Научная статья на тему 'Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации'

Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1751
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / CLUSTER INITIATIVES / ЦЕНТРЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / TERRITORIAL INNOVATION CLUSTERS / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION POLICY / ПИЛОТНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ. / PILOT PROGRAMS AND PROJECTS. / CENTER OF CLUSTER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачук Людмила Тимофеевна, Корж Антон Сергеевич, Короткова Галина Константиновна

Рассматриваются современные концепции и научные подходы к формированию кластерной политики как главного инструмента повышения конкурентоспособности и инновационного развития региональной и национальной экономик. Анализируются проблемы и тенденции развития процесса кластеризации экономики и механизма формирования и реализации программ и проектов по стимулированию развития территориальных кластеров. Особое внимание уделяется процессу активизации кластерных инициатив и возможности их реализации на территории субъектов РФ. Дается понятие «кластерные инициативы» и раскрывается его содержательная основа, которая заключается в формировании и реализации программ и проектов, направленных на развитие инновационных территориальных кластеров. Обосновываются цели кластерных инициатив, определяется их роль в развития национальных и региональных экономик. Отмечается актуальность развития инновационных территориальных кластеров, позволяющих обеспечить эффективную трансформацию изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества. Определяется основная цель территориальных кластеров, которая заключается в активизации процесса развития инновационно-ориентированных и высокотехнологичных предприятий различных сфер деятельности. Изучен зарубежный опыт развития кластерных инициатив, который позволяет говорить об активной позиции правительств большинства стран мирового сообщества в реализации процесса кластеризации национальных экономик. Кластерные инициативы становятся базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Изучен ряд основных законодательных и нормативных документов, определяющих рамки кластерной политики и регламентирующих деятельность кластеров. Выделены проблемы правового, организационного и финансового характера, сдерживающие практическую реализацию кластерных инициатив на территории субъектов РФ. Особо подчеркивается роль государства в формировании эффективной кластерной политики, направленной на содействие институционального развития кластеров и создание условий для их эффективного функционирования. Обоснована актуальность развития кластерных инициатив как инструмента развития инновационных территориальных кластеров в России. Сформулированы цели и разработаны рекомендации, способствующие дальнейшему развитию кластерных инициатив, направленных на формирование и развитие инновационных территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткачук Людмила Тимофеевна, Корж Антон Сергеевич, Короткова Галина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster initiatives in the economy: trends and issues of implementation

The article deals with modern scientific concepts and approaches to the formation of cluster policy as the main tool for improving competitiveness and innovative development of regional and national economies. The problems and development trends of the economy and the clustering mechanism of forming and implementing programs and projects to promote the development of regional clusters. Particular attention is paid to the process of revitalization of cluster initiatives and their possible implementation in the Russian regions. We give the term «cluster initiatives» and revealed their substantial foundation that is forming and implementing programs and projects aimed at the development of regional innovation clusters. The objectives of cluster initiatives are settled and their role in the development of national and regional economies is defined. The article highlights the urgency to develop regional innovation clusters, allowing for effective transformation of inventions into innovations and innovations – in a competitive advantage. It defines the main goal of regional clusters, which is to enhance the development of innovation-oriented and high-tech enterprises in different fields. International experience of cluster initiatives has been researched, which allows us to emphasize the dynamism of most world governments to implement the process of clustering the national economies. Cluster initiatives have become a basic element of development strategies in most countries. The authors have researched a number of key laws and regulations which define the scope of the cluster policy and regulate the activity of clusters. The article identifies a number of legal, institutional and financial constraints to the implementation of cluster initiatives in the territory of the subjects of the Russian Federation. The article emphasizes the role of the state in forming the effective cluster policy aimed at promoting institutional development of clusters and creating conditions for their effective functioning, the urgency to develop cluster initiatives as a tool for developing innovation territorial clusters in Russia. The article defines objectives and guidelines for further development of initiatives aimed at the creation and development of regional innovation clusters.

Текст научной работы на тему «Кластерные инициативы в экономике: тенденции развития и проблемы реализации»

Региональная и отраслевая экономика

УДК 332.1 DOI: 10.5862/JE.221.5

Л.Т. Ткачук, А.С. Корж, Г.К. Короткова

КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ЭКОНОМИКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

L.T. Tkachuk, A.S. Korzh, G.K. Korotkova

CLUSTER INITIATIVES IN THE ECONOMY: TRENDS AND ISSUES OF IMPLEMENTATION

Рассматриваются современные концепции и научные подходы к формированию кластерной политики как главного инструмента повышения конкурентоспособности и инновационного развития региональной и национальной экономик. Анализируются проблемы и тенденции развития процесса кластеризации экономики и механизма формирования и реализации программ и проектов по стимулированию развития территориальных кластеров. Особое внимание уделяется процессу активизации кластерных инициатив и возможности их реализации на территории субъектов РФ. Дается понятие «кластерные инициативы» и раскрывается его содержательная основа, которая заключается в формировании и реализации программ и проектов, направленных на развитие инновационных территориальных кластеров. Обосновываются цели кластерных инициатив, определяется их роль в развития национальных и региональных экономик. Отмечается актуальность развития инновационных территориальных кластеров, позволяющих обеспечить эффективную трансформацию изобретений в инновации, а инноваций — в конкурентные преимущества. Определяется основная цель территориальных кластеров, которая заключается в активизации процесса развития инновационно-ориентированных и высокотехнологичных предприятий различных сфер деятельности. Изучен зарубежный опыт развития кластерных инициатив, который позволяет говорить об активной позиции правительств большинства стран мирового сообщества в реализации процесса кластеризации национальных экономик. Кластерные инициативы становятся базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Изучен ряд основных законодательных и нормативных документов, определяющих рамки кластерной политики и регламентирующих деятельность кластеров. Выделены проблемы правового, организационного и финансового характера, сдерживающие практическую реализацию кластерных инициатив на территории субъектов РФ. Особо подчеркивается роль государства в формировании эффективной кластерной политики, направленной на содействие институционального развития кластеров и создание условий для их эффективного функционирования. Обоснована актуальность развития кластерных инициатив как инструмента развития инновационных территориальных кластеров в России. Сформулированы цели и разработаны рекомендации, способствующие дальнейшему развитию кластерных инициатив, направленных на формирование и развитие инновационных территориальных кластеров.

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА; КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ; ЦЕНТРЫ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ; ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ; ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА; ПИЛОТНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ.

The article deals with modem scientific concepts and approaches to the formation of cluster policy as the main tool for improving competitiveness and innovative development of regional and national economies. The problems and development trends of the economy and the clustering mechanism of forming and implementing programs and projects to promote the development of regional clusters. Particular attention is paid to the process of revitalization of cluster initiatives and their possible implementation in the Russian regions. We give the term «cluster initiatives» and revealed their substantial foundation that is forming and implementing programs and projects aimed at the development of regional innovation clusters. The objectives of cluster

initiatives are settled and their role in the development of national and regional economies is defined. The article highlights the urgency to develop regional innovation clusters, allowing for effective transformation of inventions into innovations and innovations — in a competitive advantage. It defines the main goal of regional clusters, which is to enhance the development of innovation-oriented and high-tech enterprises in different fields. International experience of cluster initiatives has been researched, which allows us to emphasize the dynamism of most world governments to implement the process of clustering the national economies. Cluster initiatives have become a basic element of development strategies in most countries. The authors have researched a number of key laws and regulations which define the scope of the cluster policy and regulate the activity of clusters. The article identifies a number of legal, institutional and financial constraints to the implementation of cluster initiatives in the territory of the subjects of the Russian Federation. The article emphasizes the role of the state in forming the effective cluster policy aimed at promoting institutional development of clusters and creating conditions for their effective functioning, the urgency to develop cluster initiatives as a tool for developing innovation territorial clusters in Russia. The article defines objectives and guidelines for further development of initiatives aimed at the creation and development of regional innovation clusters.

CLUSTER POLICY; CLUSTER INITIATIVES; THE CENTER OF CLUSTER DEVELOPMENT; TERRITORIAL INNOVATION CLUSTERS; INNOVATION POLICY; PILOT PROGRAMS AND PROJECTS.

Введение. Развитие кластерной политики и реализация кластерных инициатив становятся сегодня одними из приоритетных направлений стратегического развития большинства стран. Все активнее используется «кластерный подход» в формировании и регулировании национальных инновационных программ и проектов.

Правительством РФ также принят ряд мер, направленных на активизацию развития кластерной политики с целью формирования инновационных территориальных кластеров, способствующих развитию механизма реализации кластерных инициатив, стимулированию процессов активизации сотрудничества региональных (муниципальных) органов управления, бизнеса и научно-образовательной среды, развитию инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса.

Несмотря на принятые меры, остается ряд проблем правового, организационного и финансового характера, сдерживающих практическую реализацию кластерных инициатив на территории субъектов РФ. Одной из таких проблем является относительная «молодость» концепций и научных подходов к формированию современной кластерной политики. Таким образом, перед научным сообществом встает задача более детального изучения и разработки научно-методических основ процесса кластеризации экономики и современной кластерной политики. Целью ее является обеспечение темпов устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики как на макро-, так и на микроуровнях.

Методика исследования. Постановка задачи: исследование проблем и тенденций развития кластерной политики и реализации кластерных инициатив, направленных на развитие инновационных территориальных кластеров.

Кластерная политика — это система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров и обеспечивающих внедрение инноваций.

Кластеризация представляет собой организационную форму модернизации современной экономики с целью повышения ее конкурентоспособности [13]. Кластеры образуют основу для притока инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур [7]. Кластер — это размещенная на некоторой территории группа взаимосвязанных компании" (поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг), инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организации, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компании" и кластера в целом [2].

«В современной экономике географическая концентрация взаимосвязанных производств, именуемая кластерами, становится одной из наиболее эффективных форм инте-

грации финансового и интеллектуального капитала, обеспечивающих и усиливающих необходимые конкурентные преимущества» [3].

Проблемы развития кластерной политики (взгляды отечественных и зарубежных ученых). Исследование проблем, связанных с развитием кластерной политики и реализацией кластерных инициатив входит в круг научных интересов многих отечественных и зарубежных ученых и практиков.

В основе методологии изучения современной кластерной политики и кластерных инициатив лежит концепция конкурентоспособности американского экономиста, профессора кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера. Он впервые ввел в научный оборот понятие «кластер» и является основоположником кластерной теории (1990 г.). В своих работах М. Портер рассматривает проблемы и тенденции развития, причины и возможности развития кластеров. Так, по его мнению, необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. Поэтому политика правительства, отмечает ученый, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеют в настоящее время высокие темпы развития, ошибочна. Он предлагает не искусственное создание кластеров сверху, а в реальной жизни обнаружение их и поддержание со стороны государственных структур и исследовательских институтов [14].

Исследования шведского ученого Кристиана Кетелса (последователя М. Портера) направлены на решение проблем кластеризации экономики. В сообществе европейских ученых К. Кетелс считается ведущим специалистом в области развития кластерных инициатив. В своих работах он отмечает, что при разработке программ государственного содействия развитию кластеров самым большим риском является продолжительность срока кластерного проекта и высокая стоимость государственных кластерных инициатив. Он считает наиболее эффективной мерой поддержки кластерных инициатив «кластерное активирование» и поясняет, что роль государства должна сводиться к снятию барьеров, мешающих эволюции кластеров, прежде

всего, улучшая экономическую среду бизнеса, создавая такую инфраструктуру, где кластер сможет развиваться самостоятельно [11].

По мнению норвежского исследователя Линды Орведал, основная проблема при определении кластерной политики государства — это собственно определение наличия кластера. Государству, отмечает автор, чрезвычайно сложно выявить многочисленные цепочки взаимосвязей внутренней среды кластера и определить финансовые и организационные риски при формировании кластеров. В большинстве случаев ни государство, ни предприятия не обладают необходимой информацией, что приводит к так называемой проблеме асимметричности информации [12].

Проблему развития кластерной политики рассматривают С.Г. Важенин, В.В. Сухих [5], особое внимание при этом они уделяют проблемам регионального характера. В своей работе они отмечают, что конкуренция между компаниями происходит на определенной территории и может (как и сотрудничество) как способствовать развитию региона, так и стать причиной кризиса. Конкурентоспособность региона зачастую определяется его умением обеспечить честную конкуренцию внутри региона, стремлением избежать и чрезмерной монополизации части рынка, и излишней конкурентной войны. Оптимизировать данную проблему призваны территориальные кластеры.

Создание территориальных кластеров — абсолютно разумное и своевременное решение, которое требует прозрачной системной финансовой и нормативной поддержки от государства. В настоящее время в России правовая база, регламентирующая процесс создания кластеров, не сформирована. Эксперты высказывают мнение об использовании нормативной практики «Сколково», что может значительно ускорить решение данного вопроса [3].

В [6] отмечается, что сегодня не сформировалось единой методики выявления перспектив кластерообразования. Как правило, кластеры формируются стихийно или предложения о формировании тех или иных интегрированных образовании" такого рода основаны на опыте других регионов.

Проблемы механизма развития кластерных образований рассматривает в своих трудах

Г.И. Бурдакова [4] и отмечает, что несмотря на декларируемое российским правительством разнообразие организационно-экономических форм развития территориальных образовании" (кластеров), практика показывает их слабое использование и низкую эффективность. Неудачи, прежде всего, вызваны отсутствием реальных экономических условии" их функционирования, непроработанностью правил игры по привлечению инвесторов, отсутствием детальных законодательных документов, льгот и преференции", какие, например, приняты для реализации проекта «Сколково».

Нельзя не согласиться с мнением о том, что сегодня кластеризация становится основой в развитии региональных рынков [10]. Ученые отмечают, что инвестиционная составляющая кластеров имеет многообещающую перспективу, которая пока не смогла проявиться вполне отчетливо. Речь идет о новом, кластерном, распределении основного капитала в отличие от традиционного, отраслевого, распределения. Эта функция кластеризации будет обнаруживаться все сильнее по мере становления рынка стратегических программных инвестиции и развития на его базе отношении" системного партнерства государства и бизнеса, которые основываются на реализации совместных взаимовыгодных проектов.

Л.П. Евстигнеева и Р.Н. Евстигнеев [10] предлагают отказаться от бюджетного финансирования как главного ресурса развития регионов. По их мнению, развитие регионов должно иметь финансовую поддержку в рамках инвестиционной кластеризации, т. е. это должна быть поддержка системы кластеров, формируемой на рынке стратегических программных инвестиции". Другим постоянным источником должны стать региональные рынки, охваченные хозяйственной деятельностью регионов, частично поддерживаемой государством. По отношению к этим источникам социальные трансферты должны быть либо достаточно скромными, либо предназначаться на вполне определенные цели. При этом исследователи отмечают: «Не следует опасаться того, что на первых порах контуры кластерной модели будут несколько размытыми. Главное — не упускать из виду общее направление развития».

О.С. Гайфутдинова [8] отмечает не только проблемы, но и положительные тенденции

развития региональных кластеров: «Предприятия, являющиеся участниками кластера, получают доступ к новым знаниям и технологиям, которые они могут использовать в своей деятельности; к дополнительным финансовым средствам, которые они могут направить на развитие бизнеса; к высококвалифицированному персоналу, а также ко многим другим ресурсам, не доступным без образования кластера».

Следует отметить, что в России процесс развития кластеров сталкивается не только с организационными и финансовыми проблемами, но и с серьезными проблемами исторического характера. Так как большая часть российской экономики создавалась вне рынка, то нельзя говорить о естественных кластерах, которые появляются в силу исторических причин, описанных М. Портером. Все вышеперечисленные проблемы кластеризации экономики не могут быть решены без активного участия государства. Учитывая мнения зарубежных ученых, можно сделать вывод о том, что основная роль государства (на высшем уровне) должна сводиться к установлениям общих для экономики страны правил, а региональным и муниципальным органам управления может быть поручена реализация конкретных кластерных инициатив. Координацию развития кластерной политики на местах должны осуществлять специализированные структуры, уполномоченные государством.

В завершение перечислим основные проблемы, сдерживающие развитие кластерной политики в России: низкое качество управления бизнесом; отсутствие ориентации многих предприятий на международный рынок; слабый уровень развития территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей разработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса; недостаточный уровень плановых решений по территориальному хозяйственному развитию; низкий уровень активности региональных органов власти в развитии кластерной политики и реализации кластерных инициатив; недостаточная проработанность законодательной и нормативно-правовой базы; отсутствие квалифицированных управленческих кадров, обладающих соответствующими

компетенциями в сфере управления кластерными проектами.

Перечисленные проблемы в той или иной мере негативно влияют на процесс развития кластеризации российской экономики. О низком уровне развития кластеров в России свидетельствуют данные рейтинга Глобального индекса конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). Так, Россия по данному показателю находится в аутсайдерах списка и отстает не только от ряда развитых стран, но и от стран группы БРИКС. В 2012 г. она заняла лишь 114-е место среди 144 стран мира (Китай, Бразилия и Индия — 23-е, 28-е и 29-е места соответственно). По нашему мнению, изменить сложившуюся ситуацию возможно только при активной реализации кластерных инициатив.

Кластерные инициативы: понятие, цели, задачи. Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Инициаторами проведения кластерной политики могут выступать центральные органы управления, региональные власти и местные объединения предпринимателей, предлагающие реализацию программ стимулирования развития кластеров. Такие программы получили название «кластерная инициатива», которая определяется как организованная попытка увеличить темпы роста и конкурентоспособность кластера в определенном регионе, вовлекая в процесс государство, бизнес и исследовательские институты.

Кластерные инициативы — это проекты, выдвигаемые организованными усилиями бизнеса, властей и/или научных организации в целях совместных действий по созданию, развитию и усилению конкурентоспособности кластера. Поддержку кластерных инициатив призваны осуществлять центры кластерного развития, сегодня они реализуют большинство государственных программ стимулирования инновации" и экономического роста во многих странах и регионах мира, в частности в Японии (программы METI и MEXT), США (i6 Challenge), Германии (Spitzencluster), Франции (Pôle de Competitivité), Швеции (VINNVÀXT) и др. [15].

На наш взгляд, кластерные инициативы — это деятельность (совместный проект, портфель проектов, программа действий) различных стейкхолдеров (физических лиц, инициативных групп и организаций) по созданию или развитию кластера, функционирующего в рамках отраслевой или межотраслевой цепочки ценностей.

Основные цели кластерных инициатив заключаются: в оптимизации отношений между предприятиями и организациями региона, действующих в рамках отраслевых и межотраслевых кластеров; в реализации совместных бизнес-проектов предприятиями и организациями региона; в создании совместных информационно-аналитических баз и инновационно-производственных площадок (совместные центры обучения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и т.д.).

К основным эффектам кластерных инициатив можно отнести: повышение доверия, улучшение отношений между предприятиями и организациями региона; экономический рост, повышение конкурентоспособности, увеличение ВРП и налоговых поступлений региона; улучшение социального и человеческого капитала региона; развитие территории, улучшение качества жизни, повышение привлекательности региона; улучшение делового и инвестиционного климата как регионов, так и государства в целом.

Стейкхолдерами кластерных инициатив (или заинтересованными лицами) могут выступать федеральные, региональные и муниципальные органы власти, профессиональные сообщества предпринимателей, другие институциональные субъекты, заинтересованные в развитии интегрированных инновационно-ориентированных структур, таких как инновационные территориальные кластеры.

С позиции современных экономических отношений кластерную политику страны или региона можно определить как портфель кластерных инициатив, оптимизируемых с точки зрения рисков и эффектов от их реализации. Помимо этого, кластерная инициатива может реализовываться в рамках программ и проектов, направленных на развитие инновационной среды регионов.

Зарубежный опыт реализации кластерных инициатив. Международные исследования свидетельствуют об относительной «молодости» проектов по активизации развития кластеров. Масштабные программы и проекты по активизации кластеров и поддержке кластерных инициатив начинают активно реа-лизовываться правительствами большинства стран мирового сообщества лишь к концу 90-х гг. XX в. Даже в наиболее развитых государствах (США, Японии, Сингапуре, Австралии, государствах — членах Европейского союза и др.) более 60 % таких проектов были запущены лишь после 1999 г. (см. рисунок).

К концу 2000-х гг. национальные программы по развитию кластеров осуществлялись в 26 государствах — членах Европейского союза. В 2006 г. ЕС был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который окончательно утвержден 21.01.2008 г. в Стокгольме на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. Основная цель принятых документов — увеличение «критической массы» кластеров, которая способна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран, так и ЕС в целом.

В 2012 г. Национальный исследовательский совет США опубликовал доклад, где кластерной политике уделено особое внимание и она позиционировалась не только как мера развития регионального уровня. В док-

ладе было отмечено, что появление кластерной политики на федеральном уровне в США стало реакцией на кризис 2008 г. Объем ежегодного финансирования по данному направлению в период 2011—2013 гг. составил 100 млн долл. В числе кластеризованных отраслей значатся фармацевтика, энергетика, компьютерные технологии, космические технологии, телекоммуникации, ядерные технологии.

Активно идет процесс формирования кластеров и в Юго-Восточной Азии и Китае, в частности в Сингапуре (в области нефтехимии) и Японии (автомобилестроение). В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 тыс. фирм с численностью сотрудников 3,5 млн чел. и уровнем продаж на сумму примерно 200 млрд долл. в год [16].

Практика реализации государственной кластерной политики в ведущих странах свидетельствует о ее высокой эффективности и результативности. В рамках государственной кластерной политики ведущих стран мира применяется широкий спектр механизмов и инструментов поддержки, стимулирования развития территориальных кластеров, включая создание специализированных координационных, консультативных и рабочих органов. Важное место отводится обеспечению организационной и экспертно-аналитической поддержки развития территориальных кластеров при прямом государственном софинансировании реализации программ и проектов и др.

% 80 п

60

Распределение кластерных инициатив по срокам возникновения [9] Я) — развитые страны; (Н) — развивающиеся страны; ( ) — транзитивные страны

Организационно-правовые и финансовые основы развития кластерных инициатив в России. Для России кластеры — относительно новое явление. Базовым документом, впервые установившим рамки кластерной политики в Российской Федерации, стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. (№ 1662-р). Создание сети территориально-

производственных кластеров обозначено в ней в качестве условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов.

В «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» от 08.12.2011 г. (№ 2227-р) также уделено особое внимание процессам формирования и поддержки кластерных инициатив. В рамках реализации данной Стратегии запланировано, что к 2016 г. в субъектах РФ будет насчитываться не менее 30 центров кластерного развития.

Одним из последних значимых документов на правительственном уровне является Приказ Минэкономразвития РФ № 275 от 21.05.2013 г. «О реализации Постановления Правительства РФ от 6 марта 2013 г. (№ 188) "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров"».

Каждое из направлений содействия развитию кластеров в России реализуется с учетом особенностей разграничения полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях. Кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов РФ.

За формирование и реализацию кластерной политики, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития РФ.

Решающую роль в становлении активизации кластерной политики в России призван сыграть объявленный в начале 2012 г. конкурс по отбору пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Такие программы занимают важное место

среди инструментов экономической политики и включены в национальные и региональные стратегии.

В докладе «Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации», подготовленном совместно Министерством экономического развития РФ и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», изложены критерии и порядок отбора пилотных инновационных территориальных кластеров в России, а также предполагаемые меры их дальнейшей государственной поддержки. Особое внимание уделено источникам и направлениям финансирования пилотных инновационных территориальных кластеров. В докладе отмечается [9]: «Достижение устойчивости развития российской экономики и повышение качества жизни населения невозможны без решения одной из сложнейших социально-экономических задач — осуществления комплексной модернизации и роста инновационной активности хозяйствующих субъектов».

В настоящее время на уровне Правительства РФ принят ряд мер и сформированы организационный (конкурсный отбор пилотных проектов кластерных инициатив) и финансовый (субсидии, гранты) механизмы, позволяющие обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию инновационной среды и формированию региональных инновационных кластеров (табл. 1).

Как видим из табл. 1, наибольшей статьей расходов является инфраструктура технико-внедренческих зон, на которую было выделено более 11 млрд р. Второй по величине статьей расходов является Инновационный центр «Сколково». Наибольший рост расходов приходится на развитие инновационных кластеров. В перспективе (к 2020 г.) государство планирует выделить еще больший объем средств на оказание помощи инновационно-активным субъектам РФ.

Ряд проектов развития инновационных территориально-производственных кластеров реализуется в инициативном порядке (табл. 2).

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, важная роль в процессе развития кластеризации экономики и содействии институциональному развитию кластеров отводится государственным органам власти.

Таблица 1

Текущие и плановые расходы на развитие инновационной инфраструктуры РФ [13]

Направления финансирования 2010 2012 2020 Прирост, %

Расходы на развитие инновационной инфраструктуры РФ, млрд руб.

Инновационный центр «Сколково» (кроме софинансирования проектов компаний) 3,99 10,0 20,0 401,2

Инфраструктура технико-внедренческих зон 11,8 7,7 10,0 — 15,3

Программа строительства технопарков в сфере высоких технологий 3,0 — — —

Итого 18,79 17,7 30,0 59,66

Дополнительные расходы на поддержку инновационного развития регионов, млрд руб.

Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам РФ, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики — 5,0 15,0 —

Финансирование наукоградов 0,54 1,0 3,0 455,56

Развитие инновационных кластеров (в т. ч. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства) 0,1 1,0 10,0 9900

Итого 0,64 7 28 4275

Таблица 2

Распределение инновационных территориальных кластеров по федеральным округам РФ

Федеральный округ Число кластеров, подавших заявки на конкурс Число кластеров, включенных в Перечень и получивших статус ИТК Доля кластеров, получивших статус ИТК, %

Европейская часть России

Центральный 26 6 23

Северо-Западный 11 3 (5 — без учета объединения кластеров) 45 (без учета объединения кластеров)

Южный 8 — —

Приволжский 22 9 41

Северо-Кавказский 1 — —

Азиатская часть России

Уральский 6 1 17

Сибирский 18 5 (7 — без учета объединения кластеров) 39 (без учета объединения кластеров)

Дальневосточный 2 1 50

К основным инициативам, проявленным Правительством РФ в решении проблем активизации развития кластерной политики и реализации кластерных инициатив, следует отнести: разработку ряда основных нормативно-правовых документов, способствующих развитию кластерной политики; форми-

рование программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров, предусматривающих порядок предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию кластерных инициатив; разработку программы развития инновационной инфраструктуры регионов

(бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров); реализацию проекта по созданию Инновационного центра «Сколко-во», включающего технический университет (8ко1ТееИ), а также несколько специализированных кластеров [1]; создание сети национальных исследовательских университетов путем присвоения ведущим высшим учебным заведениям страны соответствующего статуса («национальный исследовательский университет»), что позволяет вузам получить доступ к государственному финансированию в целях поддержки новых учебных программ, международной мобильности и научно-исследовательской инфраструктуры, а также возможности участия в рамках деятельности кластера.

Вышеперечисленные инициативы Правительства РФ направлены, в первую очередь, на создание инновационных территориальных кластеров. При поддержке государства и концентрации совокупных ресурсов (финансовых, кадровых, производственных, инновационных) инновационные территориальные кластеры должны стать эффективным инструментом активизации развития инновационно-инвестиционной среды и обеспечить комплексный подход к решению социально-экономических задач на региональном уровне.

Основная цель кластерных инициатив заключается в создании условий для эффективного развития инновационных территориальных кластеров, деятельность которых должна быть направлена на развитие инновационно-ориентированных и высокотехнологичных предприятий различных сфер деятельности, функционирующих (или создаваемых) на территории определенного региона, и создание соответствующих (организационных, финансовых) условий для эффективного взаимодействия органов государственной (региональной) власти и местного самоуправления, научно-образовательных учреждений, инвесторов, общественных организаций в интересах всех участников кластера. Для достижения данной цели рекомендуется принять следующие меры:

- сформировать эффективную систему взаимодействия в форме государственно-частного партнерства и создать условия для установления договорных отношений между все-

ми участниками территориального кластера;

- разработать эффективную инвестиционную политику, способствующую активному привлечению отечественных и зарубежных инвесторов и обеспечить реализацию совместных кластерных программ и проектов;

- создать условия для непрерывного роста уровня имеющихся технологий с учетом мировых и отечественных стандартов качества, расширения спектра имеющихся технологических возможностей и активного развития трансфера инноваций в рамках деятельности кластера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сформировать благоприятную среду для развития инновационно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса — участников территориального кластера (льготное налогообложение, законодательная защищенность, доступность к информационно-аналитическим материалам в области инноваций, организационная и финансовая поддержка);

- создать при непосредственном участии государственных органов власти и местного самоуправления специальный фонд поощрения инновационно-активных субъектов кластерных инициатив (предприятий, частных лиц).

Результаты исследования. Итак, обоснована актуальность развития кластерных инициатив как одного из эффективных инструментов формирования и реализации программ и проектов, направленных на развитие инновационных территориальных кластеров. Выявлены и обобщены основные проблемы и тенденции развития кластерной политики и реализации кластерных инициатив. Дано понятие «кластерные инициативы», раскрыты его содержательные основы, сформулированы цели, задачи, определена степень участия государственных органов власти в реализации кластерных инициатив? Обобщен зарубежный опыт и выявлены основные направления развития зарубежных кластерных инициатив, который позволяет говорить об активной позиции правительств большинства стран мирового сообщества в реализации процесса кластеризации национальных экономик. Выделен ряд основных законодательных и нормативных документов, определяющих рамки кластерной политики в России и регламентирующих организационную и фи-

нансовую деятельность субъектов, осуществляющих реализацию кластерных инициатив? обоснована цель кластерных инициатив и разработаны мероприятия, способствующие ее достижению.

Выводы. В настоящее время кластерные инициативы следует рассматривать в качестве одного из ключевых инструментов кластерной политики, позволяющего с максимальной эффективностью реализовать про-

граммно-целевой подход к активизации развития инновационных территориальных кластеров. В свою очередь, развитие инновационных территориальных кластеров позволит решить широкий круг задач: усилить конкурентоспособность, добиться повышения инвестиционной привлекательности, повысить занятость населения, увеличить налоговые поступления в бюджеты регионального и муниципального уровней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Е.Н. Кластерная концепция в инновационном развитии региона: вопросы теории и российская практика // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2720—2724.

2. Бабкин А.В., Мошков А.А., Новиков А.О. Анализ методов и моделей оценки инновационного потенциала промышленного кластера // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 4(151). С. 84—90.

3. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии ре-индустриализации России: моногр. Изд. 2-е, перераб. и доп. В 2 ч. Ч. 2. СПб.: ИНИР, 2015. 543 с.

4. Бурдакова Г.И. Территориально-организационные формы и механизмы развития инновационно-промышленных предприятий (на примере Дальнего Востока) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6(209). С. 73—82.

5. Важенин С.Г., Сухих В.В. Потенциал конкурентного сотрудничества компаний в реиндуст-риализации России // Экономическое возрождение России. 2014. № 4(42). С. 78.

6. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клев-цова М.Г. Векторный анализ кластерных инициатив региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 43—50.

7. Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие для вузов. М.: ТЕИС, 2000. 253 с.

8. Гайфутдинова О.С. К вопросу оценки функционирования регионального инновационного кластера // Инновационная экономика и промышленная политика региона. 2011. Т. 1. С. 37—41.

9. Гохберг Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: Высшая школа экономики, 2013. 108 с.

10. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Макроэкономические аспекты региональной политики // Экономическая политика. 2006. № 4, декабрь. С. 112.

11. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe // Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.

12. Orvedal L. Industrial clusters, asymmetric information and policy design // Norwegian School of Economics and Business Administration. Discussion Paper 25/02.

13. Наумова О.Н. Особенности формирования территориальных кластеров в современной экономике // Вектор науки ТГУ. 2014. № 3(29).

14. Портер Э. Конкуренция: пер. с англ; учеб. пособие. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. 495 с.

15. Российская кластерная обсерватория. Кластерная политика в России. URL: http://cluster.hse. ru/cluster-policy/ (дата обращения: 28.03.2015).

16. Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран : Экономический портал. URL: http://institutiones.com/strategies/1928 (дата обращения: 28.03.2015).

REFERENCES

1. Aleksandrova E.N. Klasternaia kontseptsiia v innovatsionnom razvitii regiona: voprosy teorii i rossiiskaia praktika. Fundamental'nye issledovaniia. 2013. № 10. S. 2720-2724. (rus)

2. Babkin A.V., Moshkov A.A., Novikov A.O. Analysis method and model estimation of innovative

potential of industrial clusters. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2012, no. 4(151), pp. 84-90. (rus)

3. Bodrunov S.D. Formirovanie strategii reindustrializatsii Rossii: monografiia. Izd. 2-e, pererab. i dop. V 2 ch. Ch. 2. SPb.: INIR, 2015. 543 s. (rus)

4. Burdakova G.I. Clusters of organizational forms and arrangements development of innovative-industrial enterprises (the Far East as an example). St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 6(209), pp. 73-82. (rus)

5. Vazhenin S.G., Sukhikh V.V. Potentsial konkurentnogo sotrudnichestva kompanii v reindustrializatsii Rossii. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2014. № 4(42). S. 78. (rus)

6. Vertakova Iu.V., Polozhentseva Iu.S., Klevtsova M.G.

Vector analysis of regional cluster Initiatives. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 1(211), pp. 43-50. (rus)

7. Vuros A.D., Rozanova N.M. Ekonomika otraslevykh rynkov ucheb. posobie dlia vuzov. M.: TEIS, 2000. 253 s. (rus)

8. Gaifutdinova O.S. K voprosu otsenki funktsionirovaniia regional'nogo innovatsionnogo klastera. Innovatsionnaia ekonomika i promyshlennaia politika regiona. 2011. T. 1. S. 37-41. (rus)

9. Gokhberg L.M. Pilotnye innovatsionnye territorial'nye klastery v Rossiiskoi Federatsii. Pod red. L.M. Gokhberga, A.E. Shadrina. M.: Vysshaia shkola ekonomiki, 2013. 108 s. (rus)

10. Evstigneeva L.P., Evstigneev R.N.

Makroekonomicheskie aspekty regional'noi politiki. Ekonomicheskaia politika. 2006. № 4, dekabr'. S. 112. (rus)

11. Ketels C. Clusters of Innovation in Europe. Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions. Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003.

12. Orvedal L. Industrial clusters, asymmetric information and policy design. Norwegian School of Economics and Business Administration. Discussion Paper 25/02.

13. Naumova O.N. Osobennosti formirovaniia territorial'nykh klasterov v sovremennoi ekonomike. Vektor nauki TGU. 2014. № 3(29). (rus)

14. Porter E. Konkurentsiia: per. s angl; ucheb. posobie. M.: Izd. dom «Vil'iams», 2000. 495 s. (rus)

15. Rossiiskaia klasternaia observatoriia. Klasternaia politika v Rossii. URL: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/ (data obrashcheniia: 28.03.2015). (rus)

16. Vlaskin G.A., Lenchuk E.B. Klasternyi podkhod v strategii innovatsionnogo razvitiia zarubezhnykh stran : Ekonomicheskii portal. URL: http://institutiones.com/ strategies/1928 (data obrashcheniia: 28.03.2015). (rus)

ТКАЧУК Людмила Тимофеевна — профессор Иркутского национального исследовательского технического университета, кандидат экономических наук.

664074, ул. Лермонтова, д. 83, г. Иркутск, Россия. E-mail: tlt60@mail.ru

TKACHUK Liudmila T. — Irkutsk National Research Technical University.

664074. Lermontov str. 83. Irkutsk. Russia. E-mail: tlt60@mail.ru

КОРЖ Антон Сергеевич — аспирант Иркутского национального исследовательского технического университета.

664074, ул. Лермонтова, д. 83, г. Иркутск, Россия. E-mail: korzh_as@mail.ru

KORZH Anton S. — Irkutsk National Research Technical University.

664074. Lermontov str. 83. Irkutsk. Russia. E-mail: korzh_as@mail.ru

КОРОТКОВА Галина Константиновна — доцент Иркутского национального исследовательского технического университета, кандидат экономических наук.

664074, ул. Лермонтова, д. 83, г. Иркутск, Россия. E-mail: galina-27.84@mail.ru

KOROTKOVA Galina K. — Irkutsk National Research Technical University.

664074. Lermontov str. 83. Irkutsk. Russia. E-mail: galina-27.84@mail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.