4. Сташкевич, И. Р. Формирование информационно-образовательной среды учреждений среднего профессионального образования [Текст] / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования: науч.-практ. журнал / под науч. ред. И. Р. Сташкевич. — 2013. — Прил. № 2 (04).
5. Электронная информационно-образовательная среда : методологические подходы к разработке и опыт практической реализации [Текст] // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал / под науч. ред. И. Р. Сташкевич. — 2012. — № 1 (01).
6. О проекте «Информатизация системы образования» [Электронный ресурс] : сб. информ.-метод. материалов / под. ред. С. А. Полякова. — Режим доступа: Ийр://5298рЬ.еЬи8йе. ru/DswMedia/proektinformatizaciyaobrazovaniya.pdf.
7. Сташкевич, И. Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация [Текст] : в помощь преподавателю / И. Р. Сташкевич ; Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО. — Челябинск : изд-во ЧелГУ, 2003.
УДК 377+061 А. А. Усова, зав. кафедрой Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. экон. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ ФИРМА КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Стратегическое развитие системы профессиональных образовательных организаций целесообразно осуществлять с учетом формирования системы обучения, построенной с использованием практико-ориентированных технологий. В статье предложено использовать технологию «Учебная фирма» как инструмент, способствующий формированию профессиональных компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций с учетом потребностей рынка труда и потенциальных работодателей.
Ключевые слова: стратегическое управление, развитие профессиональной образовательной организации, имитационные технологии обучения, учебная фирма, учебно-производственная фирма, профессиональные компетенции.
Система профессионального образования в настоящее время переживает трансформационный период. Повышается ее роль в экономическом устройстве России, так как по сути сама система профессионального образования стала стратегическим источником формирования кадрового потенциала, призванного обеспечивать промышленный рост. Для реализации столь важной задачи все большую актуальность приобретают вопросы качества подготовки специалистов, а в первую очередь — вопросы их соответствия потребностям рынка труда.
Именно поэтому сегодня качество подготовки обучающихся часто рассматривают через призму спроса на выпускников профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО). Этот спрос обусловлен развитием рынка труда, который формирует социальный заказ на специалиста. Однако указанный спрос изучен пока крайне мало. А отсутствие научно обоснованного анализа спроса и прогнозов по-
требности в работниках определенного уровня и квалификации приводит к тому, что система профессионального образования, во-первых, не всегда соответствует требованиям рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, не готовя при этом востребованных специалистов [1].
Разрешение столь острой проблемы соответствия рынка профессионального образования рынку труда требует немалых затрат, которые в значительной мере должны быть сосредоточены на выработке стратегий, направленных на совершенствование профессионального образования с учетом интересов и потребностей работодателей.
Проблему соответствия компетенций выпускника требованиям рынка труда надо решать с помощью стратегического подхода в обучении специалиста. Главным аспектом стратегического
управления является стратегия, которая применительно к специфическим условиям может быть определена как ключевое направление развития профессиональной образовательной организации, совокупность организационных мероприятий и управляющих подходов, способствующих достижению целей [2].
Если расширять значение стратегии, используя подход Г. Минцберга, то стратегия — это система долгосрочного планирования; стратегия — это позиция, занимаемая в системе интегрированной экономики; стратегия — это компетенции; стратегия — это принцип эффективного функционирования; стратегия — в первую очередь развитие, перспективное развитие.
При адаптации терминологии применительно к профессиональным образовательным организациям получается, что «стратегия-позиция» будет заключаться в общем месте (рейтинге) профессиональной образовательной организации на рынке подготовки квалифицированных кадров региона; «стратегия-компетенции» — это уровень формирования профессиональных компетенций выпускника, а также степень соответствия рынку труда; «стратегия-эффективность» и «стратегия-развитие» — инновацион-ность образовательной организации с позиции образовательных технологий, средств обучения, гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям, степень развития социально-партнерских связей.
Для определения направлений развития деятельности профессиональной образовательной организации с использованием инструментов стратегического управления рекомендовано применять стратегический подход, основанный на выделении последовательных этапов стратегического управления. Данная методика позволяет определить рыночную специфику и задать ориентиры развития предполагаемого подразделения.
Проведенный анализ развития теории и методологии стратегического управления позволил выделить следующие этапы формирования взглядов на суть стратегического управления в целом [2].
1. Стратегическое управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция предприятия на изменения появляется после свершения событий. Это быстрое приспособление, которое наиболее естественно для предприятия, но требует значительных временных затрат на выявление изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В усло-
виях быстро изменяющейся внешней среды это неприемлемо.
2. Стратегическое управление на основе экстраполяции прошлых тенденций (долгосрочное планирование).
3. Стратегическое управление на основе прогнозирования изменений при высоком темпе изменений.
4. Стратегическое управление на основе гибких решений, позволяющих своевременно отслеживать изменения и учитывать их в стратегии.
В ходе анализа была установлена особенность стратегического управления в деятельности профессиональных образовательных организаций (рис. 1), проявляющаяся через случайный вероятностный характер воздействия внешней среды.
С учетом вышесказанного, применительно к профессиональным образовательным организациям стратегическое управление должно включать постановку целей, разработку и реализацию стратегий, определение набора необходимых ресурсов и непосредственную организацию управления объектами в условиях преимущественно вероятностного характера воздействия внешней среды.
Из данного определения следуют два основных конечных продукта стратегического управления:
1) потенциал образовательных организаций, который обеспечивает достижение целей в будущем, в том числе подготовку специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками, востребованными на рынке труда;
2) внутренняя структура и организационные изменения, формирующие чувствительность образовательных организаций к переменам во внешней среде.
Проблематика стратегического управления актуальна для каждого объекта. Невозможно управлять, решая только текущие задачи. Такой подход утопичен, так как ориентирован только на достижение краткосрочных целей, таких как временное улучшение финансово-экономического положения за счет управления дебиторской задолженностью или за счет совершенствования краткосрочной финансово-инвестиционной политики, и не привязан к стратегическому планированию.
Таким образом, залогом успеха развития организации является ее ориентация на стратегические цели и выработка конкурентоспособных стратегий, на основе которых должна строиться вся система операционного управления, формируя условия реализации стратегии.
Безусловно, на первое место в стратегическом развитии профессиональных образовательных организаций выходит вопрос о качестве подготовки специалистов, а также о степени соответствия освоенных компетенций требованиям рынка труда.
Для подготовки специалистов значимую роль играет процесс организации всех видов практики как варианта практико-ориентирован-ного обучения.
При прохождении практики будущий специалист должен освоить знания, навыки и умения, необходимые ему на рынке труда. Поэтому важно таким образом организовать процесс ее прохождения, чтобы производственные и экономические условия максимально отражали действующую на рынке ситуацию и студент получил возможность отработать профессиональные навыки в условиях реального производства.
Рис. 1. Схема процесса стратегического управления ПОО
Для реализации этого подхода сегодня становится популярной идея создания учебной фирмы.
Исследователи проблемы по-разному трактуют это понятие:
1) «учебная фирма — это активная форма обучения обучающихся практической деятельности, которая в режиме имитации реально действующего предприятия обеспечивает формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда» [3];
2) «учебная фирма — это форма организации учебного процесса, позволяющая имитировать в деловой игре деятельность реальной организации» [4].
Однако очевидно, что эта образовательная технология может реализовываться в образовательной организации в виде как имитационной, так и реальной модели.
Отличительной особенностью образовательной технологии «Учебная фирма», осуществляемой в режиме имитационной модели, является проведение обучения в специфической среде, имитирующей деятельность реальных фирм и компаний различных отраслей и сфер деятельности.
Если же говорить о технологии «Учебная фирма», реализуемой в режиме реально действующего предприятия, то в данном случае речь идет о формировании особой структуры, находящейся в интегрированных взаимосвязях с профессиональной образовательной организацией.
При любом варианте организации учебной фирмы предъявляются повышенные требования к педагогическому составу, который должен обладать знаниями, умениями и навыками ведения данного вида деятельности.
Учебная мини-фирма при имитационной форме реализации — это малая группа, в состав которой входят два-три учащихся; остальные выполняют роль контрагентов и объектов инфраструктуры. Ее работа начинается с определения предмета и целей игровой деятельности, а далее следуют все этапы создания (регистрации) фирмы (открытие счета в банке, построение взаимосвязей, формирование структуры и т. д.), проводимые в режиме имитации [4].
Опыт реализации данной технологии хорошо зарекомендовал себя в профессиональных образовательных организациях России. Интересен опыт Экономического профессионального лицея Санкт-Петербурга, где данная технология позволяет отработать профессиональные ком-
петенции в процессе производственного обучения студентов выпускного курса по профессии «коммерсант в торговле» [5].
Практический интерес представляет и комплексный опыт использования вышеуказанной образовательной технологии в Тверском колледже им. А. Н. Коняева, где на протяжении двух лет были задействованы 12 групп студентов (343 человека), обучающихся по специальностям «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «туризм» [3], и опыт Южно-Ураль -ского многопрофильного колледжа, который реализовал эксперимент в процессе учебной практики студентов второго курса специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [4; 6], и др.
Исходя из значительного положительного опыта реализации образовательной технологии «Учебная фирма» в имитационном режиме, ее эффективного влияния на формирование профессиональных компетенций, становится актуальным рассмотрение возможностей реализации данной технологии в реальных экономических и педагогических условиях. В таком случае имеет смысл говорить об учебно-производственной фирме, функционирующей в рассмотренных выше условиях.
Базой для реализации этой технологии выступает ПОО, в рамках которой будет осуществлять деятельность учебно-производственная фирма, тем более, что большинство из ПОО имеют опыт организации учебно-производственной деятельности (практики) в режиме реального производства.
Однако для реализации технологии «Учебно-производственная фирма» в режиме реальных экономических условий необходима адаптация методики использования инструментов «Учебная фирма» в учебно-производственной деятельности ПОО путем создания педагогических и экономических условий, формирования профессиональных компетенций обучающихся в четком соответствии с требованиями рынка труда и потенциальных работодателей и с учетом существующего нормативно-правового поля.
Использование вышеуказанной образовательной технологии при организации процесса всех видов практики, тем более при интеграции специальностей, позволит повысить качество подготовки специалистов, обеспечивая их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивая реализацию стратегического развития и формируя положительный имидж профессиональной образовательной организации.
Библиографический список
1. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Минобрнауки.рф/ЬоагЬ/319ЯИе/2293/13.06.17-Стратегия.рЬ1:.
2. Усова, А. А. Процессы стратегического управления на агропредприятиях России в условиях нестабильной экономики [Текст] / А. А. Усова // Проблемы современной экономики : науч.-практ. журнал. — 2010. — № 2 (34). —С. 458-462.
3. Сергеева, М. Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста [Текст] / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 8. — с. 19-21.
4. Белова, С. В. Организация деятельности учебной имитационной фирмы [Текст] / С. В. Белова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 2 (08). — С. 15-19.
5. Мюллер, Н. В. Производственное обучение коммерсантов : Образовательная технология «Учебная мини-фирма» [Текст] : учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования / Н. В. Мюллер, Т. В. Зайцева, О. П. Ямпольская. — М. : Издат. центр «Академия», 2011. — 320 с.
6. Серебренникова, Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2012. — № 2 (02). — С. 36-38.
УДК 377 З. А. Федосеева, проректор Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается модель непрерывного профессионального развития педагогических кадров, реализующаяся в системе дополнительного профессионального образования, соответствующая требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; представлены результаты мониторинга соответствия компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО Челябинской области требованиям профстандарта.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, непрерывное профессиональное развитие, дополнительное профессиональное образование.
С 1 января 2017 г. в системе профессионального образования произойдут изменения, связанные с особенностями применения профессиональных стандартов (Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»). Профессиональные стандарты становятся ориентиром для определения образовательной политики в работе с кадрами; являются своего рода эталоном, по которому должны определяться квалификационный уровень сотрудников, направления совершенствования квалификации через систему
дополнительного профессионального образования. Это утверждение закреплено ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд.
В сложившейся практике организации дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) педагогических работников, по отношению к программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников не определены федеральные государственные требования, также отсутствуют требования феде-