Научная статья на тему 'Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональной образовательной организации на основе информационно-коммуникационных технологий'

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональной образовательной организации на основе информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / LABOUR FUNCTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED SYSTEM OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О. В., Медвецкий И. Е.

В статье, опираясь на связь понятий «трудовая функция» и «профессиональная компетенция», данных в профессиональном стандарте и в федеральных государственных образовательных стандартах, авторы рассматривают основные знания и умения педагогов, для формирования которых необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Авторами определены три педагогических условия формирования профессиональных компетенций с помощью информационно-коммуникационных технологий, а также способы и средства их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башарина О. В., Медвецкий И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS'' PROFESSIONAL COMPETENCIES ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Taking into account the connection between the concepts ‘labour function’ and ‘professional competence’, given in the professional standard and the federal state educational standards, the authors examine the teachers’ basic knowledge and skills which formation requires the use of information and communication technologies. The authors determined three pedagogical conditions for the professional competencies formation with the help of information and communication technologies as well as methods and means of their formation.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональной образовательной организации на основе информационно-коммуникационных технологий»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 004/378 О. В. Башарина, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: pniir.chirpo@mail.ru И. Е. Медвецкий, зам. директора по науч.-метод. работе Миасского строительного техникума (МСТ), Челябинская обл., г. Миасс

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье, опираясь на связь понятий «трудовая функция» и «профессиональная компетенция», данных в профессиональном стандарте и в федеральных государственных образовательных стандартах, авторы рассматривают основные знания и умения педагогов, для формирования которых необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Авторами определены три педагогических условия формирования профессиональных компетенций с помощью информационно-коммуникационных технологий, а также способы и средства их формирования.

Ключевые слова: трудовая функция, профессиональная компетенция, информационно-коммуникационные компетенции, педагогические условия, информационно-образовательная среда, автоматизированная система управления.

Одним из направлений развития российского общества в 2000-е годы явилось активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций (ПОО). Мы исходим из понимания того, что профессиональная компетентность педагога, работающего в ПОО, немыслима сегодня без овладения им информационно-коммуникационными технологиями. Об этом же говорит статья 16 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая прямо декларирует создание в образовательных организациях условий для использования электронного обучения и дистанционных технологий [1].

В соответствии с принятым в 2015 г. Министерством труда и социальной защиты РФ профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» вводится понятие «трудовая функция» педагога профессионального образования, которое связано с понятием «профессиональная компетенция» в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, так как действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают «наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять» [2, с. 8].

Анализ трудовых действий, входящих в трудовую функцию, показывает необходимость активного использования современных информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом ПОО. Следовательно, возникает проблема: как сформировать профессиональные компетенции (или трудовые функции, связанные с разработкой и корректировкой учебно-программной документации, осуществлением контроля усвоения студентами образовательной программы и т. д.) для успешной организации образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать профессиональные компетенции (трудовые функции) педагогических работников ПОО в соответствии с новым профессиональным стандартом;

2) определить предусмотренные профессиональным стандартом обязательные знания и умения педагогического работника, которые можно формировать с использованием ИКТ;

3) обосновать необходимые педагогические условия, способствующие эффективному использованию ИКТ для формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.

Трудовая функция, согласно новому профессиональному стандарту, состоит из трех компонентов [3], таких как:

1) организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП;

2) педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации;

3) разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.

Анализ трудовых действий, входящих в трудовую функцию, показывает необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом ПОО. В профессиональном стандарте каждой трудовой функции педагога соответствует определенный набор его знаний, умений и педагогических действий.

Например, чтобы эффективно выполнять первую трудовую функцию, педагог ПОО должен обладать знанием [3]:

- требований ФГОС СПО, содержания примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины/ модуля);

- электронных образовательных и информационных ресурсов, необходимых для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ;

- методологии, теоретических основ и технологий научно-исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по программам СПО и ДПП).

Кроме того, он должен обладать следующими умениями [3]:

- контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике;

- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, а также применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение;

- использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом специфики образовательных программ, требований ФГОС СПО (для программ СПО), особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины/модуля и т. д.

Для осуществления второй и третьей трудовых функций педагогический работник ПОО также должен обладать определенным набором знаний и умений, которые формируются с использованием ИКТ.

Для формирования выделенных нами знаний и умений, как мы считаем, педагоги должны владеть следующими информационно-коммуникационными компетенциями:

1) поиск, оценка и выбор электронных образовательных ресурсов, учебников, учебных и учебно-методических пособий, иных материалов для осуществления профессиональной деятельности;

2) использование офисных компьютерных программ для создания рабочих учебных программ, методических рекомендаций, разработки средств обучения;

3) разработка и применение современных средств контроля освоения обучающимися образовательных программ, использование дистанционных образовательных технологий;

4) разработка и применение контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивания;

5) создание на основе ИКТ отчетных (отчетно-аналитических) и информационных материалов по направлению своей деятельности, заполнение электронных баз данных участников образовательного процесса;

6) организация и контроль учебной деятельности обучающихся с использованием возможностей ИКТ.

Для успешного формирования и развития необходимых профессиональных компетенций педагогов в ПОО должны быть созданы определенные педагогические условия.

По мнению Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стер-ховой, педагогические условия можно понимать как «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [4, с. 11].

Мы определяем следующие педагогические условия для использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования и развития профессиональных компетенций педагогов:

1) наличие нормативно-правовой базы использования информационно-коммуникационных технологий;

2) постоянное повышение ИКТ-компетент-ности педагогов;

3) создание и функционирование информационно-образовательной среды.

Остановимся на педагогических условиях использования ИКТ в процессе формирования и развития профессиональных компетенций педагогов в ГБПОУ «Миасский строительный техникум» (далее — МСТ).

Первое педагогическое условие: наличие нормативно-правовой базы использования информационно-коммуникационных технологий.

В МСТ по состоянию на апрель 2016 г. разработан и принят ряд локальных актов, касающихся использования информационно-коммуникационных технологий:

- положение об официальном сайте МСТ в сети Интернет;

- положение о локальной информационной сети МСТ;

- положение о библиотеке техникума;

- политика обработки и защиты персональных данных и др.

Некоторые локальные акты находятся в стадии разработки или корректировки, например, Положение об использовании педагогическим работником МСТ возможностей АСУ РгоСо1^е в образовательном процессе и ряд других.

Второе педагогическое условие: постоянное повышение ИКТ-компетентности педагогов.

Педагогические работники техникума повышают свою ИКТ-компетентность как в индивидуальном порядке, так и проходя соответствующую подготовку на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Важным направлением развития профессиональных компетенций педагога является проведение семинаров, конференций, педагогических чтений по актуальной тематике.

Так, в марте 2016 г. в техникуме состоялись педагогические чтения. Администрация и педагоги МСТ подготовили доклады, связанные как с проблемой внедрения в образовательный процесс техникума информационно-коммуникационных технологий, так и с соотнесением новых нормативных документов в образовательной сфере и реальной педагогической практики [5].

Челябинский институт профессионального образования предлагает в направлении информационно-коммуникационных технологий следующие программы повышения квалификации:

- «Информационные технологии в образовании: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе МооШе»;

- «Информационные технологии в образовании: базовый уровень ИКТ-компетентности»;

- «Информационные технологии в образовании: продвинутый уровень ИКТ-компетент-ности»;

- «Проектирование образовательной среды в профессиональной образовательной организации» и др.

Третье педагогическое условие: создание и функционирование информационно-образовательной среды.

Термин «информационно-образовательная среда» трактуется как «сложная система, аккумулирующая, наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный

компоненты самих обучаемых и педагогов» [6, с. 59]. При создании новой информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.

Программно-технической компонентой информационно-образовательной среды в МСТ является автоматизированная система управления образовательной организацией РгоСо1^е.

Основными модулями АСУ РгоСо1^е, с которыми работают специалисты и преподаватели, являются: «Образовательный портал», «Административное сопровождение образовательной деятельности», «Журнал оценок обучающихся», «Приемная комиссия» и др.

Также компонентами информационно-образовательной среды являются:

- веб-портфолио обучающихся,

- веб-портфолио педагогов;

- медиаресурсы библиотечного фонда;

- веб-сайт техникума, связанный с АСУ РгоСо1^е;

- система файлообменников для быстрого обмена информацией и для организации дистанционного обучения;

- страницы МСТ в социальных сетях.

Создание и функционирование информационно-образовательной среды, с одной стороны, должно повысить уровень разрабатываемой педагогами учебно-методической и дидактической документации, качество реализации ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, должно удовлетворить запросы обучающихся и их родителей к условиям получения образования. С другой стороны, создание такой среды потребует дополнительных усилий педагогов техникума для разработки электронных курсов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, обновления соответствующей учебно-нормативной документации, приведения комплектов оценочных средств в соответствие с требованиями.

Рассмотрим далее, как используются информационно-коммуникационные технологии для формирования профессиональных компетенций педагогических работников.

Для развития информационно-коммуникационной компетенции «Использование офисных компьютерных программ для создания рабочих учебных программ, методических рекомендаций, разработки средств обучения», обеспечивающей формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимо:

1) обеспечить педагогу возможность работы с Word и PowerPoint для разработки собственной учебно-программной и методической документации;

2) создать условия использования интернет-браузера для поиска и скачивания электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции ЦОР и других источников;

3) подготовить педагога к созданию собственных электронных образовательных ресурсов с опорой на его профессиональные знания и действующие требования к информационным продуктам;

4) научить способам использования собственных или взятых из сети Интернет электронных образовательных ресурсов на учебных занятиях по преподаваемой дисциплине;

5) обеспечить наличие системного администратора, устраняющего сбои компьютерной техники.

Для формирования с помощью ИКТ профессиональных компетенций педагогических работников требуются следующие технические и программные средства:

- персональные компьютеры, установленные в учебных мастерских и учебных классах МСТ, с возможностью педагогов работать в определенное время;

- установленное на ПК необходимое программное обеспечение;

- доступ в локальную сеть МСТ;

- постоянный доступ в сеть Интернет;

- функционирующая АСУ РгоСо1^е;

- информационные ресурсы библиотеки и методического кабинета.

Наконец, для формирования с помощью ИКТ профессиональных компетенций необходимы следующие способы и виды деятельности педагогов:

1) самообразование педагогов, повышение уровня ИКТ-компетентности;

2) повышение профессиональной квалификации на курсах ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»;

3) участие в профильных семинарах, веби-нарах и видеоконференциях;

4) поиск содержательного контента на образовательных порталах сети Интернет и в локальной сети МСТ;

5) освоение современных образовательных технологий с опорой на ИКТ;

6) деятельность по созданию собственных электронных образовательных ресурсов для проведения учебных занятий и для организации дистанционного обучения;

7) работа по наполнению содержательным контентом своего раздела в АСУ РгоСо1^е;

8) апробация на учебных занятиях новых электронных учебных пособий и разработанных электронных образовательных ресурсов;

9) апробация на учебных занятиях новых контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современных условиях успешное формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональных образовательных организаций невозможно без развития их информационно-коммуникационных компетенций и системного использования информационно-коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru.

2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / авт.-сост. : В. И. Блинов и др. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2014.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

4. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия» : сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8-14.

5. Педагогические чтения в Миасском строительном техникуме [Текст] / сост. И. Е. Медвец-кий. — Миасс : МСТ, 2016. — 52 с.

6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М. : Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.

УДК 377 Т. С. Калиновская, зам директора по УР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южно-Уральского государственного колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: grozdevat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведен анализ педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования. Выделение педагогических условий осуществлялось с учетом содержания и особенностей разработанной технологии, специфики среднего профессионального образования, социального заказа общества, научных достижений в области реализации компетентностно ориентированных технологий обучения, авторского опыта деятельности в исследуемом направлении.

Ключевые слова: компетентностно ориентированная технология, педагогические условия, корпоративно-производственный центр, е-Leaming.

При разработке компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования на основе системного, деятельностного и модульно-ком-петентностного подхода необходимо выделить

основные педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ю. К. Бабанский, Н. М. Яковлева и др. под педагогическими условиями понимают совокупность мер в учебно-воспитательном процессе,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.