imhi^si
УДК 332.05
https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-24-31
ИССЛЕДОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ИХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
Л.В. Марабаева, О.А. Соколов, А.Е. Сюваева
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт организации и развития инновационных территориальных кластеров. Определены страны-лидеры в области кластерных инициатив и дана сравнительная характеристика наиболее показательных практик кластеризации государств Европы, Юго-Восточной Азии и Америки. Настоящая работа является продолжением исследования теории и практики кластеризации регионов Российской Федерации и отражает географию размещения российских территориальных кластеров, их специализацию, принадлежность к той или иной отрасли, а также взаимосвязь между результатами развития регионов и наличием на их территории инновационных кластеров.
Реализация пилотного проекта инновационной кластеризации в России послужила отправной точкой к формированию группы кластеров - лидеров по ряду отдельных показателей эффективности и масштабам деятельности. Проведённый анализ показателей работы наиболее значимых территориальных инновационных кластеров России позволил определить возможности и перспективы эффективного использования их стратегического потенциала в контексте проектного подхода к региональному развитию.
В связи с этим акцент сделан на необходимости организационных преобразований в рамках кластеров, связанных с вовлечением частного бизнеса в реализацию крупномасштабных проектов и программ, и его дальнейшего устойчивого сотрудничества с государственным сектором посредством механизма государственно-частного партнёрства для наиболее эффективного достижения коммерческих и общественных целей.
Ключевые слова: инновации, кластер, кластерные инициативы, регион, территориальный инновационный кластер, инновационное развитие, стратегический потенциал, проектный подход
Благодарность: статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-02-00390) Для цитирования: Марабаева Л.В., Соколов О.А., Сюваева А.Е. Исследование наиболее значимых территориальных инновационных кластеров Российской Федерации и перспектив развития их стратегического потенциала в контексте проектного подхода // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №3. С. 24-31. https://doi. org/10.31775/2305-3100-2018-3-24-31 Конфликт интересов отсутствует
RESEARCH OF THE MOST IMPORTANT RUSSIAN FEDERATION TERRITORIAL INNOVATIVE CLUSTERS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT THEIR STRATEGIC POTENTIAL IN THE CONTEXT OF
THE PROJECT APPROACH
Lyudmila V. Marabaeva, Oleg A. Sokolov, Anastasiia E. Siuvaeva
N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
Abstract. The article considers domestic and foreign experience of organization and development of innovative territorial clusters. The countries-leaders in the field of cluster initiatives are defined and the comparative characteristic of the most indicative practices of clustering of the States of Europe, Southeast Asia and America is given. This work is a continuation of the study of the theory and practice of clustering regions of the Russian Federation and reflects the geography of the Russian territorial clusters, their specialization, belonging to a particular industry, as
well as the relationship between the results of regional development and the presence on their territory of innovative clusters.
The implementation of the pilot project of innovative clustering in Russia served as a starting point for the formation of a group of leading clusters on a number of individual performance indicators and scale of activity. The analysis of the performance of the most important territorial innovation clusters in Russia allowed to determine the possibilities and prospects of effective use of their strategic potential in the context of the project approach to regional development.
In this regard, the emphasis is placed on the need for organizational changes within the clusters associated with the involvement of private business in the implementation of large-scale projects and programs, and its further sustainable cooperation with the public sector through the mechanism of public-private partnership for the most effective achievement of commercial and public goals.
Keywords: innovation, cluster, cluster initiatives, region, territorial innovation cluster, innovative development, strategic potential, project approach
Acknowledgment: The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 17-02-00390)
For dtation: Marabaeva L.V., Sokolov O.A., Siuvaeva A.E. Research of the most important Russian Federation territorial innovative clusters and prospects for the development their strategic potential in the context of the project approach. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(3):24-31. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-24-31 There is no conflict of interests
Кластерный подход к региональному развитию получает широкое распространение во многих странах мира и является основой для перехода к экономике знаний и формирования цифрового общества. Территориальный инновационный кластер можно рассматривать как систему взаимосвязанных предприятий, научных организаций, государственных учреждений, научно-исследовательских центров, существующих в пределах географически ограниченного пространства и осуществляющих процесс создания, внедрения и распространения инноваций в различных отрас-
лях экономики и жизненных сферах на постоянной основе [1].
Мировая практика свидетельствует о том, что, как правило, создание и становление инновационных кластеров обусловлено развитием промышленных кластеров, осуществляющих свою деятельность по различным технологическим направлениям в сотрудничестве с центрами науки и фундаментальных и прикладных исследований. По существующим оценкам сейчас процессы кластеризации успешно осуществляют около половины ведущих стран мира (табл. 1).
Таблица 1
Страны-лидеры в области кластерных инициатив 1
Страна Количество кластеров Специализация Ключевой показатель развития
Франция 96 Фармацевтика и косметика, производство продуктов питания Кластер CosmeticValley - 600 предприятий, мировой лидер в сфере производства косметических средств.
Индия 106 1Т- технологии Оборот индийских1Т-кластеров - около 70 млрд. долл.
Великобритания 168 Биотехнологии и биоресурсы На финансирование кластеров выделяется 30 млн. долл.
Италия 206 Производство потребительских товаров и продуктов питания Кластер - Сассуоло: ежегодное производство более 330 млн. кв.м. керамической плитки (более 3 млрд. евро).
США 380 1Т- технологии Кремниевая долина: родина всемирно известных компаний Intel, AMD, Oracle, Apple, Cisco, Yahoo!, eBay.
1 Петербургский правовой портал. URL: http://ppt.ru/news/134649.
Признанным лидером в области кластерных инициатив являются США. Именно здесь в кластеры объединены больше половины компаний, а доля производимого ими совокупного ВВП составляет около 60%. Практически полная кластеризация промышленности наблюдается в таких странах, как Дания (34 кластера), Германия (32 кластера), Польша (61 кластер) и Нидерланды (20 кластеров). В целом в странах ЕС в кластерах занято примерно 38% работников.
Активная инновационная кластеризация наблюдается и в странах Юго-Восточной Азии. Например, в Сингапуре весьма успешны нефтехимические кластеры, в Японии - автомобилестроительные и т.п. Интересна и практика Китая, характеризующаяся наличием более 60 особых зон-кластеров, включающих около 30 тыс. компаний, численность персонала в которых составляет примерно 3,5 млн. чел., а объем продаж - 200 млрд. долл. в год. Таким образом, инновационная ориентация кластеров становится все более очевидной необходимостью, поскольку обуславливает их конкурентоспособность в стратегической перспективе, а, следовательно, возможности развития региональных и национальных экономических систем.
Что касается России, то одной из ключевых задач перехода к инновационно-социальному типу экономического развития, отраженных в Концеп-
ции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г.2 и в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.3, стало формирование совокупности высокотехнологичных инновационных кластеров и оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, в том числе посредством инновационной кластеризации.
Так, в рамках проектного подхода в 2012 г., Минэкономразвития РФ в соответствии с поручениями Президента и Правительства России приступило к реализации Программы поддержки инновационных территориальных кластеров. По результатам проведенного конкурса из 94 заявок было отобрано 25 пилотных кластеров (в последующие годы этот перечень был расширен до 27 кластеров), которым Поручением Правительства РФ был присвоен соответствующий статус. Эти 25 кластеров были размещены в регионах с высоким инновационным и производственным потенциалом, а также соответствовали приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в России (табл. 2).
2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р
3 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р
Субъект РФ Наименование кластера
Москва Кластер «Зеленоград»
Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк)
Московская область Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г.Дубне
Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино
Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки)
Санкт-Петербург Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций
Санкт-Петербург, Ленинградская область Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий
Калужская область Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины
Нижегородская область Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии
Саровский инновационный кластер
Республика Мордовия Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением
Ульяновская область Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»»
Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда
Таблица 2
География размещения пилотных инновационных территориальных кластеров и их технологическая
специализация [2, с. 8]
Продолжение таблицы
Субъект РФ Наименование кластера
Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер
Республика Татарстан Камский инновационный территориально-производственный кластер
Свердловская область Титановый кластер
Пермский край Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звёздный»
Кластер волоконно-оптических технологий «Фотоника»
Республика Башкортостан Нефтехимический территориальный кластер
Архангельская область Судостроительный инновационный территориальный кластер
Томская область Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии
Красноярский край Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск
Кемеровская область Комплексная переработка угля и техногенных отходов
Новосибирская область Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий
Алтайский край Алтайский биофармацевтический кластер
Хабаровский край Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения
Удмуртская Республика Удмуртский машиностроительный кластер
Таблица 3
Показатели эффективности деятельности пилотных инновационных территориальных кластеров4
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Выработка на одного работника организаций-участников, тыс. руб.* 2630 2630 2899
Объём произведенной продукции, работ и услуг, трлн. руб.* 1,54 1,71 1,97
Число новых модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, тыс. ед. 27,2 32,7 36,1
Общий объём инвестиций в развитие кластеров, млрд. руб.
в том числе: 122,55 166,34 172,61
внебюджетные средства 91,2 132,28 139,40
бюджетные средства 31,35 34,06 33,21
*В постоянных ценах 2013 г.
4 О развитии сети инновационных территориальных кластеров. Минэкономразвития РФ. 2016. URL: https://aviatp.ru/files.
Результатами развития пилотных территориальных инновационных кластеров стало увеличение совокупной выручки их участников от реализации продукции на внешних рынках в среднем на 20%, объема отгруженной инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, - от 60 до 90%, годовой выработки на одного работника организаций-участников, а также других количественных показателей (рост высокопроизводительных рабочих мест, численность сотрудников, общий объём инвестиций и др.) (табл. 3).
Несмотря на совокупный успех, темпы развития некоторых кластеров оказались значительно медленнее, чем у других, что в итоге привело формированию группы кластеров - лидеров по ряду удельных показателей эффективности и масштабам деятельности (кластеры в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, г. Казань, Самарской и Томской областях, Республике Мордовия и др.).
После завершения программы поддержки пилотных территориальных кластеров в инновационной сфере, ставшей одной из самых
масштабных российских инициатив, в рамках дальнейшей поддержки кластерного развития, а также наращивания стратегического потенциала регионов России и действующих в их пределах инновационных кластеров, к 2017 г. Минэкономразвития приступило к реализации проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» (табл. 4).
Сегодня в России насчитывается 57 кластеров, 25 из которых относятся к инновационным терри-
ториальным кластерам. Районами концентрации последних является Приволжский (9) и Центральный (6) федеральные округа. Лидерами по количеству инновационных кластеров являются: г. Москва и Московская область (5), г. Санкт-Петербург и Ленинградская область (2), Нижегородская (2) и Ульяновская области (2). Однако, согласно данным Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и кластеров только один из них имеет высокий уровень организационного развития (табл. 5).
Таблица 4
Кластеры, прошедшие конкурсный отбор в рамках приоритетного проекта Минэкономразвития
России5
Субъект РФ Наименование кластера
Калужская область Инновационный кластер «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» Калужской области
Красноярский край Инновационный кластер Красноярского края Технополис «Енисей»
Липецкая область Инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообработки Липецкой области «Долина машиностроения»
Московская область Консорциум инновационных кластеров Московской области
Новосибирская область Научно-производственный кластер «Сибирский наукополис»
Республика Башкортостан Нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан
Республика Мордовия Инновационный кластер Республики Мордовия
Республика Татарстан Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан
Самарская область Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области
Томская область Инновационный территориальный кластер «ЗшайТесЬпсЛс^езТотзк»
Ульяновская область Инновационный кластер Ульяновской области
Таблица 5
География размещения инновационных территориальных кластеров с учётом их уровня
организационного развития в 2018 г., ед.6
Характеристики уровня
Размещение Итого организационного развития кластеров
Высокий Средний Начальный
Приволжский федеральный округ 9 1 3 5
Центральный федеральный округ 6 0 2 4
Северо-Западный федеральный округ 4 0 0 4
Сибирский федеральный округ 4 0 0 4
Уральский федеральный округ 1 0 0 1
Северо-Кавказский федеральный округ 1 0 0 1
Южный федеральный округ 0 0 0 0
Дальневосточный федеральный округ 0 0 0 0
5 Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. URL : http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depIno/2016191004/
6 Геоинформационная система. Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры: Статистика. URL: https://www.gisip.ru/tlru/clusters/
Зависимость уровня развития того или иного региона от наличия на его территории инновационного кластера с высоким уровнем развития стратегического потенциала подтверждается ежегодно разрабатываемым рейтингом инновационных регионов Ассоциацией инновационных регионов России. Рейтинг строился на основе 29 индикаторов, сгруппированных по четырём разделам: «Научные исследования и разработки», «Инновационная деятельность», «Социально-экономические условия инновационной деятельности», «Инновационная активность региона». По результатам 2017 г. лидерами стали г. Санкт-Петербург, г. Москва и Республика Татарстан. В группу сильных инновато-ров также вошли Томская область, Новосибирская область, Калужская область, Московская область, Ульяновская область (впервые вошла в данную группу, переместившись с 16 на 8 место) и Самарская область.7
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие инновационного кластера в регионе прямо способствует его развитию и наращиванию конкурентного и стратегического потенциалов. Несмотря на тот факт, что Россия относительно недавно развивает кластерную кооперацию, к настоящему моменту времени она уже имеет значительный положительный опыт реализации подобного рода проектов. Существующие территориальные инновационные кластеры осуществляют свою деятельность по приоритетным направлениям технологического развития РФ и имеют положительные тенденции развития, что способствует наращиванию их стратегического потенциала и положительной динамике основных экономических показателей региональных экономики в целом. Как следствие, целевыми ориентирами стратегического развития кластеров-лидеров до 2020 г. являются:
1. Повышение эффективности производства
- рост выработки на одного работника не менее чем на 20%;
- число высокопроизводительных рабочих мест - не менее 100 тыс.
2. Увеличение конкурентоспособности
- удвоение объёма совокупной выручки от продажи компаниями кластеров несырьевой продукции на экспорт;
- рост средней доли добавленной стоимости в выручке организаций-участников кластеров не менее чем на 20%.
3. Инвестиции в развитие
- привлечение инвестиций из внебюджетных источников - 300 млрд. руб.;
- объём работ и проектов в сфере научных исследований и разработок - не менее 100 млрд. руб.;
7 АИРР: Рейтинг инновационных регионов России 2017. URL: http:// www.iregions.org/images/files/airr17.pdf.
- рост числа патентов на изобретения в организациях-участниках кластеров не менее чем в 3 раза;
- число технологических стартапов, получивших инвестиции, не менее 300. [3, с. 678]
Основой для их достижения является высокий уровень научно-исследовательского, инновационного, производственного и инфраструктурного потенциалов территорий локализации кластеров.
В регионах размещения наиболее значимых территориальных инновационных кластеров уже сформирована и активно используется схема организационного взаимодействия их участников в области разработки и внедрения высокотехнологичной продукции - от научных исследований и опытно-конструкторских работ до ее промышленного выпуска и коммерциализации. Одной из ключевых задач инновационных кластеров является достижение такого уровня кооперационных связей их участников, который позволит взаимовыгодно повысить эффективность работы крупного бизнеса, малых и средних инновационных компаний, государственного сектора экономики и научно-исследовательских организаций, в том числе, в стратегической перспективе. Ее решение, на наш взгляд, возможно на основе проектного подхода к региональному развитию в целом, предполагающего активное вовлечение участников инновационных кластеров в реализацию совместных высокотехнологичных проектов, как в качестве исполнителей, так и потребителей передовых разработок. В связи с этим территориальный инновационный кластер можно рассматривать как оптимальный объект для реализации концепции государственно-частного партнёрства (ГЧП), поскольку при помощи его механизмов частный бизнес может активно вовлекаться в реализацию крупномасштабных проектов и программ и сотрудничать с государственным сектором, что способствует достижению коммерческих и общественных целей наиболее эффективным способом (табл. 6).
Как показывают исследования, благодаря государственной поддержке и применению механизмов ГЧП к 2017 г. выработка на одного работника организаций-участников кластеров-лидеров увеличилась до 3235 тыс. руб., что превысило уровень предыдущего года на 336 тыс. руб. или 11,59 %; число новых модернизированных высокопроизводительных рабочих мест увеличилось до 41,4 тыс. ед., превысив показатель предыдущего года на 5,3 тыс. ед. или 14,58 %; объём произведенной продукции, работ и услуг возрос до 2,17 трлн. руб., что выше уровня предыдущего года на 0,2 трлн. руб. или 10,15 % [4, с. 11].
Полагаем, что такие показатели можно рассматривать как прямые характеристики возмож-
Таблица 6
Распределение средств субсидий в 2013-2015 гг. в рамках государственной поддержки кластеров8
Направления использования субсидий из федерального бюджета 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Млн. ру<5. % Млн. ру<. % Млн. ру<. %
Развитие инфраструктуры инновационной и образовательной деятельности 906,3 69,7 1 814,8 72,6 881,5 70,5
Повышение квалификации и переподготовка кадров, обеспечение методической, организационной, экспертно-аналитической и информационной поддержки 307,5 23,7 409 16,4 234,6 18,8
Развитие научно-технической и производственной кооперации, привлечение инвестиций, продвижение продукции, в т.ч. на внешние рынки (бизнес-миссии, выставочно-ярмарочные, коммуникативные мероприятия) 56,5 4,3 261,4 10,4 114,0 9,1
Развитие инженерной и социальной инфраструктуры 29,7 2,3 14,8 0,6 19,9 1,6
ИТОГО 1300 100 2500 100 1250 100
8 О развитии сети инновационных территориальных кластеров. Минэкономразвития РФ. 2016. URL: https://aviatp.ru/files.
ностей и перспектив наращивания стратегического потенциала не только наиболее значимых территориальных инновационных кластеров РФ, но и тех, кто только начинает активную деятельность. Это особенно важно в контексте проектного подхода к региональному развитию, предполагающего максимальное использование их стратегического потенциала для повышения конкурентоспособности региональных экономических систем и их интегральной эффективности через реализацию совместных высокорискованных научных и технологических проектов на принципах инновационной кооперации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшая государственная поддержка наиболее значимых территориальных инновационных кластеров РФ, в том числе с активным использованием механизмов государственно-частного партнерства, является необходимым условием повышения их устойчивости и наращивания стратегического потенциала в интересах каждого региона размещения и национальной экономики в целом. Выпуск высококачественных товаров и услуг в рамках территориальных кластеров, обладающих инновационными характеристиками, будет способствовать укреплению позиций России на глобальном рынке, образованию новых высокопроизводительных рабочих мест, повысит конкурентоспособность страны в несырьевом секторе и сформирует потенциал для импортозамещения в долгосрочном периоде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марабаева Л.В., Сюваева А.Е. Ключевые особенности и характеристики инновационных территориальных кластеров // Студиум. 2017. № 4 (45).
2. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - М: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2013. 8 с.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 4. С. 667-681.
4. Дайджест новостей «Территориальные кластеры». - М: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2017. №1. С. 25.
REFERENCES
1. Marabaeva L.V., Siuvaeva A.E. Key features and characteristics of innovative territorial clusters. Studium. 2017; (4). (In Russ.)
2. Gokhberg L.M., Shadrina A.E., editors. Pilot innovative territorial clusters in the Russian Federation. Moscow: National Research University «Higher school of Economics". 2013. 8 p. (In Russ.)
3. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Investment and innovation potential of Russian regions. MIR (Modernization. Innovations. Development.) 2017; (8-4):667-681. (In Russ.)
4. News Digest «Territorial Clusters». Moscow: National Research University «Higher School of Economics». 2017; (1):25. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 13.09.2018
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Марабаева Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск. Тел.: (927) 275 12 10, e-mail: [email protected]
Соколов Олег Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, первый заместитель Министра - начальник управления цифрового развития Министерства информатизации и связи Республики Мордовия, г. Саранск. Тел.: (960) 333 13 33, e-mail: [email protected]
Сюваева Анастасия Евгеньевна, магистрант Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева направления подготовки «Менеджмент», г. Саранск. Тел.: (927) 194 67 44, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Marabaeva Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Professor at the Department of management of N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia. Ph.: (927) 275 12 10, e-mail: [email protected]
Sokolov Oleg Alexandrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of management of N.P. Ogarev Mordovia State University, first Deputy Minister-Head of digital development Department of the Ministry of information and communications of the Republic of Mordovia, Saransk, Russia. Ph.: (960) 333 13 33, e-mail: [email protected]
Siuvaeva Anastasiia Evgenievna, Graduate student at the Department of management of N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia. Ph.: (927) 194 67 44, e-mail: [email protected]