Сведения для цитирования: Пундикова, О. А. Организация кластера сферы услуг как способ формирования и развития предпринимательских и профессиональных компетенций студентов ПОО [Текст] / О. А. Пундикова, Е. В. Пушкарева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 83-88.
УДК 377 ББК 74.57
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАСТЕРА СФЕРЫ УСЛУГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОО
О. А. Пундикова, Е. В. Пушкарева
В статье анализируются возможности создания регионального инновационного кластера сферы услуг, включающего формирование условий для обучения предпринимательству в указанной сфере в системе среднего профессионального образования с использованием практико-ориентированных методов обучения. Рассматриваются преимущества кластера с точки зрения развития инновационной среды в регионе.
Ключевые слова: кластер, региональный инновационный кластер, развитие сферы услуг, практико-ориентированное обучение, предпринимательство, предпринимательское образование.
Переход России к инновационной модели экономики определяет необходимость экономических, институциональных и социальных преобразований. Предпосылкой повышения конкурентоспособности отечественной экономики сегодня становятся инновационные факторы, которые в современных условиях выступают основным источником социально-экономического роста [1]. Это (особенно с учетом определяющей роли регионального фактора в контексте реализации общенациональной социально-экономической стратегии) актуализирует значение инновационных технологий, ориентированных на поддержку и развитие так называемых «точек роста». Такими «точками роста» становятся региональные кластеры, посредством которых создаются условия для эффективного и равномерного развития экономики регионов [2].
Можно сказать, что создание территориально-отраслевых кластеров на базе ведущих отраслей внутри регионов выступает некой «защитной реакцией территорий на обострение международной конкуренции» [3].
Согласно классическому определению М. Портера, кластер представляет собой группу взаимосвязанных, территориально соседствующих компаний, куда входят производители, поставщики и т. д., и связанных с ними организаций, таких как органы государственного управления, образовательные учреждения и др., действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [4].
Таким образом, кластер можно определить как экономическую агломерацию взаимосвязанных, взаимодополняющих предприятий и организаций разного типа, действующих в границах одного региона с целью совместного достижения устойчивого и стабильного положения на определенном рынке, а также усиления конкурентных преимуществ всех участников кластера и, как следствие, региона в целом.
Инновационный кластер является самой эффективной организационной формой, позволяющей достичь наиболее высокого уровня конкурентоспособности. Формирование кластера создает условия для быстрого и эффективного распределения новых знаний, внедрения в производство изобретений и научных открытий, а также для более эффективного привлечения инвестиций и развития бизнес-процессов, обеспечивающих максимальную добавленную стоимость.
В соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5], формирование кластерных образований рассматривается в качестве одного из важнейших направлений создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, инициируемого федеральным центром.
Одной из основных характеристик кластерного подхода к обеспечению инновационной активности в регионах выступает концентра-
ция на их территории факторов производства и ресурсов, что на практике реализуется в виде формирования инновационно ориентированных кластеров, которые «стимулируют создание на территории региона своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики и выступают современным инструментом управления территорией» [3].
Ученые выделяют следующих ключевых участников кластера:
1) отраслевые предприятия, представляющие собой поставщиков товаров и услуг, а также обладателей технологий для производства этих товаров и услуг (важным элементом кластера в этой связи выступают представители малого и среднего бизнеса);
2) государственные и муниципальные органы, которые делятся по уровню на федеральные, региональные и местные (федеральные органы определяют направление государственной политики в сфере образования, науки и производства, а также отвечают за реализацию программ развития кластеров, региональные воплощают эти программы на конкретных территориях);
3) образовательные и научно-исследовательские организации (университеты, колледжи, научно-исследовательские институты, научные парки и т. д.);
4) финансовые институты, организующие и осуществляющие финансирование кластеров;
5) СМИ, участие которых заключается в формировании и продвижении бренда регионального кластера;
6) организации по сотрудничеству (сюда могут относиться некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей и т. д.) [6].
Сегодня в Челябинской области активно реализуется кластерная политика. В частности, на основании соответствующего распоряжения правительства области [7] создан Центр кластерного развития (АНО «ЦКР») Челябинской области [8]. Однако следует отметить, что данная структура направлена на формирование и развитие кластеров прежде всего в сфере промышленности. В числе целей, которые ставит перед собой АНО «ЦКР», обозначено «увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств из Челябинской области» [8]. В рамках АНО «ЦКР» созданы два кластера: ЮУПК «ПЛАНАР», который специализируется на разработке и производстве электронного оборудования, и ЮУПК «Робототехника и человеко-машинный интерфейс», специализирующийся на производстве робототехники.
Необходимо также отметить станкостроительный кластер Челябинской области, созданный при участии областного правительства [9]. Деятельность данного кластера направлена на развитие станкостроительной отрасли.
Таким образом, очевидно, что в настоящее время в регионе формируются инновационные кластеры, и в первую очередь в промышленной сфере. При этом необходимо отметить отсутствие реализации кластерной политики в такой актуальной области, как сфера услуг.
Вместе с тем именно положение сферы услуг во многом определяет качество жизни населения. Кроме того, сфера услуг играет немаловажную роль в развитии малого предпринимательства, которое, в свою очередь, оказывает существенное влияние на состояние экономической среды.
Комплексный федеральный проект, направленный на обеспечение подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (ТОП-50), включает в себя ряд профессий, относящихся к сфере услуг, что также подтверждает высокую значимость этой отрасли для социально-экономического развития страны и регионов.
Мы считаем целесообразным рассмотреть возможность создания регионального инновационного кластера, ориентированного на развитие сферы услуг. В число участников данного кластерного образования, помимо предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в этой сфере, необходимо включить учреждения среднего профессионального образования (СПО), осуществляющие подготовку специалистов сферы услуг.
Кроме того, в контексте формирования инновационного регионального кластера следует акцентировать внимание на возможностях развития предпринимательства, в частности, на необходимости обучения этой деятельности в рамках СПО.
Переход к инновационно ориентированной экономике делает формирование предпринимательской активности определяющим фактором совершенствования современной российской социально-экономической среды. При этом следует отметить, что именно инновационность выступает основной чертой предпринимательства [10].
Однако серьезным препятствием для развития бизнеса сегодня выступает недостаточная образованность предпринимателей в области
экономики, права, менеджмента, маркетинга и в других сферах. В условиях повышенной конкуренции, в отсутствие стабильности рынка предпринимателю необходимы теоретические и практические знания, способность свободно ориентироваться в сути экономических процессов, реагировать на изменения, выбирать наиболее эффективный путь развития.
Поднимаемая нами проблема тесно связана со становлением в России молодежного предпринимательства. Навыки деловой деятельности становятся все более востребованными среди молодежи, что подчеркивает необходимость системного, всестороннего и предметного обучения этим навыкам. Подготовка грамотного и активного в сфере бизнеса молодого поколения является стратегическим вопросом государственного значения, который отвечает задачам, поставленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года [11].
С целью решения этих задач в системе среднего профессионального образования введен профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», в рамках которого обучающиеся получают знания и навыки, необходимые для будущей самостоятельной деятельности в сфере бизнеса.
В перечень условий, способствующих формированию инновационной предпринимательской среды, входит реализация программ поддержки новых и развивающихся фирм на федеральном, региональном и муниципальном уровне; применение различных механизмов и форм содействия научно-техническому развитию с учетом особенностей территорий.
В рамках обеспечения этого условия актуализируется проблема обучения основам предпринимательской деятельности в высших и средних специальных образовательных учреждениях. Речь идет о создании необходимых педагогических, организационных и экономических условий для формирования предпринимательских компетенций у обучающихся. Эти условия, в свою очередь, могут быть реализованы в рамках практико-ориентированного образования.
Практико-ориентированное обучение предусматривает наличие в образовательном учреждении особых форм (площадок) профессиональной занятости обучающихся для выполнения ими реальных задач практической деятельности по профилю обучения. Такой формой, развивающей у обучающегося предпринимательские компетенции, является учебная фирма.
Согласно определению, данному Н. Ю. Бут-ко, «термином "учебная фирма" (УФ) обозначается форма организации учебно-профессиональной деятельности студентов, имитирующая деятельность реальной фирмы» [12, с. 12]. Оптимизация системы производственного обучения с помощью учебной фирмы представляет собой одно из перспективных средств осознанного управления модернизацией образования [13].
На базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» открыта региональная инновационная площадка (РИП) «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО».
Сегодня в учебную программу колледжа включены три специальности, на которых базируется деятельность РИП:
1) технология парикмахерского искусства (ТПИ);
2) поварское и кондитерское дело (ПКД);
3) конструирование, моделирование и технология швейных изделий (КМТ).
Необходимо отметить, что первые две специальности входят в ТОП-50, что подтверждает их актуальность. Третья специальность, КМТ, также является очень востребованной в современной жизни; выпускники, прошедшие по ней обучение, имеют высокие шансы на трудоустройство и организацию собственного бизнеса.
В настоящий момент РИП реализует подготовительный этап работы и представляет именно имитационную фирму, на которой в рамках практики воссоздается деятельность реального предприятия.
На дальнейших этапах работы площадки планируется зарегистрировать учебную фирму в правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), учредителями которого выступят сотрудники колледжа. Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС обучающиеся будут проходить учебно-производственную практику на реально действующем в правовом аспекте предприятии, что, безусловно, поможет им в дальнейшем адаптироваться к условиям реального бизнеса. Тот факт, что учебная фирма представляет собой реальное предприятие, составляет основной инновационный момент проекта.
Сегодня к существенным недостаткам обучения предпринимательскому делу в рамках СПО можно отнести тот факт, что дисциплины упомянутого выше профессионального модуля «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» читают преподаватели-теоре-
тики, которые не имеют практического опыта предпринимательской деятельности. РИП предоставляет им возможность пройти все этапы создания предприятия, узнать специфику взаимодействия с заказчиками, ознакомиться с нюансами юридического и экономического характера.
При создании регионального инновационного кластера в сфере услуг в число его участников предлагается включить инновационную площадку, организованную на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко». Объединение РИП с действующими на рынке сферы услуг предприятиями, а также с научно-исследовательскими институтами, финансовыми организациями и государственными органами фактически выступит как объединение теории (в виде знаний, которые студенты получают в ходе обучения) с практикой (в виде реальной работы на уже действующих предприятиях сферы услуг).
Благодаря этому формирование у обучающихся предпринимательских компетенций будет происходить максимально эффективно, что,
в свою очередь, будет способствовать развитию грамотной, активной и успешной предпринимательской среды в регионе, повышению его инвестиционной привлекательности и улучшению состояния социально-экономической сферы.
«Практический опыт реализации кластерной политики в регионах России свидетельствует о возникновении новых типов социально ориентированных кластеров, которые отличаются от существующих в мировой и отечественной экономике кластеров целями и задачами, функционалом, особенностями взаимодействия с государством» [14, с. 3].
Предлагаемый к созданию региональный инновационный кластер, ориентированный на сферу услуг, выступает именно таким, новым типом социально ориентированного кластера. На наш взгляд, он может стать эффективной площадкой для конструктивного диалога между предпринимательским сектором, образовательными учреждениями и государством с целью нахождения наиболее эффективных путей реализации инвестиционных возможностей региона.
Библиографический список
1. Вотчель, Л. М. Инновационная предпринимательская активность : Сущность и условия ее реализации [Текст] / Л. М. Вотчель // Современные технологии управления. — 2017. — № 4 (76). — С. 22-26.
2. Вуйлов, Д. А. Формирование и развитие кластерных образований на территории региона [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Д. А. Вуйлов. — Волгоград, 2011. — 26 с.
3. Агафонов, В. А. Региональные инновационные кластеры [Электронный ресурс] / В. А. Агафонов // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. — 2015. — № 3 (43). — Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4301.
4. Портер, М. Международная конкуренция [Текст] / М. Портер. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 947 с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : [утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р]. — Режим доступа: http://government.ru/info/6217.
6. Колесниченко, Е. А. Кластерный подход как инструмент создания благоприятного инвестиционного и делового климата в системе обеспечения конкурентоспособности территории [Текст] / Е. А. Колесниченко, О. В. Савинова // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 2 (060). — С. 47-55.
7. О создании автономной некоммерческой организации «Центр кластерного развития Челябинской области» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Челябинской обл. от 14.03.2016 № 116-рп. — Режим доступа: http://www.ural-region.net/220691.
8. АНО «ЦКР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ckr174.ru.
9. Станкостроительный кластер Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cheladmin.ru.
10. Викулина, В. В. Противоречивость как источник функционирования и развития предпринимательской деятельности [Текст] / В. В. Викулина, Л. М. Вотчель, Т. А. Ахмеджанова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 1 (24). — С. 19-23.
11. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования [Текст] : практич. пособие / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М. : Федер. ин-т развития образования, 2016. — 256 с.
12. Бутко, Н. Ю. Педагогическая практика студентов колледжа по технологии «Учебная фирма» как фактор из профессионально-личного становления [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Ю. Бутко. — 2007. — 26 с.
13. Бонарева, Н. Д. Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Д. Бонарева. — Барнаул, 2008. — 258 с.
14. Петров, А. П. Теоретико-методологические основы формирования социально-ориентированного кластера в регионе [Текст] : автореф. дис. ... докт. экон. наук : 08.00.05 / А. П. Петров. — Екатеринбург, 2014. — 38 с.
For citation: Pundikova O. A. Service cluster creation as a way of VET students' entrepreneurial and professional competences formation and development [Text] / O. A. Pundikova, E. V. Pushkareva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 2 (18). — P. 83-88.
SERVICE CLUSTER CREATION AS A WAY OF VET STUDENTS' ENTREPRENEURIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION
AND DEVELOPMENT
O. A. Pundikova, E. V. Pushkareva
The paper analyses the possibilities of regional innovative service cluster creation, which would include the conditions for entrepreneurial training in this sphere in the system of secondary vocational education by means of practice oriented education. The authors study the advantages of such cluster from the point of view of regional innovation environment development.
Key words: cluster, regional innovative cluster, service sphere development, practice oriented training, entrepreneurship, entrepreneurial education.
References
1. Votchel' L. M. Sovremennye tekhnologii upravleniya, 2017, no. 4 (76), pp. 22-26. (In Russian)
2. Vuilov D. A. Formirovanie i razvitie klasternykh obrazovanii na territorii regiona. Extended abstract of candidate's thesis, Volgograd, 2011, 26 p. (In Russian)
3. Agafonov V. A. Regional'nye innovatsionnye klastery, available at: http://eee-region.ru/arti-cle/4301.
4. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya, Moscow: Al'pina Publisher, 2017, 947 p. (In Russian)
5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda, available at: http://government.ru/info/6217.
6. Kolesnichenko E. A., Savinova O. V. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2014, no. 2 (060), pp. 47-55. (In Russian)
7. O sozdanii avtonomnoi nekommercheskoi organizatsii «Tsentr klasternogo razvitiya Chely-abinskoi oblasti», available at: http://www.ural-region.net/220691.
8. ANO «TsKR», available at: http://ckr174.ru.
9. Stankostroitel'nyi klaster Chelyabinskoi oblasti, available at: https://cheladmin.ru.
10. Vikulina V. V., Votchel' L. M., Akhmedzhanova T. A. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarst-vennogo universiteta, issue Ekonomika i upravlenie, 2016, no. 1 (24), pp. 19-23. (In Russian)
11. Aktual'nye voprosy razvitiya srednego professional'nogo obrazovaniya, Moscow: Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2016, 256 p. (In Russian)
12. Butko N. Yu. Pedagogicheskaya praktika studentov kolledzha po tekhnologii «Uchebnaya firma» kak faktor iz professional'no-lichnogo stanovleniya. Extended abstract of candidate's thesis, 2007, 26 p. (In Russian)
13. Bonareva, N. D. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya uchebnoi imitatsionnoi firmy v kolledzhe. Kand. Diss., Barnaul, 2008, 258 p. (In Russian)
14. Petrov, A. P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya sotsial'no-orientirovannogo klastera v regione. Extended abstract of Doctor's thesis, Ekaterinburg, 2014, 38 p. (In Russian)
Пундикова Ольга Алексеевна, директор ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Pundikova O. A., director, Magnitogorsk technological college named after V.P. Omelchenko, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: mtc-dir @mail.ru
Пушкарева Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-производственной работе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Pushkareva E. V., deputy director, Magnitogorsk technological college named after V. P. Omelchen-ko, Magnitogorsk, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Саблуков, В. А. Оценка готовности студентов колледжа к освоению профессиональных компетенций в соответствии с уровнями квалификации [Текст] / В. А. Саблуков, В. С. Ступина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 88-95.
УДК 377 ББК 74.57
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ОСВОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЯМИ КВАЛИФИКАЦИИ
В. А. Саблуков, В. С. Ступина
Для эффективного формирования профессиональных компетенций студента профессиональной образовательной организации, осваивающего современное высокотехнологичное оборудование, необходимо, чтобы обучающийся умел моделировать производственные ситуации, находить способы решения проблем, проявлять ответственность, организованность, самостоятельность, коммуникативность, то есть имел необходимый уровень готовности к освоению данных компетенций. Оценка такой готовности может быть выполнена с позиции требований к уровням квалификации, на которые ориентирован профессиональный стандарт.
Ключевые слова: готовность студентов колледжа к освоению профессиональных компетенций, профессиональный стандарт, уровень квалификации, учебно-профессиональная деятельность.
Решение задачи подготовки кадров, соответствующих требованиям современного высокотехнологичного производства, ориентирует систему профессионального образования на достижение новых образовательных результатов, предполагающих уточнение содержания профессиональных компетенций, заданного федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в соответствии с требованиями работодателей. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость разработки эффективного инструментария диагностики готовности студентов к освоению профессиональных компетенций, содержание которых определяется требованиями профессиональных стандартов в соответствии с уровнями квалификации работника.
Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Феде-
рации. Согласно указанной статье, квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника [1].
Компетенция, являясь одним из существенных факторов конкурентоспособности, определяет способность персонала к инновационной деятельности, уровень и интеллектуальный потенциал сотрудников и предприятия [2].
Освоение профессиональных компетенций, соответствующих необходимым уровням квалификации, осуществляется студентом в процессе учебно-профессиональной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков,