Научная статья на тему 'Реализация ФГОС по топ-50 - стратегия взаимодействия'

Реализация ФГОС по топ-50 - стратегия взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ТОП-50 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ ТОП-50 / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОО И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ / TOP-50 FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL PROGRAMMES FOR TOP-50 SPECIALTIES AND PROFESSIONS / COOPERATION BETWEEN VET-INSTITUTIONS AND SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна

В статье обсуждается взаимодействие профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в ходе проектирования и реализации образовательных программ по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО в соответствии с требованиями международных стандартов и передовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF TOP-50 FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS - COOPERATION STRATEGY

The article discusses the cooperation of the vocational educational institutions and the social partners in the process of designing and realization of the educational programmes for 50 most perspective and needed VET professions and specialties in accordance with the international standards and advanced technologies.

Текст научной работы на тему «Реализация ФГОС по топ-50 - стратегия взаимодействия»

УДК 377 ББК 74.57

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПО ТОП-бО — СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова

В статье обсуждается взаимодействие профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в ходе проектирования и реализации образовательных программ по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО в соответствии с требованиями международных стандартов и передовых технологий.

Ключевые слова: ФГОС ТОП-БО, образовательные программы по специальностям и профессиям ТОП-БО, взаимодействие пОо и социальных партнеров.

Сегодня продолжается реализация Комплекса мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования, утвержденного Правительством Российской Федерации. В соответствии с данным документом значительное внимание уделяется развитию и повышению эффективности системы подготовки рабочих кадров, особенно для приоритетных отраслей экономики [1]. С целью внедрения новых механизмов управления содержанием образования в системе среднего профессионального образования реализуются инновационные подходы к модернизации спектра и условий реализации образовательных программ в соответствии с приоритетами государственной политики. Так, в рамках реализации проекта внедрения ФГОС по ТОП-50 решаются задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий профессионального образования, формируется конкурентоспособная система среднего профессионального образования, способная готовить в достаточном для экономики количестве кадры с мировым уровнем квалификации [2]. В процесс реализации новых образовательных программ по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям СПО (ТОП-50) в соответствии с требованиями международных стандартов и передовых технологий включились образовательные учреждения Челябинской области. Разработка и реализация образовательных программ по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 ставит перед образовательными организациями целый ряд проблем, решение которых видится в консолидации интеллектуального, учебно-методического, информационного и материально-технического потенциала образовательных учреждений, совершенствовании

системы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами — другими ПОО, образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования, федеральными учебно-методическими объединениями (далее — ФУМО), межрегиональными центрами компетенций (далее — МЦК), работодателями и их объединениями и др. В рамках взаимодействия происходит обмен опытом и идеями, совместно определяются пути решения проблем, повышается квалификация участников взаимодействия. Особого внимания заслуживает взаимодействие с межрегиональными центрами компетенций и федеральными учебно-методическими объединениями. Так, в рамках взаимодействия ГБПОУ «ЮУрГТК» с межрегиональным центром компетенций (Казанский техникум информационных технологий и связи) по направлению «Информационные технологии», который одновременно является площадкой ФУМО, у работников колледжа была возможность принять участие в разработке ФГОС СПО и примерной основной образовательной программы по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», активно участвовать в обсуждении проектов примерных основных образовательных программ по ФГОС ТОП-50 по УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», принять участие в проектно-аналитических сессиях, проводимых МЦК, в том числе с участием Центра развития профессионального образования, повысить квалификацию в вопросах проектирования образовательных программ по ФГОС ТОП-50, создания условий для реализации новых образовательных программ, выбора технологий оценивания в рамках ФГОС по ТОП-50.

Взаимодействие колледжа с межрегиональным центром компетенций выстраивается в рамках договора о сотрудничестве, предметом которого определена совместная работа по обеспечению в субъектах РФ подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в области профессиональной деятельности информационных и коммуникационных технологий. При разработке ФГОС и примерной основной образовательной программы в ходе проведения вебинаров обсуждались вопросы, касающиеся проектирования новых образовательных программ, организационные и методические особенности реализации новых образовательных программ, новые механизмы оценки качества подготовки специалистов. Такое взаимодействие с МЦК и ФУМО можно рассматривать как одну из эффективных форм неформального повышения квалификации.

Взаимодействие с другим межрегиональным центром компетенций, МЦК — ЧЭМК Минобразования Чувашии, позволило колледжу расширить спектр направлений и форм научно-исследовательской деятельности педагогов и исследовательской деятельности студентов, а также организовать повышение квалификации преподавателей, обеспечивающее освоение современных производственных технологий.

Реализация новых образовательных программ по ФГОС ТОП-50 невозможна без взаимодействия с работодателями и (или) их объединениями. Образовательная организация при разработке рабочей основной образовательной программы должна использовать часть (вариативную) от общего объема времени образовательной программы, направленного на учет требований участников образовательных отношений. Согласно статье 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Стороной, представляющей обучающихся и их родителей, также становятся организации — заказчики кадров, призванные выражать интересы выпускников для обеспечения их дальнейшей занятости [3]. Таким образом, только при активном участии работодателей формируется содержание вариативной части программы, обеспечивающей учет осо-

бенностей и требований регионального отраслевого рынка труда, определяются требования к результатам освоения образовательной программы, на основе которых разрабатываются контрольно-измерительные материалы. Новые ФГОС требуют расширения роли работодателей — помимо традиционного предоставления мест для прохождения практики и участия в оценивании на экзаменах (квалификационных) и защите ВКР, это участие в подготовке и проведении демонстрационных экзаменов, проведение независимой оценки квалификаций выпускников, подготовка и организация работы наставников из числа сотрудников предприятий и организаций, участие в проведении практических занятий, направленных на освоение высокотехнологичного оборудования, и т. д. [4].

Взаимодействие с образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования способствует развитию кадрового потенциала и выполнению требований к кадровым условиям реализации образовательных программ по новым ФГОС. Так, взаимодействие с ГБУ ДПО «ЧИРПО» позволяет спланировать систему обучения преподавателей по дополнительным профессиональным программам профпереподготов-ки и повышения квалификации (в том числе и в форме стажировки) и обеспечить выполнение требований ФГОС СПО по ТОП-50 к кадровым условиям реализации образовательных программ. Согласно пункту 4.4.2. ФГОС по ТОП-50, квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах [4]. Среди требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к образованию и обучению преподавателей: соответствие профиля (направленности) высшего или среднего профессионального образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю); обучение по дополнительным программам повышения квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года [5]. Выполнение данных требований практически в полной мере обеспечивается сегодня предлагаемым ГБУ ДПО «ЧИРПО» спектром дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, предлагаемые институтом формы

повышения квалификации — научно-практические конференции и семинары, работа временных творческих групп, а также деятельность областных методических объединений, — безусловно, способствуют развитию кадрового потенциала ПОО, обмену опытом в вопросах разработки и реализации образовательных программ по ФГОС ТОП-50. Значительная часть ПОО Челябинской области взаимодействует с ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», на основе трех ПОО созданы и успешно работают базовые кафедры университета. В рамках данного взаимодействия ПОО получают возможность целевого обучения выпускников и работников по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура) по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также расширения форм и направлений научно-исследовательской деятельности педагогических работников и исследовательской деятельности студентов. Благодаря сочетанию различных форм взаимодействия с корпоративной системой повышения квалификации в профессиональной образовательной организации может быть выстроена система «доращивания» молодых специалистов, включая выпускников ПОО по программам подготовки специалистов среднего звена.

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» и ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» являются ведущими региональными ПОО по направлению «Информационные технологии», директор техникума является руководителем окружного методического объединения преподавателей ПОО Уральского федерального округа по УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», а колледж выступает площадкой данного окружного методического объединения. В качестве ведущих ПОО и в рамках организации работы окружного методического объединения данные образовательные организации ведут системную работу по трансляции программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50, организуют конкурсы для обучающихся и педагогических работников, направленные на выявление и обобщение передового педагогического опыта и выявление лучших практик в рамках реализации образовательных программ по ТОП-50, организуют курсы повышения квалификации, осуществляют консультационную работу. На официальном сайте ЮУрГТК как площадки окружного методического объединения в специальной вкладке «Ведущий колледж по ИТ. Площадка окружного МО по ИТ» (http://sustec.ru/ deyatelnost/vedushЫy-koПedzh-po-it-ploshhadka-

okruzhn) представлены все нормативные и методические материалы, касающиеся разработки и реализации новых образовательных программ по ФГОС ТОП-50, методические презентационные материалы заседаний объединения, материалы курсов повышения квалификации. Данные материалы используются профессиональными образовательными организациями Челябинской области и Уральского федерального округа, реализующими образовательные программы по новым ФГОС ТОП-50.

В рамках реализации программы модернизации системы профессионального образования Челябинской области на основе развития инновационной сети распространения лучших практик подготовки кадров по перечню ТОП-50 по направлению «Информационные технологии» определены региональная площадка (ГБПОУ «ЧРТ») и драйверы (ГБПОУ «ЮУрГТК», ГБПОУ «ЮУМК», ГБПОУ «ЧЭнК», ГБПОУ «ЮУГК») [6]. Южно-Ураль -ским государственным техническим колледжем как «драйвером развития информационно-методического обеспечения внедрения ФГОС СПО ТОП-50» было проведено анкетирование всех ПОО, задействованных в проекте (25 ПОО Челябинской области, реализующих образовательные программы СПО по УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»), с целью оценки кадрового обеспечения программ по ТОП-50 по направлению «Информационные технологии». По итогам анкетирования были определены болевые точки и спланирован ряд мероприятий по совершенствованию кадрового обеспечения программ по ФГОС ТОП-50. Одним из таких мероприятий стало организованное на базе ГБПОУ «ЮУрГТК» обучение руководящих и педагогических работников ПОО Челябинской области и других субъектов УрФО по дополнительной программе повышения квалификации «Особенности внедрения новых технологий обучения и проектирования оценочных процедур при реализации программ подготовки по ТОП-50 в области информационных технологий». Лекторами данной программы повышения квалификации выступили сотрудники Центра развития профессионального образования и МЦК — ЧЭМК Минобразования Чувашии. По итогам курсов слушатели получили ответы на многие волнующие их вопросы. Кроме того, показатель «обучено по программам повышения квалификации в МЦК» (в рамках педагогических кадров УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника») увеличился с 5,2 % до 25 %.

В ближайшей перспективе — апробация нерами (другими ПОО, организациями высшего новых способов решения проблем материально- и дополнительного профессионального образо-технического обеспечения новых образователь- вания, федеральными учебно-методическими ных программ с использованием возможностей объединениями, межрегиональными центрами инновационной сети. компетенций, работодателями и их объединени-Таким образом, расширение направлений ями) является необходимым условием успешно-и форм взаимодействия профессиональной обра- го внедрения ФГОС по ТОП-50 в практику образовательной организации с социальными парт- зовательной деятельности учреждения СПО.

Библиографический список

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р]. — Режим доступа: https://asi.ru/staffing/ dualeducation/docs/2_z4CAed312Z9quOQ9h7jN.pdf.

2. Методические рекомендации по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://123userdocs.s3-website-eu-west-1 .amazonaws.eom/d/ef/e9/284852681956190703/ dbab3cda-5f27-43c4-8e48-ebaebe0769c6/06-174++.pdf.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1547]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф.

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf.

6. Программа модернизации системы профессионального образования Челябинской области на основе развития инновационной сети распространения лучших практик подготовки кадров по перечню наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей сПо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Upload/

lesZ2017-11-22_Zaiko.pdf.

For citation: Tuber, I. I. Realization of top-50 federal state educational standards - cooperation strategy [Text] / I. I. Tuber, T. Yu. Krashakova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 28-33.

REALIZATION OF TOP-50 FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS —

COOPERATION STRATEGY

1.1. Tuber, T. Yu. Krashakova

The article discusses the cooperation of the vocational educational institutions and the social partners in the process of designing and realization of the educational programmes for 50 most perspective and needed VET professions and specialties in accordance with the international standards and advanced technologies.

Key words: top-50 federal state educational standards, educational programmes for top-50 specialties and professions, cooperation between VET-institutions and social partners.

References

1. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya, na 2015-2020 gody, available at: https://asi.ru/staffing/dualeducation/docs/2_ z4CAed312Z9quOQ9h7jN.pdf.

2. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov srednego professional'nogo obrazovaniya po 50 naibolee vostrebovannym i perspektivnym professiyam i spetsial'nostyam, available at: http://123userdocs.s3-website-eu-west-1 .amazonaws. com/d/ef/e9/284852681956190703/dbab3cda-5f27-43c4-8e48-ebaebe0769c6/06-174++.pdf.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] : feder. zakon : [prinyat Gos. Dumoi 21 dek. 2012 g. : odobr. Sovetom Federatsii 26 dek. 2012 g.], available at: Konsul'tantPlyus.

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 09.02.07 Informatsionnye sistemy i programmiro-vanie, available at: https://minobrnauki.rf.

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya», available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf.

6. Programma modernizatsii sistemy professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoi oblasti na osnove razvitiya innovatsionnoi seti rasprostraneniya luchshikh praktik podgotovki kadrov po perech-nyu naibolee vostrebovannykh, novykh i perspektivnykh professii i spetsial'nostei SPO, available at: http://www.minobr74.ru/Upload/files/2017-11-22_Zaiko.pdf.

Тубер Игорь Иосифович, кандидат педагогических наук, директор ГБПОУ «Южно-Ураль -ский государственный технический колледж», г. Челябинск, е-mail: [email protected]

Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по НМР ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, е-mail: [email protected]

Tuber I. I., director, South-Ural state technical college, candidate of pedagogical sciences, е-mail: [email protected]

Krashakova T. Yu., deputy director, South-Ural state technical college, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.