Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Сведения для цитирования: Манапова, О. Н. Организация учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж» [Текст] / О. Н. Манапова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 63-67.
УДК 377 ББК 74.57
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОО НА ОСНОВЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «1С: КОЛЛЕДЖ»
О. Н. Манапова
В статье представлена классификация нормативно-правовой и учебно-методической документации, позволяющая структурировать учебно-методический комплекс ПОО. Изучены возможности реализации на практике автоматизированной системы «1С:Колледж» для формирования электронной базы, автоматизации управления учебно-методической деятельностью ПОО.
Ключевые слова: учебно-методическая деятельность, нормативно-правовая и учебно-методическая документация, автоматизированная система «1С:Колледж».
В условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы ПОО становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогическим работникам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, учебно-методическое сопровождение инновационных процессов [1].
Организация учебно-методической деятельности в профессиональных образовательных организациях в настоящее время является одним из основополагающих факторов, которые обеспечивают повышение качества профессионального образования, а также инновационность, эффективность, прогно-стичность самого образовательного процесса. В настоящее время ситуация в системе профессионального образования ориентирует педагогических работников на освоение новых
профессиональных компетенций, и, как следствие, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать построение системы учебно-методического сопровождения развития среднего профессионального образования [2].
К тому же необходимость выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ активизировала работу профессиональных образовательных организаций по выявлению путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования его составных частей [3].
C целью изучения и реализации в образовательном процессе колледжа системы
организации учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж» поставлены следующие задачи:
1) определить основные направления учебно-методической деятельности ПОО;
2) создать классификацию нормативно-правовой документации;
3) разработать структуру учебно-методического комплекса ПОО;
4) систематизировать перечень нормативно-правовой и учебно-методической документации в соответствии с возможностями автоматизированной системы «1С:Колледж»;
5) изучить возможности автоматизированной системы «1С:Колледж» в целях управления учебно-методической деятельностью;
6) сформировать электронную базу нормативно-правовой и учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С: Колледж».
Центром учебно-методической работы колледжа является учебно-методический отдел, к основным направлениям деятельности которого относятся:
- научно-методическая деятельность;
- учебно-методическая деятельность;
- организационно-методическая деятельность;
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей;
- организация условий для повышения квалификации и аттестации преподавателей;
- проектная (инновационная) и экспертная деятельность преподавателей [4].
Учебно-методическая деятельность заключается в подготовке внутренних локальных актов и совершенствовании учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей.
Нормативно-правовое обеспечение системы управления ПОО — это совокупность документов и нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила, требования, характеристики, методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в установленном порядке компетентным соответствующим органом или руководством организации [5].
К основным видам нормативных документов относятся: закон, инструктивное письмо, кодекс, макет, методические рекомендации, методические указания, письмо, положение, порядок, постановление, правила, приказ, при-
мерная программа, протокол, распоряжение, решение, соглашение, указание.
В колледже принят следующий классификатор нормативно-правовых документов:
1) финансово-экономическая деятельность;
2) права и социальная защита обучающихся;
3) материально-техническое снабжение;
4) трудовые отношения (работа с кадрами);
5) безопасные условия учебы и труда;
6) учебная работа;
7) учебно-производственная работа;
8) воспитательная работа;
9) учебно-методическая работа;
10) делопроизводство всех сторон деятельности образовательного учреждения;
11) система качества;
12) общие вопросы образования.
К органам управления, утверждающим нормативно-правовые документы, относятся:
- Правительство РФ;
- Государственная дума РФ;
- Министерство образования и науки РФ;
- Министерство образования и науки Челябинской области;
- директор учебного заведения;
- собрание трудового коллектива учебного заведения;
- педагогический совет учебного заведения;
- методический совет учебного заведения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса рассматривается нами как планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых образовательной программой.
Учебно-методический комплекс (далее — УМК) — это совокупность учебно-методических материалов, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по учебной дисциплине и профессиональному модулю и способствующих эффективному освоению студентами материала программы подготовки специалистов среднего звена по одной из специальностей.
Согласно локальному документу колледжа, УМК формируется как в бумажном, так и в электронном виде с использованием информационных кейс-технологий (в программе МооШе) и включает следующие типы изданий: обучающие, учебно-методические, вспомогательные и программно-методические (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие видов изданий их типу
№ п/п Тип издания Виды изданий
1 Обучающие Учебник, учебное пособие, курс лекций, производственная документация (техническая, технологическая, нормативная)
2 Учебно -методиче ские Методические пособия, методические рекомендации (по изучению курса, выполнению контрольных, курсовых и дипломных работ), методические указания по практике (лабораторным работам, практическим работам), методические разработки (по методике теоретического и производственного обучения, методике воспитательной работы)
3 Вспомогательные Учебно-практические [практикум, сборник упражнений, сборник задач (задачник), сборник иностранных текстов, сборник планов семинарских занятий, сборник контрольных заданий, хрестоматия, рабочая тетрадь], учебно-справочные (учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник), учебно-наглядные (альбом, атлас)
4 Программно-методические Учебный план, календарно-тематический план, учебная программа, программа практики
Систематизация нормативно-правовой и учебно-методической документации — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения в соответствии с классификационными критериями, датами утверждения и введения в действие, а также решаемыми задачами. В процессе систематизации формируются своды, кодексы, сборники нормативных актов, реестры.
Для создания электронной базы учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж» и в соответствии с ее возможностями систематизирован перечень нормативно-правовой и учебно-методической документации.
С целью систематизации всех видов нормативно-правовой документации в колледже создан единый список — реестр, включающий гиперссылки, которые дают возможность перейти к нужному документу и ознакомиться с его содержанием, а также найти приказ об утверждении документа, протокол заседания педагогического или методического совета, на котором был рассмотрен и согласован данный документ, и т. д.
Для приведения к единым требованиям учебно-методической документации (далее — УМД) создан перечень разработанных и утвержденных видов УМД, в котором можно найти необходимую информацию по специальностям, учебным дисциплинам (междисциплинарным курсам, учебным практикам), авторам-разработчикам, видам УМД, году их разработки. Данная информация является актуальной, так как обеспеченность студентов литературой — один из важнейших показателей при прохождении процедур лицензирования и аккредитации.
В настоящее время применение автоматизированных систем управления является важным критерием оценки качества организации учебно-методической деятельности в ПОО. В ГБПОУ «Южно-Уральский государственный колледж» для хранения общедоступных документов создана и успешно функционирует локальная сеть, однако она не защищает созданные распорядительные, методические или справочные документы от случайного удаления или внесения в них недостоверных поправок.
Разделы «Управление качеством» и «Методическая работа» являются инструментом организации учебно-методической деятельности ПОО на основе автоматизированной системы «1С:Колледж». В разделе «Управление качеством» сформирована нормативно-правовая база по видам классификации документов, видам самих документов (их насчитывается 19) и органов управления. В классификаторе нормативных документов создана база по учебно-методической работе. Раздел «Методическая работа» позволяет: размещать методические материалы в соответствии с их видом; освещать итоги проведения смотров (конкурсов) согласно разработанным критериям; учитывать результаты работы педагогических работников с целью их стимулирования.
Подсистема «Виды методических материалов» дает возможность автоматически вывести отчет о формировании учебно-методической базы в соответствии с утвержденным в колледже классификатором: по виду, по автору и др.
Таким образом, разделы «Управление качеством» и «Методическая работа» позволяют: хранить большой объем данных в электронном виде (каталог нормативно-правовой и учебно-методической документации вместо картотеки);
осуществлять быстрый поиск необходимой информации; создать архив и структурировать информацию о созданной нормативно-правовой и учебно-методической базе; предоставить отчет о методическом материале [6].
Опыт работы с педагогическим коллективом по организации учебно-методической деятельности в ПОО показал, что разработка и формирование документации по представленным направлениям — достаточно непростой процесс. Данную задачу совместно с преподавателями, читающими конкретную дисциплину (модуль), и всей предметно-цикловой комиссией выполняют представители методической службы. Умело спланированная целенаправленная работа помогает педагогам не
только эффективно осваивать новые технологии обучения, повышать свой профессиональный уровень, но и выполнять требования ФГОС СПО по обеспечению образовательных программ учебно-методической документацией с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, его науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы [7].
В нашей образовательной организации изучены и реализованы на практике возможности автоматизированной системы «1С: Колледж», что позволяет комплексно формировать электронную базу, автоматизировать управление учебно-методической деятельностью ПОО для принятия эффективных управленческих решений.
Библиографический список
1. Алексеева, Н. Г. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства [Текст] / Н. Г. Алексеева, С. В. Зотова // Сб. статей ЧелИРПО. — Челябинск, 2005. — С. 104-110.
2. Арзамаскина, Л. М. Научно-методическая поддержка, изучение и обобщение передового опыта работы преподавателей. Современные подходы к управлению методической работой в средних профессиональных образовательных учреждениях [Текст] /Л. М. Арзамаскина // Материалы Всероссийской научно-методической (заочной) конференции. — Омск : ФГОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса», 2008. — С. 12-16.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2014 № 350]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70605600.
4. Положение об учебно-методическом отделе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecol.edu.ru.
5. Методические рекомендации по разработке учебно-методической документации и литературы (издания) по дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecol.edu.ru.
6. 1С:Колледж : Система комплексной автоматизации учреждений среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.online-ufa.ru/ production/1c_products/1c-college.php.
7. Петрунькина, Н. П. Использование информационных технологий в управлении научно-методической работой. Современные подходы к управлению методической работой в средних профессиональных образовательных учреждениях [Текст] / Н. П. Петрунькина // Материалы Всероссийской научно-методической (заочной) конференции. — Омск : ФГОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса», 2008. — С. 221-223.
For citation: Manapova, O. N. Organization of teaching and methodical activity of the vocational educational institution on the basis of the automated system '1C:College' [Text] / O. N. Manapova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 63-67.
ORGANIZATION OF TEACHING AND METHODICAL ACTIVITY OF THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF THE AUTOMATED SYSTEM '1C:COLLEGE'
O. N. Manapova
The article presents the classification of the normative and legal acts, teaching and methodical documentation, which allows to structure the teaching and methodical complex of the vocational
educational institution. The author studies the possibilities to use the automated system '1C:College' for electronic base formation, to automate the management of the teaching and methodical activity of the vocational educational institution.
Key words: teaching and methodical activity, normative and legal acts, teaching and methodical documentation, automated system '1C:College'.
References
1. Alekseeva N. G., S. V. Zotova Didakticheskoe obespechenie kachestva srednego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh formirovaniya mnogourovnevogo obrazovatel'nogo prostranstva, Chelyabinsk, 2005, pp. 104-110. (In Russian)
2. Arzamaskina L. M. Nauchno-metodicheskaya podderzhka, izuchenie i obobshchenie peredovogo opyta raboty prepodavatelei. Sovremennye podkhody k upravleniyu metodicheskoi rabotoi v srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh (Proceedings of the All-Russian scientific conference), Omsk: FGOU SPO «Omskii kolledzh torgovli, ekonomiki i servisa», 2008, pp. 12-16. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 15.02.08 Tekhnologiya mashinostroeniy, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70605600.
4. Polozhenie ob uchebno-metodicheskom otdele, available at: http://www.ecol.edu.ru.
5. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke uchebno-metodicheskoi dokumentatsii i literatury (izdaniya) po distsipline, mezhdistsiplinarnomu kursu i professional'nomu modulyu osnovnoi professional'noi obrazovatel'noi programmy, available at: http://www.ecol.edu.ru.
6. 1S:Kolledzh : Sistema kompleksnoi avtomatizatsii uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya, available at: http://www.online-ufa.ru/production/1c_products/1c-college.php.
7. Petrun'kina N. P. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v upravlenii nauchno-metodicheskoi rabotoi. Sovremennye podkhody k upravleniyu metodicheskoi rabotoi v srednikh professional'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh . (Proceedings of All-Russian scientific conference), Omsk: FGOU SPO «Omskii kolledzh torgovli, ekonomiki i servisa», 2008, pp. 221-223. (In Russian)
Манапова Ольга Николаевна, заместитель Manapova O. N., deputy director, South-Ural
директора по УМР ГБПОУ «Южно-Уральский state college, Chelyabinsk, e-mail: [email protected] государственный колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Некрасов, С. И. Внедрение образовательных стандартов в аграрной сфере: риски, проблемы и пути решения (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство») [Текст] / С. И. Некрасов, Ю. А. Некрасова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 67-74.
УДК 377.5 ББК 74.57
ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ: РИСКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ (из опыта деятельности Окружного методического объединения ПОО УрФО 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»)
С. И. Некрасов, Ю. А. Некрасова
В данной статье проблема развития аграрного образования рассматривается на примере процессов его стандартизации. При этом особое внимание акцентируется на объективно существующих особенностях развития современного агропромышленного производства. На основе