Научная статья на тему 'Развитие научно-методического потенциала сотрудников учреждения дополнительного профессионального образования как самообучающейся организации'

Развитие научно-методического потенциала сотрудников учреждения дополнительного профессионального образования как самообучающейся организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О. А., Петрова И. Ю., Климова Ю. Б., Павлова Н. А., Першукова В. А.

В статье представлены результаты работы проектной группы по разработке модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Дана краткая характеристика механизмов роста кадрового потенциала ГБУ ДПО РЦОКИО: конкурса профессионального мастерства педагогических работников, постоянно действующего Методического семинара; тренинга по совершенствованию корпоративной культуры сотрудников, межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», виртуальной информационно-методической площадка, научно-методического журнала «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова О. А., Петрова И. Ю., Климова Ю. Б., Павлова Н. А., Першукова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-методического потенциала сотрудников учреждения дополнительного профессионального образования как самообучающейся организации»

УДК 378

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

О.А. Ильясова, И.Ю. Петрова, Ю.Б. Климова, Н.А. Павлова, В.А. Першукова

В статье представлены результаты работы проектной группы по разработке модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Дана краткая характеристика механизмов роста кадрового потенциала ГБУ ДПО РЦОКИО: конкурса профессионального мастерства педагогических работников, постоянно действующего Методического семинара; тренинга по совершенствованию корпоративной культуры сотрудников, межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования», виртуальной информационно-методической площадка, научно-методического журнала «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования».

Ключевые слова: модель самообучающейся организации, профессиональное развитие, непрерывное образование работников, повышение квалификации работников, профессиональное самообразование и саморазвитие.

В условиях развития современного общества, включая социальную, политическую, экономическую стороны данного процесса, профессиональная квалификация по-прежнему является одной из самых важных характеристик работников. Это касается и работников организаций дополнительного профессионального образования. Более того, одним из требований Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предъявляемым к педагогическим работникам, является обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень» [5]. В связи с постоянным обновле-

нием и совершенствованием нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций дополнительного профессионального образования возникает потребность в обеспечении непрерывного образования работников. И всё большую актуальность и значимость получает повышение квалификации работников организаций дополнительного профессионального образования посредством самообразования и саморазвития.

Профессиональное самообразование и саморазвитие является «личностным ресурсом успешности педагога, воспитателя, руководителя образовательной организации. Для их совершенствования предназначается либо формальная программа дополнительного профессионального образования, либо неформальная программа профессионального саморазвития, осознанная с точки зрения собственных профессиональных самоограничений, с конкретными целями на каждом этапе и уровне своего профессионального развития» [3, с.5].

Наиболее оптимальным вариантом решения потребности в обеспечении непрерывного образования работников является реализация положений и принципов самообучающейся организации. «Непрерывное профессиональное развитие педагогов, базирующееся на положениях и принципах самообучающейся организации, имеет значительные преимущества перед традиционно осуществляемой методической работой. В определенной степени эти преимущества проявляются в использовании эффекта обучения на собственном опыте, которое является одним из главных атрибутов самообучающейся организации» [2].

Механизмом стратегического планирования непрерывного управляемого развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального обра-

зования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) выступает программа развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг. (программа развития). Задачи программы развития представляют собой «четкие алгоритмы деятельности, следование которым позволит разработать и реализовать как отдельные проекты, так и обеспечить достижение интегративных результатов» [1, с.9]. Одним из Проектов программы развития является «Проектирование модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное разви-

тие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность» (модель самообучающейся организации).

Модель самообучающейся организации направлена на создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников и специалистов, осуществляющих деятельность по направлениям оценки качества и информатизации ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством включения в механизмы роста кадрового потенциала (рисунок 1).

Постоянно действующий Методический семинар

Тренинг по совершенствовани ю корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО

Конкурс профессиональног о мастерства

Механизмы роста кадрового

потенциала * - *

Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»

Виртуальная информационно-

методическая площадка на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО

Научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования»

0 ~ Ф

Рисунок 1. Механизмы роста кадрового потенциала

С целью планирования и организации дополнительного профессионального образования, как нормативного требования к кадровым условиям реализации программ повышения квалификации, в 2017 году был организован опрос работников ГБУ ДПО РЦО-КИО, участвующих в реализации программ повышения квалификации, для изучения их запроса на образовательные услуги. Анализ полученных данных показал, что большинство опрошенных (50% и более) имеют про-

фессиональные затруднения в различных направлениях педагогической деятельности и оценивают, как недостаточно сформированные, компетентности: методическую; компетентность обобщения и представления собственного опыта; психолого-педагогическую.

Одним из результативных механизмов дея-тельностной формы внутриорганизацион-ного повышения квалификации педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО высту-

пил постоянно действующий методический семинар. Он направлен удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на профессиональное развитие педагогических работников, на обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности. Цель семинара - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников ГБУ ДПО РЦО-КИО посредством включения участников семинара в планирование, проведение занятий в соответствии с утвержденной программой семинара. В организации и проведении занятий постоянно действующего Методического семинара участвуют все работники, реализующие программы повышения квалификации, а также специалисты, осуществляющие деятельность по направлениям оценки качества и информатизации ГБУ ДПО РЦО-КИО. Программа постоянно действующего Методического семинара ГБУ ДПО РЦО-КИО формируется и утверждается ежегодно.

Актуальной темой для повышения квалификации в рамках постоянно действующего Методического семинара ГБУ ДПО РЦО-КИО на 2017 год стала тема «Информационно-методические ресурсы эффективной реализации программ повышения квалификации», позволяющая преодолевать профессиональные затруднения, возникающие при реализации программ повышения квалификации. В соответствии с Планом работы ГБУ ДПО РЦОКИО на 2017 год было организовано четыре тематических занятия:

1. Нормативные и научно-методические основания реализации программ повышения квалификации.

2. Аспекты содержания психолого-педагогического блока программ повышения квалификации.

3. Информационные системы в образовании - ресурсы совершенствования профессиональной компетентности преподавателя.

4. Прикладные аспекты реализации программ повышения квалификации: приёмы, методы активизации познавательной активности слушателей [4].

Подтверждением результативности занятий постоянно действующего Методическо-

го семинара стали результаты мониторинговых исследований, проводимых в рамках внутренней системы оценка качества ГБУ ДПО РЦОКИО со слушателями дополнительных профессиональных программ. Так, показатель субъектной позиции слушателей ГБУ ДПО РЦОКИО по результатам проведения входной и итоговой диагностики в 2016 году соответствовал среднему уровню, в 2017 году уровень субъектной позиции слушателей - выше среднего (83,7%). А общий результат оценки уровня проведения учебных занятий по ГБУ ДПО РЦОКИО в 2017 году соответствует значению выше среднего (75%) и превышает показатели 2016 года, которые соответствовали среднему уровню (64,4%).

Следующим механизмом роста кадрового потенциала можно назвать Межрегиональную научно-практическую конференцию «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» (Конференция), которая в свою очередь выступает площадкой для представления результатов деятельности проектных групп, концептуализации промежуточных результатов реализации программы развития. Конференция рассматривается как механизм решения задачи программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО по созданию организационных, научно-методических, информационных условий для выявления и распространения в региональной образовательной системе эффективных практик оценки качества образования, информатизации образования и безопасности информационных систем. Подготовка и проведение Конференции способствуют совершенствованию системы комплексного сопровождения оценки качества образования в соответствии с Концепцией региональной системы оценки качества образования (РСОКО), а также развитию сетевого взаимодействия ГБУ ДПО РЦОКИО с муниципальными органами управления образованием, образовательными и научными организациями, тьюторами по обеспечению эффективной реализации направлений деятельности учреждения.

Роль научно-методического журнала ГБУ ДПО РЦОКИО «Научно-методическое обес-

печение оценки качества образования» заключается в представлении промежуточных результатов по деятельности проектной группы, формирование общего представления о модели. Научно-методический журнал является механизмом реализации задач Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО по созданию научно-методических и информационных условий для выявления и распространения эффективного опыта осуществления оценки качества образования на всех уровнях региональной системы образования. В журнале освещаются теоретические и прикладные аспекты оценки качества образования, актуальные вопросы методического сопровождения применения информационных систем в образовании, подходы к обеспечению информационной безопасности, а также содержания и технологий повышения квалификации работников образования по направлению оценки качества образования.

Среди новых элементов, созданных в рамках реализации программы развития можно указать Виртуальную информационно-методическую площадку ГБУ ДПО РЦОКИО -это информационное пространство, базирующееся на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО, обеспечивающее интеграцию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий. Цель Виртуальной информационно-методической площадки -

интерактивное управление сетевым научно-методическим взаимодействием внутри научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования.

Еще одним новым элементом среди организационных механизмов реализации программы развития выступает Конкурс профессионального мастерства, который нацелен на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и способствует расширению активного профессионального общения. В целях организации и проведения Конкурса профессионального мастерства разработано положение о конкурсе, которое определяет номинации, порядок проведения (заочный и очный этап), состав конкурсной комиссии и организационного комитета.

Новой формой совершенствования корпоративной культуры сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО выступает тренинг по совершенствованию корпоративной культуры. Он направлен на создание условий непрерывного профессионального развития сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующих их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.

В рамках модели самообучающейся организации, выделяются группы предполагаемых результатов, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Предполагаемые результаты в рамках модели самообучающейся организации

2018 год

2019 год

2020 год

- сформированная локальная нормативная база проектно-целевого управления реализацией проекта;

- сформированная организационная структура управления реализацией проекта программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг.;

- разработанная модель самообучающейся организации, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;

- Положение о конкурсе профессио-

внедрённая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦО-КИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;

условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и

- функционирующая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;

- условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, форми-

2018 год 2019 год 2020 год

нального мастерства педагогов ГБУ ДПО РЦОКИО; - Концепция проведения тренинга по совершенствованию корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО; - условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность внешнюю конкурентоспособность; - условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность рующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность

В качестве показателей результативности реализации данного проекта программы развития выступают:

1. доля специалистов структурных подразделений, включенных в разработку/реализацию модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, в общей численности специалистов структурных подразделений;

2. доля специалистов структурных подразделений, участвующих в тренинге по совершенствованию корпоративной культуры, от общего числа специалистов структурных подразделений;

3. доля специалистов структурных подразделений, представивших собственный педагогический опыт в рамках постоянно действующего Методического семинара, от общего числа специалистов структурных подразделений;

4. динамика количества специалистов структурных подразделений, заявившихся на участие в конкурсе профессионального мастерства, от общего числа специалистов структурных подразделений;

5. доля специалистов структурных подразделений, показавших результативность (статья, выступление) участия в научных мероприятиях, организованных другими учреждениями: регионального, федерального уровня, от общего числа специалистов структурных подразделений.

Таким образом реализация программы развития предполагает использование уже отработанных и зарекомендовавших себя механизмов, таких как постоянно действующий

методический семинар, Конференция, Научно-методический журнал, так и новых механизмов, среди которых конкурс профессионального мастерства, виртуальная информационно-методическая площадка, тренинг по совершенствованию корпоративной культуры.

Список литературы

1. Баранова, Ю.Ю. Программа развития «Регионального центра оценки качества и информатизации образования» как механизм управления комплексным сопровождением развития региональной системы оценки качества образования / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 1 (4). - С. 7-13.

2. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) / Д.Ф. Ильясов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 153-156.

3. Открытая самообучающаяся организация: основные понятия и организация деятельности: методические рекомендации для руководителей, заместителей руководителей и педагогов образовательных организаций. -Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015. - 100 с.

4. Солодкова, Е.А. Система научно-методического сопровождения реализации программ повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования / Е.А. Солодкова, В.А. Першу-кова, Е.Ю. Скочилова, В.И. Шумакова, Л.А. Дмитриева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - № 1 (4). - С. 129-138.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.10.2018 г.).

References

1. Baranova, YU.YU. Programma razvitiya «Regional'nogo tsentra otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» kak mekhanizm upravleniya kompleksnym soprovozhdeniem razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / YU.YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 1 (4). - S. 7-13.

2. Il'yasov, D.F. Samoobuchayushchayasya organizatsiya kak fenomen i strategiya (na primere obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya) / D.F. Il'yasov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2013. - № 3 (40). - S. 153-156.

3. Otkrytaya samoobuchayushchayasya organizatsiya: osnovnye ponyatiya i organizatsiya deyatel'nosti: metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley, zamestiteley rukovoditeley i pedagogov obrazovatel'nykh organizatsiy. - Kurgan: GAOU DPO IROST, 2015. - 100 s.

4. Solodkova, E.A. Sistema nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya realizatsii programm povysheniya kvalifikatsii v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E.A. Solodkova, V.A. Pershukova, E.YU. Skochilova, V.I. SHumakova, L.A. Dmitrieva // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 1 (4). - S. 129-138.

5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 09.10.2018 g.).

Сведения об авторах

Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ильясова Ольга Анатольевна - канд.

пед. наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Юлия Борисовна Климова - начальник лаборатории организационно-технического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Павлова Наталья Алексеевна - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Першукова Вероника Анатольевна - методист отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about the author Petrova I.Yu. - Head of the Department «Providing internal quality assessment», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Klimova Yu. B. - Head of Laboratory for organizational and technical support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pavlova N.A. - Methodologist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the quality assessment of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Pershukova V.A. - Methodologist of the Department «Organization of scientific activity», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.