личности от внешних вызовов и угроз. Все перечисленные параметры в традиционной культуре наряду с алгоритмами поведения имеют символическую репрезентацию. Соответственно, при формировании корпоративной культуры в каждом конкретном техникуме и колледже управленческий персонал совместно со всем коллективом должен выработать систему межличностных и профессиональных отношений, воспроизводящих на локальном уровне ценности традиционной культуры. Причем в данном процессе нет необходимости изобретать что-то искусственное. Практически каждое учебное заведение имеет свою историю, свои традиции, которые и должны стать основанием корпоративной культуры. Внешними атрибутами репрезентации традиции могут служить такие символы, как герб, флаг, гимн, форма, миссия учебного заведения.
Проходя процесс социализации и инкуль-турации, в колледжах и техникумах молодежь
Библиографический список
получит наряду с рабочей профессией позитивное мировоззрение, прочные нравственные ценности, ясную гражданскую позицию, осознает свои жизненные приоритеты, выработает стратегии поведения. Успешный опыт данной работы имеется во многих учебных заведениях. Наиболее эффективно работа по формированию корпоративной культуры проходит в тех учебных заведениях, которые были изначально ориентированы на определенные традиции. Например, в кадетских классах, в учебных заведениях, сотрудничающих с казачеством, с традиционными религиозными конфессиями, с этнокультурными центрами, с государственными силовыми ведомствами. Разумеется, данный процесс сложен, таит много трудностей, но при этом является единственно возможным средством воспитания нового поколения как наследника традиционных культурных ценностей, как основы будущего российского социума.
1. Загребин, С. С. Современные проблемы «модернизации» отечественного образования : полемические заметки [Текст] / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3. — С. 91-96.
2. Загребин, С. С. Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг. [Текст] / С. С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. Сер. : Социально-гуманитарные науки. — 2015. — Т. 15. — № 4. — С. 18-23.
3. Загребин, С. С. К вопросу взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в процессе формирования и реализации культурной политики в современной России [Текст] / С. С. Загребин // Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики : взаимодействие власти, общества и бизнеса : сб. материалов Культурного форума регионов России (Якутск — Москва, 25 сент. 2015 г.) / Сост. и общ. ред. О. Н. Астафьевой, О.В. Коротеевой. — М. : ИП Лядов К. Н., 2015. — С. 12-20.
4. Загребин, С. С. Традиционная культура как основа новой культурной политики в России [Текст] / С. С. Загребин // Вестник Омского ун-та. Сер. : Исторические науки. — 2016. — № 2. — С. 82-87.
УДК 377+334 А. И. Кузнецов, министр образования и науки
Челябинской области, канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. П. Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В статье анализируется сложившаяся в Челябинской области система взаимодействия между профессиональными образовательными организациями и малым и средним бизнесом в подготовке
кадров, рассматриваются ее положительные и проблемные стороны, формы сотрудничества между субъектами взаимодействия, приводятся примеры наиболее эффективных практик.
Ключевые слова: профессиональные образовательные организации, подготовка кадров, малый и средний бизнес.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется процессами, которые протекают сегодня в российской экономике. Традиционная советская государственная (по форме собственности) экономика основывалась на крупном производстве, что и определяло ориентиры для системы профобразования. Большинство создававшихся ПТУ ориентировались на заводы-гиганты и крупные предприятия, обеспечивая их кадрами. Но в силу изменившихся обстоятельств сегодня крупные производства, которые не смогли модернизироваться, приходят в упадок, а развиваются только те, кто провел автоматизацию производственных процессов. Но в обоих случаях наблюдается устойчивая тенденция сокращения с их стороны спроса на количество рабочей силы. Кроме того, крупные предприятия обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы в корпоративных учебных центрах готовить в короткие сроки необходимое количество рабочих и специалистов под конкретное рабочее место. Все это делает крупные предприятия менее зависимыми от государственной системы профессионального образования.
В то же время в соответствии с общемировыми тенденциями малый и средний бизнес становятся сегодня существенным сегментом российской экономики, который требует кадрового обеспечения. Высвобождающиеся в крупном производстве трудовые ресурсы перетекают на малые и средние предприятия или решают вопросы трудоустройства через механизмы самозанятости. В результате в стратегической перспективе этот сектор экономики можно рассматривать как основной, где будут востребованы выпускники уровня среднего профессионального образования. Поэтому уже сегодня необходимо выстраивать эффективное обоюдовыгодное взаимодействие между образованием и мелким и средним бизнесом.
На конец 2014 г на территории Челябинской области осуществляло деятельность 108 841 предприятие, в том числе 409 средних, 41 900 малых предприятий (включая микропредприятия) и 58 500 индивидуальных предпринимателей. В сфере малого и среднего предпринимательства в 2014 г трудилось 450,7 тыс. человек, из них в индивидуальной предпринимательской
деятельности — 174,1 тыс. человек. При этом на одно среднее предприятие приходилось 84 рабочих места, на одно малое предприятие (включая микропредприятия) — шесть рабочих мест, на одного предпринимателя — три [1].
С учетом значимости мелкого и среднего предпринимательства в регионе принят Закон Челябинской области от 27.03.2008 № 250-ЗО «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области», который в число прочих форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 4).
В «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г» развитие субъектов малого и среднего предпринимательства определено как одна из точек роста экономики Челябинской области по причине их мобильности, способности быстро адаптироваться под ситуацию, создавать новые рабочие места.
В ноябре 2014 г. была принята Государственная программа Челябинской области «Ком -плексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.», одним из соисполнителей которой является Министерство образования и науки Челябинской области. Программа определяет, что одним из сдерживающих факторов в развитии малого и среднего бизнеса является недостаток квалифицированных кадров, в связи с чем среди поставленных задач предусматривается и задача развития кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, которая должна быть реализована через систему мероприятий.
Совместно с Минэкономразвития и Управлением по труду и занятости госпрограмма предписывает Министерству образования и науки:
1) проведение мониторинга состояния рынка труда Челябинской области и определение потребностей в кадрах и образовательных услугах для малого и среднего предпринимательства;
2) организацию и проведение ярмарок вакансий для студентов и выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, стажировок на малых и средних предприятиях;
3) организацию и проведение семинаров, курсов, тренингов для незанятого населения, инвалидов, субъектов молодежного предпринимательства по развитию предпринимательской деятельности [2].
В рамках первого направления, определенного госпрограммой, в Челябинской области действует прогноз кадров для рынка труда, на основе которого по согласованию с муниципалитетами и по заявкам работодателей Министерство образования и науки формирует контрольные цифры приема в ПОО.
При выполнении задач, предусмотренных вторым направлением, в 2015 г. только для учащихся, студентов и выпускников средних специальных и высших учебных заведений проведено 218 ярмарок вакансий, из них 26 — для молодежи, 192 — для школьников.
За счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания специалистами подведомственного Министерству образования и науки Челябинской области ГБУ «Молодежный ресурсный центр» в 2015 г. организовано анкетирование студентов и аспирантов вузов, проведение открытых презентаций программы «Ты — предприниматель» в студенческих аудиториях и холлах учебных заведений (собрано более 800 заявок от студентов и аспирантов, заинтересованных в открытии собственного бизнеса), а также реализован проект «Открой дело» (на площадке 18 муниципальных образований области). В течение года были проведены:
- форум студенческого предпринимательства «Пора делать бизнес!» (отобрано 250 претендентов из числа студентов);
- образовательная программа «Курс по бизнес-выживанию» на площадках пяти крупных вузов Челябинской области;
- чемпионат по решению бизнес-кейсов;
- форум начинающих предпринимателей «От идеи до бизнеса» (более 400 участников);
- конгресс молодых предпринимателей (более 500 участников);
- региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России» (более 50 участников).
Молодые предприниматели активно привлекаются специалистами бизнес-инкубатора, подведомственного Минэкономразвития области, на тренинги, семинары, форумы, мастер-классы, выставки, круглые столы [3].
С целью поддержки мелкого и среднего бизнеса в области созданы специальные государственно-общественные институты в виде
областного общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства, координационные советы в территориальных подразделениях федеральных органов власти Челябинской области и общественные координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах муниципальных образований.
В 43 городских округах и муниципальных районах создано 78 общественных объединений работодателей малого и среднего бизнеса. На областном уровне работают сообщества предпринимателей и отделения общероссийских организаций предпринимателей.
В качестве площадки, на которой представители малых и средних предприятий могли бы озвучить свои проблемы, третий год подряд в Челябинской области по инициативе правительства Челябинской области при поддержке региональных бизнес-объединений «Деловая Россия», «Опора России» и «Южно-Уральская торгово-промышленная палата» проводится форум малого и среднего бизнеса Челябинской области, где среди наиболее актуальных на сегодняшний день для предпринимателей вопросов обсуждается и проблема подготовки кадров.
На первом форуме (2014 г.) обращалось внимание на необходимость развития договорных отношений между предприятиями, предпринимателями и учреждениями профессионального технического образования в сфере подготовки и переподготовки квалифицированных кадров рабочих специальностей.
В резолюции второго форума (20 июля 2015 г.) определялись цели партнерства — согласование потребности работодателей в кадрах соответствующей квалификации с их последующим трудоустройством — и ставилась задача разработки совместно с ЧРО ООО «Деловая Россия» проекта по профориентации школьников и студентов с акцентом на предпринимательство [4].
На третьем форуме (2016 г.) представители мелкого и среднего бизнеса подчеркивали, что 41 % из них испытывают дефицит кадров, в связи с чем был сформулирован пакет предложений, который, по мнению его участников, должен повысить престиж рабочих профессий, сформировать экономическую заинтересованность малого и среднего бизнеса в материальной поддержке профобразования, создать механизм трудоустройства выпускников СПО. Среди них наиболее интересные:
- предусмотреть отсрочку в военной службе для выпускников образовательных организаций
СПО, которые после обучения трудоустроились по специальности, в течение трех лет с момента трудоустройства;
- предоставить предприятиям налоговые льготы или субсидии в течение трех лет с момента трудоустройства молодого специалиста по приоритетной специальности;
- предусмотреть возможность освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий, безвозмездно передавших имущество с целью улучшения материально-технической базы образовательных организаций СПО, а также понесших расходы на организацию и проведение производственной и преддипломной практики студентов;
- создать на базе ТПП РФ единый координационный совет по организации и проведению конкурсов, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий;
- каждому региону разработать комплексную региональную программу по популяризации рабочих и технических специальностей в СМИ;
- разработать инструкцию по взаимодействию предприятий и образовательных организаций по целевой подготовке кадров.
Приведенные выдержки из резолюций свидетельствуют о заинтересованности малого и среднего бизнеса в решении проблемы подготовки кадров и о готовности наиболее активной его части к сотрудничеству с системой профессионального образования.
Но если малый и средний бизнес ждут, что ПОО подготовят для них востребованные и квалифицированные кадры и, в отличие от крупного бизнеса, не ставят вопроса о своем вкладе в его подготовку, то у ПОО несколько иной взгляд, предусматривающий партнерский подход в решении проблемы.
В сентябре 2016 г. в рамках подготовки к заседанию Межрегионального совета профессионального образования УрФО ГБУ ДПО «ЧИРПО» было проведено исследование на предмет взаимодействия ПОО с предприятиями мелкого и среднего бизнеса, которое показало, что 33 обследованных ПОО осуществляют сотрудничество с 2375 предприятиями, т. е. в среднем партнером одной ПОО являются 72 предприятия. Минимальное количество партнеров отмечено у Симского механического техникума (1), максимальное — у Челябинского энергетического колледжа (252). Из общего количества предприятий — партнеров ПОО 59,9 % было отнесено к категории мелких и средних. В четырех ПОО 100 % партнеров
являются малыми и средними предприятиями, в десяти ПОО более 80 % предприятий-партнеров относятся к данной категории. С целью формализации отношений между ПОО и предприятиями с 2014 по 2016 гг. было заключено 5584 различных договоров и соглашений, среди которых 59,8 % приходятся на долю мелкого и среднего бизнеса.
Партнерство с малыми и средними предприятиями имеет ряд неоспоримых преимуществ для ПОО по сравнению с партнерством с крупным бизнесом. Как правило, их собственники проживают на территории Челябинской области, предприятия имеют менее иерархи-зированную вертикаль управления, что делает сотрудничество с ними более гибким, мобильным и менее бюрократизированным. Основные преимущества видны, прежде всего, в организации практик. Большое количество договоров с предприятиями малого и среднего бизнеса позволяет компенсировать отсутствие мест на крупных предприятиях и обеспечить практикой всех студентов. Небольшие масштабы производства существенно упрощают систему допуска на предприятия, а отсутствие собственных центров внутрифирменной подготовки делает их заинтересованными в отборе через механизм практики наиболее квалифицированных выпускников ПОО, не вкладывая при этом средства. Необходимость заключения большого количества договоров с предприятиями для ПОО обусловлена и обеспечением определенных гарантий в организации трудоустройства выпускников даже в условиях кризиса. Дополнительные преимущества практик на малых и средних предприятиях их руководители видят в получении студентами большего представления об организации деятельности предприятия и быстрой адаптации их в коллективе.
Но в то же время малые и средние предприятия как партнеры профессионального образования существенно уступают крупным предприятиям по ряду параметров. Прежде всего, необходимо отметить, что законодательно в соответствии с регламентом Министерства образования и науки РФ и Национального совета по профессиональным квалификациям (24.02.2016) разработка и актуализация ФГОС СПО должна осуществляться только «с организациями, являющимися ведущими работодателями отрасли», в связи с чем влияние малого и среднего бизнеса на создание ФГОС ограничено. При формировании вариативной части программ, которые должны учитывать потребности работодателей, ПОО легче ориентироваться на потребности
одного крупного предприятия с единым оборудованием и технологией, чем на потребности десятков малых и средних предприятий, которые имеют свою специфику.
Существенные сложности возникают из-за отсутствия на малых и средних предприятиях кадровой службы, которая помимо функций отдела кадров занималась бы прогнозированием кадровых потребностей, подбором и обучением персонала. Отсутствие прогноза и зависимость предприятия от рыночной конъюнктуры затрудняет выстраивание стабильных долговременных партнерских отношений. А отсутствие квалифицированных специалистов в сфере отбора персонала и неимение у руководства предприятий специальных педагогических знаний об организации учебного процесса (например, не могут отличить программу от учебно-методического пособия) затрудняют взаимопонимание с ПОО. Организация практик требует от работодателя ведения соответствующего документооборота (договор, план, отчет по практике), т. е. возникает дополнительная нагрузка на персонал предприятия, которая требует оплаты. Отсутствие специальной кадровой службы влияет и на состояние института наставничества. На малых и средних предприятиях, как правило, или наставники отсутствуют, или не ведется целенаправленная работа по их специальной подготовке.
Ограниченные финансовые ресурсы малых и средних предприятий отрицательно влияют на возможность модернизации их производства и, как следствие, на возможность проведения практик на устаревшем оборудовании, выделения для студентов дополнительного сырья, соблюдения в полном объеме требований охраны труда и норм производственной санитарии (обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, создание производственно-бытовых условий и т. д.), оплаты труда практикантов.
Небольшие масштабы предприятия и зависимость ритмичности работы от заказов создают дополнительные трудности в организации практик. Так, невозможность разместить группу на одном предприятии влечет за собой последствия в виде прохождения практики на разных предприятиях и с разным оборудованием, трудностей в организации контроля за ее прохождением со стороны ПОО. Наличие заказа влияет на возможность малых и средних предприятий обеспечить студента необходимым видом работ согласно графику учебного процесса, в результате чего они нередко используются на
подсобных работах. Иначе говоря, организация практики связана с рядом обязательств и ответственностью со стороны предприятия, но не предоставляет ему существенных преференций, в связи с чем его руководство не проявляет инициативу и стремится уклониться от официального заключения договоров с ПОО.
Однако исходя из большого удельного веса малых и средних предприятий в экономике Челябинской области, высокой степени зависимости от них в организации учебного процесса и трудоустройства выпускников (58,9 % от общего числа выпускников трудоустраиваются на малых и средних предприятиях) и несмотря на инфантильность руководства предприятий в подготовке кадров по причине отсутствия у них экономических преференций, ПОО ставят перед собой задачу выстраивания договорных отношений с малым и средним бизнесом с целью вовлечения их в подготовку рабочих и специалистов, которые будут востребованы в данном сегменте экономики.
Существующая нормативно-правовая база и сложившаяся практика определяют общие механизмы влияния работодателей на содержание профессионального образования и формы участия в реализации образовательных программ без разделения на мелкий, средний и крупный бизнес. Как показало обследование, ПОО привлекают представителей малых и средних предприятий к разработке, экспертизе и согласованию УПД, включают их в состав комиссий по ИГА, привлекают к чтению курсов и рецензированию курсовых и дипломных проектов, совместно организуют практики. Предприятия предоставляют базу для стажировок педагогов ПОО, а учреждения на своей базе повышают квалификацию ИТР.
Взаимодействие между профессиональным образованием и предприятиями осуществляется путем проведения традиционных конкурсов профессионального мастерства и ^огЫ8кШ8, включения представителей предприятий в жюри конкурсов в качестве экспертов, привлечения их к разработке практической части заданий. Предприятия, со своей стороны, предоставляют площадки для проведения конкурсов и тренировок команд, формируют призовой фонд, обеспечивают участников материалами, транспортом и т. д.
Учитывая напряженную финансово-экономическую ситуацию, ПОО в первую очередь ожидают от предприятий материальной поддержки. И если быть более точными, то в своих анкетах обследуемые учреждения указывали на
такие формы поддержки, как передача оборудования, его наладка и ремонт, обеспечение расходными материалами для учебного процесса, ремонт помещений, поощрение лучших студентов и ветеранов, помощь в организации конкурсов, создание совместных учебных полигонов и т. д.
Однако все указанные формы взаимодействия с малыми и средними предприятиями не носят системного характера, а являются скорее единичной практикой взаимодействия отдельных партнеров. Так, из 33 опрошенных ПОО 14 заявили о полном отсутствии материальной поддержки со стороны партнеров — предприятий мелкого и среднего бизнеса, а 10 ПОО не могут привлечь своих партнеров к проведению конкурсов профессионального мастерства. Таким образом, возникает задача создания системы взаимовыгодного партнерства, где стороны не выступают в роли меценатов, а своей деятельностью способствуют созданию условий для развития партнера.
Известная инфантильность большинства предприятий малого и среднего бизнеса в области подготовки кадров вызвана целым рядом объективных и субъективных обстоятельств, в преодолении которых могли бы сыграть свою роль и ПОО. В первую очередь им необходимо наладить коммуникацию между собой.
Подавляющее большинство ПОО предпочитают напрямую достучаться до своих потенциальных партнеров и заключать прямые договоры с предприятиями, причем подчас их бывает настолько много, что не перестаешь удивляться, как руководители ПОО всех их помнят. Однако сегодня созданы и действуют ряд организационных структур, которые позволяют осуществлять коммуникацию с малым и средним бизнесом, используя административный ресурс и методы корпоративного влияния. К числу последних можно отнести участие ПОО в объединениях и ассоциациях работодателей. В частности, ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» осуществляет согласование своей деятельности через членство в некоммерческом партнерстве «Союз предпринимателей индустрии красоты "Красивая планета"» г. Магнитогорска; ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» является членом гильдии «Мастера-оружейники Златоуста»; ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум» тесно сотрудничает с Советом предпринимателей Курчатовского района.
ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего» сотрудничает с ассоциацией «Некоммерче-
ское партнерство Саморегулируемая организация "Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала"», являясь аккредитованным учебным центром. В ассоциацию входят 43 крупных управляющих компании Челябинской области. Специализированный центр компетенций «Сантехника и отопление», функционирующий на базе техникума, является учебно-методической и технико-технологической базой профессионального сообщества. А. Л. Ге -расименко, генеральный директор предприятия ЖКХ ООО «Сантехсистема-1», входящего в ассоциацию, представляет СЦК по компетенции «Сантехника и отопление» на чемпионатах WSR различного уровня.
Опыт, проверенный временем, имеется у ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», который на протяжении долгих лет поддерживает и развивает партнерские отношения с саморегулируемой организацией «Союз строительных компаний Урала и Сибири». В 2010 г колледж был аккредитован в качестве центра по тестированию в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса Национальным объединением строителей по всем направлениям деятельности строительных организаций. Уже более шести лет на базе колледжа проводится предаттестационная подготовка и аттестация рабочих и специалистов (ИТР) строительных компаний Уральского региона. Отделением повышения квалификации и профессиональной подготовки ежегодно осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации порядка 2000 рабочих для строительной отрасли, реализуются дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации инженерно-технического персонала строительных предприятий, входящих в состав СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири». В 2011 г. на базе колледжа совместно с СРО «ССК УрСиб» осуществляется независимая оценка качества подготовки выпускников по наиболее востребованным работодателями профессиям и специальностям. В 2015 г. колледж успешно прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по направлению «Строительство». В рамках взаимовыгодного сотрудничества по рекомендации СРО ее членами проводятся стажировки для студентов и педагогических работников, занятых подготовкой специалистов для строительной отрасли; для студентов
предоставляются места производственной практики. Такой диалог ПОО с объединениями работодателей малого и среднего бизнеса, как свидетельствуют примеры, позволяет выстроить вполне успешную схему взаимодействия.
Другой не менее результативной площадкой для выстраивания диалога между профессиональным образованием и мелкими и средними предприятиями могли бы стать общественные консультативные советы в области развития малого и среднего предпринимательства, которые действуют при главе муниципального образования. Здесь на уровне муниципалитетов обсуждаются не только состояние и перспективы развития малых и средних предприятий, но и вопросы, которые могли бы стать предметом взаимодействия между профобразованием и бизнесом (трудоустройство молодежи на летний период, положение на рынке труда, развитие студенческого бизнес-инкубатора, реализация проектов молодых предпринимателей, развитие спорта и проведение спортивных мероприятий, подготовка празднования Дня Победы, участие СМСП в устройстве хоккейной площадки, строительстве церкви и т. д.). Участие ПОО в этих советах как минимум могло бы обеспечить включение в конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса района» показателя сотрудничества со сферой образования.
Привлечение внимания малых и средних предприятий к профессиональному образованию должно начаться с исправления стереотипов о ПОО, которые сложились в обществе в предшествующие десятилетия. В этом отношении интересен опыт ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», руководство которого организовало знакомство предпринимателей района с модернизированной учебно-производственной базой, новыми профессиональными программами, реализация которых при поддержке бизнеса позволит получить высококвалифицированных специалистов, которые не потребуют дальнейшего доучивания на предприятии.
Значительным ресурсом для налаживания партнерских отношений может стать вовлечение предприятий в имиджевые мероприятия системы образования, такие как ^Ог^кй^, где помимо знакомства с уровнем системы ПОО предприятия имеют возможность создания собственного привлекательного образа как перед обществом, так и перед властью. Например, при организации регионального этапа чемпионата ^огЫ8кШ8 ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» удалось привлечь в качестве спонсоров 35 работодателей.
С 2014 г. в области проводится конкурс «Социальный партнер образования» по пяти номинациям, охватывающим различные отрасли промышленности. Проведенное исследование позволило увидеть, что в конкурсе участвуют, как правило крупные предприятия. За весь период его проведения в нем приняло участие только три малых и средних предприятия, ни одно из которых не стало победителем вследствие низкой конкурентоспособности по отношению к крупному работодателю. Таким образом, при проведении конкурса возникает необходимость создания номинации для малого и среднего бизнеса.
Бизнес, сотрудничая с образованием, стремится не только получить взамен квалифицированные кадры, но и добиться экономических преференций. Еще летом 2015 г. в соответствии с «Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.» были запланированы изменения в Налоговом кодекс Российской Федерации в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе к развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Учитывая, что это прерогатива центральной власти и в условиях кризиса эта мера вряд ли будет реализована в ближайшее время, необходимо подумать о преференциях на региональном уровне: например, при оказании поддержки малым и средним предприятиям по государственным программам учитывать их сотрудничество с ПОО или, учитывая сложности, которые испытывают малые и средние предприятия в организации наставничества, при условии заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве осуществлять подготовку наставников на базе ПОО или ДПО.
Взаимодействие ПОО с малыми и средними предприятиями осуществляется в том числе и для организации практик и трудоустройства выпускников. Но эти задачи могут быть решены и при организации производств или бизнес-инкубаторов в самих ПОО. С целью популяризации этих практик в РФ ежегодно проводится Международный конкурс им. А. С. Макаренко. С 2015 г. в Челябинской области проводится региональный этап этого конкурса. В 2015 и 2016 гг. организацию производственной деятельности на конкурсе демонстрировали около 20 % ПОО региона, а производят товары и услуги (не образовательные) для населения 53 % ПОО Челябинской области.
В настоящее время проходят экспертизу документы на открытие областной инновационной площадки по теме «Учебно-производственная фирма как условие формирования профессиональных компетенций студентов ПОО» в ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум». В результате ее работы опыт создания и функционирования учебно-производственных фирм в ПОО можно будет тиражировать.
В регионе уже есть положительный опыт формирования у студентов ПОО наряду с профессиональными компетенциями и компетенций предпринимательской деятельности. С 2012 по 2015 г. в ЮУМК работала инновационная площадка «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям технического профиля». Одним из результатов ее работы были разработка и внедрение в образовательную деятельность модуля «Организация и управление предпринимательской деятельностью». Стажировки по освоению модуля обеспечили подготовку педагогических работников ПОО Челябинской области к введению
Библиографический список
в вариативные части программ профессионального модуля «Организация предпринимательской деятельности. Трудоустройство».
Для того чтобы создать в ПОО благоприятные условия для организации собственных производств, целесообразно по аналогии с высшим образованием (ст. 103 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ) предоставить СПО право быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что опыт Челябинской области свидетельствует о понимании активной частью представителей малого и среднего бизнеса необходимости сотрудничества с системой профессионального образования. Но для того, чтобы это сотрудничество из эпизодического, основанного на межличностных отношениях, превратилось в системное, долговременное, оно должно строиться на взаимовыгодных партнерских отношениях между всеми субъектами этого процесса, т. е. между бизнесом, образованием и властью.
1. Итоги деятельности малого бизнеса в 2014 г. [Электронный ресурс] : пресс-выпуск. — Режим доступа: http://chelstat.gks.ru.
2. О государственной программе Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг.» [Электронный ресурс] : [Постановление Правительства Челябинской области 19.11.2014 № 594-П] — Режим доступа: http://pravmin74.ru/npa/postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-оЬ^М9-поуаЬгуа-2014-доЬа-по594-р-о.
3. Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 гг. [Электронный ресурс] : отчет об исполнении мероприятий государственной программы Челябинской области (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 21.10.2015 № 543-П) по состоянию на 01.01.2016. — Режим доступа: http://www.chelbiznes.ru/programsuppor/r?article=1616.
4. Резолюция II Форума малого и среднего бизнеса Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://74.opora.ru.
УДК 331+37.0 И. С. Ломакина, начальник Центра
сравнительной педагогики Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, email: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЫНКА ТРУДА ЕС НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье исследуется воздействие рынка труда на формирование образовательной политики ЕС. Выделяются основные характеристики и тенденции рынка труда ЕС, играющие важную