Научная статья на тему 'Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт'

Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / КЛАСТЕР / CLUSTER / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / МОДЕЛЬ / MODEL / ИОНАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капранова Людмила Дмитриевна

В статье отмечается, что кластерный подход к организации и управлению производственно-инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, добиваться конкурентных преимуществ организаций, привлекать инвестиции, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Для лучшего понимания перспектив развития российской экономики с использованием кластерного подхода рассматривается использование западного опыта в создании финансово-экономических механизмов развития инновационных кластеров. Среди них выделяются: прямое финансирование, снижение налогов, законодательная защита интеллектуальной собственности, предоставление ссуд и целевых дотаций, а также создание фондов внедрения инноваций. Как свидетельствует международный опыт, использование этих механизмов в кластерной модели развития регионов позволяет повышать эффективность функционирования региональных кластеров. Реализация кластерной политики в западных странах привела к росту производительности труда и инновационной активности предприятий в кластерах, к более интенсивному развитию малого и среднего бизнеса, к росту инвестиций в основной капитал, ускорению социально-экономического развития территорий, что в совокупности значительно укрепляет экономику государства. Кластерные инициативы в западных странах позволили повысить конкурентоспособность этих стран и оптимизировать управление национальной экономикой. Следует подчеркнуть, что одним из приоритетных направлений кластерной политики является поддержка высокотехнологичных секторов экономики (биотехнологий, информационных технологий и т.п.). Программы поддержки кластерных инициатив в западных странах предусматривают заявительный характер получения информации о кластерах для их последующего отбора. Власти организуют конкурс коллективных заявок. Причем предпринимательский сектор выступает в качестве основного катализатора инновационной активности и источника финансирования научных исследований и разработок (ИиР). Отбор кластеров происходит на принципах конкуренции поддержку получают только лучшие. За реализацию кластерной стратегии отвечают сразу несколько министерств. Финансирование программ может происходить из нескольких бюджетов: из бюджета собственно программы, привлеченных средств из других федеральных и региональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Капранова Людмила Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WESTERN EXPERIENCE IN FINANCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT MECHANISMS OF INNOVATION CLUSTERS

It is mentioned in the article that the cluster approach to organizing and managing the manufacturing and innovative activity allows to solve the tasks of regional and branch development, to achieve the organizations' competitive advantages, to attract investments, as well as to promote raising the interaction efficiency of states, business, research and educational establishments. The western experience of cluster approachinfinancial-economic developmentmechanisms is considered for better understanding of Russian economic development. Among them we highlight: direct financing, reduction in tax, legislative remedies of intellectual property, providing loans and target donations, as well as the creating the funds of implementing the innovations. Judging upon the international experience the usage of these mechanisms in regions' development cluster model allows raising the effectiveness of regional clusters functioning. The implementation of cluster policy in western countries led to the growth of the labour productivity and innovative enterprises boom in clusters, to more intensive development of small and medium business, to growth of investments in stock capital, increasing the social and economic development of the territories, which in total strengthens considerably the state economy. The cluster initiatives in western countries allowed raising their competitiveness and optimizing the national economy management. It should be mentioned that one of the priority goals of cluster policy is the support of highly technological economy sectors (bio-technologies, IT etc.). Cluster initiatives assistance programs in western countries provide the declarative character of getting information about clusters for their further selection. The authorities organize the contest of collective applications. Besides the business sector is the major catalyst for innovations and financing the scientific researches and developments (R&D).Clusters are selected on competition principles where only the best get the assistance. Simultaneously several ministers are responsible for the implementation of cluster strategy. The programs financing may take place from different budgets: the own budgeting of the program, called-up capital from other federal and regional programs.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт»

56

тема номера

УДК 336.6:001.895 (045)

Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт

КАПРАНОВА ЛЮДМИЛА ДМИТРИЕВНА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: KLD-home@mail.ru

Аннотация. В статье отмечается, что кластерный подход к организации и управлению производственно-инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, добиваться конкурентных преимуществ организаций, привлекать инвестиции, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Для лучшего понимания перспектив развития российской экономики с использованием кластерного подхода рассматривается использование западного опыта в создании финансово-экономических механизмов развития инновационных кластеров. Среди них выделяются: прямое финансирование, снижение налогов, законодательная защита интеллектуальной собственности, предоставление ссуд и целевых дотаций, а также создание фондов внедрения инноваций. Как свидетельствует международный опыт, использование этих механизмов в кластерной модели развития регионов позволяет повышать эффективность функционирования региональных кластеров. Реализация кластерной политики в западных странах привела к росту производительности труда и инновационной активности предприятий в кластерах, к более интенсивному развитию малого и среднего бизнеса, к росту инвестиций в основной капитал, ускорению социально-экономического развития территорий, что в совокупности значительно укрепляет экономику государства. Кластерные инициативы в западных странах позволили повысить конкурентоспособность этих стран и оптимизировать управление национальной экономикой. Следует подчеркнуть, что одним из приоритетных направлений кластерной политики является поддержка высокотехнологичных секторов экономики (биотехнологий, информационных технологий и т.п.). Программы поддержки кластерных инициатив в западных странах предусматривают заявительный характер получения информации о кластерах для их последующего отбора. Власти организуют конкурс коллективных заявок. Причем предпринимательский сектор выступает в качестве основного катализатора инновационной активности и источника финансирования научных исследований и разработок (ИиР). Отбор кластеров происходит на принципах конкуренции - поддержку получают только лучшие. За реализацию кластерной стратегии отвечают сразу несколько министерств. Финансирование программ может происходить из нескольких бюджетов: из бюджета собственно программы, привлеченных средств из других федеральных и региональных программ. Ключевые слова: региональная экономика, кластер, кластерный подход, конкуренция, модель.

The Western Experience in Financial-Economic Development Mechanisms of innovation Clusters

KAPRANOVA LYUDMILA D., candidate of economic sciences, senior researcher. Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: KLD-home@mail.ru

Аbstract. It is mentioned in the article that the cluster approach to organizing and managing the manufacturing and innovative activity allows to solve the tasks of regional and branch development, to achieve the organizations' competitive advantages, to attract investments, as well as to promote raising the interaction efficiency of states, business, research and educational establishments. The western experience of cluster approachinfinancial-economic development

mechanisms is considered for better understanding of Russian economic development. Among them we highlight: direct financing, reduction in tax, legislative remedies of intellectual property, providing loans and target donations, as well as the creating the funds of implementing the innovations. Judging upon the international experience the usage of these mechanisms in regions' development cluster model allows raising the effectiveness of regional clusters functioning. The implementation of cluster policy in western countries led to the growth of the labour productivity and innovative enterprises boom in clusters, to more intensive development of small and medium business, to growth of investments in stock capital, increasing the social and economic development of the territories, which in total strengthens considerably the state economy. The cluster initiatives in western countries allowed raising their competitiveness and optimizing the national economy management. It should be mentioned that one of the priority goals of cluster policy is the support of highly technological economy sectors (bio-technologies, IT etc.). Cluster initiatives assistance programs in western countries provide the declarative character of getting information about clusters for their further selection. The authorities organize the contest of collective applications. Besides the business sector is the major catalyst for innovations and financing the scientific researches and developments (R&D).Clusters are selected on competition principles where only the best get the assistance. Simultaneously several ministers are responsible for the implementation of cluster strategy. The programs financing may take place from different budgets: the own budgeting of the program, called-up capital from other federal and regional programs.

Keywords: regional economy, cluster, cluster approach, competition, model.

В условиях современной глобализации особенно актуальным является вопрос повышения конкурентоспособности России за счет объединения, интеграции и локализации предприятий и организаций, занимающих прочные позиции на рынках.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 предусматривает создание сети территориально-производственных и инновационных высокотехнологичных кластеров. Такая же задача ставится в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года2.

Для управления инновационными кластерами необходимо сформировать инструменты кластерного развития, создать инфраструктуру поддержки, разработать методику проведения мониторинга кластерного развития, определить систему стимулирования инновационной активности предприятий, входящих в кластер. Такой механизм финансовой поддержки инновационных кластеров в России только формируется [1].

1 URL: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (дата обращения: 25.10.2014).

2 URL: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (дата обращения: 25.10.2014).

Как показывает опыт развитых стран, кластерный подход к организации и управлению производственно-инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Западные страны активно используют кластерный подход при разработке своих национальных инновационных программ.

Во-первых, кластеры обеспечивают условия хозяйствования в сетевой среде. Во-вторых, производительность труда внутри кластеров определяет стандарты жизни страны. В-третьих, кластерная политика — это многосторонние усилия органов власти, направленные на развитие экономики региона и экономический рост страны в целом. В-четвертых, кластерная политика создает условия для инновационной деятельности посредством развития конкуренции3.

Имеющиеся результаты исследований западного опыта пока не дают однозначного ответа на вопрос о том, какими должны быть «модельный» кластер и правительственные меры его поддержки4. Наиболее полезными для России могут быть

3 URL: Ketels C. Clustersof Innovationin Europe // Structural Changein Europe 3 — Innovation Cityand Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003 (дата обращения: 25.10.2014).

4 URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/ docs/201403_management_companies_clusters.pdf (дата обращения: 25.10.2014).

58

тема номера

западноевропейские подходы финансовой поддержки. В таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Швеция, сложились различные модели государственной системы инновационного развития, однако они схожи в механизмах и инструментах государственной поддержки развития кластеров. Основными моделями являются:

• прямое финансирование (субсидии, займы), которые составляют до 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Германия, Франция);

• снижение налоговой нагрузки для предприятий, в том числе исключение из налогооблагаемой базы затрат и инвестиций на НИОКР, а также льготное налогообложение университетов и НИИ (Германия);

• законодательная защита интеллектуальной собственности и авторских прав (практически во всех странах ЕС);

• предоставление ссуд, в том числе беспроцентных (Швеция);

• целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех странах ЕС);

• создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

• безвозмездные ссуды, составляющие до 50% затрат на внедрение нововведений (Германия);

• снижение государственных пошлин и предоставление налоговых льгот для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия);

• отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них для изобретений в области экономии энергии (Австрия);

• бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных служб, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия);

• программы поиска и привлечения иностранных талантливых специалистов (многие страны ЕС).

Реализация кластерной политики в западных странах привела к росту производительности труда и инновационной активности предприя-тий5, входящих в кластер, а также к повышению

5 http://Www.perspektivy.mfo/book/rol_kшpnogo_Ыznesa_v_ processe_modernizacii_ekonomiki_2012-05-25.htm (дата обращения: 04.01.2015).

интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизации привлечения инвестиций в основной капитал, ускорению социально-экономического развития регионов, на территории которых находятся кластеры, что в совокупности существенно укрепляет экономику государства.

Результаты исследований на практике доказывают превосходство кластерной системы над традиционными формами организации производства. Анализ кластерных инициатив, реализованных за последние десять лет в разных западных странах, показывает, что они позволяют повышать конкурентоспособность этих стран и оптимизировать управление национальной экономикой.

Анализ европейских программ развития кластеров дает возможность выделить ряд особенностей государственного регулирования кластеров [2].

• Кластерная политика в большинстве случаев направлена на поддержку высокотехнологичных секторов экономики (биотехнологий, информационных технологий и т.п.).

• Рассмотренные программы предусматривают заявительный характер получения информации о кластерах для их последующего отбора. Власти организуют конкурс коллективных заявок.

• Отбор кластеров происходит на принципах конкуренции — поддержку получают только лучшие.

• Достаточно продолжительные сроки подготовки заявок на государственную поддержку.

• Конкурсный отбор заявок. В Германии существует двухступенчатая система: после предварительного отсева оставшимся участникам предлагается детализировать конкурсные предложения.

• Основными участниками государственных программ являются малые и средние предприятия.

• Предпринимательский сектор выступает в качестве основного катализатора инновационной активности и источника финансирования научных исследований и разработок (ИиР).

• За реализацию кластерной стратегии отвечают сразу несколько министерств. В большинстве европейских стран их число не превышает трех, в Ирландии их семь, в Финляндии — восемь.

• Финансирование программ может происходить из нескольких бюджетов: из бюджета собственно программы, привлеченных средств из других федеральных и региональных программ.

• В структуру зарубежных программ, как правило, заложены мероприятия по мониторингу и оценке.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы.

1. В современной экономике важную роль в управлении конкурентоспособностью страны, повышении ее инвестиционной привлекательности играет способность к преобразованиям, главным двигателем которых выступают инновации.

2. Особая роль в инновационном развитии отводится инновационным кластерам, которые нацелены на стимулирование кооперации между бизнесом, наукой и государством в целях повышения инновационной активности на региональном уровне.

3. Как показывает западный опыт, финансово-экономические механизмы, используемые для развития инновационных кластеров, стимулируют рост конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера; расширяют доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам; снижают транзакционные издержки, а также позволяют реализовывать совместные высокоэффективные проекты.

4. Финансово-экономические механизмы, используемые в развитии инновационных кластеров, различаются в зависимости от специфических особенностей самих кластеров. Не существует универсального набора, применимого к развитию любого кластера. Он соответствует проблемам, выявленным в случае каждого конкретного территориального объединения.

В завершение приведем рекомендации, которые могут служить ориентирами для совершенствования финансово-экономических механизмов развития кластеров в России.

1. Опираясь на западный опыт, России необходимо определить рациональную основу кластерной политики и финансово-экономические механизмы, используемые в развитии кластеров. Назрела необходимость интеграции кластерного подхода к инновационным программам, а также идентификации и обоснования ключевых точек роста региональных экономик. Необходим прозрачный конкурсный отбор заявок на создание кластеров, а также обеспечение соответствия мер госрегулирования потребностям конкретных кластеров. Кластерам должна оказываться

координированная поддержка со стороны власти и институтов развития.

2. Следует подчеркнуть, что вмешательство государства в процессы формирования и развития кластеров приобретают особую актуальность на современном этапе. Причем направления и инструменты кластерной политики должны формулироваться с учетом типичных проблем кластеров, поддерживаемых государством. Государство должно использовать меры, направленные на активизацию инновационной деятельности компаний, и в первую очередь с государственным участием, которые должны быть нацелены на повышение результативности инноваций в реальном секторе. Используя финансово-экономические механизмы, государство должно улучшать условия ведения бизнеса, стимулировать рост частных инвестиций в кластерах, а также спрос на инновационную продукцию. Причем на предприятиях с государственным участием следует не только поощрять инновационную активность, но и стимулировать рост эффективности производства в целом.

Так, рекомендуется проводить реформирование системы управления, обеспечивая большую прозрачность деятельности и корпоративную ответственность. Для этого стоит сформулировать действенную систему стимулирования инновационной активности менеджмента, а также проводить мониторинг и корректирование инновационных стратегий корпораций.

3. Организациям, входящим в кластеры, необходимо оказывать помощь, используя такие механизмы, как предоставление льготных кредитов и займов, а также субсидий на организационное развитие, которые, в свою очередь, должны распределяться специализированными фондами на конкурсной основе. Государственные субсидии следует предоставлять преимущественно консорциумам, а не отдельным компаниям. Также предлагается использовать налоговые и иные льготы и упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

4. Поскольку организации, входящие в инновационные кластеры, характеризуются различными моделями развития, то стимулирующие их деятельность механизмы целесообразно индивидуализировать с учетом масштабов деятельности компаний и их объединений, а также степени их влияния на экономику страны.

5. Необходимо разработать политику по усилению взаимодействия организаций — участников

60

Финансово-экономические механизмы развития инновационных кластеров: западный опыт

кластеров и компаний, осуществляющих реализацию ИиР, выработать стимулы и механизмы для усиления кооперации науки и бизнеса. Следует оказывать содействие развитию кооперации между государственными компаниями и другими субъектами: малыми инновационными фирмами, вузами, научными организациями, институтами развития, международными партнерами и др. В настоящее время инновационные модели большинства госпредприятий в основном остаются замкнутыми [3].

6. В процессе использования различных финансово-экономических механизмов развития кластеров необходимо осуществлять согласование основных направлений корпоративной политики компаний с государственным участием (социальной, экологической, финансовой и др.) с их инновационными стратегиями. Многие цели инновационного развития невозможно достичь в отрыве от других корпоративных процессов. Как показывает зарубежная практика, инновационные компании, которые нацелены на достижение результата, вынуждены кардинально изменять свои стратегические приоритеты и социальную политику.

7. Инновационные стратегии компаний, входящих в кластеры, должны быть интегрированы в дорожные карты технологического развития регионов и рынков. Это, возможно, потребует корректирования инновационных стратегий не только отдельных компаний, но и кластеров. Однако реальные экономические и социальные эффекты от реализации подобных мер станут более

очевидными для всех участников национальной инновационной системы.

Литература

1. Минэкономразвития России. Проект перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/politic/ (дата обращения: 15.08.2012).

2. Абашкин В.Л., Бояров А.Д., Куценко Е. С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 16-27.

3. Абдикеев Н. М., Кузнецов Н. В., Сильвестров С.Н. Развитие инновационной инфраструктуры при университетах социально-экономической специализации // Экономические науки. 2012. № 5. С. 197-202.

References

1. Ministry of Economic Development. The project of the list of pilot innovative territorial clusters development programs.http ://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ politic/ (accessed date: 15.08.2012).

2. Abashkin V.L., Boyarov A.D., Kutsenko E.S. Cluster policy in Russia: From theory to practice. Forsait, 2012, vol. 6, no. 3, pp. 16-27. (in Russ.)

3. Abdikeev N.M., Kuznezov N. V., Silvestrov S.N. The innovative infrastructure development of social and economic universities. Ekonomicheskie-nauki, 2012, no. 5, pp. 197-202. (in Russ.)

книжные новинки

Погодина Т.В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 351 с.

Исследованы вопросы, связанные с организацией финансового менеджмента в компании, управлением активами, денежными потоками, капиталом, оценкой стоимости компании. Внимание уделено анализу инвестиционных процессов и управлению финансовыми рисками. Книга содержит обширный практикум и глоссарий. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Издание предназначено для студентов прикладного бакалавриата экономических направлений и специальностей, преподавателей и финансовых менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.