Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 19PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Шалагинова К.С., Декина Е.В., Зылыгаева С.А., Куликова Т.И. Технология формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов в учебно-воспитательном процессе вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shalaginova K.S., Dekina E.V., Zalygaeva S.A., Kulikova T.I. (2019). Technology of formation of professional and personal success of future teachers-psychologists in the educational process of the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 376 ГРНТИ 159.9.07
Шалагинова Ксения Сергеевна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: shalaginvaksenij a99@yandex. ru
Декина Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Зылыгаева Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Куликова Татьяна Ивановна
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Технология формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов в учебно-воспитательном процессе вуза
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска инновационных технологий подготовки психолого-педагогических кадров. В основе исследования лежит интегративный подход, направленный на актуализацию процессов профессионального самопознания; развитие индивидуальности будущих специалистов; овладение приемами самосовершенствования и саморазвития профессионально важных качеств; выстраивание индивидуальной траектории. Изучение особенностей формирования
https:// mir-nauki. com
профессионально-личностной успешности осуществлялось с помощью диагностической программы, направленной на определение эмоциональной устойчивости, мотивации успеха, уровня общительности и др. В исследовании приняли участие 50 студентов старших курсов факультета психологии.
Исследование направлено на выявление путей и средств формирования профессионально-личностной успешности студентов в направлении решения основной задачи данного возрастного периода - становление индивидуальности. Представленная в статье программа задает ориентиры и способствует пониманию назначения профессии, целеполаганию, поддержке студенческих инициатив, выстраиванию профессиональной карьеры, развитию наставничества в вузе. Программа основывается на том, что для педагога-психолога становится важным развитие многообразных способностей учащихся, их универсальных компетенций. В этом направлении будущие специалисты должны получить опыт, обучаясь в вузе. Проведенное исследование углубляет современные представления о технологиях формирования профессионально-личностной успешности будущих специалистов.
Ключевые слова: успех; профессионально-личностная успешность; будущие педагоги-психологи; индивидуальная образовательная траектория
В современном обществе востребованы работники, способные к инициативным и самостоятельным действиям, работе в команде, постоянному саморазвитию, творческому способу организации своей жизнедеятельности, обладающие психологической гибкостью и пластичностью, с широкими адаптационными способностями. Особая роль в их подготовке и сопровождении отводится педагогу-психологу. Востребованность данных специалистов предъявляет повышенные требования к качеству их подготовки. Специфика работы педагога-психолога требует от специалиста определенных профессиональных и личностных качеств, профессиональных знаний, формирование которых должно происходить в период обучения в вузе. Мы разделяем положение о том, что в качестве важнейшей жизненной ценности современного человека можно рассматривать достижение успеха, как личностного, так и профессионального. В контексте рассматриваемой проблемы исследование по выявлению путей и средств формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов на этапе профессионального образования имеет теоретическое и практическое значение.
Цель исследования - выявить особенности формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов; обосновать, наполнить содержанием, оценить эффективность программы по формированию профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов в условиях обучения в вузе.
Студенческий период жизни связан с определением и реализацией собственного взгляда на жизнь, актуализацией вопросов о назначении человека, собственном Я, реализацией себя в профессии [1]. В контексте вышесказанного мы исходим из предположения о том, что формирование профессионально-личностной успешности будущих психологов будет протекать более эффективно при следующих условиях: актуализация процессов профессионального самопознания и саморазвития; осознание и реализация будущими специалистами значимой цели; овладение приемами самосовершенствования и саморазвития профессионально значимых качеств личности; выстраивание профессионально-личностной траектории развития.
В литературе рассматриваются вопросы личностных особенностей педагога-психолога, которые обеспечивают его успешность в практической деятельности (Н.А. Аминова [2],
https:// mir-nauki. com
Б.Г. Ананьев [3], Е.А. Климов [4], JI.B. Темнова [5]), успешного взаимодействия в совместной деятельности (Г.М. Андреева [6], А.В. Петровский [7], Н.Н. Обозов [8]).
A.А. Деркач выявляет условия и критерии успешности отдельных направлений деятельности психолога [9]. Г.В. Акопов, анализируя особенности переживания успеха, делает акцент не только на зоне возможностей субъекта, но и на ее личной значимости [10].
М.Л. Кубышкина успех связывает с достижением определенного результата, который оценивается личностью как значимый [11].
Л.И. Дементий трактует успех как сложное явление, предполагающее учет как ресурсов личности (способностей, возможностей, творческого потенциала, самооценку, притязания), так и социальных ориентиров [12].
B.А. Лабунская понимает успех как положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества [13].
Г.А. Тульчинский выделяет четыре формы успеха: «результативный» успех, который приносит личности определенное социальное признание; успех, выражающийся в значимом признании; успех, включающий в себя преодоление трудностей; успех как реализация призвания [14].
Вышесказанного свидетельствует об успехе как форме самореализации личности, предполагающей обязательную оценку общества, признание.
И зарубежные, и отечественные исследователи понятие успех рассматривают в неразрывной связи с понятием успешность. Б.Ф. Зейгарник анализирует успешность как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности [15].
Применительно к проблеме успешности в профессиональной деятельности Б.М. Теплов утверждал, что успешность зависит от индивидуальных способностей человека [16].
Н.В. Самоукина утверждает, что успех в профессиональной деятельности проявляется в достижении работником значимой цели и преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели [17].
В работах Н.А. Лавровой выявлена совокупность личностных образований, детерминирующих успешность в профессиональной деятельности: мотивы, установки, иерархическая система субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования [18].
Успешность в профессиональной деятельности способствует карьерному продвижению. По мнению О.П. Цариценцевой, карьера представляет собой многомерный социально-психологический феномен, неразрывно связанный с достижением успехов в профессиональной деятельности [19].
Основой успешной профессиональной деятельности, как отмечает С.И. Плаксий, выступает грамотное соотнесение индивидуальных способностей и требований профессии [20].
Анализ литературы позволяет сделать ряд выводов, принципиальных для построения дальнейшего исследования. Профессионально-личностная успешность - это состояние, проявляющееся в результате или в предвкушении достижения успеха, которое включает в себя владение способами, обеспечивающими высокий результат, а также проявляется в достижении значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели. Показателями профессионально-личностной успешности являются: мотивация на
https:// mir-nauki. com
достижение успеха, эмоциональная устойчивость, интернальный локус контроля, самоуважение и коммуникабельность.
Важнейшими направлениями развития личности и индивидуальности будущего педагога-психолога являются: формирование осознанной мотивации и стремлений студентов к овладению приемами саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Обеспечению обозначенных задач способствует проектирование студентами индивидуального образовательного маршрута, который определяется как путь реализации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [21].
А.В. Слепухин выделяет следующие компоненты индивидуального образовательного маршрута: мотивационный, целевой, организационно-педагогический, диагностический, рефлексивный [22].
К принципам реализации индивидуального образовательного маршрута отнесем следующие: принцип индивидуальности; совместной деятельности преподавателя и студента, студентов друг с другом; принцип реализации субъект-субъектных отношений; стимулирования проявлений своей индивидуальности, самопонимания; психолого-педагогической поддержки студентов, профессионального и личностного самоопределения; реализации творческого потенциала; опора на ведущую деятельность студентов - научно-профессиональная, учебно-профессиональная.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Выборку составили студенты выпускных курсов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» в количестве 50 человек.
На основе выделенных показателей профессионально-личностной успешности студентов (мотивация на достижение успеха, эмоциональная устойчивость, интернальный локус контроля, самоуважение и коммуникативная компетентност), была сформирована диагностическая программа исследования, направленная на изучение особенностей профессионально-личностной успешности студентов-психологов с использованием следующих методик: «Определение эмоциональной устойчивости (стабильности) -неустойчивости (нейротизма, тревожности)» (Ю.З. Кушнер); «Мотивация успеха и боязнь неудач» (А.А. Реан); «Шкала самоуважения» (М. Розенберг); «Определение локуса контроля личности» (Дж. Роттер); «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский); «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир) (модификация А.А. Реана) [23].
Составленная программа с элементами социально-психологического тренинга «Путь к успеху» нацелена на формирование профессионально-личностной успешности студентов-психологов, понимание собственной системы ценностей и субъективных смыслов, идеалов, убеждений; осознание собственных ресурсов и их дефицита; разрешение внутренних противоречий; обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижению поставленных целей; построение жизненных перспектив. Программа помогает найти конструктивные способы решения проблем, даёт возможность усвоить и превратить полученный опыт в собственные ресурсы, почувствовать ответственность за свой выбор, развивает умение распределять события жизни по значимости. Кроме того, разработанная нами программа
https:// mir-nauki. com
предполагает развитие универсальных компетенций современной молодежи: креативности, коммуникативности, кооперации, критического мышления [24].
Для успешной реализации программы использовалась рабочая тетрадь, в которой представлены темы занятий, предложены варианты мини-лекций, тестовые материалы. Каждая тема программы начинается с установочной площадки, далее предполагаются рефлексивные сессии, мастерские, проектно-проблемные семинары, тренинговые занятия, занятия с использованием арт-терапии, обучающие практикумы.
Ниже представим фрагмент рабочей тетради и тематический план программы развития профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов.
Фрагмент рабочей тетради. Тема «Жизненный путь личности».
Провести анализ притчи, сделать соответствующие комментарии. Притча «Путь к себе»: «Однажды, гуляя в своем саду, царь заметил, что деревья, кусты и цветы вянут и погибают. Тогда царь начал спрашивать их, почему они гибнут. Дуб ответил, что умирает, потому что не может стать таким же высоким, как сосна. Сосна сказала, что не может плодить виноград, как виноградная лоза. А виноградная лоза увядала потому, что не способна цвести, как роза. Затем опечаленный царь увидел жимолость, цветущую и источающую божественный аромат. На расспросы царя цветок ответил:
- Когда ты посадил меня, ты хотел получать радость именно от меня - того, чем я являюсь. Если бы ты хотел розу, дуб или виноград, - ты посадил бы их. Но ты выбрал меня, поэтому мне нет необходимости пытаться быть чем-то другим.
Вы можете быть только тем, кем являетесь в каждый момент времени. Расслабьтесь и примите себя. И жизни Вы нужны именно таким».
Заполнить анкету «Мое предназначение»: Каковы Ваши таланты и способности? в чем заключается ваша индивидуальность и неповторимость? На какие занятия Вам хочется тратить своё время? Представьте себе, что вы стали старше на четыре года. Как должна выглядеть ваша жизнь? Как вы хотите проводить большую часть времени? Кого бы вы хотите видеть рядом с собой в качестве самого близкого человека? Чем Вы будете заниматься? В чём будет заключаться главное отличие вашей будущей жизни от сегодняшней? В чём будет заключаться главная цель на будущее?
Рефлексия занятия: Часто ли вы размышляете над своим будущим? Какие трудности вам нужно преодолеть, чтобы приблизиться к своим целям? Насколько высоко вы оцениваете вероятность достижения ваших целей?
Тема «Препятствия на пути к моей цели»
Анализ понятия «препятствие»: то, что преграждает путь, мешает, задерживает движение; искусственно созданная преграда на дистанции, предназначенная для преодоления; то, что мешает какому-либо действию, задерживает осуществление чего-либо; помеха, затруднение.
Сформулируйте свои цели. Проведите анализ препятствий на пути их достижения (негативные мысли, ошибки и неудачи, «ничегонеделанье» и др.). Какие личностные ресурсы вы использовали для достижения целей? Кто (что) вам помогло справиться с препятствиями на пути достижения целей?
В малых группах обсудить технологии преодоления препятствий и подготовить модель (схему) выхода из сложной ситуации на примере вашей подгруппы.
Рефлексия занятия: Написание мини-эссе на тему «Особенности моего целеполагания и целереализации».
Тема «Достижение жизненно важных целей».
Сформулируйте 7 шагов для достижения жизненно важных целей: определитесь, чего вы хотите, решите, чего вы хотите достичь отдельно для каждой сферы своей жизни; запишите ваши цели; определите сроки достижения целей; составьте список того, что нужно сделать для достижения цели, сформулируйте план достижения цели, после этого переходите к действиям; необходимы регулярные усилия в достижении цели, занимайтесь более важными делами в первую очередь.
Запишите вашу цель. Определите основные шаги (что, где, когда) Ваших действий.
Напишите эссе на тему: «Что нужно делать сегодня, чтобы стать успешной личностью через 5 лет?».
Рефлексия занятия: Какие цели и задачи Вы ставите перед собой на ближайший год? Удалось ли Вам реализовать поставленные задачи (некоторые из них)? Если нет, то в чем, по-вашему, причины?
Ниже представлен тематический план программы формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов.
Таблица 1
Тематический план программы
№ Тема Содержание Методы и формы работы
1 «Жизненный путь личности. Моделирование своего будущего» Введение понятий «жизненная стратегия» и «жизненные сценарии» как системообразующих элементов структуры деятельностной активности личности в планировании и реализации плана карьеры. Сценарий жизни как задаваемый ближайшим социальным окружением образ деятельности, проявляемый в базовых установках человека. Анализ внутренних и внешних ресурсов человека. Определение границ возможностей. Формирование адекватной жизненной перспективы. 1. Упражнение «Имя». 2. Притча «Путь к себе». 3. Анкета «Моё предназначение». 4. Упражнение «5 лет спустя». 5. Рефлексия занятия.
2 «Понятие успеха и факторы, определяющие успешность деятельности» Определение успеха как субъективная оценка личности результатов собственной деятельности. Создание SWOT-анализа персонального потенциала. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Мини-лекция. 3. Упражнение «Моя формула успеха». 4. Упражнение «SWOT-анализ». 5. Упражнение «Колесо баланса». 6. Рефлексия занятия.
3 «Препятствие на пути к моей цели» Выявление препятствий и пути их преодоления на пути к цели. Групповая работа по выработке оптимальной стратегии преодоления препятствий. 1. Упражнение «Раз словечко -два словечко». 2. Упражнение «Препятствие на пути к достижению цели». 3. Групповое упражнение «Опыт выхода из сложной ситуации». 4. Упражнение «Кто виноват в ситуации?». 5. Рефлексия занятия.
№ Тема Содержание Методы и формы работы
4 «Достижение жизненно важных целей» Работа по формированию совместного «взгляда вперед», определению выбора направления и стратегии развития, по разработке сценария с учётом основных проблем, вызовов и рисков; работа над составлением плана и его защитой. Осмысление пройденного пути, определение возможностей и рисков в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе планирования образа желаемого будущего, определение компетенций, форм взаимодействия и ресурсов, необходимых для реализации желаемого будущего. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Упражнение «Шаги для достижения цели». 3. Эссе «Что нужно делать сегодня, чтобы стать успешной личностью через 5 лет?». 4. Задание «Моя жизненная стратегия». 5. Рефлексия занятия.
5 «Я - индивидуальность» Прослеживание пути становления индивидуальности. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Анкета. 3. Эссе «Становление моей индивидуальности». 4.Рефлексия занятия.
6 «Мой успех в профессиональной деятельности» Осмысление участниками выбранной профессии. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Упражнение «Первый, он всегда первый!». 3. Задание «Моя профессия...». 4. Задание «В настоящее время я.». 5. Рефлексия занятия.
7 «На пути к успешной карьере» Введение понятия «карьера». Выделение его компонентов. Определение карьерных ориентаций. 1. Упражнение «приветствие». 2. Мини-лекция «Карьера». 3. Групповое упражнение «Понятие карьеры». 4. Методика «Якоря карьеры». 5. Рефлексия занятия.
8 «Ценности - наш жизненный компас» Определение ценностных ориентаций, жизненных установок участников. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. 3. Задание «Анализ методики». 4. Рефлексия занятия.
9 «Творчество -неотъемлемая составляющая успеха» Творческий потенциал как профессионально-психологические возможности личности. Определение уровня творческого потенциала. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Упражнение «Как я понимаю творчество». 3. Методика «Каков Ваш творческий потенциал». 4. Упражнение «Придумай предложения». 5. Рефлексия занятия.
10 «Мои творческие умения» Раскрытие творческих знаний и умений в восприятии жизненных ситуаций. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Групповое упражнение «Противоположности». 3. Упражнение «Необычные действия». 4. Рефлексия занятия.
11 «Работа в команде. Работа с командой» Определение необходимых действий для построения команды. Групповая работа. Определение эффективности командной работы. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Групповое упражнение-игра «Секрет Джованни». 3. Задание «Оценка эффективности работы команды». 4. Определение типа ролей в команде по Белбину. 5. Рефлексия занятия.
№ Тема Содержание Методы и формы работы
12 «Уважай текущий час» Время - главная ценность для человека. Оптимизация персональной деятельности. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Упражнение «Поглотители времени». 3. Обучающий мини-курс «Стратегия достижения успехов» (Бодо Шефер «Органайзер шансов»). 4. Рефлексия занятия.
13 «Формула успеха» Выведение определения понятия «успех». Разработка формулы успеха. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Упражнение «Что для Вас успех?». 3. Задание «Модель успеха». 4. Заключение. 5. Рефлексия всех занятий.
После реализации программы развития профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов проведен сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах.
Анализ результатов по методике «Определение эмоциональной устойчивости (стабильности) - неустойчивости (нейротизма, тревожности)» (Ю.З. Кушнер) показал, что если на констатирующем этапе повышенный уровень тревожности был выявлен у 55 % испытуемых, то на контрольном этапе - у 15 % опрошенных.
По методике «Мотивация успеха и боязнь неудач» (А.А. Реан) на констатирующем этапе мотивация на успех диагностирована лишь у 50 % испытуемых, тогда как на контрольном этапе
- у 70 % респондентов. В выборке отмечено увеличение количества студентов с положительной мотивацией, при которой, начиная дело, опрошенные ставят конкретные цели, основываясь на свою активность, положительные качества, потребность в достижении успеха. Подобная установка позволит студентам в будущей профессиональной деятельности быть уверенными в своих силах, ответственными, инициативными и активными, настойчиво идти к поставленной цели.
По тесту «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) на констатирующем этапе самоуважение на высоком уровне обнаружено лишь у 30 % испытуемых, на контрольном этапе
- у 65 % респондентов. В будущем именно эта категория специалистов сможет адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, работать в направлении самосовершенствования в профессии.
Методика «Определение локуса контроля личности» (Дж. Роттер) показала, что у 70 % испытуемых преобладает интернальный локус контроля. Вместе с тем, на контрольном этапе у 30 % студентов наблюдается повышение количества баллов по уровню интернальности, что демонстрирует важность для выборки компетентности, целеустремленности, самодеятельности.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по тесту «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) показал, что если на констатирующем этапе нормальная коммуникабельность наблюдалась у 30 % студентов, то на контрольном - у 48 % опрошенных. В выборке отмечен рост числа респондентов, которые стали более терпеливы в общении, проявлении эмпатии.
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир) (модификация А.А. Реана) показала рост количества студентов с преобладанием внутренней мотивации над внешней с 40 % на констатирующем этапе до 60 % на контрольном. Активность будущих
специалистов мотивирована преимущественно самим содержанием деятельности педагога-психолога, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, карьеры.
Таким образом, после реализации программы, направленной на развитие профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов, значительная часть студентов улучшили свои показатели относительно развитости у них профессионально-личностных качеств. Составленная и апробированная программа показал свою эффективность.
Проведенная диагностическая работа на констатирующем этапе исследования показала, что в выборке выявлен повышенный уровень тревожности, эмоциональной неустойчивости. У некоторых студентов имела место мотивация на неудачу, приписывание причин неудач и неуспехов внешним обстоятельствам. Для формирования профессионально-личностной успешности необходимо обратить внимание на уровень эмоциональной устойчивости студентов, активизацию процесса самопознания, мотивацию на достижение успеха, интернальный локус контроля, внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности. В связи с этим была разработана и реализована программа, направленная на формирование профессионально-личностной успешности педагогов-психологов.
Остановимся на качественной оценке выполнения студентами заданий программы. Например, при составлении перечня наиболее важных компетенций, которые необходимо развить для воплощения своей значимой цели, большинство студентов выделили уверенность в своих возможностях, способность быстро принимать решения, наличие навыков общения, мотивацию на достижение высоких результатов и т. п. При составлении собственной формулы успеха, студенты писали: «Я считаю, что успех - это успеть, успеть везде и во всем»; «Успех -это мечта и желания, которые нужно преобразовать в цели и стремиться к их достижению»; «Чтобы быть успешным человеком нужно действовать на результат, достигать поставленных целей и стараться гармонизировать духовные и материальные составляющие своей жизни и др.
Информативны фрагменты эссе «В чем заключается моя индивидуальность и неповторимость»: «Моя индивидуальность находит свое выражение в учебном процессе. Целями моего обучения в вузе являются приобретение профессиональных знаний, умений, получение практических навыков по профессии. После окончания вуза я хочу работать по профессии» (Алена С.). «Важной частью становления индивидуальности я считаю самообразование. Я посещала различные курсы и семинары, например, «Тайм-менеджмент, или как управлять своим временем», где познакомилась с различными техниками и методиками, которые уже пробовала применять в своей жизни. Я писала несколько статей, сформировала портфолио. При этом, я постоянно стараюсь идти вперед, чтобы стать профессионалом» (Александра Г.). «Я осознала важность умений управлять своими эмоциональными состояниями, быть эмоционально устойчивой к различным жизненным ситуациям. Моя индивидуальность проявляется в умении сочувствовать другим людям, и в постоянном поиске ответов на вопросы как в профессиональной сфере, так и в личностной. Эти умения особенно мне пригодятся при взаимодействии с детьми» (Анна К.).
Несколько занятий были связаны с понятием успеха в профессиональной деятельности, сопоставлением ожиданий и реальных профессиональных возможностей студентов, а также с выявлением приоритетных условий для реализации своих профессиональных планов. Занятие «Мой успех в профессиональной деятельности» нацелено на осмысление студентами выбранной профессии. Большинство студентов отмечали свое желание и готовность работать по выбранному направлению подготовки, совпадение их ожиданий и профессиональных возможностей, желание продвигаться по карьерной лестнице и возможность профессионального роста. Наиболее актуальными проблемами для студентов стали следующие темы: «Понятие успеха и факторы, определяющие успешность деятельности», «Препятствие на пути к моей цели», «Мой успех в профессиональной деятельности», «Творчество -
https:// mir-nauki. com
неотъемлемая составляющая успеха». При выполнении упражнений все студенты были заинтересованы в определении приоритетных конкретно для каждого из них условий, обеспечивающих успешность деятельности, в выявлении путей преодоления препятствий на пути к своим целям, в проявлении своих творческих умений и способностей, и, в конечном итоге, составлении индивидуальной «формулы успеха».
После реализации программы можно сделать следующие выводы: у некоторых студентов отмечается повышение эмоциональной устойчивости, уровня самоуважения, а также уровня общительности. Также увеличились показатели уровня интернальности и мотивации профессиональной деятельности. Проследив положительную динамику результатов от констатирующего этапа к контрольному, можно сделать вывод о высоком уровне эффективности работы, осуществленной в данной группе испытуемых по программе развития профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов. Посредством выполнения упражнений студенты имели возможность спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Путем проектирования индивидуального образовательного маршрута можно достигнуть обеспечения условий для формирования осознанной мотивации и стремлений студентов к овладению приемами развития, совершенствования, самосовершенствования и самоактуализации. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому студенту на основе оперативно регулируемой оценки своих возможностей и способностей, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений.
Программа развития профессионально-личностной успешности студентов направлена на оказание помощи в обозначении направлений развития будущего педагога-психолога, актуализацию процессов профессионального и личностного самоопределения, профессионального самопознания и саморазвития, включение студентов в научно-исследовательскую, творческую, учебно-профессиональную, проектную деятельность, предполагающую конкретные практики, направленные на развитие креативности, индивидуальности, коммуникативных и организаторских способностей, умений работать в команде и т. д. Программа направлена на решение проблемы «поиска себя», в том числе в будущей профессии, выстраивания индивидуальной траектории профессионального саморазвития.
Ценность представленного материала характеризуется тем, что мы имеем психолого-педагогический облик студента старшего курса, который необходимо знать представителям психологической службы вуза, куратору студенческой группы, педагогам-наставникам образовательным учреждений для выстраивания дальнейшей работы с выпускниками. При этом, необходимо обратить внимание как на профессионально-личностное развитие студента, так и на овладение современными психолого-педагогическими технологиями, необходимость постоянного самосовершенствования и саморазвития.
Результаты исследования можно использовать в направлении проектирования содержательных, организационных и психолого-педагогических условий формирования профессионально-личностной успешности будущих педагогов-психологов. Содержательные условия задаются содержанием курсов по выбору, проблемных групп, программ практик, обучающих семинаров, планов внеучебной работы со студентами, ориентированных на выявление ценности индивидуальности, успешности будущих специалистов. Организационными условиями выступают формы учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектной деятельности, способствующие развитию субъективной активности студентов, индивидуальности, самопроектирования и т. д. Психолого-педагогическими условиями выступают формы взаимодействия преподавателей и студентов,
студентов друг с другом, ориентированные на развитие профессиональных и личностных качеств. В этом направлении актуально рассмотреть потенциал наставничества как введение молодых специалистов в профессиональную деятельность с целью проектирования индивидуальной траектории, создания ситуации успеха. Исследование намечает перспективу развития теории и практики профессионально-личностной успешности будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декина Е.В. Психолого-педагогические условия становления индивидуальности будущих педагогов-психологов // Антропологические перспективы психологического образования педагога: сборник научных трудов, посвященный 65-летию доктора психологических наук, профессора Е.И. Исаева. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2017. - С. 37-55.
2. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 1992. - № 4. - С. 104-111.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. - М.: Педагогика, 1980. -230 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1996. - 400 с.
5. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Автореферат дис. ... доктора псих наук. - М., 2001. - 44 с.
6. Андреева Г.М., Донцов А.И., Хараш А.У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 1981, 68-86.
7. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. - Ростов-на-Дону, 1993. -67 с.
8. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - С. 80-92.
9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. - 168 с.
10. Акопов Г.В. Исследование динамики смысложизненных ориентаций. - М.: МГУ, 2009. - 170 с.
11. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 - СПб, 1997. - 222 с.
12. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. - М.: Информ-Знание, 2005. - 188 с.
13. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М.: Гардарики, 2002. - 397 с.
14. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. - СПб, 2009. - 216 с.
15. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ. 2009. -128 с.
16. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 304 с.
17. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб.: «Питер», 2003. - 352 с.
18. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» // Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Под ред. М.Ю. Карелиной. - М.: МИССО, 2003. - 195 с.
19. Цариценцева О.П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте // Концепт. - 2012. - № 12.
20. Плаксий С.И. Мера труда. Мера потребления. - М.: Знание. - № 10. - 2007. - 63 с.
21. Фролова С.В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. - № 9 -2013.
22. Слепухин А.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. - №2 - 2011.
23. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Т.2. - 248 с.
24. Технологии работы практического психолога в профессиональной системе «человек-человек»: опыт разработки и реализации: коллективная монография / Декина Е.В., Залыгаева С.А., Куликова Т.И., Пазухина С.В., Филиппова С.А., Шалагинова К.С. - Варшава, Польша: iScience Sp. 2.о.о., 2018. - 159 с.
Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Dekina Elena Viktorovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Zalygaeva Svetlana Aleksandrovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Kulikova Tatyana Ivanovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: [email protected]
Technology of formation of professional and personal success of future teachers-psychologists in the educational process of the university
Abstract. The relevance of the study is due to the need to search for innovative technologies of training of psychological and pedagogical personnel. The research is based on an integrative approach aimed at updating the processes of professional self-knowledge; development of individuality of future specialists; mastering the techniques of self-improvement and self-development of professionally important qualities; building an individual trajectory. The study of the features of the formation of professional and personal success was carried out with the help of a diagnostic program aimed at determining emotional stability, motivation for success, level of sociability, etc. The study involved 50 senior students of the faculty of psychology.
The study aims to identify ways and means of formation of professional and personal success of students in the direction of solving the main problem of this age period - the formation of individuality. The program presented in the article sets guidelines and contributes to the understanding of the purpose of the profession, goal-setting, support of student initiatives, building a professional career, the development of mentoring at the University. The program is based on the fact that for the teacher-psychologist it becomes important to develop the diverse abilities of students, their universal competencies. In this direction, future specialists should gain experience by studying at the University. The study deepens the modern understanding of the technologies of formation of professional and personal success of future specialists.
Keywords: success; professional and personal success; future teachers-psychologists; individual educational trajectory