#
отношению к категориям субъектов образовательного процесса при переходе к деятельности «новой школы» приобретают высокую актуальность. Очевидно, что задачи дальнейшей модернизации школы смогут эффективно решать специалисты, имеющие оптимальную степень удовлетворенности результатами работы и взаимодействующие в системе хорошо организованного менеджмента школьной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? - Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
2. Львов Д. С. Механизм налогозамещения как главное условие экономического роста (обеспечение ускоренного экономического роста России на основе эффективного использования природ-но-ресурсной ренты) // Экономика природопользования. - 2003. - № 1.
3. Карпенко М. П. Когномика. - М., 2009.
4. Боревская Н. Е. Эпоха «экономики знаний» // Поиск. - 2001. - № 26.
5. Маслач К. Психологическое выгорание: как люди справляются... - М., 1989.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996.
7. Орел В. Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Ежегодник Российского-психологического общества. - Ярославль, 1998. - Т. 4. - Вып. 1.
8. Завалишина Д. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда. - М., 2003.
9. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М., 1979.
10. Свенцицкий А. Л. Удовлетворенность персонала организации своей работой // Психология управления: Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2006.
11. Поваренков О. П. Психология становления профессионала. - Ярославль, 2000.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
PERSONAL CHARACHTERISTICS OF STUDENTS OF SPEECH PATHOLOGY FACULTY OF DIFFERENT SPECIALITIES
Е. С. Сычева
В статье представлены основные результаты экспериментального исследования личностных особенностей студентов дефектологического факультета разных специальностей. Для будущей профессиональной деятельности необходимы определенные личностные характеристики, среди которых наряду с потребностью овладеть основами профессии важнейшее место занимает эмпатия, так как только эмоционально-позитивное отношение к воспитанникам позволяет педагогу специального образования устанавливать с ними эмоционально значимый контакт, являющийся основным условием эффективной коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: личностные особенности, сту-дент-дефектолог, методика.
E. S. Sycheva
The article presents the main results of experimental research of personal characteristics of students from speech pathology faculty of different specialities. Certain personal characteristics are essential for future professional activity. Thus, alongside basic professional skills, the major place is taken by empathy since only emotionally positive attitude to pupils allows the teacher of vocational education to establish an emotionally significant contact with them which is the basic condition for effective remedial and developmental work.
Keywords: personal characteristics, speech pathologist student, methodology.
Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования в нашем обществе ставят перед педагогическими коллективами учебных заведений различного профиля важные и ответственные задачи улучшения профессиональной подготов-
ки будущих специалистов. Студенты учебных заведений должны непрерывно повышать свое мастерство, обладать высокой организационной и профессиональной мобильностью, социально-профессиональной ответственностью и другими важными и необходимым качествам.
Ф
Высшая педагогическая школа воспитывает профессионала, способного помочь формированию личности ребенка специальными методами обучения, а также формируя адаптационный механизм взаимодействия с окружающими.
Цель дефектологического образования - подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной пригодности, что определяет положительную психологическую ориентацию на работу с различными категориями детей с проблемами в развитии и состоянии здоровья.
Анализ исследований за последние годы показал социальную значимость вопроса подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях этих авторов находит отражение передовой опыт ведущих вузов страны в подготовке специалистов системы специального образования.
В ходе подготовки компетентного специалиста с дефектологическим образованием необходимо учитывать множество факторов, среди которых наиболее важными являются особенности личностной сферы сту-дентов-дефектологов.
Актуальность данной работы связана с необходимостью дальнейшего исследования и раскрытия основ общих умственных и специальных способностей на разных этапах профессионализации и направлена на изучение когнитивных и личностных особенностей студентов дефектологического факультета разных специальностей.
Экспериментальной базой исследования явился дефектологический факультет Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В исследовании принимали участие студенты четвертого курса трех специальностей: «Логопедия» - 38 человек, «Сурдопедагогика» - 35 человек, «Олигофренопедагогика» - 35 человек.
Целью нашего исследования было экспериментальное изучение личностных особенностей у студентов дефектологического факультета разных специальностей: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика». С целью выявления психологических особенностей студентов дефектологического факультета выборка испытуемых рассматривалась в целом по группам специальностей.
Для исследования эмпатии (способности к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей) нами использовалось две методики: модифицированный тест -опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эп-штейна и методика И. М. Юсупова. Данные методики имеют очень большое значение для решения проблем, затронутых в нашем исследовании. Многие специалисты в области высшего дефектологического образования отмечают, что эмпатия является важнейшей характеристикой учителя-дефектолога. Эмпатия, эмоциональная отзывчивость по отношению к детям с отклонениями в развитии является обязательной личностной характеристикой успешного педагога системы специального обра-
зования, так как коррекционно-педагогическая деятельность может быть эффективной только в случае позитивного отношения к аномальному ребенку.
Система подготовки кадров для специальных учебных заведений должна характеризоваться высоким уровнем когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии, недостаточный учет этих требований при приеме в вузы на дефектологические специальности является причиной дезадаптации специалистов [1].
Исследование эмоциональной отзывчивости, проведенное с помощью разных методик, показало несовпадение результатов: так, с помощью методики И. М. Юсупова получены более высокие результаты, чем с помощью методики А. Меграбяна и Н. Эпштейна, хотя в ряде случаев есть совпадения. В целом показатели эмоциональной отзывчивости и эмпатии у студентов дефектологического факультета низкие и средние. Наиболее высокие показатели уровня эмпатии (очень высокий, высокий, средний уровни, по методике И. М. Юсупова) выявились у студентов отделения «Логопедия», далее у студентов отделения «Сурдопедагогики» (высокий, средний уровни эмпатии) и отделения «Олигофренопедагогики» (средний уровень эмпатии). Анализ этих данных показывают, что некоторые студенты 4-го курса личностно не готовы к выбранной профессии: им свойственно нейтральное, а иногда и отрицательное отношение к лицам с отклонениями. Эти данные согласуются с исследованиями Р. О. Агавеляна, который указывает, что около 15% студентов дефектологических факультетов имеют эмпатию к своим будущими ученикам [1; 2]. Это указывает на необходимость совершенствования подготовки специалиста с точки зрения формирования нравственных качеств, гуманного отношения к детям. Таким важным резервом является проведение педагогической практики в специальных учреждениях и привлечение студентов к волонтерскому движению. Также необходимо знакомство студентов с семьями, в которых воспитываются такие дети, для демонстрации того, что большинство из них не являются асоциальными и появление ребенка-инвалида возможно в семьях с высоким социальным статусом и хорошим материальным уровнем.
Данные, полученные с помощью дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова, свидетельствуют о том, что большинство студентов 4-го курса дефектологического факультета ориентированы на профессию типа «человек - человек», «человек - художественный образ» и «человек - техника». Преобладание во всех группах ориентации, связанной с общением, является позитивным фактом, так как работа учителя-дефектолога требует развития высоких коммуникативных способностей, умение организовать контакт с детьми с нарушениями развития. Одной из важных особенностей этих детей является трудность установления контактов со взрослыми и сверстниками [3-5], а важнейшим направлением работы учителей-дефектологов всех специальностей - формирование коммуникативных умений проблемных детей и подростков.
Для учителя-дефектолога ориентация на профессии «человек - художественный образ» также является очень
важной, так как использование различных средств искусства занимает большое место в коррекционной работе и требует от специалиста творческого подхода при использовании артпедагогических и арттерапевтиче-ских технологий [6].
Данные о том, что большинство студентов 4-го курса дефектологического факультета ориентированы на профессию типа «человек - человек», «человек - художественный образ», являются, безусловно, позитивными и указывают на правильность выбора профессии большинством студентов.
Результаты опросника по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда показали, что во всех трех группах испытуемых наибольшее количество выборов выпало на преобразующую цель труда (у студентов-логопедов - 6,53; у студентов-сурдопедагогов - 6,49; у студентов-олигофренопедагогов - 6,46). Далее во всех группах по числу выборов следует познавательная цель труда (у студентов-логопедов - 4,63; у студентов-олиго-френопедагогов - 4,54; у студентов-сурдопедагогов -4,51). Наименьшее количество выборов выпало на изыскательскую цель труда (студенты-логопеды - 3,89; сту-денты-олигофренопедагоги - 3,94; студенты-сурдопедагоги - 4,03). Видимо, студенты-логопеды более нацелены на практическую деятельность.
Следует отметить, что обычно ориентация на изыскательскую цель труда характерна для студентов с более высоким суммарным показателем интеллекта и высокой успеваемостью. Совокупность этих данных позволяет прогнозировать успешность небольшой группы студентов при выполнении научной работы. Данный опросник позволяет выявлять студентов, способных к научной работе, к продолжению образования в аспирантуре, к участию в научных разработках кафедр, к деятельности в научных студенческих обществах.
Но в целом для студентов-дефектологов характерна ориентация на преобразующую цель труда, что отвечает задачам их профессиональной деятельности, направленной не просто на обучение детей, а на формирование их личности и их социальную адаптацию.
Теперь остановимся на особенностях самооценки, выявленных у студентов-дефектологов с использованием методики Т. Дембо - С. Рубинштейн.
Среднегрупповой показатель уровня самооценки выше в группе студентов отделения «Логопедия» (62,31 -высокая норма), чем у студентов отделения «Олигофренопедагогика» (56,14 - средняя норма) и отделения «Сурдопедагогики» (50,78 - средняя норма), хотя количество баллов от 45 до 74 указывает на адекватную самооценку. Эти данные можно трактовать как оптимальные, так как обучение на отделении «Логопедия» является наиболее престижным и отвечает высокому уровню притязаний студентов, желающих реализовать себя в педагогической деятельности.
Ряд студентов отделения «Сурдопедагогика» имеют заниженную самооценку. Из беседы с ними выяснилось, что первоначально они планировали получение филоло-
гического образования или обучение на отделении «Логопедия», но после неудачных попыток поступили из-за малого конкурса на отделение «Сурдопедагогика». В дальнейшем они не планируют работать по этой специальности. Среди студентов есть люди с высокой успеваемостью и высокими показателями интеллекта, но и для них характерны неуверенность в себе, сомнения в собственных способностях.
Самооценка является одной из ключевых характеристик человека, основой взаимоотношений между людьми, ведь познание самого себя помогает познать и понять другого человека. Поэтому наличие группы студентов с низкой самооценкой является негативным фактором. Возникают сомнения в том, что они смогут установить правильные контакты с учениками, особенно подросткового возраста. Поэтому в ходе педагогической практики этих студентов необходимо привлекать к таким видам деятельности, в которой они могут оказаться успешными и получить позитивную оценку своего труда. Также их можно публично поощрять в случае удачного выполнения рефератов, курсовых работ и т. п.
Выделим некоторые особенности уровня притязаний студентов. Среднегрупповой показатель уровня притязаний незначительно выше в группе студентов отделения «Логопедия» (83,72), чем в группе студентов отделений «Олигофренопедагогика» (80,45) и «Сурдопедагогика» (80,39).
Далее рассмотрим данные об особенностях мотивации у студентов трех групп, полученные с помощью методики изучения мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина. Самое большое количество выборов во всех группах испытуемых получили мотивы «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», затем мотивы «приобрести глубокие и прочные знания» и «получить диплом». Особенно высокие показатели этих видов мотивации выявились в группе будущих логопедов (мотивы «обеспечить успешность в будущей профессиональной деятельности» - 100%, «стать высококвалифицированным специалистом» - 100%, «приобрести глубокие и прочные знания» - 97,37%). Возможным объяснением доминирования данных мотивов у логопедов является высокий рейтинг этой профессии на рынке труда и возможность заниматься хорошо оплачиваемой частной практикой. Мотивы «получить диплом» (в 100% и 85,71% случаев) в большей степени характерны для будущих сурдопедагогов и оли-гофренопедагогов; «успешно продолжить обучение на последующих курсах» у будущих сурдопедагогов (71,43%,); «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» (57,14%) у будущих олигофренопедагогов.
Таким образом, для большинства студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности в системе специального образования.
В работе изучались также индивидуально-психофизиологические особенности личности, в качестве компо-
нентов которых использовались показатели экстраверсии - интроверсии, нейротизма - эмоциональной устойчивости, выявляемых с помощью опросника Г. Айзенка.
Двухфакторная модель, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная устойчивость» оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной устойчивости. Природа экстраверсии и интроверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение людьми своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности. В результате сочетания показателей двух параметров личности выделяется четыре типа темперамента: 1) сангвинический, 2) холерический, 3) флегматический, 4) меланхолический.
Анализируя данные, полученные при обследовании с помощью теста Г. Айзенка, выявили следующие тенденции: экстравертированность в наибольшей степени присуща студентам отделения «Логопедия», что является позитивным фактором, так как их профессиональная деятельность предполагает высокий уровень коммуникативных способностей, умение устанавливать и поддерживать продуктивный контакт даже в тех случаях, когда собеседник демонстрирует негативное отношение к общению. Отметим, что среди лиц с речевыми нарушениями около 40% демонстрируют речевой негативизм, то есть отрицательное отношение к установлению речевого контакта, поэтому экстравертированность логопеда - это необходимая профессиональная черта.
Объяснимы и более низкие показатели экстравертиро-ванности, преобладание интроверсии в группе сурдопедагогов. Их профессиональная деятельность в большей степени связана с формированием предметно-практических навыков ребенка, поэтому более высокий показатель интро-версии в этой группе не является отрицательным для будущей профессии.
С помощью методики Ч. Д. Спилбергера у студентов трех групп измерялась тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). У каждого конкретного человека личностная и ситуативная тревожность могут быть развиты в различной степени.
У большинства студентов отделения «Логопедия» выявилась в основном умеренная ситуативная и личностная тревожность (68,42 и 63,12% соответственно). Этот показатель умеренной тревожности указывает на определенное личностное благополучие. Напомним, что для большинства студентов этой группы характерна высокая самооценка, малое расхождение между самооценкой и уровнем притязаний, удовлетворенность своим положением, перспективы работы по специальности.
Вероятно, совокупность этих факторов такова, что сохраняет уровень тревожности студентов на оптимальном уровне.
У большинства студентов отделения «Олигофренопедагогика» неожиданно выявился высокий уровень тревожности: у 82,86% - личностной и у 31,43% - ситуативной. Этот показатель логически не связан с теми результатами, которые были получены по исследованию самооценки, уровня притязаний, мотивов деятельности студентов. Можно высказать предположение, что высокий уровень личностной тревожности связан с тем, что в последние годы постоянно обсуждается вероятность закрытия школ для умственно отсталых детей, уже сейчас многие умственно отсталые дети обучаются в массовых школах. В обществе формируются представления о ненужности профессии олигофрено-педагога. Студенты четвертого курса уже задумываются о будущем трудоустройстве, многие из них ориентированы на преподавательскую деятельность в системе специального образования, и поэтому сложившаяся ситуация с возможными проблемами в реализации своих профессиональных намерений может вызывать повышенную тревожность.
Более оптимальные показатели тревожности у студентов отделения «Сурдопедагогика»: в большинстве случаев они имеют умеренную ситуативную (65,71%) и личностную (54,29) тревожность. Возможно, это объясняется, тем, что значительная часть этих студентов не связывает свои дальнейшие планы с работой по специальности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян Р. О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - 23 с.
2. Агавелян Р. О. Социально-перспективные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2000.
3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
4. Власова Т. А. Знание особенностей дефекта -важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми // Дефектология. - 1969. - № 1. - С. 10-17.
5. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
6. Медведева Е. А., Левченко И. Ю, Комиссарская Л. Н, Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.