Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентовв среднем профессиональном образовании'

Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентовв среднем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3271
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапин Владимир Геннадьевич

В статье представлено авторское видение и анализ опыта профессиональной образователь-ной организации по использованию электронной системы обучения, позволяющей перейти на эффективные и экономически выгодные (ресурсосберегающие) образовательные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR ENSURING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents the author’s vision and analysis of the experience of a professional educational organization on the use of e-learning systems, which allows to switch to effective and cost-effective (resource-saving) educational technologies

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентовв среднем профессиональном образовании»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Сведения для цитирования: Лапин, В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании [Текст] / В. Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 55-59.

УДК 377+004 ББК 74.57

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В. Г. Лапин

В статье представлено авторское видение и анализ опыта профессиональной образовательной организации по использованию электронной системы обучения, позволяющей перейти на эффективные и экономически выгодные (ресурсосберегающие) образовательные технологии.

Ключевые слова: компетенция, электронные образовательные ресурсы, междисциплинарные курсы.

Современная система образования уверенно вошла в информационно насыщенное пространство, в котором в настоящее время действуют ранее незнакомые новые закономерности. Успешно существовать в этом мире можно, только грамотно применяя информационные технологии. Образовательные организации осваивают и внедряют эти технологии на протяжении нескольких десятилетий, а их широкое распространение пришлось на середину нулевых, когда повсеместно были запущены программы информатизации системы образования [1; 2]. Однако скорость развития технологий существенно опережает их внедряемость вследствие консервативности образовательных организаций. Не все осознают, что цифровые технологии — не просто новый информацион-

ный инструмент для старых задач, а новая среда и новые способы мышления.

Сегодня накоплен богатый опыт применения цифровых технологий в образовании [3]. Эффективное использование цифровых технологий невозможно без создания цифровой среды, которая позволяет интегрировать различные цифровые технологии в единой логике, обмениваться данными между разными информационными системами.

Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией.

Основным направлением развития ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»

(«ЮУГК») является обеспечение доступности, эффективности образовательного процесса для создания условий выполнения государственного задания в области подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров для региональной экономики.

Механизмом реализации этих задач и направлений в колледже является создание цифровой образовательной среды и широкое использование на ее основе развивающих, личностно ориентированных и практико-ори-ентированных педагогических технологий. Это создает принципиально новый всеобщий доступ к знаниям и их постоянному обновлению, позволяет учиться в любое время с учетом информационных потребностей и интересов обучаемого, делает образование по-настоящему доступным. Необходимо научить студентов адаптироваться в жестких условиях рыночных отношений, в постоянной и быстрой смене производственных ситуаций, уметь работать в команде, принимать и делегировать решения, нести ответственность и добиваться успеха. На этой основе происходит модернизация качества профессиональной подготовки.

В условиях развития информационного общества и цифровой экономики особую роль приобретает адаптация квалифицированной рабочей силы, умение применять знания в профессиональной деятельности [4].

В ГБПОУ «ЮУГК» используются следующие ресурсы цифровой образовательной среды:

- локальная сеть, обеспечивающая одновременную работу 600 компьютеров, в том числе 400 мест для самостоятельной работы студентов в общежитии;

- высокоскоростная глобальная сеть (безлимитный интернет);

- оснащение 90 % учебных площадей компьютерной и коммуникационной техникой;

- обеспеченность — 40 компьютеров на 100 студентов;

- образовательный портал;

- наличие веб-страницы каждого преподавателя;

- электронные учебные пособия по различным дисциплинам специальности (более 70 шт.);

- электронные методические разработки и презентации (более 300 шт.);

- междисциплинарные электронные курсы по специальностям (на основе ФГОС и модуль-но-компетентностного подхода);

- система комплексной оценки качества профессиональной подготовки.

Для нашего колледжа цифровая среда — это средство. Средство для достижения определенной цели, а именно разработать программный продукт, с помощью которого мы бы могли обеспечить реализацию требований ФГОС и создать систему эффективного управления организацией.

Система управления образовательной деятельностью представляет собой многофакторный процесс, зависящий от многих компонентов, формируя и моделируя которые, можно получить нужный результат. Среди факторов, которые призваны обеспечить необходимый результат деятельности, прежде всего я выделяю программные продукты, которые в последние годы были созданы и внедрены коллективом колледжа. Используя их в процессе формирования инновационных образовательных технологий, мы добивались реализации такого качества профподготовки, которое было востребовано современным производством и рыночным отношениями.

В число важнейших программных продуктов вошли следующие.

1. Е-1еат^ — электронная система обучения в помощь педагогам и студентам. Данная разработка в 2007 году на Московском форуме «Образование без границ» получила Гран-при как новое направление в развитии информационных образовательных технологий.

2. Продукт «1С:Колледж ПРОФ». Он представляет собой комплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций среднего профессионального образования, предъявляющих повышенные требования к уровню автоматизации, и позволяет автоматизировать практически все участки управления:

- учет контингента (от приемной комиссии до выпуска студента);

- составление рабочих учебных планов в соответствии с ФГОС;

- составление расписания и учет ежедневных замен;

- управление кадрами;

- управление воспитательной работой;

- планирование и контроль исполнения мероприятий;

- учет успеваемости и посещаемости;

- выпуск и печать дипломов;

- управление производственной практикой;

- управление общежитием;

- электронный журнал (для преподавателей и родителей);

- административно-хозяйственная работа;

- интеграция с федеральными информационными системами и сайтом образовательной организации.

3. Система электронного обучения, созданная на платформе МооШе и содержащая в себе более 100 учебных онлайн-курсов по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Созданная среда предлагает разнообразный инструментарий для освоения программ, для самостоятельного изучения и изучения с помощью наставника, для оперативной и доброжелательной обратной связи, для контроля успеваемости и т. д.

Междисциплинарные электронные учебно-методические курсы обеспечивают:

- индивидуальный подход и индивидуальную траекторию обучения;

- самостоятельную работу обучающегося, возможность учиться в любом месте и в удобное время;

- широкое использование дистанционных технологий;

- возможность преподавателей освободиться от рутинной работы (70 %) и заняться конструированием учебно-методического обеспечения.

Данные технологии апробированы в учебном процессе колледжа и в ряде других профессиональных учебных заведений России. Результаты свидетельствуют о высоком качестве обучения и дают значительный экономический эффект.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденная указом Президента РФ, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением от 28 июля 2017 г. № 1632-р, определяют приоритетные цели системы образования: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами.

В связи с этим от колледжа в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; системы подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда.

В последнее время становится все более устойчивой тенденция к востребованности на рынке труда студентов технических специальностей.

Качество подготовки студентов технических специальностей в организациях среднего профессионального образования повысится, если:

- во-первых, разработать и реализовать образовательную модель подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения;

- во-вторых, разработать и апробировать в учебном процессе электронные учебно-методические комплексы по техническим специальностям СПО.

В 2018 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области колледж признан региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения», цель которого — модернизация образовательного процесса, обеспечивающего качественную подготовку студентов по техническим специальностям СПО на основе интеграции традиционного и электронного обучения.

Созданная цифровая образовательная среда реализует свои задачи для каждого участника образовательного процесса.

1. Для обучающегося:

- расширение возможностей построения образовательной траектории;

- доступ к самым современным образовательным ресурсам.

2. Для родителей:

- расширение образовательных возможностей для ребенка;

- повышение прозрачности образовательного процесса;

- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

3. Для преподавателя:

- снижение нагрузки по обработке большого объема документации;

- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий;

- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

- формирование новых условий для мотивации обучающихся при выполнении заданий;

- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося.

4. Для образовательной организации:

- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

- снижение бюрократической нагрузки;

- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что эффективное применение информационных техно-

логий в образовательном процессе открывает новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и образовательными институтами.

Библиографический список

1. Кочерга, С. А. Государственная политика в сфере образования [Текст] / С. А. Кочерга // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 6. — С. 12-18.

2. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р]. — Режим доступа: Консультант Плюс.

3. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы [Текст] / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9 (13). — С. 26-28.

4. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании [Текст] / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Златоуст, 1 февр. 2019 г.). — Челябинск, 2019. — С. 9-14.

5. Манапова, О. Н. Организация учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж» [Текст] / О. Н. Манапова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 63-67.

For citation: Lapin, V. G. Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of training students in secondary professional education [Text] / V G. Lapin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 55-59.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR ENSURING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

V. G. Lapin

The article presents the author's vision and analysis of the experience of a professional educational organization on the use of e-learning systems, which allows to switch to effective and cost-effective (resource-saving) educational technologies.

Key words: competence, electronic educational resources, interdisciplinary courses.

References

1. Kocherga, S. A. Gosudarstvennaja politika v sfere obrazovanija (State educational policy), Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2014, No. 6, pp. 12-18. (In Russian)

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitija otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gg. i na perspektivu do 2025 g. [Jelektronnyj resurs]: [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 01.11.2013 № 2036-r], available at: Konsul'tant Pljus. (In Russian)

3. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj or-ganizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy (Information and educational environment of a professional educational organization — change of the educational paradigm), Professional'noe obra-zovanie i rynok truda, 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)

4. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of IV International Scientific Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki»: «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve», Zlatoust, 1.02. 2019), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)

5. Manapova O. N. Organizacija uchebno-metodicheskoj dejatel'nosti POO na osnove avto-matizirovannoj sistemy «1S:Kolledzh» (Organization of educational and methodical activities of the Professional educational organization on the basis of the automated system "1C: College"), Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 2 (18), pp. 63-67. (In Russian)

Лапин Владимир Геннадьевич, директор Lapin Vladimir Gennadievich, Director South

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный кол- Ural State College, candidate of pedagogical scienc-

ледж», кандидат педагогических наук, г. Челя- es, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] бинск, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Пономарева, М. Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации : направления развития [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 59-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 377+004 ББК 74.57

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

М. Н. Пономарева

В статье обсуждается опыт развития цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации на примере ГБОУ пОо «Златоустовский техникум технологий и экономики» в направлениях использования цифровых образовательных технологий для решения задач образовательного процесса, разработки моделей использования дистанционных образовательных технологий, обновления нормативно-правовой базы, материально-технического оснащения образовательного процесса, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное повышение квалификации, ресурсное развитие, инновационная деятельность, дистанционные образовательные курсы, психолого-педагогическое сопровождение.

Одним из условий перехода бизнеса к цифровой экономике является подготовка кадров, готовых работать с цифровыми данными. Следовательно, профессиональные образовательные организации должны активно включиться в процесс создания и развития цифровой образовательной среды [1], предполагающей внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс.

Златоустовский техникум технологий и экономики является многопрофильной организацией. В техникуме реализуется 29 программ про-

фессионального образования, из них 8 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 21 программа подготовки специалистов среднего звена. Шесть программ подготовки входят в группу 50 наиболее востребованных и перспективных на рынке труда профессий и специальностей.

С целью решения задачи создания благоприятной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого обучающегося в техникуме активно внедряются в образовательный процесс цифровые образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.