Научная статья на тему 'Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО'

Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ФИРМА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ИМИТАЦИОННАЯ ФИРМА / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENTREPRENEURIAL EDUCATION / EDUCATIONAL FIRM / EDUCATIONAL-AND-SIMULATION FIRM / EDUCATIONAL-AND-PRODUCTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Е.В.

В статье анализируется специфика организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО в форме учебной фирмы. Рассматриваются преимущества учебной фирмы с точки зрения возможности приобретения студентами практических навыков предпринимательской деятельности. Раскрывается концепция региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО», созданной на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational firm as a form of organization of educational-and-production activity for students of the professional-and-educational organization for the purpose forming of business competences

The article analyzes the specifics of the organization of educational-and-production activity of students in the form of educational firm. The advantages of educational firm from the point of view of possibility for students to acquire practical skills of business activity are considered. The concept of the Regional Innovation Platform «Educational firm as a form of organization of educational-and-production activity of students of the professional-and-educational organization** on the basis of the Magnitogorsk's College of technology name after V. P. Omelchenko is revealed. The article concludes that the educational firm as a form of educational and production activity of students provides an increase on the level of entrepreneurial literacy in society, serves the development of entrepreneurship in general and the youth entrepreneurship in particular, which, in turn, contributes to the development of the economy and social sphere in the state. For an innovation-oriented economy, the set of conditions created through the innovation platform contributes to the creation of new enterprises by individuals in the field of small and medium-sized businesses aimed at the effective implementation of innovations. Individual is motivated to achieve professional and creative self-realization. This has a positive impact on the business climate and, consequently, on the rate of economic growth of the state.

Текст научной работы на тему «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО»

Пушкарева Е. В., заместитель директора по учебно-производственной работе, ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», г. Магнитогорск, pev2407@maii.ru

Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО

В статье анализируется специфика организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО в форме учебной фирмы. Рассматриваются преимущества учебной фирмы с точки зрения возможности приобретения студентами практических навыков предпринимательской деятельности. Раскрывается концепция региональной инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО», созданной на базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко».

Ключевые слова: учебная фирма, практико-ориентированное обучение, предпринимательство, учебно-имитационная фирма, учебно-производственная деятельность, предпринимательское образование.

Введение

Современное общество характеризуется развитой регулируемой экономикой, важнейшим элементом которой является предпринимательство, выступающее мощным двигателем социального и экономического развития государства.

В условиях современной российской социально-экономической среды приоритетное значение приобретает проблема перехода к инновационно-ориентированной экономике, и именно развитие предпринимательской активности становится здесь определяющим фактором экономического роста.

Однако серьезным препятствием для развития предпринимательства выступает недостаточная образованность предпринимателей в области экономики, предпринимательского права, менеджмента, марке-

тинга и в других сферах, необходимых для успешного развития бизнеса. В условиях повышенной конкуренции, при отсутствии стабильности рынков предпринимателю необходимо хорошо разбираться в сути экономических процессов, уметь реагировать на изменения, выбирать наиболее эффективный путь развития.

Предпринимательская активность привлекает разнообразием направлений деятельности и решаемых задач, сложностью, возможностью проверить свои профессиональные способности и личностные качества в новом бизнесе. Таким образом, предпринимательская деятельность всегда включает в себя фактор риска, что еще более актуализирует необходимость повышения предпринимательской грамотности.

Рассматриваемая тема также тесно связана с развитием в России молодежного

предпринимательства. Навыки ведения собственной предпринимательской деятельности становятся все более востребованными среди молодежи, и это в большей степени подчеркивает важность проблемы обучения предпринимательству.

Проблема современного предпринимательского образования в средних специальных образовательных учреждениях

Сегодня вопрос подготовки предпринимательски грамотного и активного молодого поколения представляет собой стратегический вопрос государственного значения, отвечающий задачам, установленным Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года [Блинов В. И. и др., 2016].

В соответствии с указанными задачами в СПО введен профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», в рамках которого обучающиеся получают необходимые для будущей самостоятельной предпринимательской деятельности знания и навыки.

Для целей исследования автор рассматривает предпринимательскую деятельность как «специфическую форму экономической активности индивида, который на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует, на основе личной заинтересованности развивает ту или иную новую форму бизнеса» [Викулина, Вотчель, 2017, с. 13]

Такой вид экономической активности, как предпринимательство, всегда характеризуется наличием инновационного фактора, который получает выражение как в процессе основания нового предприятия, так и в производстве нового товара, предложении новой услуги.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, инновация представляет собой введенный в употребление новый

или значительно улучшенный продукт (товар, услугу) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях1.

Другими словами, инновацию можно понимать как результат реализации новых идей, знаний в целях их практического применения в хозяйственной деятельности. С теоретической точки зрения инновация основана на новой идее, с практической — любая новая идея должна быть ориентирована на практическое применение.

В перечень условий, при которых формируется инновационная предпринимательская среда, входит применение различных механизмов и форм поддержки научно-технического развития с учетом особенностей территорий.

В рамках обеспечения этого условия актуализируется проблема современного предпринимательского образования в высших и средних специальных образовательных учреждениях. Речь идет о создании необходимых педагогических, организационных и экономических условий формирования предпринимательских компетенций у обучающихся. В свою очередь эти условия могут быть реализованы в рамках практико-ориентированного образования.

Учебная фирма как форма развития у студентов предпринимательских компетенций в рамках практико-ориентированного образования

Практико-ориентированное профессиональное образование может пониматься как сектор и как тип профессионального образования, целью которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, основанной на ис-

1 Ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // КонсультантПлюс. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_11507/

пользовании полученных ими практических навыков, умений и знаний из различных областей науки и практики [Блинов, Есенина, 2016, с. 9-10]. В процессе практико-ориен-тированного образования первичными выступают именно практические формы обучения.

Практико-ориентированное обучение предполагает наличие в образовательном учреждении особых форм (площадок) профессиональной занятости обучающихся для выполнения ими реальных задач практической деятельности по профилю обучения. Такой формой, развивающей у обучающегося предпринимательские компетенции, является учебная фирма.

«Термином «учебная фирма» (УФ) обозначается форма организации учебно-профессиональной деятельности студентов, имитирующая деятельность реальной фирмы» [Бутко, 2007, с. 12]. УФ представляет собой образовательную технологию, в результате применения которой у обучающихся формируются профессиональные компетенции.

Очевидно, что кроме непосредственно профессиональной подготовки в задачи учебно-производственной практики должна входить и психологическая подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности [Сергеева, 2013, с. 123]. Эта задача успешно решается в рамках УФ, поскольку обучающиеся фактически выполняют функции сотрудников реальных фирм, но застрахованы от последствий совершения ошибки. Это дает возможность экспериментировать, искать наиболее эффективные способы достижения предпринимательских целей, не испытывая страха за возможный убыток или упущенную выгоду.

Особенностью такого вида учебно-производственной деятельности обучающихся, как учебная фирма, помимо прочего, является ротация, что создает возможность для каждого обучающегося — сотрудника УФ поработать в разных должностях, раз-

ных подразделениях фирмы. Смена статуса и перемещение на новые рабочие места (за период обучения студент может несколько раз изменить статус от начальника до подчиненного и наоборот) способствуют не только приобретению ими новых знаний, совершенствованию полученных навыков и умений, возможности применить теоретические знания в практической деятельности, но и развитию коммуникативных способностей обучающегося и навыков работы в разных коллективах. Это, в свою очередь, повышает его психическую устойчивость к проблемам, конфликтным ситуациям, которые неизбежно сопровождают реальную предпринимательскую деятельность, учит находить компромиссные решения.

Кроме того, учебная фирма является формой совместной деятельности обучающихся. Этот фактор имеет особую значимость, поскольку в экономически развитом обществе практически любая предпринимательская деятельность фактически становится совместной как по форме, так и по содержанию. Этот фактор формирует установку на личную ответственность в коллективных решениях, способствует развитию у обучающихся таких принципов работы, как заинтересованность в общем деле, ответственность за выполнение своей части работы, дисциплинированность, а также формирует навыки подбора сотрудников и их эффективной расстановки. Также у обучающихся развивается способность к ведению продуктивного диалога, урегулированию конфликтов, принятию самостоятельных управленческих решений.

Оптимизация системы производственного обучения с помощью учебной фирмы представляет собой одно из перспективных средств осознанного управления модернизацией образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием [Бонарева, 2008, с. 12].

Практический опыт создания РИП «Учебная фирма как форма организации

учебно-производственной деятельности студентов ПОО»

На базе ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельчен-ко» открыта региональная инновационная площадка (РИП) «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО».

Площадка была создана, чтобы смоделировать, теоретически обосновать и инновационным путем проверить комплекс экономических, организационных и педагогических условий по организации процесса прохождения учебной и производственной практик студентов ПОО на базе учебной фирмы, обеспечивающей формирование предпринимательских и профессиональных компетенций обучающихся, востребованных на рынке труда.

Сегодня в учебную программу колледжа включены три специальности, на которых базируется деятельность РИП:

1) технология парикмахерского искусства (ТПИ);

2) поварское и кондитерское дело (ПКД);

3) конструирование, моделирование и технология швейных изделий (КМТ).

Необходимо заметить, что первые две специальности входят в ТОП-50, что подтверждает их актуальность и востребованность в обществе. Третья специальность, КМТ, также является очень востребованной в современной жизни, выпускники, прошедшие обучение по этой специальности, имеют высокие шансы трудоустройства и организации собственного бизнеса.

В настоящий момент РИП проходит подготовительный этап работы. На данном этапе это именно имитационная фирма, на которой в рамках практики воссоздается деятельность реального предприятия.

Между тем, несмотря на то, что данный этап является подготовительным, он уже мо-

жет характеризоваться некоторыми положительными сторонами, имеющими большое значение для будущей предпринимательской деятельности обучающихся.

В частности, в рамках учебно-производственной практики обучающиеся получают шанс примерить на себя возможности предпринимательской деятельности, не боясь рисковать реальными материальными ценностями, которые на данном этапе имеют условный характер. Это дает возможность экспериментировать, пробовать разные управленческие решения и т. д.

На дальнейших этапах работы РИП планируется регистрация учебной фирмы в правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), учредителями которого выступят сотрудники колледжа. Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС обучающиеся будут проходить учебно-производственную практику на реально действующем в правовом аспекте предприятии.

Планируется, что помещение и необходимое оборудование созданная фирма будет использовать на основе арендных договорных отношений с колледжем. Кроме того, в учебной фирме будут трудоустроены педагоги колледжа для выполнения (в первую очередь) контролирующих функций.

Таким образом, учебная фирма в данном случае представляет собой независимое предприятие, на котором обучающиеся смогут пройти учебно-производственную практику в реальных условиях.

Тот фактор, что учебная фирма представляет собой реальное предприятие, составляет основной инновационный момент проекта.

В настоящее время дисциплины упомянутого выше профессионального модуля «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу» читают преподаватели-теоретики, которые не имеют практического опыта предпринимательской деятельности, и поэтому, кроме чисто теоретической информации, практических знаний

дать не могут. РИП предоставляет им возможность самим пройти все этапы создания предприятия, на собственном опыте узнать особенности начального этапа работы, специфику взаимодействия с заказчиками, ознакомиться с нюансами юридического и экономического характера.

Соответственно, обучающиеся в период прохождения учебно-производственной практики в учебной фирме получат опыт работы на реально действующем предприятии, что, безусловно, будет способствовать их лучшей адаптации к условиям реального бизнеса.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлен состав универсальных компетенций ФГОС ТОП-50, из которых посредством внедрения инновационной площадки «Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности студентов ПОО» предполагается приобретение обучающимися следующих предпринимательских компетенций:

• решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и социальным контекстам;

• осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

• планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

• работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

• содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

• использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности;

• пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке;

• планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Результатом учебно-производственной деятельности студентов ПОО в форме учебной фирмы выступают такие сформированные профессиональные предпринимательские компетенции, как предпринимательское мышление, максимальное использование собственных возможностей и возможностей других сотрудников фирмы; инициатива; умение находить и использовать информацию; умение строить продуктивные деловые отношения, развивать деловые контакты; понимание принципов добросовестного партнерства и общих правовых принципов предпринимательской деятельности и т. д. Среди сформированных компетенций, относящихся к развитию личностных возможностей, можно выделить развитие навыков самоорганизации, нестандартного мышления и креативности, последовательность, целенаправленность. Также в процессе учебно-практической деятельности формируются компетенции, относящиеся к лидерству: способность убеждения, директивность, умение принимать управленческие решения, результативность, эффективное поведение в ситуации конфликта и умение разрешать проблемные ситуации.

В учебной фирме обучающиеся отрабатывают навыки во всех управленческих отделах, существующих на реальном предприятии. У них появляется возможность получить представление о документообороте предприятия, научиться оформлять реальные документы, понять особенности закупок и продаж, освоить ведение складской документации, осуществлять анализ хозяйственной деятельности, составлять приказы, вести личные дела сотрудников, деловую переписку и т. д. [Сергеева, 2013, с. 137].

Таким образом, выделим следующие преимущества организации учебно-производственной деятельности в форме учебной фирмы:

• реализация новой парадигмы образования, заключающейся в направленности на личность обучаемого, системности и целостности;

• значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

• подготовка обучающихся к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию;

• формирование адаптивных возможностей обучающихся к изменяющимся условиям рынка труда;

• обеспечение организационно-педагогических условий для оптимизации образовательного процесса [Бутко, 2007, с. 12].

Заключение

Применение такой формы организации учебно-производственной деятельности, как учебная фирма, способствует повышению степени соответствия подготовки выпускников по уровню квалификации и по набору компетенций требованиям современной экономики; уменьшению разрыва между теоретическими знаниями и реальной практикой предпринимательской деятельности; развитию предпринимательских способностей и деловой инициативы учащихся; получению студентами ПОО опыта предпринимательской деятельности в рыночных условиях, но при этом безопасных для бизнеса.

Это, в свою очередь, помогает исключить серьезные ошибки выпускников в их будущей реальной деятельности в условиях рынка.

Учебная фирма как форма учебно-производственной деятельности студентов ПОО обеспечивает повышение уровня предпринимательской грамотности в обществе, служит развитию предпринимательства в целом и молодежного предпринимательства в частности, что способствует развитию экономики и социальной сферы в государстве.

Для инновационно ориентированной экономики совокупность созданных посред-

ством инновационной площадки условий способствует созданию индивидами новых предприятий в сфере среднего и малого бизнеса, нацеленных на результативную реализацию инноваций. Индивид мотивирован на достижение профессиональной и творческой самореализации. Это положительно влияет на предпринимательский климат и, следовательно, на темпы экономического роста государства.

Список литературы

1. Блинов В. И. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / Под общ. ред. А. Н. Лейбовича. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 256 с.

2. Бонарева Н. Д. Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2008. 258 с.

3. Бутко Н. Ю. Педагогическая практика студентов колледжа по технологии «Учебная фирма» как фактор из профессионально-личного становления: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. 2007. 26 с.

4. Бутко Н. Ю. Учебная фирма как инновационная форма организации практики студентов педагогического колледжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. № 69. С. 354-358.

5. Викулина В. В., Вотчель Л. М. Предпосылки предпринимательской активности индивида и условия их реализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. С. 12 -16.

6. Мезенина Н. С. Инновация как результат и процесс // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 189-191.

7. Сергеева М. Г. Педагогическая технология «Учебная фирма» и ее роль в профессиональном становлении учащихся //Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 116-139.

References

1. Blinov V. I. et cet. Aktual'nye voprosy razvitiya sredne-go professional'nogo obrazovaniya: prakticheskoe po-sobie [Topical issues of development of secondary professional education: a practical guide]. Pod obshch. red. A. N. Leibovicha. Moskow, Federal'nyi institut razvitiya obrazovaniya, 2016, 256 p.

2. Bonareva N. D. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya uchebnoi imitatsionnoi firmy v kolledzhe [Organizational and pedagogical conditions of development of the educational simulation firm in college]: Dis.. kand. ped. nauk: 13.00.08. Barnaul, 2008, 258 p.

3. Butko N. Yu. Pedagogicheskaya praktika studentov kolledzha po tekhnologii «Uchebnaya firma» kak faktor iz professional'no-lichnogo stanovleniya [Pedagogical practice of allege students on the technology «Education-al firm» as a factor of professional and personal forma-

tion]. — Avtoreferat dis____kand. ped. nauk: 13.00.08. —

Sankt-Peterburg, 2007, 26 p.

4. Butko N. Yu. Uchebnaya firma kak innovatsionnaya forma organizatsii praktiki studentov pedagogichesk-ogo kolledzha [Educational firm as an innovative form of organization of practice of students of pedagogical college]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2008, No 69. Pp. 354-358.

5. Vikulina V. V., Votchel L. M. Prerequisites of the individual business activity and conditions for their implementa-

tion. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie, 2017, pp. 12-16 (in Russian).

6. Mezenina N. S. Innovatsiya kak rezul'tat iprotsess [Innovation as a result and the process] // Molodoi uchenyi, 2012, No 6. Pp. 189-191.

7. Sergeeva M. G. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Uchebnaya firma» i ee rol' v professional'nom stanovlenii uchash-chikhsya [Pedagogical technology «The Educational Firm» and its role in the professional development of students] Obrazovatel'nye tekhnologii, 2013, No 2. Pp. 116-139.

E. Pushkareva, FBEA PEO «Magnitogorsk Technological College named by V. P. Omelchenko», pev2407@mail.ru

Educational firm as a form of organization of educational-and-production activity for students of the professional-and-educational organization for the purpose forming of business competences

The article analyzes the specifics of the organization of educational-and-production activity of students in the form of educational firm. The advantages of educational firm from the point of view of possibility for students to acquire practical skills of business activity are considered. The concept of the Regional Innovation Platform «Educational firm as a form of organization of educational-and-production activity of students of the professional-and-educational organization» on the basis of the Magnitogorsk's College of technology name after V. P. Omelchenko is revealed.

The article concludes that the educational firm as a form of educational and production activity of students provides an increase on the level of entrepreneurial literacy in society, serves the development of entrepreneurship in general and the youth entrepreneurship in particular, which, in turn, contributes to the development of the economy and social sphere in the state.

For an innovation-oriented economy, the set of conditions created through the innovation platform contributes to the creation of new enterprises by individuals in the field of small and medium-sized businesses aimed at the effective implementation of innovations. Individual is motivated to achieve professional and creative self-realization. This has a positive impact on the business climate and, consequently, on the rate of economic growth of the state.

Keywords: educational firm, practice-oriented training, entrepreneurship, educational-and-simulation firm, educational-and-production activity, entrepreneurial education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About authors:

E. Pushkareva, Assistant Director in Vocational Training For citation:

Pushkareva E. Educational firm as a form of organization of educational-and-production activity for students of the professional-and-educational organization for the purpose forming of business competences. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 1 (67), pp. 44-50 (in Russia, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.