For citation: Pimenova, N. A. Apprenticeship system as a management tool of the self-learning vocational education institution [Text] / N. A. Pimenova, E. V Godlevskaya // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 64-67.
APPRENTICESHIP SYSTEM AS A MANAGEMENT TOOL OF THE SELF-LEARNING VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION
N. A. Pimenova, E. V. Godlevskaya
New societal conditions, which influence the quality of skilled workforce training, necessitates the improvement of the innovative potential of the vocational education institutions. Using comparison of the approaches of the four scientific disciplines (philosophy, psychology, system analysis, methodology) as a method the authors analyse the formation of a management model for the self-learning vocational education institution by means of apprenticeship system. The paper reveals the meaning of the category 'self-learning vocational education institution' and gives the basic provisions of this concept.
Key words: self-learning vocational education institution, management, apprenticeship system, normative model.
References
1. K voprosu o sushchnosti samoobuchayushcheisya organizatsii, available at: http://pandia.ru/ text/77/274/1447.php.
2. Psikhologicheskii slovar. Moscow, Pedagogika-Press, 1996. (In Russian)
3. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1983. 840 p. (In Russian)
4. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki. Moscow, Egves, 2010. 208 p. (In Russian)
Пименова Наталья Александровна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный промыш-ленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: pgt_25@rambler.ru
Годлевская Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: elengodl@ya.ru
Pimenova N. A., director, Chelyabinsk state industrial and humanities technical secondary school named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: pgt_25@rambler.ru
Godlevskaya E. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: elengodl@ya.ru
Сведения для цитирования: Усова, А. А. Формирование предпринимательских компетенций студентов профессиональных образовательных организаций при использовании педагогической технологии «Учебная фирма» [Текст] / А. А. Усова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 67-71.
УДК 377 ББК 74.57
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНАЯ ФИРМА»
А. А. Усова
В данной статье рассматривается вопрос об использовании педагогической технологии «Учебная фирма» для формирования предпринимательских компетенций студентов
профессиональных образовательных организаций в виде организации внеурочной (кружковой) работы. Показано теоретическое обоснование использования педагогической технологии «Учебная фирма» и опыт ее реализации во внеурочной работе студентов в виде организации работы научно-исследовательских (творческих) кружков.
Ключевые слова: педагогическая технология «Учебная фирма», предпринимательские компететенции, внурочная (кружковая) работа.
В современных экономических условиях российская экономика переживает новый виток развития, связанный с пересмотром приоритетов в сторону инноваций, охватывающих разные отрасли и сферы деятельности. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р), основной целью является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития [1, с. 37].
Реализация этих целей невозможна без пересмотра политики образования таким образом, чтобы она являлась основой для подготовки кадров нового формата. Значительное место в системе подготовки квалифицированных кадров отведено системе профессиональногообразования. Определен спектр профессий и специальностей, которые призваны обеспечивать развитие российской экономики в будущем (ТОП-50), а также пересмотрены федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие условия и содержание подготовки вышеуказанных специалистов в условиях рыночной экономики.
Успешные действия в условиях экономики рыночного типа невозможно осуществлять, не понимая ее специфики. Исследователи данного явления определяют рыночную экономику следующим образом:
- «Современный экономический словарь»: «экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами» [2];
- по определению Кэмпбелла Р. Макконнел-ла и Стэнли Л. Брю [3, с. 26], рыночная экономика — это «экономика, основанная на том, что производители свободны от власти "традиций". Каждый из них решает, что, как и сколько производить в соответствии со своими личными интересами. Основной задачей производителей является получение прибыли и дальнейшее удовлетворение собственных потребностей»;
- доктором экономических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, лауреатом премии Правительства
Российской Федерации в области образования Д. В. Валовым рыночная экономика определяется «как система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем» [4, с. 54].
Таким образом, общей основой является то, что рыночная экономика — это система, представляющая собой сложный интеграционный механизм, построенный на взаимосвязи коммерческих, производственных, информационных и финансовых структур, которые осуществляют рыночное взаимодействие между собой в определенном правовом поле.
Понимание природы рыночной экономики специалистами будущего можно достигнуть через реализацию в образовательном процессе профессионального модуля «Предпринимательская деятельность и трудоустройство».
Изучение состояния проблемы в педагогической практике организаций профессионального образования дает основание утверждать, что в ходе освоения модуля у обучающихся должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, предусмотренные образовательным и профессиональным стандартами, но и компетенции предпринимательской деятельности. Кроме того, формирование компетенций предпринимательской деятельности предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом по ТОП-50 новых и перспективных профессий, востребованных на рынке труда, требующих среднего профессионального образования (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831).
Компетенции предпринимательской деятельности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности выпускником ПОО, предполагают следующие умения:
- использовать законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность;
- находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
- разрабатывать бизнес-планы создания и развития организаций;
- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
- учитывать требования инвесторов при разработке бизнес-планов.
Для формирования и последующей оценки сформированности вышеуказанных компетенций необходимо использовать современные педагогические технологии, которые будут обеспечивать интеграцию педагогических и экономических условий.
В данном случае возможно применение технологии «Учебная фирма», реализуемой в режиме имитационного характера, так как учебный модуль «Предпринимательство в профессиональной сфере» изучается студентами на втором курсе и существует объективная необходимость их подготовки к практике, которая обеспечивается через формирование общей компетенции «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере».
Опыт реализации данной технологии в ПОО России показал ее эффективность. В этой связи интересен опыт ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», в котором эта технология не один год используется как форма организации учебной практики студентов второго курса специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», а в последние годы и других специальностей.
Сегодня этот опыт тиражируется в других профессиональных образовательных организациях. Так, в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум» (далее — «КМТ») использование этой технологии для освоения предпринимательской компетенции носит широко интегрированный характер, который про-явлется в построении мультиструктуры, позволяющей вовлечь в процесс студентов разных профессий и специальностей.
Данное направление реализуется в учебной и внеучебной деятельности. Реализация в учебной деятельности обусловлена использованием технологии в учебном процессе и отражена в рабочей программе курса.
Наибольший интерес представляет использование технологии за пределами учебного процесса в рамках внеурочного времени. В ГБПОУ «КМТ» создана модель «Учебная фирма», которая носит название «Мечта» и представляет собой подвид кружковой работы. В начале учебного года создана сеть научно-исследовательских (творческих) кружков, каждый из которых пред-
ставляет собой часть организационной структуры управления фирмы. Руководство кружковой работой осуществляется опытными педагогами с активным взаимодействием с социальными партнерами ГБПОУ «КМТ», которые активно участвуют в составлении календарно-темати-ческого плана занятий, согласовывают рабочие программы и осуществляют экспертизу работ. Занятия ведутся во второй половине дня и рас-читаны на 160 часов в год.
В состав учебной фирмы «Мечта» входят следующие кружки, осуществляющие научно-исследовательскую и творческую работу студентов: «Экономика фирмы», «Мир информации», «Кондитерское дело», «Гефест», «Агробизнес». Каждый кружок несет в себе определенный функционал: «Экономика фирмы» обеспечивает разработку экономических и организационных условий формирования фирмы — студенты разрабатывают бизнес-планы, учатся исследовать рынок, осуществлять экономическое моделирование и бухгалтерское сопровождение деятельности; «Мир информации» занимается информационным сопровождением деятельности фирмы, «Кондитерское дело» — исследованиями и разработкой продукции с элементами товароведения и экспертизы качества, «Гефест» — исследованиями по материаловедению и сварочную делу, а также коммерциализацией научных разработок по профессии «сварщик [ручной и частично механизированной сварки (наплавки)]», «Агробизнес» — исследованиями по сельскохозяйственному направлению.
В целом выстраивается интегрированная структура, включающая в себя подразделения, ориентированные на выполнение специальных функций. Студенты с начала обучения включились в исследовательский процесс по направлениям кружков. В головном подразделении фирмы «Мечта» на базе г. Карталы осуществляется их взаимодействие в форматах совещаний и конференций. Студенты — «сотрудники» фирм «Кондитерское дело», «Гефест» и «Агробизнес» получают заказы от фирмы «Экономика фирмы» и реализуют их, а фирма «Информационный мир» прорабатывает пути вывода продукта на рынок. Итогом такого взаимодействия получаются интегрированные научные, творческие проекты, которые выставляются для участия в конкурсах, олимпиадах или конференциях. По результативности участия проводятся обсуждения и выстраивается процесс совершенствования взаимодействия и организации работы.
Оценка сформированности предпринимательских компетенций осуществляется три
раза за учебный год по схеме: входное тестирование на общее знание основ предпринимательской деятельности в профессиональной сфере, текущий контроль — собеседование по направлению научно-исследовательских (творческих) кружков, проводимое в форме круглого стола с участием представителей организаций, являющихся социальными партнерами ГБПОУ «КМТ», и итоговый контроль, на котором проводится защита проектов, подготовленных студентами в течение года, а также учитывается результативность их участия в конкурсах, олимпиадах или конференциях.
Таким образом, использование педагогической технологии «Учебная фирма» при формировании предпринимательских компетенций в виде организации работы научно-исследовательских (творческих) кружков позволяет студентам ГБПОУ «КМТ» с начала обучения осваивать знания по предпринимательской деятельности в профессиональной сфере, что позволяет выполнять требования ФГОС по ТОП-50 и готовить студентов к практической деятельности в ходе освоения профессиональных модулей и прохождения практики.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Кураков, Л. П. Экономика и право [Электронный ресурс] : словарь-справочник / Л. П. Кураков // Современный экономический словарь. — Режим доступа: vocable.ru.
3. Макконнелл, К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика [Текст] : в 2 т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М. : Республика, 1992. — С. 26.
4. Валовой, Д. В. Рыночная экономика : Возникновение, эволюция и сущность [Текст] / Д. В. Валовой. — М. : Инфра-М, 2003. — С. 54.
5. Белова, С. В. Организация деятельности учебной имитационной фирмы [Текст] / С. В. Белова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (08). — С. 15-19.
6. Мюллер, Н. В. Производственное обучение коммерсантов : Образовательная технология «Учебная мини-фирма» [Текст] : учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования / Н. В. Мюллер, Т. В. Зайцева, О. П. Ямпольская. — М. : Издат. центр «Академия», 2011. — 320 с.
7. Сергеева, М. Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста [Текст] / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 8. — С. 19-21.
8. Серебренникова, Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 2 (02). — С. 36-38.
For citation: Usova, A. A. VET students' entrepreneurship competences development with the use of 'The learning firm' teaching technology [Text] / A. A. Usova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 67-71.
VET STUDENTS' ENTREPRENEURSHIP COMPETENCES DEVELOPMENT WITH THE USE OF 'THE LEARNING FIRM' TEACHING TECHNOLOGY
A. A. Usova
The article analyses the use of 'the learning firm' teaching technology for VET students' entrepreneurship competences development in the form of extracurricular students' activity organization. The author gives the theoretical basis of 'the learning firm' teaching technology and describes its realization experience during the extracurricular students' activity in the form of the research (creative) groups.
Key words: 'the learning firm' teaching technology, entrepreneurship competences, extracurricular (circle) activity.
References
1. Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 No. 2227-r], available at: Konsul'tantPlyus.
2. Kurakov L.P. Ekonomika i parvo, available at: http://www.vocable.ru.
3. Makkonnell K.R., Bryu S.L. Ekonomiks : printsipy, problemy i politika. V 2 t. Vol. 1. Moscow, Respublika, 1992. 26 p.
4. Valovoi D.V. Rynochnaya ekonomika: Vozniknovenie, evolyutsiya i sushchnost'. Moscow, Infra-M, 2003. 54 p.
5. Belova S.V. Organizatsiya deyatel'nosti uchebnoi imitatsionnoi firmy. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2015, no. 2, i. 08, pp. 15-19.
6. Myuller N.V., Zaitseva T.V., Yampol'skaya O.P. Proizvodstvennoe obuchenie kommersantov : Obrazovatel'naya tekhnologiya «Uchebnaya mini-firma». Moscow, Izdat. tsentr «Akademiya», 2011. 320 p.
7. Sergeeva M.G. Imitatsionnye metody obucheniya pri podgotovke konkurentosposobnogo spetsialista. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2015, no. 8, pp. 19-21.
8. Serebrennikova E.A. Metodologicheskie podkhody k formirovaniyu kompetentsii predprinimatel'skoi deyatel'nosti. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2012, no. 2, i. 02, pp. 36-38.
Усова Анастасия Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по НМР ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», г. Челябинск, e-mail: usova74@mail.ru
Usova A. A., candidate of economical sciences, deputy director, Chelyabinsk state industrial and humanities technical secondary school named after A. V. Yakovlev, Chelyabinsk, e-mail: usova74@ mail.ru