ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИРОВСКОИ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Раиса Александровна ЩИНОВА"*, Лариса Анатольевна СУВОРОВАь, Лилия Леонидовна ЗАУШИЦЫНА<:
а доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Вятский государственный университет,
г. Киров, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики, Вятский государственный университет,
г. Киров, Российская Федерация
с ассистент кафедры экономики, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация [email protected]
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 22.04.2015 Одобрена 13.05.2015
УДК 332.1
Ключевые слова:
биотехнологии, биофармацевтика, инновации, технологический кластер, конкурентоспособность
Аннотация
Предмет. Концепция кластерного подхода становится одной из новых форм успешного регионального развития. Она активно используется российскими регионами для обеспечения ускоренного и качественного развития территорий. Процесс формирования инновационных технологических кластеров ведется в Кировской области с 2009 г. В статье рассмотрены механизмы формирования и реализации региональной кластерной политики в сфере биотехнологий, биофармацевтики и 1Т-технологий, а также основные инструменты активизации и управления кластерными инициативами в регионе.
Цели и задачи. Цель исследования - анализ перспективы экономического развития Кировской области на основе кластерного подхода.
Задачи исследования: рассмотрение базовых положений методологии кластерного подхода в реализации региональной экономической политики, анализ механизма формирования и реализации региональной кластерной политики, определение целей и принципов кластерной политики области, а также первостепенных задач региональных органов власти в рамках реализации региональной кластерной политики.
Методология. На основе статистических методов, методов сравнительного анализа и синтеза рассмотрен механизм формирования и реализации региональной кластерной политики в сфере биотехнологий, биофармацевтики и 1Т-технологий Кировской области, определены основные инструменты активизации и управления кластерными инициативами в регионе. Результаты. Проанализированы существующий механизм формирования и реализации кластерной политики области, состояние инновационной инфраструктуры деятельности кластеров. Предложены показатели эффективности реализации кластерной политики области. Определены первостепенные задачи региональных органов власти в рамках реализации региональной кластерной политики.
Выводы. Проведенные исследования показали, что эффективность реализации кластерной политики в Кировской области во многом будет зависеть от скорости формирования и степени координации всех уровней управления развитием инновационных технологических кластеров, способности региона гибко и оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды рынка, учета потребностей развивающихся кластеров, а также от разработки и применения эффективных и востребованных механизмов поддержки кластеров.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В Российской Федерации происходят серьезные структурные изменения в промышленной и научно-технической политике, меняется взгляд на проблему импортозамещения и комплексного развития территории страны. Одной из основных задач территориального стратегического планирования
становится повышение конкурентоспособности экономических систем регионов [1]. Реализация этой задачи осуществляется через применение новых форм и инструментов обеспечения ускоренного и качественного развития, в том числе с использованием кластерного подхода.
Рассмотрим базовые положения методологии кластерного подхода. Как правило, в современных исследованиях авторы отмечают актуальность применения данного метода, однако не определяют сущность феноменов, лежащих в основе организации процесса экономической кластеризации: «кластерной политики» и «кластерных инициатив». Для формирования действенной методологии управления процессами кластеризации социально-экономического пространства регионов Российской Федерации необходимо конкретизировать терминологию.
Процесс экономической кластеризации реализуется на базе основных положений кластерной теории, которую отличает ее абстрактный характер [2]. Управляющие усилия государства всегда конкретны, имеют определенную направленность, решают актуальные задачи развития территории посредством допустимого в условиях рыночной экономики набора инструментов кластеризации. Поэтому, с одной стороны, важна четкая идентификация кластера как объекта кластерной теории, а с другой -как предмета государственного управления1.
Понятие «кластер» является одним из элементов стратегии конкурентной борьбы, предложенной ведущим специалистом в области конкурентной стратегии и конкурентной борьбы на международных рынках М. Портером, профессором кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School). Согласно его теории кластер - это большое количество однородных и взаимосвязанных друг с другом фирм, расположенных на относительно небольшой территории или в рамках одной национальной экономики, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [3]. Профессор М. Портер выделил несколько функций кластера в экономическом развитии страны [4]:
во-первых, кластеры - это критические двигатели в экономической структуре национальной и региональной экономики;
во-вторых, кластеры могут определять фундаментальные задачи в национальных или региональных условиях ведения бизнеса;
в-третьих, кластеры обеспечивают новый способ мышления в сфере экономики, заставляют пересмотреть роли частного сектора, власти, торговых ассоциаций, образовательных и
1 Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. URL: http://www. rsr-online.ru/doc/norm/222.pdf.
исследовательских учреждений в экономическом развитии, определить общие возможности.
Кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей, приобретает качественно новые характеристики, соответствующие известной формуле «1+1=3». Компании в рамках кластера конкурируют и одновременно кооперируются друг с другом, извлекая выгоды из специфических местных активов, совместного расположения и социальной встроенности. Кластер становится средством преодоления замкнутости компаний на внутренних проблемах, инертности и негибкости, которые уменьшают или полностью блокируют положительное влияние конкуренции и появление новых фирм в отрасли. Компании (участники кластера) начинают вкладывать инвестиции в специализированные родственные технологии, инфраструктуру, человеческие ресурсы. Кластеры становятся объектами пристального внимания власти, финансовых структур, мощным инструментом для стимулирования регионального развития, повышения устойчивости и конкурентоспособности экономики региона.
Методология кластерной модели управления, основоположником которой в начале 1990-х гг. был М. Портер, представлена в трудах M. Энрайта, Т. Андерссона, К. Кетелса, Г. Линдквиста, О. Солвелла, Е. Фезера, С. Розенфелда и др.
Теоретические и практические исследования проблем формирования и эффективного функционирования территориальных кластеров, а также вопросы, связанные с управлением их развитием на основе кластерной региональной политики, рассматриваются российскими учеными в меньшей степени. Наиболее полно данные вопросы исследованы в трудах В.Л. Абашкина, Г.Д. Боуш, Л.М. Гохберга, Е.С. Куценко, Т.В. Миролюбовой, И.В. Пилипенко, В.И. Самарухи, А.Е. Шадрина.
Прогнозированию социально-экономического развития регионов посвящены публикации М.К. Бадмана, А.Н. Гранберга, В.В. Егорова, С.А. Суспицына, В.А. Цыбатова.
В то же время анализ существующих исследований проблем кластеризации экономик зарубежных стран (Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Норвегия, Нидерланды)2 и регионов Российской Федерации [5] позволил сделать следующие выводы:
2 The concept of clusters and cluster policies and their role for competitiveness and innovation: main statistical results and lessons learned. PRO INNO / Europe paper, 2008. Vol. 9. URL: http: //www. clusterobservatory. eu.
во-первых, национальные особенности кластерной политики определяют направленность кластерных инициатив [6];
во-вторых, национальная кластерная политика стран различается по уровню вмешательства государства в процессы кластеризации [7];
в-третьих, уровень развития кластерной политики в российских регионах является достаточно низким, он значительно отстает от подобного показателя европейских стран [8].
В целом исследователи формулируют три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту его функционирования [9, 10, 11]:
это регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);
это вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
это отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, химический кластер) или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, биотехнологический кластер).
Таким образом, кластер представляет собой форму организации экономических отношений [12]. Первоначально кластерный подход использовали в исследованиях проблем конкурентоспособности, однако в принятом курсе на построение инновационной экономики кластер стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:
- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли [13];
как основа государственной промышленной политики [14];
- при разработке стратегий и программ регионального развития;
- как основа стимулирования инновационной деятельности [15];
- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса, бизнеса и науки.
В основе кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание современного инновационного продукта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, кластер можно представить в качестве сложной экономической системы [16].
Кластерные системы формируются на основе трех принципов (в зависимости от структуры, размера и вида деятельности) [17]:
общности интересов потенциальных участников (взаимосвязанные области деятельности, общий рынок или сфера активности);
- концентрации (расположение, удобное для регулярных контактов);
взаимодействия (взаимосвязи, взаимозависимость с большим разнообразием формальных и неформальных отношений).
При этом крайне важными являются механизмы финансирования кластерной системы. Среди наиболее значимых статей затрат на деятельность кластера следует отметить следующие затраты:
- на создание кластера как упорядоченную и организованную в какое-либо коммерческое объединение совокупность организаций;
- на развитие инфраструктуры и ее поддержание;
на отдельные проекты и программы такого кластера.
Финансирование создания кластера, как правило, ведется на основе бюджетных ресурсов или крупного спонсора (например, ключевого предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах осуществляется как на основе смешанного финансирования (взносы предприятий-участников кластеров и бюджетное финансирование -распространено в Германии), так и в отсутствие или с минимальным участием бюджетных ресурсов (наиболее свойственно Великобритании). Для Российской Федерации, на взгляд авторов, оптимален вариант интеграции ресурсов бюджетов различного уровня через целевые программы и специализированные фонды, вклады участников кластера.
Организация кластеров возможна по инициативе государственных органов различного уровня в целях развития конкурентоспособности и инновационной активности, а также по инициативе ведущего предприятия, располагающего достаточным капиталом, научным и технологическим потенциалом, трудовыми ресурсами и т.п.
В процессе становления кластер проходит несколько основных стадий, к которым можно отнести:
мотивацию потенциальных участников;
разработку общей инновационной и кластерной стратегий;
- разработку пилотного проекта;
- разработку стратегического проекта;
стадию инновационного проектирования.
Базовым документом, впервые установившим рамки кластерной политики в Российской Федерации, явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.3. Создание сети территориально-производственных кластеров обозначено в ней в качестве условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов.
На необходимости поддержки кластерных инициатив акцентирует внимание и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года4. Предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации инновационной деятельности.
Инновационное развитие экономики на основе стимулирования кластеризации предполагает инициативу и совместные действия не только бизнеса, но и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Требуется оценить и сформулировать региональную кластерную политику, которая должна включать:
ликвидацию формальных барьеров для развития инновационной деятельности;
инвестирование в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора;
- инвестирование в инфраструктуру.
Функции государственной власти всех уровней, научно-образовательных учреждений и бизнеса при развитии кластеров должны быть взаимодополняющими5. В частности, региональные
3 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
4 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р
5 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации. М.: НИУ ВШЭ, 2013 108 с.
органы власти должны инициировать процессы кластеризации и всемерно оказывать поддержку потенциальным участникам объединения, проводить активную работу в построении взаимодействия между организациями кластера.
В настоящее время на федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить финансовую поддержку развития инновационных технологических кластеров, к которым можно отнести:
- поддержку реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках государственных и федеральных целевых программ;
- предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации проектов развития пилотных кластеров;
- предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров.
Развивать кластер в отрыве от развития территории региона в целом неэффективно. Кластеры являются открытыми системами, которые стимулируют конкуренцию.
Кластерная политика как система государственных мер и механизмов, направленных на стимулирование появления кластеров в приоритетных отраслях экономики региона и поддержку действующих кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности региональной экономики, а также участников кластера, рассматривается в качестве альтернативы традиционной отраслевой политике, в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей. При активном формировании кластерных образований развитие российских регионов приобретает инновационный характер, становится все менее зависимым от энергосырьевой базы и сложившихся центров концентрации финансовых потоков [18]. Поэтому инновационный характер кластеров позволяет сформировать в регионе устойчивые научно-производственные кооперационные связи и инновационные сети.
В Кировской области процесс формирования инновационных технологических кластеров ведется
с 2009 г. В Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г. формирование новых центров социально-экономического развития через создание сети инновационных технологических кластеров является одним из приоритетных направлений развития экономики.
Кировская область - это исторически сложившийся центр биотехнологий Российской Федерации, обладающий хорошей научной, учебной, производственной биотехнологической базой, поэтому перспективной точкой роста экономики региона и площадкой для внутрикластерной кооперации является развитие сферы инновационных биотехнологий и биофармацевтики6.
Ключевые инновационные технологические кластеры Кировской области формируются в следующих инновационных сферах:
1) в биотехнологии (некоммерческое партнерство «Биотехнологический кластер Кировской области», созданное на базе ООО «Агровет»). Основное направление работы кластера - это реализация перспективных направлений по использованию биогазовых установок в развитии малой энергетики и органического земледелия;
2) в биофармацевтике (некоммерческое партнерство «Биофармацевтический кластер «Вятка-Биополис», созданное на базе компаний ООО «Нанолек», ФГУП «НПЦ «Фармзащита», ООО «Агровет» и ОАО «АВВА РУС»). Ключевая особенность кластера - это первый в Российской Федерации вирусологический биофармацевтический кластер, имеющий тройное назначение в области фармацевтики, ветеринарии и обеспечения бактериологической защиты населения. Кластер призван обеспечить полный цикл разработки инновационных вакцин и биотехнологических препаратов: от исследований до серийного производства;
3) в биотехнологии и фармацевтике (некоммерческое партнерство «Кластер по развитию биотехнологий и фармацевтики «Восток» на базе ООО «БиоХимЗавод» и ООО «Восток»). Кластер является крупнейшей мировой площадкой биоэнергетики, специализирующейся на гидролизном производстве;
6 Наумова Л.Л. Предпосылки формирования промышленного кластера для обеспечения конкурентоспособности экономической системы Кировской области // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 7. С. 52-63.
4) в информационных технологиях (некоммерческое партнерство «Геоинформационный кластер «ГеоКиров). Успешный опыт создания и функционирования в Кировской области кластеров в сфере биотехнологий и биофармацевтики позволил сформировать на территории региона кластер в сфере информационных технологий. Созданный в 2013 г. «Геоинформационный кластер «ГеоКиров» является первым кластером в сфере геоинформатики, не имеющий аналогов в субъектах Российской Федерации. Кластер ориентирован на использование космических и геоинформационных технологий, продуктов и услуг в интересах социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Кировской области практически во всех сферах. К ним относятся сельское, дорожное и водное хозяйства, природопользование, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, мониторинг окружающей среды, недвижимость, земельные ресурсы, совершенствование регионального и муниципального управления и др. [19].
В рамках биотехнологических кластеров в области реализуются федеральные и межрегиональные проекты в сфере биотехнологий:
- совместный проект ООО «Нанолек» и ОАО «РОСНАНО» по выпуску фармацевтических препаратов по стандартам GMP. Планируется, что к 2017 г. кластер обеспечит полный цикл разработки инновационных вакцин и биотехнологических препаратов (от исследований до серийного производства). Проект предусматривает создание научно-исследовательского центра с опытным производством, центра доклинических исследований с виварием, социальной инфраструктуры. Общий объем инвестиций составит более 4 095 млн руб. В результате реализации проекта в период с 2013 по 2017 г. налоговые поступления в бюджет Кировской области составят 827,8 млн руб., будет создано 400 новых рабочих мест;
- федеральный проект ФГБУ «Российский медицинский научно-производственный центр «Росплазма» Федерального медико-биологического агентства по строительству завода, который будет производить препараты крови.
Кировская область становится площадкой эффективного обсуждения ключевых вопросов региональной политики страны по созданию современной биоиндустрии и развитию полноценной
экономики нового типа - биоэкономики в рамках проводимого в Кирове Международного экономического форума «БиоКиров».
Синергетический эффект от внутрикластерной кооперации, уровень и скорость положительной динамики развития экономики области в будущем во многом будут зависеть от создаваемой в настоящее время в Кировской области региональной кластерной политики, от эффективности создаваемого механизма формирования условий функционирования и управления развитием инновационных технологических кластеров.
Кластерная политика области должна формироваться исходя из следующих принципов:
- согласованности (формирование, реализация и корректировка кластерной политики области осуществляются во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и Кировской области, субъектами инновационной деятельности, специализированными коммерческими и некоммерческими организациями, с существующими и потенциальными участниками кластеров;
открытости (исполнительные органы государственной власти Кировской области реализуют механизмы взаимодействия в сфере кластерной политики через центр кластерного развития, а также взаимодействуют с участниками кластеров в целях реализации и корректировки кластерной политики региона. Информация о реализации всех мероприятий в области кластерной политики является открытой);
- системности (при формировании, реализации и корректировке кластерной политики учитываются факторы комплексности и взаимосвязи нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических решений, мер и механизмов);
эффективности (исполнительные органы государственной власти области в целях обеспечения возможности действенного государственного регулирования проводят мониторинг реализации всех мероприятий в сфере кластерной политики, а также оценку полноты и эффективности планируемых мероприятий, принимая необходимые решения по их корректировке и дополнению);
- единства (обеспечение единого организационного и методологического подхода к организации
работы по формированию и развитию кластеров с учетом специфики конкретных кластеров, реализации кластерной политики на федеральном и региональном уровнях).
Основными целями кластерной политики Кировской области должны стать:
повышение ко нкуренто способности регионального бизнеса;
расширение возможностей для инновационного развития региона;
оптимизация взаимодействия между различными субъектами экономического развития (органами государственной власти, крупным, средним и малым бизнесом, научно-образовательным сообществом);
формирование имиджа области как инновационно привлекательной территории.
В рамках реализации региональной кластерной политики органам власти региона необходимо решить ряд первостепенных задач.
Во-первых, создать нормативную правовую базу и систему информационно-консультационной поддержки кластеров, в том числе разработать концепцию кластерной политики Кировской области (определить цели, задачи и принципы кластерной политики региона), структуру региональной системы управления кластерами и эффективную систему мер государственной поддержки биотехнологических кластеров.
Во-вторых, поэтапно формировать полноценную инфраструктуру кластерного развития, в том числе создать специализированные органы управления развитием кластеров региона (управляющую компанию, координатора, совет кластера, др.).
В-третьих, создать условия для развития уже действующих региональных инновационных технологических кластеров и формирования в области новых кластерных образований (оказание государственной поддержки, организация консультаций для потенциальных участников кластеров, создание инвестиционной инфраструктуры).
В-четвертых, осуществлять постоянный мониторинг основных результатов мероприятий по достижению ключевых целей и задач реализации региональной кластерной политики, объективно оценивать эффективность созданной системы управления развитием инновационных технологических кластеров, своевременно корректировать и
качественно улучшать стратегию кластерного развития Кировской области.
Складывающаяся в настоящее время в Российской Федерации система управления инновационными технологическими кластерами находится на начальном этапе своего формирования и имеет сложный многоуровневый характер. Анализируя лучшие российские проекты инновационных кластеров (25 пилотных проектов), можно сделать вывод о том, что система управления должна включать три необходимых и взаимосвязанных уровня (рис. 1) [19].
первый уровень - заинтересованные министерства, агентства, комиссии федерального уровня (Минэкономразвития России, Межведомственная комиссия по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и др.) и федеральные институты развития (группа Внешэкономбанка, ОАО «РВК», Российский фонд технологического развития, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию), осуществляющие косвенное
управление кластерами на всей территории Российской Федерации.
второй уровень - заинтересованные стороны региона: исполнительные органы власти субъектов Федерации, крупные компании с государственным участием, центры кластерного развития регионов (ЦКР). В Кировской области второй уровень управления представлен региональным правительством, крупными компаниями с государственным участием («Роснано», «Роскосмос», «Ростех») и Центром кластерного развития Кировской области.
третий уровень управления инновационными технологическими кластерами появляется, как правило, уже в достаточно развитых кластерных образованиях и включает непосредственно органы управления кластером: совет кластера, управляющую компанию или организацию-координатора. В Кировской области только НП «Биотехнологический кластер Кировской области» имеет в своей структуре орган управления кластером - Совет кластера.
Масштаб деятельности управляющей организации определяется интенсивностью ее участия в
Рисунок 1
модель системы управления инновационными технологическими кластерами (Итк) в российской федерации
Источник: авторская разработка.
Рисунок 2
Инновационно-инвестиционная инфраструктура деятельности биотехнологических кластеров кировской области
Источник: авторская разработка.
непосредственном управлении конкретным кластером: чем выше уровень, тем меньше интенсивность участия в управлении.
Концепция кластерной политики Кировской области на период до 2020 г. утверждена распоряжением правительства Кировской области от 30.12.2014 № 145. Она закрепляет единый подход к реализации региональной кластерной политики и определяет мероприятия по стимулированию формирования и развития кластеров в приоритетных отраслях экономики. В регионе создается сеть организаций инновационно-инвестиционной инфраструктуры (созданы - Центр инноваций, Центр регионального развития, Центр поддержки экспорта, Фонд поддержки малого предпринимательства, Корпорация развития Кировской области, бизнес-инкубатор (рис. 2); формируется структура региональной системы управления кластерами.
Опыт формирования и успешного функционирования пилотных инновационных технологических кластеров в регионах Российской Федерации показывает, что основными условиями эффективного государственного управления в сфере кластерной
политики являются создание специализированных организаций, уполномоченных на оперативное управление кластерами, и разработка мер государственной поддержки кластеров. Так, с 2010 г. федеральная программа поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривает финансирование создания и развития специализированных организаций управления кластерным развитием регионов - центров кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Центры кластерного развития должны оказывать помощь участникам кластеров при принятии решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластера, выработку методологических подходов к осуществлению кластерной политики в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 2097 центры кластерного развития могут создаваться в качестве объекта инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наряду с бизнес-инкубаторами и промышленными парками.
7 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Центры кластерного развития могут создаваться в качестве структурных подразделений юридического лица или как самостоятельные юридические лица, учредителями которых являются субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Отбор заявок регионов для софинансирования создания центров кластерного развития осуществляется на конкурсной основе. В 2010 г. Минэкономразвития России отобрало заявки Республики Татарстан, Пермского края, Калужской, Самарской, Ульяновской и Томской областей, Санкт-Петербурга, а в 2011 г. -Алтайского края, Астраханской, Воронежской, Курганской, Пензенской областей, в 2013 г. -Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа [20].
Кировская область приняла участие в конкурсе Минэкономразвития России в 2013 г. По итогам конкурса было составлено соглашение о предоставлении субсидии областному бюджету на организацию работ по созданию центра кластерного развития и обеспечению его деятельности. Объем федеральной субсидии Кировской области составил 3 млн руб., а общий объем финансирования на 2014 г., включая средства областного бюджета, составил около 4 млн руб. В начале 2014 г. на базе Кировского областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и
Рисунок 3
взаимодействие центров кластерного развития с основн малого и среднего предпринимательства на территории
муниципальных услуг» (МФЦ) был создан Центр кластерного развития Кировской области - основной координатор проектов, обеспечивающих развитие инновационных территориальных кластеров, и кооперационного взаимодействия участников территориальных кластеров в регионе.
Центр кластерного развития функционирует в тесном взаимодействии с департаментом предпринимательства и торговли Кировской области, Вятской торгово-промышленной палатой, Центром регионального развития, Центром поддержки экспорта и Центром инноваций Кировской области. Создание центра кластерного развития на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг обусловило тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти (Управлением ФНС России по Кировской области, Управлением Росреестра по Кировской области, департаментом промышленного развития и департаментом государственной собственности Кировской области) и органами местного самоуправления, что позволяет оказывать значительную помощь представителям малого и среднего бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг (рис. 3).
Основной целью деятельности центров кластерного развития Кировской области является создание условий для эффективного взаимодействия
1ми субъектами инфраструктуры поддержки кировской области
Источник: авторская разработка.
участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и инвесторов в интересах развития инновационных территориальных кластеров, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
Основными задачами центров по развитию территориальных кластеров области являются:
- разработка программ развития территориальных кластеров и инвестиционных программ по их реализации;
- участие в интеграции разработок программ развития кластеров, программ Кировской области и федеральных целевых программ;
- участие в разработке и реализации совместных кластерных проектов с привлечением участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки.
Центр кластерного развития Кировской области оказывает информационные, консультационные, маркетинговые и юридические услуги участникам региональных технологических кластеров на безвозмездной основе и на условиях софинансирования. При участии Центра на территории Кировской области биофармацевтический кластер «Вятка-Биополис» реализует крупный федеральный проект - «Создание биотехнологического производства вакцин и биопрепаратов по стандартам GMP».
Основными результатами эффективности реализации кластерной политики Кировской области должны стать показатели, отражающие степень достижения задач по формированию условий для развития инновационных технологических кластеров и обеспечению эффективной поддержки кластерных проектов, к основным из которых можно отнести:
увеличение количества кластеров в приоритетных отраслях экономики и усиление межкластерных связей;
увеличение объема инвестиций в основной капитал;
- рост производительности труда;
- рост валового регионального продукта в разрезе видов деятельности участников кластера.
Плановые значения показателей реализации кластерной политики Кировской области должны быть закреплены в государственных программах
органов исполнительной власти области, являющихся ответственными исполнителями по отдельным мероприятиям, направленным на реализацию кластерной политики региона.
Эффективность реализации кластерной политики в регионе во многом будет зависеть от оперативности формирования и степени координации всех уровней управления развитием технологических кластеров, способности региона гибко и оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды рынка, учета потребностей развивающихся кластеров, разработки и применения эффективных и востребованных механизмов их поддержки.
Недостаточная согласованность действий органов управления развитием кластеров может привести к искусственному созданию региональных кластеров под каждую программу развития, растрате средств из федерального и регионального бюджетов, т.е. к отсутствию положительного результата. Еще одной необходимой задачей, требующей оперативного решения, является разработка и внедрение системы оценки эффективности управления развитием региональных технологических кластеров Кировской области как для участников кластера, так и для экономики региона в целом [19]. Отсутствие системы оценки приводит к ошибкам в выборе направлений государственной поддержки кластеров. В настоящее время большая часть бюджетных средств инвестируется в развитие базовой инфраструктуры региона (транспортной, энергетической, ЖКХ), а концентрация ресурсов на развитие инструментов поддержки кооперационного взаимодействия участников биотехнологических кластеров и проектов межкластерного сотрудничества пока недостаточна.
Таким образом, реализация кластерной политики в Кировской области способствует росту конкурентоспособности региона за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера в целях опережающего развития отдельных направлений научных исследований и технологических разработок в сфере биотехнологий, фармацевтики и информационных технологий, включая расширение доступа к инновациям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижение транзакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов участников кластера и продуктивной конкуренции. Формирование кластеров на территории Кировской
области позволит решить не только отраслевые задачи Это позволит обеспечить равномерность и
региона, но и будет способствовать многополярному сбалансированность пространственного развития
распределению точек роста по территории страны. Российской Федерации.
список литературы
1. Щинова Р.А. Методология оценивания экономической эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия: монография. Киров: ВЕСИ, 2012. 347 с.
2. Куценко Е.С., Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография. Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. 240 с.
3. PorterM. Clusters and the new economics of competition // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. № 6. P. 77-91.
4. PorterM. Location, competition, and economic development: local clusters in a global economy // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14. № 1. P. 15-34.
5. Regional Clusters in Europe: European Commission Report. Observatory of European SMES: Enterprise Publications, 2002.
6. Абашкин В.Л. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации. М.: НИУ ВШЭ, 2013. 108 с.
7. Кашбиева Р. Промышленные кластеры в региональной экономике: инновационная составляющая // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 9-10. С. 72-79.
8. Фролов А.В., Фролов ДВ., Исаева В М. Кластерная стратегия развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 8. С. 144-147.
9. Абашкин В.Л. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С.16-27.
10. Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Проблемы прогнозирования. 2010. № 5. С. 38-51.
11. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. 2011. № 9. С. 93-107.
12. Домбровский М.А. Методологические проблемы экономической кластеризации // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 241-245.
13. Nishimura J., Okamuro H. Subsidy and networking: the effects of direct and indirect support programs of the cluster policy // Research Policy. 2011. Vol. 40. P. 714-727.
14. Ketels Ch. Industrial Policy in the United States. Special Issue on the Future of Industrial Policy // Journal of Industry, Competition and Trade. 2007. Vol. 7. № 3-4. P. 143-323.
15. Duranton G. California Dreamin': The Feeble Case for Cluster Policies // Review of Economic Analysis. 2011. № 3. P. 3-45.
16. Ковалева И.Н. Методы и принципы устойчивого развития региональных экономических кластеров // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 305-312.
17. Миролюбова Т.В. Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 64. № 5. С. 224-229.
18. МакароваЕ.А., Соколова А.В. Лучшие практики оценки научно-технологического Форсайта: базовые элементы и ключевые критерии // Форсайт. 2012. Т. 6 № 3. С. 62-74.
19. Заушицына Л.Л., Суворова Л.А. Развитие территориально-производственных кластеров как основа активизации инновационных процессов в Кировской области // Научное обозрение. 2014. № 6. С. 255-260.
20. Боуш Г.Д. Новый взгляд на онтологию кластеров предприятий // Экономическая наука современной России. 2011. № 1. С. 40-49.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
THE ECONOMIC DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE KIROV OBLAST ON THE BASIS OF A CLUSTER APPROACH
Raisa A. SHCHINOVAa*, Larisa A. SUVOROVAb, Liliya L. ZAUSHITSYNAc
a Vyatka State University, Kirov, Russian Federation [email protected]
b Vyatka State University, Kirov, Russian Federation [email protected]
c Vyatka State University, Kirov, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history: Abstract
Received 22 April 2015 Importance The article describes the mechanisms of formation and realization of regional cluster
Accepted 13 May 2015 policies in the field of biotechnology, biopharmaceutical and IT technologies, as well as basic
tools for enhancing and managing cluster initiatives in the region.
Objectives The purpose of the study is to analyze the economic development prospects of the Kirov oblast on the basis of a cluster approach. The study aims to consider the basic provisions of the methodology of the cluster approach in the implementation of regional economic policies and analyze the mechanism of formation and implementation of the regional cluster policy. Methods On the basis of statistical methods, methods of comparative analysis and synthesis, we considered the mechanism of formation and realization of regional cluster policies in the field of biotechnology, biopharmaceutical and IT technologies of the Kirov oblast and identified the main Keywords: biotechnology, tools to enhance and control over cluster initiatives in the region.
mn°vative techn°logical d^tei; Results We have analyzed the existing mechanism of formation and implementation of the regional cluster policy, competitiveness cluster policy, the status of innovation infrastructure of the cluster activities. We propose certain
performance indicators of the implementation of cluster policy. We have identified priorities of the regional authorities within the framework of the regional cluster policy. Conclusions and Relevance The study has shown that the effectiveness of the implementation of cluster policy in the Kirov oblast largely depends on the speed of the formation and the degree of coordination of all levels of governing the development of innovative technology clusters, the region's ability to respond flexibly and promptly to the changing internal and external environment of the market, taking the needs of developing clusters, as well as developing and implementing the effective and popular mechanisms for cluster support.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Shchinova R.A. Metodologiya otsenivaniya ekonomicheskoi effektivnosti marketingovoi deyatel'nosti promyshlennogo predpriyatiya: monografiya [A methodology for evaluation of economic efficiency of the marketing activities of industrial enterprises: a monograph]. Kirov, VESI Publ., 2012, 347 p.
2. Kutsenko E.S., Artamonova Yu.S., Khrustalev B.B. Klasternye politiki i klasternye initsiativy: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [Cluster policies and cluster initiatives: theory, methodology, practice: a monograph]. Penza, IP Tugushev S.Yu. Publ., 2013, 240 p.
3. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition. Harvard Business Review, 1998, vol. 76, no. 6, pp. 77-91.
4. Porter M.E. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy.
Economic Development Quarterly, 2000, vol. 14, no. 1, pp. 15-34.
5. Regional Clusters in Europe: European Commission Report. Observatory of European SMES. Enterprise Publications, 2002.
6. Abashkin V.L. Pilotnye innovatsionnye territorial'nye klastery v Rossiiskoi Federatsii [Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation]. Moscow, NRU HSE Publ., 2013, 108 p.
7. Kashbieva R. Promyshlennye klastery v regional'noi ekonomike: innovatsionnaya sostavlyayushchaya [Industrial clusters in regional economy: an innovative component]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2012, no. 9-10, pp. 72-79.
8. Frolov A.V., Frolov D.V., Isaeva V.M. Klasternaya strategiya razvitiya regiona [A cluster development strategy for the region]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2014, no. 8, pp. 144-147.
9. Abashkin V.L. Klasternaya politika v Rossii: ot teorii k praktike [Cluster policy in Russia: from theory to practice]. Forsait = Foresight-Russia, 2012, vol. 6, no. 3, pp. 16-27.
10. Vlaskin G.A. Klasternyi podkhod v strategii innovatsionnogo razvitiya zarubezhnykh stran [A cluster approach in the strategy of innovative development of foreign countries]. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2010, no. 5, pp. 38-51.
11. Kutsenko E., Tyumentseva D. Klastery i innovatsii v sub"ektakh RF: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya [Clusters and innovation in the constituent entities of the Russian Federation: results of an empirical study].
Voprosy Economiki, 2011, no. 9, pp. 93-107.
12. Dombrovskii M.A. Metodologicheskie problemy ekonomicheskoi klasterizatsii [Methodological problems of economic clustering]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 2, pp.241-245.
13. Nishimura J., Okamuro H. Subsidy and Networking: The Effects of Direct and Indirect Support Programs of the Cluster Policy. Research Policy, 2011, vol. 40, pp. 714-727.
14. Ketels Ch. Industrial Policy in the United States. Special Issue on the Future of Industrial Policy. Journal of Industry, Competition and Trade, 2007, vol. 7, no. 3-4, pp. 143-323.
15. Duranton G. California Dreamin': The Feeble Case for Cluster Policies. Review of Economic Analysis, 2011, no. 3, pp.3-45.
16. Kovaleva I.N. Metody i printsipy ustoichivogo razvitiya regional'nykh ekonomicheskikh klasterov [Methods and principles of sustainable development of regional economic clusters]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii = Scientific Problems of Humanitarian Studies, 2012, no. 5, pp. 305-312.
17. Mirolyubova T.V. Regional'nyi promyshlennyi klaster: kharakternye svoistva i vidy [A regional industrial cluster: characteristics and types]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2012, vol. 64, no. 5, pp. 224-229.
18. Makarova E.A., Sokolova A.V. Luchshie praktiki otsenki nauchno-tekhnologicheskogo forsaita: bazovye elementy i klyuchevye kriterii [Best practice assessment of scientific and technological foresight: basic elements and key criteria]. Forsait = Foresight-Russia, 2012, vol. 6, no. 3, pp. 62-74.
19. Zaushitsyna L.L., Suvorova L.A. Razvitie territorial'no-proizvodstvennykh klasterov kak osnova aktivizatsii innovatsionnykh protsessov v Kirovskoi oblasti [The development of industrial clusters as a basis for intensifying the innovation processes in the Kirov oblast]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2014, no. 6, pp. 255-260.
20. Boush G.D. Novyi vzglyad na ontologiyu klasterov predpriyatii [A new perspective on the ontology of clusters]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science in Modern Russia, 2011, no. 1, pp. 40-49.