Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда профессиональнойобразовательной организации: направления развития'

Цифровая образовательная среда профессиональнойобразовательной организации: направления развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1551
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕ-СУРСНОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Марина Николаевна

В статье обсуждается опыт развития цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации на примере ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» в направлениях использования цифровых образовательных технологий для ре-шения задач образовательного процесса, разработки моделей использования дистанционных образовательных технологий, обновления нормативно-правовой базы, материально-техниче-ского оснащения образовательного процесса, организации психолого-педагогического сопро-вождения обучающихся и повышения квалификации педагогических кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article discusses the experience of developing a digital educational environment of a professional educational organization on the example of the Zlatoust College of Technologies and Economics in the areas of using digital educational technologies for solving educational problems, developing models for using distance learning technologies, updating the regulatory framework, material and technical equipping the educational process, organizing psychological and pedagogical support for students and professional development of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда профессиональнойобразовательной организации: направления развития»

4. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of IV International Scientific Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki»: «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve», Zlatoust, 1.02. 2019), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

5. Manapova O. N. Organizacija uchebno-metodicheskoj dejatel'nosti POO na osnove avto-matizirovannoj sistemy «1S:Kolledzh» (Organization of educational and methodical activities of the Professional educational organization on the basis of the automated system "1C: College"), Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 2 (18), pp. 63-67. (In Russian)

Лапин Владимир Геннадьевич, директор Lapin Vladimir Gennadievich, Director South

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный кол- Ural State College, candidate of pedagogical scienc-

ледж», кандидат педагогических наук, г. Челя- es, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] бинск, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Пономарева, М. Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации : направления развития [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 59-65.

УДК 377+004 ББК 74.57

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

М. Н. Пономарева

В статье обсуждается опыт развития цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации на примере ГБОУ пОо «Златоустовский техникум технологий и экономики» в направлениях использования цифровых образовательных технологий для решения задач образовательного процесса, разработки моделей использования дистанционных образовательных технологий, обновления нормативно-правовой базы, материально-технического оснащения образовательного процесса, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное повышение квалификации, ресурсное развитие, инновационная деятельность, дистанционные образовательные курсы, психолого-педагогическое сопровождение.

Одним из условий перехода бизнеса к цифровой экономике является подготовка кадров, готовых работать с цифровыми данными. Следовательно, профессиональные образовательные организации должны активно включиться в процесс создания и развития цифровой образовательной среды [1], предполагающей внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс.

Златоустовский техникум технологий и экономики является многопрофильной организацией. В техникуме реализуется 29 программ про-

фессионального образования, из них 8 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 21 программа подготовки специалистов среднего звена. Шесть программ подготовки входят в группу 50 наиболее востребованных и перспективных на рынке труда профессий и специальностей.

С целью решения задачи создания благоприятной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого обучающегося в техникуме активно внедряются в образовательный процесс цифровые образовательные технологии.

В январе 2017 г. на базе техникума открыта инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной образовательной организации».

Цель и задачи, определенные для инновационной деятельности, актуальны на современном этапе и позволяют нам активно участвовать в реализации инновационных программ Президента и Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Челябинской области.

Решение задачи создания «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», осуществляется в процессе инновационной деятельности в двух направлениях.

Первое направление — это формирование нормативно-правовой базы и организационных условий внедрения дистанционных образовательных технологий (важность развития данного направления отмечается и в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»).

Руководствуясь Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации», в котором урегулировано получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки Челябинской области, мы разработали локальные акты учреждения, обеспечивающие организацию и методическое сопровождение электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий [2].

Чтобы обеспечить внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс техникума, были внесены изменения в структуру управления. Была введена ставка методиста по дистанционным образовательным технологиям. В штате есть программист и техник, которым вменено в обязанности техническое и программное обеспечение работы системы дистанционного обучения. Имеется лаборант по дистанционным образовательным технологиям, который оказывает помощь педагогам при разработке дистанционных курсов и размещении их в системе. Руководство про-

цессом внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс техникума осуществляет заместитель директора по информационно-методической работе.

Успешное развитие цифровой образовательной среды состоится только при наличии соответствующих ресурсов: технической базы, программного обеспечения, наличия технических специалистов и педагогов, готовых работать в информационной образовательной среде. Поэтому второе направление нашей инновационной деятельности — ресурсное развитие.

В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» указывается на необходимость разработки и внедрения платформ и цифровых решений для организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий.

Одним из важнейших условий информатизации, в том числе внедрения платформ и цифровых решений является «.. .компьютеризация, т. е. оснащение образовательных организаций современной компьютерной техникой, наличие которой позволит при определенных условиях модернизировать образовательный процесс.» [3]. На данном этапе в техникуме создана современная компьютерная база (табл. 1), которая продолжает постоянно модернизироваться и пополняться.

К единой локальной сети подключены все отделения техникума, имеется доступ в интернет со всех компьютеров со скоростью 80 Мбит в секунду. Увеличение этого показателя до установленного в Федеральном проекте значения в 100 Мегабит в секунду позволит использовать более современные цифровые образовательные ресурсы.

В актовом зале установлен комплект мультимедийного оборудования.

Для создания условий реализации специальностей «информационные системы и программирование» и «графический дизайнер», входящих в группу Т0П-50 наиболее востребованных и перспективных на рынке труда, был приобретен новый компьютерный класс, а также модернизированы компьютеры и приобретено программное обеспечение.

Для создания цифровых онлайн-курсов и реализации взаимодействия педагогов и обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий создана виртуальная комната.

Для управления образовательным процессом внедрена автоматизированная система РгоСо1^е, реализованная на основе LMS МооШе. Эта среда удобна для размещения учебных и информационных материалов, а также учебной коммуникации, фиксации хода и результатов обучения.

Таблица 1

Материально-техническое обеспечение процесса электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Наименова- Отделения Филиалы Итого

ние Технологическое Экономическое ОиПП Сургут Нижневартовск Нефтеюганск

ПК 210 89 64 27 18 17 425

Ноутбуки 15 6 22 43

Принтеры 58 22 28 3 3 1 115

Проекторы 32 22 21 5 1 1 82

Интерактив- 2 1 1 4

ные доски

Ксероксы, 13 3 4 2 1 1 24

копиры

Компьютер- 8 4 3 1 2 1 19

ные классы

Всего 330 143 140 37 23 20 693

Также при обучении мы используем электронную библиотечную систему znanium.com. Доступ к этой системе имеется у всех преподавателей и студентов, так как в течение последних четырех лет мы заключаем договор на пользование этой системой.

Для решения следующей задачи, обозначенной в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», — «обновление информационного наполнения и создание информационных ресурсов» — в ходе реализации инновационного проекта была разработана единая структура электронных курсов для всех образовательных программ, позволяющая организовать поэтапную работу над электронным учебно-методическим комплексом и своевременное подключение необходимых специалистов на каждом этапе его создания [4].

В течение двух лет мы активно занимались разработкой модели использования дистанционных образовательных технологий для заочной формы обучения в филиалах (Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск) по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.

В результате полностью сформирована база и разработаны электронные учебно-методические комплексы для студентов-заочников (42 дистанционных курса). С целью обеспечения эффективности образовательного процесса разработана система психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая для обеспечения психологического комфорта в процессе электронного обучения [5] включает:

1) асинхронное взаимодействие студентов и преподавателей на сайте АСУ Ргосо1^е в режиме офлайн в форме форумов, чатов, где сту-

денты могут задать вопрос, выразить свое мнение и претензию;

2) синхронное взаимодействие в режиме онлайн (реализуется в формате видеоконференции; видеосвязь устанавливается, когда преподаватель читает лекцию, проводит консультацию, при сдаче студентами зачетов и в будущем — при проведении экзаменов);

3) оперативное решение возникающих проблем и психологическую поддержку студентам, оказываемую руководителем заочного отделения, имеющим образование психолога.

В 2018 г. была разработана модель использования дистанционных образовательных технологий при реализации программ профессионального обучения. Слушателями этих программ являются жители Златоустовского городского округа, Кусинского и Саткинского районов, Республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного округа, которые не всегда могут выехать на обучение на длительный срок. Для организации обучения были разработаны и реализованы дистанционные курсы для профессий сварочных технологий (теоретическая часть); прохождение практики и квалификационный экзамен проводятся в обычном режиме.

Продолжается разработка модели дистанционной поддержки очного обучения (программы профессионального образования и основного общего образования). На данном этапе инновационной деятельности эта модель используется:

- при пропуске обучающимися занятий (болезнь, карантин, морозы);

- для организации самостоятельной работы обучающихся и выполнения ими домашнего задания;

- при возникновении задолженности по учебным дисциплинам;

- при наличии у обучающихся потребности изучать учебную дисциплину углубленно.

Всего на сегодняшний день по всем направлениям в техникуме разработано 75 дистанционных образовательных курсов (рис. 1). В обучении с применением дистанционных образовательных технологий задействовано 56 % обучающихся.

Дистанционные образовательные курсы

28

5

Очное обучение Заочное обучение МЦПК

Рис. 1. Количество дистанционных образовательных курсов по направлениям обучения

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г» упоминается задача разработки и внедрения адаптированных программ для детей — в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе инновационной деятельности у педагогов техникума появился опыт работы с такими детьми с использованием дистанционных образовательных технологий. В 2017/18 уч. г. для двух студентов, обучающихся по специальности «программирование в компьютерных системах», были разработаны дистанционные курсы и организовано обучение с помощью специального программного обеспечения. Ребята успешно защитили выпускную квалификационную работу и получили дипломы о среднем профессиональном образовании. Потребность в разработке и использовании дистанционных курсов лицами с ограниченными возможностями есть. В 2018/19 уч. г. один студент специальности «информационные системы и программирование» обучается с применением дистанционных образовательных технологий.

Опыт разработки и применения дистанционных образовательных курсов позволил нашим преподавателям С. В. Байдосовой и Р. У Рубцовой принять участие в областном конкуре «Лучший электронный образовательный ресурс профессиональной образовательной организации — 2018» и стать победителями этого конкурса в номинации «Электронный образова-

тельный ресурс, предназначенный для обучения инвалидов различных нозологий».

Однако наличие только технических ресурсов не позволит организовать образовательный процесс на современном уровне, необходимы педагоги, обладающие ИКТ-компетенциями для разработки электронных образовательных курсов, организации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий. Поэтому для решения следующей задачи, обозначенной в Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», — «повышение квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, с целью повышения их компетентности в области современных технологий онлайн-об-учения» — в ходе инновационной деятельности была разработана система непрерывного повышения квалификации педагогов [6].

На сегодняшний день 70 % педагогов прошли курсы повышения квалификации на базе ГБУ ДПО ЧИРПО по программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе LMS Moodle». По данной программе мы обучили методистов северных филиалов, в которых реализуется заочная форма обучения. Эти педагоги сегодня активно внедряют в учебный процесс дистанционные образовательные технологии.

В текущем учебном году обучение педагогов разработке дистанционных курсов и организации обучения с использованием ДОТ проводится на уровне техникума в форме обучающих семинаров и консультаций. Всего по программе «Применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе LMS Moodle» на сегодняшний день обучено 84 % педагогов (рис. 2).

Повышение квалификации педагогов по 5до/0 программам ИКТ

2015 2016 2017 2018

■ Информационные технологи в образовании: продвинутый уровень

■ ИКТ в педагогической деятельности: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ Моо(11е

Рис. 2. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по программам ИКТ

На курсах повышения квалификации или курсах профессиональной переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий обучились 36 % руководящих и педагогических работников техникума. Полученный ими опыт позволил внести изменения в структуру и содержание дистанционных курсов и совершенствовать форму подачи материала (рис. 3).

Повышение квалификации педагогов с применением дистанционных в образовательных технологий

30% 20% 10% 0%

22%

8%

2% ■ 4%

2015 2016 2017

Годы

2018

Рис. 3. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий

Опыт инновационной работы показал, что грамотно организованная мотивация позволяет сотрудникам достигать как личных целей, так и общих целей организации.

Использование разработанной моральной и материальной мотивации сотрудников [2], занимающихся внедрением в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволившей внести изменения в систему оплаты труда (стимулирующая часть), привлекло в активную инновационную деятельность 62 % педагогических работников техникума.

Для распространения результатов инновационной деятельности административные и педагогические работники техникума активно делятся опытом на различных мероприятиях международного, российского, регионального и городского уровня. Были организованы поездки административных работников техникума в Краснодарский край, Приднестровскую Молдавскую Республику и Республику Казахстан. Результатом этих поездок является заключение договоров о международном сотрудничестве в области технического и профессионального образования. В режиме онлайн проводится обмен опытом работы с этими организациями.

Педагоги и административные работники принимали участие в Международной научно-практической конференции «Информатизация

непрерывного образования», которая проводилась на базе Российского университета дружбы народов. Выступали с докладами по инновационной деятельности на всех международных научно-практических конференциях «Среднее профессиональное образование в информационном обществе»; на межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное инклюзивное профессиональное образование»; на заседании окружного методического объединения работников профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа по укрупненной группе специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»; на совещании руководителей, заместителей руководителей профессиональных образовательных организаций Челябинской области в рамках Южно-Уральского педагогического собрания; на научно-методическом семинаре для руководителей заочных отделений «Организация учебного процесса по заочной форме обучения»; на заседаниях областных методических объединений заместителей директоров по научно-методической работе, преподавателей естественно-научного цикла, преподавателей укрупненной группы специальностей «Экономика и управление», «Юриспруденция» и на других мероприятиях (рис. 4).

Презентация опыта инновационной деятельности

о M

30 25 20 15 10 5 0

24

ш

10

5

Региональный Федеральный Международный уровень уровень уровень

Рис. 4. Количество педагогов, принимающих участие в распространении результатов инновационной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трансляция опыта работы осуществляется также в сборниках международного и федерального уровня; в научно-методическом журнале «Педагогическое образование и наука»; научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования»; сборнике материалов X Международной научно-практической конференции «Научное наследие Т. И. Шамовой: ценности и смыслы»; сборнике материалов XXIII Международной

научно-практической конференции «Ресурсы развития образовательной среды непрерывного профессионального педагогического образования», проведенной Международной академией наук; на сайтах «Инфоурок», «Видеоурок» и др. (рис. 5).

Количество публикаций по инновационной деятельности

16 16

7 ■

Региональный Федеральный Международный уровень уровень уровень

Рис. 5. Количество публикаций по инновационной деятельности на разных уровнях

Ежегодно среди педагогических работников и обучающихся техникума проводится мониторинг удовлетворенности организацией обучения с применением дистанционных образова-

Удовлетворенность педагогов использованием ДОТ

тельных технологий. Результаты мониторинга представлены на рисунке 6.

В 2018 г. в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» разработана программа развития до 2023 г., которая включает в себя задачу обеспечения доступности современного образования для различных категорий населения в соответствии с их образовательными потребностями. Для решения этой задачи планируется дальнейшая разработка дистанционных курсов и их применение в образовательном процессе техникума.

В заключение можно сделать вывод, что использование цифровых образовательных технологий позволило ГПОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», во-первых, создать в ПОО современную нормативно-правовую и материально-техническую базу; во-вторых, повысить информационно-коммуникационные компетенции педагогов, позволяющие им использовать и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы; в-третьих, сделать образовательный процесс максимально доступным и открытым для всех его участников.

Удовлетворенность студентов использованием ДОТ

100% 79% 100% 80% 89%

80% 72% 80%

60% ■ 60%

40% 23% 18% ■ 40%

II I

17%

20% 5% 3% Щ _ ■ 20% 3% 1% ° 10% 0% — Ш Ш 0%--Ш ™

не частично полностью не частично полностью

удовлетворен удовлетворен

12017 И2018 12017 И2018

Рис. 6. Удовлетворенность участников образовательного процесса использованием дистанционных образовательных технологий

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании [Текст] / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Златоуст, 1 февр. 2019 г.). — Челябинск, 2019. — С. 9-14.

2. Пономарева, М. Н. Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 63-69.

3. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.

4. Васляева, Л. Ю. Реализация дистанционных образовательных технологий в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» при заочной форме обучения [Текст] /

Л. Ю. Васляева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 45-49.

5. Башарина, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся среднего профессионального образования в процессе электронного обучения [Текст] / О. В. Башарина, Н. В. Тру-сова // Современная высшая школа : инновационный аспект. — 2016. — Т. 8. — № 3. — С. 40-54.

6. Башарина, О. В. Система организации непрерывного повышения квалификации педагогов в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» [Текст] / О. В. Башарина, Л. М. Мифтахова // Научное обозрение : Педагогические науки. — 2018. — № 2. — С. 5-10.

For citation: Ponomareva, M. N. Digital educational environment of professional educational organization: directions of development [Text] / M. N. Ponomareva // Innovative development ofvocational education. — 2019. — .№ 1 (21). — P. 59-65.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

M. N. Ponomareva

The article discusses the experience of developing a digital educational environment of a professional educational organization on the example of the Zlatoust College of Technologies and Economics in the areas of using digital educational technologies for solving educational problems, developing models for using distance learning technologies, updating the regulatory framework, material and technical equipping the educational process, organizing psychological and pedagogical support for students and professional development of teaching staff.

Key words: digital educational technologies, e-learning, distance learning technologies, continuous training, resource development, innovation, distance learning courses, psychological and pedagogical support.

References

1. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of IV International Scientific Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki»: «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve», Zlatoust, 1.02.2019), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

2. Ponomareva M. N. Dostupnost' professional'nogo obrazovanija v uslovijah cifrovoj obrazovatel'noj sredy (Access to vocational education in a digital educational environment), Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 3 (19), pp. 63-69. (In Russian)

3. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija (Informatization as a strategic factor in the development of vocational education), Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No. 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)

4. Vasljaeva L. Ju. Realizacija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v GBOU POO «Zlatoustovskij tehnikum tehnologij i jekonomiki» pri zaochnoj forme obuchenija (The implementation of distance learning technologies in the Zlatoust College of Technologies and Economics with correspondence courses), In-novacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 3 (19), pp. 45-49. (In Russian)

5. Basharina O. V., Trusova N. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchajushhi-hsja srednego professional'nogo obrazovanija v processe jelektronnogo obuchenija (Psychological and pedagogical support of students of secondary vocational education in the process of e-learning), Sovremennaja vysshaja shkola : innovacionnyj aspect, 2016, Vol. 8, No 3, pp. 40-54. (In Russian)

6. Basharina O. V., Miftahova L. M. Sistema organizacii nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii pedagogov v GBOU POO «Zlatoustovskij tehnikum tehnologij i jekonomiki» (The system of organization of continuous professional development of teachers in the "Zlatoust College of Technology and Economics"), Nauchnoe obozrenie : Pedagogicheskie nauki, 2018, No. 2, pp. 5-10. (In Russian)

Пономарева Марина Николаевна, директор Ponomareva Marina Nikolaevna, Director, Zla-

ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум техноло- toust College of Technologies and Economics, Chely-

гий и экономики», Челябинская обл., г. Златоуст, abinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.