Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Сведения для цитирования: Лапин, В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании [Текст] / В. Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 55-59.
УДК 377+004 ББК 74.57
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В. Г. Лапин
В статье представлено авторское видение и анализ опыта профессиональной образовательной организации по использованию электронной системы обучения, позволяющей перейти на эффективные и экономически выгодные (ресурсосберегающие) образовательные технологии.
Ключевые слова: компетенция, электронные образовательные ресурсы, междисциплинарные курсы.
Современная система образования уверенно вошла в информационно насыщенное пространство, в котором в настоящее время действуют ранее незнакомые новые закономерности. Успешно существовать в этом мире можно, только грамотно применяя информационные технологии. Образовательные организации осваивают и внедряют эти технологии на протяжении нескольких десятилетий, а их широкое распространение пришлось на середину нулевых, когда повсеместно были запущены программы информатизации системы образования [1; 2]. Однако скорость развития технологий существенно опережает их внедряемость вследствие консервативности образовательных организаций. Не все осознают, что цифровые технологии — не просто новый информацион-
ный инструмент для старых задач, а новая среда и новые способы мышления.
Сегодня накоплен богатый опыт применения цифровых технологий в образовании [3]. Эффективное использование цифровых технологий невозможно без создания цифровой среды, которая позволяет интегрировать различные цифровые технологии в единой логике, обмениваться данными между разными информационными системами.
Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией.
Основным направлением развития ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж»
(«ЮУГК») является обеспечение доступности, эффективности образовательного процесса для создания условий выполнения государственного задания в области подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров для региональной экономики.
Механизмом реализации этих задач и направлений в колледже является создание цифровой образовательной среды и широкое использование на ее основе развивающих, личностно ориентированных и практико-ори-ентированных педагогических технологий. Это создает принципиально новый всеобщий доступ к знаниям и их постоянному обновлению, позволяет учиться в любое время с учетом информационных потребностей и интересов обучаемого, делает образование по-настоящему доступным. Необходимо научить студентов адаптироваться в жестких условиях рыночных отношений, в постоянной и быстрой смене производственных ситуаций, уметь работать в команде, принимать и делегировать решения, нести ответственность и добиваться успеха. На этой основе происходит модернизация качества профессиональной подготовки.
В условиях развития информационного общества и цифровой экономики особую роль приобретает адаптация квалифицированной рабочей силы, умение применять знания в профессиональной деятельности [4].
В ГБПОУ «ЮУГК» используются следующие ресурсы цифровой образовательной среды:
- локальная сеть, обеспечивающая одновременную работу 600 компьютеров, в том числе 400 мест для самостоятельной работы студентов в общежитии;
- высокоскоростная глобальная сеть (безлимитный интернет);
- оснащение 90 % учебных площадей компьютерной и коммуникационной техникой;
- обеспеченность — 40 компьютеров на 100 студентов;
- образовательный портал;
- наличие веб-страницы каждого преподавателя;
- электронные учебные пособия по различным дисциплинам специальности (более 70 шт.);
- электронные методические разработки и презентации (более 300 шт.);
- междисциплинарные электронные курсы по специальностям (на основе ФГОС и модуль-но-компетентностного подхода);
- система комплексной оценки качества профессиональной подготовки.
Для нашего колледжа цифровая среда — это средство. Средство для достижения определенной цели, а именно разработать программный продукт, с помощью которого мы бы могли обеспечить реализацию требований ФГОС и создать систему эффективного управления организацией.
Система управления образовательной деятельностью представляет собой многофакторный процесс, зависящий от многих компонентов, формируя и моделируя которые, можно получить нужный результат. Среди факторов, которые призваны обеспечить необходимый результат деятельности, прежде всего я выделяю программные продукты, которые в последние годы были созданы и внедрены коллективом колледжа. Используя их в процессе формирования инновационных образовательных технологий, мы добивались реализации такого качества профподготовки, которое было востребовано современным производством и рыночным отношениями.
В число важнейших программных продуктов вошли следующие.
1. Е-1еат^ — электронная система обучения в помощь педагогам и студентам. Данная разработка в 2007 году на Московском форуме «Образование без границ» получила Гран-при как новое направление в развитии информационных образовательных технологий.
2. Продукт «1С:Колледж ПРОФ». Он представляет собой комплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций среднего профессионального образования, предъявляющих повышенные требования к уровню автоматизации, и позволяет автоматизировать практически все участки управления:
- учет контингента (от приемной комиссии до выпуска студента);
- составление рабочих учебных планов в соответствии с ФГОС;
- составление расписания и учет ежедневных замен;
- управление кадрами;
- управление воспитательной работой;
- планирование и контроль исполнения мероприятий;
- учет успеваемости и посещаемости;
- выпуск и печать дипломов;
- управление производственной практикой;
- управление общежитием;
- электронный журнал (для преподавателей и родителей);
- административно-хозяйственная работа;
- интеграция с федеральными информационными системами и сайтом образовательной организации.
3. Система электронного обучения, созданная на платформе МооШе и содержащая в себе более 100 учебных онлайн-курсов по дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Созданная среда предлагает разнообразный инструментарий для освоения программ, для самостоятельного изучения и изучения с помощью наставника, для оперативной и доброжелательной обратной связи, для контроля успеваемости и т. д.
Междисциплинарные электронные учебно-методические курсы обеспечивают:
- индивидуальный подход и индивидуальную траекторию обучения;
- самостоятельную работу обучающегося, возможность учиться в любом месте и в удобное время;
- широкое использование дистанционных технологий;
- возможность преподавателей освободиться от рутинной работы (70 %) и заняться конструированием учебно-методического обеспечения.
Данные технологии апробированы в учебном процессе колледжа и в ряде других профессиональных учебных заведений России. Результаты свидетельствуют о высоком качестве обучения и дают значительный экономический эффект.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержденная указом Президента РФ, программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением от 28 июля 2017 г. № 1632-р, определяют приоритетные цели системы образования: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами.
В связи с этим от колледжа в настоящее время требуется создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; системы подготовки конкурентоспособного специалиста, способного к саморазвитию и самореализации, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда.
В последнее время становится все более устойчивой тенденция к востребованности на рынке труда студентов технических специальностей.
Качество подготовки студентов технических специальностей в организациях среднего профессионального образования повысится, если:
- во-первых, разработать и реализовать образовательную модель подготовки студентов на основе интеграции традиционных и электронных средств обучения;
- во-вторых, разработать и апробировать в учебном процессе электронные учебно-методические комплексы по техническим специальностям СПО.
В 2018 г. в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области колледж признан региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Повышение качества подготовки студентов технических специальностей среднего профессионального образования на основе интеграции традиционного и электронного обучения», цель которого — модернизация образовательного процесса, обеспечивающего качественную подготовку студентов по техническим специальностям СПО на основе интеграции традиционного и электронного обучения.
Созданная цифровая образовательная среда реализует свои задачи для каждого участника образовательного процесса.
1. Для обучающегося:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам.
2. Для родителей:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
3. Для преподавателя:
- снижение нагрузки по обработке большого объема документации;
- снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
- формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации обучающихся при выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на обучающегося.
4. Для образовательной организации:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что эффективное применение информационных техно-
логий в образовательном процессе открывает новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и образовательными институтами.
Библиографический список
1. Кочерга, С. А. Государственная политика в сфере образования [Текст] / С. А. Кочерга // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 6. — С. 12-18.
2. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р]. — Режим доступа: Консультант Плюс.
3. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы [Текст] / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9 (13). — С. 26-28.
4. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании [Текст] / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (Златоуст, 1 февр. 2019 г.). — Челябинск, 2019. — С. 9-14.
5. Манапова, О. Н. Организация учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж» [Текст] / О. Н. Манапова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 63-67.
For citation: Lapin, V. G. Digital educational environment as a condition for ensuring the quality of training students in secondary professional education [Text] / V G. Lapin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 55-59.
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR ENSURING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
V. G. Lapin
The article presents the author's vision and analysis of the experience of a professional educational organization on the use of e-learning systems, which allows to switch to effective and cost-effective (resource-saving) educational technologies.
Key words: competence, electronic educational resources, interdisciplinary courses.
References
1. Kocherga, S. A. Gosudarstvennaja politika v sfere obrazovanija (State educational policy), Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2014, No. 6, pp. 12-18. (In Russian)
2. Ob utverzhdenii Strategii razvitija otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gg. i na perspektivu do 2025 g. [Jelektronnyj resurs]: [rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 01.11.2013 № 2036-r], available at: Konsul'tant Pljus. (In Russian)
3. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj or-ganizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy (Information and educational environment of a professional educational organization — change of the educational paradigm), Professional'noe obra-zovanie i rynok truda, 2014, No. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)
4. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii (Proceedings of IV International Scientific Conference «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki»: «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve», Zlatoust, 1.02. 2019), Cheljabinsk, 2019, pp. 9-14. (In Russian)
5. Manapova O. N. Organizacija uchebno-metodicheskoj dejatel'nosti POO na osnove avto-matizirovannoj sistemy «1S:Kolledzh» (Organization of educational and methodical activities of the Professional educational organization on the basis of the automated system "1C: College"), Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, No. 2 (18), pp. 63-67. (In Russian)
Лапин Владимир Геннадьевич, директор Lapin Vladimir Gennadievich, Director South
ГБПОУ «Южно-Уральский государственный кол- Ural State College, candidate of pedagogical scienc-
ледж», кандидат педагогических наук, г. Челя- es, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] бинск, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Пономарева, М. Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации : направления развития [Текст] / М. Н. Пономарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 59-65.
УДК 377+004 ББК 74.57
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
М. Н. Пономарева
В статье обсуждается опыт развития цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации на примере ГБОУ пОо «Златоустовский техникум технологий и экономики» в направлениях использования цифровых образовательных технологий для решения задач образовательного процесса, разработки моделей использования дистанционных образовательных технологий, обновления нормативно-правовой базы, материально-технического оснащения образовательного процесса, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное повышение квалификации, ресурсное развитие, инновационная деятельность, дистанционные образовательные курсы, психолого-педагогическое сопровождение.
Одним из условий перехода бизнеса к цифровой экономике является подготовка кадров, готовых работать с цифровыми данными. Следовательно, профессиональные образовательные организации должны активно включиться в процесс создания и развития цифровой образовательной среды [1], предполагающей внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс.
Златоустовский техникум технологий и экономики является многопрофильной организацией. В техникуме реализуется 29 программ про-
фессионального образования, из них 8 программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 21 программа подготовки специалистов среднего звена. Шесть программ подготовки входят в группу 50 наиболее востребованных и перспективных на рынке труда профессий и специальностей.
С целью решения задачи создания благоприятной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого обучающегося в техникуме активно внедряются в образовательный процесс цифровые образовательные технологии.