УДК 377 А. А. Усова, заведующая кафедрой
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. экон. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected] Ю. Н. Обухова, зам. директора по учебно-производственной деятельности Карталинского многоотраслевого техникума (КМТ), Челябинская обл., г. Карталы, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОО ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА»: СИСТЕМА НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ
Формирование профессиональных компетенций студентов ПОО при использовании образовательной технологии «Учебно-производственная фирма» требует соблюдения ряда условий педагогического, организационного и экономического характера. В статье обоснована необходимость их содержательной проработки с применением стратегической сессии, интегрирующей интересы ПОО и работодателей.
Ключевые слова: учебно-производственная фирма, педагогические, организационные и экономические условия, формирование профессиональных компетенций, стратегическая сессия.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, ориентируют систему среднего профессионального образования на подготовку компетентных, а именно самостоятельных, инициативных, творчески мыслящих специалистов, активно участвующих в реализации инновационных процессов производства. В первую очередь это относится к подготовке специалистов высокой квалификации, способных системно ставить и решать различные производственные задачи в условиях модернизации конкретных технологических процессов.
Безусловно, на первое место в стратегическом развитии профессиональных образовательных организаций выходит вопрос о качестве подготовки специалистов, а также о степени соответствия освоенных компетенций требованиям рынка труда [1].
Для подготовки специалистов, обладающих комплексом профессиональных компетенций, значимую роль играет процесс организации всех видов практики как варианта практико-ориентированного обучения.
При прохождении практики будущий специалист должен освоить знания, навыки и умения, необходимые ему на рынке труда. Поэтому важно таким образом организовать процесс ее
прохождения, чтобы педагогические, производственные и экономические условия максимально отражали действующую на рынке ситуацию и студент получил возможность отработать вышеуказанные навыки в условиях реального производства.
Для реализации этого подхода сегодня становится популярной идея создания учебной фирмы, а именно учебно-производственной фирмы, обеспечивающей реализацию вышеуказанных условий.
Исследователи проблемы по-разному трактуют это понятие:
1) учебная фирма — это активная форма обучения практической деятельности, которая в режиме имитации реально действующего предприятия обеспечивает формирование профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда [2; 3];
2) учебная фирма — это форма организации учебного процесса, позволяющая имитировать в деловой игре деятельность реальной организации [3-5].
Однако очевидно, что эта образовательная технология может реализовываться в образовательной организации в виде как имитационной, так и реальной модели. При организации практической деятельности целесообразно исполь-
зовать вышеуказанную технологию в формате учебно-производственной фирмы с определением четких условий педагогического, экономического и организационного характера [3].
Для практической апробации данной технологии в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Карталинский многоотраслевой техникум» (далее — ГБПОУ «КМТ») Челябинской области согласно приказу Министерства образования и науки Челябинской области от 10.01.2017 № 01/9 была открыта региональная инновационная площадка на тему «Учебно-производственная фирма как условие формирования профессиональных компетенций студентов ПОО».
ГБПОУ «КМТ» — современная развивающаяся образовательная организация, которая осуществляет широкий спектр подготовки по профессиям и специальностям, востребованным российской экономикой.
Подготовка квалифицированных специалистов в Карталинском многоотраслевом техникуме проводится путем активного взаимодействия с социальными партнерами.
Процесс подготовки квалифицированных специалистов в ГБПОУ «КМТ» включает две связанные между собой, но относительно самостоятельные части: теоретическое и производственное обучение.
Целью производственного обучения в ГБПОУ «КМТ» является формирование у обучающихся основ профессионального мастерства в области определенной профессии или группы профессий. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту-профессионалу. Мастерство у учащихся может формировать только тот, кто сам этим мастерством владеет в совершенстве.
Основы профессионального мастерства формируются постепенно, в течение всего периода обучения в ГБПОУ «КМТ». Это определяет необходимость разработки и решения взаимосвязанной системы (иерархии) учебно-производственных задач, определенной педагогической стратегии в подходе к реализации основной цели профессиональной подготовки обучающихся применительно к различным периодам процесса производственного обучения.
При анализе результатов собеседований с социальными партнерами и студентами были выявлены следующие проблемы:
1) предприятия и организации не несут ответственности за качество прохождения практики студентами учебных заведений; практика зачастую сводится к выполнению мелких пору-
чений, незначительных функций, не раскрывающих всего объема квалификационных характеристик специалиста;
2) существует несоответствие между высоким уровнем теоретических знаний и недостаточным уровнем практических навыков.
В итоге выпускник не обладает целостностью подготовки, которая позволила бы ему после окончания учебного заведения (без дополнительного обучения) конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы.
В качестве альтернативной формы организации практики студентов нами была выбрана технология моделирования профессиональной деятельности «Учебная фирма».
Использование данной технологии — одно из эффективных методических средств профессионального обучения в образовательном учреждении.
Учебная фирма может являться ядром учебных дисциплин практического блока, эффективным средством качественной подготовки будущих специалистов.
Таким образом, учебная фирма — модель предприятия, в которой имитируется весь процесс управления производственной и коммерческой деятельностью данного предприятия. В ней реализуются практические цели профессиональной подготовки. У студентов вырабатываются личностные навыки, способствующие их социальной адаптации.
В ГБПОУ «КМТ» уже апробируется модель создания учебной фирмы. Так, с марта 2017 г создана учебно-производственная фирма «Мечта» (розничная торговля). Фирма занимается производством кондитерских изделий, которые изготавливаются на практических занятиях по циклу профессиональных дисциплин по профессии «повар, кондитер».
Реализация указанной технологии позволяет интегрировать в процесс нескольно спе-циальноей (профессий). Так, в работе фирмы частично задействованы и студенты, обучающиеся по следующим профессиям и специальностям: «технология продукции общественного питания», «продавец, контролер-кассир», «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
В учебно-производственной фирме обучение ведется в специфической рабочей среде. Эта среда позволяет обучать студентов посредством выполнения ими ежедневных обязанностей. В данной ситуации роли мастера и обучающихся несколько отличаются от принятых в традиционном обучении. Практически мастер
выступает в роли руководителя-наставника, а обучающиеся являются работниками фирмы.
В реальной учебно-производственной фирме наиболее эффективно осуществляется на практике концепция «Учусь, делая». Это решает проблему превращения обучающегося в субъект учебной деятельности, помогает получить первичный профессиональный опыт, способствует развитию производственной деятельности.
Образовательная технология «Учебная фирма» основывается на принципе «делая, познаю», когда теория бизнеса изучается через практику и является хорошей подготовкой к вступлению в профессиональную жизнь. В учебной фирме происходит совершенствование и закрепление профессиональных и ключевых умений и навыков, которые повышают конкурентоспособность будущего специалиста на современном рынке труда.
Основная задача — это минимизация разрыва между образованием и рынком труда. Детальная имитация хозяйственной деятельности дает возможность подготовить конкурентоспособного специалиста, имеющего опыт широкой и разносторонней деловой практики.
«Учебная фирма» расставляет приоритеты в обучении. Наиболее важным становится не только то, как студенты работают с первичными документами, выполняют отдельные профессиональные обязанности, но и то, что они ощущают себя как команда единомышленников, работающих на продвижение своей фирмы на рынке. Студентами отрабатываются как профессиональные навыки, так и основные, или ключевые (работа в команде, принятие решений и ответственность за их выполнение, инициативность, самостоятельность и т. д.).
Однако для более широкого использования технологии было принято решение выйти на уровень, позволяющий вывести производственное обучение в условия реальной экономики, чтобы образовательная технология «Учебная фирма», а точнее ее вариация, реализуемая в режиме реально действующего предприятия, — «Учебно-производственная фирма» [3], реали-зовывалась с участием будущих работодателей. Для этого необходимо четкое определение ряда условий педагогического, экономического и организационного характера.
Для конкретизации вышеуказанных условий 21 апреля 2017 г. в ГБПОУ «КМТ» была проведена стратегическая сессия с участием педагогического и руководящего состава ПОО и его потенциальных работодателей. Стратегическая сессия — это форма групповой работы,
направленная на совместную разработку стратегически значимых решений профессиональной образовательной организации, с участием ключевых сотрудников и социальных партнеров [6].
В рамках стратегической сессии в дискуссионном формате были сформулированы следующие условия, обеспечение которых позволит реализовать образовательную технологию «Учебно-производственная фирма» в содействии с работодателями.
Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений, а именно: квалифицированные педагогические кадры; соответствие содержания учебного процесса и материально-технической базы ПОО требованиям федеральных образовательных стандартов и работодателей; использование информационных и практико-ориентированных технологий в производственном обучении.
Организационные условия — это совокупность условий, обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль над образовательным процессом. К ним отнесены: проработка юридического механизма взаимодействия ПОО и предприятий-работодателей для реализации деятельности учебно-производственной фирмы, система компетентностного контроля подготовки обучающихся, организация стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях, участвующих в интеграции с ПОО.
Экономические условия — это условия, которые описывают развитие науки и техники, их влияние на экономику; экономические, финансовые, научно-технические и торговые внешние связи, участие в этих связях различных учреждений и предприятий; роль и участие капитала в экономике страны и регионов; уровень конкурентной борьбы; валютно-финансовый режим; законодательство, регламентирующее экономические и трудовые отношения, и др.
Следующим направлением эксперимента, реализуемого в рамках региональной инновационной площадки, становится детализация педагогических, организационных и экономических условий, сформулированных участниками стратегической сессии, позволяющих перевести процесс организации процесса производственного обучения в ГБПОУ «КМТ» в новую плоскость.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Белова, С. В. Организация деятельности учебной имитационной фирмы [Текст] / С. В. Белова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 2 (08). — С. 15-19.
3. Усова, А. А. Учебная фирма как инструмент стратегического управления профессиональной образовательной организацией [Текст] / А. А. Усова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2016. — № 4 (12). — С. 28-32.
4. Мюллер, Н. В. Производственное обучение коммерсантов : Образовательная технология «Учебная мини-фирма» [Текст] : учеб. пособие для учащихся учреждений нач. проф. образования / Н. В. Мюллер, Т. В. Зайцева, О. П. Ямпольская. — М. : Академия, 2011. — 320 с.
5. Сергеева, М. Г. Имитационные методы обучения при подготовке конкурентоспособного специалиста [Текст] / М. Г. Сергеева // Профессиональное образование и рынок труда : науч.-практ. журнал. — 2015. — № 8. — С. 19-21.
6. Казакова, Н. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник / Н. А. Казакова, А. В. Александрова, Н. Н. Кондрашева, С. А. Курашова. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 320 с.