1

т«кст есгскхл;

■ >|>^трт ниым*тш при6«л»4Т*1«»май, «*-гх он» irtfawiwi, нп ня

.«дтг*-мс«*і фср*2(*1

ІУбЦИ!» МЦКММГ О ГМ ТА.

фистча

Осталось І9»лін 31 се* [ Дли» ] [ Эомосртгъ 1

Рис. 3. Пример тестового задания

- проверочные тесты на знание инструментария компьютерной программы;

- исследовательские тесты на изучение неизвестного инструментария, на создание специальных сложных эффектов с последующей оптимизацией технологии исследования;

- контрольные, которые позволяют проверить не только знание пройденного материала, но и умения добывать знания, проводить исследования и решать творческие задачи.

После каждой изученной темы студенту предлагается выполнить промежуточный тест, а в конце каждого раздела выполняется итоговый тест. Есть возможность перехода от задания к заданию, выполнению заданий теста не по порядку, возвращения к выполненному заданию. Преподаватель может задавать количество процентов для той или иной оценки обучаемого, а также время, необходимое для решения теста (рис. 4).

Рис. 4. Окно настроек параметров оценивания тестов

После прохождения теста показываются его результаты: количество правильно выполненных заданий приводится в процентном соотношении, отображаются плохо изученные темы главы, контроль которой осуществляется, а также время выполнения заданий и оценка, причем все эти данные заносятся в электронный журнал и преподаватель всегда может обратиться к данным теста (рис. 5).

Рис. 5. Окно просмотра успеваемости студентов

Компьютерная графика является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей информатики и во многих случаях выступает «локомотивом», тянущим за собой всю компьютерную индустрию. Высшее учебное заведение должно следить за новыми разработками и способствовать внедрению новых технологий в учебный процесс.

Литература

1. Вымятнин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В., Руденко Т. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. - Томск, 2003. - http://ido.tsu.ru/

2. Жвалевский А., Гурская И., Гурский Ю. Компьютерная графика. Photoshop CS3, CorelDRAW X3, Illustrator CS3. Трюки и эффекты. - СПб.: Питер, 2008. - 992 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.