Научная статья на тему 'Кластерные инициативы в стратегии инновационного развития России'

Кластерные инициативы в стратегии инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / GEOGRAPHICAL INNOVATIVE CLUSTER / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC CAPABILITIES / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюкина Е.Б., Капранова Л.Д., Погодина Т.В.

Тема. Оценка потенциала регионов по созданию инновационных территориальных кластеров, определение ключевых факторов, оказывающих влияние на инновационную активность в регионах. Цели. Определение методики оценки потенциала региональной экономики по созданию инновационных территориальных кластеров и выявление ключевых факторов инновационного развития экономики России. Методология. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. Исследование фундаментальной роли инноваций, информации и знания в социально-экономических системах опирается на работы Д. Белла, П. Друкера, М. Кастельса, М. Поланьи, Ж. Сапира, Л. Туроу, Ф. фон Хайека и др. Использовались также работы Ф. Броделя, Н. Кондратьева, С. Кузнеца, П. Сорокина, Е. Марковой, Г. Менша, Й. Шумпетера, в которых заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития социально-экономических систем. В качестве ключевых методов использованы индукция и дедукция, динамический, сравнительный, анализ, SWOT-анализ и интегральная оценка. Выводы и значимость. В качестве ключевых выделены материально-технические, инвестиционные, трудовые, инновационно-технологические, информационные и финансовые факторы, которые оказывают воздействие на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров. Обозначены сильные и слабые стороны федеральных округов России по их способности к формированию инновационных территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster initiatives in the strategy of innovative development of Russia

Importance The research evaluates regions' capabilities for creating innovative geographical clusters, and determines key factors influencing the regions' innovative activity. Objectives The research determines methods to evaluate whether the regional economy is capable of creating innovative geographical clusters, and identifies key factors for the innovative development of Russia's economy. Methods The research draws upon the concept of system analysis, proceedings of leading national and foreign specialists in regional economics. The research into the fundamental role of innovation, information and knowledge of socio-economic systems relies upon proceedings of renowned scholars. We also scrutinized proceedings of famous economists, which underlay the theory of innovation in the cyclical and genetic patterns of socio-economic systems development. The key methodological framework comprises induction, deduction, dynamic, comparative analysis, SWOT-analysis and integral evaluation. Conclusions and Relevance We emphasize material, technical, investment, labor, innovative, technological, information and financial factors as key one, as they influence the regions' capability to create innovative geographical clusters. The article indicates strengths and weaknesses in the federal districts of Russia, referring to their ability to create innovative geographical clusters.

Текст научной работы на тему «Кластерные инициативы в стратегии инновационного развития России»

ISSN 2311-875X (Online) Инновации и инвестиции

ISSN 2073-2872 (Print)

КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Елена Борисовна ТЮТЮКИНАа% Людмила Дмитриевна КАПРАНОВА", Татьяна Витальевна ПОГОДИНА0

а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инвестиций и инноваций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация etutukina@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация kld-home@mail.ru

с доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой инвестиций и инноваций по учебно-методической работе, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация pogodina15@yandex.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 29.06.2015 Принята в доработанном виде 14.09.2015

Одобрена 29.09.2015

УДК 336.717 JEL: 030, 032, 033

Ключевые слова:

инновационный территориальный кластер, экономический потенциал, инновационная активность, регион

Аннотация

Тема. Оценка потенциала регионов по созданию инновационных территориальных кластеров, определение ключевых факторов, оказывающих влияние на инновационную активность в регионах.

Цели. Определение методики оценки потенциала региональной экономики по созданию инновационных территориальных кластеров и выявление ключевых факторов инновационного развития экономики России.

Методология. Работа основана на концепции системного анализа, трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области региональной экономики. Исследование фундаментальной роли инноваций, информации и знания в социально-экономических системах опирается на работы Д. Белла, П. Друкера, М. Кастельса, М. Поланьи, Ж. Сапира, Л. Туроу, Ф. фон Хайека и др. Использовались также работы Ф. Броделя, Н. Кондратьева, С. Кузнеца, П. Сорокина, Е. Марковой, Г. Менша, Й. Шумпетера, в которых заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития социально-экономических систем. В качестве ключевых методов использованы индукция и дедукция, динамический, сравнительный, анализ, SW0T-анализ и интегральная оценка. Выводы и значимость. В качестве ключевых выделены материально-технические, инвестиционные, трудовые, инновационно-технологические, информационные и финансовые факторы, которые оказывают воздействие на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров. Обозначены сильные и слабые стороны федеральных округов России по их способности к формированию инновационных территориальных кластеров.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Концепция долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 предусматривает создание высокотехнологичных кластеров, призванных реализовать конкурентоспособный потенциал территорий и обеспечить приток инвестиций в экономику региона. В качестве одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.2 также является развитие инновационных кластеров за счет активизации деятельности по реализации

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряж. Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. расп. Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

118 http://fin-izdat.

инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Суть кластерного подхода заключается в том, что государство организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам,

объединяющим в первую очередь бизнес (крупный и мелкий), научные и образовательные учреждения на территории регионов [1-4]. При этом меняется содержание региональной экономической политики. Усилия направляются не на поддержку отдельных предприятий, а на развитие системы взаимоотношений между субъектами экономики и государственными институтами.

Подобные программы совместного развития могут сочетать как инфраструктурные проекты, так и проекты, направленные на развитие инновацинно ориентированного взаимодействия субъектов в кластере. Формирование инновационных кластеров рассматривается в качестве действенного механизма создания конкурентных преимуществ региона и повышения его инвестиционной привлекательности и

инновационного потенциала. Формирование инновационного бизнеса в регионах должно стать одним из приоритетных направлений [5-10].

Государство устанавливает ряд приоритетов и критериев для отбора программ развития кластера. Такой инструмент кластерной политики позволяет выбрать наиболее перспективные для поддержки кластеры (с точки зрения влияния на экономику, потенциальной конкурентоспособности,

показателей инвестиционной привлекательности и др.) [11-13]. В мире этот подход получил развитие еще в 1990-е гг. и многократно доказал свою высокую эффективность.

В России развитие кластерной политики с учетом западного опыта представляет собой реализацию комплекса мер по следующим направлениям:

• создание организационных механизмов и становление культуры взаимодействия разнородных субъектов в кластерах с упором на новые подходы, эффективные сочетания видов экономической деятельности, компаний (при этом приоритетом должен стать принцип достижения консенсуса по поводу решения общих проблем повышения конкурентоспособности);

• развитие систем управления в кластере на основе обратной связи между их участниками;

• организация обучения кластерных менеджеров;

• активное вовлечение частных компаний, особенно малых и средних, в поддерживаемые государством проекты кластера;

• осуществление совместных проектов участников кластера в сфере исследований, разработок и инноваций. Особое внимание следует уделять кооперации бизнеса с научными и образовательными организациями;

• вовлечение кластеров в процесс формирования стратегий развития региона;

• формирование ассоциаций (сетей) кластеров;

• интернационализация деятельности кластеров (поиск инвесторов, поставщиков, рынков сбыта);

http://fin-izdat.r

• включение в международные сети практиков и экспертов. Формирование бренда кластеров и выстраивание коммуникаций в контексте глобализации.

Основные направления отечественной программы поддержки кластеров в целом соответствуют западному опыту. Однако помимо государственных инициатив для создания инновационных кластеров и их поступательного развития требуются определенные условия, среди которых необходимо долгосрочное видение перспектив развития, адекватное реагирование на изменения рыночной конъюнктуры, наличие квалифицированного менеджмента и разработка новых оригинальных проектов его участников.

В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития 25 инновационных территориальных кластеров используются следующие:

1) предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров;

2) обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

3) привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров;

4) стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития.

Главным инструментом государственной политики по активизации научно-производственной деятельности в кластерах должно стать финансирование комплексных программ развития инновационных кластеров.

При реализации проектов в кластерах финансовые ресурсы, которые государство направляет на поддержку промышленности, должны тратиться по определенной системе. Ранее эти средства расходовались точечно, и их вложение не давало желаемого экономического эффекта.

В настоящее время Минпромторг России оценивает свою работу по увеличению общей отдачи вложенных средств и прежде всего в виде формирования потока налоговых платежей в

)ита1/пайопа1/ 119

бюджет. Эффективность подобного подхода доказывает создание промышленных кластеров в Ульяновской и Калужской областях, в которых средства вкладываются в создание условий для развития кластеров, в инфраструктуру, и в данном случае наблюдается реальная отдача в виде роста налоговых поступлений в бюджет.

Механизм субсидий для российских регионов, определение долей софинансирования является частью процедуры выделения средств и зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона, уровня развития кластеров и их значимости для экономики.

Ежегодный размер субсидии предполагается определять на основе результатов оценки целесообразности реализации проектов, содержащихся в заявке. Будут учитываться и ожидаемые социально-экономические эффекты от этих вложений. При распределении субсидии в Минэкономразвития России в первую очередь будут рассматриваться проекты, связанные с развитием инновационной и образовательной инфраструктуры, а также проекты по проведению прикладных исследований и разработок. Основное условие конкурса - мероприятия и проекты, на которые выделяются средства, должны способствовать повышению конкурентоспособности организаций - участников кластера и качества жизни на его территории.

Пока налоговые льготы для кластеров не предусмотрены. Если такие льготы законодательно утвердят, то будет введена официально процедура отбора компаний в состав кластеров и их аккредитация. У кластеров и компаний появятся новые заботы, поскольку процесс аккредитации может оказаться непростым, однако компании, входящие в кластер, могут пользоваться уже существующими налоговыми льготами в

3

регионах .

Следует отметить, что прямое финансирование кластеров за счет федеральных средств составляет лишь незначительную часть в бюджете кластера. Идея создания кластера подразумевает, что его функции необходимы в первую очередь компаниям-участникам. Именно поэтому кластер преимущественно должен финансироваться самим бизнесом, государство же должно инициировать создание кластера. Пока, как показывают обследования предприятий, инновационная активность не приносит отечественному бизнесу

3 Погодина Т.В., Задорова Т.В. Оценка инвестиционного потенциала кластеров // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 24. С. 24-30.

120 http://fin-izdat.r

существенных доходов. Так, почти половина опрошенных руководителей предприятий обрабатывающей промышленности считают, что инновации не играют существенной роли для достижения коммерческого успеха, и поэтому неэффективно затрачивать время и большие средства на создание новых технологий.

Такую ситуацию обостряет фрагментированность российской инновационной системы. Если во многих развитых странах государственные структуры осуществляют связь со всеми звеньями инновационного комплекса, то в России каждый элемент этой цепочки, как правило, функционирует обособленно. Бизнес, наука и образование слабо взаимодействуют между собой, увеличивается дифференциация отраслей экономики по уровню инновационной активности и технологического развития. Среди регионов существуют значительные различия по показателям инновационной деятельности. Хотя все элементы российской кластерной программы выстроены в логике инновационного развития национальной экономики, отобранные кластеры фактически создаются по решению руководства страны, сверху. Их специализация в большинстве случаев не прошла предварительного «отбора рынком» [2].

Организуются кластеры преимущественно посредством концентрации малых предприятий вокруг крупных компаний или НИИ, которые расположены на территории с достаточно высоким инновационным потенциалом. Сетевые эффекты в инновационных кластерах сравниваются с классическими агломерационными эффектами концентрации и кооперации, а кластерные проекты сводятся фактически к определенному набору производственных и инфраструктурных объектов. Создание платформ для интерактивного взаимодействия, крайне необходимых для разработки эффективной кластерной политики, видится в управляющих организациях кластеров. Система финансовой поддержки кластеров сводится к поддержке основных участников с учетом профиля их деятельности и приоритетности производственных планов. Оценка их деятельности ограничивается такими параметрами, как рост объемов производства, затрат на НИОКР и т.п.

К реализации программ развития территориальных кластеров привлечены государственные институты развития

(ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в

научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Роснано», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). В деятельности пилотных кластеров планируется участие крупных компаний с государственной долей, выполняющих программы инновационного развития (рис. 1).

В целом российские кластерные инициативы видятся малопривлекательными для

стратегических инвесторов, поскольку в отличие от ситуации с особыми экономическими зонами, кластерные преимущества развития достигаются благодаря не особым преференциям для бизнеса, а благодаря особым сетевым эффектам, которые позволяют компаниям стать более специализированными, более производительными и более инновационными. Однако в данном случае необходимо формирование устойчивых связей между всеми участниками кластера с учетом новых точек роста в экономике страны. Сетевая структура инновационного кластера упрощает для его участников доступ к финансовым ресурсам, новым знаниям и технологиям, новым маркетинговым стратегиям и информации о состоянии рынка и запросах потребителей продукции. При этом задача формирования среды для зарождения и развития кластерных сетей (последовательное устранение барьеров в развитии горизонтальных связей) пока властями не ставится. В итоге, судя по планам Минэкономразвития России, усилия по кластеризации экономики фактически

превращаются в создание межведомственной вертикали, где идея сетевого партнерства государства, бизнеса и науки сведена фактически к софинансированию затрат. Кластерные инициативы представляют собой лишь заявки территорий и госорганизаций на финансирование текущих нужд, а кластерные программы властей -встречный поток субсидий, ассигнований и преференций под отобранные заявки4.

С учетом анализа отечественного и зарубежного опыта целесообразно выделить следующие ключевые группы финансово-экономческих механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров - стратегические, риск-менеджмента, финансовые,

институциональные, организационные,

информационные и инвестиционные. Основу должны составлять стратегические финансово-экономические механизмы создания

инновационных территориальных кластеров, которые включают формирование смешанной кластерной политики и программно-целевые механизмы. Смешанная кластерная политика предполагает в развитии кластеров ключевую роль региональных органов власти, при этом федеральный центр обеспечивает создание инфраструктуры, необходимой для их функционирования.

В качестве положительного примера эффективной реализации кластерной политики в Российской Федерации можно привести Приволжский федеральный округ. Особенностью кластерного развития регионов ПФО является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров, правда, роль бизнеса в данном процессе не столь значительна. Во многих регионах приоритетные направления

кластеризации заложены в стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (Самарская область, Республика Татарстан, Чувашская Республика и др.), тем самым фактически осуществлен переход на кластерный путь социально-экономического развития. Данный подход целесообразно активно развивать и использовать в других субъектах Российской Федерации. Для стимулирования кластерного развития на федеральном и региональном уровнях весьма полезно организовать соревнования по эффективности развития инновационных территориальных кластеров.

К сожалению, кластеры зачастую рассматриваются лишь как очередной способ получения федеральных ассигнований. Среди других причин, мешающих в полной мере использовать этот инструмент, следует отметить недостаточную межведомственную координацию, слабую вовлеченность институтов развития, отсутствие опыта управления и специализированных структур по инициированию и сопровождению функционирования кластеров.

4 Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт. URL: http://economy.gov.ru

Рисунок 1

Финансово-экономические механизмы, используемые и планируемые к использованию на федеральном уровне при становлении и развитии инновационных территориальных кластеров в РФ

Финансово-экономические механизмы, планируемые к использованию и используемые при становлении и развитии инновационных территориальных кластеров в РФ

Финансовые

Предоста вление m еж бюджетных субсидий

Программно-целевые

Включение мероприятий программ развития кластеров в состав федеральных целевых программ и государственных программ РФ

Налоговые

Институциональные

Налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль, налогуна имущество

организаций, по уплате страховых взносов в социальные фонды

Привлечение государственных инстигутов развития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «PBК», ОАО «Роснаноии др.)

Список литературы

1. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 895 с.

2. Куценко Е.С. Алгоритм развития кластеров с участием малого и среднего предпринимательства в регионе. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. С. 80-118.

3. Приоритеты инновационного общества и перспективы модернизации экономики: региональный аспект: материалы научно-практической конференции молодых ученых (23 марта 2011 г., г. Орёл). М.: Дело и сервис, 2011. 433 с.

4. Проблемы и перспективы модернизации экономики российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (24 ноября 2011 г., Курган). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. 132 с.

5. Погодина Т.В., Медведева Т.А. Инновационный потенциал социально-экономической системы региона // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 56-62.

6. Фролко С.В. и др. Развитие бизнес-процессов в условиях модернизации региональной экономики: колл. монография. Ставрополь: Сервисшкола; Невинномыск: ГОУ ВПО НГГТИ, 2011, 300 с.

7. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н. и др. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. 2012. № 9. С. 48-60.

8. Сафронов А.Е. Подсистемы региональной экономики: сущность, содержание и взаимосвязи. Ростов-н/Д: ИЦ Донского гос. технического ун-та, 2012. 30 с.

9. Сахтуева М.В., Загазежева О.З. Инвестиционная привлекательность региональной экономики как фактор повышения устойчивости ее развития: монография. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2011. 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Семидоцкий В.А. Механизм государственного регулирования сбалансированного (симметрического) развития регионов в рамках федеральных округов // Вопросы экономики и права. 2011. № 8. С.53-56.

11. Новосёлов С.Н. и др. Тенденции, закономерности и специфика организации и управления экономическими структурами в регионах. Пятигорск: Изд-во РИА-КМВ, 2011. 191 с.

12. Теория и практика развития социально-экономических систем: сборник научных трудов молодых ученых. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2012. 200 с.

13. Торосов В.М. Экономика региона (мезоэкономика): аспекты теории и практики: монография. Абакан: Изд-во ХТИ (филиал СФУ), 2012. 320 с.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Innovation and Investment

CLUSTER INITIATIVES IN THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA Elena B. TYUTYUKINAa% Lyudmila D. KAPRANOVAb, Tat'yana V. POGODINАc

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation etutukina@mail.ru

b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation kld-home@mail.ru

c Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation pogodina15@yandex.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 29 June 2015 Received in revised form 14 September 2015 Accepted 29 September 2015

JEL classification: 030, O32, O33

Keywords: geographical innovative cluster, economic capabilities, innovative activities, region

Abstract

Importance The research evaluates regions' capabilities for creating innovative geographical clusters, and determines key factors influencing the regions' innovative activity. Objectives The research determines methods to evaluate whether the regional economy is capable of creating innovative geographical clusters, and identifies key factors for the innovative development of Russia's economy.

Methods The research draws upon the concept of system analysis, proceedings of leading national and foreign specialists in regional economics. The research into the fundamental role of innovation, information and knowledge of socio-economic systems relies upon proceedings of renowned scholars. We also scrutinized proceedings of famous economists, which underlay the theory of innovation in the cyclical and genetic patterns of socio-economic systems development. The key methodological framework comprises induction, deduction, dynamic, comparative analysis, SWOT-analysis and integral evaluation.

Conclusions and Relevance We emphasize material, technical, investment, labor, innovative, technological, information and financial factors as key one, as they influence the regions' capability to create innovative geographical clusters. The article indicates strengths and weaknesses in the federal districts of Russia, referring to their ability to create innovative geographical clusters.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: konkurentnye preimushchestva stran [The Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993, 895 p.

2. Kutsenko E.S. Algoritm razvitiya klasterov s uchastiem malogo i srednego predprinimatel'stva v regione. V kn.: Klasternye politiki i klasternye initsiativy: teoriya, metodologiya, praktika: kollektivnaya monografiya [Cluster development algorithm involving small and medium-sized business in the region. In: Cluster policies and cluster initiatives: theory, methodology, practice: a collective monograph]. Penza, Penza State University of Architecture and Construction Publ., 2012, pp. 80-118.

3. Prioritety innovatsionnogo obshchestva i perspektivy modernizatsii ekonomiki: regional'nyi aspekt: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Priorities of Innovative Society and Prospects for Economic Modernization: Regional Perspectives]. Moscow, Delo i servis Publ., 2011, 433 p.

4. Problemy i perspektivy modernizatsii ekonomiki rossiiskikh regionov: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues and Prospects of Modernizing the Economy of Russian Regions]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2011, 132 p.

5. Pogodina T.V., Medvedeva T.A. Innovatsionnyi potentsial sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona [The innovative potential of the socio-economic system of the region]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2013, no. 6, pp. 56-62.

6. Frolko S.V. et al. Razvitie biznes-protsessov v usloviyakh modernizatsii regional'noi ekonomiki: kollektivnaya monografiya [Development of business processes during the regional economy modernization: a collective monograph]. Stavropol, Nevinnomyssk, Servisshkola, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute Publ., 2011, 300 p.

7. Bortnik I.M., Senchenya G.I., Mikheeva N.N. et al. Sistema otsenki i monitoringa innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii [Evaluation and monitoring of innovative development of the Russian regions]. Innovatsii = Innovations, 2012, no. 9, pp. 48-60.

8. Safronov A.E. Podsistemy regional'noi ekonomiki: sushchnost', soderzhanie i vzaimosvyazi [Subsystems of the regional economy: substance, contents and mutual relation]. Rostov-on-Don, Don State Technical University Publ., 2012, 30 p.

9. Sakhtueva M.V., Zagazezheva O.Z. Investitsionnaya privlekatel'nost' regional'noi ekonomiki kak faktor povysheniya ustoichivosti ee razvitiya: monografiya [Investment attractiveness of the regional economy as a factor for its more sustainable development: a monograph]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS Publ., 2011, 159 p.

10. Semidotskii V.A. Mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniya sbalansirovannogo (simmetricheskogo) razvitiya regionov v ramkakh federal'nykh okrugov [The mechanism for State regulation of balanced (symmetric) development of regions within federal districts]. Voprosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues, 2011, no. 8, pp. 53-56.

11. Novoselov S.N. et al. Tendentsii, zakonomernosti i spetsifika organizatsii i upravleniya ekonomicheskimi strukturami v regionakh [Trends, patterns and specifics of arranging and managing economic structures in regions]. Pyatigorsk, RIA-KMV Publ., 2011, 191 p.

12. Teoriya i praktika razvitiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh [The development of socio-economic systems. Theory and practice: a collection of young scientists' proceedings]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University Publ., 2012, 200 p.

13. Torosov V.M. Ekonomika regiona (mezoekonomika): aspekty teorii i praktiki: monografiya [The region's economy (meso-economy): theoretical and practical aspects: a monograph]. Abakan, Khakassia Technical Institute, Branch of Siberian Federal University Publ., 2012, 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.