Научная статья на тему 'Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования'

Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Н.И., Боровых И.Ю., Авдашкин А.А., Кузнецова Л.Е.

Представленная статья посвящена проблеме управления реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования на примере МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска». Дана характеристика основным направлениям и механизмам реализации программы развития на основе результатов внутренней системы оценки качества образования, показана деятельность администрации и педагогического коллектива по созданию условий для совершенствования институциональной системы оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Н.И., Боровых И.Ю., Авдашкин А.А., Кузнецова Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования»

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Н.И. Абрамовских, И.Ю. Боровых, А.А. Авдашкин, Л.Е. Кузнецова

Представленная статья посвящена проблеме управления реализацией программы развития общеобразовательной организации по результатам внутренней системы оценки качества образования на примере МАОУ «СОШ 74 г. Челябинска». Дана характеристика основным направлениям и механизмам реализации программы развития на основе результатов внутренней системы оценки качества образования, показана деятельность администрации и педагогического коллектива по созданию условий для совершенствования институциональной системы оценки качества образования.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, Программа развития общеобразовательной организации, результативность мероприятий внутренней системы оценки качества образования, направления и механизмы реализации программы развития.

В последние годы в деятельности образовательных организаций значительно возросла роль программ развития, поскольку это документы стратегического планирования и управления. Ранее наличие программы развития в образовательной организации относили к признакам инновационного развития учреждения, поскольку нормативно наличие такого документа не закреплялось. В современных условиях Федеральный закон Ф3-273 «Об образовании в Российский Федерации» определяет, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации» [12]. В научной и педагогической литературе уже сложились определенные подходы к разработке, структуре и реализации данного документа [3, 11, 13]. Однако отметим, что на сегодняшний

день отсутствуют нормативные требования к порядку разработки, структуре и содержанию программы развития на уровне образовательной организации.

Формирование единой системы оценки качества образования (ЕСОКО) придает ощутимый импульс развития региональной системе оценки качества образования Челябинской области (РСОКО). Стратегическим ориентиром этого процесса является Концепция РСОКО, в основу которой положена идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки [9]. Внедрение Концепции РСОКО в практику управления образованием на всех уровнях обеспечивают следующие механизмы: модель оценки качества общего образования [10], модели муниципальной и внутренней системы оценки качества общего образования (ВСОКО) [4,1]. Развитие РСОКО ставит перед образовательными организациями задачи совершенствования внутренних систем оценки качества образования, «встраивания» их в современное оценочное пространство региона, а также управления развитием образовательной организации по результатам ВСОКО.

В условиях внедрения в образовательную деятельность школы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования [5-7] и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [8] обозначилось противоречие между необходимостью научно-методического сопровождения этого процесса и отсутствием опыта данной деятельности. Приведем результаты опыта работы МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» в управлении реализацией программы развития на основе ре-

зультатов ВСОКО, которые позволили выявить противоречия, препятствующие согласованности работы образовательной организации:

1) внутренняя система оценки качества образования не в полной мере отражает изменившиеся требованиям к ее содержанию и процедурам и не всегда обеспечивает достаточную объективную информационную основу принятия управленческих решений;

2) существующая организационная структура управления внутренней системой оценки качества образования не в полной мере обеспечивает комплексность и открытость ВСОКО, а также оперативность и объективность принятия решений по ее результатам;

3) недостаточно сформированы организационные, научно-методические, информационные условия для формирования и распространения результативных практик внутренней оценки качества образования;

4) система внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» не в полной мере обеспечивает совершенствование их профессиональных компетентно-стей в части оценки качества образования.

В условиях ограниченных ресурсов решение данных проблем возможно на основе про-ектно-целевого управления. Потенциал про-ектно-целевого управления позволяет получить в рамках проекта по совершенствованию ВСОКО новые эффекты, которые могут лечь в основу процессов стратегического развития образовательной организации. В их числе и проектирование программы развития образовательной организации на основе результатов ВСОКО [2. С. 20].

Совокупность этих обстоятельств позволила сформулировать цель и поставить задачи Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» на период с 2017-2018 по 2019-2020 учебные годы. Цель Программы развития была сформулирована как обеспечение в условиях изменяющегося законодательства в сфере образования управления качеством образования МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» посредством совершенствования внутренней системы оценки качества образования и принятия решений по ее результатам. В соответствии с выявленными противоречиями определены следующие задачи: 1) совершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования, обеспечивающую объективную информационную основу принятия решений; 2) совершенствовать организационную структуру управления внутренней системой оценки качества образования и обеспечить расширение ее открытости; 3) создать организационные, научно-методические, информационные условия для формирования и распространения результативных практик внутренней оценки качества образования; 4) совершенствование системы внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» посредством обучающих семинаров, направленных на совершенствование их профессиональных компетентностей в части оценки качества образования в условиях изменившегося законодательства.

Основные направления и организационные механизмы реализации Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Направления и организационные механизмы достижения цели и решения задач Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска»

Направление Организационный механизм

Совершенствование ВСОКО, обеспечивающей объективную информационную основу принятия решений Системность и комплексность разработки проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО

Публичность представления проектов локальных нормативных актов, обеспечиваю-

Направление Организационный механизм

ющих функционирование ВСОКО

Совершенствование организационной структуры управления ВСОКО и расширение ее открытости Вовлеченность педагогических работников школы в разработку проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО

Вовлеченность педагогических работников школы в профессиональное обсуждение проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО

Вовлеченность социальных партнеров школы (включая представителей обучающихся, родителей) в общественное обсуждение проектов локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО

Создание организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО Включенность методических объединений педагогов, рабочих групп в деятельность по планированию, разработке, проведению, анализу и интерпретации результатов процедур ВСОКО

Направленность деятельности методических объединений педагогов, рабочих групп на планирование, разработку, проведение, анализ и интерпретацию результатов процедур ВСОКО

Публичность представления результатов ВСОКО (включая официальный сайт школы)

Совершенствование системы внутриоргани-зационного повышения квалификации педагогических работников МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» посредством обучающих семинаров, направленных на совершенствование их профессиональных компетентностей в части оценки качества образования Направленность внутриорганизационного обучения на совершенствование профессиональных компетентностей педагогов в части оценки качества образования

Публичное представление результативных практик внутренней оценки качества образования

Постоянно действующий Методический семинар

Реализация Программы развития предполагает три этапа: организационно-подготовительный, деятельностный и результативный. В настоящий момент образовательная организация завершила организационно-подготовительный этап. Создана совокупность условий, обеспечивающих функционирование ВСОКО в соответствии с современными требованиями:

1) усовершенствована организационная структура управления ВСОКО и обеспечено участие органов государственно-обществен-

ного управления и профессиональных объединений педагогов в процедурах ВСОКО;

2) определен комплекс организационных, научно-методических, информационных условий для формирования и распространения результативных практик ВСОКО и выработаны механизмы их формирования;

3) усовершенствована система внутриорга-низационного повышения квалификации педагогических работников МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» и направлена на совершенствование их профессиональных компе-

тентностей в части оценки качества образования.

Необходимо отметить, что важным этапом является формирование организационной структуры управления ВСОКО. Поэтому, первый год реализации программы развития предполагал проведение семинаров, направленных на формирование механизмов реали зации Программы развития МАОУ «СОШ

№ 74 г. Челябинска» по результатам ВСОКО. Совершенствовалась организационная структура управления реализацией Программы развития, определялись функциональные обязанности и роли представителей педагогического коллектива в реализации программы развития по результатам ВСОКО (таблица 2).

Таблица 2

План работы методического семинара Формирование механизмов реализации Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» по результатам внутренней системы оценки качества _образования на 2017-2018 учебный год_

Тема Сроки проведения Примечание

Формирование механизмов реализации Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» по результатам внутренней системы оценки качества образования Сентябрь Установочный семинар

Роль методических объединений учителей-предметников в управлении качеством образования. Октябрь Заседания МО учителей-предметников

Алгоритм проектирования регламента ВСОКО. Структура и содержание ВСОКО Ноябрь Круглый стол

Нормативное правовое обеспечение реализации внутренней системы оценки качества образования (на уровне образовательной организации) Декабрь Семинар

Реализация образовательной организацией ресурса ВСОКО как механизма выполнения Программы развития школы Январь Практический семинар

Ресурсы ВСОКО Февраль Практический семинар

Внутренняя система оценки качества результатов (уровень реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования) Март Семинар

Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности (уровень достигнутых условий реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий, (обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы общего образования МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска») Апрель Семинар

Внутренняя система оценки качества управления (реализация требований к структуре основной образовательной программы общего образования) Май Семинар

В рамках программы развития для педагогических работников образовательной организации создается инновационно-рефлексивная среда, в рамках которой они получают возможность профессионального саморазвития и полноценного приложения своих усилий для реализации программы развития учреждения. Для мониторинга условий формирования и распространения результативных практик внутренней оценки качества образования разработана рабочая матрица самоанализа ресурсов образовательной деятельности к условиям реализации Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска». Шкала оценивания предполагает оценку от 0 до 2 баллов.

Для ведения мониторинга определены следующие направления:

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимся в условиях реализации Программы развития МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска»;

развитие личностных способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного качественного образования и профориентации;

формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке учителя;

включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социаль-

ной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской, художественной деятельности;

формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

обновление содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);

эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

эффективное управление образовательным учреждением.

В настоящий момент коллектив образовательной организации осуществляет работу по формированию комплекса условий (организационных, научно-методических, информационных) для формирования и распространения результативных практик ВСОКО.

Особое внимание управленческие команды уделяют работе с кадровыми ресурсами, поскольку учителя, их навыки, сформирован-ность и профессионализм педагогического коллектива являются важнейшим условием для обеспечения качества образования. Согласно ФГОС требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования включают непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего образовательную программу начального общего, основного общего и среднего общего образования [5-7]. Данные требования актуализируют включение в реализацию прог-

раммы развития образовательной организации такого механизма как внутриорганиза-ционное повышение квалификации. В настоящий момент в педагогическом коллективе образовательной организации насчитывается 10 молодых специалистов, стаж работы которых составляет менее 3 лет, происходит смена поколений. В этих условиях растет востребованность мероприятий, направленных на внутриорганиза-ционное повышение профессиональных компетенций молодых педагогов.

Кадровый потенциал образовательной организации на современном этапе должны составлять педагоги, которые готовы эффективно управлять процессом собственного профессионального и личностного роста. На сегодняшний день одним из направлений в рамках, которого осуществляется активная деятельность является совершенствование системы внутриорганизацион-ного повышения квалификации педагогических работников МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска». Несмотря на то, что механизмы повышения квалификации еще не были запущены в полном объеме, в образовательной организации уже организована работа постоянно действующего методического семинара, намечены индивидуальные траектории профессионального развития педагогов и достигнуты ощутимые результаты.

По состоянию на 1 июня 2018 года в МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» работают 54 педагогических работника. Из них: 16 педагогических работников, аттестованных на первую и 32 на высшую квалификационную категорию, 6 учителей пока не имеют квалификационной категории и опыта работы в школе.

Профессиональные связи по обмену опытом выстраивают около 50% членов педагогического коллектива. В связи с поступлением на работу в образовательную организацию молодых специалистов и учителей, не имеющих педагогического стажа, с целью оказания им методической помощи было принято решение назначить для каждого из них наставника из числа опыт-

ных педагогов.

Программа наставничества призвана привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и способствовать их закреплению в школе; ускорить процесс профессионального становления учителя и развития его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Каждый молодой специалист работает с наставником, который транслирует ему свой педагогический опыт. Корпус наставников составляют педагоги, стаж работы которых насчитывает порядка 40 лет. Есть и такие, кто недавно перешагнул порог школы, но уже обладает существенным педагогическим опытом. В целом же коллектив достаточно молод. Средний возраст учителя в МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» составляет 32 года, возраст 48% учителей не превышает 30 лет. Немаловажно, что в настоящий момент в школе работает 7 ее выпускников. Тем самым реализуется преемственность поколений, повышается сплоченность педагогического коллектива, что является, на наш взгляд, «скрытым» механизмом реализации программы развития.

Учителя, обладающие богатым педагогическим опытом, делятся своими идеями. Для этого проводятся методические семинары, конкурсы профессионального мастерства, презентации педагогического опыта, открытые уроки, педагогические советы позволяют выявить лучший опыт. Так создаются все необходимые условия для того, чтобы педагогический опыт, новаторские открытия становились доступны и понятны молодым коллегам. Благодаря наставничеству представители педагогического коллектива ежегодно принимают деятельное участие в конкурсах педагогического мастерства «Педагогический дебют». Отметим, что на сегодняшний день в образовательной организации работают 6 призеров районного конкурса и 4 дипломанта городского. Под руководством учителей-наставников молодые учителя принимают участие во Всероссийских интернет-конкурсах и занимают в них призовые места. Востребованы такие формы наставничества как разработка и презентация моделей уроков, презентация

себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, презентация собственного опыта, стендовые доклады, педагогические проекты. На этой основе представляется возможным объединение усилий опытных учителей-наставников и молодых педагогов.

Администрацией МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» сформированы портфолио молодых специалистов, куда вносятся их педагогические находки, достижения, прилагаются анкеты с отзывами о проведенных и посещенных уроках, семинарах и т.д. Это дает возможность проследить динамику роста компетенций молодых учителей и наставников. Молодой педагог, работая совместно с опытным учителем, обретает необходимую уверенность в своих профессиональных силах. В результате молодые коллеги принимают деятельное участие в конкурсах различного уровня. Ощутимо возрастает их профессионализм. Тем самым система наставничества помогает молодому учителю полноценно интегрироваться в школьный коллектив, а администрация в свою очередь получает возможность для более «точечного» совершенствования внутриорганизационной системы повышения квалификации.

Одной из форм публичной презентации результативных практик в сфере оценки качества образования является педагогическое творчество, участие педагогов в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, в конкурсах и конференциях. Заметно повысился уровень мероприятий, в рамках которых педагоги презентуют себя и свой опыт. В течение двух последних лет представители образовательной организации становились дипломантами всероссийских конкурсов. Следует отметить, что по итогам первого года реализации программы развития члены педагогического коллектива МАОУ «СОШ № 74 г. Челябинска» приняли участие в более чем четырех десятках всероссийских и международных конкурсах и мероприятиях со следующими результатами: 7 дипломов I степени, благодарности и т.д. Это наглядно демонстрирует положительные качественные изменения профессиональных компетенций педагогического коллектива.

Таким образом, внутренняя система оценки качества образования способна обеспечить образовательные организации востребованной объективной информацией. Данная система позволяет субъектам образовательных отношений осуществлять анализ данных, полученных в результате проведенных оценочных процедур и планировать на этой основе стратегическое развитие образовательной организации, принимать эффективные управленческие решения. Программа развития представляет потенциально действенный инструмент, обеспечивающий управление качеством образования по результатам. При этом ВСОКО выполняет «двойную» роль. С одной стороны, она является основой для разработки программы развития образовательной организации, а с другой выступает инструментом контроля ее реализации.

Управление реализацией программы развития образовательной организацией должно включать в себя следующие функции:

создание (дополнение) локальной нормативной базы, обеспечивающей реализацию программы развития образовательной организации;

обеспечение реализации мероприятий программы развития образовательной организации;

осуществление мониторинга реализации программы развития образовательной организации;

выработка и контроль исполнения управленческих решений по результатам реализации мероприятий программы развития образовательной организации.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования [Текст] / А. А. Барабас, Ю.Ю., Баранова, И.В. Латы-пова [и др.]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -130 с.

2. Баранова, Ю. Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методи-

ческое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2. - С. 17-22.

3. Молчанов, С. Г. Теоретические и нормативные основания феномена «Программа развития» [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2017. - № 4. - С. 15-20.

4. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст] / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова, [и др.]; под ред. Е. А. Тюриной. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -163 с.

5. Приказ Министерство образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - http://base.garant.ru/70188902/.

- Дата обращения: 05.10.2018.

6. Приказ Министерство образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/. - Дата обращения: 05.10.2018.

7. Приказ Министерство образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/.

- Дата обращения: 05.10.2018.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129. - Дата обращения: 05.10.2018.

9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. 98

№ 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=299712. -Дата обращения: Дата обращения: 05.10.2018.

10. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования (Челябинская область)». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.regionz.ru/index. php?ds=299711. - Дата обращения: 05.10.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ротобыльская, Л. А. Программа развития как нормативный документ современной образовательной организации [Текст] / Л. А. Ротобыльская // Региональное образование: современные тенденции. - 2016. - № 2 (29). - С. 22-28.

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ . - Дата обращения: 05.10.2018.

13. Филимонюк, Л. А., Белоусова, Л. В. Разработка комплекса рекомендаций по проектированию программы развития образовательной организации [Текст] / Л. А. Филимо-нюк, Л. В. Белоусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 54 (8). - С. 104-110.

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A. A. Barabas, YU.YU. Baranova, I.V. Latypova [i dr.]. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 130 s.

2. Baranova, YU. YU. Proektno-tselevoe upravlenie sovershenstvovaniem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YU. YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2017. - № 2. - S. 17-22.

3. Molchanov, S. G. Teoreticheskie i nor-

№ 2(5) 2018

mativnye osnovaniya fenomena «Programma razvitiya» [Tekst] / S. G. Molchanov // Inno-vatsionnoe razvitie professional'nogo obra-zovaniya. - 2017. - № 4. - S. 15-20.

4. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas, YU.YU. Baranova, I.V. Laty-pova, [i dr.]; pod red. E. A. Tyurinoy. - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 163 s.

5. Prikaz Ministerstvo obrazovaniya i nauki rossiyskoy federatsii ot 17 maya 2012 g. № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs].

- http://base.garant.ru/70188902/. - Data obrashcheniya: 05.10.2018.

6. Prikaz Ministerstvo obrazovaniya i nauki rossiyskoy federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnov-nogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.gar-ant.ru/55170507/. - Data obrashcheniya: 05.10.2018.

7. Prikaz Ministerstvo obrazovaniya i nauki rossiyskoy federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/197127/ - Data obrashcheniya: 05.10.2018.

8. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

- Data obrashcheniya: 05.10.2018.

9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii re-gion-al'noy sistemy otsenki kachestva obrazova niya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy

resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.re-gionz.ru/index.php?ds=299712. - Data obrashcheniya: Data obrashcheniya: 05.10.2018.

10. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974 «O regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelya-binskaya oblast')». [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/in-dex.php?ds=299711. - Data obrashcheniya: 05.10.2018.

11. Rotobyl'skaya, L. A. Programma razvitiya kak normativnyy dokument sovremen-noy obrazovatel'noy organizatsii [Tekst] / L. A. Rotobyl'skaya // Regional'noe obrazovanie: sov-remennye tendentsii. - 2016. - № 2 (29). - S. 22-28.

12. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda. [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obra-zovanii.ru/. - Data obrashcheniya: 05.10.2018.

13. Filimonyuk, L. A., Belousova, L. V. Razrabotka kompleksa rekomendatsiy po proek-tirovaniyu programmy razvitiya obra-zovatel'noy organizatsii [Tekst] / L. A. Filimo-nyuk, L. V. Belousova // Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2017. - № 54 (8). - S. 104-110.

Сведения об авторах

Абрамовских Нина Ивановна - заместитель директора по учебно-методической работе, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 74 города Челябинска»

Боровых Ирина Юрьевна - заместитель директора по учебной работе, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 74 города Челябинска»

Авдашкин Андрей Александрович - кандидат исторических наук, методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки ка качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Кузнецова Людмила Евгеньевна -

начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Abramovskih N. I. - Deputy Director for training methodological work, Municipal autonomous general education organization "Secondary General Education School №74 of Chelyabinsk city"

Borovykh I.Yu. - Deputy Director for training work, Municipal autonomous general educa-

tion organization "Secondary General Education School №74 of Chelyabinsk city"

Avdashkin A. A. - Candidate of Histori-cal,Sciences Methodist of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Kuznetsova L. E. - Head of Laboratory for organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational programs», Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.