Научная статья на тему 'Направления и механизмы реализации кластерной политики в регионе'

Направления и механизмы реализации кластерной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ / REGIONAL CLUSTER / ECONOMIC POTENTIAL / FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISM OF REALIZATION OF A REGIONAL CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина Татьяна Витальевна

В статье рассмотрены подходы, модели методы и инструменты по созданию и развитию территориальных кластеров, выявлены факторы, оказывающие влияние на инновационную активность в регионах. Возможности создания строительного кластера в регионах Российской Федерации. Цель работы заключается в определении концептуального подхода к созданию и развитию территориальных кластеров на основе ключевых факторов инновационного развития регионов. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. Исследование фундаментальной роли инноваций, информации и знания в социально-экономических системах опирается на работы Д. Белла, П. Друкера, М. Кастельса, М. Поланьи, Ж. Сапира, Л. Туроу, Ф. фон Хайека и др. В этом направлении использовались также работы Ф. Броделя, Н.Кондратьева, С.Кузнеца, П.Сорокина, Е. Марковой, Г. Менша, Й. Шумпетера, где заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития социально-экономических систем. Предложен финансово-экономический механизм реализации региональной кластерной политики, который представляет собой совокупность цели, принципов, моделей, направлений, методов и инструментов В качестве ключевых инструментов кластерного развития выделены формирование государственного заказа, развития формирование программ развития технопарков и бизнес-инкубаторов, становление центров «трансфера « технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY IN A REGION

The article describes the approaches, methods, models and tools for the creation and development of regional clusters; identifies factors influencing the innovation activity in regions. The author analyzes the ability to create a building cluster in the regions of the Russian Federation. The aim of the work is to define a conceptual approach to the creation and development of regional clusters on the basis of the key factors in the innovative development of regions. The work is based on the concept of systematic analysis and on the works of leading domestic and foreign economists in the field of regional economics. Investigation of a fundamental role of innovations, information and knowledge in social and economic systems is based on works of D. Bell, P. Drucker, M. Castells, M. Polanyi, J. Sapir, L. Thurow, F. von Hayek and others. In this direction the works of other authors have also been used, among them are: F. Braudel, N. Kondratyev, S. Kuznets, P. Sorokin, E. Markova, G. Mensch, J. Schumpeter. In their works the foundations of the theory of innovations in the rhythm of cyclical-genetic regularities of socio-economic systems are laid. A financial and economic mechanism of realization of a regional cluster policy, which is a set of objectives, principles, patterns, trends, methods and tools, is presented. The key instruments of cluster development are the formation of a public order as well as of the programs for the development of technology parks and business incubators, and the establishment of centers of technologies 'transfer'.

Текст научной работы на тему «Направления и механизмы реализации кластерной политики в регионе»

44

2016. Т. 26, вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 336.717 Т.В. Погодина

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены подходы, модели методы и инструменты по созданию и развитию территориальных кластеров, выявлены факторы, оказывающие влияние на инновационную активность в регионах. Возможности создания строительного кластера в регионах Российской Федерации. Цель работы заключается в определении концептуального подхода к созданию и развитию территориальных кластеров на основе ключевых факторов инновационного развития регионов. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. Исследование фундаментальной роли инноваций, информации и знания в социально-экономических системах опирается на работы Д. Белла, П. Дру-кера, М. Кастельса, М. Поланьи, Ж. Сапира, Л. Туроу, Ф. фон Хайека и др. В этом направлении использовались также работы Ф. Броделя, Н.Кондратьева, С.Кузнеца, П.Сорокина, Е. Марковой, Г. Менша, Й. Шумпетера, где заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития социально-экономических систем. Предложен финансово-экономический механизм реализации региональной кластерной политики, который представляет собой совокупность цели, принципов, моделей, направлений, методов и инструментов В качестве ключевых инструментов кластерного развития выделены формирование государственного заказа, развития формирование программ развития технопарков и бизнес-инкубаторов, становление центров «трансфера « технологий.

Ключевые слова: территориальный кластер, экономический потенциал, финансово-экономический механизм реализации региональной кластерной политики.

Кластерная политика как инструмент стратегического развития региона реализуется преимущественно представляет собой взаимосвязанную деятельность органов государственной власти и бизнеса, направленную на решение задач повышения конкурентоспособности региона посредством реализации системы мероприятий по содействию развития кластерных инициатив.

Целью кластерной политики в регионе является повышение региональной конкурентоспособности посредством развития кластеров. Достижение указанной цели требует решения комплекса задач:

- создание нормативно-законодательной базы, обеспечивающей правовые основы взаимодействия участников территориального кластера;

- разработка региональных программ поддержки кластеров;

- создание координационного органа, ответственного за осуществление кластерных инициатив;

- стимулирование инновационной активности малых и средних предприятий как основных участников кластера, обеспечивающих его устойчивое функционирование;

- содействие развитию инновационной инфраструктуры;

- содействие в привлечении инвестиций для реализации кластерных проектов;

- обеспечение финансирования инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых в кластерах;

- развитие взаимодействия между субъектами формирующегося территориального кластера;

- обеспечение взаимодействия субъектов территориального кластера с институтами развития.

Субъектом региональной кластерной политики выступают органы власти региона и бизнес-

сообщество. Объектом кластерной политики выступает непосредственно сам кластер, представляющий собой совокупность компаний в сфере производства и оказания услуг, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений, профессиональных объединений, кредитных учреждений и инфраструктуры, которые посредством тесного сотрудничества и конкуренции обеспечивают конкурентные преимущества кластера. Задача региональных органов управления должна заключаться в создании условий для развития территориальных кластерных инициатив, а деятельность бизнес-сообщества необходимо ориентировать на реализацию с максимально возможной эффективностью кластерных инициатив (рис. 1).

Региональная кластерная политика, направленная на создание условий для развития кластера взаимодействует с такими видами политик, как промышленная, внешнеэкономическая, инновационная, образовательная, политика развития малого предпринимательства.

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Рис. 1. Направления региональной кластерной политики

Однако зарубежный опыт показывает много примеров, когда кластеры, созданные по инициативе правительства, становятся вполне жизнеспособными и конкурентоспособными. Это подтверждает целесообразность применения второго направления кластерной политики - политики кластерных инициатив.

Выбор направления кластерной политики зависит от степени развития кластеров. На начальном этапе приоритет отдается кластерной политике, направленной на создание условий для эффективного функционирования предприятий кластера, по мере их формирования становится возможным осуществление кластерных инициатив. Осуществление кластерных инициатив нецелесообразно, если не созданы благоприятные условия для развития кластера, то есть не реализовано в полной мере первое направление кластерной политики. Если в этом случае кластер создается, то его деятельность будет обеспечиваться за счет постоянной поддержки со стороны органов власти, что неэффективно [1; 4; 8].

Кластерные инициативы и политика, направленная на создание условий для формирования кластеров, образуют систему государственной поддержки развития кластеров. Государственная поддержка кластеров особенно важна на начальных этапах функционирования кластера, по мере его развития, роль помощи государства должна постепенно снижаться и полностью прекратиться, когда кластер начинает стабильно осуществлять деятельность. Формы и методы государственной поддержки, применимые при реализации кластерной политики, отражены в табл. 1 [3].

Необходимо учитывать, что все составляющие важны для эффективного кластерного развития, поэтому государственная поддержка должна оказываться в равной степени всем элементам территориального кластера. Формирование стабильно функционирующих кластеров невозможно без построения соответствующего финансово-экономического механизма, который представляет собой совокупность цели, принципов, моделей, направлений, методов и инструментов (рис. 2) [2].

Исследование теоретических основ и практического мирового опыта в сфере кластерного развития позволили определить исходные положения кластерной политики. Реализация региональной кластерной политики базируется на следующих принципах: согласованности и взаимной увязки; усиления сильных сторон; разделения и координации; комплексности; дифференцированного подхода [19; 20].

Принцип согласованности и взаимной увязки предполагает, что основные приоритеты региональной кластерной политики должны быть согласованы и взаимоувязаны со стратегическими целями развития региона. В этом случае региональная кластерная политика выступает одним из инструментов реализации стратегии региона. Принцип усиления сильных сторон выражается в том, что региональная кластерная политика направлена на поддержку и развитие предприятий и видов деятельности, продукция которых является либо может стать конкурентоспособной на мировых рынках. Стимулирование данных производств даст возможность региону занять определенную нишу среди крупнейших иностранных производителей. В этом заключается отличие кластерной политики от промышленной политики, которая направлена на развитие всех отраслей промышленности вне зависимости от их влияния на конкурентоспособность.

46 Т.В. Погодина

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 1 Формы и методы государственной поддержки развития территориальных кластеров

Формы государственной поддержки Методы государственной поддержки

Правовая поддержка Принятие нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы деятельности кластеров

Финансовая поддержка Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, льготного налогообложения участникам кластеров

Имущественная поддержка Передача на льготных условиях во владение либо в пользование государственного имущества

Кадровое обеспечение Обеспечение подготовки и переподготовки специалистов в сфере кластерного развития Обеспечение подготовки кадров по новым специальностям с учетом специфики создаваемых территориальных кластеров

Инфраструктурное обеспечение Создание объектов производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и обеспечение доступа к ним участников территориального кластера

Информационная поддержка Распространение информации по реализуемым кластерным проектам

Организационная поддержка Организация проведения выставок-ярмарок Создание координирующего органа, ответственного за эффективное взаимодействие участников кластера

Научно- исследов ательское обеспечение Развитие сотрудничества между высшими учебными заведениями и производственными предприятиями в целях содействия разработке и внедрению новых технологий в производство Проведение научных семинаров, конференций, круглых столов по проблемам и перспективам развития кластера Создание банка научных и технических разработок в регионе и обеспечение доступа к ним субъектов территориального кластера

Иннов ационная поддержка Финансирование затрат на разработку новых технологий, соответствующих требованиям международных стандартов Формирование спроса на наукоемкую продукцию путем использования государственного заказа Создание инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, техзнополисов) Развитие механизмов венчурного финансирования инновационных проектов

Поддержка внешнеэкономической деятельности Содействие привлечению иностранных инвестиций в территориальный кластер Содействие экспорту продукции территориального кластера (маркетинговое обслуживание для выхода на мировой рынок)

Принцип разделения и координации основан на том, что кластерная политика осуществляется на всех уровнях власти, при этом доминирующую роль играют кластерные инициативы на региональном уровне. Это позволяет при формировании кластера в наибольшей степени учесть конкурентные преимущества региона, а также обеспечить реализацию кластерной политики в соответствии с долгосрочными целями регионального развития.

По мнению специалистов, особенностью кластерной политики России являются большие различия между кластерами разных отраслей, а также кластерами одной отрасли, но расположенными в разных регионах, что связано с высокой дифференциацией регионов по темпам,уровню и характеру экономического развития [5-7]. Одной из проблем является отсутствие тесного сотрудничества между компаниями, поэтому основное усилие необходимо направить на развитие форм взаимодействия между участниками кластерной системы. Решение этой проблемы целесообразно передать на региональный уровень, поскольку региональные органы в полной мере способны учесть специфику конкретного региона и оценить его возможности в области кластеризации [13-15].

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Финансово-экономический механизм реализации региональной кластерной политики _ | _

Цель региональной кластерной политики - обеспечить конкурентоспособность региона через развитие территориальных кластеров

Принципы кластерной политики | —

Принцип согласованности

и взаимной увязки

| —

Принцип усиления сильных

сторон

| —

Принцип разделения

и координации

| —

Принцип комплексности

| —

Принцип дифференцированного подхода

Модели кластерной политики | -

Либеральная

I -

Дирижистская

| ~

Методы кластерной политики | —

Административно-правовые

I -

Экономические

| ~

Финансовые

—|_

Инструменты

кластерной политики

| —

Планирование и прогнозирование социально-экономического развития кластера во взаимосвязи с

региональными приоритетами

| —

Инвестиционные и венчурные фонды, центры трансфера технологий

| —

Государственный заказ и государственное финансирование кластерных проектов

I -

Программ поддержки технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов

Направления

кластерной политики

| -

Создание условий для развития

территориального кластера

| ~

Осуществление кластерных инициатив

Рис. 2. Финансово-экономический механизм реализации региональной кластерной политики

Принцип комплексности предполагает, что объектом региональной кластерной политики выступает не конкретная компания определенной отрасли или вида деятельности, а группа взаимосвязанных конкурирующих между собой предприятий, или кластер. Эффективность реализации региональной кластерной политики во многом будет зависеть от поддержки и развития всех участников кластерного проекта. В этом случае будет обеспечен синергетический эффект, обусловленный взаимодействием субъектов кластерной системы.

Принцип дифференцированного подхода проявляется в том, что каждый кластер должен образовываться по индивидуально разработанной схеме исходя из внутренних факторов развития региона. При реализации региональной кластерной политики необходимо опираться на опыт зарубежных стран, который важно адаптировать к современным условиям конкретного региона.

Методы реализации региональной кластерной политики включают совокупность административно-правовых, финансовых и экономических методов. Административно-правовые методы состоят в установлении государством правовых норм, определяющих условия создания и развития кластеров в регионе, а также меры разрешительного и контролирующего характера, направленные на формирование четкой структуры кластеров и обеспечение достижения поставленных целей в рамках реализации кластерных проектов. Финансовые и -экономические методы предусматривают реализацию и финансовое обеспечение региональной кластерной политики путем использования таких экономических рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции, цены и т. п.

Инструменты регионального управления, используемые при реализации кластерной политики, включают: программы поддержки малого бизнеса, технопарков, промпарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий; инвестиционные и венчурные фонды; национальные проекты; целевые и адресные инвестиционные программы. В сложившихся условиях финансовые институты представляют собой перспективный источник для финансирования инновационной деятельности. В то же время преобразование сбережений в инвестиции в современных реалиях регионального развития недостаточно эффективно, что обуславливает растущую потребность экономики региона в инвестиционных ресурсах инновационной направленности.

Принципы, модели, методы и инструменты регулирования государством кластерного развития экономики разнообразны, включают как экономические, так и административные методы вмешательства. В рамках реализации первого направления кластерной политики целесообразно использование государством преимущественно финансово-экономических методов регулирования, второе направление предусматривает сочетание административных и экономических методов [10-12].

48

Т.В. Погодина

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для достижения целей повышения конкурентоспособности региона на основе кластерного подхода необходимо сформировать структуры управления кластерным развитием территории. Такой структурой может стать подразделение в составе министерства экономического развития региона (например, отдел инноваций). Далее формируется координационный совет из участников кластера, который выполняет функции оперативного управления.

Особенно актуальна проблема привлечения инвестиционных ресурсов в строительной отрасли, характеризующейся наличием высокого износа строительной техники и выступающей аккумулятором опережающего экономического развития Российской Федерации. Более того, считаем целесообразным и формирование строительного кластера в регионах Российской Федерации, которые обладают значительным материально-техническим потенциалом. Структура инвестиций в основной капитал организаций по виду деятельности «Строительство» по источникам финансирования отражена в табл. 2 [17; 18].

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал организаций по виду деятельности «Строительство» по источникам финансирования в 2010-2014 гг. в Российской Федерации, %

Год Доля инвестиций Собственные средства Привлеченные средства Из них бюджетные средства В том числе

из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ

2010 3,7 36,0 64,0 27,8 14,0 12,4

2011 3,1 49,9 50,1 18,8 7,4 10,5

2012 2,8 60,2 39,8 15,8 8,5 6,5

2013 3,3 37,8 62,2 29,7 17,1 11,9

2014 3,0 42,3 57,7 20,9 6,7 13,2

Распределение инвестиций в основной капитал в 2010-2014 гг. претерпело некоторые изменения. В частности, произошло снижение доли инвестиций в строительство в Российской Федерации с 3,7 % в 2010 г. до 3,0 % в 2014 г., увеличилась доля собственных источников финансирования и соответственно снизилась доля привлеченных средств на 6,3 % за исследуемый период. Среди бюджетных источников в осуществлении финансирования инвестиций в строительстве преобладающую роль играют средства федерального бюджета, при этом происходит постепенное снижение их значимости. Роль банковских кредитов невелика, что связано с высокой процентной ставкой, как правило, превышающей уровень рентабельности активов строительных организаций, преобладанием краткосрочных кредитов в быстро окупаемые сферы деятельности. Эффективное взаимодействие государства и компаний строительного кластера возможно при реализации совместных проектов создания рыночной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Помимо формирования строительных кластеров, также целесообразно развитие территориальных информационно-технологических кластеров. Для стимулирования развития территориального кластера в сфере информационных технологий необходимы предпосылки, выражающиеся в создании научных центров подготовки специалистов, которые выполняют заказы отечественных и иностранных компаний, что обеспечивает приток инвестиций в отрасль. На законодательном уровне целесообразно обозначить приоритеты экспорта программного продукта, его развития и обучения кадров.

Необходимо учитывать, что создание и эффективное кластерное развитие невозможно без развития кластерного менеджмента, заключающегося в подготовке менеджеров, владеющих не основами и знающих специфику функционирования территориальных кластеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf.

2. Погодина Т.В., Медведева Т.А. Инновационный потенциал социально-экономической системы региона // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 56-62.

3. Погодина Т.В., Задорова Т.В. Оценка инвестиционного потенциала кластеров // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 24. С. 24-30.

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

4. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / пер. с англ.; предисл. В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 895 с.

5. Приоритеты инновационного общества и перспективы модернизации экономики: региональный аспект: материалы научно-практической конференции молодых ученых, 23 марта 2011 года, г. Орел / Гос. ун-т учеб.-науч.-произв. комплекс, Финансово- экономический ин-т, Совет молодых ученых; гл. ред. И.А. Маслова. М.: Дело и сервис, 2011 433 с.

6. Проблемы и перспективы модернизации экономики российских регионов: материалы Российской научно-практической конференции (г.Курган, 24 ноября 2011 г.) / Международная акад. наук высш. шк., Курганский гос. ун-т; редкол.: В.М. Семенов, З.Н. Варламова, Н.Я. Чепелюк. Курган: Курганский гос. ун-т, 2011. 132 с.

7. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики: монография / С.В. Фролко и др.; под общ.ред. Е.И. Молоковой. Ставрополь: Сервисшкола; Невинномыск: ГОУ ВПО НГГТИ, 2011. 300 с.

8. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М.Бортник, Г.И.Сенченя, Михеева Н.Н. [и др.] // Инновации. 2012. № 9(167). С. 48-60.

9. Самсоненко Г.Г., Соляр А.В. Региональная экономика и управление: конспект лекций / Санкт-Петербург. ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2011. 189 с.

10. Сафронов А.Е. Подсистемы региональной экономики: сущность, содержание и взаимосвязи / Донской гос. технический ун-т. Ростов-н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2012. 30 с.

11. Сахтуева М.В. Загазежева О.З. Инвестиционная привлекательность региональной экономики как фактор повышения устойчивости ее развития: [монография] / Учреждение Российской акад. наук, Ин-т информатики и проблем регионального упр. Кабардино-Балкарского науч. центра РАН. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН,

2011. 159 с.

12. Семидоцкий В.А. Механизм государственного регулирования сбалансированного (симметрического) развития регионов в рамках федеральных округов // Вопросы экономики и права. 2011. № 8. С. 53-56.

13. Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. 2005. № 18. С. 22-49.

14. Тенденции, закономерности и специфика организации и управления экономическими структурами в регионах / С.Н. Новосёлов и др. Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. 191 с.

15. Теория и практика развития социально-экономических систем: сборник научных трудов молодых ученых / Ульяновский гос. Технический ун-т; редкол.: Лазарев В.Н. (отв. ред.), Кузнецов В.В.. Ульяновск: УлГТУ,

2012. 200 с.

16. Торосов В.М. Экономика региона (мезоэкономика): аспекты теории и практики: монография / Сибирский федеральный ун-т, Хакасский технический ин-т - фил. ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Абакан: ХТИ - фил. СФУ, 2012. 320 с.

17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: официальный сайт. URL: http://chuvash.gks.ru.

18. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://gks.ru.

19. Veselovsky M.Y., Abrashkin M.S., Aleksakhina V.G., Pogodina T.V. Features of State Regulation of the Economy in Terms of Its Transition to Innovative Way of Development. Asian Social Science. 2015. Vol. 11. N 1. P. 288-296.

20. Veselovsky M.Y., Pogodina T.V., Idilov I.I., Askhabov R.Y., Abdulkadyrova M.A. Development of Financial and Economic Instruments for the Formation and Management of Innovation Clusters in the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, N. 3. P. 116-123.

Поступила в редакцию 20.05.16

T. V. Pogodina

DIRECTIONS AND MECHANISMS OF IMPLEMENTATION OF CLUSTER POLICY IN A REGION

The article describes the approaches, methods, models and tools for the creation and development of regional clusters; identifies factors influencing the innovation activity in regions. The author analyzes the ability to create a building cluster in the regions of the Russian Federation. The aim of the work is to define a conceptual approach to the creation and development of regional clusters on the basis of the key factors in the innovative development of regions. The work is based on the concept of systematic analysis and on the works of leading domestic and foreign economists in the field of regional economics. Investigation of a fundamental role of innovations, information and knowledge in social and economic systems is based on works of D. Bell, P. Drucker, M. Castells, M. Polanyi, J. Sapir, L. Thurow, F. von Hayek and others. In this direction the works of other authors have also been used, among them are: F. Braudel, N. Kondra-tyev, S. Kuznets, P. Sorokin, E. Markova, G. Mensch, J. Schumpeter. In their works the foundations of the theory of innovations in the rhythm of cyclical-genetic regularities of socio-economic systems are laid. A financial and economic mechanism of realization of a regional cluster policy, which is a set of objectives, principles, patterns, trends, methods and tools, is presented. The key instruments of cluster development are the formation of a public order as well as of the

50 Т.В. Погодина

2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

programs for the development of technology parks and business incubators, and the establishment of centers of technologies 'transfer'.

Keywords: regional cluster, economic potential, financial and economic mechanism of realization of a regional cluster policy.

Погодина Татьяна Витальевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе кафедры «Инвестиции и инновации»

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский просп., 49 E-mail: [email protected]

Pogodina T.V.,

Doctor of Economics, Professor,

Deputy Head the Department of educational-methodical

work, Department of Investment and Innovation

Financial Academy at the Government of the Russian Federation

Leningradskiy prosp., 49, Moscow, Russia, 125993 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.