УДК 378
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СТОРОНАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Петрова, Н.В. Поликарпова
В статье показана роль исследования по определению степени удовлетворённости слушателей различными сторонами образовательного процесса при оценке результативности работы учреждения дополнительного профессионального образования. Отражены первичные результаты данного исследования, а также их корреляция с результатами других исследований, проводимых среди слушателей дополнительных профессиональных программ в рамках внутренней системы оценки качества образования.
Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования, дополнительное профессиональное образование, результаты деятельности, удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса, субъектная позиция слушателей, уровень проведения учебных занятий.
Актуальность изучения вопросов оценки качества образования в учреждениях дополнительного профессионального образования обусловлена необходимостью повышения результативности их деятельности.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основными функциями дополнительного профессионального образования являются: «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [9].
Кроме того, немаловажной составляющей качества образования является степень его соответствия потребностям физических лиц, в интересах которых осуществляется образо-
вательная деятельность [9]. Это следует учесть при формировании и совершенствовании внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) учреждения дополнительного профессионального образования, а затем и «встраивании» ВСОКО учреждения в современное оценочное пространство региона (и как следствие, всей страны в целом) с целью обеспечения реализации своих полномочий по управлению качеством образования по результатам» [1, с. 17].
При совершенствовании ВСОКО любой образовательной организации ключевым моментом является создание единой основы, «согласно которой возможно объединение эффективного взаимодействия всех участников процесса с грамотным распределением ресурсов и повышением результативности управленческого аспекта» [8, с. 50].
Внутренняя система оценки качества образования государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) построена на основании Концепции внутренней системы оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО (далее - Концепция ВСОКО) и Положения о внутренней системе оценки качества образования ГБУ ДПО РЦОКИО. Данные документы были разработаны с целью обоснования обеспечения выполнения ГБУ ДПО РЦОКИО нормативных требований к качеству дополнительного профессионального образования и его оценке, а также с целью обеспечения эффективного управления качеством образовательной деятельности по результатам анализа полученных данных [7].
Одной из процедур ВСОКО ГБУ дПо РЦОКИО, направленной на оценку степени удовлетворённости слушателей качеством реализуемых программ дополнительного
профессионального образования, является мониторинговое исследование по определению степени удовлетворённости слушателей различными сторонами образовательного процесса ГБУ ДПО РЦОКИО (исследование по определению степени удовлетворенности слушателей). Основная цель исследования -изучение мнения слушателей о степени удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса в ГБУ ДПО РЦОКИО для эффективного управления качеством образовательной деятельности [7].
Исследование по определению степени удовлетворенности слушателей предназначено для педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проходящих повышение квалификации на базе ГБУ ДПО РЦОКИО. Количество респондентов, согласно Концепции мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей различными сторонами образовательного процесса, должно составлять не менее 60% от общего количества слушателей, обучающихся в ГБУ ДПО РЦОКИО за год [6].
В качестве инструментария для проведения исследования выступает анкета «Удовлетворенность слушателей курсов повышения квалификации различными сторонами образовательного процесса в ГБУ ДПО РЦОКИО». Слушателям предлагается ответить на 40 вопросов, направленных на выявление мнения слушателей по содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторонам образовательного процесса, которые соотносятся с механизмами оценки качества образования, используемыми в рамках ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО Анкета разрабатывалась на основании научно-методических материалов, инструментария аналогичного исследования, а также основных принципов психодиагностики [2, 3, 4, 5].
Результаты данного исследования следует соотносить со следующими значениями:
- высокий уровень - 86-100%;
- уровень выше среднего - 71-85%;
- средний уровень - 50-70%;
- уровень ниже среднего - менее 50% [7].
Исследование по определению степени
удовлетворенности слушателей проводилось
в 2017 году впервые, поэтому его результаты являются стартовыми. В ходе проведенного исследования была получена информация о степени удовлетворенности слушателей сторонами образовательного процесса ГБУ ДПО РЦОКИО; определены факторы и условия, влияющие на качество подготовки слушателей; приняты по результатам исследования обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО в части удовлетворенности слушателей различными сторонами образовательного процесса ГБУ ДПО РЦОКИО.
По итогам анкетирования групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом высокий и выше среднего продемонстрировали слушатели по всем программам повышения квалификации. В целом по ГБУ ДПО РЦОКИО был получен групповой индекс удовлетворённости, равный 83%, что соответствует уровню выше среднего. Следует уточнить, что групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом - это удовлетворенность образовательным процессом в целом (содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторонами образовательного процесса) группы участников опроса.
Если рассматривать результаты исследования по определению степени удовлетворённости слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО различными сторонами образовательного процесса по каждой из анализируемых сторон (рисунок 1), то индекс удовлетворенности содержательной стороной образовательного процесса равен 92% (высокий уровень), что позволяет сделать вывод о соответствии содержания реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО дополнительных профессиональных программ потребностям слушателей, о его востребованности и актуальности.
Удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса как интегративный критерий результативности работы учреждения дополнительного профессионального образования_
Рисунок 1. Результаты проведения мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей различными сторонами образовательного процесса
в ГБУ ДПО РЦОКИО
Индекс удовлетворенности организационно-методической стороной образовательного процесса равен 89%, что соответствует высокому уровню. Это позволяет сделать вывод о высоком качестве организации образовательного процесса специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО, о соответствии методики преподавания целям и задачам образовательного процесса, согласованности организации образовательного процесса с целями развития личности педагога и его потребностями.
Индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса составляет 93% (высокий уровень). Это позволяет сделать вывод о высоком уровне взаимодействия участников образовательного процесса, а также о сложившемся в учебных группах благоприятном психологическом климате в процессе обучения.
В то же время важным показателем удовлетворенности слушателей является уровень субъектности (включенности в процесс обучения) слушателя в ходе курсов. По итогам 2017 года данный показатель составил 69% (средний уровень). Это может свидетельствовать о низкой степени активности и недостаточной самостоятельности слушателей в процессе обучения, что требует дальнейшей целенаправленной работы всех специалистов, реализующих программы повышения квалификации.
Удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса является интегративным критерием результативности работы учреждения дополнительного профессионального образования. Во-первых, исследование затрагивает все стороны образовательного процесса от его организации до содержания, психологического климата в группе, а также уровня активности слушателей в процессе обучения. Во-вторых, результаты данного исследования коррелируются с результатами других мониторинговых исследований, проводимых ГБУ ДПО РЦОКИО со слушателями в рамках функционирования ВСОКО.
Так, например, одним из таких исследований является мониторинговое исследование по определению уровня проведения учебных занятий. Слушателям предлагается ответить на 18 вопросов анкеты, позволяющей оценить уровень проведения занятий каждым преподавателем по компонентам: целевому, содержательному, процессуальному и результативному.
По итогам 2017 года общий результат оценки проведения учебных занятий по ГБУ ДПО РЦОКИО соответствует значению выше среднего (75%) и превышает показатели 2016 года, которые соответствовали среднему уровню (64,4%). Это свидетельствует о проведении занятий со слушателями
в соответствии с современными методами и приемами, выстраивании учебных занятий на основании результатов анализа образовательной деятельности в группах, систематическом обновлении учебного материала в соответствии с новыми документами, методиками, направлениями государственной политики в системе образования, а также практической направленности учебных занятий.
Результаты данного исследования находят подтверждение при анализе результатов исследования по определению степени удовлетворённости слушателей. Так, 97% слушателей считают, что содержание лекционных, практических и дистанционных занятий чаще всего было интересным и полезным, а также 98% респондентов отметили, что содержание многих лекций освещало актуальные проблемы современного образования и удовлетворяло конкретные потребности образовательных организаций и педагогов.
Третьим исследованием, проводимым со слушателями с целью обеспечения исполнения ГБУ ДПО РЦОКИО нормативных требований к качеству дополнительного профессионального образования и его оценке, является мониторинговое исследование входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ. Его задачей является выявление динамики изменения субъектной позиции слушателей относительно их профессиональной компетентности в процессе освоения дополнительных профессиональных программ. По итогам 2017 года уровень субъектной позиции слушателей был определен как уровень выше среднего (84%). Здесь важно отметить еще и то, что данный показатель при прохождении слушателями входной диагностики в среднем по ГБУ ДПО РЦОКИО был равен 72%, а при прохождении итоговой диагностики -84%.
Таким образом, повышение качества преподавания привело к повышению уровня субъектной позиции слушателей, что подтвердилось результатами исследования по определению степени удовлетворённости слушателей различными сторонами образовательного процесса. Ключевым моментом является то, что проводимые в рамках функ-
ционирования ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО мониторинговые исследования выступают объективной основой оперативного выявления проблем в образовательной деятельности и обеспечивают принятие соответствующих управленческих решений по улучшению ситуации, а также по поддержке и закреплению положительных результатов в обеспечении качества образования.
Список литературы:
1. Баранова, Ю.Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2016. № 2 (3). С. 17-22.
2. Использование мониторингового инструментария в рамках внутренней системы оценки качества в дополнительном профессиональном образовании: сборник методических материалов / сост. Ю. Ю. Баранова, И.Д. Борченко; под ред. М. И. Солодковой -Челябинск: Издательство ЧИППКРО, 2015. -144 с.
3. Лукьянова, М.И. Мониторинг результативности образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования / М.И. Лукьянова // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 18-20.
4. Лукьянова, М.И. Удовлетворенность педагогов образовательным процессом в системе повышения квалификации / М.И. Лукьянова // Педагогическая диагностика. -2007. - № 1. - С. 114-125.
5. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
6. Орлова, В.В. Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе: учебное пособие / В. В. Орлова-Томск: Изд-во ТГУСУР, 2013. - 224 с.
7. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов/ под редакцией А.А. Барабаса, Ю.Ю. Ба-
Удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса как интегративный критерий результативности работы учреждения дополнительного профессионального образования_
рановой - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -184 с.
8. Уразманова, Ф.Н., Оценка качества условий реализации образовательных программ как механизм муниципальной системы оценки качества образования / Ф.Н. Уразманова, Е.А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. - № 2 (3). - С. 50-54.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.10.2018 г.).
References:
1. Baranova Yu.Yu. Proyektno-tselevoye upravleniye sovershenstvovaniyem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya / Yu.Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoye obespecheniye otsenki kachestva obrazovaniya.
- 2016. № 2 (3). S. 17-22.
2. Ispolzovaniye monitoringovogo instru-mentariya v ramkakh vnutrenney sistemy otsenki kachestva v dopolnitelnom professional-nom obrazovanii: sbornik metodicheskikh mate-rialov / sost. Yu. Yu. Baranova. I.D. Borchenko; pod red. M. I. Solodkovoy - Chelyabinsk: Iz-datelstvo ChIPPKRO. 2015. - 144 s.
3. Lukianova. M.I. Monitoring rezultativnosti obrazovatelnogo protsessa v sisteme pov-ysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya / M.I. Lukianova // Pedagogicheskaya diagnos-tika. - 2007. - № 1. - S. 18-20.
4. Lukianova. M.I. Udovletvorennost peda-gogov obrazovatelnym protsessom v sisteme povysheniya kvalifikatsii / M.I. Lukianova // Pedagogicheskaya diagnostika. - 2007. - № 1.
- S.114-125.
5. Nemov. R.S. Psikhologiya: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: V 3 kn. - 4e izd. - M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS. 2001. - Kn. 3: Psikhodiagnostika. Vvedeniye v nauchnoye psikhologicheskoye issledovaniye s elementami matematicheskoy statistiki. - 640 s.
6. Orlova. V. V. Metody kompleksnogo issle-dovaniya i otsenki polozheniya molodezhi v ob-shchestve: uchebnoye posobiye / Orlova V. V. -
Tomsk: Izd-vo TGUSUR. 2013. - 224 s.
7. Upravleniye funktsionirovaniyem vnutren-ney sistemy otsenki kachestva dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov/ pod redaktsiyey A.A. Barabasa. Yu.Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: DPO RTsOKIO. 2017. - 184 s.
8. Urazmanova F.N.. Otsenka kachestva usloviy realizatsii obrazovatelnykh programm kak mekhanizm munitsipalnoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Elektronnyy resurs]/ F.N.Urazmanova. E.A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoye obespecheniye otsenki kachestva obrazovaniya. - 2016. № 2 (3). - S. 50-54.
9. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [El-ektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 09.10.2018 g.).
Сведения об авторах:
Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Поликарпова Надежда Владимировна -
методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about the author:
Petrova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Polikarpova N.V. - Methodist of the Department «Providing internal quality assessment», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk