complex of the specialty as an element of the information and educational environment], Vestnik Cheljabinskogo gos. ped. un-ta [Bulletin of the Chelyabinsk state. ped university], 2014, no. 2, pp. 70-83. (In Russian)
5. Kuznecova Je. G. Proektirovanie i realizacija zadachno-modul'noj tehnologii obuchenija v sisteme zaochnogo obrazovanija ssuza (na primere discipliny «Tehnicheskaja dinamika») [Design and implementation of task-modular training technology in the system of correspondence education of a secondary vocational education institution (on the example of the discipline "Technical Dynamics")], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Kazan', 1999. 21 p. (In Russian)
6. Moshkina E. V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa podgotovki studentov zaochnoj formy v uslovijah jelektronnogo obuchenija [Organizational and pedagogical support of the process of preparing correspondence students in e-learning], Cand. ped. sci. diss. Krasnojarsk, 2014, 185 p. (In Russian)
7. Neustroev S. S. Ob organizacii sovremennogo jelektronnogo obuchenija dlja detej i vzroslyh s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [On the organization of modern e-learning for children and adults with disabilities], Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika [Education Management: Theory and Practice], 2017, no. 1 (25, pp. 28-34. (In Russian)
Башарина Ольга Валентиновна, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Пономарева Марина Николаевна, директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Basharina Olga Valentinovna, Head of the Laboratory for Informatization of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Ponomareva Marina Nikolaevna, Director of the Zlatoust College of Technology and Economics, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Буров, Ю. Б. Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров, Г. У Карпыкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 53-59.
УДК 377 ББК 74.57
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ю. Б. Буров, Г. У. Карпыкова
Ключевой фигурой модернизации российского образования является учитель. Акцент прежде всего ставится на его профессионализме и мастерстве. Современной школе нужен учитель инновационного типа, и эту задачу призваны решать профессиональные образовательные организации.
В данной статье рассматривается суть интенсификации процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации. Представлена авторская адаптивная модель будущего учителя инновационного типа.
Ключевые слова: будущий учитель инновационного типа, адаптивная модель будущего учителя инновационного типа, «<навыки будущего», актуализированные компетентности, паспорт метакомпетенций.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», федеральным проектам «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России невозможно без ускорения темпов модернизации общего и профессионального образования, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для школы. Национальный проект «Образование» сформулировал социальный заказ на педагога инновационного типа, способного ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизни, умеющего творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания и применять их для решения практических задач. При этом в подготовке будущего учителя упор делается на необходимость определения востребованных профессиональных компетенций, внедрения эффективных адаптивных, практико-ориенти-рованных и гибких образовательных программ; поиск новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение мотивации к обучению и максимальную вовлеченность в образовательный процесс через индивидуализацию обучения и воспитания.
Современная педагогическая практика показывает, что в силу определенной инертности классической системы образования и динамично происходящих изменений во всех сферах общества «информационной избыточности» все труднее становится использовать традиционные методы, средства и формы организации учебной деятельности в рамках ограниченного нормативами и стандартами количества часов, отведенных на образовательные программы. Анализ современных методов и форм организации учебной деятельности будущих учителей позволяет выделить следующие проблемы:
- изменение ценностного отношения к образованию: часть обучающихся не имеют особого интереса к содержанию образовательного процесса — таких студентов «вернуть» в аудитории может только игровое, интерактивное обучение; часть сознательных студентов (автодидакты) ищут «свой путь», понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели в этом процессе и не готовы брать «пакетные решения», предлагаемые колледжами и институтами, — таких студентов «вернуть» в аудитории может только гибкое, индивидуализированное, открытое образование, предлагающее возмож-
ность индивидуальных (асинхронных) образовательных траекторий [1];
- оторванность содержания педагогического образования от новейших достижений науки, международных стандартов WorldSkills Russia;
- предметно-линейное, «лоскутное» построение обучения от дисциплины к дисциплине с повторами содержания и потерями времени без приведения их к «сквозной» логике междисциплинарных курсов;
- формальная организация самообучения студента, недостаточное понимание будущими учителями профессионального самообразования как особой, высшей формы познавательной деятельности, обусловленной психологическими, интеллектуальными особенностями обучающегося.
В целях повышения качества обучения и снижения временных затрат в процессе подготовки будущего учителя необходимы рациональный отбор учебного материала с выделением инвариантного «ядра» и вариантной (дополненной) информации с учетом новейших психолого-педагогических и информационных исследований; внедрение инновационных образовательных технологий и форм обучения и воспитания; разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с опорой на когнитивные стили и типы мышления обучающегося; гибкая система оценки в виде портфолио компетенций и достижений; использование в самообразовании возможностей дополнительного профессионального образования ПОО, сетевых сообществ и открытых онлайн-курсов и т. д.
Таким образом, сегодня в профессиональном педагогическом образовании налицо острые противоречия между:
- необходимостью увеличения объема учебной информации как условия качественной подготовки будущего учителя инновационного типа и невозможностью экстенсивного решения проблемы обновления содержания педагогического образования ввиду ограниченного количества учебных часов, предусмотренных нормативами и стандартами;
- необходимостью интенсификации процесса подготовки будущего учителя инновационного типа и традиционной организацией учебно-воспитательного процесса в среднем профессиональном педагогическом образовании;
- необходимостью совершенствования процесса самообразования будущего учителя, способного эффективно выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях развития современного
общества, и традиционной формой организации самообучения.
Имеющиеся в профессиональном педагогическом образовании недостатки и противоречия заставили искать эффективные подходы и пути решения проблемы качества подготовки будущих учителей. Одним из них является интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации.
Под интенсификацией образовательного процесса нами понимается процесс передачи большего объема знаний, умений и практического опыта при неизменной продолжительности обучения с учетом повышения требований к качеству профессионального образования. Интенсификация процесса подготовки будущего учителя должна проводиться в единстве образования, воспитания и развития с учетом ключевых идей федеральных проектов «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», программы развития ЗПК на 2018-2023 годы, стратегической карты компетенций ЗПК, требований WorldSkills Russia [2] и демонстрационного экзамена.
При этом студент понимается как активный участник (субъект) интенсификации процесса профессионального становления личности будущего учителя инновационного типа, обладающий востребованными профессиональными компетенциями (когнитивной, цифровой, аутоп-сихологической), которые необходимо формировать и развивать.
В условиях интенсификации совершенствование образовательного процесса предполагает актуализацию учебных планов, приведение
в сквозное дискурсивное поле содержания рабочих программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов; внедрение инновационных образовательных технологий и форм обучения и воспитания, в том числе с помощью современных информационных систем, дистанционных и онлайн-технологий. Организация самообучения студента как особой, высшей формы учебной деятельности, обусловленной индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося, включена в содержание специально составленного индивидуального образовательного маршрута с учетом актуализации «Стратегической карты компетенций ЗПК».
Надо отметить, что основной перечень профессиональных компетенций учителя отражен в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3] и «Профессиограмме учителя». Но сама идея интенсификации процесса подготовки будущего учителя предусматривает ориентацию на самые актуальные в этих условиях компетентности. Исследователь Т. И. Ильина определяла интенсификацию учебного процесса как прочное усвоение строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработку соответствующих умений и навыков за оптимально допустимые сроки [4].
Исходя из этого положения, нами была разработана адаптивная модель будущего учителя инновационного типа, в которой нашли отражение самые востребованные сегодня профессиональные компетентности учителя — когнитивная, цифровая и аутопсихологическая.
Современные вызовы, заказ государства и общества на подготовку будущего учителя инновационного типа в системе среднего профессионального педагогического образования Актуализированные компетентности «Навыки будущего» Мероприятия
Федеральные проекты (извлечения из проектов) «Современная школа»: - «на системном уровне и качественно обновить содержание образовательного процесса; - определить ключевые компетенции для будущего экономического прорыва России на мировом уровне». Когнитивная компетентность 1. Навыки критического мышления. 2. Навыки системного мышления. 3. Навыки стратегического мышления. 1. Обновление содержания профессионального педагогического образования (создание банка современных электронных учебно-методических комплексов на основе принципов актуальности, наукоемкости, системности, интеграции, доступности).
Таблица 1
Адаптивная модель будущего учителя инновационного типа
Продолжение таблицы 1
Современные вызовы, заказ государства и общества на подготовку будущего учителя инновационного типа в системе среднего профессионального педагогического образования
Актуализированные компетентности
«Навыки будущего»
Мероприятия
«Учитель будущего»:
- «сформировать универсальный ком-петентностный портрет педагога для проведения работы по обновлению содержания образовательных программ профессионального образования». «Навыки будущего» (извлечения из проекта):
- «разработать технологию обучения с фокусом на типы мышления». Стандарты WorldSkills Russia (извлечение из проекта «Молодые профессионалы»):
- «повышение авторитета и признание квалифицированных людей, демонстрация важности навыков в достижении экономического роста и личного успеха»_
4. Навыки креативного мышления.
5. Навыки проектирования индивидуальных образовательных траекторий
Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (извлечения из программы):
- «совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;
- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России». Федеральные проекты (извлечения из проектов)
«Современная школа»:
- «предоставить каждому ребенку право выбора и формирования своей образовательной траектории развития;
- запустить в полном объеме сетевые формы реализации образовательного процесса;
- распространить практику применения современных технологий обучения, основанных на виртуальной и дополненной реальности;
- внедрить программы по формированию у обучающихся базовых навыков программирования;
- обеспечить качественный рост числа детей, обладающих необходимыми навыками программирования для дальнейшего использования в цифро-визационных процессах развития общества».
Информационно-коммуникативная (цифровая) компетентность
1. Навыки работы с образовательными порталами, платформами онлайн-курсов.
2. Навыки проектной коммуникации в онлайн-сооб-ществах.
3. Навыки создания адаптивных электронных учебных пособий с учетом когнитивных стилей и типов мышления обучающихся.
4. Навыки программирования обучающих игр.
5. Навыки использования цифровых технологий для саморазвития
2. Внедрение современных технологий обучения в образовательный процесс: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология дифференцированного обучения, технология модульного обучения, цифровые технологии обучения.
3. Цифровизация образовательной среды колледжа: оснащение цифровым оборудованием, цифровыми образовательными ресурсами, внедрение в учебный процесс цифровых технологий обучения, широкий доступ студентов и преподавателей к цифровым образовательным ресурсам, дистанционное обучение, электронный документооборот, повышение квалификации преподавателей и сотрудников, цифро-визация системы управления.
4. Индивидуализация обучения через предоставление студентам выбора индивидуальной образовательной траектории (курсов и дисциплин вариативного компонента учебного плана, дополнительного образования), фиксирование индивидуального образовательного маршрута в личном портфолио компетенций и достижений.
5. Внедрение механизма психолого-педагогического сопровождения самообразования студентов в игровой асЫеуе-логике, разработка личных паспортов метакомпетенций.
6. Обучение студентов адаптивным методикам работыс детьми с особыми образовательными потребностями.
Продолжение таблицы 1
Современные вызовы, заказ государства и общества на подготовку будущего учителя инновационного типа в системе среднего профессионального педагогического образования Актуализированные компетентности «Навыки будущего» Мероприятия
«Цифровая образовательная среда»: - «создание условий для непрерывного развития компетенций педагогов — в рамках индивидуальных траекторий подготовки педагогов будут использоваться онлайн-курсы». «Молодые профессионалы»: - «обеспечение условий для создания системы эффективной профессиональной подготовки учителя для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза Ворлдскиллс Россия». Стандарты WorldSkills Russia (извлечения из стандарта): - «повышение авторитета и признание квалифицированных людей, демонстрация важности навыков в достижении экономического роста и личного успеха» 7. Подготовка студентов к профессиональным конкурсам и демонстрационному экзамену. 8. Диагностика компетенций и достижений студентов, мониторинг эффективности работы РИП
Федеральные проекты (извлечения из проектов) «Современная школа»: - «обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения, в том числе учитывающих особые образовательные потребности обучающихся, позволит качественно улучшить образовательный процесс каждого ребенка; - обновление содержания образовательного процесса напрямую повлияет на мотивационную заинтересованность ребенка к процессу обучения и развития в школьном возрасте; - внедрение методики и критериев оценки формирования гармонично развитой и социально ориентированной личности позволит качественно снизить уровень девиантного поведения, исключив тем самым распространение правонарушений у подрастающего поколения». « Успех каждого ребенка»: - «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». Аутопсихологиче-ская (регулятивная) компетентность 1. Навыки управления физическими и психофизиологическими ресурсами. 2. Навыки эмоциональной и мотивацион-но-волевой саморегуляции. 3. Навыки тайм -ме-неджмента в профессиональной деятельности. 4. Навыки стресс-менеджмента в профессиональной деятельности. 5. Навыки психогигиены информационного труда («цифровая диета», «ин-формацион-ный фитнес»)
Окончание таблицы 1
Современные вызовы, заказ государства и общества на подготовку будущего учителя инновационного типа в системе среднего профессионального педагогического образования Актуализированные компетентности «Навыки будущего» Мероприятия
Стандарты WorldSkills Russia (извлечения из стандарта): - «повышение авторитета и признание квалифицированных людей, демонстрация важности навыков в достижении экономического роста и личного успеха»
Именно в ключе данной модели будет осуществляться интенсификация процесса подготовки будущего учителя, предполагающая организацию эффективных индивидуальных образовательных маршрутов, составление личных паспортов метакомпетенций и электронных портфолио компетенций и достижений, диагностику когнитивной, цифровой и аутопсихо-логической компетентностей и персонального познавательного стиля, составление индивиду-
альных пошаговых техник и стратегий личного и профессионального мастерства на основе карт компетенций, жизненных стратегий и образовательно-карьерных траекторий.
Реализация программы интенсификации позволит повысить статус и качество профессиональной подготовки будущих учителей, популяризировать профессию педагога и обеспечить современную школу качественными кадрами.
Библиографический список
1. Будущее образования: глобальная повестка // Вклад в будущее : [сайт]. — URL: https:// vbudushee.ru/library/budushchee-obrazovaniya-globalnaya-povestka/.(Дата обращения: 03.11.2019).
2. Стандарты WorldSkills // Академия профессионального образования : [сайт]. — URL: https://academyprof.ru/blog/worldskills-russia-standarty-kompetencii (дата обращения: 03.11.2019).
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06 декабря 2013 г., регистрационный № 30550 // КлассИнформ.ру : [сайт]. — URL: classinform.ru/ profstandarty/01 (дата обращения: 03.11.2019).
4. Ильина, Т. И. Актуальные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. — Москва : Знание, 1979. — Вып. 4. — С. 11-28.
5. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. — 236 с. — ISBN 5-7464-0029-7.
For citation: Burov, Ju. B. The intensification of the process of training a future teacher in a vocational educational organization / Ju. B. Burov, G. U. Karpykova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 53-59.
THE INTENSIFICATION OF THE PROCESS OF TRAINING A FUTURE TEACHER IN A VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Ju. B. Burov, G. U. Karpykova
A key figure in the modernization of Russian education is the teacher. The emphasis is placed primarily on his professionalism and skill. A modern school needs an innovative type of teacher, and professional educational organizations are called upon to solve this problem. This article discusses the essence of intensifying the process of preparing a future teacher in a professional educational organization. The author's adaptive model of a future teacher of an innovative type is presented.
Key words: future teacher of an innovative type, adaptive model of a future teacher of an innovative type, "skills of the future", updated competencies, passport of metacompetencies.
References
1. Budushhee obrazovanija: global'naja povestka // Vklad v budushhee [The future of education: global agenda // Contribution to the future], available at: https://vbudushee.ru/library/budushchee-obrazovaniya-globalnaya-povestka/ (accessed: 03.11.2019). (In Russian)
2. Standarty WorldSkills // Akademija professional'nogo obrazovanija [WorldSkills Standards // Academy of Vocational Education], available at: https://academyprof.ru/blog/worldskills-russia-stand-arty-kompetencii (accessed: 03.11.2019). (In Russian)
3. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchi-tel')» [zaregistrirovan v Ministerstve justicii Rossijskoj Federacii 06 dekabrja 2013 g., registracionnyj № 30550], available at: classinform.ru/profstandarty/01 (accessed: 03.11.2019). (In Russian)
4. Il'ina T. I. Aktual'nye problemy vysshej shkoly [Actual problems of higher education], Novoe v teorii i praktike obuchenija [New in the theory and practice of learning], Moscow, 1979, Issue 4, pp. 11-28. (In Russian)
5. Andreev V. I. Dialektika vospitanija i samovospitanija tvorcheskojlichnosti: Osnovy pedagogiki tvorchestva [Dialectics of upbringing and self-education of a creative person: Fundamentals of pedagogy of creativity]. Kazan', Izd-vo Kazan. un-ta, 1988, 236 p, ISBN 5-7464-0029-7. (In Russian)
Буров Юрий Борисович, директор ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: burov.1964@ list.ru
Карпыкова Галина Уразовна, методист ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Burov Jurij Borisovich, Director of the Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Karpykova Galina Urazovna, methodologist of Zlatoust Pedagogical College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Истомина, В. В. О формировании общих компетенций по профессиям/специальностям ТОП-50 у обучающихся в профессиональных образовательных организациях и способы их решения / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 59-65.
УДК 377 ББК 74.57
О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ПРОФЕССИЯМ/ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТОП-бО У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
В. В. Истомина
В статье представлены результаты теоретического исследования, охватившего более трехсот методических разработок занятий преподавателей и мастеров производственного обучения. На основе проведенного анализа выделены три основные проблемы в работе преподавателей и мастеров производственного обучения по формированию общих компетенций по профессиям/специальностям ТОП-50 у обучающихся в профессиональных образовательных организациях. В статье предложены способы решения обозначенных проблем в процессе работы с преподавателями и мастерами производственного обучения и рекомендации по совершенствованию методического сопровождения преподавателей и мастеров производственного обучения. В качестве одного из способов решения указанных проблем автором предложена методика проведения подготовительной работы