Научная статья на тему 'Управление качеством дополнительных профессиональных программ по результатам исследования запросов слушателей'

Управление качеством дополнительных профессиональных программ по результатам исследования запросов слушателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗАПРОС НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается аспект управления качеством дополнительных профессиональных программ как одна из задач внутренней системы оценки качества. Представлен один из механизмов, направленных на решение данной задачи оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования. Дана характеристика мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством дополнительных профессиональных программ по результатам исследования запросов слушателей»

УДК 374.7

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПРОСОВ СЛУШАТЕЛЕЙ

И.Ю. Степанова

В статье рассматривается аспект управления качеством дополнительных профессиональных программ как одна из задач внутренней системы оценки качества. Представлен один из механизмов, направленных на решение данной задачи -оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального

образования. Дана характеристика мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, внутренняя система оценки качества образования, управление качеством дополнительных профессиональных программ,

мониторинговое исследование, запрос на образовательные услуги.

В настоящее время в системе образования, в том числе и дополнительного профессионального, особое место занимает проблема управления качеством

образования. Это находит подтверждение в нормативно-правовых и концептуальных документах федерального и регионального уровней [2], [4].

С целью обеспечения получения и распространения достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, тенденциях изменения качества образования, для формирования востребованной

информационной основы принятия управленческих решений в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) функционирует внутренняя сис-

тема оценки качества образования (ВСОКО) [3]. Данная компетенция установлена Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3.13, ст. 28) [4].

В Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (п.29 ст.2) дано определение понятия «качество образования» [4]. На этом понимании качества образования основывается изложенное в Концепции внутренней системы оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО определение понятия «качество образования ГБУ ДПО РЦОКИО», которое понимается как «комплексная

характеристика образовательной

деятельности, отражающая степень соответствия дополнительных

профессиональных образовательных

программ потребностям обучающегося (слушателя), а также общества и государства, и обеспечивающая достижение планируемых результатов дополнительной профессиональной образовательной

программы» [3, с.6].

Исходя из данного определения, одним из критериев оценки качества образования является соответствие дополнительных профессиональных образовательных

программ потребностям не только общества и государства (данные потребности, безусловно, учитываются при разработке программ), но и слушателей.

Современная система дополнительного профессионального образования «должна быть в большей степени ориентирована на потребности обучающихся, их

профессиональные дефициты и

предоставлять различные эффективные условия для приобретения опыта инновационной деятельности в процессе обучения» [5].

Управление качеством дополнительных профессиональных программ - одна из задач внутренней системы оценки качества ГБУ ДПО РЦОКИО. И одним из механизмов, направленных на решение данной задачи, является оценка степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования.

Для оценки степени удовлетворённости качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования в ГБУ ДПО РЦОКИО было организовано и проведено мониторинговое исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО. Оно было организовано в соответствии с Концепцией мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО [3, с. 5].

Мониторинговое исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО [3, с. 152] проводилось с целью обеспечить стратегическое управление совершенствованием спектра предоставляемых образовательных услуг на основе внешней оценки соответствия содержания реализуемых программ повышения квалификации запросам потребителей образовательных услуг, современным тенденциям дополнительного профессионального образования.

Целевой аудиторией исследования выступили педагогические и руководящие работники образовательных организаций Челябинской области - потенциальные потребители образовательных услуг, слушатели ГБУ ДПО РЦОКИО, а также специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, функционально обеспечивающих методическое сопровождение деятельности подведомственных образовательных организаций.

Общее количество участников исследования составило 2000 человек, что соответствовало среднегодовому значению показателя государственного задания ГБУ ДПО РЦОКИО за 2015-2017 г.г. и обеспечило тем самым достаточность и необходимость выборки для получения объективных резуль-

татов исследования.

Выборка стратифицированная, специально организованная. Формирование выборки предусматривало участие 100% слушателей, обучающихся в ГБУ ДПО РЦО-КИО в период проведения исследования. Участие в исследовании потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО было организовано во всех территориях Челябинской области по определенной квоте, предусматривающей привлечение респондентов из 50% образовательных организаций в территории (общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования). При анализе и обработке результатов учитывался допустимый при обработке социологической информации предел погрешности - от 1% до 10%, а также 5% - при анализе статистической информации.

Инструментарием процедуры исследования являлась оригинальная анкета «Исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО», включающая пятнадцать вопросов содержательной части и три вопроса статистической части.

В каждом вопросе содержательной части анкеты респонденту предлагалось несколько вариантов ответов, среди них давалась возможность выбрать один или несколько вариантов ответа, то есть осуществить множественный выбор. Целесообразность множественного выбора ответов обусловлена превентивным характером анкеты и повышает точность измерения при обработке материалов. Характер вопросов позволил респондентам сформулировать более детально запрос на повышение квалификации.

В анкете респондентам также предоставлялась возможность высказать пожелания по организации предлагаемых образовательных услуг и содержанию программ повышения квалификации ГБУ ДПО РЦОКИО.

В ходе мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО была получена объективная информация о результативности деятельности ГБУ ДПО РЦОКИО по удовлетворению

запросов потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО на образовательные услуги. Об объективности данной информации свидетельствует то, что исследование было организовано во всех территориях Челябинской области по определенной квоте, предусматривающей привлечение респондентов из 50% образовательных организаций в территории (общеобразовательные организации, дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования); анкета располагалась на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО (https://rcokio.ru) и являлась анонимной.

По результатам исследования выявились положительные аспекты организации повышения квалификации в ГБУ ДПО РЦОКИО. Так, среди предложенных форм обучения наиболее удобными респонденты считают сочетание форм обучения и очную форму с применением электронного обучения (дистанционные образовательные технологии). В 2017 году в рамках реализации государственного задания в ГБУ ДПО РЦОКИО проходят обучение 64 группы слушателей, из них с сочетанием форм обучения - 25 групп (39%), что на 22% превышает показатели 2016 года. Одной из сильных сторон программ повышения квалификации, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, большинство опрошенных так же отметили сочетание форм обучения, на втором месте широкий спектр программ повышения квалификации.

Одним из актуальных аспектов деятельности педагога в рамках требований профессионального стандарта, которым необходимо уделять больше внимания на курсах повышения квалификации, по мнению большинства респондентов, является осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Программы, разработанные и реализуемые ГБУ ДПО РЦОКИО, ориентированы по содержанию на требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Большинство респондентов среди инфор-

мационно-методических ресурсов, размещенных на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, в своей профессиональной деятельности используют нормативные документы и инструктивно-методические материалы по оценке качества образовательных программ. Среди предлагаемых консалтинговых услуг более предпочтительным для совершенствования профессиональной деятельности оказалось консультирование по вопросам разработки и внедрения систем оценки качества образования.

В то же время в ходе анализа результатов проведенного мониторингового исследования выявилось «проблемное поле». Так, по мнению большинства респондентов, оптимальным объёмом программы повышения квалификации является 72 часа и 36, но большая часть программ, реализуемых ГБУ ДПО РЦОКИО, имеют трудоемкость 24 часа. А среди форм организации занятий со слушателями, по мнению большинства опрошенных, наиболее интересны мастер-класс и практикум по решению образовательных кейсов, но при реализации программ повышения квалификации специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО такие формы используются реже других.

Среди областей деятельности наибольшие затруднения у респондентов вызывает правовая и психолого-педагогическая компетентность. Именно эти профессиональные затруднения они хотели бы преодолеть в первую очередь в ходе освоения программ повышения квалификации. Среди направлений деятельности, в которых респонденты хотели бы удовлетворить профессиональные потребности в ходе освоения программ повышения квалификации, на первое место реже всего выбирались опрошенными: управление образовательной организацией во взаимодействии с профсоюзом, формирование муниципальной системы оценки качества образования, управление информационными системами в образовательной организации.

По мнению большинства опрошенных, реже всего в своей профессиональной деятельности они используют следующие информационно-методические ресурсы ГБУ ДПО РЦОКИО, расположенные на официа-

льном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО: обеспечение внешних связей (1%), информационная безопасность (4%), информация о сетевых проектах (5%). Среди перечня учебно-методических материалов, реже всего респондентами используются при освоении программ повышения: сборник конференций, сборники образовательных кейсов, электронный научно-методический журнал. В то же время при выборе наиболее интересных форм организации занятий со слушателями, многие респонденты отметили именно практикум по решению образовательных кейсов. Из предложенного перечня консалтинговых услуг менее предпочтительными для совершенствования профессиональной деятельности респондентов оказались: аудит информационных систем образовательной организации, консультирование по актуальным аспектам управления образовательной организацией во взаимодействии с профсоюзной организацией.

На основе полученной информации могут быть приняты следующие управленческие решения:

1. при формировании плана-графика на 2018 год учесть пожелания респондентов к объему реализуемых программ повышения квалификации (72 часа и 36 часов) и формам обучения (сочетание форм обучения);

2. при планировании образовательного процесса по программам повышения квалификации учесть: наиболее предпочтительные для респондентов формы организации занятий со слушателями (мастер-класс, практикум по решению образовательных кейсов); наиболее актуальные аспекты деятельности педагога в рамках требований профессионального стандарта; необходимость расширения спектра используемых при организации занятий учебно-методических материалов, информационно-методических ресурсов ГБУ ДПО РЦОКИО, расположенных на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;

3. обеспечить использование результатов проведенного исследования при разработке Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на 2018-2020 г.г.

Следует подчеркнуть, что повышение эффективности управления программами до-

полнительного профессионального образования - актуальная задача, стоящая перед системой дополнительного профессионального образования [1]. И мониторинговое исследование запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО является одним из инструментов управления качеством дополнительных профессиональных программ.

Список литературы

1. Баранова, Ю. Ю. Мониторинговые исследования ГБОУ ДПО ЧИППКРО как средство повышения эффективности управления системой дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Баранова, И. Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015.- №1 (22). - Режим доступа: http://cyberieninka.m/artide/n/monitoringvye-issledovaniya-gbou-dpo-chippkro-kaksredstvo-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-sistemo y-dopolnitelnogo (дата обращения: 29.09.2017).

2. Постановление Правительства российской федерации от 23 мая 2015 г. N 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения: 07.09.2017).

3. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования [Текст]: сборник материалов / под редакцией А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 184 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_140174/ (дата обращения: 07.09.2017).

5. Шалашова, М. М. Качество дополнительных профессиональных программ: поиск ответов на вызовы современности [Электронный ресурс] / М. М. Шалашова, Н. И. Шевченко // Человеческий капитал. - 2015. -

№ 09 (81). - с. 94-98. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24399066_ 17537667.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

References

1. Baranova, Ju. Ju. Monitoringovye issle-dovanija GBOU DPO ChIPPKRO kak sredstvo povyshenija jeffektivnosti upravlenija sistemoj dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] / Ju. Ju. Baranova, I. D. Borchenko // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. - 2015.- №1 (22). - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/monitoringovye-issledovaniya-gbou-dpo-chippkro-kak-sredstvo-povysheniya-effektivno-sti-upravleniya-sistemoy-dopolnitelnogo (data obrashhenija: 29.09.2017).

2. Postanovlenie Pravitel'stva rossij skoj fed-eracii ot 23 maja 2015 g. N 497 «O federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016 - 2020 gody» [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_180188/ (data obrashhen-ija: 07.09.2017).

3. Upravlenie funkcionirovaniem vnu-trennej sistemy ocenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija rabotnikov obrazovanija [Tekst]: sbornik materialov / pod redakciej A.A. Barabasa, Ju.Ju. Baranovoj -

Cheljabinsk: RCOKIO, 2017. - 184 s.

4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/ (data obrashhenija: 07.09.2017).

5. Shalashova, M. M. Kachestvo dopolnitel'nyh professional'nyh programm: poisk otvetov na vyzovy sovremennosti [Jel-ektronnyj resurs] / M. M. Shalashova, N. I. Shevchenko // Chelovecheskij kapital. - 2015. - № 09 (81). - s. 94-98. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_243990 66_17537667.pdf (data obrashhenija 29.09.2017).

Сведения об авторе

Степанова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author

Stepanova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.