Стратегия развития профессионального образования
Сведения для цитирования: Беликов, В. А. Оценка состояния и формирование программы развития организации СПО с учетом факторов и тенденций изменения внешней социально-экономической среды [Текст] / В. А. Беликов, О. Ю. Леушканова, В. М. Тучин, О. А. Пундикова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 12-18.
УДК 377 ББК 74.57
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПО С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ И ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
В. А. Беликов, О. Ю. Леушканова, В. М. Тучин, О. А. Пундикова
В статье рассматриваются концептуальные вопросы разработки программ развития образовательных организаций СПО, выделяются основные проблемы современного среднего профессионального образования, называются их причины и определяются некоторые пути их решения, представляемые в содержании программ развития учебных заведений.
Ключевые слова: программа развития организаций СПО, факторы актуальности разработки программ развития, концептуальные основания программ развития организаций СПО.
Необходимость и полезность разработки программ развития организаций среднего профессионального образования (СПО) признается всеми руководителями и работниками этих организаций [1-3].
Актуальность, исходные положения разработки и реализации программы развития организации СПО определяются рядом факторов. В частности, тем, что задачи и направления развития организации обусловливаются социальными, экономическими, научно-техническими и образовательными особенностями и достижениями современного общества в Российской Федерации и мире.
Мы отмечаем, что на современном этапе экономическое развитие Челябинской области и Республики Башкортостан характеризуется существенными позитивными изменениями — ростом
объемов производства, улучшением большинства макроэкономических показателей, увеличением реальных доходов населения, повышением потребительского спроса, развитием образовательного заказа, ростом потребности в кадрах со средним профессиональным образованием. Отмечается финансовая стабильность, увеличивается приток инвестиций в экономику региона, различные сферы социальной и экономической деятельности предоставляют место инновациям, производству высокотехнологичной продукции и услуг. Это привело к изменениям в требованиях к трудовым ресурсам — главным показателем в настоящее время является качество подготовки выпускников образовательных организаций. При этом развитие среднего профессионального образования определено в качестве приоритета развития экономики области и города [2].
Оценка состояния и определение тенденций развития организаций среднего профессионального образования в нашем регионе также определяются значимостью выполнения требований ФГОС [3], устанавливающих компоненты модели выпускника СПО как результата формирования комплекса компетенций, актуальных для его профессиональной деятельности. Реализация программы развития каждого колледжа или техникума определяется необходимостью создания оптимальных условий для успешного развития каждого студента, удовлетворения его потребностей с учетом особенностей личности.
Актуальность разработки программы развития организации СПО в целом определяется такими группами факторов, как:
1) социально-экономические особенности современного среднего профессионального образования;
2) рост образовательного заказа на среднее профессиональное образование различных направлений и профилей со стороны обучающихся и работодателей;
3) наличие потребностей в психолого-педагогическом, учебно-методическом и управленческом обосновании и разработке путей и условий решения проблем образования студентов организаций СПО, растущее внимание со стороны ученых (философов, педагогов, психологов и др.) к различным аспектам проблем СПО;
4) состояние, особенности, недостатки и потребности практики современного среднего профессионального образования, определяющие необходимость развития организаций СПО;
5) увеличение числа одаренных студентов в образовательной среде СПО, рост их достижений и необходимость перестройки образовательного процесса с учетом их особенностей.
Следует исходить из того, что в настоящее время обществу требуются конкурентоспособные выпускники организаций СПО, обладающие комплексом общих и профессиональных компетенций, способные качественно выполнять профессиональную деятельность, самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений. Этим определяется актуальность практико-ориентированно-го характера СПО.
В современном обществе существенно возросли требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям, содержанию и технологиям профессионального образования студентов в учреждениях СПО любого направления и профиля подготовки.
Данные аспекты находят отражение в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность колледжа или техникума, в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, в учебных планах и программных документах.
Востребованными в настоящее время являются и аспекты дополнительного образования студентов, которые в значительной мере могут быть обеспечены в организациях СПО. К сожалению, можно отметить существующий недостаток внимания со стороны общества к разработке системы дополнительного образования (кружки, клубы, творческие объединения и т. д.), обеспечивающей развитие способных и одаренных студентов, недостаточно учитывается тот факт, что наличие дополнительной специальности у выпускников колледжа может решить проблемы безработицы в молодежной среде.
В настоящее время в системе СПО сложились определенные предпосылки успешного развития образовательных организаций:
1) социальные — рост потребности общества в специалистах по различным направлениям и профилям среднего профессионального образования, способных к самостоятельности, инициативности и творчеству, к преобразовательной деятельности, профессиональной мобильности; рост образовательного заказа на профессиональное образование среднего уровня;
2) региональные — наличие в каждом районе Челябинской области образовательных организаций, осуществляющих среднее профессиональное образование студентов того или иного направления и профиля подготовки;
2) теоретические — разработка комплекса вопросов теории педагогики и психологии по организации образовательной деятельности в учреждениях СПО, решению проблемы организации учебной деятельности студентов и формированию компетенций студентов в процессе обучения;
3) практические — каждым колледжем или техникумом накоплен значительный опыт подготовки студентов с использованием современных инновационных образовательных технологий, что требует анализа, обобщения и распространения.
В то же время анализ теории и практики СПО позволяет нам выявить следующие противоречия между:
- потребностью системы среднего профессионального образования в одаренных студентах, готовых к активной образовательной,
научно-исследовательской и профессиональной деятельности, и недостаточной готовностью преподавателей к этим видам деятельности;
- высоким уровнем потребности организаций СПО в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить их эффективное развитие, и необходимостью повышения квалификации педагогических кадров в области образовательной и научно-исследовательской деятельности;
- необходимостью оптимизации организационно-педагогических условий совершенствования образовательной деятельности в колледже или техникуме и недостаточно исследованными возможностями данного процесса в образовательной среде СПО;
- сложными и актуальными задачами развития системы СПО в части подготовки одаренных студентов и высококлассных специалистов и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса.
Мы исходим из того, что образовательная деятельность организаций СПО должна осуществляться в режиме постоянного инновационного развития на основе прогнозирования кадровых потребностей с учетом потребностей региона и города. Это должно быть отражено в программе развития учреждения.
Аналитическое обоснование программы развития должно основываться на результатах маркетингового анализа и самоанализа деятельности учебного заведения за последние три-пять лет по следующим группам индикативных показателей:
1) совершенствование содержания образования;
2) развитие кадрового потенциала;
3) совершенствование материально-технической базы;
4) развитие социального партнерства;
5) развитие профориентационной деятельности;
6) совершенствование финансово-хозяйственной деятельности;
7) обеспечение безопасности образовательной деятельности.
Анализируя деятельность образовательных организаций СПО (ЮЭТ, МТК, МПК и др.) [4], можно сделать вывод, что в каждой из них наблюдаются положительные тенденции развития и можно определить конкурентные преимущества колледжа или техникума на рынке образовательных услуг и рынке труда, такие как:
- достаточно высокий коэффициент востребованности образовательных направлений
и профилей подготовки выпускников организации СПО (выполнение контрольных цифр приема, заявки предприятий-работодателей на подготовку кадров);
- удовлетворение заявок практически всех городских и областных потребителей образовательных услуг (реализация новых программ подготовки специалистов среднего звена, открытие новых программ среднего профессионального образования);
- наличие собственных кадровых, учебно-методических и материально-технических ресурсов для теоретической и практической подготовки студентов по всем направлениям и профилям образования;
- оценка состояния учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса колледжа или техникума как современного и достаточного для ведения образовательной деятельности по заявленным уровням подготовки, а по содержанию — как позволяющего реализовать в полном объеме профессиональные образовательные программы;
- присутствие в каждой организации определенного показателя доходов от внебюджетной деятельности;
- эффективность отношений с социальными и сетевыми образовательными партнерами, способствующих повышению привлекательности программ СПО (высокий показатель трудоустройства выпускников, наличие договоров на предоставление баз практик).
Анализ стратегических и нормативных документов показывает, что изменения в социально-экономической жизни общества, касающиеся требований к качеству профессионального образования, обусловили новые подходы к развитию как системы СПО в целом, так и каждой образовательной организации СПО в отдельности. С учетом этого фактора созданы необходимые условия для подготовки к разработке программы развития на 2019-2023 гг., которая призвана осуществлять следующие этапы модернизации организации с учетом развития общества, образования, региональной экономики и отраслей промышленности и культуры в России, Челябинской области и городах Магнитогорске и Южноуральске.
Таким образом, на основе маркетингового анализа внешней среды можно сделать вывод, что организации СПО Челябинской области в целом удовлетворяют запросам потребителей, но с вступлением в силу новых документов в сфере образования в условиях стратегии кадрового обеспечения промышленного роста об-
ласти, майских указов, подписанных Президентом РФ В. В. Путиным, необходима реализация приоритетных направлений профессионального образования.
В то же время мы отмечаем, что для сохранения вышеперечисленных преимуществ в выполнении федеральных, региональных программ в области развития образования и образовательной организации каждой организации СПО необходимо решить комплекс современных важных задач, реализация которых целесообразна с применением следующих подходов: личностно ориентированного, практико-ориен-тированного, акмеологического и системно-технологического [5-8].
Эти подходы достаточно подробно описаны в научно-методической литературе [4; 5], и мы не будем на них останавливаться в данной статье, поскольку наша задача несколько другая.
Анализ состояния, развития и результатов образовательной деятельности каждого колледжа или техникума дает возможность выделить ряд основных проблем, требующих решения.
1. Система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу жизни общества специалистами среднего звена, к нашему сожалению, пока не стала значимым предметом исследований психолого-педагогической науки, не имеет должного теоретико-методологического и методического обоснования системы подготовки кадров.
2. Недостаточно учитываются потенциал СПО и усиление ориентации на соответствие региональным условиям и потребностям, вариативность и гибкость образовательных программ, диверсификацию средних специальных учебных заведений с учетом многопрофильно-сти, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями системы профессионального образования. А эти аспекты в наших организациях уже практически разработаны и готовы к реализации.
3. Не в полной мере учитывается повышение роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
4. Качество подготовки специалистов не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям.
5. Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед руководителями и педагогическими коллективами организаций СПО, является орга-
низация свободного времени студентов, его наполнение развивающими видами деятельности.
6. Не в полной мере в системе СПО удовлетворяются растущий спрос общества на рабочие профессии, рождаемые научно-техническим прогрессом, и возрастающие требования к качеству подготовки таких специалистов
7. Наблюдается низкий уровень сформиро-ванности системы прогнозирования ситуации на рынке труда и потребности региона в кадрах.
Следствием нерешенности названных проблем является обострение вопросов, связанных с недостаточно качественной подготовкой выпускников организаций СПО для работы на производствах, недостатком квалифицированных специалистов и рабочих кадров, недостаточной эффективностью их обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
Основными причинами данных проблем мы видим следующие.
В условиях недостаточной интеграции высшей школы и среднего профессионального образования в практике СПО слабо используются достижения психолого-педагогической науки, теории и методики профессионального образования для организации образовательной деятельности колледжей и техникумов, для придания этой деятельности инновационного характера. Отмечается недостаточный уровень обеспечения образовательного процесса современной учебной, методической и дидактической литературой и современными средства образования [1; 5; 9].
При наличии необходимости расширения комплекса образовательных услуг существует недостаток технологий и методик дополнительного и компенсирующего профессионального образования.
Исследователями и практиками констатируется низкий уровень осознанности выбора профессиональной деятельности и рабочих мест, негативно влияющий на трудоустройство выпускников организаций СПО.
Также отмечается недостаточный уровень социальной адаптированности студентов и рост числа студентов, остро нуждающихся в социально-педагогической и психологической защите, адаптации к условиям обучения в колледже и реабилитации.
Фиксируется отсутствие эффективной системы целенаправленной подготовки педагогов для организаций среднего профессионального образования, недостаток в них педагогов высшей квалификации, педагогов с учеными степенями. Отмечается достаточно частая смена
педагогических кадров по социально-экономическим причинам (текучесть кадров).
При этом повсеместно утверждается, что существующее бюджетное финансирование образовательной деятельности организаций СПО является недостаточным и отсутствуют стабильные источники внебюджетного финансирования. Этим определяется недостаточный уровень материального стимулирования инновационной деятельности работников.
Решение обозначенных проблем в процессе реализации программы развития организации СПО должно строиться с учетом требований ФГОС, учебных планов и программ обучения, исходя из принципов:
- усиления практической направленности учебного материала и опоры на жизненный опыт студентов;
- учета индивидуальных и возрастных особенностей студентов;
- единства и непрерывности образовательного процесса и инновационной деятельности колледжа.
Представленные положения позволяют нам определить основное содержание концепции программы развития колледжа или техникума.
Исходное положение концепции. Среднее профессиональное образование — важная составная часть российского образования. Оно функционирует и развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребность личности в приобретении профессиональной квалификации специалиста среднего звена, а также потребности общества и государства в получении таких специалистов. Современный этап развития средней профессиональной школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования.
Цель: определение комплекса мер и механизмов управления процессом подготовки конкурентоспособных выпускников колледжа или техникума по всем направлениям и профилям подготовки путем создания условий для доступного качественного среднего профессионального образования и самореализации всех участников образовательного процесса.
Главная системообразующая идея программы развития заключается в реализации лично стно ориентированного, практико-ори-ентированного, акмеологического и системно-технологического подходов в процессе образования студентов на уровне СПО.
Рассматривать реализацию этих подходов к образованию студентов мы должны с нескольких позиций:
- с позиции студентов — создание оптимальных условий для обучения, воспитания, развития каждого студента в соответствии с их индивидуальными задатками, способностями, склонностями, образовательными потребностями, особенностями сформированности сущностных сфер;
- с позиции родителей — удовлетворение социального заказа, ожиданий родителей по организации и результативности личностно ориентированного образования на всех уровнях школы;
- с позиции общества, рынка труда — формирование социально значимых жизненных ценностей, личностных, профессиональных качеств обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций выпускников организаций СПО в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;
- с позиции образовательной организации — создание целостной системы непрерывного образования, обеспечивающей каждому участнику образовательного процесса условия для саморазвития и самореализации.
С учетом представленных концептуальных положений можно назвать направления развития среднего профессионального образования, которые необходимо отразить в программе развития, это:
- разработка и внедрение актуальных стандартов среднего общего образования в рамках получения среднего профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом социальных процессов, ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;
- создание условий для повышения доступности и качества среднего профессионального образования;
- поддержка дополнительного образования как сектора среднего профессионального образования;
- организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;
- расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования;
- переход к подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в со-
ответствии с ФГОС ТОП-50 и актуализированными ФГОС.
Обобщая представленные направления развития, мы делаем следующий вывод.
С помощью программы развития в современной образовательной организации СПО должен быть внедрен такой механизм формирования контингента обучающихся и реализации процесса подготовки специалистов, который бы мог обеспечить полное возмещение затрат на договорной основе, качество формирования общих и профессиональных компетенций и гарантированное трудоустройство выпускников, учитывал бы потребности региона в трудовых
ресурсах, условия согласования с центром занятости населения и наличие договоров с работодателями.
Открытие новых специальностей при этом может осуществляться только при наличии конкретного заказчика и заключения центра занятости. Контрольные цифры приема (КЦП) по ним также определяются и подписываются только при наличии договоров с работодателями и при согласовании с центром занятости. Это, конечно, повлечет за собой внесение в лицензию новых специальностей, профессий, разработку и реализацию соответствующих образовательных программ. Но от таких изменений никуда не уйти.
Библиографический список
1. Башарина, О. В. Теоретические основы проблемы кадрового обеспечения региональной экономики [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 20-28.
2. Краснопевцева, И. В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы [Текст] / И. В. Краснопевцева // Вестник ННГУ. — 2013. — № 31. — С. 315-321.
3. Тубер, И. И. Реализация ФГОС по ТОП-50 — стратегия взаимодействия [Текст] / И. И. Ту-бер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 29-33.
4. Беликов, В. А. Личностные аспекты формирования общекультурных компетенций студентов в процессе практико-ориентированного образования [Текст] / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, В. М. Тучин, И. С. Николаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 96-101.
5. Беликов, В. А. Дидактика практико-ориентированного образования [Текст] : моногр. / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, А. С. Валеев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 250 с.
6. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. — 352 с.
7. Вазина, К. Я. Инновационное образование — вызов времени [Текст] / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров. — Н. Новгород : ВГИПУ, 2007. — 152 с.
8. Гнатышина, Е. А. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей [Текст] : моногр. / Е. А. Гнатышина, С. Н. Бабина, М. Д. Даммер. — Челябинск : ООО «Край Ра», 2013. — 183 с.
9. Алексеева, Н. Г. Дидактическое обеспечение качества среднего профессионального образования в условиях формирования многоуровневого образовательного пространства [Текст] / Н. Г. Алексеева, С. В. Зотова // Сб. статей ЧелИРПО. — Челябинск, 2005. — С. 104-110.
For citation: Belikov, V. A. Assessment of the status and formation of SVE organization development program taking into account the factors and tendencies of changing the external socio-economic environment [Text] / V. A. Belikov, O. Yu. Leushkanova, V. M. Tuchin, O. A. Pundikova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 12-18.
ASSESSMENT OF THE STATUS AND FORMATION OF SVE ORGANIZATION DEVELOPMENT PROGRAM TAKING INTO ACCOUNT THE FACTORS AND TENDENCIES OF CHANGING THE EXTERNAL SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT
V. A. Belikov, O. Yu. Leushkanova, V. M. Tuchin, O. A. Pundikova
The article deals with the conceptual issues of the development programs of educational organizations SVE. The main problems of modern secondary vocational education are determined. Their
causes and some ways of their solution, which are presented in the content of the development programs of educational institutions, are identified.
Key words: program for the development of SVE organizations, factors of relevance of development programs, conceptual foundations of programs for developing SVE organizations.
References
1. Basharina O. V. Teoreticheskie osnovy problemy kadrovogo obespechenija regional'noj jekonomiki. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, no. 2 (18), pp. 20-28. (In Russian)
2. Krasnopevceva I. V. Professional'nyj disbalans rynka truda kvalificirovannoj rabochej sily. Vestnik NNGU, 2013, no 31, pp. 315-321. (In Russian)
3. Tuber I. I., Krashakova T. Ju. Realizacija FGOS po TOP-50 — strategija vzaimodejstvija. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, no. 2 (18), pp. 29-33. (In Russian)
4. Belikov V. A., Romanov P. Ju., Tuchin V. M., Nikolaeva I. S. Lichnostnye aspekty formirovanija obshhekul'turnyh kompetencij studentov v processe praktiko-orientirovannogo obrazovanija. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2018, no. 2 (18), pp. 96-101. (In Russian)
5. Belikov V. A., Romanov P. Ju., Valeev A. S. Didaktika praktiko-orientirovannogo obrazovanija. Moskva: INFRA-M, 2018, 250 p. (In Russian)
6. Bondarevskaja E. V. Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija. Rostov n/D: Izd-vo Rost. ped. un-ta, 2000, 352 p. (In Russian)
7. Vazina K. Ja., Petrov Ju. N. Innovacionnoe obrazovanie — vyzov vremeni. N. Novgorod: VGIPU, 2007, 152 p.
8. Gnatyshina E. A., Babina S. N., Dammer M. D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke bu-dushhih uchitelej. Cheljabinsk: OOO «Kraj Ra», 2013, 183 p. (In Russian)
9. Alekseeva N. G., Zotova S. V. Didakticheskoe obespechenie kachestva srednego professional'nogo obrazovanija v uslovijah formirovanija mnogourovnevogo obrazovatel'nogo pros-transtva. Sb. statej ChelIRPO, 2005, pp. 104-110. (In Russian)
Беликов Владимир Александрович, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Леушканова Ольга Юрьевна, директор ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Тучин Виктор Михайлович, директор ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
Пундикова Ольга Алексеевна, директор ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Belikov V. A., doctor of pedagogical sciences, professor, South Ural state university of humanities and education, Chelyabinsk, e-mail: belickov. [email protected]
Leushkanova O. Yu., candidate of pedagogical sciences, director, Magnitogorsk pedagogical college, e-mail: [email protected]
Tuchin V. M., director, South Ural energy college, e-mail: [email protected]
Pundikova O. A., director Magnitogorsk technological college, e-mail: [email protected]