Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

АНАЛИЗ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FIRST-YEAR STUDENT / INTRODUCTION TO THE PROFESSION OF A TEACHER / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Е. В., Шалагинова К. С.

Описываются научные результаты психолого-педагогического исследования (приняли участие 500 студентов), в котором анализируются ожидания и целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов-первокурсников, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений о профессии, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности. Исследование по изучению ожиданий от профессии педагога включало авторскую анкету «Педагогическая направленность», тесты «Ваш творческий потенциал», «Коммуникативные и организаторские склонности». В исследовании приняли участие студенты первых курсов разных факультетов педагогического вуза в количестве 350 человек и студенты старших курсов в количестве 150 человек. Исследование проводилось на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2019-2020 гг. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости проектирования мероприятий, направленных на целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений о профессии, проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности. Предложены рекомендации для выстраивания индивидуальной траектории профессионального саморазвития студента в учебно-воспитательном процессе вуза: в работе со студентами-первокурсниками использовать дневник профессионального становления будущего педагога с целью актуализации профессионального самопознания, саморазвития и самопроектирования; проект «Задай вопрос педагогу», предполагающий диалог выпускников, молодых, работающих педагогов, стажеров, студентов первых курсоров; квест «Первый шаг в профессию педагога» направленный на развитие интереса студентов к профессии, профессиональное самоопределение, формирование потребности в профессиональном росте и самореализации в процессе обучения в вузе; вовлечение студентов в волонтерскую деятельность - как возможность профессиональной пробы через добровольчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Декина Е. В., Шалагинова К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENTS' EXPECTATIONS-FIRST-YEAR STUDENTS FROM THE TEACHING PROFESSION AND THEIR DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY EVELOPMENT OF STRESS TOLERANCE IN TEACHERS AS A CONDITION FOR PREVENTING EMOTIONAL BURNOUT

Describes the scientific results of psycho-pedagogical research (participated 500 students), which examines the expectations and purposeful formation of professional perceptions of the teaching profession of students-freshmen, the gradual acquisition by students of specific knowledge about the teaching profession, expanding the range of professional views about the profession, the formation of the problem field of development of pedagogical activities. The study of expectations from the teaching profession included the author's questionnaire "Pedagogical orientation", tests "Your creative potential", "Communicative and organizational aptitudes". The study was attended by first-year students of various faculties of the pedagogical University in the number of 350 people and senior students in the number of 150 people. The study was conducted at the Tolstoy state University in 2019-2020. The research results indicate the need to design activities aimed at purposeful formation of professional ideas about the profession of a teacher among students, consistent acquisition by students of specific knowledge about the profession of a teacher, expanding the range of professional ideas about the profession, the problem field of mastering and developing pedagogical activities. Proposed recommendations to build an individual trajectory of professional self-development of the student in the educational process of the University: in working with first-year students use the journal of professional formation of future teachers with the purpose of updating professional knowledge, self-development and sameprocedure; draft an "Ask the educator", involving dialogue graduates, young working teachers, interns, students of the first cursor; quest "the First step in the profession of a teacher" aimed at developing students' interest in the profession, professional self-determination, the formation of the need for professional growth and self-realization in the process of studying at the University; involvement of students in volunteer activities-as an opportunity for professional testing through volunteerism.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОЖИДАНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОТ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Декина Е.В., Шалагинова К.С. Анализ ожиданий студентов-первокурсников от профессии педагога и возможности их развития в учебно-воспитательном процессе вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dekina E.V., Shalaginova K.S. (2020). Analysis of students' expectations-first-year students from the teaching profession and their development in the educational process of the university evelopment of stress tolerance in teachers as a condition for preventing emotional burnout. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 378.047

Декина Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Шалагинова Ксения Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Анализ ожиданий студентов-первокурсников от профессии педагога и возможности их развития в учебно-воспитательном процессе вуза

Аннотация. Описываются научные результаты психолого-педагогического исследования (приняли участие 500 студентов), в котором анализируются ожидания и целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов-первокурсников, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений о профессии, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

Исследование по изучению ожиданий от профессии педагога включало авторскую анкету «Педагогическая направленность», тесты «Ваш творческий потенциал», «Коммуникативные и организаторские склонности».

В исследовании приняли участие студенты первых курсов разных факультетов педагогического вуза в количестве 350 человек и студенты старших курсов в количестве 150 человек. Исследование проводилось на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2019-2020 гг.

Результаты исследований свидетельствуют о необходимости проектирования мероприятий, направленных на целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений о профессии, проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

Предложены рекомендации для выстраивания индивидуальной траектории профессионального саморазвития студента в учебно-воспитательном процессе вуза: в работе со студентами-первокурсниками использовать дневник профессионального становления будущего педагога с целью актуализации профессионального самопознания, саморазвития и самопроектирования; проект «Задай вопрос педагогу», предполагающий диалог выпускников, молодых, работающих педагогов, стажеров, студентов первых курсоров; квест «Первый шаг в профессию педагога» направленный на развитие интереса студентов к профессии, профессиональное самоопределение, формирование потребности в профессиональном росте и самореализации в процессе обучения в вузе; вовлечение студентов в волонтерскую деятельность - как возможность профессиональной пробы через добровольчество.

Ключевые слова: студент-первокурсник; введение в профессию педагога; профессионально важные качества; педагогическая деятельность

Введение

Актуальность исследования направлена на изучение проблем подготовки специалистов в педагогических вузах, соответствие ожиданий студентов от профессии педагога с реальностью ее освоения. Анализ истории становления педагогического образования показывает преемственность функции подготовки будущего педагога. История становления профессии педагога складывалась тысячелетиями. Особенности обучения и воспитания всегда несли в себе отпечаток своего времени. Афинская система воспитания ставила задачи гармоничного и всестороннего развития личности, овладение «совокупностью добродетелей» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Цели и задачи первоначального воспитания в Древней Руси связаны с воспитанием в семье, более талантливые дети продолжали обучение у наставника, под руководством которого ученик осваивал религиозные тексты и светские книги. Первыми учителями русской земли считают святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При князе Владимире Красно Солнышко появились школы, в которых юношей учили разным искусствам. Ярослав Мудрый был за распространение элементарной грамотности. Царь Иван Грозный издал постановление о школах грамоты. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавая учебники, разрабатывая программы и т. д. Для решения педагогических задач, развития национального просвещения в 1755 году создан Московский университет. С 1804 года осуществляется последовательное открытие в России педагогических институтов. К.Д. Ушинский требует от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. А.С. Макаренко большое внимание уделял непосредственному влиянию воспитателя на личность ребенка, свободе творчества, комплексности воспитания и т. д. Свои завершенные формы современная практика подготовки педагога в нашей стране приняла в 30-е годы, подготовка учителя-предметника выступила основной целевой установкой педагогических вузов.

В настоящее время существенно расширилось пространство педагогической деятельности, современная школа нуждается в специалистах, способных к созданию психолого-педагогических условий становления личности и индивидуальности ученика на основных этапах онтогенеза. По мнению Е.И. Исаева современный педагог решает ряд профессиональных задач, он «исследует, проектирует, организует систему образовательных ситуаций, выстраивает потенциально возможное образовательное пространство многообразных деятельностей, способствует развитию детей педагогическими средствами, адекватными для каждой ступени образования и т. д. [1]. Современный педагог должен быть готов и способен к работе с различными категориями детей, в классе могут быть ученики с ОВЗ, задержкой развития, одаренные, застенчивые, агрессивные учащиеся и т. д. Соответственно,

https:// mir-nauki. com

педагог должен уметь работать не только по единым планам и рабочим программам, но и по вариативным программам, предполагающим учет особых образовательных потребностей, выстраивание индивидуальной траектории работы с учениками, в том числе, по адаптированным программам, активное партнерство с родителями.

И.В. Дубровина отмечает, что содержание этапа базового профессионального образования является фундаментом профессиональной культуры, ... каждый студент - это как бы два будущих специалиста в одном: 1 - ученый, ориентированный на практику; 2 - практик, блестяще подготовленный в научном отношении [2]. Нередко характер подготовки в вузе не способствует пониманию студентами сути своей будущей профессии, формированию у них системного видения психолого-педагогической действительности, в которой предстоит работать.

Н.А. Исаева в своих исследованиях делала акцент на том, что особенностью начального овладения педагогической профессией является профессиональное самоопределение и самопроектирование, знакомство с педагогической профессией, познание своих психологических качеств, определение собственной линии профессионального обучения, разработка программ профессионального самообразования [3].

Сотрудники Высшей школы экономики провели исследование, согласно результатам которого порядка 38 % школьных учителей в РФ находятся в возрастной группе 50 лет и старше, тогда как доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 14 %. При этом, практически каждый четвертый учитель (23 %) считает, что, возможно, лучше было бы выбрать другую профессию. Кроме того, подавляющее большинство современных студентов педагогических вузов не собирается идти в учителя (около 10 % выпускников хотят работать в школе) [4]. В тоже время, в последнее время ситуация меняется: постепенное увеличение зарплат, рост престижа педагогической профессии, гранты, госпрограммы привлекают в школы молодых специалистов.

Цель проведенного нами исследования направлена на изучение ожиданий и целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов-первокурсников, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

Был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ исследований по изучаемой проблеме, методы получения и анализа эмпирических данных (анкетирование, тестирование), обработки эмпирических данных, проектирование (дневник профессионального становления, проект «Задай вопрос педагогу», квест «Первый шаг в профессию педагога» и

др.).

Исследование по изучению ожиданий от профессии педагога включало авторскую анкету «Педагогическая направленность», тесты «Ваш творческий потенциал», «Коммуникативные и организаторские склонности».

В исследовании приняли участие студенты первых курсов разных факультетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого в количестве 350 человек и студенты старших курсов в количестве 150 человек.

Методы и материалы

Результаты и их обсуждение

Представим результаты исследования студентов-первокурсников. На вопрос анкеты «Почему Вы решили поступить учиться в педагогический вуз?» (возможно несколько вариантов ответов), более 65 % опрашиваемых ответили, чтобы «получить полные и глубокие знания по выбранному направлению подготовки», более 40 % - «стать хорошим педагогом», «иметь диплом о высшем образовании», более 30 % - «использовать полученные знания для воспитания своих детей», 20 % - «интересно», 15 % «семейные традиции», «этого хотели родители» и др. (рис. 1).

Рисунок 1. Ответы студентов на вопрос анкеты «Почему Вы решили поступить учиться в педагогический вуз?»

По мнению студентов, люди выбирают профессию педагога, потому что «любят детей, хотят работать с детьми, передать свой опыт, обучать, развивать детей, семейные традиции, можно использования педагогические знания в воспитании собственных детей, воспитать хорошее поколение, интерес к психологии и педагогике, желание стать хорошим учителем и др.».

71 % опрашиваемых уверены в правильности выбора профессии. Более 57 % студентов считают, что их знаний о педагогической профессии было достаточно для уверенного выбора и поступления в педагогический вуз.

Педагог, по мнению опрашиваемых, должен обладать следующими качествами: «авторитетность, активная жизненная позиция, вежливость, внимательность, воспитанность, грамотность, гуманность, добросовестность, доброта, жизнерадостность, заинтересованность, коммуникабельность, компетентность, креативность, любовь к детям, мудрость, настойчивость, находчивость, объективность, отзывчивость, открытость, ответственность, оптимистичность, организованность, понимание, справедливость, стрессоустойчивость, сдержанность, современность, строгость, тактичность, творческость, терпеливость, толерантность, требовательность, трудолюбие, увлеченность, уверенность в себе, умение решать конфликты, целеустремленность, человечность, честность, чувство юмора, чуткость, эмпатия, эрудированность». К первой пятерке качеств были отнесены следующие: доброта, коммуникабельность, ответственность, любовь к детям, трудолюбие.

По мнению студентов, учащимся нравятся учителя, которые «строгие, но справедливые, отзывчивые, понимающие, общительные, добрые, спокойные, требовательные, умеющие найти индивидуальный подход к ученику, интересно передать знания, креативные, современные, позитивные, любящие свою работу, относятся к детям, как к равным и др.».

54 % респондентов отметили, что профессия педагога является важной и перспективной, на момент анкетирования 77 % опрашиваемых отметили, что профессия педагога им нравится.

Студенты-первокурсники выделили следующие качества, которые помогут им успешно учиться в педагогическом вузе и освоить профессию педагога: ответственность, трудолюбие, целеустремленность, активность, общительность и др. Свою будущую студенческую жизнь участники анкетирования представляют: веселой, интересной, познавательной, связанной с получением новых знаний, учебой, поиском друзей, наполненной интересными уроками и событиями, яркой, участием в жизни университета, насыщенной различными мероприятиями, продуктивной, «огромный труд», «пока трудно представить», «сначала будет сложно влиться в студенческую жизнь, но позже будет нормально, поэтому вначале нужно приложить максимум усилий и держать высокую планку все время», «совмещение учебы и творчества», «успешной» и др.

Проиллюстрируем ответы студентов на вопрос «Что наиболее значимо для Вас в Вашем учении?» (рис. 2). Более 85 % студентов пришли в вуз получить знания и «учиться», далее 83 % отметили, что хотели бы совместить учебу и развитие своих способностей, что соответствует возрастным особенностям данного возрастного периода, важностью развития своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.

■ Приобрести глубокие и прочные знания

■ Развивать свои способности

■ Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"

■ Получить интеллектуальное удовлетворение

■ Не запускать изучение учебных предметов

■ Достичь уважения преподавателей

■ Выполнять все требования преподавателей

■ Участвовать в общественной работе

■ Успешно продолжить обучение в магистратуре

■ Получать повышенную стипендию

■ Добиться одобрения родителей

■ Участвовать в научно-исследовательской деятельности

■ Не отставать от сокурсников

■ Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

■ Быть примером для сокурсников

■ Другое (укажите, что именно)

Рисунок 2. Ответы студентов на вопрос анкеты «Что наиболее значимо для Вас в Вашем учении?»

После окончания вуза примерно по 30 % хотели бы продолжить обучение в магистратуре, пойти работать педагогом, работать в другой сфере и «пока не знают» (рис. 3). Через 4 года (после окончания вуза) студенты хотели бы видеть себя «высококлассным

21% 23%

20%

19% 4%

29% 36%

специалистом, хорошим педагогом, счастливым, жизнерадостным, способным к выполнению профессиональной деятельности, человеком, у которого есть цель в жизни, диплом; трудоустроенным; самодостаточным, профессионалом своего дела, успешным человеком с прочной семьей и хорошей работой, педагогом, которого любят и уважают ученики, сформировавшейся личностью и индивидуальностью, женой и матерью, состоявшейся личностью и др.».

4%

25% 35% Продолжу обучение в магистратуре Буду работать педагогом

31% 30% Пока не знаю Получив профессию педагога, смогу работать в любой сфере

■ Другое (укажите, что именно)

Рисунок 3. Ответы студентов на вопрос анкеты «Я думаю, что после окончания вуза я...»

Представим ответы студентов на вопрос анкеты «С каким настроением Вы смотрите в будущее?» (рис. 4).

Рисунок 4. Ответы студентов на вопрос анкеты «С каким настроением Вы смотрите в будущее?»

Так, 66 % студентов-первокурсников смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом, 32 % - спокойно, без особых надежд, 7 % - с неуверенностью, 1 % - со страхом и отчаянием.

Анализ методики «Ваш творческий потенциал» показал, что 36,4 % испытуемых имеют высокий уровень развития творческого потенциала, 60,2 % - средний и 3,4 % низкий (рис. 5).

70 60 50 40 30 20 10 0

60.2%

36,4%

Высокий уровень творческого потенциала

Средний уровень творческого потенциала

3,4%

Низкий уровень творческого потенциала

Рисунок 5. Результаты исследования по методике «Ваш творческий потенциал»

Анализ результатов исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» показал, что очень высокий и высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей имеют 35,7 % и 41,3 % соответственно. Данные студенты быстро ориентируются в различных ситуациях, в том числе трудных, непринужденно ведут себя в новом коллективе, активны, настойчивы, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение, у них получается организовывать разные мероприятия, причем часто они сами выступают их инициаторами. 39,4 % продемонстрировали средний уровень развития коммуникативных способностей, а 33,1 % - средний уровень развития организаторских способностей. Данные студенты стремятся к контактам с другими, могут планировать свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью, коммуникативные и организаторские склонности необходимо совершенствовать. Также были выявлены студенты с низким уровень проявления коммуникативных (24,9 %) и организаторских склонностей (25,6 %) (рис. 5-6).

■ очень выс окий уровень ■ высокий уровень ■ средний уровень ■ ниже среднего ■ низкий уровень

Рисунок 5. Результаты исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (коммуникативные склонности)

Рисунок 6. Результаты исследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» (организаторские склонности)

Представим результаты анкетирования студентов - будущих педагогов старших курсов (анкета «Педагогическая направленность»). На вопрос анкеты "Почему вы решили поступить учиться в педагогический вуз?", мы получили следующие данные: 43 % - «для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании», 41 % - «использовать педагогические знания для

воспитания своих детей», 33 % - «хочу стать хорошим учителем», 29 % - «бесплатное обучение / низкая плата за обучение», 18 % - «чтобы получить полные и глубокие знания по выбранному профилю», 15 % - «престиж, авторитет вуза и факультета», 11 % - «из неких практических соображений», 8 % - «семейные традиции», 5 % - «интересно» и т. д. На вопрос "Почему люди выбирают профессию педагога?" мы получили следующие ответы: «любят детей, «хотят передать свой опыт детям», «интересно быть педагогом», «делиться своими знаниями», «смысл жизни», «желание работать с детьми», «семейные традиции», «желания привносить свой вклад в молодое поколение», «чувствую в себе призвание быть педагогом», «востребованность профессии», «стремление воспитывать лучшее поколение», «интерес к изучению психологии и педагогики», «стать хорошим учителем» и т. д. Большинство ответов: "любовь к детям", "желание работать с детьми", "желание передать полученный опыт".

На вопрос «Какие направления учебной и внеучебной деятельности в вузе, по Вашему мнению, способствую развитию профессионально важных качеств будущего педагога?», были получены ответы: практика, кружки, секции, проблемные группы, олимпиады, конференции, научно-исследовательская деятельность, добровольчество.

Проиллюстрируем ответы студентов на вопрос анкеты «В университетской жизни вас больше всего привлекает возможность» (рис. 7).

70%

приобретение личностного роста заниматься научно- приобретения новых друзей раскрытия и проявления проявления себя во

профессиональных знаний исследовательской своих талантов и внеучебной деятельности

деятельностью способностей (волонтерская

деятельность, самоуправление, учеба актива, творческая деятельность и т.д.)

Рисунок 7. Результаты ответов студентов на вопрос анкеты «Вуниверситетской жизни вас больше всего привлекает возможность...»

Ответы на вопрос «Что наиболее значимо для Вас в Вашем учении?», представим в таблице.

Таблица 1

Результаты ответов студентов на вопрос анкеты «Что наиболее значимо для Вас в Вашем учении?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Варианты ответа Процентное соотношение встречаемых вариантов

1 Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 52 %

2 Приобрести глубокие и прочные знания 49 %

3 Не запускать изучение учебных предметов 28 %

4 Не отставать от сокурсников 15 %

№ Варианты ответа Процентное соотношение встречаемых вариантов

5 Выполнять все требования преподавателей 28 %

6 Достичь уважения преподавателей 23 %

7 Быть примером для сокурсников 8 %

8 Добиться одобрения родителей 29 %

9 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 8 %

10 Получить интеллектуальное удовлетворение 33 %

11 Успешно продолжить обучение в магистратуре 21 %

12 Получать повышенную стипендию 39 %

13 Участвовать в научно-исследовательской деятельности 5 %

14 Участвовать в общественной работе 11 %

15 Развивать свои способности 54 %

16 Другое (способствовать развитию студенческого совета своего факультета, внеучебная деятельность) 8 %

По мнению студентов, трудности в процессе обучения в вузе связаны с необходимостью перестраиваться от школьных к вузовским формам обучения (26 %), со сложностью учебного материала (33 %), проблемами с преподавателя (21 %), отсутствием друзей (3 %), а также с «много домашнего задания, невозможность совмещать работу и учебу, много предметов, не относящихся к профилю и т. д.». Помочь в преодолении этих трудностей может: активное включение в процесс обучения (39 %), общение с однокурсниками (39 %), участие во внеучебной деятельности (21 %), посещение творческих коллективов, секций (18 %), включение в научно-исследовательскую деятельность (8 %), другое (индивидуальный подход, встреча со старшекурсниками своего факультета, внедрение других форм работы при обучении и др.).

Более 50 % опрошенных удовлетворены выбором направления и профиля обучения, 65 % - взаимоотношениями с однокурсниками, 47 % - взаимоотношениями с преподавателями, 34 % - уровнем преподавания и т. д.

52 % студентов смотрят в будущее с надеждой и оптимизмом, 36 % - спокойно, без особых надежд, 10 % - с тревогой и неуверенностью, 5 % - со страхом и отчаянием.

Поскольку именно обучение на первых курсах является сензитивным в плане развития профессиональной направленности студентов, считаем важным планирование соответствующих мероприятий, позволяющих сделать данный процесс более организованным, гибким, индивидуально-ориентированным. Современные исследователи предлагают различные технологии: изучение предметов психолого-педагогического цикла; педагогическая практика; развитие мотивации у студентов с использованием тренингов и упражнений; создание интереса к будущей профессии, посредством ролевых игр, бесед; развитие у студентов профессионально значимых качеств; включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов в учебный процесс [5; 6].

Считаем целесообразным и оправданным в работе со студентами-первокурсниками использовать дневник профессионального становления будущего педагога с целью актуализации профессионального самопознания, саморазвития и самопроектирования. Дневник ставит своей целью научить студентов самостоятельно ставить и решать вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности в процессе освоения профессией. Дневник профессионального становления состоит из следующих разделов: «Кто Я?» (в данном разделе раскрываются вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности), «Я и моя группа» (упражнения и задания данного раздела способствуют развитию эффективного взаимодействия с окружающими: студентами, преподавателями, кураторами групп), «Я и моя будущая профессия» (цель данного раздела связана с введением студентов в смыслы, ценности,

https:// mir-nauki. com

назначение профессии педагога), «Я и учебно-воспитательный процесс» (упражнения данного раздела способствуют адаптации студента к учебно-воспитательному процессу вуза, факультета, выявлению направлений для реализации себя в учебно-воспитательном пространстве вуза). Каждый раздел заканчивается сравнительным анализом изменений, которые произошли со студентом в течение семестра и учебного года. Таким образом, имеет место своеобразный диалог «с самим собой»: каким я был, каким я хочу стать и что для этого надо сделать. В результате повышается ответственность за выстраивание индивидуальной траектории и освоение необходимыми компетенциями [7; 8].

Достаточно хорошо зарекомендовал себя проект «Задай вопрос педагогу», предполагающий диалог выпускников, молодых, работающих педагогов, стажеров, студентов первых курсоров. Опыт проведения подобных встреч позволяет вывести диалог за рамки формальной работы, обсудить действительно интересующие вопросы. Ценность подобных мероприятий отмечают не только первокурсники, получившие возможность живого непосредственного общения с «носителями профессии», молодыми специалистами, но и молодые специалисты, которым подобные мероприятия позволяют повысить собственный уровень рефлексии, «по-новому» взглянуть не некоторые возникающие трудности в профессиональной деятельности. Проект включает лекторий, встречи с педагогами, обсуждение кинофильмов, реальных проблемных ситуаций, успешных практик работы педагога с различными категориями детей и т. д.

Квест «Первый шаг в профессию педагога» направлен на развитие интереса студентов к профессии, профессиональное самоопределение, формирование потребности в профессиональном росте и самореализации в процессе обучения в вузе. Проведение мероприятия приурочено к периоду адаптации первокурсников, а использование данной технологии позволяет участникам творчески получить необходимый объем актуальной информации, задать друг другу вопросы и обменяться опытом, переживаниями.

Начиная с первого курса, студенты активно вовлекаются в добровольческую деятельность, что мы, в свою очередь, рассматриваем как возможность профессиональной пробы. Возможность участия в различных мероприятиях (добровольческие проекты, форумы и т. д.) позволяет выявить собственные сильные и слабые стороны, привлекательность различных видов будущей профессиональной деятельности, найти друзей и т. п. Профессиональная проба обладает широким развивающим потенциалом [9], позволяет оценить актуальный уровень профессионального развития.

Особенностью начального периода овладения профессией педагога является обучение профессии вне самой педагогической деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости проектирования мероприятий, направленных на целенаправленное формирование профессиональных представлений о профессии педагога у студентов, последовательное приобретение студентами конкретных знаний о профессии педагога, расширение круга профессиональных представлений о профессии, проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности. Освоение будущим педагогом содержания предметно-специальной подготовки составляет важную задачу их обучения в педагогическом вузе. Необходимо обратить внимание на формирование компонентов педагогической деятельности у студентов младших курсов на различных видах практик, в рамках добровольческой деятельности, дисциплин психолого-педагогического цикла для первокурсников, концентрирующих внимание студентов на педагогической профессии, внеучебной деятельности и др. Предлагаемый комплекс мероприятий со

Заключение

студентами-первокурсниками способствует познанию своих психологических качеств, выстраиванию индивидуальной траектории профессионального обучения, программ самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев Е.И. Психологическая антропология как составляющая педагогического образования // Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65-летнему юбилею д. псих. наук, проф. Е.И. Исаева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. 178 с. С. 5-18.

2. Дубровина И.В. Этапы профессионального самоопределения педагога-психолога в процессе непрерывного образования // Сборник статей «Наука - образование -профессия: системный личностно-развивающий подход» / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2019. 559 с. [Электронное издание] https://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf (Дата обращения 14.05.2020).

3. Исаева Н.А. Введение в педагогическую профессию. Образовательная программа и сценарии занятий. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 1997. 34 с. С. 4.

4. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.

5. Декина Е.В., Ежкова Н.С., Карандеева А.В., Пазухина С.В., Панферова Е.В., Степанова Н.А. Формирование конкурентоспособности студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия // Вестник ВГУ. 2018. № 1. С. 52-56.

6. Афонькина, Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореферат дис. ... д-ра психолог. наук. СПб, 2003. 33 с. С. 25-27.

7. Декина Е.В. Психологическая подготовка современного педагога // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 4 (8). С. 5357.

8. Декина Е.В. Развитие личности и индивидуальности студента-первокурсника в социокультурном пространстве педагогического вуза // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. № 2 (18). С. 63-68.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Методика сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 3, https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/66PDMN320.

https:// mir-nauki. com

Dekina Elena Victoriana

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Shalaginova Ksenia Sergeevna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: [email protected]

Analysis of students' expectations-first-year students from the teaching profession and their development in the educational process of the university evelopment of stress tolerance in teachers as a condition for preventing

emotional burnout

Abstract. Describes the scientific results of psycho-pedagogical research (participated 500 students), which examines the expectations and purposeful formation of professional perceptions of the teaching profession of students-freshmen, the gradual acquisition by students of specific knowledge about the teaching profession, expanding the range of professional views about the profession, the formation of the problem field of development of pedagogical activities.

The study of expectations from the teaching profession included the author's questionnaire "Pedagogical orientation", tests "Your creative potential", "Communicative and organizational aptitudes".

The study was attended by first-year students of various faculties of the pedagogical University in the number of 350 people and senior students in the number of 150 people. The study was conducted at the Tolstoy state University in 2019-2020.

The research results indicate the need to design activities aimed at purposeful formation of professional ideas about the profession of a teacher among students, consistent acquisition by students of specific knowledge about the profession of a teacher, expanding the range of professional ideas about the profession, the problem field of mastering and developing pedagogical activities.

Proposed recommendations to build an individual trajectory of professional self-development of the student in the educational process of the University: in working with first-year students use the journal of professional formation of future teachers with the purpose of updating professional knowledge, self-development and sameprocedure; draft an "Ask the educator", involving dialogue graduates, young working teachers, interns, students of the first cursor; quest "the First step in the profession of a teacher" aimed at developing students' interest in the profession, professional self-determination, the formation of the need for professional growth and self-realization in the process of studying at the University; involvement of students in volunteer activities-as an opportunity for professional testing through volunteerism.

Keywords: first-year student; introduction to the profession of a teacher; professionally important qualities; pedagogical activity

43PDMN420

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.