Научная статья на тему 'Координация сетевого взаимодействия на региональном уровне при разработке оценочных материалов (из опыта работы образовательных организаций Челябинской области)'

Координация сетевого взаимодействия на региональном уровне при разработке оценочных материалов (из опыта работы образовательных организаций Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Черепанова Ольга Александровна, Гречущева Тамара Валерьевна, Масляева Елена Анатольевна, Руднева Лариса Николаевна

Раскрыты вопросы координации сетевого взаимодействия организаций в системе об-щего и дополнительного профессионального образования как актуального ресурса созда-ния единого организационного и информа-ционно-методического пространства. Пред-ставлены некоторые аспекты сетевого взаи-модействия образовательных организаций при создании контрольных измерительных материалов с учетом национально-регио-нальных и этнокультурных особенностей для формирования общего пространства оценки качества общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодкова Екатерина Александровна, Черепанова Ольга Александровна, Гречущева Тамара Валерьевна, Масляева Елена Анатольевна, Руднева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация сетевого взаимодействия на региональном уровне при разработке оценочных материалов (из опыта работы образовательных организаций Челябинской области)»

УДК 37.072

КООРДИНАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е.А. Солодкова, О.А. Черепанова, Т.В. Гречущова, Е.А. Масляева, Л.Н. Руднева

Раскрыты вопросы координации сетевого взаимодействия организаций в системе общего и дополнительного профессионального образования как актуального ресурса создания единого организационного и информационно-методического пространства. Представлены некоторые аспекты сетевого взаимодействия образовательных организаций при создании контрольных измерительных материалов с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей для формирования общего пространства оценки качества общего образования.

Ключевые слова: сетевая организация; сетевое взаимодействие, контрольные измерительные материалы.

В настоящее время актуальным, целесообразным, а также эффективным управленческим ресурсом в сфере образования можно считать сетевую организацию взаимодействия. Необходимость и актуальность использования данной формы взаимодействия определяет и Федеральный Закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15), указывая что она:

1. «обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций...» [4]; «наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спор-тивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [4].

Определяя сетевую организацию как

динамичный гибкий децентрализованный комплекс, состоящий из взаимосвязанных узлов, обладающий открытостью, выраженной в неограниченном расширении путем включения новых звеньев (структур, объединений, учреждений, важно отметить, что быть узлом сети - это «иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счёт других узлов сети приобретает дополнительные ресурсы» [1].

В 2016-2017 гг. перед Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) Правительством Челябинской области, Министерством образования и науки Челябинской области были поставлены задачи организационного характера:

1. координирование процесса разработки репозитория оценочных материалов, обеспечивающих оценку метапредметных и предметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, используемых для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации на уровне начального общего образования;

2. разработка контрольных измерительных материалов для проведения диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 9-х классов в форме индивидуального проекта;

3. разработка контрольных измерительных материалов для проведения диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования.

ГБУ ДПО РЦОКИО необходимо было координировать организацию активного сетевого взаимодействия, в результате которого становятся возможными эффективная разработка, апробирование и, в конечном итоге, предложение профессиональному педагогическому сообществу и обществу в целом качественного и по содержательному аспекту инновационного продукта, позволяющего оценивать качество общего образования в регионе. Это возможно «за счёт организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений» [5]. Последними стали педагогические работники, выполняющие организационные и исполнительные функции, следующих общеобразовательных организаций Челябинской области: Карталинского муниципального района (МОУ «СОШ № 17 имени Героя Советского Союза Серафима Ивановича Землянова» (далее - МОУ «СОШ № 17»), МАОУ «СОШ № 15 г. Челябинска», МОУ СОШ №31, МОУ СОШ № 45, МОУ Аннен-ская СОШ), Ашинского муниципального района (МКОУ «СОШ №1» г. Сим, МКОУ СОШ № 2 г. Сим, МКОУ «СОШ №4» г. Ми-ньяр, МКОУ «СОШ №7» г. Аши, МКОУ «СОШ №9 г. Аши»), МОУ СОШ № 2 Кы-штымского городского округа, МАОУ СОШ № 18 и МАОУ СОШ № 36 Златоустовского городского округа, МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №104 г.Челябинска», МАОУ «Гимназии № 96 г. Челябинска», МОУ «Гимназия №53» г. Магнитогорск, МБОУ СОШ 89 г.Челябинска, МАОУ «Лицей №6» г. Миасс Челябинская область, МБОУ «Гимназия № 48 им. Н.Островского г. Челябинска», МАОУ «СОШ №8 г. Челябинска», МБОУ «СОШ №75 г. Челябинска». Следует отметить, что в работу были включены и методические объединения педагогов.

Как правило, сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного профессионального образования в основном рассматривается с двух позиций [5]:

1. сеть, созданная для получения резуль тата посредством объединения ресурсов;

2. сеть, созданная для обмена ресурсами, где при этом результат у каждого участника будет свой.

На наш взгляд, сетевое взаимодействие по созданию диагностических измерительных материалов (далее - КИМ) не может быть однозначно отнесено к определенной из приведенных выше позиций. С одной стороны, каждая общеобразовательная организация, участвуя в разработке КИМ, имеющих метапредметный характер, делала вклад в развитие единой системы оценки качества общего образования на региональном уровне. С другой стороны, предметный характер некоторых КИМ уже говорит о том, что результаты у участников будут различными и иметь некоторые особенности. Именно поэтому общеобразовательные организации использовали в своей работе разработанные спецификации, включающие перечень проверяемых планируемых результатов, структурированных по темам (разделам, содержательным линиям), а также требования к каждому виду диагностических материалов, состоящие из определения, описания формы представления, требований к содержанию и алгоритма разработки. В спецификациях также было определено количество разрабатываемых оценочных материалов по классам и темам.

Попова И.Н. в своей статье приводит в пример три базовых типа модели «как результат проектирования сетевого взаимодействия организаций - это модель «Концентрированная сеть», модель «Распределенная сеть» и «Модель цепи» [2]. Координация сетевого взаимодействия при создании КИМ осуществлялась на основе модели «Концентрированная сеть», реализованной в координационной форме, где роль регулирующего центра с доминирующей функцией координации играл ГБУ ДпО РЦОКИО.

ГБУ ДПО РЦОКИО самостоятельно определил разработчиков КИМ из состава общеобразовательных организаций, являющихся опорными площадками регионального центра по направлениям оценки качества образования. В каждой общеобразова-

тельной организации был назначен куратор-организатор, отвечающий за своевременную сдачу всех разработанных материалов. Для организаторов общеобразовательных организаций специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО было проведено установочное совещание, на котором было определено техническое задание для школ по разработке диагностических материалов. Дальнейшее взаимодействие между координаторами ГБУ ДПО РЦОКИО и кураторами-организаторами общеобразовательных организаций осуществлялось в одних случаях посредством электронной почты, в других - совещаний, очных и веб-консультаций.

Примечательно, что состав творческих групп по разработке КИМ, подбирался самостоятельно общеобразовательными организациями или методическими объединениями педагогов. Так, например, МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска» необходимо было разработать 20 различных материалов, среди которых были групповые проекты и комплексные работы. Исходя из этого к работе были привлечены три педагога данной общеобразовательной организации, а также доцент кафедры математики и естествознания факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно- педагогического университета (далее - ЮУрГГПУ), руководитель мета-предметной лаборатории начального общего образования ЮУрГГПУ, кандидат педагогических наук Н.Н. Татаренко. Меньшее количество педагогов посчитали нецелесообразным в силу большого объема материалов для разработки, а большее количество - из-за сложностей в координации взаимодействия, различного стиля изложения материала, возможных повторов содержательного характера.

В творческую группу, созданную в Карта-линском муниципальном районе, были включены директор и методист муниципального учреждения «Центр развития образования» (далее - МУ ЦРО), директор, заместители директора и учителя-предметники МОУ «СОШ №17». По каждому типу проекта работала отдельная подгруппа. Методическая служба Карталинского муниципального района (МУ ЦРО) оказывала консульта-

тивное и методическое сопровождение на протяжении разработки диагностических материалов. Проводимые он-лайн совещания-консультации в режиме скайп, в которых принимали участие все участники сетевого взаимодействия: специалисты ГБУ ДПО РЦОКИО, муниципальные методические службы и педагоги общеобразовательных организаций, - способствовали выработке единых подходов к разработке инструментария. Важную роль при подготовке КИМ имела взаимопроверка разработанных диагностических материалов между разработчиками из разных территорий, итогом которой стала корректировка КИМ.

В рамках сетевого взаимодействия была предусмотрена апробация разработанного инструментария. Например, в таковой приняли участие школы Карталинского муниципального района, реализующие федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в 9 классе в пилотном режиме. В процедуре апробации участвовали 134 учащихся, из них 30 человек подготовили познавательные проекты, 63 школьника - исследовательские, 19 - творческие и 22 человека - социальные проекты.

Мощным координирующим механизмом в организации разработки диагностических материалов для методистов и педагогических работников явились разработанные специалистами ГБУ ДПО РЦОКИО инструктивно-методические материалы. На муниципальном уровне представителями методических служб проводились дальнейшие совещания с разработчиками на уровне общеобразовательных организаций с целью качественного оформления сопроводительных документов к разработанным диагностических материалов. С целью обобщения имеющегося опыта по разработке и использованию диагностических материалов в региональном исследовании качества образования в форме итогового индивидуального проекта на базе МОУ «СОШ № 17» в марте 2017 года был проведен муниципальный методический семинар.

Таким образом, понимая под сетью совокупность организаций, направленных на достижение единой цели посредством решения задач, общей ресурсной базы с помощью

единого центра управления, а также на устранение каких-либо несоответствий [3], можно сделать вывод о том, что координация сетевого взаимодействия возможна не только при обучении обучающихся, но и при разработке диагностических материалов с использованием ресурсов профессионально-педагогического сообщества на региональном уровне. При сетевом взаимодействии наблюдаются опосредованные связи, увеличивающие круг согласованности с учетом закрепленных определенных функций и повышающие продуктивность процесса и качество результатов. Координационная роль ГБУ ДПО РЦОКИО, направленная на поддержание процесса всей системы на заданном уровне, позволила правильно распределить и аккумулировать ресурсы профессионально-педагогического сообщества.

Список литературы

1. Василевская, Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях [Электронный ресурс] / Е. В. Василевская. - Режим доступа: it-n.ru/attachment.aspx?id=87642 (25.04.2017).

2. Попова, И. Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования [Электронный ресурс] / И. Н. Попова // Интернет-журнал «Мир науки» - 2016. - Том 4, №6. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (21.04.2017).

3. Реализация модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях профильного интернет-обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/403/5740 3/27657 (20.04.2017).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.min.obr.ru (05.04.2017).

5. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Электронный ресурс] / М. Ю. Швецов, А. Л. Ду-гаров // Ученые записки Забайкальского го-

сударственного университета. Серия: Педагогика и психология - 2012. - № 5. - Режим доступа:

http://cyb erleninka. ru/article/n/ setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-professionalnogo-obrazovaniya-v-regione (15.04.2017).

References

1. Vasilevskaya, E. V. Setevaya organizaciya kak novyj tip otnoshenij i deyatel'nosti v sovremennyh usloviyah [EHlektronnyj resurs] / E. V. Vasilevskaya. - Rezhim dostupa: it-n.ru/attachment.aspx?id=87642 (25.04.2017).

2. Popova, I. N. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs razvitiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] / I. N. Popova // Internet-zhurnal «Mir nauki» - 2016.

- Tom 4, №6. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (21.04.2017).

3.Realizaciya modeli setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij v usloviyah profil'nogo internet-obucheniya [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/403/5740 3/27657 (20.04.2017).

4. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.min.obr.ru (05.04.2017).

5. Shvecov, M. YU. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya v regione [EHlektronnyj resurs] / M. YU. SHvecov, A. L. Dugarov // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya - 2012. - № 5. -Rezhim dostupa :

http://cyb erleninka. ru/article/n/ setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-professionalnogo-obrazovaniya-v-regione (15.04.2017).

Сведения об авторах

Солодкова Екатерина Александровна

- начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества образования», г. Челябинск

Черепанова Ольга Александровна -

кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Гречущева Тамара Валерьевна - директор, Муниципальное учреждение «Центр развития образования Карталинского муниципального района» (МУ ЦРО), г. Карталы Масляева Елена Анатольевна - заместитель директора по учебной работе в начальной школе, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 76 г. Челябинска», г. Челябинск

Руднева Лариса Николаевна - директор, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 имени Героя Советского Союза Серафима Ивановича Землянова», г. Кар-талы

Information about authors

Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Cherepanova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department «Ensur-ing the assessment quality of educational out-comes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Grechusheva T.V. - Head of the Municipal institution «The Center of Education Development in the Kartaly Municipal District», Kartaly Masliaeva E.A. - Deputy Director for studies at elementary school, Municipal autonomous educational Institution «Gymnasium # 76», Chelyabinsk

Rudneva L.N. - Head of the Municipal educational institution «Secondary School # 17 after the name of the Soviet Union Hero Serafim Ivanovich Zemlyanov», Kartaly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.