References
1. Burov Yu. B., Karpykova G. U. Intensifikatsiya protsessa podgotovki budushchego uchitelya v professional'noy obrazovatel'noy organizatsii [Intensification of the process of preparing a future teacher in a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, No. 4 (24), pp. 53-59. (In Russian)
2. Lipatnikova I.G., Parshina T. Yu. Formirovanie kognitivnoy kompetentnosti v protsesse obucheniya studentov pedagogicheskikh vuzov elementarnoy matematike [Formation of cognitive competence in the process ofteaching elementary mathematics to students of pedagogical universities], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, No. 1, available at: http://science-education.ru/journal/2012/ (accessed: 01.06.2020). (In Russian)
3. Kraevskiy V. V., Khutorskoy A. V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nykh standartakh [Subject and general subject in educational standards], Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka [Bulletin of the Institute of Human Education], 2011, No. 1, available at: http://eidos-institute.ru/journal/2011/ (accessed: 01.06.2020). (In Russian)
4. Druzhinin V. N., Ushakov D. V. Kognitivnaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Cognitive psychology: a textbook for universities]. Moscow, Per Se, 2002, 480 p. ISBN 5-9292-0034-3. (In Russian)
5. Monten' M. Opyty [Experiments]. Moscow, Terra, Book Club, 2009, 1696 p. ISBN 978-5-275-01922-3. (In Russian)
6. Krysin L. P. Tolkovyy slovar' inoyazychnykh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. Moscow, Eksmo, 2010, 59 p. ISBN 978-5-699-41919-7. (In Russian)
Карпыкова Галина Уразовна, методист ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж», кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]
Karpykova Galina Urazovna, methodologist, Zlatoust Pedagogical College, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk region, Zlatoust, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Лихонина, О. В. Школа молодого предпринимателя как ресурс формирования у студентов организаций среднего профессионального образования предпринимательской компетенции / О. В. Лихонина, О. А. Башкирова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 43-50.
УДК 377 ББК 74.57
ШКОЛА МОЛОДОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
О. В. Лихонина, О. А. Башкирова
В данной статье рассматривается один из вариантов решения проблемы формирования предпринимательской компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования с использованием ресурса предпринимательской деятельности. Внимание авторов сконцентрировано на анализе организации внеурочной деятельности студентов в рамках «Школы молодого предпринимателя». Акцент ставится на выборе инновационных педагогических технологий и видов образовательной педагогической деятельности по реализации проекта региональной инновационной площадки в рамках данной Школы.
Ключевые слова: региональная инновационная площадка, предпринимательская и профессиональная компетенции, система среднего профессионального образования, предпринимательское право, интерактивные технологии, игровые технологии, исследовательские методы, имиджевые технологии.
Актуальность проблемы формирования предпринимательской компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования определяется рядом факторов: во-первых, ростом потребности общества в активной предпринимательской деятельности и ее продукции; во-вторых, наличием образовательного заказа на подготовку будущих предпринимателей.
Перед образовательными организациями ставится задача разработки и реализации таких форм образовательной деятельности, которые обладают значительным потенциалом в решении этой проблемы. И примеры подобной деятельности в рамках вариативной части образовательной программы профессиональной образовательной организации обсуждаются в современной педагогической периодике [1; 2]. Мы же полагаем, что одной из таких форм может быть создание «Школы молодого предпринимателя» (BUSINESS JUNIOR) как ресурса формирования у студентов колледжа предпринимательской компетенции.
Как показывает опыт нашей инновационной деятельности, необходимый потенциал для формирования у студентов предпринимательской компетенции заложен в реализации проекта «Школа молодого предпринимателя „BUSINESS JUNIOR"» (далее — Школа). Школа работает в рамках программы региональной инновационной площадки ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж».
Ее востребованность продиктована рядом обстоятельств.
Во-первых, озвученные 6 марта 2018 г. Президентом РФ В. В. Путиным тезисы в рамках совещания по вопросу развития среднего профессионального образования нашли свое отражение в «Программе модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации» [3]. На федеральном и региональном уровнях уже реализуются программы и проекты, направленные на обеспечение качества подготовки кадров, сближение интересов профессионального образования и бизнеса.
Основную роль в достижении поставленной цели играют ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям, разработанные с учетом профессиональных стандартов и стандартов Ворлдскиллс Россия (далее — ФГОС СПО по ТОП-50). Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 требует от ПОО значительных измене-
ний в формировании содержания и структуры образовательных программ, подходах к организации образовательной деятельности в ПОО, так как существенно обновился перечень формируемых образовательных результатов: общих и профессиональных компетенций.
Во-вторых, одним из результатов ФГОС СПО по ТОП-50 является ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере». Формирование предпринимательской компетенции у студентов СПО соотносится с современными трендами развития экономики России. Одним из драйверов экономического развития страны является предпринимательство, которое сегодня «считается значимым ресурсом, инициирующим инновации и изменения в различных отраслях экономики» [4].
В-третьих, необходимо признать, что, вопреки требованиям ФГОС СПО по ТОП-50 по формированию у студентов предпринимательской компетенции, в настоящее время у выпускников СПО практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда, направленные на самостоятельный поиск работы или форм занятости. При этом в ПОО проводится работа по освоению студентами технологий поиска работы, овладению приемами правильного поведения во время собеседования и другими формами самопрезентации. С учетом формирования предпринимательской компетенции у студентов (ОК 11) в систему СПО был введен профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», в рамках которого обучающиеся должны получить базовые знания для ведения собственного бизнеса. Однако необходимо отметить, что данный профессиональный модуль не позволяет в достаточном объеме получить необходимые для открытия и ведения собственного бизнеса профессиональные знания, умения и навыки. Как отмечает И. А. Кузнецова, «в настоящее время в России пока не существует целостной, понятной, логично сконструированной системы предпринимательского образования... форма и содержание обучения предпринимательству отстают от рыночных запросов. Это связано с тем, что набор знаний уступает по эффективности обладанию компетенциями, которые могут появиться только в процессе самостоятельной деятельности обучающихся» [5, с. 122].
В-четвертых, процесс формирования знаний в сфере предпринимательской деятельности неразрывно связан с психологическими особенностями личности, ее возрастными осо-
бенностями. Мы не ставим перед собой задачу «взрастить будущего предпринимателя». Тем не менее вполне возможно пробудить интерес к предпринимательской деятельности, заложить мотивационные основы, создать условия для приобретения обучающимися комплекса ключевых компетенций, необходимых для продуктивности в профессионально-конкурентной среде и успешного функционирования в обществе.
Этот период жизни молодых людей в силу возрастных особенностей можно считать наиболее благодатным для реализации амбициозных задач. Главными потребностями юношеского возраста становятся: повышенное внимание и интерес к социальным, нравственным, эстетическим жизненным проблемам, смыслу жизни; желание занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя, свои возможности и свое место в жизни. В отличие от старшеклассников они уже сделали свой выбор в профессиональном самоопределении, многие из них открыты новому, экспериментам на пути собственного развития и становления.
Основными направлениями «Школы молодого предпринимателя» являются: бизнес-ориен-
тирование, реализация дополнительных образовательных общеразвивающих программ (ДООП) и организация секций научного студенческого общества (НСО). Эти направления являются общими для «Азбуки предпринимателя» (для студентов 1-го и 2-го курсов) и «Стихии бизнеса» (для студентов 3-го и 4-го курсов), которые представляют собой формы Школы.
Структура «Азбуки предпринимателя» включает в себя: мотивационные встречи с предпринимателями, экскурсии, проведение внеаудиторных (классных) часов; реализацию дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Основы предпринимательства и управление малым бизнесом» и организацию секции НСО «Экономика».
Для «Стихии бизнеса» характерны следующие структурные элементы: обучающие встречи со специалистами (юристы, экономисты вузов, бизнес-тренеры, предприниматели); организация обучающих семинаров под эгидой Администрации г. Магнитогорска («Бизнес-старт», «Ты — предприниматель. Это твой взлет», «Банк идей»); реализация ДООП «Психология лидера» и работа секций НСО.
Рис. 1. Структура «Школы молодого предпринимателя»
Все это позволяет не только сформировать общую компетенцию (ОК 11) по ФГОС СПО, но и расширить ее содержание: способность использовать основы предпринимательских знаний в профессиональной деятельности; способность находить организационно-управленческие реше-
ния в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность; способность выявлять и анализировать предпринимательские риски; готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владение навыками организации и координации
взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других.
На наш взгляд, недостаточно только факта создания Школы и разработки ее структурных элементов, определяющих «оболочку» для достижения цели — формирования у студентов СПО предпринимательской компетенции. Главное — это содержание и качество проводимых педагогами колледжа учебных и внеурочных занятий.
Для того чтобы нацелить современного студента на саморазвитие и самореализацию, на умение оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, быть готовыми к самостоятельному жизненному выбору, необходимо на учебных занятиях и занятиях учебной практики, во внеурочной деятельности применять современные инновационные педагогические технологии [6].
В связи с этим к педагогам предъявляются соответствующие требования: они должны не только овладеть профессиональными умениями на высоком уровне, но и «уметь работать в информационном пространстве, быть способными к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать творческими способностями, аналитической и рефлексивной культурой» [7, с. 175]. На инструктивно-методических семинарах педагогов обучают грамотно отбирать необходимый учебный материал, применять такие методы и средства обучения и контроля, которые соответствовали бы требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и поставленных образовательных задач. Особенно это касается специальностей и профессий ТОП-50, в стандартах которых появилась новая общая компетенция, связанная с предпринимательской деятельностью, при формировании которой методисты рекомендуют использовать весь спектр инновационных педагогических технологий: игровые, информационно-коммуникационные, интерактивные, проектные, исследовательские, имиджевые [8].
Как показали результаты организации работы Школы, использование игровых технологий позволяет педагогам объединить все уровни усвоения знаний: от информационно-сообщающей к исследовательской деятельности [9]. Например, учебные занятия по экономике и праву проводятся в форме сюжетно-ролевой или деловой игры — «Прибыльное производство», «Моя фирма», «Я — предприниматель».
Так, на внеклассном мероприятии «Свое дело» преподаватель экономики предложила
студентам открыть собственное предприятие общественного питания — кафе, ресторан, бистро. Студенты 2-го курса презентовали свои предприятия, подготовили бизнес-планы и рекламные акции, провели дегустацию блюд. В ходе сюжетно-ролевой игры студенты продемонстрировали умение работать в команде, быстро искать выход из сложных ситуаций, прогнозировать перспективу развития предприятия и определять уязвимые места в бизнесе (выбор поставщиков и инвесторов, объем уставного капитала и др.). После окончания внеклассного мероприятия студенты поделились не только своими впечатлениями, но и планами реализации собственного профессионального и личностного развития. На наш взгляд, проведение подобных мероприятий является своеобразным фундаментом формирования предпринимательских компетенций.
Для студентов 1-го курса педагогами истории и права, студентами 2-го курса было подготовлено внеклассное мероприятие «История предпринимательства в России». На мероприятии студентам провели виртуальную экскурсию в прошлое, настоящее и будущее предпринимательства в России.
Студенты старших курсов в роли коробейников рассказывали об истоках зарождения предпринимательства. Также ими была разыграна сценка ярмарочной деятельности. Предлагая присутствующим свои товары, студенты-коробейники использовали в речи старославянские и древнерусские слова, что способствовало созданию атмосферы того далекого времени. Участники мероприятия наглядно увидели, насколько сложным был труд первых предпринимателей.
Далее студенты познакомились с купечеством, их укладом, бытом, взглядами на жизнь. По окончании мероприятия участники пришли к выводу, что без глубоких знаний, организаторских и коммуникативных умений, стремления к профессиональному росту невозможно достичь высоты и устойчивости в бизнесе.
Нужно отметить, что основы предпринимательской компетенции у студентов закладываются не только в процессе внеурочной деятельности, но и в организации учебных занятий и занятий учебной практики. Многие педагоги, вовлеченные в деятельность региональной инновационной площадки в колледже, включают в свои индивидуальные планы проведение открытых занятий, в которых одной из задач является формирование предпринимательской компетенции у студентов. Таким образом, структурные элементы Школы расширяются
и охватывают не только воспитательный процесс колледжа, но и образовательный.
Благодаря инновационной деятельности колледжа педагоги расширяют свои возможности в использовании современных педагогических технологий. Мы считаем, что для формирования предпринимательской компетенции у обучающихся наиболее эффективны интерактивные технологии, которые нацелены на моделирование жизненных ситуаций. На учебных занятиях по экономике, праву, занятиях учебной практики по модулю «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» педагоги организуют работу студентов в малых группах, используют эвристические методы, различные формы: уроки-семинары, уроки-дебаты, уроки-дискуссии.
Так, на учебном занятии по праву при изучении темы «Предпринимательское право» студентам было предложено подумать: какое предприятие они бы открыли в Магнитогорске; что необходимо нашему городу, и насколько будет востребован такой бизнес [10]. Студенты высказывали свои мнения, проводили мониторинг того, что уже есть, с интересом работали в программе «Бизнес-навигатор». Одна из студенток предложила открыть мотоклуб, в котором также могут быть организованы кафе или кофейня и квесты. Следующим заданием было создание «пирамиды бизнес-счастья» (от определения потребностей и приоритетов к построению своего дела). Как показали результаты, большинство студентов не готовы жертвовать чем-то ради будущей призрачной прибыли, то есть не готовы долго ждать.
На занятиях по курсу «Основы исследовательской деятельности» педагог поставила задачу студентам, обучающимся по профессии «повар, кондитер», разработать проект «Авторское блюдо». На каждом этапе разработки проекта студенты учились критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации по технологии приготовления, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. В результате 25 % студентов представили собственные рецепты приготовления
блюд, 47 % — видоизмененные рецепты, 28 % не смогли создать авторское блюдо, защищали уже существующее. Первая и вторая группы студентов акцентировали внимание на том, что они постоянно готовят дома, смотрят различные видеоблоги известных поваров, пробуют приготовить блюда разных кухонь, направлений, в том числе локальной кухни, молекулярной, вегетарианской. Почти все эти студенты в будущем видят открытие собственной точки общественного питания. Третья группа студентов аргументировала свою позицию тем, что пока они не занимались приготовлением блюд, не знают технологию приготовления, поэтому сочетание ингредиентов вызвало сложности.
Мы считаем, что формирование предпринимательской компетенции невозможно без инновационных педагогических технологий [11]. Как показывает практика, передовые формы и методы обучения помогают поднять интерес студентов к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов, в том числе организацию собственного бизнеса.
Яркими показателями эффективной работы Школы молодого предпринимателя являются результаты психолого-педагогической диагностики, которая проводилась в 2018/19 уч. г. (в момент начала работы Школы) и в сентябре — октябре 2019/20 уч. года. В мероприятиях Школы принимали участие студенты 2-3-го курсов, всего — 124 человека. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: сентябрь 2018 г. — из 124 студентов только 5 % готовы открыть свой бизнес, в первом полугодии 2019 г. — из 124 респондентов 11 % готовы заниматься предпринимательской деятельностью.
Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что реализация проекта «Школа молодого предпринимателя» позволяет заложить мотивационные основы, пробудить интерес к предпринимательской деятельности, создать условия для приобретения обучающимися комплекса ключевых компетенций, необходимых для продуктивности в профессионально-конкурентной среде и успешного функционирования в обществе.
Библиографический список
1. Сташкевич, И. Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля / И. Р. Сташкевич, Е. А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 3 (40). — С. 207-209.
2. Сташкевич, И. Р. От производственной бригады к предпринимательству: элементы системы А. С. Макаренко в современной образовательной практике / И. Р. Сташкевич //
Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4. — С. 47. — URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=27810 (дата обращения 18.06.2020).
3. Совещание по развитию системы среднего профобразования. — URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/56992/audios (дата обращения: 17.06.2020).
4. Нагимова, Н. И. Развитие Soft Skills как ресурс формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций / Н. И. Нагимова, М. А. Фахретдинова // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 6. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28329 (дата обращения: 17.06.2020).
5. Кузнецова, И. А. Положительный опыт формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе / И. А. Кузнецова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 3 (19). — С. 120-125.
6. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
7. Попик, В. А. Организационно-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетенции педагогов инновационно-развивающегося центра образования / В. А. Попик // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 3. — С. 174-180.
8. Рослякова, Л. М. Проблемное обучение как образовательная технология / Л. М. Рослякова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Международ. науч. конференции (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 206-210. — URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/148/7499/ (дата обращения: 02.02.2019).
9. Кандерова, О. Н. Дидактические основы проектирования и организации учебного занятия : метод. пособие / О. Н. Кандерова ; Министерство образования и науки Челябинской области ; Челябинский институт развития профессионального образования. — Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2009. — 36 с.
10. Сборник кейсов, проблемных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Предпринимательство» : метод. указания к проведению практических занятий в активной и интерактивной форме / сост. Е. А. Ефимова. — Самара : Изд-во СГАУ, 2014. — 56 с.
11. Пушкарева, Е. В. Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО / Е. В. Пушкарева // Современная конкуренция. — 2018. — Т. 12. — № 1 (67). — С. 44-49.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело : [приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 года № 1565] // Федеральные образовательные стандарты : [сайт]. — 2020. — URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.06.2020).
For citation: Likhonina, O. V The school of a young entrepreneur as a resource for the formation of students of secondary professional education organizations of entrepreneurial competence / O. V. Likhonina, O. A. Bashkirova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 3 (27). — P. 43-50.
THE SCHOOL OF A YOUNG ENTREPRENEUR AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE
O. V. Likhonina, O. A. Bashkirova
This article discusses one of the options for solving the problem of forming entrepreneurial competence among students of secondary vocational education institutions using the resource of entrepreneurial activity. The authors' attention is focused on the analysis of the organization of extracurricular activities of students in the framework of the «School of Young Entrepreneurs». The emphasis is on the choice of innovative pedagogical technologies and types of educational pedagogical activities for the implementation of the regional innovation platform project within the framework of this School.
Key words: regional innovation platform, entrepreneurial and professional competence, secondary vocational education system, entrepreneurial law, interactive technologies, gaming technologies, research methods, image technologies.
References
1. Stashkevich I. R., Serebrennikova E. A. Model' formirovaniya kompetentsiy predprinimatel'skoy deyatel'nosti u studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam tekhnicheskogo profilya [Model of the formation of business competencies among students studying in technical specialties], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2013, No. 3 (40), pp. 207-209. (In Russian)
2. Stashkevich I. R. Ot proizvodstvennoy brigady k predprinimatel'stvu: elementy sistemy A. S. Makarenko v sovremennoy obrazovatel'noy praktike [From the production team to entrepreneurship: elements of the system of A. S. Makarenko in modern educational practice], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2018, No. 4, pp. 47, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27810 (accessed: 17.06.2020). (In Russian)
3. Soveshchanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya, available at: http://kremlin. ru/events/president/news/56992/audios (accessed: 17.06.2020). (In Russian)
4. Nagimova N. I., Fakhretdinova M. A. Razvitie Soft Skills kak resurs formirovaniya predprinimatel'skikh kompetentsiy obuchayushchikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Development of Soft Skills as a resource for the formation of entrepreneurial competences of students in professional educational organizations] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2018, No. 6., available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28329 (accessed:7.06.2020). (In Russian)
5. Kuznetsova I. A. Polozhitel'nyj opyt formirovanija u studentov navykov predprinimatel'stva, jeffektivnogo povedenija na rynke truda i v trudovom kollektive [Positive experience in the formation of students' skills of entrepreneurship, effective behavior in the labor market and in the work collective], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2015, No. 3 (19), pp. 120-125. (In Russian)
6. Selevko G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP [Pedagogical technologies on the basis of didactic and methodical improvement of UVP]. Moscow, Research Institute of School Technologies, 2005, 288 p. (In Russian)
7. Popik V. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya urovnya professional'noy kompetentsii pedagogov innovatsionno-razvivayushchegosya tsentra obrazovaniya [Organizational and pedagogical conditions for increasing the level of professional competence of teachers of an innovative and developing center of education], Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Humanities and social sciences], 2011, No. 3, pp. 174-180. (In Russian)
8. Roslyakova L. M. Problemnoe obuchenie kak obrazovatel'naya tekhnologiya [Problematic learning as an educational technology], Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki: sbornik statey po materialam VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Ufa, mart 2015 g.) ["Actual questions of modern pedagogy" Digest of materials of the VI International scientific conference (Ufa, March 2015)]. Ufa, Leto, 2015, pp. 206-210, available at: URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/148/7499/ (accessed: 02.02.2019). (In Russian)
9. Kanderova O. N. Didakticheskie osnovy proektirovaniya i organizatsii uchebnogo zanyatiya : metodicheskoe posobie dlya prepodavateley [Didactic foundations of designing and organizing a training session: a methodological guide for teachers]. Chelyabinsk, Publishing house of GBU DPO CHIRPO, 2009, 36 p. (In Russian)
10. Efimova E. A. (sost.) Sbornik keysov, problemnykh situatsiy i delovykh igr po distsipline «Predprinimatel'stvo»: metodicheskie ukazaniya k provedeniyu prakticheskikh zanyatiy v aktivnoy i interaktivnoy forme [Collection of cases, problem situations and business games in the discipline «Entrepreneurship»: guidelines for conducting practical classes in an active and interactive form]. Samara, SSAU Publishing House, 2014, 56 p. (In Russian)
11. Pushkareva E. V. Uchebnaya firma kak forma organizatsii uchebno-proizvodstvennoy deyatel'nosti dlya formirovaniya predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov POO [Teaching firm as a form of organizing educational and production activities for the formation of entrepreneurial competencies of VET students], Sovremennaya konkurentsiya [Modern competition], 2018, Vol. 12, No. 1 (67), pp. 44-49. (In Russian)
12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 43.02.15 Povarskoe i konditerskoe delo [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 dekabrya 2016 goda № 1565]. Federal educational standards: [site], 2020, available at: https://fgos.ru (accessed: 10.06.2020). (In Russian)
Лихонина Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», кандидат культурологии, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Башкирова Ольга Александровна, методист ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Likhonina Olga Vladimirovna, Deputy Director for Educational and Methodological Work, Magnitogorsk Technological College named after V. P. Om-elchenko, candidate of cultural studies, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Bashkirova Ol'ga Aleksandrovna, Methodologist, Magnitogorsk Technological College named after V. P. Omelchenko, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Фоминых, Е. А. К вопросу формирования мышления у обучающихся педагогических направлений в рамках курса философии / Е. А. Фоминых // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 50-55.
УДК 377.031 ББК 74.268.7
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАМКАХ КУРСА ФИЛОСОФИИ
Е. А. Фоминых
Статья посвящена проблеме использования заданий по логике и теории познания в преподавании философии обучающимся педагогических направлений вузов. Развитие мышления в качестве универсальной компетенции предусмотрено образовательными стандартами поколения «3++». Однако логика и теория аргументации преподаются не во всех педагогических вузах. Включение в курс философии заданий, основанных на задачах по логике и теории аргументации, видится обоснованным. В наибольшей степени это относится к темам «Понятие», «Законы логики», «Логика вопроса». Из тем «Суждение» и «Умозаключение» можно выбрать отдельные упражнения, так как их материал достаточно сложный и требует отдельных занятий для освоения. Теория аргументации может быть дана лишь на самом поверхностном уровне, поскольку ее изучение требует знания всех тем курса логики. Вместе с тем начальные сведения из этой области необходимы при подготовке к обсуждению докладов и участию в дискуссии. Материалы по логике и теории аргументации могут быть в краткой форме представлены обучающимся вместе с другими методическими материалами для подготовки к практическим занятиям.
Ключевые слова: универсальные компетенции, мышление, логика, теория аргументации, преподавание философии.
Развитие мышления у обучающихся педагогических направлений высших учебных заведений предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами поколения «3++» и сформулировано следующим образом: «Категория: Системное и критическое мышление УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» [1]. Вопрос об универсальности данной компетенции мы уже ранее
рассматривали [2], обратимся к тому ее аспекту, который универсальностью обладает в полной мере. Разные варианты индикаторов достижения данной компетенции включают обороты: «Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки» [3]; «Применяет логические формы и процедуры» (ПООП 44.03.01 «Педагогическое образование» МГПУ) [4]; «Знает: Основные источники и методы поиска информации, необходимой для решения поставленных задач, законы и формы