Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 18 (373). Экономика. Вып. 51. С. 74-79.
УДК 332.135 ББК 65.012.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ НА БАЗЕ УСПЕШНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
Р. Р. Хафизов, В. В. Ананишнев, В. В. Брижанин*
Департамент социальногоразвития и инноваций Министерства экономическогоразвития РФ;
Московский государственныйуниверситет технологий и управления им. К. Г. РазумовскогоМосква, Россия
*000 «Московский кластер бизнес-инициатив»,Москва, Россия **ФГБОУВПО «Челябинский государственныйуниверситет», Челябинск, Россия
Актуальность статьи определяется сравнительно низкой инновационной активностью компаний в России, а также высокой долей импортной продукции и технологий в большинстве производственных отраслей, что является угрозой экономической безопасности. В статье описан такой инструмент государственного стимулирования инновационной деятельности, как территориальные кластеры, которые призваны помочь в сложившейся ситуации. Приведена краткая история развития теории кластеров в экономике, выделена их ключевая особенность и способ формирования в России. Обозначены основные проблемы, с которыми может столкнуться Россия при реализации инновационной кластерной политики.
Ключевые слова: инновационный кластер, кластерная политика, кластерная стратегия, промышленность, инновационная деятельность, конкурентоспособность, кооперация, территориальное развитие,региональная экономика, бизнес.
В сложившихся условиях сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, а также сильной волатильности российской экономики в периоды мировых экономических спадов и других внешних шоков возрастает внимание государства к различным инструментам модернизации и активизации инновационной деятельности. Экономика России в настоящее время находится в замкнутом круге, который связан с тем, что высокие цены на энергоносители не стимулируют крупные корпорации к развитию инновационных отраслей, формируя лишь систему перераспределения унаследованного благосостояния (или ренты) [1]. Однако в последнее время проблема всё больше актуализируется, и поддержка инновационной деятельности в различных национальных долгосрочных стратегиях экономического развития уже выносится как одна из приоритетных задач государственной политики. Создание с этой целью территориальных кластеров поможет в преодолении структурных перекосов экономики России. Как социальное понятие кластер можно рассматривать как один из способов самоорганизации сообщества с целью выживания в условиях жёсткой международной конкуренции [2].
Кластерный подход уже давно успешно реализуется в странах Европы, США, Китае и др. и зарекомендовал себя как эффективный способ раз-
вития наиболее перспективных для конкретной экономической системы отраслей, что в долгосрочном периоде может привести к повышению условий и качества жизни населения, развитию инфраструктуры и предпринимательства, модернизации производства и роста производительности труда за счёт применения новых технологий и продуктов. Причём развитие таких отраслей идёт на локальном уровне — т. е. на уровне отдельных регионов и городов, поэтому кластеры рассматриваются как определённые точки роста экономики. Тем не менее они имеют потенциал не только для внутреннего развития, но способны оказать положительный эффект на ситуацию в отрасли в целом и дать импульс для развития всей экономики [3].
Концепция кластера имеет длительную историю развития и впервые упоминается в работах неоклассика А. Маршалла (1920-е гг.). Анализируя промышленные районы вокруг Лондона, Маршалл пришёл к выводу, что компании из определённой отрасли (или смежных отраслей), сконцентрированные на ограниченной территории, более производительны, чем те, что находятся на большом расстоянии друг от друга. Он объяснял данный феномен с помощью трёх факторов, которые получили название «маршал-лианской троицы» (Marshallian Trinity):
- образование пулов рабочей силы (labor market pooling): концентрация предприятий из одной отрасли на ограниченной территории формирует спрос на рынке труда на работников со схожей квалификацией, что обеспечивает преимущество данным компаниям;
- специализированные поставщики (supplier specialization): концентрация предприятий из одной отрасли на ограниченной территории формирует спрос на услуги поставщиков, в связи с чем появляется рынок специализированных поставщиков, что приводит к снижению издержек для данных предприятий;
- перелив знаний (knowledge spillovers): быстрый обмен знаниями и накопленным опытом между участниками кластера, что также благоприятствует их развитию.
Начиная с 1950-х гг. теорию кластеров изучали в различных областях знаний — политологии, урбанистике, градостроительстве, регионоведе-нии [4].
Но наибольшее развитие теория кластеров получила в 1990-е гг. благодаря профессору Гарвардской бизнес-школы М. Портеру. Исследовав более 100 отраслей в 10 странах мира, М. Портер пришёл к выводу, что транснациональные компании не разбросаны хаотично по разным странам, а имеют тенденцию к концентрации в одной стране или даже регионе [5]. Эту закономерность он объяснял тем, что фирмы, достигающие конкурентоспособности на мировом рынке, положительно влияют на своё окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов, и у них появляется потребность в кооперации. Таким образом, ключевой особенностью кластерного подхода является наличие между предприятиями и организациями, функционирующими в одной отрасли (или нескольких смежных отраслях) на ограниченной территории, тесных кооперационных связей, основанных на получении ими синергетического эффекта при решении общих задач, таких как развитие инфраструктуры, расширение рынков сбыта, повышение квалификации работников и т. п.
Также М. Портер отметил, что, во-первых, страны по-разному управляют своей конкурентоспособностью, во-вторых, конкурентоспособность не может быть высока одновременно во всех областях, она распределяется неравномерно и определяется уровнем конкуренции и промышленного роста в территориальных кластерах [1]. Для того чтобы достичь успеха на ми-
ровом рынке, представив конкурентоспособную продукцию, «необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны» [6], что возможно за счёт создания кластеров на региональном уровне.
Первую волну целенаправленного развития кластеров относят ко второй половине XX в. Ярким примером можно назвать создание так называемого исследовательского треугольника в Северной Каролине [7]. Ещё век назад Северная Каролина считалась одним из беднейших районов США, а сегодня представляет собой один из крупнейших в мире технологических центров. Тяжёлая экономическая обстановка заставила власти штата по-другому взглянуть на сложившуюся ситуацию и искать новые пути развития региона. С этой целью был создан научно-исследовательский парк, который управлялся специально образованной для этого некоммерческой организацией. Идея сработала, и сейчас «исследовательский треугольник» получает в год более 2 млрд долл. только государственного финансирования НИОКР, в нём находится крупнейший научный парк США (170 компаний, включая мировых гигантов IBM, GlaxoSmithKline, Cisco Systems), а также создано более 40 тыс. высокотехнологичных рабочих мест.
Можно сказать, что в настоящее время кластеры рассматриваются не только как эффективная форма кооперации между предприятиями и различными организациями, но и как платформа для разработки и внедрения инноваций. Так, в 2006 г. Европейским союзом утверждён «Манифест кластеризации в странах Европейского союза», а в 2008 г.— «Европейский кластерный меморандум». Главная цель принятых документов — формирование большого количества кластеров с целью усиления конкурентоспособности не только экономик отдельных стран, но и Евросоюза в целом. В Европейском кластерном меморандуме под кластерами понимают группу взаимосвязанных специализированных компаний и учреждений, сконцентрированных в определённом регионе, что создаёт благоприятные условия для инновационной деятельности, поскольку снижаются барьеры для коммерциализации инноваций [8].
Как показывает мировой опыт, в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно (см. таблицу).
Если раньше кластеры больше специализировались на производстве потребительских товаров
Кластеризация отдельных стран мира [10]
Страна Количество кластеров
Великобритания 168
Германия 32
Дания 34
Италия 206
Индия 106
Нидерланды 20
США 380
Франция 96
Финляндия 9
и создавались с целью повышения конкурентоспособности отдельных регионов и территорий, то сегодня они представляют собой более инновационно ориентированные образования, формируясь в отраслях, в которых намечается определённое «прорывное» движение в области разработки и внедрения на рынок новых продуктов и технологий [10]. Отличительной особенностью инновационных кластеров от промышленных является наличие тесных связей не только между предприятиями, потребителями и поставщиками, но и научно-исследовательскими организациями, которые являются неотъемлемым элементом инновационной деятельности и обеспечивают образовательный потенциал региона.
Сегодня возросла роль государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры формировались самостоятельно — под влиянием рыночных сил (как показывает в своей теории М. Портер), то сегодня органы исполнительной власти в различных странах, осознав преимущества кластеров в усилении конкурентоспособности экономики, «выращивают» их искусственно в тех отраслях, которые обладают наибольшим инновационным потенциалом. Именно по такому пути пошли в России. В 2012 г. Министерство экономического развития России в ходе конкурсного отбора, в котором участвовали 94 заявки из 49 регионов, сформировало перечень из 25 пилотных инновационных территориальных кластеров, которые присутствуют в 20 регионах 6 федеральных округов: Сибирском, Северо-Западном, Центральном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном. Основная цель конкурса — отбор наиболее перспективных инновационно ориентированных отраслей и их точечное развитие за счёт мер государственной поддержки (субсидии из федерального бюджета, со-
финансирование программ развития кластеров из регионального бюджета, поддержка государственных институтов развития, развитие малого и среднего бизнеса и т. п.). В 2013 г. впервые были выделены межбюджетные субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития 13 инновационных территориальных кластеров, в общем объёме 1,3 млрд р. В 2014 г. объём поддержки был увеличен до 2,5 млрд р. с расширением числа поддерживаемых кластеров до всех 25 кластеров. Вместе с тем в 2015 г. в связи с кризисными явлениями в экономике объём поддержки был определён на уровне 1,25 млрд р. Также в перечень был включён кластер Республики Удмуртия «Удмуртский машиностроительный кластер» и общее количество поддерживаемых кластеров увеличилось до 26 [11]. Большая их часть реализуется в так называемых инновационных анклавах, которые уже имеют особые преференции: наукограды, ЗАТО, и технико-внедренческие зоны. Отобранные пилотные инновационные территориальные кластеры распределились по 6 направлениям: «ядерные и радиационные технологии», «производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «новые материалы», «химия и нефтехимия», «информационные технологии и электроника», что соответствует цели, заявленной в принятой в 2011 г. «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»,— достижение доли России на мировых рынках в высокотехнологичных отраслях не менее 5-10 % для 5-7 и более ключевых секторов экономики [12].
Главное ограничение российской экономики при реализации кластерной политики заключается в том, кластеры создаются в несвойственной для них бизнес-среде, а именно в условиях слабой конкуренции. В 2014 г. согласно международному рейтингу благоприятности условий для ведения бизнеса (Doing Business) Россия заняла 62-е место среди 189 стран. По отдельным компонентам, оцениваемым в данном рейтинге, Россия занимает последние места, например, по «получению разрешения на строительство» — 156-е, по «международной торговле» — 155-е, по «присоединению к электрическим сетям» — 143-е [14]. Таким образом, сложный доступ к инфраструктуре — это первое препятствие, с которым сталкиваются российские кластеры. Также эксперты отмечают «полурыночный» характер развития
экономики России, при котором государство доминирует над наукой и бизнесом при отсутствии между ними обратных связей, что «блокирует развитие инноваций и процессов диверсификации, изначально загоняя кластерные проекты в русло безуспешной догоняющей индустриализации — вместо инновационного перехода» [10].
Кроме того, на федеральном уровне существуют определённые риски при оценке потенциала территорий для будущего формирования кластеров. Как утверждает соратник М. Портера К. Кетельс, государству не следует проводить отбор потенциальных участников кластеров, их проектов и приоритетов развития для целей субсидирования. Его участие в проведении кластерной политики должно ограничиваться со-финансированием и инициированием кластеров, поддержкой существующих и зарождающихся кластеров во всех секторах экономики (а не только в передовых или быстрорастущих), обеспече-
нием на уровне каждого кластера доступной статистики и т.п. [13]. Сегодня участники кластеров в сложившихся условиях внешнеэкономических санкций не только ставят задачу по импорто-замещению высокотехнологичной продукции, но и ориентируются на определение своих позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции, где уже существует большое количество эффективных кластеров.
Вместе с тем серьёзная перестройка российской экономики благодаря её кластеризации возможна в случае конкуренции инновационных территориальных кластеров не внутри страны, а на международном уровне с конкуренцией среди признанных центров компетенции в той или иной сфере. Также, учитывая масштаб влияния государства на экономические процессы внутри страны, идея кластеров может стать одним из драйверов развития конкурентоспособности страны на международном уровне.
Список литературы
1. Иванова, В. Н. Влияние кластеров на конкурентоспособность экономики субъектов Российской Федерации / В. И. Иванова, В. В. Тарасенко, Р. Р. Хафизов // Изв. Волгоград, гос. техн. ун-та. - 2014. -№ 17. - С. 88-93
2. Тарасенко, В. В. Анализ качества управления кластерной политикой в контексте регионального развития Российской Федерации / В. В. Тарасенко // Совр. проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5. - С. 311.
3. Тарасенко, В. В. Американская, европейская и азиатская модели реализации кластерной политики / В. В. Тарасенко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 921-924.
4. Dan, М.-С. Innovative clusters: a solution for the economic development of Romania / M.-C. Dan // Theoretical and Applied Economics. - 2012. - № 9 (574). - P. 6.
5. Porter, M. E. The Competitive Advantage of Nations / M. E. Porter. - N. Y. : Free Press, 1990.
6. Иванова, В. H. Европейский опыт реализации кластерной политики / В. Н. Иванова, В. В. Тарасенко, Р. Р. Хафизов // Изв. Волгоград, гос. техн. ун-та. - 2015. - № 3. - С. 43-49.
7. Сараев, В. Затерянный кластер [Электронный ресурс] / В. Сараев II Эксперт Online. - URL: http:// expert.ru/expert/2014/51/zateryannyij-klaster/ (Дата обращения: 20.02.2015).
8. European Cluster Memorandum (2008) [Электронный ресурс] II Центр кластерного развития Томской области. - URL: http://www.innoclusters.ru/uploaded/docs/european_cluster_memorandum.pdf (Дата обращения: 20.02.2015).
9. Ананишнев, В. В. Повышение заработной платы как результат сокращения нерациональных социальных расходов организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук / В. В. Ананишнев. - М., 2012.
10. Хафизов, Р. Р. Механизмы государственной поддержки инновационных территориальных кластеров в России / Р. Р. Хафизов, Л. А. Байрамкулова II Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград, ин-та бизнеса. - 2015. - № 2. - С. 223-227.
11. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л. М. Гохберга, А. Е. Шадрина. - М. : Издат. дом НИУ ВШЭ, 2013.
12. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
13. Смородинская, Н. Территориальные инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии [Электронный ресурс] / Н. Смородинская II Материалы конференции НИУ ВШЭ. - URL: http:// regconf.hse.ru/uploads/ede481990d3d34e296401e66fdf53518aa7e6ce6.pdf (Дата обращения: 20.02.2015).
14. Рейтинг Doing Business 2014 [Электронный ресурс] // Группа Всемирного банка Doing Business. -URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (Дата обращения: 20.02.2015).
Сведения об авторах
Хафизов Рустам Рамильевич — аспирант кафедры экономики управления территориальными кластерами Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского; заместитель начальника отдела инновационных проектов департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Москва, Россия, [email protected]
Ананишнев Владислав Владимирович — кандидат экономических наук, президент ООО «Московский кластер бизнес-инициатив», Москва, Россия, [email protected]
Брижанин Владимир Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия, [email protected]
Bulletin ofChelyabinsk State University. 2015. No. 18 (373). Economy. Issue 51. Pp. 74-79.
CREATION OF INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS IN THE FORM OF "TOP-DOWN" BASED ON SUCCESSFUL INDUSTRIES
R. R. Khafizov
Ministry ofEconomic Development ofthe Russian Federation; Moscow State University ofTechnology andManagement (Razumovsky University),Moscow, Russia, [email protected]
V. V. Ananishnev
Limited Liability Company «Moscow cluster business initiatives»,Moscow, Russia, [email protected]
V. V. Brizhanin
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
This problem is important today because there is a relatively low level of innovation activity of companies in Russia, as well as a high proportion of imported products and technologies in most manufacturing industries, which is a threat to economic security. Toward this end, the article describes such a tool of state stimulation of innovation as territorial clusters. We have given a brief history of the development of the theory of clusters in the economy, highlighted their key features and method of forming in Russia. In conclusion, we have described the main challenges that Russia may face when implementing innovation cluster policy.
Keywords: innovation cluster, cluster policy, cluster strategy, industry, innovation, competitiveness, cooperation, regional development, regional economics, business.
References
1. Ivanova V.,Tarasenko V., Khafizov R. Vliyanieklasterovnakonkurentosposobnost' ekonomiki sub"ektov Rossiyskoy Federatsii [The impact of clusters on the competitiveness of the economy of the Russian Federation], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Technical University], 2014, no. 17, pp. 88-93. (In Russ.).
2. Tarasenko V. Analiz kachestva upravleniya klasternoy politikoy v kontekste regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Analysis ofthe quality control ofthe cluster policy in the context of regional development of the Russian Federation], Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5, p. 311. (In Russ.).
3. Tarasenko V. Amerikanskaya, evropeyskaya i aziatskaya modeli realizatsii klasternoy politiki [American, European and Asian models of realization of cluster policy]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2014, no. 9, pp. 921-924. (In Russ.).
4. Dan M.-C. Innovative clusters: a solution for the economic development of Romania. Theoretical and Applied Economics, 2012, no. 9 (574), p. 6.
5. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990.
6. Ivanova V., Tarasenko V., Khafizov R. Evropeyskiy opyt realizatsii klasternoy politiki [European experience in the implementation of cluster policy]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd State Technical University], 2015, no. 3, pp. 43-49. (In Russ.).
7. Saraev V. Zateryannyy klaster [Lost cluster], Ekspert Online [Journal Expert Online]. Avalable at: http:// expert.ru/expert/2014/51/zateryannyij-klaster/ (date accessed: 20.02.2015)
8. European Cluster Memorandum (2008). Tsentr klasternogo razvitiya Tomskoy oblasti [Center of cluster development of Tomsk region]. Available at: http://www.innoclusters.ru/uploaded/docs/european_cluster_ memorandum.pdf (date accessed: 20/02/2015)
9. Ananishnev V.V. Povyshenie zarabotnoyplaty kak rezul 'tat sokrashcheniya neratsional 'nykh sotsial 'nykh raskhodov organizatsii [Wage increases as a result of cuts in social spending irrational organization. Thesis]. Moscow, 2012. (In Russ.).
10. Khafizov R., Bairamkulova L. Mekhanizmy gosudarstvennoy podderzhki innovatsionnykh territorial'nykh klasterov v Rossii [Mechanism of the government support of innovative regional clusters in Russia]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business], 2015, no. 2, pp. 223-227. (In Russ.).
11. AbashkinV., Holland M., Hochberg L., Kucenko E., Rudnik P., Shadrin A. Pilotnye innovatsionnye territorial'nye klastery v Rossiyskoy Federatsii [Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation], Moscow, 2013. 20 p. (In Russ.).
12. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Approved by order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011, no. 2227-p. (In Russ.).
13. Smorodinskaya N. Territorial'nye innovatsionnye klastery: mirovye orientiry i rossiyskie realii [Territorial innovation clusters: global benchmarks and Russian realities]. Materialy konferentsii NIU VShE [Proceedings of the conference HSE], Available at:_http://regconf.hse.ru/uploads/ede481990d3d34e296401e66fd-f53518aa7e6ce6.pdf (date accessed: 20/02/2015). (In Russ.).
14. Reyting Doing Business 2014 [Doing Business 2014]. Gruppa Vsemirnogo banka Doing Business [The World Bank Group Doing Business]. Available at: http://russian.doingbusiness.org/rankings (date accessed: 20/02/2015)