Научная статья на тему 'Оценка потенциала регионов по формированию инновационных территориальных кластеров'

Оценка потенциала регионов по формированию инновационных территориальных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / INNOVATION REGIONAL CLUSTER / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погодина Татьяна Витальевна

Рассмотрена методика оценки потенциала регионов по созданию инновационных территориальных кластеров, выявлены факторы, оказывающие влияние на инновационную активность в регионах. Проанализирован инновационный потенциал федеральных округов Российской Федерации за 2000-2012 гг. Цель работы заключается в определении методики оценки потенциала региональной экономики по созданию инновационных территориальных кластеров и выявить ключевые факторы инновационного развития. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. В качестве ключевых методов использованы индукция и дедукция, динамический, сравнительный, анализ, SWOT-анализ и интегральная оценка. В качестве ключевых выделены материально-технические, инвестиционные, трудовые, инновационно-технологические, информационные и финансовые факторы, которые оказывают воздействие на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров. Рассчитана интегральная оценка и проведено ранжирование федеральных округов Российской Федерации по способности к формированию инновационных территориальных кластеров за 2000-2012 гг. Выделены сильные и слабые стороны федеральных округов России по их способности к формированию инновационных территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF REGIONS’ POTENTIAL TO FORM INNOVATION TERRITORIAL CLUSTERS

The article discusses the method of estimating the capacity of regions to create regional innovation clusters, factors influencing innovative activity in the regions. The innovative potential of federal districts of the Russian Federation for 2000-2012 is analyzed. The aim of research is to define a methodology to assess the potential of regional economy to create innovative territorial clusters, as well as to identify the key factors of innovation development. The research is based on the concept of system analysis and on the works of leading Russian and foreign economists in the field of regional economics. Key methods used are induction and deduction, dynamic and comparative analysis, SWOT analysis and integrated assessment. The author points out such key factors as logistics, investment, employment, innovation and technology, information and financial factors that impact on the ability of regions to create regional innovation clusters. An integral assessment and ranking of federal districts of the Russian Federation by the potential to form regional innovation clusters was carried out for 2000-2012. Strengths and weaknesses of Russian federal district in their ability to form regional innovation clusters were highlighted.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала регионов по формированию инновационных территориальных кластеров»

60

2015. Т. 25, вып. 5

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 336.717 Т.В. Погодина

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

Рассмотрена методика оценки потенциала регионов по созданию инновационных территориальных кластеров, выявлены факторы, оказывающие влияние на инновационную активность в регионах. Проанализирован инновационный потенциал федеральных округов Российской Федерации за 2000-2012 гг. Цель работы заключается в определении методики оценки потенциала региональной экономики по созданию инновационных территориальных кластеров и выявить ключевые факторы инновационного развития. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. В качестве ключевых методов использованы индукция и дедукция, динамический, сравнительный, анализ, SWOT-анализ и интегральная оценка. В качестве ключевых выделены материально-технические, инвестиционные, трудовые, инновационно-технологические, информационные и финансовые факторы, которые оказывают воздействие на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров. Рассчитана интегральная оценка и проведено ранжирование федеральных округов Российской Федерации по способности к формированию инновационных территориальных кластеров за 2000-2012 гг. Выделены сильные и слабые стороны федеральных округов России по их способности к формированию инновационных территориальных кластеров.

Ключевые слова: инновационный территориальный кластер, экономический потенциал, инновационная активность, регион.

Находясь в определенном состоянии, при наличии ограниченных ресурсов и конкретной цели, имея характерные особенности и взаимосвязь с внешней средой, система имеет некоторое ограниченное количество выборов движения. Задача при этом сводится к тому, чтобы определить все эти компоненты. Усложняют эту задачу постоянные изменения этих самых компонентов и крайне сложные структура и принципы взаимосвязей самой системы.

Для классификации факторов, оказывающих влияние на состояние и способность социально-экономической системы к формированию инновационных структур, предлагаем использовать следующую систему понятий.

- Факторы внешней среды - это условия формирования внешних экономических ресурсов, потребляемых внутри системы; предпочтения потребителей, конкуренты и др. Таким образом, внешняя среда оказывает влияние на цели, процесс и условия деятельности, на потребляемые в процессе производства ресурсы и собственно на результат формирования и использования инновационного потенциала, а также в условиях динамичного, насыщенного и перенасыщенного рынка.

- Факторы внутреннего развития используются в процессе разработки стратегии развития и анализа источников формирования инновационного потенциала. При этом необходимо учитывать законы развития и функционирования социально-экономической системы в целом, то есть оценка инновационного потенциала закономерно сопряжена с действием закона циклического развития экономики, определяющего жизненный цикл систем и цикличность инвестиций, а также закона убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем, который объясняет спад производства и кризис системы, то есть осуществляющего свое воздействие непрерывно или же дискретно, но с постоянными другими характеристиками (например, периодичность и сила воздействия и т. п.). Нестационарные факторы имеют стохастическое воздействие, как правило, именно они являются причинами флуктуаций в поведении системы.

Факторы внутреннего развития представляют наибольший интерес, так как посредством управления ими можно воздействовать на экономический потенциал региона по созданию инновационных кластеров. Факторы внутреннего развития включают: трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, инновационные технологии, производственные фонды, инвестиции, информационные ресурсы [3; 4].

Объединив вышеперечисленные факторы, мы провели интегральную оценку их воздействия на способность регионов к созданию инновационных территориальных факторов. Расчет интегрального показателя экономического потенциала федеральных округов к созданию инновационных территориальных кластеров основан на частных коэффициентах:

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 5

т

Т.1

'„ =—, о

т

где I] - частный коэффициент, рассчитанный по каждому фактору экономического потенциала; т -число факторов, используемых для оценки экономического потенциала региона к созданию инновационного территориального кластера.

Для оценки потенциала региона по формированию территориальных инновационных кластеров были использованы следующие группы показателей:

- состояние, движение и эффективность использования производственных фондов;

- состояние, эффективность использования трудовых ресурсов и напряженность на рынке труда;

- внутренние и иностранные инвестиции в регион;

- использование инновационных технологий;

- динамика, структура и оборачиваемость финансовых ресурсов;

- обеспеченность и состояния информационных ресурсов.

Всего в модель включены оценки 26 показателей, результаты которых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Интегральная оценка воздействия материально-технических, инвестиционных, трудовых, инновационно-технологических, информационных и финансовых факторов на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров

Регионы 2000 г. В среднем за 2005-2008 гг. В среднем за 2009-2012 гг. Отклонение 2009-2012 от 2005-2008

РФ 2,71 2,79 2,83 0,04

1. Центральный федеральный округ (ЦФО) 2,93 2,93 2,90 -0,03

2. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) 2,89 2,98 3,01 0,03

3. Южный федеральный округ (ЮФО) 2,61 2,69 2,72 0,03

4. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) 2,25 2,50 2,61 0,11

5. Приволжский федеральный округ (ПФО) 2,65 2,85 2,85 0,00

6. Уральский федеральный округ (УФО) 3,00 2,91 2,87 -0,04

7. Сибирский федеральный округ (СФО) 2,44 2,68 2,70 0,02

8.Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) 2,45 2,63 3,06 0,43

Таким образом, в большинстве федеральных округов Российской Федерации интегральная оценка воздействия факторов на способность к созданию территориальных инновационных кластеров возросла в 2009-2012 гг. по сравнению с 2005-2008 гг. и 2000 г., за исключением Центрального и Уральского федеральных округов. Наибольший прирост продемонстрировали Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, что необходимо учитывать при использовании финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров в данных регионах [15; 16].

В то же время работа по поддержке инновационных кластеров проводится достаточно давно. В 2008 г. Министерством экономического развития РФ были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. В 2012 г. утвержден перечень инновационных территориальных кластеров, определены направления их поддержки. Отбор кластеров осуществлялся Министерством экономического развития РФ на основе программы развития инновационного территориального кластера в регионе. Программа утверждалась руководителем организации-координатора и согласовывалась с руководителями субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которых расположен инновационный территориальный кластер [1; 2].

62 Т.В. Погодина

2015. Т. 25, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

По итогам экспертизы были отобраны программы 25 территориальных кластеров, относительно которых Министерству экономического развития России поручено сформировать меры государственной поддержки инновационных территориальных кластеров [3]. Лидером по количеству сформированных и поддержанных на федеральном уровне кластеров является Приволжский федеральный округ (9 кластеров). Затем следуют Центральный (6 кластеров), Сибирский (5 кластеров) и СевероЗападный федеральные округа (3 кластера). В Уральском и Дальневосточном федеральном округах выделено по одному кластеру. Отсутствуют кластеры в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах [5; 6].

Неравномерность кластерного развития в округах усугубляет дифференциацию в социально-экономическом развитии территорий Российской Федерации. Причем, как показал анализ за 20002012 гг., в Дальневосточном, Уральском и Южном федеральных округах имеется значительный недоиспользованный потенциал по созданию инновационных территориальных кластеров [2].

Исследуем взаимосвязь между обеспеченностью факторами (ресурсами) и числом созданных инновационных территориальных кластеров (табл. 2).

Таблица 2

Матрица оценки эффективности финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров в федеральных округах Российской Федерации

Обеспеченность факторами (ресурсами) Число созданных территориальных инновационных кластеров

Высокое Среднее Низкое

Абсолютная - СЗФО -

Достаточная ЦФО ПФО ДВФО ЮФО УФО

Недостаточная - СФО СКФО

Таким образом, по степени сбалансированности между обеспеченностью факторами и числом созданных инновационных территориальных кластеров можно выделить четыре группы регионов.

1. Группа с наиболее эффективными финансово-экономическими механизмами по созданию инновационных территориальных кластеров. К данной группе можно отнести Центральный и Приволжский федеральный округа и здесь целесообразно осуществлять развитие финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров с опорой на косвенное регулирование.

2. Группа со средней эффективностью финансово-экономических механизмов по созданию территориальных инновационных кластеров, в которую включены Северо-Западный и Сибирский федеральные округа. Здесь целесообразно активно использовать как прямое, так и косвенное регулирование.

3. Группа с неэффективными финансово-экономическими механизмами по созданию инновационных территориальных кластеров. Сюда включается наибольшее количество федеральных округов: Дальневосточный, Южный, Уральский и Северо-Кавказский. Для стимулирования процессов по созданию территориальных кластеров целесообразно использовать прямое регулирование с параллельным внедрением финансово-экономических механизмов косвенного регулирования.

Кластерная политика - деятельность органов государственной власти, направленная на решение задач повышения конкурентоспособности страны или региона посредством реализации системы мероприятий по содействию развитию кластеров. Кластерная политика необходима, чтобы усовершенствовать существующие кластеры или развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности. В разных странах наблюдается различная степень централизации кластерной политики. Среди моделей кластерной политики обозначена смешанная, которая в настоящее время начинает складываться в России. Она предполагает ключевую роль региональных органов власти в развитии кластеров, при этом федеральный центр обеспечивают создание инфраструктуры, необходимой для их функционирования [7].

В качестве положительного примера эффективной реализации кластерной политики можно привести Приволжский федеральный округ. Особенностью кластерного развития регионов ПФО является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров. Во многих регио-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 5

нах приоритетные направления кластеризации заложены в стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, тем самым фактически осуществлен переход на кластерный путь экономического развития.

В целом можно констатировать, что неравномерность кластерного развития в округах усугубляет дифференциацию в социально-экономическом развитии территорий Российской Федерации. Причем, как показал анализ за 2000-2012 гг., в Дальневосточном, Уральском и Южном федеральном округах имеется значительный недоиспользованный потенциал по созданию инновационных территориальных кластеров [1; 13; 14].

Таким образом, поскольку уровень дифференциации в становлении и развитии инновационных территориальных кластеров значителен, а федеральные финансово-экономические механизмы практически не варьируются в зависимости от регионов, то, следовательно, основной акцент должен быть сделан на совершенствование. прежде всего, региональных финансово-экономических механизмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство экономического развития РФ: офиц.сайт. URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 30.06.2015).

2. Погодина Т.В., Медведева Т.А. Инновационный потенциал социально-экономической системы региона // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 56-62.

3. Погодина Т.В., Задорова Т.В. Оценка инвестиционного потенциала кластеров // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 24. С. 24-30.

4. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. 895 с.

5. Предпринимательские структуры в рыночной экономике / А.И. Майзель, И.С. Пивоваров, С.Э. Пивоваров [и др.]; общ. ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича. СПб.: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов, 1995 430 с.

6. Приоритеты инновационного общества и перспективы модернизации экономики: региональный аспект: материалы научно-практической конференции молодых ученых, 23 марта 2011 года, г. Орел / Гос. ун-т учеб.-науч.-произв. комплекс, Финансово- экономический ин-т, Совет молодых ученых; гл. ред. И.А. Маслова. М.: Дело и сервис, 2011 433 с.

7. Проблемы и перспективы модернизации экономики российских регионов: материалы Российской научно-практической конференции (г. Курган, 24 ноября 2011 г.) / Международная акад. наук высш. шк., Курганский гос. ун-т; редкол.: В.М. Семенов, З.Н. Варламова, Н.Я. Чепелюк. Курган: Курганский гос. ун-т, 2011. 132 с.

8. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики: монография / С.В. Фролко и др.; под общ. ред. Е.И. Молоковой. Ставрополь: Сервисшкола; Невинномыск: ГОУ ВПО НГГТИ, 2011. 300 с.

9. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России / И.М. Бортник, Г.И. Сенченя, Н.Н. Михеева [и др.] // Инновации. 2012. № 9(167). С. 48-60.

10. Самсоненко Г.Г., Соляр А.В.Региональная экономика и управление: конспект лекций / Санкт-Петербургский ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права. СПб., 2011. 189 с.

11. Сафронов А.Е. Подсистемы региональной экономики: сущность, содержание и взаимосвязи / Донской гос. технический ун-т. Ростов-н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2012 30 с.

12. Сахтуева М.В., Загазежева О.З. Инвестиционная привлекательность региональной экономики как фактор повышения устойчивости ее развития: монография. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2011. 159 с.

13. Теория и практика развития социально-экономических систем: сборник научных трудов молодых ученых / редкол.: В.Н. Лазарев (отв. ред.), В.В. Кузнецов Ульяновск: УлГТУ, 2012. 200 с.

14. Торосов В.М. Экономика региона (мезоэкономика): аспекты теории и практики: монография Абакан: ХТИ -фил. СФУ, 2012 320 с.

15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: официальный сайт сайт. URL: http://chuvash.gks.ru (дата обращения: 30.06.2015).

16. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://gks.ru (дата обращения: 30.06.2015).

17. Veselovsky M.Yu., Abrashkin M.S., Aleksakhina V.G., Pogodina T.V. Features of State Regulation of the Economy in Terms of Its Transition to Innovative Way of Development // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, N. 1. P. 288-296.

Поступила в редакцию 15.07.15

64 Т.В. Погодина

2015. Т. 25, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

T. V. Pogodina

ESTIMATION OF REGIONS' POTENTIAL TO FORM INNOVATION TERRITORIAL CLUSTERS

The article discusses the method of estimating the capacity of regions to create regional innovation clusters, factors influencing innovative activity in the regions. The innovative potential of federal districts of the Russian Federation for 2000-2012 is analyzed. The aim of research is to define a methodology to assess the potential of regional economy to create innovative territorial clusters, as well as to identify the key factors of innovation development. The research is based on the concept of system analysis and on the works of leading Russian and foreign economists in the field of regional economics. Key methods used are induction and deduction, dynamic and comparative analysis, SWOT analysis and integrated assessment. The author points out such key factors as logistics, investment, employment, innovation and technology, information and financial factors that impact on the ability of regions to create regional innovation clusters. An integral assessment and ranking of federal districts of the Russian Federation by the potential to form regional innovation clusters was carried out for 2000-2012. Strengths and weaknesses of Russian federal district in their ability to form regional innovation clusters were highlighted.

Keywords: innovation regional cluster, economic potential, innovation activity, region.

Погодина Татьяна Витальевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой по учебно-методической работе кафедры «Инвестиции и инновации»

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский просп., 49 E-mail: [email protected]

Pogodina T.V.,

Doctor of Economics, Professor,

Deputy Head the Department of educational-methodical

work, Department of Investment and Innovation

Financial Academy at the Government of the Russian Federation

125993, Russia, Moscow, Leningradskiy prosp., 49 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.