Научная статья на тему 'Развитие профессионально важных личностных качеств будущих специалистов физической культуры в процессе обучения в вузе'

Развитие профессионально важных личностных качеств будущих специалистов физической культуры в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОУПРАВЛЯЕМАЯ ЛИЧНОСТЬ / PERSONAL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / САМООЦЕНКА / SELF-APPRAISAL / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / PERSONAL ANXIETY / КОММУНИКАТИВНЫЕ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / SELF-STEERED PERSONALITY / COMMUNICATIVE MANAGING ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носенко Н. П.

В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме развития профессионально важных личностных качеств студентов будущих специалистов физической культуры; изложены основные факторы, обусловливающие необходимость развития профессионально важных личностных качеств у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF THE FUTURE SPECIALISTS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF STUDYING IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

The investigation results devoted to the problem of development of professionally significant personal qualities of the students as future specialists of physical education are presented in the article. The main factors causing the necessity of the development of professionally significant personal qualities of the future specialists are expounded.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально важных личностных качеств будущих специалистов физической культуры в процессе обучения в вузе»

УДК 378:796

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Кандидат психологических наук, старший преподаватель Н. П. Носенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме развития профессионально важных личностных качеств студентов - будущих специалистов физической культуры; изложены основные факторы, обусловливающие необходимость развития профессионально важных личностных качеств у будущих специалистов.

Ключевые слова: личностная идентичность; самоуправляемая личность; профессиональная подготовленность; рефлексия; эмпатия; самооценка; личностная тревожность; коммуникативные, организаторские способности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на включение в мировое образовательное пространство. Социально-экономические условия активизируют этот процесс и диктуют вузу выбор тех социально-образовательных моделей, которые давали бы студентам возможность осуществить успешное профессиональное образование, самоопределение, приобрести профессионально важные и значимые качества и позволили бы обеспечить конкурентную способность специалистов на рынке труда. Современные образовательные технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к ученикам, предъявляют определенные требования к личности будущего специалиста (педагога). В психограмме определены личностные качества, которые должны иметь педагоги, в частности: эмпатию, коммуникативные, организаторские способности, способность к рефлексии, адекватную самооценку, оптимальный уровень личностной тревожности (3).

Однако система образования по-прежнему нацелена на формирование умений, навыков и получение знаний студентами, а личностный компонент будущего

профессионала целенаправленно не развивается (2).

Таким образом, актуальной является проблема оптимизации педагогического процесса с целью формирования профессионально важных личностных качеств, обучения студентов способам психосаморегуляции, повышения у них резервов психической адаптации.

Вышеизложенное послужило основанием для выявления особенностей сформированности профессионально важных личностных качеств: эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей, личностной тревожности, самооценки, у будущих специалистов физической культуры и поиска путей оптимизации процесса обучения в направлении повышения личностной готовности студентов к профессиональной деятельности.

Было проведено психологическое исследование, в котором приняли участие 100 студентов 4 и 5 курсов КГУФКСТ, обучающиеся по направлению «Физическая культура», а также студенты кафедры дошкольного образования, получающие специализацию инструктора по физической культуре.

В основе исследования лежали научно-теоретические положения о связи личностного и профессионального развития (В. Д. Шадриков, З. И. Рябики-на, Э. Ф. Зеер), о взаимосвязи педагогики и психологии (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн), личностно-развивающего образования (В. Д. Давыдов, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская) о методах активного обучения.

В ходе констатирующего этапа исследования было установлено, что показатели развития исследуемых личностных качеств у большинства студентов соответствуют среднему уровню развития, а по некоторым показателям - низкому и ниже среднему (табл. 1). Следовательно, значительная часть студентов-

старшекурсников проявляет недостаточную личностную готовность к профессиональной деятельности, и они испытывают трудности в решении коммуникативных и организаторских профессиональных задач, что может снизить мотивацию профессионального развития и побудить к уходу из профессии. Повышенная тревожность, неуверенность в себе, обусловленные низкой самооценкой, являются фактором риска «эмоционального выгорания», что также негативно влияет на профессиональную деятельность.

Данные констатирующего этапа исследования рассматривались как основание для разработки содержания и методов осуществления программы развития личностной готовности студентов к педагогической деятельности в сфере физической культуры. Побуждением к разработке такой программы послужило понимание специфики взаимодействия педагогов по физической культуре с обучаемыми, которое, как правило, менее формализовано, чем общение с учащимися педагогов других дисциплин, и в силу этого обладает большими воспитательными возможностями.

Анализ психологической литературы, исследований в области профессиональной подготовки будущих специалистов показывает, что адекватным средством, позволяющим решать задачи личностного развития студентов, является психолого-педагогический практикум. В работу экспериментальных групп была вклю-

чена авторская развивающая программа, реализуемая в виде психолого-педагогического практикума по развитию профессионально важных личностных качеств будущих специалистов-педагогов, являющегося систематизирующим и регулирующим фактором личностного роста студентов.

Оригинальность программы личностного развития студентов заключается в том, что студенты знакомятся с навыками, которые делают людей успешными в любом виде деятельности, в том числе и в педагогической; изучение проходит в ситуации, способствующей формированию их у студентов, создается пространство для самоактуализации, саморегуляции личности.

Разработанная программа психолого-педагогического практикума включает четыре взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический.

Проективный блок.

Программа развития личностной готовности студентов к педагогической деятельности, связанной с физическим воспитанием, реализуется через психолого-педагогический практикум, так как эта форма проведения занятий позволяет оптимально сочетать лекционные и практические занятия, предусмотреть активность студентов на каждом занятии и отработать задания, выполненные студентами на практике.

Таблица 1

Показатели сформированности компонентов личностной готовности студентов к педагогической

деятельности

Наименование показателей Уровень Количество (чел.) %

4 курсп = 45 5 курс п=55 Всего 4 курс 5 курс

Эмпатические способности Низкий 14 19 9 30,8 35,1

Средний 16 11 42 35,4 20,0

Высокий 13 23 46 30,4 41,3

Очень высокий 2 2 3 3,4 3,6

Личностная тревожность Низкий 2 3 5 4,4 5,5

Средний 22 28 50 48,9 50,9

Высокий 21 24 45 46,7 43,6

Организаторские способности Низкий 10 14 24 22,2 25,4

Ниже среднего 10 14 24 22,2 25,4

Средний 8 6 14 17,8 10,9

Высокий 9 12 21 20,0 21,8

Очень высокий 8 9 17 17,6 16,5

Коммуникативные способности Низкий 11 3 14 24,4 23,6

Ниже среднего 7 9 16 15,5 16,5

Средний 9 11 20 20,0 20,0

Высокий 6 8 14 13,3 14,4

Очень высокий 12 14 26 26,8 25,5

Самооценка Низкий 15 18 33 33,3 32,7

Средний 17 19 36 37,7 34,5

Высокий 13 18 31 29,0 32,8

Итого 45 55 100

№3 I 2012

17

Целью психолого-педагогического практикума является осуществление развития профессионально важных личностных качеств. Программа психолого-педагогического практикума предусматривает решение развивающих, образовательных, воспитательных задач. Основные развивающие задачи:

- развитие эмпатии;

- снижение высокого уровня личностной тревожности;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей;

- формирование адекватной самооценки.

Основные образовательные задачи:

- формирование системы знаний о развитии личности человека;

- осознание необходимости самовоспитания, саморазвития;

- развитие социальной адаптации.

Основные воспитательные: задачи:

- воспитание потребности к саморазвитию и самовоспитанию.

Последовательность и содержание этапов работы раскрыты в таблице 2.

Содержательный блок раскрыт в тематическом плане, представленном в таблице 3.

Процессуальный блок. Психолого-педагогический практикум реализуется посредством разработанных автором занятий. В процессе занятий используются методы активного обучения: психотехнические игры, упражнения, элементы деловой игры, тренинг, вербальная, рисуночная рефлексия, диалог. В ходе занятия используются групповые методы обучения, которые адекватны задачам формирования коммуникативных, организаторских способностей, становления групповых форм взаимодействия, что крайне необходимо будущим педагогам.

Контрольно-диагностический блок. Контрольно-диагностический блок в содержании программы практикума представляется рядом диагностических методик, которые используются на начальном и заключительном этапах психолого-педагогического практикума. На начальном этапе диагностические методики

Таблица 2

План программы по развитию профессионально важных личностных качеств у будущих специалистов

(педагогов)

Этапы Содержание работы Кол-во занятий

Подготовительный Диагностика уровня развития эмпатии, личностной тревожности, коммуникативных и организаторских склонностей, самооценки (ПВК) 4

Основной Организация специальных и тренинговых занятий по развитию личностных качеств 40

Заключительный Диагностика уровня развития ПВК, определение задач развития личностного компонента, консультации, рекомендации по развитию личностных качеств, практика 52

Таблица 3

Тематический план содержания психолого-педагогического практикума

Разделы, темы Макс. кол. час. Аудиторное количество часов Сам. учебн. деят.

всего теор. практ.

Введение 2 2 2

Этика личности и этика характера 2 2 2

Навыки эффективности личности 10 6 4 2 4

Ответственное отношение к своей жизни 12 10 8 2 2

Определение жизненных целей 13 10 8 2 3

Управление временем 2 2 2

Формы мышления в процессе взаимодействия людей 4 2 2 2

Эмпатическое общение 6 4 2 2 2

Творческое сотрудничество 4 2 2 2

Факторы самосовершенствования личности 2 2 2

Практика 50

Итоговое занятие 2 2 2

Итого 109 94 36 58 15

Таблица 4

Динамика показателей сформированности профессионально важных личностных качеств студентов экспериментальной группы 5 курса (п=55) в течение педагогического эксперимента

Личностные качества Экспериментальная группа t Р

начало года конец года

М ±м М ±м

Эмпатические способности 46,1 1,28 63,4 1,28 9,56 <0,01

Личностная тревожность 35,7 1,33 32,7 1,25 -2,3 <0,05

Организаторские способности 3,5 0,09 4,4 0,07 7,69 <0,001

Коммуникативные способности 3,5 0,14 4,5 0,08 6,25 <0,001

Самооценка 5,7 0,29 8,9 .0,38 6,67 <0,001

используются как педагогом, так и студентами с целью оценочной характеристики профессионально важных личностных качеств студентов, на заключительном - с целью определения динамики оценочной характеристики профессионально важных личностных качеств студентов, эффективности психолого-педагогического практикума.

Реализация разработанной программы личностного роста обеспечила существенные изменения в личностном развитии студентов, которые выразились в статистически достоверном росте показателей коммуникативных, организаторских способностей, эмпатии, самооценки и в снижении личностной тревожности -параметров личностной готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичные результаты получены в экспериментальной группе студентов четвертого курса.

Реализация разработанной программы, нацелен-

ной на совершенствование профессионально важных личностных качеств будущих специалистов (педагогов), в форме психолого-педагогического практикума, является инициирующим фактором решения задачи гармоничного сочетания методической и личностной подготовки будущих специалистов физической культуры, позволяет осуществить более качественную подготовку будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. - 174 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала. - М.,1996. -380 с.

3. Курдюков, Б. Ф. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы / Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 2. - Краснодар. - 2012. - С. 30-32.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF THE FUTURE SPECIALISTS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF STUDYING IN HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

N. Nosenko, Senior Lecturer, Candidate of Psychological Sciences, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The investigation results devoted to the problem of development of professionally significant personal qualities of the students as future specialists of physical education are presented in the article. The main factors causing the necessity of the development of professionally

significant personal qualities of the future specialists are expounded.

Key words: personal identity, self-steered personality, professional readiness, reflection, empathy, self-appraisal, personal anxiety, communicative managing abilities.

№3 l 2012

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.