Научная статья на тему 'Финансовые инструменты поддержки территориальных комплексов'

Финансовые инструменты поддержки территориальных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КЛАСТЕРЫ / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / TERRITORIAL COMPLEXES / CLUSTERS / FINANCIAL MECHANISMS / FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косарев Никита Владимирович, Иода Елена Васильевна

Сегодня актуальным становится вопрос о необходимости формирования механизмов и инструментов стимулирования эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках территориально-производственных кластеров. Прежде всего, это относится к реализации региональных программ инвестирования кластерных структур, созданию особых экономических зон, учреждению фондов поддержки кластерных инициатив и т. п. Однако, финансовые инструменты чаще всего в значительной степени разрозненны, формирование институциональной среды финансовой поддержки кластерной политики регионов находится на начальной стадии и нуждается в совершенствовании. Реализация финансовой поддержки территориальных комплексов предполагает развитие соответствующей инфраструктуры. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государственная политика в отношении кластеров включает как финансовую поддержку кластерных инициатив, так и меры регулятивного характера, предполагающие формирование соответствующей институциональной среды и активизирующие в этом отношении деятельность региональных органов власти. Развитие кластерных инициатив в регионе предполагает установление не только новых форм взаимодействия в организационно-информационной, производственной и других сферах деятельности участников кластера, но и в отношении разработки финансовых механизмов стимулирования и реализации данных инициатив. В статье рассматриваются вопросы финансирования региональных территориальных комплексов-кластеров на примере Липецкой области; дается характеристика финансовых инструментов и подходы к их использованию. В целом для Липецкой области кластеризация является результатом проецирования закономерностей современного прогрессивного развития промышленности региона, стратегия кластеризации нацелена на достижение объединяющего и единого стратегического видения будущего экономического пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косарев Никита Владимирович, Иода Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTRUMENTS OF SUPPORT TERRITORIAL COMPLEXES

Today, the question of the need to create mechanisms and instruments to promote effective interaction between business entities within the regional industrial clusters becomes more urgent. First of all, this relates to the implementation regional programs of the investment the cluster structures, the creation of special economic zones, the establishment of funds for support of cluster initiatives, and so on. However, the financial instruments largely scattered, the formation of the institutional environment financial support cluster policy areas located at an early stage and needs to be improved. Implementation of the financial support of the territorial complexes assumes development of an appropriate infrastructure. In accordance with the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020, government policy on cluster includes both financial support for cluster initiatives as well measures of a regulatory nature, suggesting the formation of an appropriate institutional environment and activating in this respect the activities of regional authorities. Development of cluster initiatives in the region suggests not only the establishment of new forms of cooperation in organizational and informational, industrial and other spheres of activity of cluster members, but also on the development of financial mechanisms incentives and for the implementation of these initiatives. The article deals with the question financing of the regional territorial complexes-clusters on the example of the Lipetsk region; it describes the financial instruments and approaches to their use. In general, for the Lipetsk region, clustering is the result of the projection patterns of the modern progressive development of the region's industry, cluster strategy aims to achieve a unifying and a single strategic vision for the future of economic space in the region.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты поддержки территориальных комплексов»

УДК 332.025 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-31-39

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

КОСАРЕВ НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ИОДА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Сегодня актуальным становится вопрос о необходимости формирования механизмов и инструментов стимулирования эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках территориально-производственных кластеров. Прежде всего, это относится к реализации региональных программ инвестирования кластерных структур, созданию особых экономических зон, учреждению фондов поддержки кластерных инициатив и т. п. Однако, финансовые инструменты чаще всего в значительной степени разрозненны, формирование институциональной среды финансовой поддержки кластерной политики регионов находится на начальной стадии и нуждается в совершенствовании. Реализация финансовой поддержки территориальных комплексов предполагает развитие соответствующей инфраструктуры. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государственная политика в отношении кластеров включает как финансовую поддержку кластерных инициатив, так и меры регулятивного характера, предполагающие формирование соответствующей институциональной среды и активизирующие в этом отношении деятельность региональных органов власти. Развитие кластерных инициатив в регионе предполагает установление не только новых форм взаимодействия в организационно-информационной, производственной и других сферах деятельности участников кластера, но и в отношении разработки финансовых механизмов стимулирования и реализации данных инициатив. В статье рассматриваются вопросы финансирования региональных территориальных комплексов-кластеров на примере Липецкой области; дается характеристика финансовых инструментов и подходы к их использованию. В целом для Липецкой области кластеризация является результатом проецирования закономерностей современного прогрессивного развития промышленности региона, стратегия кластеризации нацелена на достижение объединяющего и единого стратегического видения будущего экономического пространства региона.

Ключевые слова: территориальные комплексы, кластеры, финансовые механизмы, финансовые инструменты

Одним из важнейших стратегических направлений роста и развития экономики сегодня становится формирование кластеров в регионах. Кластерный подход в мировой практике используется достаточно давно, с начала ХХ в. Российская экономика практику кластеризации реализует относительно недавно. В современной России функционирует несколько отраслевых кластеров (химический, нефтегазовый, автомобилестроение, металлургия и т. д.). К сожалению, деятельность этих структур не отрегулирована в полном объеме и не соответствует мировой практике функционирования идентичных реальных кластеров (например, в Италии, Германии, Швеции, США и др.).

Механизм промышленного развития территории, обеспечивающий эффективное прохождение всего экономического цикла в рамках определенной

отрасли, осуществляющий превращение ресурсов и стартовых позиций территории в новые виды высокорентабельной продукции в целях развития отрасли, составляет территориально-отраслевой комплекс. В основе таких комплексов находится группа предприятий, объединенных территориально и по отраслевому принципу, которую можно определить как средообразующую [1].

Модель взаимодействия отраслевых производственных комплексов и территорий присутствия получила название теории кластеров [2].

Для эффективного функционирования кластеров необходимо использовать весь набор механизмов воздействия (табл. 1) [3; 4].

К проблемам, с которыми сталкиваются кластеры, прежде всего можно отнести следующие:

Таблица 1

Механизмы и инструменты организации и управления кластером [3]

Вид механизма Перечень инструментов

Управленческий - организация совета и секретариата кластера; - интеграция цепочки посредством приглашения компании интегратора и поставщиков, системы сертификации и стандартизации продукции

Производственный - подготовка производственных площадок - парков поставщиков, индустриальных парков; - система субконтрактинга; - система логистики и территориального планирования

Коммуникационный - вхождение в инновационные сети; - проведение «конференции поставщиков»

Финансовый - работа с кредитными учреждениями и специальными фондами; венчурное финансирование; государственное финансирование

Исследовательский - организация центров превосходства, ЦКП и ИТЦ; научная кооперация; - инкубация инновационных компаний; трансфер технологий

- отсутствие достаточных объемов финансовых ресурсов. Является одной из основных проблем, тормозящих развитие кластеров;

- недостаток дорогостоящего оборудования, необходимого для проведения исследований и организации производства;

- нехватка площадей для развития бизнеса, обеспеченных должной инфраструктурой;

- сложности при оформлении прав на создаваемую интеллектуальную собственность, отсутствие грамотного юридического сопровождения;

- недостаточный уровень оформления инновационного проекта, в части, его технического, технологического и финансового планов;

- глобальные проблемы доведения идеи до промышленного выпуска продукции;

- недостаток в высококвалифицированных кадрах, в первую очередь инженерных специальностей [5].

Для того, чтобы процесс кластеризации в России стал бы успешным, необходимо не только овладеть знаниями о чужом опыте, но и скорректировать их на особенности российской действительности, а также осознать прошлый российский опыт организации региональных хозяйств.

Построение кластера может осуществляться в трех сценариях:

- «сверху вниз», т. е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;

- «снизу вверх», т. е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;

- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.

Именно третий сценарий представляется наиболее приемлемым для настоящего этапа развития экономики России.

Для Липецкой области кластеризация является результатом проецирования закономерностей современного прогрессивного развития промышленности региона. Для региона кластеризация экономики направлена на формирование стратегических целей и приоритетов, с учетом проблем и особенностей развития территории. В целом стратегия кластеризации нацелена на достижение объединяющего и единого стратегического видения будущего экономического пространства Липецкой области [6].

Даже самый поверхностный анализ экономического состояния Липецкой области отражает следующие позиции:

1. Существенная доля черной металлургии в промышленности региона, определяет ее моноструктурную специфику. Однако промышленность области можно назвать полиотраслевой, так как каждая отрасль насчитывает значительное число малых и средних предприятий, а также имеет крупные предприятия. Совокупные отраслевые и межотраслевые технологические возможности предприятий, являются диверсифицированными. По своей сути они потенциально способны к производству сложной конечной продукции производственного назначения с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, резервы их мощностей обладают возможностью выпускать значительный перечень товаров широкого спроса для конечного потребления.

2. На экономическом пространстве территории присутствуют все необходимые условия и основания для проведения кластеризации промышленности.

3. К ограничивающим позициям можно отнести тот факт, что кластеризация может дать высокие экономические результаты не во всех отраслях. Так, например, в отраслях, где на предприятиях (пищевых, швейных, химических, целлюлозно-бумажных и ряде других) используются непрерывные и поточные процессы, в результате осуществления которых создается готовый продукт, возможности кластеризации ограничены. Главным образом, это относится к кооперации во вспомогательных, обслуживающих и непроизводственных сферах деятельности предприятий.

4. Кластеризация является приоритетным направлением развития для отраслей, предприятия которых используют дискретные технологии, а также производят значительные массы продукции или сложную продукцию. Данное условие обуславливает необходимость развития и горизонтальной, и вертикальной интеграции, с большим объемом вновь созданной стоимости и рабочих мест.

5. В регионе возможно создание от 6 до 10 традиционных кластеров в четырех традиционных отраслях промышленного производства и 2-4 кластеров в новых перспективных направлениях развития промышленности [6].

На сегодня в регионе уже определен набор потенциальных кластеров:

1. Кластер сложной бытовой техники (ядро -ЗАО «Индезит Интернэшнл» и его действительные и потенциальные поставщики).

2. Кластер композитных материалов (создание цепочки по производству композитного бетона, и других стройматериалов, ядро - ЗАО «Арма-стек - Липецк» и его контрагенты).

3. Кластер по производству сельскохозяйственной техники и оборудования (создание цепочки по формированию «МТС» для с/х производителей региона).

4. Кластер станкостроения (создание цепочки по производству современных станков в новой промышленной зоне).

5. Кластер пищевой промышленности (создание цепочки по производству, переработке и поставке с/х продукции в другие регионы).

6. Кластер по производству автокомпонентов (шины).

7. Биофармацевтический кластер (фармацевтический комплекс «Рафарма»).

8. Кластер по строительству, модернизации и реконструкции животноводческих комплексов.

9. Кластер переработки и утилизации техногенных образований и отходов (создание цепочки по переработке шлаков в нано-бетон и композитный бетон).

10. Сервисный металлокластер.

11. Кластер новых металлургических материалов [2].

В процессе кластеризации крайне важным являются механизмы финансирования кластера [7].

К наиболее значимым статьям затрат деятельности кластера относятся:

- на создание кластера;

- на развитие инфраструктуры и ее поддержание;

- на отдельные проекты и программы кластера.

Процесс финансирования создания кластера, как правило, осуществляется на основе бюджетных ресурсов или инвестирования за счет какого-либо крупного спонсора (это могут быть, например, корневые предприятия кластера). Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов в кластерах, в целом, может осуществляться на основе смешанного финансирования (взносы предприятий - участников кластеров или соответствующих проектов) и бюджетного финансирования (Германия), а так же в отсутствии или с минимальным участием бюджетных ресурсов (Великобритания). Для России реально возможным является вариант интеграции ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из средств различных специализированных программ и фондов [8].

Следует отметить, что оптимизация использования различных источников должна производиться с учетом определенного набора ограничений:

- возможный срок использования источника;

- уровень платы за пользование источником;

- потребность в залоговом обеспечении привлекаемых финансовых ресурсов [5].

Оценка и анализ наиболее распространенных источников финансирования инвестиций с учетом критериев доступности, потенциальной емкости, стоимости привлечения и уровня рисков, позволяет определить критерии их характеристик (табл. 2) [3].

Основным способом финансирования текущей производственно-хозяйственной деятельности кластера является самофинансирование. Так, если предполагается централизация определенных ролевых функций, осуществляемых вне кластера, и наделение правами управления их реализацией одного из участников кластера, то именно он осуществляет финансирование операций из средств других участников, перечисленных на основании заключенного между ними договора поручения. Когда же реализуется вариант с централизацией определенных ролевых функций, осуществляемых вне кластера и наделения правами управления их реализацией специализированной организации, то последняя финансирует

свои операции из средств уставного капитала, либо из средств участников, перечисленных ей по договору-поручению, либо с использованием обоих вариантов одновременно. При финансировании производственно-хозяйственных операций, осуществляемых

Для обеспечения финансовой поддержки кластеров важным является вовлечение в данный процесс институтов развития: Инвестиционного фонда, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российский Венчурный Фонд». Формирование благоприятной институциональной среды для функционирования кластерных структур предполагает развитие механизмов ГЧП и создание специализированных финансовых институтов. Финансовый механизм поддержки процессов кластеризации должен рассматриваться как часть об-

участниками кластера и учрежденными ими долевыми организациями самостоятельно с внешними контрагентами, действуют правила, установленные для расчетов между двумя хозяйствующими субъек-тами-юридическими лицами [9].

Таблица 2

щей концепции социально-экономического развития территории. Анализируя финансово-экономические инструменты поддержки развития кластеров, можно выделить те, которые получили наибольшее распространение в мировой практике: снижение издержек, стимулирование спроса на продукцию кластеров, снижение рисков деятельности кластерных образований (табл. 3) [10].

Для Липецкой области определяющими стали финансовые инструменты и формы поддержки кластеров, представленные в таблице 4.

Таблица 3

Финансово-экономические инструменты поддержки создания и функционирования кластерных структур

Направление поддержки Инструменты поддержки Страна

Снижение налогового бремени снижение налогооблагаемой базы на величину затрат (инвестиций) на НИОКР Япония

льготное налогообложение университетов и НИИ Япония, Австрия, Германия, США

снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей, предоставление налоговых льгот Япония

Финансирование кластерных проектов прямое финансирование (субсидии, займы) Франция

предоставление ссуд Шотландия, США, Россия

целевые дотации на научно-исследовательские разработки Швеция, Германия

снижение тарифов на энергоснабжение, газ, водоснабжение и т. п. Россия

Снижение рисков функционирования кластерных структур создание инфраструктуры экономического страхования кластерных структур Япония

создание фондов внедрения инноваций и с учетом возможного коммерческого риска Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Россия

реализация государственных программ по снижению рисков и возмещению рисковых убытков Япония

Помощь в освоении новых рынков сбыта содействие при заключении контрактов страхование контрактов софинансирование исследований новых рынков Россия

Структура возможного использования финансовых ресурсов

Источники финансовых ресурсов Капитал Инвестиции в непроизводственную сферу Расходы на потребление Финансовый резерв

Прямые инвестиции Венчурный капитал Портфельные инвестиции

Прибыль + - - + + +

Амортизационные отчисления + - - + - +

Банковские кредиты + - - + + -

Средства, полученные от продажи ценных бумаг (добавленный капитал) - + + - + +

Паевые и иные взносы + - + + + -

Субсидии и займы + + - + + -

Таблица 4

Финансовые инструменты и формы поддержки кластеров в Липецкой области

Институт поддержки Название инструмента Нормативно-правовые акты Условия предоставления Категории организаций, на которых распространяется поддержка

Внешэкономбанк а) Предоставление кредитов, займов, осуществление лизинговых операций и финансирование на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом «О банке развития»; б) выдача гарантий и поручительств; в) участие в уставных капиталах хозяйственных обществ; г) гарантийная поддержка экспорта ФЗ «О банке развития, Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка» Соответствие инвестиционных проектов кластеров критериям Меморандума (срок окупаемости проекта - более 5 лет; общая стоимость проекта - более 2 млрд руб.) Организации -инициаторы инвестиционных проектов кластеров

«ВЭБ Инжиниринг» Проектное управление, экспертиза проектной документации, экспертиза и мониторинг инвестиционных проектов, технологический и финансовый аудит, контроль за целевым и эффективным использованием средств при строительстве объектов, экологический консалтинг и аудит, организация финансирования проектов, оценка бизнеса и активов Регулируются внутренними документами ОАО «ВЭБ Инжиниринг» Соответствие отраслевым компетенциям Компании: нефте- и газо-перерабатывающая промышленность; горнодобывающая промышленность; строительство инфраструктурных объектов; нефтехимическая, химическая и биотехнологическая промышленность; производство строительных материалов; др., относящиеся к списку приоритетных отраслей РФ Организации -инициаторы инвестиционных проектов кластеров

Фонд «ВЭБ-инновации» Финансовое содействие развитию инновационных проектов в Российской Федерации (через вклад в уставной капитал инновационных компаний или в форме заемного финансирования на льготных условиях) Внутренние процедуры Фонда Виды финансирования, размер и сроки возвратности - акционерное финансирование (до 5 лет и до 90 млн руб.); заемное финансирование (до 2 лет по ставке рефинансирования ЦБ + 3 %) Соответствие критериям отбора проектов Малые и средние инновационные проекты на ранней стадии развития: посев, ранняя, развитие. Тип проекта, получающий финансирование: инновационный проектучастник Фонда «Сколково» -инновационный проект, удовлетворяющий критериям отбора проектов

ОАО «Связь-Банк» Программа «Господдержка малого и среднего предпринимательства на цели Инноваций, Модернизации и Энергоэффективности в рамках предоставляемого ОАО «МСП Банк» финансирования» Внутренние процедуры Банка Размер кредита (1) до 30 млн руб. (2) до 60 млн руб. Цель кредита Финансирование на цели модернизации, инноваций и энергосбережения. Виды кредитования -кредит с единовременной выборкой денежных средств; невозобновляе-мая кредитная линия Юридические лица и ИП, применяющие стандартную форму финансовой отчетности

ВТБ Капитал Инвестиционные кредиты сроком на 5, 7, 10 лет Внутренние процедуры Банка Наличие собственных средств, наличие разрешительной документации Компании сегмента малого и среднего бизнеса с выручкой до 19 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в капитал Правила доверительного управления закрытыми паевыми инвест. фондами Наличие бизнес-плана, продаж от реализации продукции/ услуг и/ или контрактов с покупателями; софинансирова-ние со стороны институтов развития, частных или институциональных инвесторов Малые и средние предприятия в научно-технической сфере

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Программа «СТАРТ» -поддержка инновационных проектов начинающих предприятий Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 6 млн руб. на 3 года реализации проекта: 1-й год - до 1 млн руб.; 2-й год - до 2 млн руб.; 3-й год - до 3 млн руб. Субъекты малого предпринимательства, существующие не более 2-х лет и имеющие объем реализации продукции не более 0,3 млн руб. в год

Программа «Развитие» -поддержка инновационных проектов по приоритетным направлениям науки и техники Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 15 млн руб. на 2-3 года Субъекты малого предпринимательства с оборотами несколько десятков миллионов рублей

Программа «Кооперация» -развитие производственной кооперации малого и крупного бизнеса Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 15 млн руб. на 2-3 года Субъекты малого предпринимательства, разрабатывающие новые технологии или продукцию (материал, оборудование и т. п.) в интересах крупных компаний

Программа по поддержке совместных международных проектов с участием малых российских инновационных компаний в рамках соглашений о сотрудничестве Конкурс на проведение НИОКР в рамках 94-ФЗ до 8 млн руб. на 1,5-2,5 года Субъекты малого предпринимательства, занимающиеся проведением совместных проектов в области прикладных исследований с зарубежными партнерами Фонда (BMBF, OSEO Innovation, TEKES и др.)

РВК (дочерние фонды) «Инфраструктурные инвестиции РВК» (Инфрафонд РВК) Инвестиции в УК, предоставление инвестиционного займа Инвестиции в УК, предоставление инвестиционного займа Компании, оказывающие услуги Инновационным компаниям

РВК (дочерние фонды) «Фонд посевных инвестиций РВК» (ФПИ РВК, Фонд) Соинвестирование средств совместно с частными инвесторами 75 % от объема инвестиционной потребности Инновационной компании в денежных средствах и не более 25 млн руб. на первом раунде Российские инновационные компании с высоким потенциалом роста

РВК (дочерние фонды) «Биофармацевтические инвестиции РВК» (Биофонд РВК) Биофонд РВК будет инвестировать в сервисные компании кластера и в биотехнологические стартапы не более 75 % от объема инвестиционной потребности Сервисных компаний и не более 50 % от объема инвестиционной потребности Инновационных биофармацевтических компаний Инновационные биофармацевтические компании и сервисные компании

Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) Реализация проектов по арендному жилью Паспорт ипотечного кредитного продукта «АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ» С первого дня Процентного периода, следующего за месяцем, в котором была произведена государственная регистрация залога (ипотеки) всех Жилых помещений, до даты возврата кредита включительно, должна соответствовать определенным параметрам Любые заинтересованные организации

Программа финансирования проектной и инновационной деятельности «Соинве-стирование» Программа находится в процессе доработки и утверждения. Ожидаемые сроки утверждения - 30.06.2013 Инвестиции в венчурные фонды на условиях Limited Partnership в объеме от 100 до 300 млн руб. в каждый, общий объем программы 1500 млн руб. (могут быть скорректированы по ходу утверждения программы) Венчурные фонды, инвестирующие в развитие финансовых, строительных и энергосберегающих технологий

Российский фонд технологического развития Беспроцентные целевые займы на выполнение НИОКР Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. Устав ФГАУ «РФТР» Тематика НИОКР должна соответствовать приоритетным направлениям научно-технического и технологического развития. Размер чистых активов организации-заявителя должен превышать сумму запрашиваемого займа. Заем предоставляется на пять лет Хоз. общества, осуществляющие научно-техническую и инновационной. деятельность и реализации научно-технические и проектные разработки

Конкурс «Регионы -устойчивое развитие» Беспроцентные целевые займы на выполнение НИОКР Постановление Правительства РФ от 10.08.2011 г. - бюджет проекта должен быть обеспечен собственными денежными средствами Заявителя не менее чем на 10 %; - победителям Конкурса предоставляется возвратное финансирование для реализации заявленных на Конкурс проектов в размере, определенном Попечительским советом Конкурса; - общий объем финансирования на один проект не может превышать 1 млрд руб.; - финансирование проектов осуществляется в форме целевого займа, предоставляемого на льготных условиях (возвратное финансирование); - срок реализации Проекта и возврата средств не должен превышать 17 лет с момента начала финансирования Коммерческие организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории России и представившие на Конкурс проекты. Участниками Конкурса так же могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения

В мировой практике сложились различные формы стимулирования кластерных инициатив, предполагающие использование институциональных, финансовых и других механизмов. Важно отметить, что вопрос о степени вмешательства государства в процесс кластеризации до сих пор остается дискуссионным. При этом, остаются неразрешенными ряд вопросов или проблем:

1. Как должна оказываться поддержка кластеров со стороны государства - через создание условий или непосредственную поддержку?

2. Должны ли государственные средства вкладываться в широкий спектр кластеров или в ограниченный круг лидирующих региональных кластеров?

3. Что важнее с точки зрения поддержки кластеров - сохранение и развитие рабочих мест или культивирование новых, стратегически важных технологий [10]?

Разрешение этих принципиально важных проблем возможно только со временем, т. е. по истечению определенного срока наработки практического опыта.

Несомненно, что главным инструментом государства в сфере развития кластеров должно стать финансирование комплексных программ.

Литература

1. Тарасов Н. А. Стратегические приоритеты воспроизводственной кластеризации регионального экономического пространства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Спб. 2012.

2. Иода Е. В., Чекмачев И. Ю. Реализация кластерной модели регионального развития: управление рисками инновационной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 12. С. 42-49.

3. Анискин Ю. П. [и др.] Корпоративное планирование развития компании: сбалансированность, устойчивость, пропорциональность: монография. / под ред. Ю. П. Анискина; МИЭТ (ТУ), Междунар. Академия менеджмента, Междунар. Академия науки и практики орг. пр-ва. М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2012.

4. Рыгалин Д. Б. Инновационные взаимодействия: компетентностный подход к развитию неравновесных экономических систем: монография. Московский гос. ин-т электронной техники (технический ун-т). М.: МИЭТ, 2008.

5. Тиньгаев А. М. Формирование организационно-финансового механизма функционирования инновационных кластеров // Системное управление. 2013. № 4. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/tingaev_a_m_.pdf

6. Иода Е. В., Чекмачев И. Ю. Основные направления формирования стратегии региональной кластеризации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9. С. 51-61.

7. Иода Ю. В., Иода Е. В. Роль финансов в развитии инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 6. С. 36-43.

8. Хасаев Г. Р., Михеев Ю. В. Кластеры: через партнерство к будущему. URL: http://edu.tltsu.ru/si-tes/sites_content/site1977/html/media27848/13_G_R_Xasaev _U_V_Mixeev_Klaster_4erez_partnerstvo_k_buduhemu.doc

9. Стратегия кластеризации промышленности Липецкой области. Липецк: 2013. URL: http ://lipetskprom.ru/d/3 53152/d/proekt-strategii.pdf

10. Каплина А. В. Институциональный базис финансовой поддержки кластерных инициатив в системе региональной экономики // Вопросы регулирования экономики. Т. 4. № 3. 2013. С. 41-46.

References

1. Tarasov N. A. Strategicheskie prioritety vospro-izvodstvennoj klasterizacii regional'nogo ekonomich-eskogo prostranstva [Strategic priorities reproductive clustering regional economic space]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. Spb. 2012.

2. Ioda E. V., Chekmachev I. YU. Realizaciya kla-sternoj modeli regional'nogo razvitiya: upravlenie riskami innovacionnoj deyatel'nosti [The implementation of the cluster model of regional development: risk management innovation] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i pro-cessy. Tambov, 2013. № 12. S. 42-49.

3. Aniskin YU. P. [i dr.] Korporativnoe planirovanie razvitiya kom-panii: sbalansirovannost', ustojchivost', pro-porcional'nost': monografiya [Corporate development planning company: balance, stability, proportionality: monograph]; pod red. YU. P. Aniskina; MIET (TU), Mezhdunar. Akademiya menedzhmenta, Mezhdunar. Akademiya nauki i praktiki org. pr-va. M.: Izdatel'stvo «OMEGA-L», 2012.

4. Rygalin D. B. Innovacionnye vzaimodejst-viya: kompetentnostnyj podhod k razvitiyu neravnovesnyh ekonomicheskih sistem: monografiya [Innovative cooperation: competency approach to the development of non-equilibrium of economic systems: monograph]; Moskov-skij gos. in-t elektronnoj tekhniki (tekhnicheskij un-t). M.: MIET, 2008.

5. Tin'gaev A. M. Formirovanie organizacionno-finansovogo mekhanizma funkcionirovaniya inno-vacionnyh klasterov [Formation of the organizational and financial functioning of the mechanism of innovation clusters] // Sistemnoe upravlenie. 2013. № 4. URL: http://sisupr. -mrsu.ru/2013 -4/PDF/tingaev_a_m_.pdf

6. Ioda E. V., Chekmachev I. YU. Osnovnye naprav-leniya formirovaniya strategii regional'noj klasterizacii [The main directions formation of regional clustering strategy] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2013. № 9. S. 51-61.

7. Ioda Yu. V., Ioda E. V. Rol' finansov v razvitii innovacionnoj infrastruktury regiona [The role of finance in the development of the region's innovation infrastructure] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2015. T. 10. № 6. S. 36-43.

8. Hasaev G. R., Miheev YU. V. Klastery: cherez part-nerstvo k budushchemu [Clusters: through a partnership for the future]. URL: http://edu.tltsu.ru/si-tes/sites_content/site1977/html/media27848/13_G_R_Xasaev _U_V_Mixeev_Klaster_4erez_partnerstvo_k_buduhemu.doc

9. Strategiya klasterizacii promyshlennosti Lipeckoj oblasti [The strategy of clustering industry Lipetsk region].

Lipeck: 2013. URL: http://lipetskprom.ru/d/353152/d/pro-ektstrategii.pdf

10. Kaplina A. V. Institucional'nyj bazis fi-nansovoj podderzhki klasternyh iniciativ v sisteme regional'noj ekonomiki [The institutional basis for the financial support of cluster initiatives in system of regional economy // Voprosy regulirovaniya ekonomiki. T. 4. № 3. 2013. S. 41-46.

* * *

FINANCIAL INSTRUMENTS OF SUPPORT TERRITORIAL COMPLEXES

KOSAREV NIKITA VLADIMIROVICH Lipetsk State Technical University Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

IODA ELENA VASILYEVNA Lipetsk State Technical University Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Today, the question of the need to create mechanisms and instruments to promote effective interaction between business entities within the regional industrial clusters becomes more urgent. First of all, this relates to the implementation regional programs of the investment the cluster structures, the creation of special economic zones, the establishment of funds for support of cluster initiatives, and so on. However, the financial instruments largely scattered, the formation of the institutional environment financial support cluster policy areas located at an early stage and needs to be improved. Implementation of the financial support of the territorial complexes assumes development of an appropriate infrastructure. In accordance with the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020, government policy on cluster includes both financial support for cluster initiatives as well measures of a regulatory nature, suggesting the formation of an appropriate institutional environment and activating in this respect the activities of regional authorities. Development of cluster initiatives in the region suggests not only the establishment of new forms of cooperation in organizational and informational, industrial and other spheres of activity of cluster members, but also on the development of financial mechanisms incentives and for the implementation of these initiatives. The article deals with the question financing of the regional territorial complexes-clusters on the example of the Lipetsk region; it describes the financial instruments and approaches to their use. In general, for the Lipetsk region, clustering is the result of the projection patterns of the modern progressive development of the region's industry, cluster strategy aims to achieve a unifying and a single strategic vision for the future of economic space in the region.

Key words: territorial complexes, clusters, financial mechanisms, financial instruments

^ 11, № 11, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.