Научная статья на тему 'Определение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ'

Определение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / внутренняя система оценки качества образования / профессиональные компетентности / мотивационная готовность / уровень субъектной позиции слушателей. / additional professional education / internal education quality assessment system / professional competence / motivational preparedness / listeners' subjective position level

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ирина Юрьевна, Поликарпова Надежда Владимировна

В статье описана методика проведения входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ как инструмента оценки качества образовательной деятельности. Авторами приведены нормативная и методологическая обоснованность методики, а также краткий анализ данных, полученных в ходе анкетирования слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Ирина Юрьевна, Поликарпова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the listeners' motivational preparedness change to professional competence improving in the process of mastering additional professional programs

The method of holding incoming and final diagnostics of listeners' subjective position level in mastering additional professional programs as an instrument of education quality assessment activity is described. The authors gave normative and methodological method`s base and also a short analysis of data that were received in the process of questioning of the listeners.

Текст научной работы на тему «Определение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 378

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

И.Ю. Петрова, Н.В. Поликарпова

В статье описана методика проведения входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ как инструмента оценки качества образовательной деятельности. Авторами приведены нормативная и методологическая обоснованность методики, а также краткий анализ данных, полученных в ходе анкетирования слушателей.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, внутренняя система оценки качества образования, профессиональные компетентности, мотивационная готовность, уровень субъектной позиции слушателей.

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование является тем фактором, который играет важную роль в социальном и экономическом развитии региона и страны в целом, а также способствует росту интеллектуального потенциала общества. В свою очередь развитию системы дополнительного профессионального образования способствуют: «гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика» [3].

Это находит отражение в требованиях Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что дополнительное профессиональное образование должно быть направлено на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное

развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [7].

Необходимость реализации разнообразных дополнительных профессиональных программ, соответствующих современным трендам в системе образования, а также запросам потребителей, находит отражение в задачах внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) (рисунок 1) [6].

Одним из актуальных вопросов ВСОКО ГБУ ДПО РЦОКИО является изучение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ. Для этого в ГБУ ДПО РЦОКИО разработана и проводится входная и итоговая диагностики уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ. Данная процедура оценки качества результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ предусматривает проведение двух замеров ответов на одной и той же выборке слушателей с целью определения наличия или отсутствия статистически достоверных изменений в измеряемых показателях.

Изучение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ имеет большое значение, так как «профессиональная готовность слушателя

включает в себя мотивационный компонент, который выражается в системе устойчивых установок и мотивов» [1]. Следовательно, для повышения качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, а значит и возможности дальнейшего применения слушателями полученных знаний

в своей практической деятельности, необходимо понимать, насколько реализуемые дополнительные профессиональные программы, условия их реализации оказывают влияние на мотивационную готовность слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей.

Создание информационных условий принятия эффективных решений

по управлению качеством программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО

О м

о

у

к

г

д я

Я

В

Си

О

Ё

Создание информационных условий принятия эффективных решений по управлению качеством условий реализации дополнительных профессиональных программ

Обеспечение условий достижения планируемых результатов слушателями дополнительного профессионального образования

Изучение степени удовлетворенности слушателей качеством реализуемых программ дополнительного профессионального образования

Рисунок 1. Задачи внутренней системы оценки качества образования

ГБУ ДПО РЦОКИО

Входная и итоговая диагностики уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ позволяют получить сравнимую информацию относительно актуальных ключевых компетенций слушателей, необходимую и достаточную для анализа и оценки изменения их мотивационной готовности к совершенствованию профессиональных компетен-тностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ.

Диагностика осуществляется в ходе анкетирования. Анкета включает 16 вопросов, распределённых по 4 блокам, соответствующим актуальным группам профессиональных компетентностей работников системы образования: правовая, психолого-педагогическая, методическая, коммуникативная компетентности. Ожидаемым результатом обучения по дополнительным профессиональным программам ГБУ ДПО РЦОКИО является совершенствование данных профессиональных компетентностей слушателей, то есть их качественное изменение в рамках имеющихся квалификаций.

Содержание блоков и вопросов входной и

итоговой диагностик было сконструировано через профессиональные компетенции в рамках имеющихся квалификаций (общепрофессиональные компетенции, общие (общекультурные) компетенции, универсальные компетенции) на основании Методических рекомендаций по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов [4].

Для определения характера и формулировок вопросов в блоках был также использован компетентностный подход, представленный в Плане мероприятий («дорожной карте») по формированию и введению национальной системы учительского роста, включающий оценочные материалы по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям [5].

Результатом сравнительного анализа требований к профессиональным компетенциям педагогических работников (слушателей дополнительных профессиональных программ ГБУ ДПО РЦОКИО) стали следующие блоки анкеты:

1. Совершенствование правовой компетентности слушателей курсов повышения

квалификации.

2. Совершенствование психолого-педагогической компетентности слушателей курсов повышения квалификации.

3. Совершенствование методической компетентности слушателей курсов повышения квалификации.

4. Профессиональное самоопределение через обобщение и представление собственного опыта педагогической деятельности.

В методике анкетирования используется порядковая шкала измерений, классифицирующая признак по принципу «больше - меньше». Слушателям предлагается оценить степень выраженности того или иного признака и отметить ее на шкале от 1 до 10, где 1 -полное отсутствие признака, а 10 означает, что признак выражен максимально [2].

Выбор десятиранговой шкалы обусловлен большими возможностями (по сравнению со шкалами меньших рангов) математической обработки полученных данных и проверки статистических гипотез.

При обработке данных, полученных в результате двух замеров на одной и той же выборке слушателей, необходимо доказать или наличие, или отсутствие статистически достоверных изменений в измеряемых показателях. Важно определить, что в результате обучения по дополнительным профессиональным программам ГБУ ДПО РЦОКИО в ответах слушателей произошли достоверные изменения - сдвиги в измеряемых показателях. Если сдвиги оказываются статистически достоверными, это позволяет утверждать, что обучение по программам повышения квалификации было эффективным.

При подведении итогов входной и итоговой диагностик определяются два вида показателей:

показатель эффективности изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительной профессиональной программы (положительный сдвиг, отрицательный сдвиг, отсутствие сдвига);

показатель результативности изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительной профессиональной программы (уровень субъектной позиции слушателей) [2].

Под субъектной позицией слушателя понимается «интегративная характеристика системы отношений слушателя, его установок и мотивов, комплексно обеспечивающих готовность к совершенствованию значимых в его деятельности компетентностей и к профессиональному росту» [2, с. 19].

Для определения уровня субъектной позиции слушателей (по группе/по программе/по компонентам) используется суммарное значение средних показателей группы/нескольких групп по каждому из вопросов анкеты.

С целью определения числовых значений каждого из уровней субъектной позиции слушателей применялся метод математической статистики. В ходе процедуры обработки результатов «сырые» данные были переведены в стандартизированные нормы. Объём выборки для проведения процедуры стандартизации составил 951 человек, что является достаточным (минимальный объём выборки для проведения процедуры стандартизации - 200 человек) [2]. В результате были определены значения уровней субъектной позиции слушателей по результатам входной и итоговой диагностик по каждому вопросу, по блоку (компетентности) и общий балл (таблица 1).

Таблица 1

Значения уровней субъектной позиции слушателей по результатам входной и итоговой

диагностик

Уровень субъектной позиции* Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Общий балл <86 87-111 112-136 137-149 150-160

Уровень субъектной позиции* Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Правовая компетентность <22 22-29 30-37 38-39 40

Психолого-педагогическая компетентно сть <22 22-27 28-34 35-37 38-40

Методическая компетентность <23 23-29 30-36 37-38 39-40

Профессиональное самоопределение <15 15-20 21-30 31-35 36-40

Отдельные вопросы <4 4-5 6-8 9 10

Анализируя результаты входной и итоговой диагностик по итогам I квартала 2019 года в целом по ГБУ ДПО РЦОКИО, можно сделать ряд общих выводов о тенденциях изменения субъектной позиции слушателей. Так произошло изменение показателей субъектной позиции со 126 до 139, что соответствует изменению показателей субъектной позиции со среднего уровня на уровень выше среднего.

Что касается показателя эффективности, то слушатели в целом демонстрируют положительную динамику в сторону повышения уровня субъектной позиции в ходе прохождения курсов повышения квалификации, что позволяет сделать вывод о повышении их мотивационной готовности к совершенствованию:

1. правовой компетентно сти;

2. психолого-педагогической компетентности в области выстраивания педагогически целесообразных взаимоотношений с участниками образовательного процесса в различных ситуациях, освоению и применению целесообразных психолого-педагогических техноло-

гий;

3. методической компетентности при решении профессиональных задач;

4. коммуникативной компетентности в части готовности представлять свой педагогический опыт и презентовать результаты своей профессиональной деятельности через работу в методических объединениях, на курсах повышения квалификации, в сетевых сообществах.

Отчёт по итогам входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей формируется ежеквартально (по итогам I и III кварталов), за I полугодие и за год. В отчёте отражаются результаты по каждой реализуемой в текущем квартале (полугодии, году) дополнительной профессиональной программе, а также по каждому реализующему их отделу.

Кроме того, по итогам обучения каждой учебной группы формируется текущий отчёт, в котором в виде графика отражаются сдвиги по каждому вопросу анкеты (положительные (1), отрицательные (-1) и нулевые(О) (рисунок 2).

ё 8 8 У у 1 £ о \ / 1 Я К Й с 1 1 и и £

Е к с 1 § й £ 1 1 1 8 8 ! 1 [ /"11111! 1 я § § Й 8 , 1 1 1

Рисунок 2. Результаты входной и итоговой диагностик по вопросам и по блокам

Затем по каждому вопросу представляется анализ и рекомендации. Например, при реализации дополнительных профессиональных программ уделить особое внимание повышению мотивационной готовности слушателей к совершенствованию правовой компетентности в части применения в собственной профессиональной деятельности региональных концептуальных документов, определяющих развитие систем оценки качества образования в Челябинской области.

Таким образом, именно оперативное представление информации о результатах проведения исследования уровня субъектной позиции слушателей по каждой учебной группе даёт возможность своевременного принятия начальниками отделов, реализующих дополнительные профессиональные программы, управленческих решений, направленных на повышение мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительной профессиональной программы. Управленческие решения могут касаться корректировки учебно-методического комплекса, применяемого при реализации дополнительной профессиональной программы, методов и приемов обучения слушателей и т.д. Таким образом обеспечивается повышение качества результатов освоения слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ.

Наконец, следует отметить, что определение изменения мотивационной готовности слушателей к совершенствованию профессиональных компетентностей в ходе освоения дополнительных профессиональных программ, а также принятие по результатам своевременных управленческих решений, способствует совершенствованию дополнительного профессионального образования ГБУ ДПО РЦОКИО в соответствии с изменяющимися требованиями законодательства и запросами потребителей.

Список литературы

1. Кучерявенко, И.А. Мотивационная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко, И. В. Адонина // Молодой ученый. - 2009. - №7. -

С. 199-205. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/7/542/ (дата обращения: 16.04.2019).

2. Методика входной и итоговой диагностик уровня субъектной позиции слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ [Текст] / Ю.Ю. Баранова, Е.А. Солодкова, И.Ю. Петрова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 47 с.

3. Парахина, О.В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. - 2013. - N° 6 (часть 2). - С. 445-448 - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=31531 (дата обращения: 23.04.2019).

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p 1 ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042015-no-vk-103206

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.07.2017 года № 703 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.apkpro.ru/doc/Dorozhnaia %20karta_Prikaz703%20ot%2026.07.2017.pdf

6. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов [Текст] / под редакцией А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -184 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Дата обращения: 04.04.2019 г.

References

1. Kucheryavenko I.A., Adonina I.V. Motivacionnaya gotovnost' studentov-psihologov k professional'noj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. - 2009. - №7. - S. 199-205. - URL

https://moluch.ru/archive/7/542/ (data

obrashcheniya: 16.04.2019).

2. Metodika vhodnoj i itogovoj diagnostik urovnya sub"ektnoj pozicii slushatelej pri osvoenii dopolnitel'nyh professional'nyh programm / Yu.Yu. Baranova, E.A. Solodkova, I.Yu. Petrova [i dr.]. - Chelyabinsk: RCOKIO, 2018. - 47 s.

3. Parahina O.V. Sovremennye tendencii sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 6-2. - S. 445-448 -Rezhim dostupa http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (data obrashcheniya: 23.04.2019).

4. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 aprelya 2015 g. № VK-1032/06 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://xn--273--84d1f.xn--p 1 ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042015-no-vk-103206

5. Prikaz MO i nauki RF ot 16.07.2017 goda № 703 «Ob utverzhdenii Plana meropriyatij ("dorozhnoj karty") Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vvedeniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:http://www.apkpro.ru/doc/Dorozhnaia% 20karta_Prikaz703%20ot%2026.07.2017.pdf

6. Upravlenie funkcionirovaniem vnutrennej sistemy ocenki kachestva dopolnitel'nogo

professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov/ pod redakciej A.A. Barabasa, Yu.Yu. Baranovoj - Chelyabinsk: RCOKIO, 2017. - 184 s.

7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174 - Data obrashcheniya: 04.04.2019 g.

Сведения об авторах Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Поликарпова Надежда Владимировна -методист отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about authors Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.