Дворникова Елена Юрьевна, педагог-психолог ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», Челябинская область, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
Dvornikova Elena Yurievna, educational psychologist, Zlatoust Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Факторы, влияющие на формирование общих компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 35-39.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. В. Истомина
В статье обсуждается тема отношения педагогов к процессу формирования общих компетенций у студентов профессиональных образовательных организаций как недостаточно важному для будущих специалистов. Новые ФГОС вносят в образовательный процесс новые формулировки общих компетенций, не всегда понятные педагогам. Анализ методических разработок занятий педагогов позволяет заключить, что они зачастую ограничиваются шаблонными фразами при включении общих компетенций в формулировки целей занятия. Следовательно, в процессе проведения занятия педагогом не уделяется внимание формированию общих компетенций у студентов ПОО. Автором выделены три фактора, обеспечивающие положительную динамику в работе педагогов по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: общие компетенции, формирование общих компетенций, сущность общих компетенций, методы и средства обучения.
Проблема формирования общих компетенций (ОК) у обучающихся ПОО возникла с момента выхода нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО [1]. В настоящее время недостаточно сформировать знания, умения у обучающихся. Современный ФГОС СПО требует формирования общих и профессиональных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций (ПК) — процесс, знакомый педагогам. Знания, умения, опыт, входящие в структуру профессиональных компетенций, им понятны и близки. Вместе с тем понятия, входящие в формулировку общих компетенций, у многих педагогов вызывают трудности в понимании. Наш педагогический опыт в организации дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования») позволяет утверждать, что согласно анализу методических
разработок занятий педагогов до начала обучения по программам дополнительной профессиональной подготовки более 70 % слушателей затрудняются в формулировке целей занятия, отражающих сущность ОК, формулируют их по шаблону, без связи с темой занятия, по ходу занятия не уделяют должного внимания формированию ОК у обучающихся.
Процесс формирования ОК затрагивает всех непосредственных участников образовательного процесса ПОО: и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и воспитателей, и руководителей. Данный процесс связан и с аудиторной работой, и с внеаудиторной.
Рассматривая вопрос о формировании общих компетенций у обучающихся ПОО, следует обратить внимание на то, от чего зависит конечный результат, — уровень сформированности ОК.
Мы выделяем здесь три важных компонента:
- нормативная база, которая определяет набор ОК;
- знания и умения педагога по формированию ОК у обучающихся;
- возможности самих обучающихся.
С позиции педагога, из представленных трех компонентов он может выбрать только тот, что касается лично его. Это знания об ОК и умения педагога формировать ОК у обучающихся.
Рассмотрим их подробнее.
Какие факторы влияют на процесс формирования педагогом ОК у обучающихся ПОО?
Под фактором мы понимаем причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные черты [2].
Анализ нашей работы с педагогическими работниками ПОО на занятиях по повышению педагогической квалификации, профессиональной переподготовке, позволяет выделить три фактора.
1. Понимание педагогом сущности ОК.
2. Понимание педагогом места формирования ОК на занятии, при изучении раздела, дисциплины, во внеурочное время.
3. Понимание педагогом методов и средств формирования ОК у обучающихся.
Рассмотрим каждый фактор подробнее.
Ключевое понятие в формулировке каждого из трех выделенных факторов — «понимание».
Понимание — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным [3]. Понимание в педагогике рассматривается как важный этап усвоения знаний.
Понимание осуществляется на основе установления связей между имеющимися знаниями и новыми. Происходит изучение их строения, состава, назначения и т. д. Понимание еще не обеспечивает полного усвоения изучаемого явления. Оно является лишь исходным основа-
нием для более глубокого осмысления изучаемой информации. Вместе с тем оно является важной ступенью формирования знаний и последующего их применения на практике — формирования умений.
Зачастую понятие «знаю» в вопросе формирования ОК означает «знаком». Однако в данном вопросе важно понимание сущности ОК и процесса их формирования. Понимание заключается в установлении связи между новыми понятиями, входящими в формулировку ОК из ФГОС, и имеющимися у педагога, в адаптации научных терминов к реальному образовательному процессу. Именно «понимание» является «движущей силой» процесса формирования общих компетенций у студентов ПОО.
Рассмотрим первый фактор, влияющий на формирование ОК у обучающихся, — понимание сущности ОК педагогами.
У педагогов возникает много вопросов. Во-первых, что такое «компетенция»? Чем отличается «компетенция» от «компетентности»? Можно ли ОК делить на части? Почему ОК называют общими? Когда надо начинать формирование ОК? С чего нужно начинать формирование ОК? К какой цели отнести разные ОК? Как соотносятся ОК и ПК?
На эти и другие вопросы есть ответы в учебно-методическом пособии «Методика формирования общих компетенций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования» [4]. В пособии рассмотрены общие компетенции на примере профессий и специальностей ТОП-50 (ФГОС 4).
Отметим, что процесс изучения сущности ОК следует начинать с изучения понятий, входящих в формулировку ОК. Например, ОК 01 (рис. 1).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
_применительно к различным контекстам_
Профессиональная деятельность — трудовая деятельность по определенной профессии и специальности, требующая совокупности специальных знаний, умений и личностных качеств.
Цель профессиональной деятельности — предполагаемый результат профессиональной деятельности. Задачи профессиональной деятельности — этапы достижения цели. Способ решения — совокупность и порядок действий, используемых для решения какой-либо задачи.
Контекст — совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения
какого-либо явления действительности.
Все контексты условно можно разделить на четыре типа.
1. Место. Решение задачи связано с определенным местом.
2. Человек, группа людей. Решение задачи связано с человеком, группой людей.
3. Внешние обстоятельства. Принять решение возможно, учитывая не зависящие от меня обстоятельства
4. Внутренние обстоятельства. Решение задачи, проблемы зависит от моего состояния.
Рис. 1. Сущность понятий, входящих в формулировку ОК 01 [4]
Для понимания сущности ОК следует иметь в виду:
1) формирование умений основывается на сформированных знаниях;
2) ОК, так же, как и ПК, состоят из компонентов (знания, умения, опыт, качества личности, психические процессы). Причем не все компоненты могут входить в каждую ОК;
3) ОК формируются по элементам (частям).
Рассмотрим элементы (части) ОК 06: проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 06 формируется на многих занятиях. Ее формирование предполагает работу в двух направлениях.
Первое — это гражданско-патриотическая позиция, которая заключается не только в защите Родины, а еще и в знании ее истории, гордости за исторические события, знании достижений русских, советских, российских ученых, гордости за производственные достижения страны (технологии, оборудование, сырье и прочее).
Второе направление связано с формированием общечеловеческих ценностей, таких как жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, честность, взаимопомощь и другие [5]. Получается, что формулировка ОК 06 включает в себя два элемента (части). Каждая из этих частей делится на отдельные словосочетания, которые могут входить в формулировку ОК в цели занятия.
ОК могут относиться к разным целям занятия, например:
- обучающая: формирование умения выбирать кухонную посуду и инвентарь для приготовления компота (ОК 01, ПК 4.1);
- воспитательная: воспитание коммуникативных умений (умений взаимодействовать с коллегами, клиентами) (ОК 04);
- развивающая: развитие мышления (умение анализировать информацию) (ОК 02) [4].
Второй фактор, влияющий на формирование ОК у обучающихся, — понимание педагогом места формирования ОК на занятии (или во внеурочное время).
Важно понимать, что одни и те же ОК можно формировать на разных этапах занятия и во внеурочное время.
При определении этапа занятия для формирования ОК, структуризации информации мы предлагаем заполнить таблицу «Формирование ОК и ПК на занятии» [4] для одной темы занятия. Заполнение данной таблицы позволяет сформулировать элементы (части) ОК, которые
педагог формирует на занятии, определить этап занятия, а также методы и средства формирования. Заполнив один раз такую таблицу, педагоги уже автоматически начинают подбирать место на занятии для формирования ОК, соответствующие методы и средства.
Третий фактор, влияющий на формирование ОК у обучающихся, — понимание педагогом методов и средств формирования ОК.
Педагогам важно понимать следующие моменты:
1) методы обучения отличаются от средств обучения. Методы — способы взаимодействия педагога с обучающимися, а средства — материальные (или идеальные) объекты (карточки, плакаты, презентации, тесты, инструкционные карты, учебники, справочные таблицы и прочее);
2) для формирования знаний — одни методы обучения, для формирования умений — другие, для воспитания качеств личности — методы воспитания;
3) для одних и тех же методов можно использовать различные средства;
4) одну ОК можно формировать разными методами и средствами;
5) одни и те же методы и средства (например, самостоятельная работа по выполнению заданий в группе) могут формировать несколько разных компетенций (например, ОК 01 и ОК 04). Другой пример: на вводном инструктаже занятия учебной практики в процессе проведения взаимной проверки результатов опроса обучающимися формируется и ОК 04 (эффективно взаимодействовать с коллегами), и ОК 05 (осуществлять устную и письменную коммуникацию).
Подводя итог представленному обзору факторов, влияющих на формирование общих компетенций у студентов ПОО, следует отметить, что их реализация обеспечивает положительную динамику. Об этом свидетельствуют результаты нашей работы: более 80 % слушателей, которые ответственно относятся к обучению по программам дополнительной профессиональной подготовки, достигли следующих результатов:
- формулируют цели занятия, верно включая в них элементы ОК;
- на этапах занятия уделяют внимание процессу формирования ОК у обучающихся;
- выбирают методы и средства, адекватные теме, типу и содержанию занятия.
Мы заметили, что при должном понимании сущности ОК, методов и средств их формирования для педагога становится несложным и эффективным процесс формирования ОК на занятиях.
Библиографический список
1. Обутверждениифедеральногогосударственногостандарта среднегопрофессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581] // Правовая система Гарант : [сайт]. — 2020. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71469970/ (дата обращения: 21.07.2020).
2. Словарь русского языка : в 4-х томах / Российская академия наук, Институт лингвистических исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — Москва : Русский язык : Полиграфресурсы, 1999. — URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/21/ma454909. htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 07.06.2020).
3. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. — Москва : Спутник+, 2006. — 191 с. — URL: http:// http://pedlib. ru/Books/3/0311/3_0311-1.shtml (дата обращения: 07.06.2020).
4. Истомина, В. В. Методика формирования общих компетенций по профессиям и специальностям среднего профессионального образования : учеб.-метод. пособие / В. В. Истомина. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. — 96 с. — ISBN 978-5-93407-069-5.
5. Великоруссия РФ. — URL: https://великоруссия.рф/obshhechelovecheskie-cennosti/ (дата обращения: 07.06.20).
For citation: Istomina, V. V. Factors affecting formation of general competences of students of professional educational organizations / V. V. Istomina // Innovative development of vocational education. — 2020. — N° 3 (27). — P. 35-39.
FACTORS AFFECTING FORMATION OF GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
V. V. Istomina
The article discusses the topic of teachers' attitude to the process of forming general competencies among students of professional educational organizations as not important enough for future specialists. The new FSES introduce new formulations of general competences into the educational process, which are not always clear to teachers. An analysis of the methodological developments of teachers' lessons allows us to conclude, that they are often limited to template phrases, when general competencies are included in the formulation of the lesson aims. Consequently, in the process of conducting a lesson, the teacher does not pay attention to the formation of general competencies at students. The author has identified three factors that provide positive dynamics in the work of teachers on this problem.
Key words: general competencies, the formation of general competencies, the essence of general competencies, methods and means of teaching.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 23.01.17 Master po remontu i obsluzhivaniyu avtomobiley : [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 dekabrya 2016 g. № 1581], Pravovaya baza Garant, [site], 2020, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71469970/ (accessed: 21.07.2020). (In Russian)
2. Evgenieva A.P. (ed.) Slovar'russkogo yazyka: v4 tomakh [Dictionary of the Russian language: in 4 volumes]. Moscow, Russkiy yazyk, Poligrafresursy, 1999, available at: http://feb-web.ru/feb/mas/ mas-abc/21/ma454909.htm?cmd=0&istext=1 (accessed: 07.06.20). (In Russian)
3. Oleshkov M. Yu., Uvarov V. M. Sovremennyy obrazovatel'nyy protsess: osnovnye ponyatiya i terminy [Modern educational process: basic concepts and terms]. Moscow, Sputnik+, 2006, 191 p., available at: http://pedlib.ru/Books/3/0311/3_0311-99.shtml (accessed: 07.06.20). (In Russian)
4. Istomina V. V. Metodika formirovaniya obshchikh kompetentsiy po professiyam i spetsial'nostyam srednego professional'nogo obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie [Methodology for the formation of general competencies in the professions and specialties of secondary vocational education: teaching aid]. Chelyabinsk, Izd-vo GBU DPO ChIRPO, 2020, 96 p. ISBN 978-5-93407-069-5. (In Russian)
5. Velikorussiya RF, available at: https://velikorussiya.rf/obshhechelovecheskie-cennosti/ (accessed: 07.06.20). (In Russian)
Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Istomina Veronika Valerievna, associate professor of the department «Development of the educational system», Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development «, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Карпыкова, Г. У Когнитивная компетентность будущего учителя: содержание и диагностика / Г. У Карпыкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 39-43.
УДК 377 ББК 74.57
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА
Г. У. Карпыкова
В статье раскрывается проблема формирования когнитивной компетентности студентов педагогического колледжа в контексте их будущей профессиональной деятельности. Актуальность формирования когнитивной компетентности обоснована через сравнительный анализ понятий «когнитивная компетентность», «критическая грамотность», «навыки будущего».
Автором показана эффективность одной из стратегий формирования когнитивной компетентности — метода эссе.
Ключевые слова: когнитивная компетентность, критическая грамотность, навыки будущего, эссе.
Двадцать первый век называют веком знаний, так как стремительно происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества процессы обусловлены появлением новых знаний, новой информации. Новые знания ведут к появлению новых умений и навыков. Сегодня их называют навыками будущего. Именно владение человеком этими навыками обеспечит ему возможность жить, учиться и работать в современной реальности. Основа основ навыков будущего — критическая грамотность.
До недавнего времени в мире качество образования идентифицировалось как академическая грамотность — грамотность на уровне знаний. Образованным считался человек, владеющий огромным массивом знаний в различных областях. Затем масштабная технологизация всех сфер жизнедеятельности общества акту-
ализировала функциональную грамотность — грамотность на уровне умений и навыков применять имеющиеся знания на практике для решения различных вопросов и проблем. Современная эра в истории человечества вызвала к жизни новый вид грамотности — критическую грамотность, т. е. способность на уровне имеющихся знаний, умений и навыков создавать новые, необходимые сегодня знания.
Зачем нужно современному человеку быть критически грамотным? Первая причина: знания быстро устаревают (некоторые из них утрачивают актуальность, едва появившись). Вторая причина: жизнь каждого человека уникальна. Как нет в мире двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых сценариев жизни. Каждый из нас ежедневно оказывается в различных ситуациях, ведь сама жизнь — это и есть огромное количество жизненных и учебных ситуаций.