Научная статья на тему 'Практический опыт совершенствования муниципальной системы оценки качества образования как компонента региональной системы оценки качества образования'

Практический опыт совершенствования муниципальной системы оценки качества образования как компонента региональной системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНВАРИАНТНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попинако С.Л., Вшивцева Л.А.

В статье представлен практический опыт совершенствования муниципальной и внутренних систем оценки качества образования Кыштымского городского округа в рамках развития Региональной системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попинако С.Л., Вшивцева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практический опыт совершенствования муниципальной системы оценки качества образования как компонента региональной системы оценки качества образования»

" КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен практический опыт качества ооразования в части структуры и совершенствования муниципальной и внут- содержания образовательных программ ренних систем оценки качества образования дошкольного, начального общего, основного Кыштымского городского округа в рамках общего, среднего общего образования и развития Региональной системы оценки дополнительных общеразвивающих про-качества образования. грамм; условий их реализации; результатов

освоения обучающимися программ. Ключевые слова: региональная система Цель МСОКО Кыштымского городского оценки качества образования, муниципальная округа: обеспечение применения региональ-система оценки качества образования, внут- ных механизмов оценки качества образования ренняя система оценки качества образования, для формирования востребованной информа-инвариантные процедуры оценки качества ционной основы управления качеством обра-образования, вариативные процедуры оценки зования.

качества образования. Анализ сформированное™ компонентов

МСОКО показал, что наиболее разработанным В условиях формирования системы оценки является процессуальный компонент в части качества образования Челябинской области наличия муниципальных процедур оценки актуальными задачами для каждого органа качества результатов освоения образователь-местного самоуправления, осуществляющего ных программ и условий их реализации, управление в сфере образования, выступают Локальные акты, регламентирующие данные совершенствование муниципальной системы процедуры, были представлены в Первичный оценки качества образования, поиск эффектив- региональный банк материалов МСОКО в ных механизмов «встраивания» такой системы рамках работы образовательной агломерации в единое «оценочное пространство» региона, а Челябинской области [3]. также формирование практики принятия В соответствии с региональной системой управленческих решений по результатам оценки качества образования усовершенство-оценочных процедур, ваны следующие нормативные локальные

В контексте результативности региональ- акты: Положение о муниципальной системе ной системы оценки качества образования [2] оценки качества общего образования, Положе-управление качеством образования по резуль- ние об аттестации руководителей образова-татам оценочных процедур, на основе разрабо- тельных организаций. Подверглись корректи-танных механизмов интерпретации результа- ровке такие разделы годового Плана работы тов, а также форм предъявления обществен- Управления по делам образования, как тделегго-ности и руководству муниципалитета достиг- латание, контрольно-инспекционная деятель-нутого уровня качества образования является ность, введен новый раздел - циклограмма эффективным способом современного менед- оценки качества образования, жмента в образовании. В соответствии с региональной моделью

Муниципальная система оценки качества оценки качества образования в МСОКО образования (МСОКО) округа как сегмент представлены постоянные и периодические региональной системы представляет собой процедуры. Функционирование федеральных совокупность компонентов, обеспечивающих и региональных информационных систем на единой информационной основе оценку обеспечено во всех образовательных организа-

циях. К настоящему моменту задачей перед управлением по делам образования являлось обеспечение реализации информационных систем через постоянное обновление электронных банков данных по различным направлениям деятельности системы образования.

Интерпретация полученных данных, формирование информационно-

управленческой культуры является одним из перспективных направлений совершенствования МСОКО в рамках формирования информационной политики Челябинской области.

Предусмотрены периодические процедуры, как инвариантные, так и вариативные. Ежегодно в рамках МСОКО анализируются и публикуются результаты инвариантных процедур -статистика аттестации педагогических и руководящих работников: исследования качества индивидуальных достижений обучающихся, итоги государственного контроля (надзора) в образовательных организациях.

Вариативные процедуры оценки качества образования обеспечивают соответствие региональным особенностям и социальному заказу муниципальной системе общего образования Кыштымского городского округа. Важно, при определении данных процедур не дублировать инвариантные, а обеспечить системный охват объектов оценкой качества, предваряя, федеральные и региональные мониторинга, например, муниципальные контрольные работы в Зклассах по русскому языку и математике позволяют высветить проблемы освоения программы до выполнения ВТТР в 4 классе, муниципальные контрольные в 8 классах проводим, исходя из проблемного анализа результатов ГИА по выбору в 9 классах, например, в 2018 - информатика и химия, в 2019 - физика.

Оценить материально-технические условия реализации образовательных программ, динамику развития методических, информационных, финансовых условий позволяет ежегодный конкурс учебных кабинетов. Учебные кабинеты оцениваются на соответствие современным требованиям. Определены лучшие предметные кабинеты: технологии в МОУ СОШ № 3, математики, информатики и

физики в школе № 2, химии в МОУ СОШ № 1 и 13.

Конкурсы на муниципальном уровне научно-методических разработок по актуальным направлениям, профессионального мастерства молодых педагогов «Лучшее учебное занятия», «Педагог года» создают возможность оценить кадровые условия образовательных организаций, реализующих как общее образование, так и дополнительное.

Конкурсы программ курсов внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, программ психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности - это процедуры оценки реализуемых образовательных программ через их составляющие,

В рамках внутренних систем оценки качества дошкольного образования детские сады округа два раза в год проводят Дни открытых дверей, организуя различные образовательные мероприятия, что позволяет не только оценить промежуточные и итоговые результаты образовательной работы в ДОУ, но и представить их общественности. В эти дни представлена возможность оценить характер взаимодействия сотрудников с детьми, психолого-педагогические условия для реализации основной образовательной программы, педагогический процесс, освоение детьми содержания основной образовательной программы и т.д. Значимой процедурой оценки качества дошкольного образования в нашем муниципалитете стал традиционно проводимый фестиваль детского творчества «Весенняя фантазия», который позволяет продемонстрировать достижения дошкольников в художественно -эстетическом направлении.

В практику применения муниципальных процедур оценки качества образования во внутренних системах организаций прочно вошли олимпиады. В Кынггымском городском округе олимпиадное движение существует на всех уровнях образования. На уровне дошкольного образования ежегодно проводится олимпиада «Шаг в будущее», на уровне начального общего образования — олимпиады по четырем предметам, на уровне основного общего

образования введены муниципальные олимпиады по избирательному праву, информатике, и,

безусловно, проводятся школьные и муниципальные этапы областных и всероссийских олимпиад. Созданная система муниципальных процедур для проявления и оценки интеллектуальных способностей, обучающихся позволяет ежегодно демонстрировать высокие результаты, как в дистанционных, так и в очных этапах областных и всероссийских олимпиад.

В муниципалитете создаются условия для достижения обучающимися личностных результатов. Апробированы и успешно применяются такие процедуры, как конкурс на лучшее знание государственной символики, научно-практическая конференция, конкурс исследовательских работ «Отечество», проектов «Мое открытие», реферативных работ «Хочу все знать», Ученик года, Триумф, фестиваль «Россия - наш общий дом». Третий год проводится Конкурс социальных проектов «Измени свой город к лучшему» с целью творческого применения школьниками своих знаний и умений при разработке индивидуальных идей по развитию среды родного города. Это вариативные процедуры оценки достижения личностных и метапредметных результатов кыштымских школьников. Необходимо отметить, что многие оценочные процедуры, от инструментария до проектов распорядительных документов, готовят и проводят учреждения дополнительного образования округа.

В каждой образовательной организации в соответствии с муниципальной системой в рамках ВСОКО проводятся институциональные этапы перечисленных конкурсов, внутренний аудит освоения программ. В целях научно-методического сопровождения формирования ВСОКО были проведены совещания с руководителями образовательных организаций, семинары, мастер-классы с заместителями руководителей. Особое значение в становлении муниципальной и внутренних систем оценки качества имеет профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников.

Широкий спектр модульных курсов, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, позволяет организовать адресное повышение квалификации через курсовую подготовку, как работников образовательных организаций, так и управления по делам образования. Наиболее востребованы курсы управления качеством образования, информационные системы в управлении образовательной организацией, аттестация педработников.

От 90 до 100% специалистов управления и руководящих работников образовательных организаций изучали как минимум один модуль, есть и те, кто прошел подготовку по трем-четырем модулям.

Позитивным стал опыт взаимодействия муниципальной системы образования с ГБУ ДПО РЦОКИО по выстраиванию системы оценки качества образования в муниципалитете. Значимую роль в становлении МСОКО Кыштыма имеет работа в межмуниципальных проектных группах в рамках образовательной агломерации Челябинской области по совершенствованию МСОКО [4]. В текущем году, кроме специалистов управления, к работе подключена МОУ «СОШ № 13». Работой одной из межмуниципальных проектных групп, включающей 13 муниципалитетов, руководит начальник отдела информатизации Управления по делам образования Александр Фларитович Зубаиров.

В муниципальной системе Кыштыма применены продукты, разработанные межмуниципальными группами. Это структура модельных положений, распорядительных актов, циклограммы, методические разработки по сопровождению оценки качества образования.

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом для создания и разработки оценочных процедур в рамках МСОКО и ВСОКО. Образовательные учреждения, которые владеют достаточным методическим, организационным опытом инновационной деятельности участвуют в разработке нового методического продукта, делятся опытом своей работы в рамках региональных инновационных площадок. Эффек-

тивным взаимодействием с ГБУ ДГЮ РЦОКИО является работа опорных площадок [5].

Управление по делам образования администрации Кыштымскош городского округа является проектной площадкой ГБУ ДПО РЦОКИО по формированию муниципальной системы внедрения автоматизированных систем и защиты информации [6]. Было проведено пилотное внедрение единого формата проведения мониторинга системы образова-Д апробация раб!в федеральной иифор-мационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

МОУ «СОШ № 1», проводит работу по направлению «Нормативно-правовое обеспечение процесса перехода на электронный вариант журнала успеваемости с использованием автоматизированной системы «Образование Челябинской области». Разработан пакет документов, по процедуре перехода на ведение электронного журнала успеваемости обучающихся в части решения организационно-методических, технических вопросов, связанных с подготовкой кадров и совершенствованием материально-технической базы. Результат работы представлен на II межрегиональной научно-практической конференции. Сегодня школа № 1 реализует проект «Организационно-методическое обеспечение функционирования информационных систем в общеобразовательной организации с использованием автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области».

В 2018 году с целью регламентации работы с информационными системами в рамках функционирования АИС «Образование Челябинской области» Кыштымская вечерняя школа стала опорной площадкой по теме «Разработка типовых локальных документов, регламентирующих процедуру перехода 00 на электронный журнал успеваемости». Основным продуктом работы площадки стало описание технологических аспектов процедуры перехода на ведение электронных журналов в школах, реализующих образовательные программы в очно-заочной форме. Материалы

включены в методические рекомендации. В 2019 году МОУ «KBIII» продолжает сотрудничество с РЦОКИО по теме «Механизм учета детей, осваивающих образовательные программы в форме заочного обучения с использованием АИС «Образование».

Образовательные учреждения Кыштыма сотрудничают с РЦОКИО и по вопросам оценки качества образования.

МОУ «СОШ № 2» является опорной площадкой по теме «Разработка критериев оценивания метапредметных результатов обучающихся основного общего образования в рамках индивидуального проекта». Творческой группой школы при методической и консультативной поддержке специалистов РЦОКИО разработан и апробирован Комплект контрольно-оценочных материалов для итоговой оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Результат сотрудничества был представлен tía III Межрегиональной научно-практической конференции, в методических рекомендациях и в статье. Для заместителей руководителей и педагогов школ округа был проведен семинар по теме площадки.

МОУ «СОШ № 10» выполняла работу по теме «Процессуальные аспекты моделирования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательной организации». Итоги работы были представлены на II межрегиональной научно-практической

конференции, сборниках РЦОКИО опубликована модель ВСОКО школы, статья по теме площадки.

Определяющим фактором в развитие региональной системы оценки качества образования является развитие основных направлений информатизации управления качеством образования. Информатизация управлением качеством образования определяют сегодня содержание информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области. Отдельные позиции закреплены в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, которая направлена на

обеспечение эффективного функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области, обеспечивающей конструктивное взаимодействие ее пользователей (органов управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) при принятии компетентных управленческих решений, направленных на обеспечение качества образования в регионе [1].

МОУ «СОШ № 13» получила статус региональной инновационной площадки и совместно с РЦОКИО реализует проект «Формирование информационной политики системы образования Челябинской области в части проектирования интеграции информационных систем в образовательной организации».

Опыт работы школ - инновационных площадок представляется в рамках муниципальных педагогических конференций, методических дней.

Участие в конкурсах регионального уровня - показатель высоких достижений образовательных организаций.

Научно-методическое сопровождение специалистов РЦОКИО МОУ «СОШ № 3», МОУ «СОШ № 10» в рамках работы опорных площадок позволило описать ВСОКО и представить в 2017 году в региональном конкурсе в номинации ВСОКО общеобразовательных организаций, где МОУ СОШ №10 стала победителем. Опыт школ был представлен педагогическому сообществу на августовской конференции, механизм функционирования внутренней системы школы № 10 был изучен на совещании руководителей и их заместителей.

В 2018 году еще три школы описали ВСОКО. МОУ «КНШ д/с № 14» став победителем муниципального конкурса ВСОКО, стала призером в региональном конкурсе в номинации ВСОКО общеобразовательных организаций.

Актуальным для нашего муниципалитета остается разработка и описание моделей внутренних систем оценки качества образова-

ния дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.

Необходимо отметить, что экспертами в региональном конкурсе систем оценки качества образования работали и представители Кыштымского городского округа. Экспертиза ВСОКО организаций других муниципалитетов позволяет кыпггымским специалистам осуществлять более детальное сопровождение формирования МСОКО.

Результативность управления качеством образования измеряется показателями функционирования МСОКО. В первую очередь, мы учитываем показатели мониторинга системы образования. Мониторинг государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования неотъемлемая составляющая показателей результативности МСОКО. Новые возможности мониторинга качества подготовки обучающихся появились с началом проведения всероссийских проверочных работ, которые являются стандартизированным инструментом оценки качества образования, а также региональных исследований качества образования в части достижения метапредметных результатов. Данные мониторинга позволяют составить полную картину реализации ФГОС 00.

Например, анализ на региональном уровне выполнения в 2018 году проектов обучающимися 7 классов и комплексных работ четвероклассниками выявил недостаточное количество программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования в школах округа, направленных на формирование метапредметных результатов. В план работы на 2018-2019 учебный год были включены вопросы контроля и методической работы по данному направлению, а также продолжается работа по лицензированию дополнительного образования в школах.

Результаты качества выполнения ВНР обучающимися 4 классов в целом соответствуют средним показателям по России и Челябинской области. Результаты обучающихся 5, 6, 7 классов намного ниже средних показателей по

России и региону. В связи, с чем в контрольно-инспекционную деятельность муниципальной системы оценки качества образования в 2019 году включен анализ реализации внутренних систем оценки качества образования школ, в том числе контроль за состоянием преподавания.

Важной особенностью МСОКО является ее адресность, направленность на снятие профессиональных затруднений педагогов. В Кыш-тымском городском округе на основе процедур оценки качества образования определены школы с низкими образовательными результатами, требующие поддержки. Для этого в муниципалитете существует практика сотрудничества школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях со школами-лидерами. Разработаны программы межсетевого взаимодействия. Примерами такого взаимодействия являются школы МОУ «СОШ № 1» и МОУ «ООШ № 11», МОУ «COIII № 13» и МОУ «QO Ш № 8».

Инструментом управления качеством образования являются показатели независимой оценки. По итогам 2017 г. в Кыштымском городском округе оценивалось 20 образовательных организаций, в 2018—пять.

Высокий рейтинг у всех учреждений дополнительного образования, у дошкольных образовательных учреждений № 1, № 20, № 8, № 5, школ № 1, № 5, № 2.

По итогам рейтинга руководителям даны рекомендации по приведению официальных сайтов в соответствие с нормативными документами, наполнению содержания сайтов необходимой информацией для потребителей образовательных услуг; активизации работы родительской общественности по выражению мнения о качестве предоставляемых услуг через анонимное анкетирование.

Ежегодная организация анонимного анкетирования, размещенного tía сайтах ОО, обеспечение достаточного количества респондентов, анализ результатов на муниципальном уровне — одно из необходимых направлений совершенствования МСОКО.

Таким образом, основа муниципальной системы оценки качества образования Кыш-

тымского городского округа строится в соответствии с региональной системой на следующих группах источников данных: результаты федеральных и региональные мониторинговых исследований качества образования, государственной итоговой аттестации, вариативных процедур оценки качества образования; данные о качестве образования из ведомственных источников, а также собранные в ходе специально проводимых опросов, в том числе, удовлетворенность выпускников, родителей, обучающихся образовательной деятельностью и результатами образования.

Результатом внедрения формируемой нами модели должно стать создание такой системы оценки качества образования на муниципальном уровне, которое обеспечит условия для формирования новой культуры оценки и мониторинга в образовании, новых подходов в области управления образованием и, как следствие, повышение эффективности деятельности образовательных организаций и оптимальные условия достижения современного качества образования.

Список литературы

1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669). - Челябинск, РЦОКИО. - 2018.-57с. -URL: https://rcokio.ru/iiles/upload/oib/concept. pdf

2. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (утверждена Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016) / Министерство образования и науки Челябинской области. - Челябинск : РЦОКИО, 2017.-46 с.

3. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки

качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / под ред. Е.А. Тюриной — Челябинск: РЦОКИО, 2017.-163 с.

4. Об утверждении перечня и составов межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации но развитию региональной системы оценки качества образования на 2019 год : приказ М-ва образования и науки Челябинской области от 05.04.2019 г. № 01/1213 - URL: обращения: 12.09.2019)

5. О заключении в 2019 году договоров и дополнительных соглашений к договорам с образовательными организациями - опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО: приказ ГБУ ДПО РЦОКИО от 28.03.2019 г. № 212-ОД -: URL: https://rcokio.ru/opornye-ploschadki/ -(дата обращения: 14.09.2019).

6. Реестр проектных площадок — URL: https://rcokio.ru/ files/pages/Reestr_proektnuch_ ploshshadok_2019.pdf - (дата обращения: 14.09.2019)

References

1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g, № 03/3669). - Chelyabinsk, RTSOKIO. - 2018.57 s. - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/ concept.pdf (data obrashcheniya: 14.09.2019).

2. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (utverzhdena Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016) / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk : RTSOKIO,2017.-46s.

3. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya,

obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu

munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / pod red. E.A. Tyurinoy -Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -163 s.

4. Ob utverzhdenii perechnya i sostavov mezhmunitsipal'nyh proektnyh grupp v ramkah obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya na 2019 god : prikaz M-va obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 05.04.2019 g. № 01/1213 - URL: https://rcokio.ru/4dmp/novosti/perechen-i-sostav-mezhmunitsipalnyh-proektnyh-grupp-v-ramkah-obrazovat/ (data obrashcheniya: 12.09.2019)

5. О zaklyuchenii v 2019 godu dogovorov i dopolnitel'nyh soglasheniy k dogovoram s obrazovatel'nymi organizatsiyami - opornymi ploshchadkami GBU DPO RTSOKIO»: prikaz GBUDPO RTSOKIO ot 28.03.2019 g. № 212-OD -: URL: https://rcokio.ru/opornye-ploschadki/ -(data obrashcheniya: 14.09.2019).

6. Reestr proektnyh ploshchadok - URL: https://rcokio.ru/ files/pages/Reestr_proektnuch_ ploshshadok_2019.pdf - (data obrashcheniya: 14.09.2019)

Сведения об авторах

Попинако Светлана Павловна — начальник Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, Челябинская обл., г. Кыштым.

Вшивцева Лариса Алексеевна - методист Управления по делам образования администрации Кыштымского городского округа, Челябинска я обл., г. Кыштым

Information about authors

Popinako S.P. - Head of Administration in Education of Administration of Kyshtymsky Urban District of the Chelyabinsk Region, Kyshtym

Vshivtseva L.A. - Methodologist of Administration in Education of Administration of Kyshtymsky Urban District of the Chelyabinsk Region, Kyshtym

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.