Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Сведения для цитирования: Башарина, О. В. Реализация инновационного проекта как условие повышения качества организации образовательного процесса профессиональной образовательной организации / О. В. Башарина, М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 48-53.
УДК 377:001 ББК 74.57
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О. В. Башарина, М. Н. Пономарева
В статье рассматривается процесс реализации инновационного проекта, представлена материально-техническая, программная и дидактическая основа модели образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в заочном обучении, при реализации программ профессионального обучения и в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инновационная деятельность, модель образовательного процесса, материально-техническая база, электронный учебно-методический комплекс, дистанционные образовательные технологии.
Лавинообразное развитие цифровых технологий и происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях. Развитие инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях становится важнейшим средством обновления содержания и повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.
Инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной
образовательной организации» на базе ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» была создана в январе 2017 года.
Идея инновационного проекта возникла из необходимости решения возникающих в процессе работы противоречий между бурным развитием информационно-коммуникационных, цифровых технологий и отсутствием современной материально-технической базы в профессиональной образовательной организации, а также соответствующих ИКТ-компетенций педагогов; между необходимостью обучения студентов-заочников, слушателей многофункционального центра прикладных квалификаций удаленных территорий, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
и отсутствием методической (формы, методы и способы работы), а также дидактической (средства обучения — ЭУМК) основ обучения.
Возникающие противоречия поставили перед образовательной организацией проблему: «каким должен быть комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному применению дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе ПОО».
Изучение данной проблемы позволило сформулировать следующие условия:
- формирование нормативно-правовой, материально-технической и программно-технологической базы применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации;
- разработка и апробация электронных учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также эффективное взаимодействие участников образовательного процесса;
- разработка системы непрерывной подготовки и мотивации педагогов к использованию в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.
Реализация этих условий позволила построить новую модель образовательного процесса.
Основной целью использования дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) [1].
Программно-технологической основой данной модели является автоматизированная система управления образовательным процессом РгоСо1^е, реализованная на основе МооШе ЬМ8.
Для обеспечения ее функционирования необходимо было создать материально-техническую базу, сформировать кадровый потенциал, разработать электронные учебно-методические комплексы.
В ходе реализации инновационного проекта была создана современная материально-техническая база, включающая в себя 680 единиц компьютерной техники, локальную сеть, к которой подключены все отделения техникума и обеспечивается доступ к сети Интернет со скоростью 100 Мбит в секунду. Для обеспечения онлайн-взаимодействия с обучающими-
ся удаленных территорий была создана «Виртуальная комната».
Реализация новой модели образовательного процесса потребовала изменения структуры управления. Были введены ставки: заместителя директора, курирующего использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; методиста по дистанционным образовательным технологиям; программиста и техника, которым вменено в обязанности техническое и программное обеспечение работы системы дистанционного обучения; лаборанта по дистанционным образовательным технологиям, который оказывает помощь педагогам при разработке дистанционных курсов и размещении их в системе.
Для повышения компетенций администрации и педагогов в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий, онлайн обучения была спланирована система непрерывного повышения квалификации [2].
Обучение по программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе МооШе» прошли 84 % педагогических работников, а также заместитель директора, курирующий данное направление, методисты как головной образовательной организации, так и северных филиалов.
Первые результаты инновационного проекта показали его актуальность и востребованность среди педагогов образовательной организации. В связи с этим возникла необходимость дополнительного включения в него педагогических работников: как уже работающих в образовательной организации, так и вновь прибывших. Для решения этой задачи были спланированы и проведены 11 обучающих семинаров. Методисты, ответственные за данное направление, проводят консультирование педагогов, обучающихся, слушателей многофункционального центра прикладных квалификаций, а при необходимости и родителей.
Для поддержки инновационной деятельности педагогов была разработана система моральной и материальной мотивации сотрудников профессиональной образовательной организации [3].
Основным дидактическим средством для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является электронный учебно-методический комплекс [4].
В ходе реализации инновационного проекта велась планомерная работа по разработке и внедрению ЭУМК в образовательный процесс:
- разработаны локальные нормативные акты профессиональной образовательной организации по организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
- разработана единая структура электронного учебно-методического комплекса;
- разработаны инструкции для студентов по работе в АСУ РгоСо1^е;
- разработаны методические указания для преподавателей по созданию ЭУМК и проведению занятий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
На данный момент в техникуме разработано 187 ЭУМК и организовано обучение студентов с их использованием.
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе техникума идет по всем направлениям.
Анализ научной литературы и опыта реализации заочного обучения без применения дистанционных образовательных технологий выявил ряд проблем, которые не позволяли реализовать доступность и непрерывность процесса обучения, а также обеспечить познавательную активность студента [5; 6].
Наиболее актуальными среди этих проблем являются:
- отсутствие сопровождения работы студентов преподавателем в межсессионный период;
- невозможность получения консультации при решении учебных задач и разрешения возникающих затруднений;
- отсутствие возможности обновления обучающих ресурсов, их доступности и интерактивности;
- ограничение возможности обучения по индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов студентов;
- слабая субъективная позиция студента в традиционной организации заочного обучения, обусловленная несформированностью навыков самостоятельной работы, отсутствием мотивации к учебной деятельности.
В связи с этим возникла необходимость использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов-заочников, обусловленная как возможностью ее организации на основе нормативно-правовых актов, так и готовностью современных студентов учиться, используя эти технологии.
На данный момент для обеспечения непрерывности процесса подготовки студентов-заочников и снятия пространственных и временных ограничений заочного обучения разработано 76 электронных учебно-методических комплексов. Данные ЭУМК позволяют осуществлять как контроль преподавателя за работой студентов, так и самоконтроль студентов: выбор ими траектории и темпа обучения.
В ходе реализации инновационного проекта выяснилось, что проведение консультаций со студентами-заочниками только в асинхронном режиме является недостаточным. Для организации онлайн-взаимодействия в систему дистанционного обучения был установлен модуль «Видеоконференция», а для проведения лекций в режиме онлайн используется «Виртуальная комната», которая становится все более востребованной по мере повышения ИКТ-компетен-ций педагогов.
Актуальным является внедрение дистанционных образовательных технологий в программы профессионального обучения, так как на базе техникума функционирует многофункциональный центр прикладных квалификаций, в котором реализуется 130 программ профессионального обучения. Слушателями этих программ являются жители Златоустовского городского округа, Кусинского и Саткинского муниципальных районов, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, которые в связи с высокой занятостью не всегда могут выехать на обучение на длительный срок. Для них было организовано изучение теоретического материала в дистанционном режиме по 13 направлениям.
Еще одно направление использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе — это обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья. Конечная цель данного обучения — подготовить студента к самостоятельной жизни, адаптировать к рынку труда, найти свою нишу для приложения полученных знаний.
Одним из требований реализации образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является внедрение новых методов и технологий. Использование электронного обучения дает широкие возможности для управления учебной деятельностью студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирует новый характер взаимодействия преподавателя и обучающегося: прием-передача информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций
организма человека; обеспечение учебно-методическими комплексами и ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья; сочетание онлайн- и офлайн-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе; вебинары, видеоконференции [7].
В работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья используются такие программные приложения, которые находятся в свободном доступе в интернете.
Скайп — с помощью этого приложения можно общаться со студентом в реальном режиме времени, когда идет обучение.
Программа AmmyAdmin (ЭмиАдмин) — используя эту программу, преподаватель дистанционно получает полный доступ к компьютеру студента (по его разрешению), может видеть, как он выполняет задание, может вмешаться в его работу и поправить, если возникла ошибка. При объяснении нового материала показать на его удаленном компьютере новую тему и объяснить, как работает данное приложение. После объяснения материала преподаватель может задать контрольные вопросы, чтобы узнать, насколько успешно был усвоен материал.
Remote Manipulator System (Ремот Манипулятор Систем) — система дистанционного манипулятора, решение для удаленного управления компьютерами. Программа перенаправляет на компьютер преподавателя картинку с удаленного экрана обучаемого и транслирует нажатие клавиш клавиатуры и перемещение курсора мыши на удаленный компьютер студента.
Таким образом, при организации работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья наши педагоги решают задачи, связанные:
- с проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках освоения образовательных программ;
- оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ;
- созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.
Одной из основных задач инновационного проекта является распространение результатов инновационной деятельности и обмен опытом работы с другими профессиональными образовательными организациями.
Мы активно транслируем свой опыт в сборниках: международного уровня — 25 публикаций; федерального уровня — 12 публикаций; регионального уровня — 9 публикаций.
Педагоги активно представляли свой опыт работы:
- на Международной научно-практической конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» — 12 человек;
- на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях — 3 человека;
- на областных научно-практических семинарах — 11 человек;
- на заседаниях окружных методических объединений сотрудников ПОО УрФО — 4 человека;
- на заседаниях областных методических объединений административных и педагогических работников — 11 человек;
- на круглом столе «Кнопки успеха» (г. Златоуст, газета «Златоустовский рабочий») — 1 человек.
Наши педагоги активно участвуют в конкурсах:
- областной конкурс интернет-проектов «Я выбираю профессию»: 2017 год — победители (I место); 2018 год — призеры; 2019 год — победители (I место);
- областной конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс профессиональной образовательно организации: 2017 год — II, III места; 2018 год — I место;
- межрегиональный конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс для подготовки специалистов в области ИКТ по специальности ТОП-50» — III место.
Подводя итог, можно сделать вывод, что реализация инновационного проекта позволила повысить качество организации образовательного процесса, так как: во-первых, создана команда профессионалов, обладающих ИКТ-компетенциями, готовых к изменению форм и методов работы в условиях информатизации образования; во-вторых, обновлена материально-техническая база до уровня, позволяющего использовать современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии; в-третьих, удалось повысить имидж профессиональной образовательной организации в социуме, что способствовало привлечению абитуриентов как Златоустов-ского городского округа, так и других территорий.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин // Cloud of science. — 2013. — № 1. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii (дата обращения: 05.11.2019).
2. Мифтахова, Л. М. Система организации непрерывного повышения квалификации педагогов в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» / О. В. Башарина, Л. М. Мифтахова // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. — № 2. — С. 5-10.
3. Пономарева, М. Н. Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 63-69.
4. Башарина, О. В. Трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности как элемент информационно-образовательной среды // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. — 2014. — № 2. — С. 70-83.
5. Кузнецова, Э. Г. Проектирование и реализация задачно-модульной технологии обучения в системе заочного образования ссуза (на примере дисциплины «Техническая динамика») : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Э. Г. Кузнецова. — Казань, 1999. — 21 с.
6. Мошкина, Е. В. Организационно-педагогическое сопровождение процесса подготовки студентов заочной формы в условиях электронного обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. В. Мошкина. — Красноярск, 2014. — 185 с.
7. Неустроев, С. С. Об организации современного электронного обучения для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья / С. С. Неустроев // Управление образованием: теория и практика. — 2017. — № 1 (25). — С. 28-34.
For citation: Basharina, O. V. Implementation of the innovative project as a condition of improving the quality of the organization of the educational process of the professional educational organization / O. V Basharina, M. N. Ponomareva // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 4 (24). — P. 48-53.
IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE PROJECT AS A CONDITION OF IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
O. V. Basharina, M. N. Ponomareva
The process of implementing an innovative project is considered in this article. The material and technical, program and didactic basis of the educational process model using distance learning technologies in distance learning, in the implementation of vocational training programs and in teaching students with disabilities, is given.
Key words: innovative activity, model of the educational process, material and technical base, electronic educational and methodical complex, distance educational technologies.
References
1. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii [Distance Learning and Distance Learning Technologies], Cloud of science, 2013, no. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii (accessed: 05.11.2019). (In Russian)
2. Miftahova L. M., Basharina O. V. Sistema organizacii nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii pedagogov v GBOU POO «Zlatoustovskij tehnikum tehnologij i jekonomiki» [The system of organization of continuous training of teachers in Zlatoust College of Technology and Economics], Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical sciences], 2018, no. 2, pp. 5-10. (In Russian)
3. Ponomareva M. N. Dostupnost' professional'nogo obrazovanija v uslovijah cifrovoj obrazovatel'noj sredy [Availability of vocational education in a digital educational environment], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 63-69. (In Russian)
4. Basharina O. V. Transdisciplinarnyj jelektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks special'nosti kak jelement informacionno-obrazovatel'noj sredy [Transdisciplinary electronic educational-methodical
complex of the specialty as an element of the information and educational environment], Vestnik Cheljabinskogo gos. ped. un-ta [Bulletin of the Chelyabinsk state. ped university], 2014, no. 2, pp. 70-83. (In Russian)
5. Kuznecova Je. G. Proektirovanie i realizacija zadachno-modul'noj tehnologii obuchenija v sisteme zaochnogo obrazovanija ssuza (na primere discipliny «Tehnicheskaja dinamika») [Design and implementation of task-modular training technology in the system of correspondence education of a secondary vocational education institution (on the example of the discipline "Technical Dynamics")], Cand. ped. sci. diss. Abstr. Kazan', 1999. 21 p. (In Russian)
6. Moshkina E. V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa podgotovki studentov zaochnoj formy v uslovijah jelektronnogo obuchenija [Organizational and pedagogical support of the process of preparing correspondence students in e-learning], Cand. ped. sci. diss. Krasnojarsk, 2014, 185 p. (In Russian)
7. Neustroev S. S. Ob organizacii sovremennogo jelektronnogo obuchenija dlja detej i vzroslyh s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [On the organization of modern e-learning for children and adults with disabilities], Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika [Education Management: Theory and Practice], 2017, no. 1 (25, pp. 28-34. (In Russian)
Башарина Ольга Валентиновна, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Пономарева Марина Николаевна, директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Basharina Olga Valentinovna, Head of the Laboratory for Informatization of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Ponomareva Marina Nikolaevna, Director of the Zlatoust College of Technology and Economics, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Буров, Ю. Б. Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров, Г. У Карпыкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 53-59.
УДК 377 ББК 74.57
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ю. Б. Буров, Г. У. Карпыкова
Ключевой фигурой модернизации российского образования является учитель. Акцент прежде всего ставится на его профессионализме и мастерстве. Современной школе нужен учитель инновационного типа, и эту задачу призваны решать профессиональные образовательные организации.
В данной статье рассматривается суть интенсификации процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации. Представлена авторская адаптивная модель будущего учителя инновационного типа.
Ключевые слова: будущий учитель инновационного типа, адаптивная модель будущего учителя инновационного типа, «<навыки будущего», актуализированные компетентности, паспорт метакомпетенций.