УДК 336.027 ]Е1_ Е61
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ*
ПОГОДИНА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА,
доктор экономических наук, профессор Департамента «Менеджмент»,
Финансовый университет, Москва, Россия
КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
кандидат технических наук, заместитель директора Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
АБДИКЕЕВ НИЯЗ МУСТЯКИМОВИЧ,
доктор технических наук, профессор, директор Института промышленной политики и институционального развития, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
АННОТАЦИЯ
В современных условиях одной из составляющих обеспечения устойчивого развития экономики России и ее регионов является внедрение инновационных моделей хозяйствования, одна из которых - создание кластеров. Кластерный подход получил широкое распространение в 80-х годах XX в. Инновационное развитие и понимание важности развития экономики на региональном уровне позволили применить к этим задачам кластерную теорию. В настоящее время кластерный подход рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных инструментов развития национальных и региональных экономик. Именно такой путь позволит стране сохранить отечественное производство и стимулировать развитие предпринимательства в регионах. Несмотря на то что бюджетное финансирование развития промышленного потенциала страны характеризуется относительно высокими показателями, его недостаточно для одновременной реализации многих масштабных проектов, в том числе создания инновационных территориальных кластеров и обеспечения высоких темпов экономического развития страны и отдельных регионов. В статье рассмотрены вопросы применения кластерного подхода для активизации инновационного развития регионов, направления построения системы управления кластером и организационно-финансовые механизмы развития кластера. Анализ российского опыта использования финансово-экономических механизмов создания и развития инновационных территориальных кластеров позволил выявить основные тенденции в применении таких механизмов, оценить их эффективность и наметить возможные направления совершенствования.
Ключевые слова: инновационный территориальный кластер; центр кластерного развития; финансово-экономические механизмы кластерного развития; организационный механизм финансового обеспечения кластеров.
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных по государственному заданию Финансового университета в 2014 г. по теме «Финансово-экономические механизмы создания инновационных территориальных кластеров».
FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS
FOR CREATION OF INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS*
POGODINA T.V.
ScD (Economics), full professor of the Management Department, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
KUZNETSOV N.V.
PhD (Engineering), deputy director of the Institute for Economic Policy and Economic Security,
Financial University, Moscow, Russia
ABDIKEYEV N.M.
ScD (Engineering), full professor, director of the Institute for Industrial Policy and Institutional Development,
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
Nowadays, the introduction of innovative business models is a factor of sustainable development of the Russian economy and its regions. One of such models is creation of clusters. The cluster approach came into widespread use in the 80s of the last century. The innovative development and understanding of the importance of the economy at the regional level made it possible to apply the cluster theory to these problems. At present, the cluster approach is regarded as one of the most effective tools for the development of national and regional economies. This is the way to allow the country to maintain the domestic industry and promote the development of entrepreneurship in the regions.
Although the budget funding of the country's industrial potential is characterized by relatively high indices it is not sufficient for the concurrent implementation of many large-scale projects, including the creation of innovative regional clusters and ensuring high rates of economic development of the country and individual regions. The paper discusses the use of the cluster approach to boost the innovative development of the region, methods for building a cluster management system, organizational and financial mechanisms for the development of a cluster. The analysis of the Russian experience in the use of innovative financial and economic mechanisms for creation and development of regional clusters made it possible to identify the main trends in the application of such mechanisms, evaluate their effectiveness and outline possible areas of improvement.
Keywords: innovative regional cluster; cluster development center; financial and economic mechanisms of cluster development; institutional mechanism for financial support of clusters.
В условиях современной глобализации особенно актуальным является вопрос повышения конкурентоспособности России и ее субъектов. Устойчивость развития регионов в стране может быть достигнута за счет объединения, интеграции и локализации предприятий и организаций, которые занимают прочные позиции на отечественном и международном рынках и способны создавать в регионах конкурентоспособные
и развивающиеся экономические системы. Ведущая роль в реализации вышеназванной задачи принадлежит инновационным территориальным кластерам.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [см. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-эконо-
* This paper is based on the results of the research carried out under the state assignment of Financial University in 2014 on the subject "Financial and Economic Mechanisms for Creation of Innovative Regional Clusters".
мического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями)] предусматривает создание сети территориально-производственных и инновационных высокотехнологичных кластеров, реализующих конкурентоспособный потенциал территорий и обеспечивающих приток инвестиций в экономику региона. Таким образом, именно регионы становятся основой экономики страны, а кластеры — основой экономики регионов.
По определению Минэкономразвития России (МЭР), под инновационным территориальным кластером (ИТК) понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
• объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
• механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Таким образом, в соответствии с определением МЭР ИТК представляет собой интегрированную структуру, объединяющую промышленные предприятия, которые связаны между собой производственно и технологически, а также научно-исследовательские и образовательные организации, внедренческие и сервисные структуры, расположенные в территориальной близости друг от друга и находящиеся в функциональной зависимости в сфере производства и реализации. Ядро ИТК, как правило, образуют крупные предприятия нескольких отраслей (например, добывающей и перерабатывающей), связанные единой технологической цепочкой. Около каждого из предприятий формируется группа малых производственных и внедренческих фирм, поддерживающих различные стадии инновационного и производственного процессов. Значительную роль в повышении эффективности функционирования кластера может сыграть отраслевой (или межотраслевой) технопарк, выступающий в качестве интеграционного механизма инновационных процессов в кластере, а также как форма инфраструктуры инновационного развития.
Следует подчеркнуть, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.
В настоящее время в ИТК основное внимание должно уделяться развитию так называемых региональных инновационных систем — «технологических коридоров», в которых создаются возможности для управления всем инновационным циклом, начиная от идеи и заканчивая ее внедрением в практику. Новый уровень взаимоотношений между регионами и усовершенствованные подходы к оценке их потенциала должны определяться экономическими параметрами развития инновационных территориальных кластеров, которые создают основу для рационального использования производственных, технологических, трудовых ресурсов как отдельных территорий, так и государства.
В Российской Федерации существуют, по крайней мере, два направления реализации кластерной политики — в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства (ПСМП) и создания ИТК, в которых сформировались соответствующие структуры управления, отличающиеся составом участников и их функциями (рис. 1).
Система управления ИТК включает три уровня, причем функции этих уровней могут пересекаться. К первому уровню относятся министерства, агентства, комиссии федерального уровня (МЭР, Комиссия по технологическому развитию и др.), федеральные институты развития (группа Внешэкономбанка, ОАО «Российская венчурная компания»), осуществляющие косвенное управление кластерами на всей территории Российской Федерации. Второй уровень включает исполнительные органы власти субъектов Федерации, крупные компании с государственным участием, Центры кластерного развития (ЦКР) регионов. В третий уровень входят органы управления кластером — управляющая компания, организация-координатор, совет кластера и др. Деятельность той или иной организации определяет интенсивность участия уровня в управлении кластером.
Также создан другой механизм управления кластерами, реализуемый через ЦКР. В его состав
Федеральный уровень
конкурсный отбор ИТК
кластер
субсидии на поддержку МСП
с N
Регион
заявка на создание ЦКР
/ ГЦКР") /Л \
С V ) ( кластер У
Рис. 1. Схема управления кластером
Источник: составлено авторами.
входит исполнительное звено в лице управляющего директора, секретариата кластера, к полномочиям которого относятся вопросы формирования рабочих групп, разработки планов и программ развития кластера, формирование и управление бюджетом кластера, информационное обеспечение. Вопросы стратегического развития относятся к компетенциям общего собрания членов кластера и его «отраслевым» направлениям (научный, технический советы и др.) при участии регионального ЦКР. Задачи функционирования ЦКР определяют его участие в прямом управлении кластером по следующим вопросам:
• разработка проектов развития территориальных кластеров и инвестиционных программ;
• разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц.
В России на данный момент формируется организационный механизм финансовой поддержки инновационных кластеров, который представляет собой совокупность организационных форм, методов и инструментов, способных оптимизировать финансовую структуру ИТК. Однако этого недостаточно. В современных условиях требуется комплексный подход к решению проблем становления и развития ИТК, включающий развитие финансово-экономических механизмов кластерного развития. Вопросу трактовки понятия «финансово-
экономический механизм» (ФЭМ) посвящен целый ряд научных работ. При этом авторы рассматривают это понятие с различных точек зрения:
• задачи управления (А.В. Игнатьева, М.М. Мак-симцов) [1];
• формирования и реализации стратегии развития (В. А. Горемыкин) [2];
• финансового обеспечения (М.Н. Крейнина) [3].
В статье мы обобщили вышеуказанные мнения
и приняли следующее определение: «финансово-экономический механизм — это система правовых норм, организационных приемов, экономических отношений и финансовых методов стимулирования, направленных на создание условий для формирования и развития в регионе ИТК».
Изучим опыт формирования и использования данных механизмов в России. К основным инструментам финансовой поддержки кластеров, используемых в российской практике, относятся: межбюджетные субсидии, федеральные целевые программы и государственные программы, деятельность госкомпаний и институтов развития (ОАО «Роснано», группа Внешэкономбанка, ОАО «Российская венчурная компания», «Сколково» и др.), налоговые льготы (табл. 1).
В перспективе главным инструментом государства в сфере активизации научно-производственной деятельности в кластерах должно стать финансирование комплексных программ развития ИТК [4]. Финансовый механизм организации ИТК включает финансирование кластеров в МЭР на стадии формирования, от частных инвесторов, через инфраструктурные программы, а также финансирование в рамках федеральных целевых программ от отраслевых министерств.
Под программой развития кластера понимается совокупность кластерных проектов, объединенных общей стратегией. Суть подхода заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам, объединяющим прежде всего бизнес (крупный и мелкий), научные и образовательные учреждения. Такие программы совместного развития могут сочетать как инфраструктурные проекты, так и проекты, направленные на развитие инновационного взаимодействия субъектов в кластере. Государство устанавливает ряд приоритетов и критериев для отбора программ развития кластера. Такой инструмент кластерной политики позволяет выбрать наиболее перспективные для финансирования
Таблица 1
Инструменты и механизмы кластерного развития
Составляющие механизма Формы, методы и инструменты создания и развития инновационных кластеров
Управленческие Организация совета и секретариата кластера, интеграция цепочки посредством приглашения компании-интегратора и поставщиков, формирование программ переобучения и переподготовки инновационных кадров, системы сертификации и стандартизации продукции; развитие брендинга
Производственные Подготовка производственных площадок - парков поставщиков, индустриальных парков; система субконтрактинга; система логистики и территориального планирования; содействие формированию специализированных предприятий; содействие технологическому перевооружению предприятий
Коммуникационные Вхождение в инновационные сети; проведение «конференции поставщиков»; поддержка развития сетей передачи знаний и технологий; развитие межрегионального и международного обмена инновациями
Финансовые Работа с кредитными учреждениями и специальными фондами; венчурное финансирование; государственное финансирование; субсидирование инновационных проектов
Исследовательские Организация центров превосходства, ЦКР; научная кооперация; инкубация инновационных компаний;передача технологий
кластеры с точки зрения влияния на экономику, потенциальной конкурентоспособности, показателей инвестиционной привлекательности и др.
Однако прямое финансирование кластеров за счет федеральных средств составляет незначительную часть в их бюджете. Сама идеология кластера подразумевает, что его функции нужны в первую очередь компаниям-участникам, поэтому производственная деятельность в кластере преимущественно финансируется бизнесом, заинтересованным в его развитии. Государство в основном инициирует организацию кластера. Прямого финансирования государством малого и среднего бизнеса в рамках кластерных программ не предусмотрено. Однако создание кластера для таких предприятий имеет благоприятные последствия. Во-первых, региональные власти могут перераспределить часть средств, поступающих им по программе поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, на нужды кластера, так как необходимость его формирования уже подтверждена на федеральном уровне. Во-вторых, средства государственной субсидии будут расходоваться в первую очередь на развитие инфраструктуры, которой смогут пользоваться все участники кластера. В-третьих, участникам кластера, в том числе малым и средним предприятиям, будет проще взаимодействовать с крупнейши-
ми государственными компаниями и институтами развития.
При реализации проектов в кластерах финансовые ресурсы, которые государство направляет на поддержку промышленности, должны расходоваться по определенной системе. Если раньше эти средства тратились точечно и их вложение не давало желаемого экономического эффекта, то в настоящее время Минпромторг России оценивает эффективность вложенных средств прежде всего в виде формирования стабильного потока налоговых поступлений в бюджет. Рациональность подобного подхода доказывает функционирование промышленных кластеров в Ульяновской и Калужской областях, где средства вкладываются в создание условий для развития кластеров, в инфраструктуру, и здесь наблюдается реальная отдача в виде роста налоговых платежей.
Средства предполагается выделять как на инфраструктурные проекты (транспорт, энергетика, жилье и т. д.), так и на развитие здравоохранения, культуры, образования, спорта. Субсидии можно будет направить и на выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, а также на подготовку и повышение квалификации кадров. Основное условие: мероприятия и проекты, на которые выделяются деньги, должны способствовать повышению конкурентоспособности организаций — участни-
ков кластера и качества жизни на его территории. При распределении субсидий Минэкономразвития России будет рассматривать в первую очередь проекты, связанные с развитием инновационной и образовательной инфраструктуры, а также проекты по проведению прикладных исследований и разработок. Хотя кластеры могут расходовать средства и на другие цели, в том числе на развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
С 2010 г. регионам предоставляются субсидии на организацию ЦКР. В 2011 г. была принята Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года. В 2012 г. на основе конкурса отбираются пилотные ИТК. На конкурс поступило 94 заявки из разных регионов России, которые рассматривались экспертами — представителями федеральных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций, а также крупных компаний.
В результате конкурсных процедур был сформирован перечень ИТК, в который вошли 25 кластеров, 14 из них было решено поддержать, в том числе предоставив субсидии из федерального бюджета (см. табл. 2). Результаты конкурса показали, что регионы с относительно развитой инновационной системой лидируют по внедрению новых форм поддержки инноваций. Это подтверждается и тем, что 19 из 25 выделенных в 2012 г. пилотных ИТК находятся в регионах, занимающих первые места в рейтинге инновационного развития субъектов РФ.
Однако существующая российская практика не лишена недостатков:
• как основа кластеров рассматривается практически уже существующая научная и производственная база, без привлечения новосозданных малых и средних высокотехнологичных предприятий, что в целом снижает инновационный потенциал экономики (исключением является кластер в Зеленограде, где к партнерству с государством подключено значительное количество 1Т-фирм);
• в качестве государственной поддержки рассматриваются только прямое финансирование и предоставление налоговых льгот, что, по нашему убеждению, снижает мотивацию предприятий к инновационному развитию (в значительной мере это подтверждается низкой эффективностью функционирования проекта «Сколково»).
Эти недостатки проявляют себя в неравномерности становления кластеров, что и без того усугубляет дифференциацию в социально-экономическом развитии территорий Российской Федерации.
К реализации программ развития ИТК привлечены государственные институты развития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Роснано», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). В деятельности пилотных кластеров планируется участие крупных компаний с государственной долей, выполняющих программы инновационного развития [5, с. 24-30].
Таблица 2
Инновационные территориальные кластеры Российской Федерации
Федеральный округ Инновационный территориальный кластер Расположение
Центральный. Общее число ИТК = 6 Кластер «Зеленоград» г. Москва
Новые материалы, лазерные и радиационные технологии Московская область, г. Троицк
Биотехнологический инновационный территориальный кластер «Пущино» Московская область, г. Пущино
Инновационный территориальный кластер ядерно-физических и нанотехнологий Московская область, г. Дубна
Кластер «Физтех XXI» Московская область, г. Долгопрудный, г. Химки
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужская область
Окончание табл. 2
Федеральный округ Инновационный территориальный кластер Расположение
Северо-Западный. Общее число ИТК = 3 Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Ленинградская область, г. Санкт-Петербург
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Ленинградская область, г. Санкт-Петербург
Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельская область
Приволжский. Общее число ИТК = 9 Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии Нижегородская область
Саровский инновационный кластер Нижегородская область
Нефтехимический территориальный кластер Республика Башкортостан
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением Республика Мордовия
Камский инновационный территориально-производственный кластер Республика Татарстан
Аэрокосмический кластер Самарская область
Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» Ульяновская область
Ядерно-инновационный кластер города Димитровграда Ульяновская область
Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения технополис «Новый звездный» Пермский край
Сибирский. Общее число ИТК = 5 Биофармацевтический кластер Алтайский край
ИТК «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» Кемеровская область
Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорска Красноярский край
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирская область
Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томская область
Уральский. Общее число ИТК = 1 Титановый кластер Свердловская область
Дальневосточный. Общее число ИТК = 1 Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровский край
Южный Нет
Северокавказский Нет
В 2013 г. субъекты РФ запрашивали на софи-нансирование внутрикластерных проектов более 1,9 млрд руб., что превысило объем субсидий (1,3 млрд руб.) в федеральном бюджете на 2013 г.
[6]. В 11 из 13 заявок регионов средства запрашивались на развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры. Это Калужская область, Красноярский край, Москва, Московская
область (Дубна), Московская область (Пущино), Московская область («Физтех XXI»), Нижегородская и Новосибирская области, Республика Мордовия, Самарская и Томская области.
Следующий приоритет — обеспечение деятельности специализированной организации развития кластера. На эти цели средства запросили 10 регионов: Калужская область, Красноярский край, Москва, Нижегородская и Новосибирская области, Республики Мордовия и Татарстан, Самарская, Томская и Ульяновская области.
Запрос на финансирование профессиональной переподготовки, повышения квалификации и проведения стажировок работников организаций запросили два кластера Московской области — в Дубне и Пущино. А вот проект по развитию объектов инженерной и социальной инфраструктуры содержится в заявке только Ульяновской области.
Отметим, что ряд проектов, предлагаемых для софинансирования, имеет комплексный характер и не ограничивается рамками предложенных направлений, поскольку включает закупку оборудования, проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, оплату услуг сторонних организаций и др. [5].
Кластеры, включенные в перечень, характеризуются различными моделями территориальной организации и соотношениями научно-технической и производственной деятельности. С точки зрения территориальной организации представлены как модели развития кластеров в четко очерченных территориальных границах, практически совпадающих с границами муниципальных образований (Троицк, Саров, Железногорск), так и модели, объединяющие предприятия, научные и образовательные организации в рамках сетевых структур крупных агломераций (Санкт-Петербург, Томская и Новосибирская области). Ведущая роль крупного промышленного производства характерна для кластерных программ Республик Башкортостан и Татарстан, Хабаровского края, Нижегородской и Архангельской областей. Программы развития кластеров Обнинска, Пущино, Димитровграда, Троицка характеризуются ориентацией на использование научно-технического потенциала расположенных на их территориях научных и образовательных организаций.
В 2014 г. объем финансирования ИТК из федерального бюджета увеличивается почти вдвое — до 2,5 млрд руб. по сравнению с 2013 г. Меняется и соотношение софинансирования кластеров
из федерального и регионального бюджетов. С 2014 г. все пилотные инновационные кластеры имеют право на получение федеральных субсидий. Однако приоритет в распределении финансирования отдан кластерам первой группы (14 кластеров): на их развитие может быть направлено до % общего объема федеральных субсидий.
В целях оценки потенциала регионов был проведен анализ сильных и слабых сторон федеральных округов РФ по созданию ИТК. Проведенный анализ за период 1990-2012 гг. показал, что в большинстве федеральных округов наблюдаются высокие или достаточные обеспеченность и эффективность использования материально-технических и трудовых факторов, информационных ресурсов, достаточные инвестиционные потенциал и активность. Однако одновременно наблюдается недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами и инновационными технологиями.
Исследуем взаимосвязь обеспеченности факторами (ресурсами) с числом созданных ИТК. Для этого сформируем матрицу, в которой по вертикали будем отражать степень обеспеченности ресурсами (абсолютная / достаточная / недостаточная), а по горизонтали — число созданных в регионе ИТК (высокое/среднее/низкое) (рис. 2).
Таким образом, из 9 квадрантов заполненными оказались 5. При этом по степени сбалансированности между обеспеченностью факторами и числом созданных инновационных территориальных кластеров можно выделить следующие группы регионов.
• Группа с наиболее эффективными финансово-экономическими механизмами по созданию инновационных территориальных кластеров. К данной группе можно отнести Центральный и Приволжский федеральные округа, и здесь целесообразно осуществлять развитие финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров с опорой на косвенное регулирование.
• Группа со средней эффективностью финансово-экономических механизмов по созданию территориальных инновационных кластеров, в которую включены Северо-Западный и Сибирский федеральные округа. Здесь целесообразно активно использовать как прямое, так и косвенное регулирование.
• Группа с неэффективными финансово-экономическими механизмами по созданию инно-
Обеспеченность факторами (ресурсами) Число созданных территориальных инновационных кластеров
Высокое Среднее Низкое
Абсолютная 1)- 2) СЗ.ФО...^ 3)-
Достаточная 4) ЦФО ПФО 5)- 6) ДВФО, ЮФО, УФО,
Недостаточная 7)- ♦ 8) СФО * 9) СКФО
Рис. 2. Матрица оценки эффективности финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров в федеральных округах Российской Федерации
Источник: составлено авторами.
вационных территориальных кластеров. Сюда включается наибольшее количество федеральных округов — Дальневосточный, Южный, Ураль -ский и Северо-Кавказский. Для стимулирования процессов по созданию территориальных кластеров целесообразно использовать прямое регулирование с параллельным внедрением финансово-экономических механизмов косвенного регулирования.
Указанная группировка регионов позволит проводить более «точечное» использование ФЭМ для стимулирования создания ИТК. Исследуем основные ФЭМ, используемые и планируемые к использованию на федеральном уровне при становлении и развитии ИТК в России (рис. 3).
Можно отметить, что ФЭМ, применяемые и планируемые к использованию на федеральном уровне, ориентированы на поддержку отраслей и производств федерального значения. Однако региональные власти заинтересованы в развитии и других отраслей экономики путем создания кластеров регионального значения. Существует значительное количество документов, регулирующих данную сферу, в том числе региональные законы, стратегии развития и распоряжения. Во многих субъектах Российской Федерации осуществляется государственная поддержка с использованием ФЭМ, представленных на рис. 4.
Проводя параллель между ФЭМ федерального и регионального уровня, можно заметить, что
Рис. 3. Финансово-экономические механизмы федерального уровня по развитию инновационных
территориальных кластеров в России
Источник: составлено авторами.
Рис. 4. Финансово-экономические механизмы, используемые в субъектах Российской Федерации при формировании инновационных территориальных кластеров
Источник: составлено авторами.
они во многом носят несистемный характер и дублируют друг друга. Это существенный недостаток используемых финансово-экономических механизмов становления и развития инновационных территориальных кластеров. Для обеспечения синергетического эффекта целесообразно перестроить существующий финансово-экономический инструментарий становления ИТК в направлении развития системного, комплексного подхода, т.е. обеспечения единства федеральных и региональных финансово-экономических механизмов. Формирование целостной системы финансово-экономических механизмов создания и развития инновационных территориальных кластеров должно включать следующие приоритетные принципы, которые в настоящее время не нашли должного отражения в российской практике:
• принцип разделения зон ответственности федеральных и региональных органов власти;
• принцип приоритетности стратегических целей;
• принцип дополняемости федерального инструментария адекватными региональными финансово-экономическими механизмами;
• принцип равного учета региональных и федеральных интересов.
Следует отметить, что, несмотря на их теоретическую проработанность, большая часть кластерных инициатив остается практически нереализованной, не получая необходимой поддержки [7, с. 80-88]. Поскольку уровень дифференциации в становлении и развитии инновационных территориальных кластеров значителен, а федеральные финансово-экономические механизмы практически не варьируются в зависимости от регионов, то, следовательно, основной акцент должен быть сделан на совершенствовании прежде всего региональных ФЭМ. Очень важно, чтобы процессы становления и развития ИТК распространялись вглубь России, охватывая не только крупные, но и средние, малые города. Без решения этой задачи очередная попытка инноватизации российской экономики окажется неэффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатьева А. В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
2. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия. М.: Альфа-Пресс, 2009.
3. КрейнинаМ.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и Сервис, 2010.
4. Тиньгаев А. М. Формирование организационно-финансового механизма функционирования инновационных кластеров. [Электронный ресурс] URL: http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/tingaev_a_m_.pdf.
5. Погодина Т. В., Задорова Т. В. Оценка инвестиционного потенциала кластеров // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 24. С. 24-30.
6. Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс] URL: http://cluster.hse.ru.
7. Каплина А. В. Финансовая составляющая процесса управления кластерными инициативами в системе региональной экономики // Финансовые исследования. 2013. № 4 (41). С. 80-88.
REFERENCES
1. Ignatiev A. V,MaksimtsovM.M. Issledovanie sistem upravlenija [Research of control systems]. Moscow, YUNITI-DANA, 2010 (in Russian).
2. Goremykin V.A. Jekonomicheskaja strategija [Economic strategy]. Moscow, Alpha-Press, 2009 (in Russian).
3. KreininaM.N. Finansovyj menedzhment [Financial management]. Moscow, Business and Service, 2010 (in Russian).
4. TingaevA.M. Formirovanie organizacionno-finansovogo mehanizma funkcionirovanija innovacionnyh klasterov [Formation of the organizational-financial mechanism of functioning of innovative clusters]. Available at: http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/tingaev_a_m_.pdf (in Russian).
5. Pogodina T. V, Zadorova T. V. Ocenka investicionnogo potenciala klasterov [Assessment of the investment potential of clusters]. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 24, pp. 24-30.
6. Rossijskaja klasternaja observatorija [Russian cluster Observatory]. Available at: http://cluster.hse.ru (in Russian).
7. Kaplina A. V. Finansovaja sostavljajushhaja processa upravlenija klasternymi iniciativami v sisteme regional'noj jekonomiki [The Financial component of the management of cluster initiatives in the regional economy]. Finansovye issledovanija — Financial research, 2013, no. 4 (41), pp. 80-88 (in Russian).
Кластеры - участники проекта Минэкономразвития
19 октября 2016 г. статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ О. Фомичев провел очередное заседание Совета приоритетного проекта Министерства экономического развития России «Развитие инновационных кластеров — лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Для участия в конкурсе в министерство поступило 22 заявки. В ходе работы по отбору кластеров они были рассмотрены экспертами и по ним были подготовлены заключения. Кроме того, прошли очные защиты заявок кластеров.
На состоявшемся заседании был утвержден перечень кластеров, рекомендуемых к включению в число участников проекта Минэкономразвития. Участники заседания отобрали 11 кластеров из 11 субъектов РФ, которым будет обеспечено содействие в использовании различных мер поддержки со стороны министерства, других ведомств и институтов развития для обеспечения ими опережающих темпов роста на основе достижения мирового уровня инвестиционной привлекательности, развития механизмов поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. При этом 10 из 11 регионов являются активными участниками Ассоциации инновационных регионов России.
Источник: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/2016191004