Научная статья на тему 'Информационные технологии в обучении бухгалтеров'

Информационные технологии в обучении бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / МЕЖДИСЦИПЛИНАР-НЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (МЭУМК) / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ (КПС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Наталья Анатольевна, Капралова Елена Владимировна

В данной статье рассматриваются возможности использования междисциплинарного элект-ронного учебно-методического комплекса (далее МЭУМК) 38.02.01 «Экономика и бухгалтер-ский учет (по отраслям)» для более качественной организации познавательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нефедова Наталья Анатольевна, Капралова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF ACCOUNTANTS

This article discusses the possibilities of using an interdisciplinary electronic educational and metho-dological complex (hereinafter IEEMC) 38.02.01 “Economics and Accounting (by branches)” for a better organization of students’ cognitive activity

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обучении бухгалтеров»

zhurnal, 2010, No. 8, pp. 293-302, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovan-noe-obuchenie-kak-instrument-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-stroitelnyh-spetsialnostey. (In Russian)

6. Sichinskij E. P. Praktiko-orientirovannoe ili dual'noe obrazovanie : K voprosu o formirovanii ponjatijnogo apparata (Practice-oriented or dual education: On the issue of the formation of the conceptual apparatus), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No.1, pp. 33-40. (In Russian)

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 23.02.07 Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont dvi-gatelej, sistem i agregatov avtomobilej. [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 09.12.2016 № 1568], available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477346. (In Russian)

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po professii 23.01.07 Master po remontu i obsluzhivaniju avtomobilej. [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 09.12.2016 № 1581], available at: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71469970. (In Russian)

9. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij (Encyclopedia of educational technologies), Moscow, NII shkol'nyh tehnologij, 2006, 816 p. (In Russian)

Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: ivv@chirpo.ru

Istomina Veronika Valerievna, Associate Professor, Department of development of the educational system, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: ivv@chirpo.ru

Сведения для цитирования: Нефедова, Н. А. Информационные технологии в обучении бухгалтеров [Текст] / Н. А. Нефедова, Е. В. Капралова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 29-34.

УДК 377+004 ББК 74.57

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ БУХГАЛТЕРОВ

Н. А. Нефедова, Е. В. Капралова

В данной статье рассматриваются возможности использования междисциплинарного электронного учебно-методического комплекса (далее — МЭУМК) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» для более качественной организации познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), междисциплинарный электронный учебно-методический комплекс (МЭУМК), электронные образовательные ресурсы, комплексные профессиональные ситуации (КПС).

В нашем постоянно изменяющемся мире требуются квалифицированные специалисты своего дела, способные шагать в ногу с современными технологиями, инновациями, умеющие самостоятельно преодолевать трудности своего дальнейшего совершенствования и самообразования. Формировать именно такие личности — вот задача, которая стоит сегодня

перед средним профессиональным образованием (СПО).

Для ее решения в учебном процессе недостаточно наличия преподавателя и учебного пособия, отражающих один взгляд на проблему. Необходимо широкое информационное поле для развертывания познавательной деятельности студентов, различные источники

информации, консолидирующие различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие обучающихся к самостоятельному мышлению, рассуждению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимо внедрение инновационных технологий, технических средств, новых форм и методов преподавания.

Одной из проблем подготовки специалистов экономического профиля является то, что адаптация выпускника учреждения СПО на рабочем месте в условиях реального производства занимает от трех месяцев до одного года, все это время предприятие несет дополнительные расходы на «дообучение» и переобучение молодого специалиста, а выпускник не может полноценно выполнять свои должностные обязанности, а значит, получать достойную заработную плату. Таким образом, в динамически изменяющейся ситуации на рынке труда качество обучения не удовлетворяет обе стороны: ни обучающегося, ни работодателя.

Причиной такой ситуации является недостаточная ориентированность образовательного процесса на конкретные практические профессиональные задания, несоответствие требований учебного заведения и работодателя: в учебном заведении основным критерием подготовленности являются знания обучаемого, умения и навыки по изучаемым дисциплинам, а работодатель требует выполнения определенных функциональных обязанностей на конкретном рабочем месте в условиях реальной рыночной ситуации.

Наш многолетний опыт позволяет констатировать, что на сегодняшний день качественные изменения в подготовке специалистов среднего звена могут быть достигнуты за счет создания и внедрения в практику преподавания междисциплинарных электронных учебно-методических комплексов (МЭУМК) — электронных обучающих систем, обеспечивающих интерактивную учебную деятельность, контроль уровня знаний, умений и практического опыта, позволяющих максимально приблизить процесс обучения к реальной деятельности на рабочем месте [1; 2].

Отметим, что на протяжении ряда лет главной целью и направлением научно-методической деятельности коллектива ГБПОУ «ЮжноУральский государственный колледж» является повышение качества знаний и уровня профессиональных компетенций выпускников колледжа за счет разработки, создания и внедрения инновационных образовательных технологий, основанных на е-learшng, а также компетент-ностного подхода. Это позволяет нам активно

решать проблемы доступности, эффективности и качества профессиональной подготовки, формирования ИКТ-грамотности преподавателей, а также готовить современных квалифицированных специалистов, способных к самостоятельному труду на предприятиях любых отраслей.

Главная цель МЭУМК по учебным дисциплинам специальности 38.02.01 «Экономии и бухгалтерский учет (по отраслям)» — помочь студентам этой специальности понять и освоить основные принципы организации учета, документооборота и анализа на конкретном рабочем месте (кассира, бухгалтера), понять тонкости работы именно на практических комплексных заданиях. МЭУМК [3] предназначен для преподавателей и обучающихся среднего профессионального образования, слушателей различных курсов, а также может быть использован для самостоятельного освоения специальности «бухгалтер, кассир».

МЭУМК ориентирован на формирование у студентов компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) [4], и обеспечивает таковое за счет структуры (рис. 1) и содержания обучающего контента. Процесс формирования компетенций предусмотрен изложением лекционного материала, а их развитие предполагают работа над вопросами к изученному теоретическому материалу, тесты и тренажеры, а также дифференцированные по сложности практические задания.

Электронная среда комплекса позволяет обучающимся самостоятельно анализировать итоги выполненных заданий, увидеть недочеты и замечания преподавателя по проделанной работе. Итоговое комплексное задание выполняется студентами с использованием программ Excel и «1С:Предприятие 8.3», проверяется преподавателем, после чего работа допускается к защите.

Каждый модуль МЭУМК имеет завершенную структуру (лекционный материал, тесты, тренажеры, комплексные практические задания для самостоятельной работы по уровням). Разработаны новые типы заданий для электронной системы обучения, направленные на формирование информационно-коммуникационных компетенций.

Таким образом, комбинирование традиционных методов обучения и электронного обучения в частности с использованием системы е-leaming в учебном процессе позволило сформировать информационно-коммуникационные компетенции обучающихся по направлению 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», повысить их мотивацию к познавательной деятельности.

Мсхдисциплииокркый элоктронньш учебко-иеюдичсский комплекс

по компетенциям специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет {по отраслям)

реализация федерального образовательного стандорта СПО по специальности 02.01 Экономика и бухгалтерекий учет (по отраслям): профессионального стандарт "Бухгалтер", утвержденного приказом Мннисгертсва труда и социально)! защиты РФ от 22 декабри 2014 г. 1Ы051 н. Федерального закона Н?402-Ф3 от 6 декабри 2011 г. "О бухгалтерском учете", НК РФ

Структура исждисципликорного электронного учебно исюдического комплекса

ПМ.01 МДК 01.01 Раздел 1. Практические основы бухгалтерского учета активов, обязательств, расходов экономического субъекта. ПК 1.1 - ПК 1.4

ПГ.1 02 МДК 02.01 Раздел 2. Практические основы бухгалтерского учета обязательств источников финансировании деятельности, доходов, расходов экономического субъекта. ПК 2.1.

МДК 02.01 Раздел 3. Бухгалтерская технологии проведении и оформлении иноентаризации. ПК 2.2 - ПК 2.5

ПГ.1 03 МДК 03.01 Раздел 4. Организация расчотоп с бюджетом и внебюджетными фондами. ПК 3.1 - ПК 3.4

ПМ 04 МДК 04.01 Раздел 5. Технологии составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. ПК 4.1 ПК 4.3

МДК 04.02 Раздел 6, Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. ПК 4.4.

ПМ 05 МДК 05.01 Раздел 7, Организация и планирование налоговой деятельности. ПК 5.1 - ПК 5.5

ПГ.1 06 МДК 06.01 Раздел Б. Технология орсанизации деятельности кассира. ПК 6.1 -ПК 6.7

МДК 06.02 Раздел 9. Практические оснош-1 учета кассовых операций в торговых организациях с использованием программы 1С:8.3. ПК 6.8-ПК 6.12

ПГ.1 07 МДК 07.01 Раздел 10. Основы бухгалтерской деятельности с использованием программы 1С:Г1родприятие ПК 7.1 - ПК 7.8

Рис. 1. Структура междисциплинарного электронного учебно-методического комплекса

Дополнительно для углубленной подготовки студентов по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» разработан ПМ.06 «Выполнение работ по профессии "кассир"», ПМ.07 «Организация деятельности бухгалтера с использованием программы "1С:Предприятие"». В новой версии разрабатывается ПМ.08 «Ведение индивидуальной трудовой деятельности», который будет использоваться с 2018 г. Рабочая программа по профессиональному модулю готова к применению.

Структура лаконична и раскрывает пять профессиональных модулей для базового уровня подготовки и дополнительно два модуля для углубленной подготовки, в состав которых входят

междисциплинарные курсы (МДК). Практический материал разработан на основе профессиональных ситуаций действующих предприятий Челябинской области и в соответствии с предъявленными требованиями работодателей и профессионального стандарта «Бухгалтер» [5] (более 3500 практических заданий).

Проект основан на широком использовании компьютерной и коммуникационной техники, современных информационных педагогических технологий. Использование такого подхода позволяет поставить в основу обучения самостоятельную работу обучающихся, которая при этом постоянно организуется, направляется и контролируется преподавателем.

При реализации проекта выделена совокупность профессиональных компетенций, для каждой компетенции составлена методика и дидактика ее реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов, внедрены новые методы и средства организации образовательного процесса колледжа, такие как:

- индивидуальные графики обучения;

- самостоятельная работа обучающихся на базе электронной библиотеки;

- разработка обучающимися практических проектов и моделей для реального производства;

- подготовка специалистов на основе профессионального стандарта «Бухгалтер».

На сегодняшний день по всем профилирующим дисциплинам созданы электронные учебники (МЭУМК), обеспечивающие интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. В настоящее время формируется четвертое поколение учебников. При их создании широко используются такие инновационные качества, как моделинг, проектность, мультиме-дийность, коммуникативность.

Процесс освоения знаний и умений по результатам выполнения различных заданий в учебных дисциплинах и МДК отражается в электронных ведомостях. В МЭУМК разработан комплекс оценочных средств (КОС). Для оценки профессиональных компетенций и профессионального модуля разработаны итоговые комплексные профессиональные задания, согласованные с работодателями, которые формируются в протоколах.

Управляя процессом обучения с использованием МЭУМК, преподаватель сам определяет время для выполнения заданий, количество попыток, выбор способа оценки заданий. Банк заданий достаточно велик и каждая попытка предполагает выполнение нового задания. Задания могут выполняться как в аудитории, так и вне аудитории.

Многолетний опыт применения МЭУМК позволяет нам выделить следующие преимущества организации учебного процесса с его использованием:

- доступность;

- возможность построения индивидуальной траектории обучения;

- возможность дистанционного обучения без отрыва от производства;

- возможность обучения лиц с ограниченными возможностями;

- условия для самостоятельного освоения знаний и умений;

- формирование информационно-коммуникативной грамотности обучающихся;

- практическое обучение;

- возможность получить несколько профессий («кассир», «бухгалтер»).

Особое место в МЭУМК занимают комплексные профессиональные ситуации (КПС) по трудовым функциям, профессиональным компетенциям, видам деятельности. Выполнение КПС предполагает самостоятельную работу обучающегося по моделированию профессиональной ситуации, работу со справочной правовой системой «КонсультантПлюс», выполнение заданий в бухгалтерской программе «1С:Предприятие». Поэтому каждый обучающийся работает со своей профессиональной ситуацией.

В МЭУМК виды профессиональной деятельности соответствуют образовательному стандарту ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [4] и, кроме того, реализуются требования образовательного и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда России от 22.l2.2014 № 1061н, который устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности.

В профессиональном стандарте «Бухгалтер» [5] выделены две должности: «бухгалтер» и «главный бухгалтер». Для каждой должности определена обобщенная трудовая функция, которая детализирована посредством конкретного перечня трудовых функций. В отношении каждой функции указано, какие именно трудовые действия, умения и знания необходимы для ее реализации, что делает МЭУМК более актуальным и востребованным.

При работе с МЭУМК диагностируется развитие самостоятельности обучающихся, расширение практического использования ими электронных обучающих средств, прирост уровня знаний и умений работы в прикладных программах (MS Word, MS Excel, MS Power Point и MS Access), совершенствование навыков использования ИКТ в прикладной профессиональной деятельности.

В условиях цифровизации всех сфер деятельности повышаются требования к профессиональной подготовке будущих специалистов, в том числе и в плане овладения IT-компетен-циями, которые необходимы для успешности в конкретной сфере профессиональной деятельности [6]. Применение в процессе обучения МЭУМК не только более успешно формирует предусмотренные ФГОС профессиональные

компетенции и способствует развитию логиче- ты обучающихся, но и совершенствует ГГ-ком-ского мышления, культуры умственного труда, петенции для специальности 38.02.01 «Эконо-формированию навыков самостоятельной рабо- мика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Библиографический список

1. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы [Текст] / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9 (13). — С. 26-28.

2. Сташкевич, И. Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич, О. В. Ба-шарина // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования : Теория и практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Челябинск, 26 янв. 2017 г.). — Челябинск, 2017. — С. 9-13.

3. Гончарова, Г. Н. Практика использования междисциплинарного электронного методического комплекса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Текст] / Г. Н. Гончарова, В. П. Лапп // Среднее профессиональное образование в информационном обществе : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 10 дек. 2015 г.) / М-во образования и науки РФ ; М-во образования и науки Челяб. обл. ; М-во информационных технологий и связи Челяб. обл. (Челябинск). — Челябинск, 2015. — С. 106-107.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) [Электронный ресурс] : [приказ М-ва образования и науки РФ от 28.07.2014 № 832]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» [Электронный ресурс] : [приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н]. — Режим доступа: https://base. garant.ru/70852774.

6. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании [Текст] / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Златоуст, 1 февр. 2019 г.). — Челябинск, 2019. — С. 9-14.

For citation: Nefedova, N. A. Information technologies in the training of accountants [Text] / N. A. Nefedova, E. V Kapralova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 29-34.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF ACCOUNTANTS

N. A. Nefedova, E. V. Kapralova

This article discusses the possibilities of using an interdisciplinary electronic educational and methodological complex (hereinafter — IEEMC) 38.02.01 "Economics and Accounting (by branches)" for a better organization of students' cognitive activity.

Key words: informational and communicational technologies (ICT), interdisciplinary electronic educational and methodical complex (IEEMC), electronic educational resources, complex professional situations (CPS).

References

1. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj organizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy (Information and educational environment of a professional educational organization — change of the educational paradigm), Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)

2. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Ispol'zovanie informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija (Proceedings of the II International Scientific and practical Conference «Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy v organizacijah srednego professional'nogo obrazovanija: Teorija i praktika», «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve»), Cheljabinsk, 2017, pp. 9-13. (In Russian)

3. Goncharova, G. N. Lapp V. P. Praktika ispol'zovanija mezhdisciplinarnogo jelektronnogo metodicheskogo kompleksa po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam). (Proceedings of the I International Scientific and practical Conference "Srednee professional'noe ob-razovanie v informacionnom obshhestve"), Cheljabinsk, 2015, pp. 106-107. (In Russian)

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam). [prikaz M-va obrazovanija i nauki RF ot 28.07.2014 № 832], available at: Konsul'tantPljus. (In Russian)

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Buhgalter». [prikaz M-va truda i soc. zashhity RF ot 22.12.2014 № 1061n], available at: https://base.garant.ru/70852774. (In Russian)

6. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of the IV International Scientific and practical Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki», «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve»), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

Нефедова Наталья Анатольевна, преподаватель ГБПОУ ««Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: nefediki77@mail.ru Капралова Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: elena.kapralova.77@ mail.ru

Nefedova Natalya Anatolyevna, lecturer, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: nefediki77@ mail.ru

Kapralova Elena Vladimirovna, lecturer, South Ural State College, Chelyabinsk, e-mail: elena.kapralo-va.77@mail.ru

Сведения для цитирования: Прихода, Т. Е. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как инструмента организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Текст] / Т. Е. Прихода, Л. И. Ко-жевина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-43.

УДК 377+004 ББК 74.57

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Т. Е. Прихода, Л. И. Кожевина

В статье рассмотрена проблема организации педагогом внеаудиторной самостоятельной работы студентов в контексте применения информационных технологий, приведено описание опытной работы преподавателя по теме исследования. Проанализированы и уточнены основные понятия проблемы. Сделаны выводы о положительных и отрицательных эффектах некорректного использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, информационное общество, информационные технологии.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. ведущая роль отводится образованию, в том числе и профессиональному, как важнейшей ценности граждан, призванной обеспечить

подготовку компетентного, мобильного и творческого работника. Основной задачей педагога профессиональной школы стала организация деятельности студентов по формированию компетенций, ключевым моментом которых явля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.