Научная статья на тему 'Организация и проведение оценки качества профессионального обучения студентов образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия'

Организация и проведение оценки качества профессионального обучения студентов образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / EXTERNAL AND INTERNAL QUALITY ASSESSMENT / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермухаметов С.А., Чеботько Т.В.

В статье рассматривается модель организации системы внутренней оценки качества образования в Карталинском многоотраслевом техникуме, осуществляющем социально-деловое партнерство на основе принципов сетевого взаимодействия. Одним из компонентов системы внутренней оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. В качестве инструментария мониторинга предлагается критериально-ориентированный подход к оценке качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермухаметов С.А., Чеботько Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AND EVALUATION OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF EDUCATIONAL ORGANIZATION STUDENTS IN THE NETWORK INTERACTION

The model of organization of the system of internal evaluation of the quality of education in Kartalinian multisectoral college is considered. This College realizes social and business partnership based on the principles of network interaction. One of the components of the system of internal evaluation of the quality of education is to assess the individual achievements of students. The criterion-based approach to assessing the quality of education is proposed as a tool for monitoring.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение оценки качества профессионального обучения студентов образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377+371 С. А. Ермухаметов, директор

Карталинского многоотраслевого техникума (КМТ), Челябинская обл., г. Карталы, e-mail: gbouspokat@mail.ru Т. В. Чеботько, зам. директора по учебно-методической работе, e-mail: tchiebotko@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается модель организации системы внутренней оценки качества образования в Карталинском многоотраслевом техникуме, осуществляющем социально-деловое партнерство на основе принципов сетевого взаимодействия. Одним из компонентов системы внутренней оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. В качестве инструментария мониторинга предлагается критериально-ориентированный подход к оценке качества образования.

Ключевые слова: концепция, качество образования, внешние и внутренние оценки качества, социальное партнерство, сетевое взаимодействие, образовательные стандарты.

Согласно общероссийской и региональной концепциям, система оценки качества образования должна включать внешнюю и внутреннюю оценки, которые имеют свои объекты. Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса:

- обучающиеся (учащиеся, студенты);

- обучающие (учителя, преподаватели);

- ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое) [1; 2]. Применительно к образовательной организации одним из объектов внутренней оценки качества образования являются индивидуальные достижения обучающихся. Остановимся на системе вну-

тренней оценки качества профессионального обучения в Карталинском многоотраслевом техникуме (далее — КМТ), рассмотрев индивидуальные достижения обучающихся.

Профессиональное образование в КМТ реализуется в условиях социального партнерства:

- с бизнес-сообществами (ООО «Аннен-ское», ООО «Агро-Ввек», ООО «Каменское», ООО «Агрофирма "Циркон"», ООО «Нива», ООО «ГАМА Урал» — пос. Южно-Степной, ООО СП «Агрофирма "Заря"», ООО «Варшавское», ООО «Совхоз Брединский», ООО «Вар-наагросервис»);

- с предприятиями (ремонтным локомотивным депо, эксплуатационным локомотивным

депо, ремонтным вагонным депо, НОД-ВОД. ШЧ-8, ПЧ-14, ДС — ст. Карталы-1, НГЧВВ, ЭЧ-7, ПМС-36);

- с организациями (центром занятости населения г. Карталы, управлением сельского хозяйства, районным отделом культуры, городским краеведческим музеем, городским советом ветеранов локальных войн, комитетом по делам молодежи и спорта, администрацией ЗАТО Локомотивный, Новокаолиновым сельсоветом, коопхозом «Снежный», городским отделом образования — СОШ № 1, СОШ № 3, СОШ № 17, СОШ № 31, СОШ № 45, СОШ № 131, школой искусств, центром дополнительного образования для детей) [3].

Исходя из того что одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация новых подходов к образовательному процессу, в том числе к развитию всестороннего партнерства, изменились и социальные требования к подготовке выпускников. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего кадрового обеспечения, специальных учебных кабинетов и технических средств обучения, что не всегда можно обеспечить в пределах одной образовательной организации. Одним из путей решения проблемы является организация сетевого взаимодействия между техникумом, другими образовательными организациями, предприятиями города и районов, заинтересованными в подготовке необходимых кадров.

С нашей точки зрения, развитие сетевого взаимодействия является наиболее оптимальным вариантом социального партнерства, так как сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение качества профессиональной подготовки, компетентности педагогов и использование современных информационно-коммуникативных технологий [4].

Согласно Е. В. Василевской, сетевое взаимодействие в образовании —это совместная деятельность учреждений, направленная на повышение качества образовательной деятельности и заключающаяся в обмене опытом, совместной разработке и использовании информационных, инновационно-методических, материальных и кадровых ресурсов, что позволяет совместными усилиями подготовить специалиста с тем набором знаний, умений и личных качеств, которые нужны в конкретной отрасли, в конкретной профессии и даже конкретному работодателю [5].

Одной из особенностей сетевого взаимодействия является установление партнерских отношений не только с образовательными организациями, но и с предприятиями, оказывающими образовательные услуги.

Карталинским многоотраслевым техникумом, имеющим два отделения в г. Карталы и четыре отделения (филиала) в Варненском, Брединском и Карталинском районах, партнерство по типу сетевого взаимодействия осуществляется во всех отделениях, кроме Бре-динского, которое реализует взаимодействие с партнерами как со стажировочными площадками. В этих условиях проблема оценки качества образования особенно актуальна.

Создание внутренней системы оценки качества профессионального образования включает, с нашей точки зрения, необходимость решения следующих задач:

1) создание системы получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с ФГОС;

2) формирование модели организации системы внутренней оценки качества профессионального обучения;

3) определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки;

4) организация педагогического мониторинга и использование его как неотъемлемый инструмент управления качеством образования на уровне образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия с бизнес-сообществами, предприятиями, организациями.

Остановимся на реализации каждого пункта в решении этой задачи.

1. Проблемы информационного обеспечения внутренней экспертизы (внутреннего контроля) в техникуме чрезвычайно актуальны.

Без правильного понимания информации вообще и педагогической в частности, без знания возможностей ее использования в управлении ПОО трудно осуществить эффективное управление образованием.

Цель традиционной образовательной системы — качественные знания, умения и навыки, что и является объективным показателем результатов работы ПОО. Для получения информации о состоянии качества образования в техникуме сегодня недостаточно использовать только нормативные подходы и традиционные методы сбора информации (наблюдение и анализ учебных занятий, изучение документации, беседы с обучающимися и педагогам).

Новый стандарт задает иной формат управления качеством образования, в котором задается

и новый вектор управления — ориентация на достижение планируемых результатов образования (личностных, предметных и метапредметных).

2. Модель организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) включает ряд блоков (рис. 1). Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования (в частности,

качество профессионального обучения) и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: координационный совет, научно-методический совет системы оценки качества образования, методические советы отделений, включая цикловые комиссии, группы педагогических работников, в том числе педагогов-производственников.

База в системе ВСОКО

Создание единого информационно-образовательного пространства

Согласование оценочных критериев

Определение периодичности и сроков и направлений ВСОКО

Участие в электронной информационно-телекоммуникационной системе

Создание системы

информирования

общественности

Документирование процедур

осуществления ВСОКО

Единое (сетевое) образовательное пространство

Процедуры и инструментарий

Процедуры

контроля

(на основе

критериально-

ориентированного

подхода)

Процедуры

оценки качества

образования

(на основе

критериально-

ориентированного

подхода)

Рис. 1. Модель системы внутренней оценки качества образования в КМТ

В координационный совет входят: администрация техникума, руководители организаций-партнеров (на условиях сетевого взаимодействия).

Координационный совет: выдвигает идеи, цели, определяет виды и сроки деловых (договорных) отношений с партнерами; принимает решения; формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО и приложений к ним; утверждает приказы директора и контролирует их исполнение; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (ана-

лиз работы техникума за учебный год, публичный доклад директора техникума); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

Научно-методический совет системы оценки качества образования: разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования техникума; участвует в этих мероприятиях; разрабатывает систему мониторинга качества образования в техникуме; осуществляет сбор, обработку, хранение

и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне техникума; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на областной и региональный уровни системы оценки качества образования; обеспечивает оценку индивидуальных достижений при ведущей роли объединений работодателей и на основе профессиональных стандартов; проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формирует предложения по их совершенствованию; готовит предложения для координационного совета по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне техникума.

Методические советы отделений и предметно-цикловые комиссии: обеспечивают на основе образовательной программы проведение в техникуме контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; участвуют в разработке методики оценки качества образования, в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития техникума, в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; обеспечивают условия для подготовки работников техникума и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.

Группы педагогических работников, в том числе педагогов-производственников: участвуют в работе постоянно действующего научно-методического семинара по внедрению новых педагогических технологий, технологий

ВСОКО, технологий мониторинга качества образования; оценивают результаты деятельности обучающихся (студентов), проводят исследования по формированию профессиональных компетенций обучающихся; осуществляют мониторинг индивидуальных достижений студентов; передают отчеты в методические советы отделений.

3. В современной образовательной организации возникла необходимость создания системы таких показателей оценки, которые позволят не только определить, но и обеспечить качество образования в контексте современных требований к профессиональной подготовке. Оптимальное решение этой задачи возможно при использовании критериально-ориентированного подхода к оценке деятельности образовательной организации и всех ее компонентов [6].

Основными критериями качества профессиональной подготовки являются профессиональные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся в ходе освоения профессионального модуля. Оценка в баллах выставляется в соответствии со следующими показателями: компетенция не проявлена — 0 баллов; проявлена частично — 1 балл; проявлена полностью — 2 балла. Так, например, результатом освоения профессионального модуля специальности 110809 Механизация сельского хозяйства является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями (табл. 1; рис. 2) [7].

Таблица 1

Оценка проявления компетенций

Код Наименование результата обучения Показатели критерия Оценка

(критерии оценки качества) в баллах*

ПК 1 Выполнять регулировку узлов, Компетенция не проявлена 0

систем и механизмов двигателя Проявлена частично 1

и приборов электрооборудования Проявлена полностью 2

ПК 2 Подготавливать Компетенция не проявлена 0

почвообрабатывающие машины Проявлена частично 1

Проявлена полностью 2

* Примечание.

Уровни сформированности компетенций: 0 баллов — низкий; 1 балл — допустимый; 2 балла — оптимальный.

Проставленные баллы позволят судить об и ПК заносится в индивидуальную именную уровне сформированности компетенций. За- карту сформированности компетенций сту-ключение об уровне сформированности ОК дента.

Карта сформированности компетенций

Ф. И. О._

Специальность_

Дата поступления в образовательную организацию_

Наименование компетенции Уровень сформированности компетенции (можно в баллах)

при поступлении первый год обучения (входная диагностика) второй год обучения (промежуточная диагностика) третий год обучения (итоговая диагностика)

Рис. 2. Карта сформированности компетенций

4. При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели, используемые в системе оценки качества образования.

В техникуме разработана система, в соответствии с которой мониторинги различаются: по целям обучения; по этапам обучения (входной, промежуточный и итоговый); по временной зависимости (ретроспективный, текущий, опережающий); по частоте процедур (периодический); по охвату объекта наблюдения (локальный); по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный); по формам объект-субъектных отношений (внутренний и внешний). Одной из основных задач монито-

ринга качества является мониторинг индивидуальных достижений обучающихся.

Разработаны модель оценки индивидуальных достижений обучающихся (рис. 3), методика оценки индивидуальных достижений с учетом специфики профессионального образования; созданы контрольно-измерительные материалы на основе компетентностного подхода по всем направлениям подготовки с учетом требований государственных образовательных стандартов третьего поколения, создана инфраструктура, обеспечивающая оценку индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли работодателей и на основе профессиональных стандартов.

Рис. 3. Оценка индивидуальных достижений обучающихся

Для повышения эффективности оценки образовательных достижений, стимулирующей развитие обучающихся, обеспечивающей индивидуализацию учебного процесса, а также объективную оценку деятельности преподавателей и образовательных учреждений, создана система оценки образовательных достижений обучающихся, учитывающая динамику их развития. Она включает создание системы мониторинга образовательных достижений обучающихся на основе единых методологических подходов для регулярного проведения оценочных процедур, от стартовой диагностики до определения индивидуального прогресса обучающихся.

С первого дня после поступления в техникум проводится педагогический мониторинг образовательных достижений обучающихся, студентов. Это мониторинг качественного состава абитуриентов, который характеризуется анализом результатов основного общего, среднего (полного) общего образования (средний балл по аттестату); сдачи вступительных экзаменов; социологического опроса, направленного на выявление мотивации абитуриентов к получению профессионального образования; социального и материального положения

поступающих (количество поступивших абитуриентов из малообеспеченных, неполных семей, количество абитуриентов — сирот и инвалидов).

В течение всего срока обучения проводится мониторинг качества подготовки специалистов, который предполагает анализ результатов: текущей успеваемости, контрольного тестирования в ходе промежуточной и итоговой аттестации; государственных экзаменов; защиты выпускных квалификационных работ; социологического опроса выпускников о качестве их подготовки; экспертизы качества подготовки выпускников; социологического опроса преподавателей о качестве подготовки выпускников.

Ниже приведен пример мониторинга формирования компетенций согласно рабочей программе профессионального модуля, которая входит в состав основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» [8].

Наименование компетенции Уровень сформированности компетенции (можно в баллах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при поступлении; в первый год обучения (входная диагностика) во второй год обучения (промежуточная диагностика) в третий год обучения (итоговая диагностика)

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства 0 1 2

Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве 0 1 1

Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм 1 2 1

Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания 1 2 2

Рис. 4. Образец карты сформированности компетенций в соответствии с рабочей программой

профессионального модуля

Карта сформированности компетенций

Ф. И. О._

Специальность_

Дата поступления в образовательную организацию_

Так, результатом освоения профессионального модуля в приведенном примере является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, определенными ФГОС СПО-3.

Важным направлением СОКО является разработка организационно-методического инструментария и нормативного обеспечения, позволяющего фиксировать и оценивать как учебную, так и внеучебную активность обучающихся и студентов (портфолио).

Портфолио

Обучающегося группы_

Ф. И. О._

Учет и уровень сформированности общих компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Уровень сформированности компетенций**

ОК 2. ОК 3. ОК 6. ОК 7. ОК 8.

Организация Применение Совершен- Умение готовить Применение

Практические задания* собственной методов ствование к работе произ- профессио-

деятельности, и способов навыков водственное нальных

поиск решения совместной помещение навыков при

способов поставленных работы и поддерживать исполнении

достижения задач в коллективе его санитарное воинской

цели состояние обязанности

П/З № 1 2

П/З № 2 2 2

П/З № 3 2

П/З № 4

П/З № 5 2 1

П/З № 6 1

П/З № 7 2 2

П/З № 8 2

П/З № 9 2

П/З № 10 2 1 2

Конкурс «Защита 2 2 2

своей профессии»

Рис. 5. Образец портфолио обучающихся и студентов

Примечания.

* Названия практических заданий:

- П/З № 1 — «Строевые приемы и движения без оружия»;

- П/З № 2 — «Метание противотанковой гранаты; соревнования по военно-прикладным видам спорта»;

- П/З № 3 — «Выполнение нормативов "Бег, 100 и 3000 м"; соревнования по пожарно-прикладным видам»;

- П/З № 4 — «Выполнение стрелковых тренировок в пневматическом тире»;

- П/З № 5 — «Действия солдата в обороне»;

- П/З № 6 — «Огневая подготовка; разборка, сборка АК»;

- П/З № 7 — выполнение нормативов: № 1 «Газы», № 2 «Респиратор надеть», № 3 «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы», № 4 «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы»;

- П/З № 8 — «Выполнение приемов реанимации на манекене»;

- П/З № 9 — «Способы временной остановки кровотечения и обработки ран»;

- П/З № 10 — «Эвакуация при пожаре и ЧС». ** Уровень сформированности компетенций:

- 0 баллов — низкий;

- 1 балл — допустимый;

- 2 балла — оптимальный.

В концепции общероссийской системы оценки качества образования подчеркивается, что качество образования — это степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям. Исходя из этой кон-

Библиографический список

цепции основным критерием качества образования мы считаем соответствие полученных показателей требованиям государственного стандарта образования с учетом ожидаемых (прогнозируемых) показателей, которые определяются в ходе осуществления педагогической диагностики.

1. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 2148-р]. — Режим доступа : http://base.garant.rU/70265348/#block_1000.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области [Электронный ресурс] : [приказ МОиН Челябинской обл. от 28.03.2013 г. № 03/961]. — Режим доступа : http://rcokio-chel.ru/pics/docs/58filename.pdf.

3. Программа эксперимента по теме «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и предприятий агропромышленного комплекса как условие формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов сельского хозяйства» [Текст]. — Челябинск, 2013. — 24 с.

4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.10.2009 г. № 370]. — Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/1560.

5. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.10 2009 г. № 389]. — Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/12072025/#1000.

6. Серкова, Г. Г. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений : современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — Челябинск, 2012. — № 2(02). — С. 62-67.

7. Василевская, Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Василевская. — М., 2004. — 217 с.

8. Багина, С. Н. Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. Н. Багина. — Режим доступа : http://festival.1september.ru/.

9. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адам-ский. — Режим доступа : http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm.

УДК 331/377 Т. И. Петрова, зав. отделением Аргаяшского

аграрного техникума (ААТ), Челябинская обл., с. Аргаяш, e-mail: tatiana_7021@mail.ru Т. А. Грабницкая, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ГБОУ ДПО ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: chelirpo@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены особенности использования системного подхода к управлению мотивацией труда педагогических работников. Комплексное применение предлагаемой внутриоргани-зационной системы позволит рационально использовать как материальные, так и нематериальные способы управления мотивацией труда педагогических работников с разным стажем работы в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.