Научная статья на тему 'Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды'

Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1213
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / E-EDUCATION / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CONTINUING SKILLS DEVELOPMENT / ASSESSMENT CRITERIA AND INDICATORS OF THE PROFESSIONAL OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Марина Николаевна

В статье рассматривается актуальность цифровой образовательной среды для решения задач образовательного процесса, нормативно-правовая база, материально-техническое оснащение и уровень подготовки педагогов для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION AVAILABILITY IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper analyses the topical issue of the digital educational environment for solving the educational tasks, the normative and legal foundations, material and technical equipment, vocational teachers’ skills for the usage of distance educational technologies and e-Education.

Текст научной работы на тему «Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды»

Сведения для цитирования: Пономарева, М. Н. Доступность профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 63-69.

УДК 004:377 ББК 74.57

ДОСТУПНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

М. Н. Пономарева

В статье рассматривается актуальность цифровой образовательной среды для решения задач образовательного процесса, нормативно-правовая база, материально-техническое оснащение и уровень подготовки педагогов для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе техникума.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное повышение квалификации, критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности.

Сегодня обучение становится мультифор-матным и персонифицированным. Тесно переплетаются старые и новые формы подачи учебного материала. Образование в аудитории чередуется с работой в режиме онлайн. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Современные информационные технологии активно вошли в нашу повседневную жизнь. Мы активно общаемся в социальных сетях, осуществляем платежи по электронным картам, взаимодействуем с министерствами и ведомствами через портал государственных услуг [1].

«Современный мир все больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым и соответствовать реалиям современного и будущего мира. Цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию» — сказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А. Б. Соболев на пресс-конференции, посвященной первым результатам приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», реализацию которого обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. ЦОС дает следующие преимущества:

- для обучающихся: возможность построения образовательной траектории; использова-

ние индивидуального обучения; гибкий график учебы; интерактивное взаимодействие с обучающей средой, доступ к самым современным образовательным ресурсам; расширение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира;

- для педагогов: формирование новых возможностей организации образовательного процесса; новых условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий; новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося; облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

- для родителей: расширение образовательных возможностей для ребенка; снижение материальных затрат на обучение за счет повышения конкуренции на рынке образования; повышение прозрачности образовательного процесса;

- для образовательной организации: решение проблемы привлечения дополнительного контингента обучающихся; снижение затрат на образовательный процесс; повышение качества обучения; внедрение современных интерактивных технологий; расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса; повышение имиджа образовательной организации.

Цифровая среда, основанная на быстрораз-вивающихся технологических процессах, создает в обществе условия, при которых выпускник СПО должен быть конкурентоспособным и иметь такие качества, которые в дальнейшем будут способствовать его успешной социализации и

адаптации. Это профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Для подготовки таких выпускников перед профессиональными образовательными организациями ставятся новые задачи, одной из которых является использование в образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Вопрос применения таких технологий уже решен на уровне государства и нормативно закреплен в ряде нормативных документов федерального и регионального значения, в числе которых:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313);

3) Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

4) Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

5) приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"»;

6) приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

7) приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

8) приказ Министерства образования и науки РФ от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

В течение четырех лет наш техникум ведет активную работу по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс техникума. С января 2017 г. в техникуме функционирует региональная инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе профессиональной организации» [2].

Начиная работу по данному направлению, мы понимали, что для успешного внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимы ресурсы: это техническая база, программное обеспечение, технические специалисты и педагоги, готовые работать в информационной образовательной среде.

Сегодня техникум имеет материально-техническую базу, включающую 680 единиц техники; внедрена автоматизированная система управления образовательным процессом РгоСо1^е, реализованная на основе LMS Moodle, позволяющая активно использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Для бесперебойной работы автоматизированной системы была модернизирована компьютерная сеть на экономическом отделении и полностью заменены компьютерные сети на технологическом отделении и отделении общеобразовательной и профессиональной подготовки. На сегодняшний день в техникуме создана единая локальная сеть, к которой подключены все отделения, имеется высокоскоростной интернет, доступ к которому осуществляется со всех компьютеров в техникуме. Создан центр информационно-коммуникационных компетенций, приобретено современное мультимедийное оборудование для актового зала.

Для организации взаимодействия между обучающимися и преподавателями используется большой набор образовательных ресурсов и технологий, которые решают эту задачу (сайт ПОО, ЭБС Znanium.com, Skype, электронная почта, чаты, форумы, видео- и аудиоконферен-ции). В мае 2018 г. была организована совместная работа с издательским центром «Академия» по апробации электронных учебников и их внедрению в систему LMS Moodle. Благодаря системе видеоконференций у преподавателей появилась возможность проводить онлайн-кон-сультации, а у студентов — выходить на связь с преподавателем из любой точки.

Работа по модернизации и приобретению современного компьютерного и мультимедийного оборудования и внедрению его в инфраструктуру техникума, приобретению лицензионного программного обеспечения будет продолжаться. В следующем учебном году для улучшения качества образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий планируется приобретение виртуальной классной комнаты и организация трансляции учебных занятий в режиме видеоконференции на северные филиалы.

Однако наличие только технических ресурсов не позволит организовать образовательный процесс на современном уровне, необходимы технические специалисты, готовые поддержать систему электронного обучения, и педагоги, обладающие ИКТ-компетентностью для разработки электронных курсов и организации электронного обучения или использования дистанционных образовательных технологий.

Для реализации этой задачи в техникуме разработана система непрерывного повышения квалификации педагогов (рис. 1) [3].

Рис. 1. Система непрерывного повышения квалификации педагогов в ГБПОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»

На сегодняшний день 61 % педагогов прошли курсы повышения квалификации на базе ГБУ ДПО ЧИРПО по программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle». По данной программе были обучены методисты трех филиалов (Нижневартовск, Сургут и Нефтеюганск), в которых реализуется заочная форма обучения. Эти педагоги сегодня активно внедряют в учебный процесс дистанционные образовательные технологии.

На курсах повышения квалификации и курсах профессиональной переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий обучились 32 % руководящих и педагогических работников техникума. Полученный ими опыт позволил внести изменения

в структуру и содержание дистанционных курсов и совершенствовать форму подачи материала. На следующий учебный год для педагогов, испытывающих затруднения при внедрении дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) в образовательный процесс, в план работы техникума включены обучающие семинары по разработке дистанционных курсов и организации обучения с использованием ДОТ.

Для моральной и материальной мотивации сотрудников, занимающихся внедрением в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, были внесены изменения в систему оплаты труда (стимулирующая часть).

Разработаны дополнительные критерии стимулирования, которые представлены в таблице 1.

Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности преподавателей

Таблица 1

Для руководителя отделения Для педагогических работников Для специалистов методического отдела

Критерии

Позитивная динамика инновационной деятельности Инновационная деятельность, внедрение современных образовательных технологий Позитивная динамика инновационной деятельности Эффективность методической деятельности Профессиональные достижения педагогов

Показатели

1. Использование педагогами электронных учебно-методических комплексов в АСУ РгоСо1^е.

2. Наличие публикаций в сборниках, СМИ, на интернет-сайтах.

3. Результативное зафиксированное участие и трансляция педагогического опыта педагогами на семинарах

и научно-практических конференциях, форумах.

4. Вовлечение студентов в дистанционные проекты, олимпиады.

5. Организация творческих групп для разработки нормативных документов, методических рекомендаций по ДОТ.

6. Проведение анкетных опросов среди студентов, педагогов по реализации ДОТ.

7. Проведение контрольных срезов для проверки эффективности формирования профессиональных компетенций при использовании ДОТ

1. Создание и апробация электронных учебно-методических комплексов в АСУ РгоСо1^е.

2. Создание насыщенной, мотивирующей информационной среды.

3. Наличие собственных публикаций в сборниках, СМИ, на интернет-сайтах.

4. Трансляция педагогического опыта на семинарах и научно-практических конференциях, форумах, педагогических чтениях, педагогических советах.

5. Участие в разработке нормативно-правовых и локальных документов, регламентирующих образовательный процесс с использованием ДОТ.

6. Участие в разработке методических рекомендаций по организации образовательного процесса с использованием ДОТ.

7. Вовлечение студентов в дистанционные проекты, олимпиады

1. Участие педагогов

в экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Методическая помощь в реализации инноваций педагогов.

3. Наличие публикаций в сборниках, СМИ, на интернет-сайтах.

4. Трансляция педагогического опыта на семинарах и научно-практических конференциях, форумах, педагогических чтениях, педагогических советах.

5. Участие в разработке нормативно-правовых и локальных документов, регламентирующих образовательный процесс с использованием ДОТ.

6. Участие в разработке методических рекомендаций по организации образовательного процесса с использованием ДОТ.

7. Разработка анкетных опросов для педагогов, студентов, родителей

1. Высокий уровень подготовки педагогических работников

к аттестации.

2. Высокий уровень организации курсовой системы

1. Подготовка победителей и призеров конкурсов педагогического мастерства.

2. Подготовка и проведение семинаров, педагогических советов, совещаний, конференций, педагогических чтений

Для обеспечения внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс техникума в структуру управления были введены ставки: методиста по дистанционным образовательным технологиям; программиста и техника, которым вменено в обязанности техническое и программное обеспечение работы системы дистанционного обучения; лаборанта по дистанционным

образовательным технологиям, который оказывает помощь педагогам при разработке дистанционных курсов и размещении их в системе. Руководство процессом внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс техникума осуществляет заместитель директора по информационно-методической работе. В дальнейшем планируется создание на базе техникума центра

дистанционных образовательных технологий и внесение изменений в структуру управления северными филиалами.

Использование дистанционных технологий в образовательном процессе техникума идет по всем направлениям. Это программы профессионального образования (очная и заочная формы обучения), программы профессионального обучения, программа основного общего образования, это работа с одаренными и слабоуспевающими обучающимися, а также с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Перед педагогами поставлена задача: разработать методику применения дистанционных образовательных технологий при реализации очной и заочной форм обучения, программ профессионального обучения, инклюзивного образования, профориентационной работы.

В течение двух лет обучение в заочной форме в филиалах (Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск) по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам осуществлялось с использованием дистанционных образовательных технологий. Внедрение ДОТ позволило техникуму решить ряд организационных и финансовых вопросов. Педагоги техникума, не выезжая из дома, смогли организовать образовательный процесс в филиалах, что позволило техникуму, во-первых, не нарушать образовательный процесс обучения в очной форме, а во-вторых, сэкономить в прошедшем учебном году на командировочных расходах 317 540 руб. и на оплате труда — 116 187 руб. У студентов появилась возможность построения образовательной траектории с обучением в удобное для них время и в удобном для них месте.

Ежегодно среди преподавателей и студентов северных филиалов проводится мониторинг удовлетворенности организацией обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Анализ мониторинга показывает, что полностью удовлетворены процессом использования дистанционных образовательных технологий 72 % педагогов и 80 % студентов.

В 2018/19 учебном году возникла необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в программы профессионального обучения. На базе техникума действует многофункциональный центр прикладных квалификаций, в котором реализуется 110 программ профессионального обучения. Слушателями этих программ являются жители Златоустовского городского округа, Кусинско-го и Саткинского районов, республики Башкортостан, Ханты-Мансийского автономного

округа, которые не всегда могут выехать на обучение на длительный срок. Они обратились с просьбой об изучении теоретического материала в дистанционном режиме. Были разработаны и реализованы дистанционные курсы для профессий сварочных технологий (теоретическая часть), при этом прохождение практики и квалификационный экзамен проводились в обычном режиме. В следующем учебном году планируется организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий по профессиям направления «Грузоподъемные машины».

Педагоги техникума активно внедряют дистанционные образовательные технологии в очную форму обучения (программы профессионального образования и основного общего образования). Это очень удобно в тех случаях, когда по каким-либо объективным причинам отменяют занятия (мороз, карантин), если студент заболел, а также при выполнении самостоятельной и домашней работы. ДОТ хороши и для работы со студентами, имеющими задолженности по учебным дисциплинам. У таких студентов есть возможность самостоятельно изучить материал, а затем сдать свои долги при очной встрече с преподавателем в техникуме в удобное время. У преподавателей появилась возможность предложить углубленное изучение дисциплины заинтересованным студентам.

Также у педагогов техникума есть опыт работы с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий. У двух студентов, обучавшихся по специальности «программирование в компьютерных системах», в процессе обучения возникли проблемы со здоровьем, и для того, чтобы они смогли успешно окончить учебное заведение, педагоги сумели разработать для них дистанционные курсы, а также организовать обучение с помощью специальных образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения. Ребята успешно защитили выпускную квалификационную работу и получили дипломы о среднем профессиональном образовании.

Немаловажное значение при подаче материала имеют проектирование и создание дистанционного курса. На сегодняшний день в техникуме разработано 63 дистанционных курса. В обучении с применением дистанционных образовательных технологий задействованы 50 % обучающихся.

Разработана единая структура дистанционных курсов, которая включает в себя:

1) инструктивно-информационный блок;

2) учебный блок (теоретический и практический материал);

3) коммуникативный блок (система взаимодействия);

4) контрольный блок (механизм тестирования и оценки).

Для того чтобы студентам легче было ориентироваться в сдаче зачетных единиц, планируется в следующем году совместно со специалистами Южно-Уральского многопрофильного колледжа, осуществляющими техподдержку АСУ РгоСо1^е, разработать электронную зачетную книжку.

Большое внимание при организации и проведении занятий в режиме дистанционного обучения уделяется психолого-педагогической поддержке [4]. Основную работу в этом направлении осуществляет методист по дистанционным образовательным технологиям, организующий связь между преподавателями и обучающимися, который имеет образование психолога и при необходимости может оказать психологическую поддержку. Это особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также со студентами-заочниками на начальном этапе обучения.

Методистом по дистанционным образовательным технологиям осуществляется также научно-методическая деятельность по организации и координации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Разработаны нормативно-правовые документы:

1) положение об организации обучения с применением ДОТ;

2) положение об электронном курсе в АСУ РгоСо1^е;

3) инструкция для студентов «Организация учебного процесса с применением ДОТ»;

4) инструкция для студентов «Прохождение дифференцированного зачета»;

5) инструкция для студентов «Прикрепление работ в базу АСУ РгоСо1^е»;

6) методические указания по организации и проведению занятий с ЭО и ДОТ;

7) методические рекомендации по созданию электронных учебно-методических комплексов в АСУ РгоСо1^е;

8) регламент разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения ГБОУ

ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним очень важным направлением использования цифровой образовательной среды являются дистанционные проекты, конкурсы и олимпиады [5]. Преимущества дистанционных конкурсов и олимпиад в том, что они позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. Это доступность; экономия времени; участие не только одаренных, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; участие в любое время, в любом месте; возможность пополнения своего портфолио. Только за прошлый учебный год 465 обучающихся и 39 педагогов приняли участие в 88 мероприятиях международного и всероссийского уровня. Для студентов это конкурсы и олимпиады по общеобразовательным дисциплинам и конкурсы и олимпиады профессионального направления. Педагоги принимали активное участие в конкурсах методических разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий, разработке олимпиадных заданий по дисциплинам или специальностям. Уже сегодня мы можем сделать вывод о том, какие конкурсы и олимпиады проводятся формально, а в каких организация поставлена на высокий уровень и в них стоит продолжать участвовать.

Применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе позволило административным и педагогическим работникам техникума активно делиться опытом на различных мероприятиях международного, российского, регионального и городского уровня, а также транслировать свой опыт в сборниках международного и федерального уровня, в научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования», на сайтах «Инфоурок», «Видеоурок» и др. Всего было опубликовано 9 статей международного уровня, 12 статей федерального уровня, 5 статей регионального уровня.

Сделано по данному направлению многое, но еще больше предстоит сделать. Перспективы использования цифровой образовательной среды большие. На сегодняшний день это приоритетное направление образования, поэтому специалисты и преподаватели техникума не останавливаются на достигнутом, продолжается реализация поставленных целей и задач, освоение и внедрение нового в образовательный процесс техникума.

Библиографический список

1. Башарина, О. В. Проблемы и этапы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] / О. В. Башарина, И. В. Башарин // Безопасность информационно-образовательной среды : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Челябинск, 1 февраля 2018 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2018. — С. 13.

2. Пономарева, М. Н. Реализация современных практик и технологий как условие повышения качества образовательного процесса в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 4 (16). — С. 59-62.

3. Башарина, О. В. Система организации непрерывного повышения квалификации педагогов в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» [Текст] / О. В. Башарина, Л. М. Мифтахова // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. — № 2. — С. 5-10.

4. Башарина, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся среднего профессионального образования в процессе электронного обучения [Текст] / О. В. Башарина, Н. В. Тру-сова // Современная высшая школа : инновационный аспект. — 2016. — Т. 8. — № 3. — С. 40-54.

5. Башарина, О. В. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах как условие реализации образовательного потенциала преподавателей и студентов [Текст] / О. В. Башарина, Е. П. Валиахмедова // Управление качеством образования на основе российских и международных стандартов. Современные образовательные тренды : материалы Междунар. науч.-метод. конференции (Челябинск, 15 марта 2017 г.). — Челябинск : ЧОУВО РБИУ, 2017. — С. 12-17.

For citation: Ponomaryova, M. N. Vocational education availability in the digital educational environment [Text] / M. N. Ponomaryova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 63-69.

VOCATIONAL EDUCATION AVAILABILITY IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

M. N. Ponomaryova

The paper analyses the topical issue of the digital educational environment for solving the educational tasks, the normative and legal foundations, material and technical equipment, vocational teachers' skills for the usage of distance educational technologies and e-Education.

Key words: digital educational environment, e-Education, distance educational technologies, continuing skills development, assessment criteria and indicators of the professional outcomes.

References

1. Basharina O. V. Bezopasnost' informatsionno-obrazovatel'noi sredy. Proceedings of the 3 scientific and practical conference, Chelyabinsk: Izd-vo ChlRPO, 2018, 13 p. (In Russian)

2. Ponomareva M. N. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 4 (16), pp. 59-62. (In Russian)

3. Basharina O. V., Miftakhova L. M. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 2018, No. 2, pp. 5-10. (In Russian)

4. Basharina O. V., Trusova N. V. Sovremennaya vysshaya shkola : innovatsionnyi aspect, 2016, Vol. 8, No. 3, pp. 40-54. (In Russian)

5. Basharina O. V., Valiakhmedova E. P. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove rossi-iskikh i mezhdunarodnykh standartov. Sovremennye obrazovatel'nye trendy. Proceedings of the scientific conference, Chelyabinsk: ChOUVO RBIU, 2017, pp. 12-17. (In Russian)

Пономарева Марина Николаевна, директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики», Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]

Ponomaryova M. N., director, Zlatoust technical secondary school of technologies and economics, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: zlt_metal@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.