Научная статья на тему 'Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования'

Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И. Ю., Поликарпова Н. В.

В статье описано содержание внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации дополнительного профессионального образования, её механизмы и процедуры, организационные условия. Отражено описание механизмов исследований, обеспечивающих оценку качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования, условий реализации программ дополнительного профессионального образования, результатов освоения планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, оценку степени удовлетворенности качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова И. Ю., Поликарпова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования»

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ю. Степанова, Н.В. Поликарпова

В статье описано содержание внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации дополнительного профессионального образования, её механизмы и процедуры, организационные условия. Отражено описание механизмов исследований, обеспечивающих оценку качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования, условий реализации программ дополнительного профессионального образования, результатов освоения планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, оценку степени удовлетворенности качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, управление качеством дополнительных профессиональных программ, мониторинговое исследование, управление функционированием.

На протяжении нескольких лет одной из актуальных проблем современного образования, в том числе и дополнительного профессионального, является управление его качеством, а, следовательно, обеспечение конкурентоспособности образовательной организации.

Общественная востребованность качественного образования получила отражение в нормативно-правовых и концептуальных документах [5]. Так, одной из компетенций образовательной организации Федеральный закон Ф3-№273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования» [5]. Для образовательной организации отражение всей

совокупности требований к внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) является обязательным. Кроме того, «важнейшим условием повышения качества образования являются систематический контроль и анализ объективных данных о качестве обучения и подготовленности обучающихся» [1]. К тому же, «грамотно спроектированная ВСОКО может являться действенным механизмом повышения качества образования и конструктором принятия управленческих решений» [3].

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) в соответствии с перечисленными требованиями с 2016 года функционирует ВСОКО.

Нормативными документами, регламентирующими функционирование ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО являются: Концепция внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО (Концепция ВСОКО), Положение о внутренней системе оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО.

Концепция ВСОКО разработана с целью обоснования исполнения ГБУ ДПО РЦО-КИО нормативных требований к качеству дополнительного профессионального образования и его оценке, а также для обеспечения эффективного управления образовательной деятельностью ГБУ ДПО РЦОКИО по результатам анализа полученных данных [4].

Актуальность разработки Концепции ВСОКО состоит в необходимости определения интегрирующей роли ВСОКО в обеспечении эффективного управления качеством образования в ГБУ дПо РЦОКИО. Обновление требований и подходов к системе оценки качества дополнительного профес-

сионального образования, запросы потребителей образовательных услуг стали основой разработки Концепции ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО.

Основное её назначение - обоснование подходов и содержания контроля качества образования в ГБУ ДПО РЦОКИО, информационного обеспечения принятия эффективных управленческих решений. Концепция ВСОКО определяет методологические основания создания внутренней системы оценки качества образования, формулирует понятийный аппарат и принципы; цель и задачи ВСОКО, её объекты и содержание, а также описывает используемые в образовательной системе ГБУ ДПО РЦОКИО механизмы и процедуры оценки качества образования, организационную структуру управления ВСОКО.

В соответствии с утверждённой Концепцией ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО разработано и утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО (Положение о ВСОКО) [4]. Оно также определяет цели, задачи, принципы, содержание и порядок организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении.

Положение о ВСОКО разработано в соответствии с действующими нормативными правовыми документами в сфере образования и локальными нормативными актами ГБУ ДПО РЦОКИО.

Содержание ВСОКО в полной мере обеспечивает контроль качества дополнительного профессионального образования, поскольку включает все группы нормативных требований к оценке качества образования:

- оценку качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования;

- оценку качества структуры и содержания программ дополнительного профессионального образования;

- оценку качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ.

Кроме того, спецификой содержания ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО является оценка степени удовлетворённости потреби телями качеством реализуемых в ГБУ ДПО

РЦОКИО программ дополнительного профессионального образования, так как «именно удовлетворённость потребителей образовательных услуг способствует формированию их лояльности, наличию положительных рекомендаций или претензий по качеству обучения» [2].

Процессуальное обеспечение содержания ВСОКО представлено процедурами и инструментарием, отобранными с точки зрения их необходимости и достаточности, точности и операциональности.

В качестве механизма реализации ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО определена организационная структура, которая обобщает и систематизирует управленческую деятельность в части обеспечения оценки качества дополнительного профессионального образования, предусматривает характеристику предметов, субъектов, инструментария и процедур оценивания, их нормативность и периодичность, а также -направления управленческих решений по результатам мероприятий ВСОКО на всех уровнях принятия решений [4].

Согласно нормативным документам, регламентирующим функционирование ВСОКО, качество условий реализации программ дополнительного профессионального образования оценивается наличием материально-технических, кадровых,

учебно-методических условий, уровнем сформированности учебно-методического комплекса реализуемых дополнительных профессиональных программ и соответствием содержания учебно-методического комплекса направлениям развития образования.

Качество структуры и содержания дополнительных профессиональных программ оценивается уровнем их соответствия к установленным требованиям.

Качество освоения слушателями дополнительных профессиональных программ оценивается степенью соответствия планируемым результатам уровня освоения слушателями дополнительных профессиональных программ.

Удовлетворённость слушателей качеством реализуемых образовательных программ оценивается уровнем востребо-

Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования_

ванности дополнительных профессиональных программ, а также степенью удовлетворённости слушателей различными сторонами образовательного процесса ГБУ ДПО РЦОКИО.

Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО осуществляется через механизмы оценки качества образования, а реализация мероприятий ВСОКО - посредством определенных процедур оценки качества образования. В настоящий момент в ГБУ ДПО РЦОКИО разработан весь инструментарий, обеспечивающий проведение данных процедур [4].

Периодичность проведения процедур ВСОКО в ГБУ ДПО РЦОКИО определяется циклограммой, которая обеспечивает плановость, цикличность, своевременность и комплексность мероприятий ВСОКО, а также системный и систематический контроль качества образования в ГБУ ДПО РЦОКИО.

Регулярное предоставление результатов мониторинговых исследований обеспечивает своевременное принятие управленческих решений. Так, например, показатель субъектной позиции слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО по результатам проведения входной и итоговой диагностики в 2016 году соответствовал среднему уровню, в 2017 году уровень субъектной позиции слушателей -выше среднего (83,7%). Одним из факторов положительной динамики данного показателя послужило оперативное предоставление отделом обеспечения внутренней оценки качества информации о результатах проведения исследования уровня субъектной позиции слушателей по каждой учебной группе, на основании которой на уровне структурных подразделений стало возможным своевременное принятие управленческих решений начальниками отделов, реализующих программы повышения квалификации. Уровень субъектной позиции слушателей выше среднего подтверждается и результатами другой диагностики - мониторингового исследования по определению степени удовлетворённости слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО различными сторонами образовательного процесса. Данное исследование прово-

дилось в 2017 году впервые, его результаты являются стартовыми.

В целом, проводимые в ГБУ ДПО РЦОКИО мониторинговые исследования выступают объективной основой оперативного выявления проблем в образовательной деятельности и обеспечивают принятие адекватных управленческих решений по улучшению ситуации, а в отдельных случаях -по поддержке и усилению положительных тенденций в обеспечении качества образования.

Таким образом, управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования напрямую связано с качеством предоставляемых образовательных услуг и обеспечением конкурентоспособности образовательной организации. Следовательно, систематический контроль и анализ полученных в ходе проведённых мониторинговых исследований данных о качестве образования, а также принятие своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества предоставляемых услуг, являются важнейшим условием повышения качества образования.

Список литературы

1. Борченко, И. Д. Особенности проведения оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании / И. Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4 (29). - с. 85-91

2. Елисеева, Е. Н. Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе / Е. Н. Елисеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 2 (331). - с. 38-40.

3. Солодкова, Е. А. Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования как механизм внутренней оценки качества образования. / Е.А. Солодкова, И.Ю. Степа-

нова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2 (3).-С.

4. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов / И. Ю. Степанова, Е. А. Солодкова, Н. В. Поликарпова; под редакцией А. А. Барабаса, Ю. Ю. Барановой - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 184 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п. 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ doc_LAW_140174/ - Дата обращения: 19.04.2018.

References

1. Borchenko, I. D. Osobennosti provedeniya otsenki kachestva obrazovaniya v ramkah vnutrenney sistemy otsenki kachestva obrazovaniya v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii / I. D. Borchenko // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. - 2016. - № 4 (29). - s. 8591

2. Eliseeva, E. N. Faktory udovletvoryonnosti potrebiteley obrazovatel'nyh uslug kachestvom obucheniya v vuze / E. N. Eliseeva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 2 (331). - s. 38-40.

3. Solodkova, E. A. Otsenka kachestva usloviy realizatsii programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya kak mekhanizm vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya. / E. A. Solodkova, I. Yu. Stepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva

obrazovaniya. - 2017. - № 2 (3).-S.

4. Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov / I. Yu. Stepanova, E. A. Solod-kova, N. V. Polikarpova; pod redaktsiey A. A. Barabasa, Yu. Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 184 s.

5. Federal'niy zakon ot 29.12.2012 N 273 -FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» st. 28 p. 7. [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_ doc_LAW_140174/ -Data obrashcheniya: 19.04.2018.

Сведения об авторах

Степанова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Поликарпова Надежда Владимировна - методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Stepanova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Polikarpova N.V. - Methodist of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.