Научная статья на тему 'Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования как механизм внутренней оценки качества образования'

Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования как механизм внутренней оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Степанова Ирина Юрьевна

Отражены нормативно-правовые аспекты внутренней системы оценки качества в обра-зовательных организациях. Представлено возможное содержание внутренней системы оценки качества образования в учреждении, реализующем программы дополнительного профессионального образования. Рассмот-рены процедуры и инструментарий внутрен-ней оценки качества образования, обеспечи-вающие оценку качества условий реализа-ции программ дополнительного профессио-нального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Степанова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования как механизм внутренней оценки качества образования»

УДК 378.091.398

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А. Солодкова, И.Ю. Степанова

Отражены нормативно-правовые аспекты внутренней системы оценки качества в образовательных организациях. Представлено возможное содержание внутренней системы оценки качества образования в учреждении, реализующем программы дополнительного профессионального образования. Рассмотрены процедуры и инструментарий внутренней оценки качества образования, обеспечивающие оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образования, инструментарий внутренней системы оценки качества

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного общества является повышение качества жизни, в котором образование играет важную формирующую роль. Качество образования становится предметом особого внимания, прежде всего, со стороны государства. Об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых и концептуальных документов, определяющих суть и значимость этого понятия, так Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования (п.29 ст.2) (далее - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень

достижения планируемых результатов образовательной программы» [5].

В федеральной целевой программе развития образования (далее - Программа) на 2016-2020 годы четко прописаны задачи, направленные на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» [2]. В рамках выполнения задачи 5 «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» «будет обеспечено формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки». Вместе с этим, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначен сущностный характер процесса управления качеством образования, заключающийся в том, что обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) является одной из компетенций образовательной организации [5]. Важно отметить, что ВСОКО необходимо рассматривать с двух позиций: «как констатирующий непрерывный контроль (оценку) качества образования с целью определения уровня его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования; как динамичную единую систему диагностических и оценочных процедур, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования» [3, с.21] в условиях постоянно меняющегося законодательства.

Необходимо подчеркнуть, что и органи-

организации дополнительного профессионального образования как «часть общенациональной инфраструктуры системы оценки качества образования, имеющей несколько уровней организации, решают задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную вертикаль, и задачи собственного уровня» [4]. Именно поэтому грамотно спроектированная ВСОКО может являться действенным механизмом повышения качества образования и конструктором принятия управленческих решений.

Нормативный подход к построению ВСОКО опирается на положения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из компетенций образовательной организации устанавливает обеспечение функционирования ВСОКО. Формирование ВСОКО в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) осуществляется на основе следующих действующих нормативных правовых документов в сфере образования:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444);

- Письмо Минобрнауки от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»;

- Письмо Минобрнауки от 07.05.2014 г. № АК- 1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»;

- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 г. № 38993);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 462 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»;

- Концепция региональной системы оценки качества образования на 2016-2020 гг. Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 20.09.2016 г. № 3/1.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Согласно Концепции внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО содержанием ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО являются механизмы, представленные на рисунке 1.

Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования

Внутренняя система оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО

Оценка качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ

Оценка качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования

Оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования

Рис. 1 - Содержание ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО

Каждый из механизмов обеспечивается определёнными процедурами, нормативно закрепленными в Концепции ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО.

В данной статье рассматриваются процедуры ВСОКО, обеспечивающие оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования. Обеспечение проведения необходимых мероприятий ВСОКО сотрудниками ГБУ ДПО РЦОКИО достигается за счет разработанного инструментария.

Каждый из механизмов обеспечивается определёнными процедурами, нормативно закрепленными в Концепции ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО.

В данной статье рассматриваются процедуры ВСОКО, обеспечивающие оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования. Обеспечение проведения необходимых мероприятий ВСОКО сотрудниками ГБУ ДПО РЦОКИО достигается за счет разработанного инструментария.

1. Отчёт о результатах самообследования ГБУ ДДО РЦОКИО.

Данный отчёт формируется ежегодно с целью обеспечения нормативных требований к информационной открытости деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО. Он включает результаты анализа показателей деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО (числовые данные) по каждому направлению и анализ результатов деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО за год:

- общие сведения о ГБУ ДПО РЦОКИО;

- условия осуществления образовательной деятельности;

- результаты образовательной деятельности;

- обеспечение качества образовательных услуг;

- социальная активность и социальное партнерство учреждения;

- научно-исследовательская и издательская деятельность;

- формы обратной связи;

- заключение, общие выводы.

2. Отчёт о реализации государственного задания.

Для формирования данного отчёта разработан регламент, отражающий направления

мониторинга, сроки его проведения, ответственных, исполнителей и результат. Среди направлений мониторинга выделены:

- формирование и обновление реестра программ повышения квалификации;

- расчет часов на выполнение государственного задания ГБУ ДПО РЦОКИО на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;

- формирование учебного плана и годового календарного графика на предстоящий календарный год;

- формирование плана-заказа на обучение педагогических и руководящих работников образовательных организаций из всех территорий по программам повышения квалификации на предстоящий календарный год;

- формирование индивидуальных планов/циклограмм педагогических работников отделов, реализующих программы повышения квалификации;

- мониторинг реализации программ повышения квалификации по каждой группе слушателей;

- анализ итогов обучения слушателей учебной группы (в отчетный период по группе);

- фиксация актуального состояния, выявление динамики контролируемых показателей.

Отчёт формируется ежеквартально и по итогам года.

3. Анализ выполнения годового календарного учебного графика ГБУ ДПО РЦОКИО.

Включает количественные показатели результатов образовательной деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО (количество групп, слушателей) за каждый месяц, квартал и год с нарастающим итогом. Данные показатели представляются по мероприятиям в рамках реализации государственного задания, мероприятиям действующей государственной программы развития образования Челябинской области, а также по реализации дополнительных профессиональных программ за счет приносящей доход деятельности.

4. Мониторинг выполнения индивидуальных планов, циклограмм педагогических и других работников.

Проводится с целью обеспечения единых

подходов к планированию деятельности структурных подразделений и работников ГБУ ДПо РЦОКИО. Форма мониторинга позволяет отразить:

- общую нагрузку педагогических и научно-педагогических работников: нормируемую (в том числе учебную; учебно-методическую и организационно-методическую; научно-исследовательскую работу) и ненор-мируемую.

- общую нагрузку работников структурных подразделений, обеспечивающих функционирование: циклические и ненормируе-мые виды работ.

Мониторинг проводится по итогам первого полугодия и года.

5. Мониторинг выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

В учреждении разработан Порядок проведения мониторинга выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

Основными задачами проведения мониторинга являются анализ условий реализации академических прав педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО на дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности и контроль исполнения работниками обязанности систематически повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.

Форма мониторинга выполнения плана-графика дополнительного профессионального образования педагогических и научно-педагогических работников ГБУ ДПО РЦО-КИО отражает:

- данные о прохождении сотрудниками повышения квалификации за последние три года (по профилю педагогической деятельности, по использованию информационных и коммуникационных технологий, в форме стажировки);

- информацию о формах предоставления результатов профессиональной деятельности работников по направлениям обучения за последние 3 года (разработка программы

повышения квалификации (учебного модуля), подготовка методических рекомендаций, проведение вебинаров для работников областной системы образования, публикации);

- перечень программ, освоенных работником с указанием их трудоемкости за текущий год (план, факт);

- объёмы израсходованных средств (план, факт);

информацию о формах предоставления результатов профессиональной деятельности работников по направлениям обучения в текущем году (разработка программы повышения квалификации (учебного модуля), подготовка методических рекомендаций, проведение вебинаров для работников областной системы образования, публикации).

6. Анализ учебно-методического комплекса дополнительных профессиональных программ.

Анализ учебно-методического комплекса дополнительных профессиональных программ (далее - УМК) осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования (обновления) УМК по программам повышения квалификации и мониторинга их сформированности. Предметом мониторинга сформированности УМК являются результаты формирования и обновления компонентов учебно-методического комплекса программ повышения квалификации. При проведении данного мониторинга заполняется карта, включающая обязательные и возможные компоненты УМК (Таблица 1).

Заполнение мониторинговых данных производится по критериям «Обязательные компоненты УМК ППК» (в соответствии с установленными требованиями) и «Дополнительные компоненты УМК ППК». Каждый из критериев представлен показателями - компонентами УМК.

При наличии показателя выставляется 1 балл, при отсутствии - 0 баллов. На основании заполненных форм определяется уровень соответствия критерию сформирован-ности «Обязательные компоненты УМК ППК»:

- 100-81% - 10-12 баллов - в полном объеме соответствует требованиям;

- 51-80 % - 7-9 баллов - не в полном объеме соответствует требованиям;

- 50 и менее % - 6 баллов и менее - частично соответствует требованиям.

Критерий сформированности «Дополнительные компоненты УПК ППК» не опреде-

ляет уровень соответствия критерию, а лишь определяет возможное пополнение УМК и носит информационно-статистический характер по каждому из показателей - компонентов УМК ППК.

№ п/п Критерии сформированности УМК ППК Компоненты УМК ППК Наличие показателя (1 балл при наличии, 0 баллов при отсутствии) Уровень соответствия критериям сфор-мированности

1. Обязательные компоненты УМК

методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ

методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы

учебно-методическое пособие

конспект лекции/презентации

программа стажировки (при наличии)

методические рекомендации по проведению итоговой аттестации

методические рекомендации по проведению текущей и промежуточной аттестации

анкета для итоговой диагностики уровня субъектной позиции слушателя

диагностические материалы для итогового контроля (вопросы, анкеты, тесты и др.).

учебные кейсы

справочные издания

научная литература

2. Дополнительные компоненты УМК ППК

методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы

учебно-методическое пособие

рабочая тетрадь

сборник ситуационных заданий и упражнений

методические рекомендации по проведению итоговой аттестации

конспект лекций (в том числе видеоматериалы)

презентации лекционного курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

глоссарии (словари терминов)

Таблица 1

Карта мониторинга сформированности учебно-методических комплекса программы

повышения квалификации

7. Мониторинг ведения официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО.

Мониторинг ведения официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляется ежемесячно, ежеквартально, ежегодно в соответствии с утверждённым регламентом содержательного наполнения (обновления) разделов официального сайта ГБУ ДПО РЦО-КИО. За каждым разделом/подразделом официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО закреплены ответственные за подготовку информации и её согласование, определены сроки согласования и размещение информации.

8. Мониторинг результативности достижения показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО.

Осуществляется по итогам 1 полугодия, года. Форма мониторинга включает: наименование индикативных показателей, значение индикативных показателей на год (план) для каждого отдела, результат, значение баллов по результатам достижения показателей и количество баллов. Значения индикативных показателей Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО распределяются по отделам, определяются значения каждого из показателей в баллах (от 0 до 2 баллов), а также способы документационного подтверждения достижения плановых показателей.

9. Самоанализы деятельности работников ГБУ ДПО РЦОКИО.

Заполняются сотрудниками ежемесячно по утверждённой форме. Указываются данные о проделанной работе за месяц в части обеспечения функционирования ГБУ ДПО РЦОКИО, а также о выполнении отделом индикативных показателей развития, установленных на квартал.

Данные процедуры ВСОКО являются механизмом, обеспечивающим постоянную и комплексную оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования, а в дальнейшем возможность принимать оперативные решения на тактическом уровне, «обеспечивающие ликвидацию отрицательных отклонений от планируемых и (или) желательных результатов» [1, с.9].

Список литературы

1. Коптелов, А. В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / А.В.Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28) Режим доступа: http://cyb erleninka.ru/artide/n/osobennosti-formirovaniya-vnutrenney-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-professionalnogo (дата обращения: 01.05.2017).

2. Постановление Правительства российской федерации от 23 мая 2015 г. N 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 20.04.2017).

3. Солодкова, Е. А. Нормативно-правовые аспекты содержания и организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Е. А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. -№1 Режим доступа: https://rcokio.ru/files/pages/naychn_gutnal.pdf (дата обращения: 29.04.2017).

4. Станкевич, Е. Ю. К вопросу оценки качества образования [Электронный ресурс] / Е.Ю. Станкевич // Гуманитарные научные исследования. - 2013.- № 1. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/01/2215 (дата обращения: 29.04.2017).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс (дата обращения: 04.05.2017).

References

1. Koptelov, A. V. Osobennosti formirovaniya vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovaniya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] / A.V.Koptelov // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2016. - № 3 (28) Rezhim dostupa: http://cyb erleninka.ru/article/n/osobennosti-

formi rovaniya-vnutrenney- sistemy-otsenki -kachestva-obrazovaniya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-professionalnogo (data obrash-cheniya: 01.05.2017).

2. Postanovlenie Pravitel'stva rossijskoj fed-eracii ot 23 maya 2015 g. N 497 «O federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody» [EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 20.04.2017).

3. Solodkova, E. A. Normativno-pravovye aspekty soderzhaniya i organizacii vnutrennej sistemy ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [EHlektronnyj resurs] / E. A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya. - 2016. - №1 Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/pages/naychn_gutnal.pdf (data obrashcheniya: 29.04.2017).

4. Stankevich, E. YU. K voprosu ocenki kachestva obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] / E.YU. Stankevich // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2013. - № 1. Rezhim dostupa: http://human.snauka.ru/2013/01/2215 (data obrashcheniya: 29.04.2017).

5. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»

[EHlektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 04.05.2017).

Сведения об авторах

Солодкова Екатерина Александровна

- начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДНО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Степанова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДНО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Stepanova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.