Проектирование содержания дополнительной профессиональной программы «Информатика и информационные технологии» на основе профессионального стандарта педагога / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, И. Н. Пальчикова, В. С. Федотова // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 323—334.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 378.046.4
Проектирование содержания дополнительной профессиональной программы «Информатика и информационные технологии» на основе профессионального стандарта педагога
© Бороненко Татьяна Алексеевна (2016), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и вычислительной математики, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Пушкин, Россия), [email protected].
© Кайсина Анна Владимировна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Пушкин, Россия), kaysina-anna@ yandex.ru.
© Пальчикова Ирина Николаевна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Пушкин, Россия), palnik @шЬох.га.
© Федотова Вера Сергеевна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Пушкин, Россия), vera1983@ yandex.ru.
Представлена коллективная авторская разработка содержания дополнительной профессиональной программы «Информатика и информационные технологии» на основе синхронизации и интегрирования требований профессионального и образовательного стандартов подготовки педагога. Актуальность исследования определяется необходимостью отбора содержания дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов в соответствии с изменениями законодательства РФ. Выявлены факторы, влияющие на содержание дополнительных профессиональных программ и определяющие сложность деятельности образовательной организации в оказании образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке. Обосновывается
практическая ценность дополнительных профессиональных программ. Особое внимание уделяется вопросу о четкой координации требований и результатов обучения, поскольку на практике часто нарушается согласованность компетенций, определенных ФГОС, с требованиями профессиональных стандартов. Авторами представлены результаты сопоставительного анализа требований профессиональных стандартов к квалификации педагога в области преподавания информатики, определены требования к конечным результатам обучения по дополнительной профессиональной программе «Информатика и информационные технологии». Новизна исследования состоит в выделении трех блоков дополнительной профессиональной программы по общепедагогической, общепрофессиональной и специальной подготовке, соответствующих выделенным видам деятельности педагога в области информатики и информационных технологий.
Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа; профессиональный стандарт; педагог; профессиональная переподготовка; информатика и информационные технологии.
1. Введение
Содержание дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП) формируется под влиянием многих факторов: квалификационных требований к специалисту, потребностей лица или организации, по инициативе которых осуществляется образование, ожиданий работодателя, возможностей образовательной организации. Это определяет сложность данного направления деятельности организации по оказанию образовательных услуг. «Различный формат требований работодателей так или иначе сводится к описанию основных параметров — качество и содержание труда определенной профессиональной деятельности. Очевидно, что они являются наиболее значимыми и для образовательной траектории» [Владимирова, 2015, с. 53].
Практическая ценность дополнительных профессиональных образовательных программ заключается в том, что любой человек на базе уже имеющегося образования может приобрести новые компетенции, необходимые для выполнения новых видов профессиональной деятельности, получить новую квалификацию, овладеть новыми компетенциями и усовершенствовать уже имеющиеся, необходимые для профессиональной деятельности, а также повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации [ПМОиН, 2013].
Изменения в организации и осуществлении учебного процесса ДПП на основании введения в действие нового Закона об образовании стали основой начала большой работы по составлению качественно новых образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом изменений законодательства. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [ФЗОО, 2012] содержание
ДПП должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям. Неотъемлемой частью структуры ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки является описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения; конкретное описание планируемых результатов, которые формулируются в компе-тентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.
Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться образовательным организациям при составлении ДПП, является ответ на вопрос: на какой основе должно проектироваться содержание ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом требований профессиональных стандартов. В соответствии с нормативными документами программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования к результатам освоения образовательных программ [ПМОиН]. Однако на практике иногда возникает нарушение согласованности компетенций, определенных ФГОС, и требований со стороны будущей профессиональной деятельности слушателей ДПП, представленных в профессиональном стандарте в виде обобщенных трудовых функций, трудовых действий, необходимых знаний, умений и других характеристик деятельности работника. «Для снятия смысловых рассогласований целесообразно использовать следующий подход. Речь идет о формировании компетенций (вырабатываемых на основе знаний и умений), необходимых для осуществления профессиональной деятельности, которые вытекают из соответствующих функций труда. Данный подход базируется на переводе определенных структурных элементов профессиональной деятельности, отраженных в профессиональном стандарте, в дидактический инструментарий и учет их при формировании ФГОС и программ профессионального образования» [Новиков и др., 2014, с. 10].
Однако существует мнение, что «отнесение вопросов разработки и совершенствования образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования к сфере применения профессиональных стандартов недостаточно продумано и создает дополнительные
трудности для отечественной высшей школы в новых социально-экономических условиях» [Сенашенко, 2015, с. 32].
Профессиональные и образовательные стандарты «ориентированы на разные временные периоды: они живут в разных временных измерениях. Образовательные стандарты высшего образования ориентированы на будущее, на 10—15 лет вперед <...> Профессиональные же стандарты по своей сути фиксируют настоящий момент (а по факту, с учетом времени на разработку и утверждение, чуть более ранний, чем сегодняшний) и являются очень конкретным и детальным описанием трудовых функций сегодняшней профессиональной деятельности и необходимых для ее выполнения квалификаций» [Белоцерковский, 2015, с. 29].
Однако нельзя отрицать, что основным фактором обновления профессионального образования являются «запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Оптимальная система профессионального образования должна быть выстроена с учетом результатов прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, международных тенденций и рейтинга отечественных учреждений системы профессионального образования» [Скамницкий и др., 2009, с. 2]. В сложившейся сегодня ситуации цели образования не могут быть обусловлены только интересами и потребностями научно-педагогического сообщества. Совершенно очевидно, что «необходимым условием обеспечения качества профессионального образования является включение организаций и объединений работодателей в работу по постановке целей, реализации образовательного процесса и оцениванию его результатов. Сегодня выполнение этого условия осуществляется на основе разработки и применения профессиональных стандартов» [Блинов и др., 2015, с. 5].
2. Методика
Представленная авторская разработка основывается на сопоставительном методе исследования. Основу проектирования содержания ДПП, на наш взгляд, должно составлять соотнесение и согласование представленных в профессиональных и образовательных стандартах требований к результатам обучения. Для установления связи стандартов в единой плоскости приведем результаты сравнительного анализа профессионального и образовательного стандартов, представленного в работе Н. А. Аносовой [Аносова, 2014]:
Предмет сравнения Профессиональный стандарт Образовательный стандарт
Область регулирования Определяет требования к квалификации, компетенциям Определяет структуру, условия реализации образовательного процесса
Субъекты разработки Сообщество профессионалов в данном виде деятельности Министерство образования и науки, учебно-методические объединения, образовательные организации
Содержание Зафиксированы функции, виды работ, продукты, технологии, профессиональные знания и компетенции, уровни квалификации Зафиксировано, какие именно компетенции должны быть сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля обязательной и вариативной частей
Механизмы оценки Сертификация квалификаций Кредитно-зачетная система, оценка результатов обучения, аккредитация образовательных программ
Представленный сравнительный анализ стандартов позволяет синхронизировать и интегрировать их требования в ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки на современном этапе, поскольку «новые контексты профессиональной деятельности, нашедшие отражение в профессиональном стандарте педагога, ориентируют на решение задач по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с принципами деятельностной парадигмы» [Чечева, 2015, с. 476].
Результаты согласования профессионального и образовательного стандартов положены нами в основу проектирования ДПП профессиональной переподготовки «Информатика и информационные технологии (ИТ)».
3. Результаты и обсуждение
Профессиональный стандарт «Педагог» определяет структурированные требования к содержанию, условиям и качеству труда педагога, его квалификации и компетенциям в области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к тому, что педагог должен знать и уметь делать, а также содействуют вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования.
Разрабатываемая программа профессиональной переподготовки имеет целью обучение слушателей профессиональной деятельности в сфере преподавания информатики и информационных технологий. Программа
предназначена для слушателей, имеющих ВПО и СПО по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области информатики и информационных технологий (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо ВПО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации. Данная программа ориентирована на решение проблемы недостатка специалистов в сфере преподавания информатики.
В основу отбора содержания программы положено описание обобщенной трудовой функции: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» — профессионального стандарта «Педагог». В качестве рабочей трудовой функции выбрана «Общепедагогическая функция. Обучение» (код ЛУ01.6; уровень квалификации 6).
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности — преподавания информатики (табл. 1).
Требования к конечным результатам обучения по ДПП «Информатика и ИТ» в соответствии с профессиональным стандартом педагога выражаются в том, что слушатели должны:
знать:
— преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
— пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
— основы общей методики обучения, основные принципы деятель-ностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
— методику обучения информатике и информационным технологиям;
уметь:
— объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
владеть ИКТ-компетентностями:
— общепользовательской ИКТ-компетентностью, согласно которой слушатель должен обладать информационной культурой, владеть базовыми информационными технологиями (мультимедиа технологии,
Таблица 1
Сопоставление требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата)
Профессиональный стандарт [ПСП, 2013] ФГОС ВО [ФГОС, 2016]
Общепедагогическая функция. Обучение. Педагогическая деятельность: — обеспечение образовательной деятельности с учётом особых образовательных потребностей; — формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Проектная деятельность: — проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы.
Трудовые действия: — разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; — осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; — планирование и проведение учебных занятий; — формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ). Профессиональные компетенции Общекультурные и общепрофессиональные компетенции: — способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); — готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); — способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); — способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5). Педагогическая деятельность: — готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2). Проектная деятельность: — способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты учащихся (ПК-9).
технологии информационных систем, коммуникационные технологии), соблюдать этические и правовые нормы использования икт;
— общепедагогической ИКТ-компетентностью, которая предполагает умение использовать базовые информационные технологии для организации и проведения учебного процесса, в том числе дистанционные образовательные технологии;
— профессиональной ИКТ-компетентностью в области информатики и информационных технологий, которая включает постановку и проведение вычислительного эксперимента, выполнение каждого из его этапов.
В соответствии с указанными видами деятельности учебный план программы профессиональной переподготовки включает три блока дисциплин: общепедагогическую подготовку, общепрофессиональную подготовку, специальную подготовку.
Блок дисциплин общепедагогической подготовки раскрывает основы педагогической деятельности и ориентирован на подготовку слушателей ДПП к разработке и реализации программ развития образовательной организации; разработке и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; планированию и проведению учебных занятий; систематическому анализу эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организации, осуществлению контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Блок дисциплин общепрофессиональной подготовки предназначен для формирования у слушателей, базовых теоретический знаний и практических умений и навыков, необходимых для дальнейшей подготовки по программе «Информатика и информационные технологи».
Блок дисциплин специальной подготовки предназначен для приобретения слушателями специальных теоретических знаний, а также формирования практических навыков решения профессиональных задач.
Учет требований профессионального стандарта при реализации общепедагогической функции ДПП «Информатика и ИТ» предполагает в рамках общепрофессиональной подготовки изучение следующего цикла дисциплин: «Программное обеспечение»; «Компьютерные сети, интернет»; «Мультимедиа технологии»; «Базы данных»; «Теоретические основы
информатики»; «Логика высказываний»; «Программирование»; «Компьютерное моделирование»; «Архитектура компьютера».
В блоке специальной подготовки предусмотрено изучение курсов «Информационные технологии в образовании», «Теория и методика обучения информатике», «Дистанционные образовательные технологии».
Преподавание дисциплин ДПП «Информатика и ИТ» осуществляется в форме лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических и лабораторных занятий. При реализации программы профессиональной переподготовки предусматривается активное использование дистанционных образовательных технологий.
В ходе обучения слушателям предоставляется доступ к ресурсам дистанционного обучения, опубликованным на сервере blackboard.lengu. ru. Занятия проводятся в аудиториях, оснащенных мультимедийным проектором и интерактивной доской. Для самостоятельного изучения рекомендуются методические материалы и программное обеспечение сайта К. Ю. Полякова (URL: kpolyakov.spb.ru).
С целью определения уровня владения ИКТ-компетентностями на первых занятиях каждого блока проводятся анкетирование, тестирование и контрольная работа (входная аттестация по ДПП).
Текущий контроль осуществляется в течение всего срока обучения в виде устных экспресс-опросов, обсуждения конспектов и результатов выполнения самостоятельных и контрольных работ.
Итоговая аттестация предполагается в виде защиты аттестационной работы, которая включает как теоретические вопросы, так и практические задания, относящиеся к сфере основной профессиональной деятельности выпускника.
При успешном выполнении учебного плана и защите выпускной квалификационной работы слушателю выдается диплом о профессиональной переподготовке по программе «Информатика и ИТ», удостоверяющий право профессиональной деятельности в сфере преподавания информатики.
4. Выводы
Таким образом, при разработке ДПП необходимо предварительно изучить требования профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО по данному направлению, затем с учетом области их пересечения представляется возможным определить содержание программы.
Можно надеяться, что предлагаемая коллективная авторская разработка содержания ДПП профессиональной переподготовки позволит решить проблему недостатка в специалистах в сфере преподавания ин-
форматики и информационных технологий, а также в полной мере удовлетворить потребности работодателей и потребителей образовательных услуг.
Источники и принятые сокращения
1. ПМОиН — Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70340506.
2. ПСП — Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) ПРИКАЗ от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/docs/101/ 69/2/1.
3. ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
4. ФЗОО — Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
Литература
1. Аносова Н. А. Институциональный механизм профессионально-общественной аккредитации коротких программ : монография / Н. А. Аносова. — Йошкар-Ола : РИЦ ПГТУ, 2015. — 176 с.
2. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. — 2015. — № 6. — С. 26—31.
3. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов [и др.] // Высшее образование в России. — 2015. — № 4. — С. 5—14.
4. Владимирова Т. Н. Профессиональный стандарт как основа взаимодействия образования, науки и отраслевых работодателей в компетентностно ориентированной подготовке специалистов в области журналистики и масс-медиа в вузе / Т. Н. Владимирова // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2015. — № 1. — С. 52—57.
5. Новиков П. Н. Профессиональные стандарты : проблемы и перспективы развития / П. Н. Новиков [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ — 2014. — № 1. — С. 7—11.
6. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования / В. С. Сенашенко // Высшее образование в России. — 2015. — № 6. — С. 31—36.
7. Скамницкий А. А. Профессиональные и образовательные стандарты : поиск механизмов взаимодействия / А. А. Скамницкий [и др.] // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 2. — С. 2—5.
8. Чечева Н. А. Результаты мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций педагога / Н. А. Чечева // Научный диалог — 2015. — № 12 (48). — С. 474—484.
Planning the Content of Additional Professional Programme "Informatics and Information Technologies" on Basis of Teacher's Professional Standard
© Boronenko Tatyana Alekseyevna (2016), Doctor of Education, professor, Head of Department, Department of Informatics and Computational Mathematics, Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Pushkin, Russia), [email protected].
© Kaysina Anna Vladimirovna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Informatics and Computational Mathematics, Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Pushkin, Russia), [email protected].
© Palchikova Irina Nikolayevna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Informatics and Computational Mathematics, Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Pushkin, Russia), [email protected].
© Fedotova Vera Sergryevna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Informatics and Computational Mathematics, Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Pushkin, Russia), [email protected].
The collective authoring working out of the content of additional professional programme "Informatics and Information Technologies" based on the synchronization and integration of the requirements of professional and educational standards for the training of teacher is presented. The relevance of research is determined by the necessity of selection of the content of additional professional programs considering the requirements of professional standards in accordance with changes in the legislation of the Russian Federation. The factors affecting the content of additional professional programs and determining the complexity of the activities of educational organizations in providing educational services on professional development and professional retraining are revealed. The practical value of additional professional programs is proved. Special attention is paid to the problem of coordination of requirements and learning outcomes because, in practice, the consistency of the competencies defined by the Federal State Learning Standards with the requirements of professional standards is often violated. The authors present the results of comparative analysis of requirements of professional standards for the qualifications of teachers in the field of informatics teaching, define the requirements to the end results of training on additional professional programme "Informatics and Information Technologies". Novelty of research consists in distinguishing three blocks of the additional professional programme of general, professional and special training corresponding to the selected activities of the teacher in the field of informatics and information technologies.
Key words: additional professional programme; professional standard; teacher; vocational training; informatics and information technology.
References
Anosova, N. A. 2015. Institutsionalnyy mekhanizm professionalno-obshchestvennoy ak-kreditatsii korotkikhprogram. Yoshkar-Ola: RITs PGTU. 176. (In Russ.).
Belotserkovskiy, A. V. 2015. K voprosu o soglasovanii obrazovatelnykh i profession-alnykh standartov. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 6: 26—31. (In Russ.).
Blinov, V. I. [i dr.] 2015. Professionalnyye standarty: ot razrabotki k primeneniyu. Vys -sheye obrazovaniye vRossii, 4: 5—14. (In Russ.).
Checheva, N. A. 2015. Rezultaty monitoringa urovnya sformirovannosti professional-nykh kompetentsiy pedagoga. Nauchnyy dialog, 12 (48): 474—484. (In Russ.).
Novikov, P. N. [i dr.] 2014. Professionalnyye standarty: problemy i perspektivy razvitiya. VestnikFGOU VPOMGAU, 1: 7—11. (In Russ.).
Senashenko, V. S. 2015. O sootnoshenii professionalnykh standartov i FGOS vysshego obrazovaniya. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 6: 31—36. (In Russ.).
Skamnitskiy, A. A. [i dr.] 2009. Professionalnyye i obrazovatelnyye standarty: poisk me-khanizmov vzaimodeystviya. Sredneye professionalnoye obrazovaniye, 2: 2—5. (In Russ.).
Vladimirova, T. N. 2015. Professionalnyy standart kak osnova vzaimodeystviya ob-razovaniya, nauki i otraslevykh rabotodateley v kompetentnostno oriyen-tirovannoy podgotovke spetsialistov v oblasti zhurnalistiki i mass-media v vuze. VestnikMGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika ipsikhologiya, 1: 52—57. (In Russ.).