Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ'

УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ФИРМА / ИМИТАЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ ФИРМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / REGIONAL INNOVATION PLATFORM / PREPARATION OF STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / TRAINING COMPANY / SIMULATION TRAINING COMPANY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пундикова Ольга Алексеевна, Лихонина Ольга Владимировна, Беликов Владимир Александрович

В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности реализации программы региональной инновационной площадки ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», представлены результаты инновационной деятельности колледжа по теме проекта. Акцент ставится на организации психолого-педагогической диагностики успешности использования имитационной учебной фирмы для подготовки студентов колледжа к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пундикова Ольга Алексеевна, Лихонина Ольга Владимировна, Беликов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FIRM AS A FORM OF PREPARING COLLEGE STUDENTS FOR ENTREPRENEURSHIP: DIAGNOSTIC RESULTS

The article discusses the substantive and functional features of the implementation of the program of the regional innovation platform of Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko. The results of the college’s innovative activities on the project topic are presented. The emphasis is on the organization of psychological and pedagogical diagnostics of the success of using a simulation training firm to prepare college students for entrepreneurial activity

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ»

3. Bespal'ko V. P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'juterov (pedagogika tret'ego tysjacheletija) [Education and training with the participation of computers (pedagogy of the third millennium)]. Moscow, Izd-vo Mosk. soc.-ped. in-ta, 2002, 352 p., ISBN 5-89502-320-7. (In Russian)

4. Savchuk L. P. Novye podhody k kontrolju i ocenke rezul'tatov obuchenija [New approaches to control and assessment of learning outcomes], Pedagogicheskaja diagnostika [Pedagogical diagnostics], 2017, No. 3, pp. 28-30. (In Russian)

5. Grevtseva G. Y., Tsiulina M. V., Balikaeva M. B., Kashina I. S., Kotlyarova I. O. Conditions for Teaching Professional Competence of Future Electronics Engineers' in Digital Technology. 2019 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", Sochi. Russia, 2019, pp. 490-493, DOI: 10.1109/ITQMIS.2019.8928428. (In English)

6. Shishov S. E., Kalnei V. A. Monitoring kachestva obrazovanija v shkole [Monitoring the quality of education in school]. Moscow, Russian Pedagogical Agency, 1998, 354 p. (In Russian)

7. Korotkov E. M. Upravlenie kachestvom obrazovanija: ucheb. posobie, 2-e izd. [Management of the quality of education: textbook. Allowance. 2nd ed.]. Moscow, Academic Project, 2007, 320 p., ISBN 978-5-8291-0836-6. (In Russian)

8. Potapova M. V. Sovremennyj instrumentarij otslezhivanija kompetencij i universal'nyh uchebnyh dejstvij obuchajushhihsja [Modern tools for tracking competencies and universal educational actions of students], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2014, No. 2, pp. 181-193. (In Russian)

Потапова Марина Владимировна, заместитель проректора по учебной работе ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Каменкова Наталья Владимировна, директор ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: [email protected]

Potapova Marina Vladimirovna, Deputy Vice-Rector for educational work, South Ural State University (National Research University), Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Kamenkova Natalya Vladimirovna, Director of the Miass Pedagogical College, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Пундикова, О. А. Учебная фирма как форма подготовки студентов колледжа к предпринимательской деятельности: результаты диагностики / О. А. Пундикова, О. В. Лихонина, В. А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 72-78.

УДК 377/334 ББК 74.57

УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

О. А. Пундикова, О. В. Лихонина, В. А. Беликов

В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности реализации программы региональной инновационной площадки ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», представлены результаты инновационной деятельности колледжа по теме проекта. Акцент ставится на организации психолого-педагогической диагностики успешности использования имитационной учебной фирмы для подготовки студентов колледжа к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, подготовка студентов к предпринимательской деятельности, учебная фирма, имитационная учебная фирма, психолого-педагогическая диагностика

В октябре 2020 г. Министерство просвещения Российской Федерации представило Стратегию развития среднего профессионального образования до 2030 г., в котором одним из приоритетных направлений обозначено «.. .появление новых форм: при колледжах планируется создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учебой смогут работать и зарабатывать» [1]. Реализация этой стратегии определяется тем, что в современных социально-экономических условиях востребованным является практико-ориентированное профессиональное образование, так как в этом случае обучение и воспитание студентов колледжа приобретает характер эффективного фактора обеспечения качества их подготовки к профессиональной деятельности. В связи с этим актуальной становится задача поиска новых форм и технологий образования студентов колледжа.

В рамках решения данной задачи актуальной и востребованной является технология учебной фирмы, что и определило тему и цель инновационного проекта ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко».

Актуальность и востребованность инновационного проекта на базе колледжа продиктована тем фактом, что только практико-ориентиро-ванное среднее профессиональное образование может обеспечить подготовку высококвалифицированного конкурентоспособного выпускника.

В связи с этим ключевую роль в достижении поставленной цели играют Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям, разработанные с учетом профессиональных стандартов и стандартов Ворлдскиллс Россия (далее — ФГОС СПО по Т0П-50), реализация которых началась с 1 сентября 2017 г. Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 требует от ПОО значительных изменений в формировании содержания и структуры образовательных программ, в подходах к организации образовательной деятельности в ПОО, так как существенно обновился перечень формируемых образовательных результатов: общих и профессиональных компетенций [2].

В соответствии с ФГОС СПО образовательные организации среднего профессионального образования пересматривают процесс подготовки специалистов с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению студентов, используя при этом возможности собственной

производственной деятельности. Это становится возможным при реализации современных педагогических технологий. Одной из зарекомендовавших себя является технология создания учебной фирмы [3; 4].

Необходимо признать, что требования ФГОС СПО по ТОП-50 по формированию у студентов готовности к предпринимательской деятельности в настоящее время в значительной степени не выполнены, у выпускников СПО практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости.

Создание учебной фирмы, имитирующей деятельность реальной фирмы, реальное предпринимательство, нам представляется наиболее эффективной формой и технологией реализации образовательной деятельности колледжа при подготовке выпускников [5; 6], в результате которой у студентов формируются качества предпринимательской направленности.

Данная педагогическая технология, реализуемая в ГБОУ ПОО МТК, основывается на концепции, рассматривающей предпринимательскую деятельность как целенаправленный процесс с обязательным участием и активной деятельностью индивида.

С января 2018 г. ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омель-ченко» реализует программу региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО».

Целью РИП мы ставили теоретическое и инновационное обоснование комплекса экономических и педагогических условий организации процесса прохождения учебной и производственной практик студентов ПОО на базе учебной фирмы, обеспечивающей подготовку обучающихся к предпринимательской деятельности.

Исходная концептуальная идея программы РИП заключается в следующем. Учебная фирма в формате имитационной деловой деятельности выступает как фактор повышения качества практического обучения. На этой основе формируется профессиональная компетентность студентов: закрепляются, обобщаются и систематизируются знания путем их применения на практике; расширяются и углубляются знания за счет работы на имитационных моделях конкретных предприятий и учреждений; происходит практическое освоение современного оборудования и технологий, методов управления; создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых

в дальнейшей трудовой жизни, а также коммуникативных навыков, умений работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи; обеспечивается мобильность содержания, методов обучения, целостность учебно-производственного процесса; развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Объектом инновационной деятельности в рамках РИП является учебно-производственная деятельность студентов в профессиональной образовательной организации.

В качестве предмета инновационной деятельности в рамках РИП мы определили экономические, организационные и педагогические условия эффективного формирования предпринимательских и профессиональных компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации в процессе прохождения учебно-производственной практики в форме учебной фирмы.

С целью достижения поставленных задач необходимо было разработать и запустить механизм имитационной учебной фирмы. Это было возможным лишь при условии создания двухуровневой подготовки студентов, где первый уровень — мотивационный, образовательный; второй — практический. Первый уровень нашел свое воплощение в проекте «Школа молодого предпринимателя», основной целью которого является популяризация предпринимательской деятельности, обмен опытом между бизнесменами и представителями органов власти со студентами колледжа, реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ. Второй — в организации учебной и производственной практик студентов в условиях имитационной учебной фирмы, осуществлении проектов-заказов и бизнес-проектов студентов колледжа.

На всех этапах и уровнях реализации программы РИП важнейшими направлениями образовательной деятельности организаций СПО являются совершенствование образовательного процесса, подготовка и развитие кадрового потенциала, совершенствование материальной и методической базы [2; 7].

За период существования инновационного проекта наблюдается положительная динамика и в процессе самообразования и совершенствования профессионального мастерства педагогов колледжа. Так, за 2018-2020 гг. педагоги колледжа прошли повышение квалификации в вузах по проведению психолого-педагогической диаг-

ностики; обучающие курсы по бизнес-планированию, организации социального и молодежного предпринимательства — у бизнес-тренеров и руководителей бизнеса; тренинги по наставничеству. Это — уникальная возможность овладеть не только академическими, но и практико-ориентированными знаниями перенести их из реального сектора экономики и предпринимательства в учебную аудиторию.

Окунувшись в мир имитационной деловой деятельности в рамках учебной фирмы, педагоги колледжа учились планировать и распределять функциональные обязанности мини-коллектива между студентами, проецировать их деятельность. Реализуя в рамках учебной фирмы проекты-заказы, педагоги не создавали имитационные ситуации работы с клиентами, а в условиях действительности обучали студентов грамотно общаться с клиентами, вести финансово-отчетную документацию, планировать рабочее время и поэтапное изготовление заказа, нести ответственность.

В соответствии с проблематикой исследования и задачами РИП организация работы учебной фирмы осуществлялась посредством разработки и реализации образовательных программ, комплекса педагогических условий и образовательных технологий формирования умений обучающихся по основным видам учебно-познавательной деятельности и предпринимательских компетенций, комплекса программно-методического, дидактического и раздаточного материала по каждому уровню; диагностики уровня эффективности формирования учебно-познавательной деятельности в процессе образования.

Опыт организации деятельности студентов в условиях имитационной фирмы и Школы молодого предпринимателя был описан преподавателями колледжа в публикациях. Рост числа педагогов, принимавших активное участие в научно-практических конференциях и семинарах в 2018-2019 гг., составил: на уровне колледжа — 49 %, городском и областном уровнях — 30 %, всероссийском уровне — 10 %, международном уровне — 11 %. В результате значительно повысился такой показатель Программы развития ГБОУ ПОО МТК на период 2019-2023 гг., как «Доля педагогических работников, представивших очно опыт научно-методической и инновационной деятельности на областном (всероссийском, международном) уровне, в общей численности педагогических работников (%)».

Значимым показателем эффективности реализации программы РИП является монито-

ринг сформированности предпринимательской компетенции у студентов колледжа, обучающихся по специальностям 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства», 29.02.04 «Конструирование и моделирование швейных изделий» и профессиям 43.01.09 «Повар, кондитер», 43.01.02 «Парикмахер».

Нами была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 3-го курса, принявших участие в работе РИП уровень сформированности базовых знаний в области предпринимательства и личностных особенностей, присущих успешным предпринимателям, значительно выше, чем у студентов 1-го курса.

Для подтверждения мы определили критерии, по которым будет диагностироваться эффективность РИП (дескрипторы):

- базовые знания в области права;

- базовые знания в области экономики;

- базовые знания в области информатики;

- базовые знания в области основ управления;

- личностные качества, которыми должен обладать успешный предприниматель (умение нести ответственность за свои действия, хорошие коммуникативные и организаторские способности, стрессоустойчивость, умение рисковать и стремление к успеху).

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

- тест на измерение базовых знаний (коллектив педагогов ГБОУ ПОО МТК: О. А. Алексеева, О. А. Башкирова, В. В. Безверхая, Е. В. Ро-галева);

- диагностика уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд);

- тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин);

- тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) (опросник А. А. Реана);

- опросник Т. В. Корниловой «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25);

- методика определения индивидуальных коппинг-стратегий Э. Хайма.

В исследовании приняли участие студенты первых и третьих — четвертых курсов. Всего было опрошено 419 человек. Количество студентов первого курса составило 218 человек, а третьих и четвертых курсов — 201 человек.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

В 2018 г. педагогами колледжа был разработан тест на определение базовых знаний студентов, обучающихся по направлениям подготовки 43.01.09 «Повар, кондитер», 43.01.02 «Парикмахер», 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» и 29.02.04 «Конструирование и моделирование швейных изделий», целью которого стало измерение уровня базовых знаний в области права, экономики, информатики и основ управления.

В октябре 2018 г. в опросе приняли участие студенты первого и второго курсов в количестве 149 человек. Уровень базовых знаний на первом этапе тестирования по шкале «Высокий — средний — низкий — не сформирован» определен как низкий (68,3 %).

В октябре — ноябре 2019 г. был проведен второй этап тестирования, в котором приняли участие студенты второго и третьего курсов. Положительная динамика наблюдается у тех студентов, кто прошел обучение в «Школе молодого предпринимателя» по ДООП «Основы предпринимательства и управление малым бизнесом». Всего в тестировании приняли участие 130 человек.

В октябре 2020 г. был проведен третий этап тестирования, в котором приняли участие 140 человек из числа студентов третьего и четвертого курсов.

В таблице представлены результаты тестирования за 3 года.

Этапы тестирования 2018 2019 2020

Уровни Кол-во человек:149 % Кол-во человек: 130 % Кол-во человек: 140 %

Высокий 3 2,4 10 9,8 20 14,2

Средний 52 34,8 51 39,2 71 50,8

Низкий 84 68,3 67 65,7 49 61,2

Не сформированы 10 8,2 2 2,0 0 0

Таблица 1

Результаты оценки уровня базовых знаний в области права, экономики, информатики и основ управления

Так как базовые знания у студентов старших курсов оценивались по четырем параметрам, а у первокурсников только по трем параметрам, было принято решение, с целью получения объективных результатов, вывести средние показатели по каждой группе. Для этого была применена следующая формула:

где А — средний показатель по группе (в %), Ь — максимально возможное количество баллов по группе, с — сумма баллов по группе.

По результатам исследования можно сделать выводы о том, что базовые знания в области предпринимательства оказались больше развиты у студентов старших курсов, чем у первокурсников. Это связано с тем, что большинство студентов по направлениям подготовки 43.01.09 «Повар, кондитер», 43.01.02 «Парикмахер», 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» и 29.02.04 «Конструирование и моделирование швейных изделий» за период обучения в колледже приняли участие в работе региональной инновационной площадки: были участниками «Школы молодого предпринимателя» и работали над проектами в учебной имитационной фирме.

Полученные результаты реализации программы РИП подтверждают научно-практическое значение темы «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной

деятельности студентов ПОО». Об этом свидетельствуют высокий уровень востребованности и эффективность запланированных и проведенных в рамках программы мероприятий.

Таким образом, нами доказано:

1) учебная фирма как форма организации деятельности студентов обеспечивает развитие всех компонентов готовности студентов к работе в условиях рыночной экономики, обеспечивает формирование их готовности к участию в бизнес-проектах;

2) выполненный комплекс мероприятий программы РИП способствует повышению качества образовательной деятельности колледжа и обеспечивает подготовку студентов к предпринимательской деятельности;

3) полученные результаты при их внедрении в практику образовательной деятельности организаций СПО оказываются эффективными для решения задач образования будущих специалистов и активных предпринимателей.

Программа работы региональной инновационной площадки ««Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО» обеспечила совершенствование основной образовательной программы колледжа, учебно-методической базы, нормативно-правового обеспечения, повышение квалификации педагогических кадров, развитие необходимой материально-технической базы, активизацию научно-исследовательской работы преподавателей колледжа в этом направлении.

Библиографический список

1. Минпросвещение России представило Стратегию развития среднего профессионального образования до 2030 года. — URL: https://edu.gov.ru/press/3058/ minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 03.11.2020).

2. Лихонина, О. В. Школа молодого предпринимателя как ресурс формирования у студентов организаций среднего профессионального образования предпринимательской компетенции / О. В. Лихонина, О. А. Башкирова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 43-50.

3. Пундикова, О. А. Организация кластера сферы услуг как способ формирования и развития предпринимательских и профессиональных компетенций студентов ПОО / О. А. Пундикова, Е. В. Пушкарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 83-88.

4. Пушкарева, Е. В. Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО / Е. В. Пушкарева // Современная конкуренция. — 2018. — Т. 12. — № 1 (67). — С. 44-49.

5. Сташкевич, И. Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля / И. Р. Сташкевич, Е. А Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 3 (40). — С. 207-209.

6. Сташкевич, И. Р. От производственной бригады к предпринимательству: элементы системы А. С. Макаренко в современной образовательной практике / И. Р. Сташкевич //

Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27810 (дата обращения: 10.11.2020).

7. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования : моногр. / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 265 с. — ISBN 978-5-16-014073-5.

8. Педагогические закономерности развития профессиональной мобильности обучающихся организаций СПО в дуальной системе образования / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. М. Филиппов, Д. И. Павленко // Бизнес. Образование. Право. — 2020. — № 2 (51). — С. 343-349.

For citation: Pundikova, O. A. Training firm as a form of preparing college students for entrepreneurship: diagnostic results / O. A. Pundikova, O. V. Likhonina, V A. Belikov // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 4 (28). — P. 72-78.

TRAINING FIRM AS A FORM OF PREPARING COLLEGE STUDENTS FOR ENTREPRENEURSHIP: DIAGNOSTIC RESULTS

O. A. Pundikova, O. V. Likhonina, V. A. Belikov

The article discusses the substantive and functional features of the implementation of the program of the regional innovation platform of Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko. The results of the college's innovative activities on the project topic are presented. The emphasis is on the organization of psychological and pedagogical diagnostics of the success of using a simulation training firm to prepare college students for entrepreneurial activity.

Key words: regional innovation platform, preparation of students for entrepreneurial activity, training company, simulation training company, psychological and pedagogical diagnostics

References

1. Minprosveshhenie Rossii predstavilo Strategiju razvitija srednego professional'nogo obrazovanija do 2030 goda, available at: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda (accessed: 03.11.2020). (In Russian)

2. Likhonina O. V., Bashkirova O. A. Shkola molodogo predprinimatelja kak resurs formirovanija u studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija predprinimatel'skoj kompetencii [School of a young entrepreneur as a resource for the formation of entrepreneurial competence among students of secondary vocational education organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, No. 3 (27), pp. 43-50. (In Russian)

3. Pundikova O. A., Pushkareva E. V. Organizacija klastera sfery uslug kak sposob formirovanija i razvitija predprinimatel>skih i professional>nyh kompetencij studentov POO [Organization of the service sector cluster as a way of forming and developing entrepreneurial and professional competencies of VEO students] Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2018, No. 2 (18), pp. 83-88. (In Russian)

4. Pushkareva E. V. Uchebnaja firma kak forma organizacii uchebno-proizvodstvennoj dejatel>nosti dlja formirovanija predprinimatel>skih kompetencij studentov POO [Teaching firm as a form of organizing educational and production activities for the formation of entrepreneurial competencies of VEO students], Sovremennaja konkurencija [Modern competition], 2018, Vol. 12, No. 1 (67), pp. 44-49. (In Russian)

5. Stashkevich I. R., Serebrennikova E. A. Model> formirovanija kompetencij predprinimatel>skoj dejatel>nosti u studentov, obuchajushhihsja po special>nostjam tehnicheskogo profilja [Model of the formation of entrepreneurial competencies among students studying in technical specialties], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2013, No. 3 (40), pp. 207-209. (In Russian)

6. Stashkevich I. R. [From the production team to entrepreneurship: elements of the system of A. S. Makarenko in modern educational practice], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, No. 4, available at: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=27810 (accessed: 10.11.2020) (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Valeev A. S. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovanija : monogr. [Didactics of practice-oriented education: monograph.]. Moscow, INFRA-M, 2018, 265 p., ISBN 978-5-16-014073-5. (In Russian)

8. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Filippov A. M., Pavlenko D. I. Pedagogicheskie zakonomernosti razvitija professional>noj mobil>nosti obuchajushhihsja organizacij SPO v dual>noj sisteme obrazovanija [Pedagogical patterns of development of professional mobility of secondary vocational education organizations in the dual education system], Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], 2020, No. 2 (51), pp. 343-349. (In Russian)

Пундикова Ольга Алексеевна, директор ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, Магнитогорск, e-mail: [email protected]

Лихонина Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», кандидат культурологии, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

Беликов Владимир Александрович, старший научный сотрудник ФГБОУ ВО «Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета», доктор педагогических наук, профессор, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]

Pundikova Olga Alekseevna, Director, Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]

Likhonina Olga Vladimirovna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, candidate of cultural studies, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]

Belikov Vladimir Alexandrovich, Senior Researcher,Sibay Institute (branch of Bashkir State University), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Чиняева, С. А. Развитие творческих компетенций преподавателей среднего профессионального образования / С. А. Чиняева, В. В. Жданов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С. 78-82.

УДК 377 ББК 74.57

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Чиняева, В. В. Жданов

В условиях развития современного образования предпочтение отдается многофункциональным фундаментальным компетенциям преподавателей. Творчество — один из подходов к оптимизации воспитательной и обучающей деятельности преподавателя. Зачастую понятие «творчество» в контексте профессиональной деятельности позиционируется как общекультурное, дополнительное явление, не имеющее отношения к профессиональному мастерству. В данной статье рассматриваются философско-педагогические аспекты подходов к понятию творчество, выводится определение творческой компетенции, обобщается теоретический и эмпирический опыт.

Ключевые слова: компетенции, творчество, развитие, образование, деятельность, культура, профессионализм.

Эволюция педагогической мысли прошла довольно долгий путь. Модель современного образования — опыт вековых традиций, дополненный современными требованиями общества.

Социально-экономическая формация на сегодняшний день основана на тенденции рыночной парадигмы, то есть придерживается правила, при котором следует использовать в любой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.