Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей...
Е. С. Сычева
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Работа представлена кафедрой специальной психологии и клинических основ
дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко
В статье представлено исследование личностных механизмов и направленности студентов различных дефектологических специальностей. Необходимость подобного исследования обоснована обновлением содержания высшего педагогического образования и введением общегосударственных стандартов в системе подготовки педагога-дефектолога.
The article presents the examination of personal mechanisms and directions of students of different defectological specialities. The necessity of this research is proved by the content update of higher pedagogic education and introduction of nationwide standards in the system of teacher-defectologist training.
В настоящее время перед педагогическими коллективами высших учебных заведений различного профиля стоят сложные и ответственные задачи улучшения профессиональной подготовки молодых специалистов. Это касается и дефектологических факультетов. В данный момент подготовка педагогов-дефектологов не в полной мере отвечает требованиям современного общества. Тенденции совершенствования российского общего и специального образования в последние десятилетия существенно изменили подходы к проблеме нарушенного развития, что отразилось как в практической, так и в теоретической областях педагогической действительности. Возникла необходимость обновления содержания высшего педагогического образования в связи со сложностью его практической реализации в постоянно изменяющихся экономических условиях, а также в связи с введением общегосударственных стандартов (1995, 2000, 2005 гг.) в системе подготовки педагога-дефектолога.
В ходе подготовки компетентного специалиста с дефектологическим образованием необходимо учитывать множество факторов, среди которых наиболее важными являются особенности личностной сферы студентов-дефектологов.
Актуальность нашего исследования связана с необходимостью дальнейшего исследования и раскрытия основ общих умственных и специальных способностей на разных
этапах профессионализации и направлено на изучение особенностей когнитивного и личностного развития студентов дефектологического факультета разных специальностей.
Экспериментальной базой исследования явился дефектологический факультет Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В исследовании принимали участие студенты четвертого курса трех специальностей : «Логопедия» - 38 человек, «Сурдопе-
дагогика» - 35 человек, «Олигофренопедагогика» - 35 человек.
Для исследования эмпатии (способности к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей) нами использовалось две методики: моди-
фицированный тест - опросник эмпатиче-ских тенденций А. Мехрабиэна и Н. Эн-штейна и методика И. М. Юсупова.
В трудах O.K. Агавеляна показана важность формирования у специального педагога эмпатии - базисной составляющей, вокруг которой должна строиться профессиональная подготовка специалиста.
Профессиональной особенностью де-
фектолога является соприкосновение с особыми самыми тонкими структурами психического состояния ребенка. Помочь становлению личности ребенка, разделить его переживания и переживания его близких, облегчить душевные страдания. К со-
факультета
жалению, реальная практика показывает, что далеко не каждый дефектолог готов к этой стороне своей профессиональной деятельности.
Исследование эмоциональной отзывчивости, проведенное с помощью разных методик, показало несовпадение результатов, так с помощью методики И. М. Юсупова получены более высокие результаты, чем с помощью методики А. Мехрабиэна и Н. Энштейна, хотя в ряде случаев есть совпадения. В целом показатели эмоциональной отзывчивости и эмпатии у студентов дефектологического факультета низкие и средние. Наиболее благоприятные показатели у студентов отделения «логопедии», далее отделения олигофренопедагогики, затем - сурдопедагогики. Анализ этих данных показывает, что студенты 4-го курса личностно не готовы к выбранной профессии им свойственно нейтральное, а иногда и отрицательное отношение к лицам с отклонениями. Эти данные согласуются с исследованиями Р. О. Агавеляна1, который указывает, что только около 15% студентов дефектологических факультетов имеют эмпатию к своим будущим ученикам. Это указывает на необходимость совершенствования подготовки специалиста с точки зрения формирования нравственных качеств, гуманного отношения к детям. Таким важным резервом является проведение педагогической практики в специальных учреждениях и привлечение студентов к волонтерскому движению. Также необходимо знакомство студентов с семьями воспитывающих таких детей для демонстрации того, что большинство из них не являются ассоциальными и появление ребенка-инвалида возможно в семьях с высоким социальным статусом и хорошим материальным уровнем.
В целях изучения качеств и особенностей личности студентов в соответствии с требованиями конкретной профессии нами был использован Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова. Данные, полученные с помощью этой методики, свидетельствуют о том, что большинство студентов 4-го курса дефектологического факультета ориентированы на профессию типа «человек - человек», «человек -художественный образ». Эти данные являются, безусловно, позитивными и указывают на правильность выбора профессии большинством студентов. Преобладание во
всех группах и ориентации, связанной с общением, является позитивным, так как работа учителя-дефектолога требует развития высоких коммуникативных способностей, умение организовать контакт с детьми с нарушениями развития. Одной из важных особенностей этих детей является трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками (Т. А. Власова, В. И. Лубовский), а важнейшим направлением работы учите-лей-дефектологов всех специальностей -формирование
коммуникативных умений проблемных детей и подростков.
Для учителя-дефектолога ориентация на профессии «человек - художественный образ» является очень важной, т.к. использование различных средств искусства занимает большое место в коррекционной работе и требует от учителя - дефектолога творческого подхода при использовании артпедагогических и арттерапевтических технологий2.
Данные о том, что большинство студентов 4-го курса дефектологического факультета ориентированы на профессию типа «человек - человек», «человек - художественный образ» являются, безусловно, позитивными и указывают на правильность выбора профессии большинством студентов.
Анализируя данные, полученные с помощью опросника по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда3, следует отметить, что ориентация на изыскательскую цель труда характерна для студентов с более высоким суммарным показателем интеллекта и высокой успеваемостью. Совокупность этих данных позволяет прогнозировать успешность небольшой группы студентов при выполнении научной работы. Таким образом, результаты, полученные с помощью опросника, позволяют выявлять способных к продолжению образования в аспирантуре, к участию в научных разработках кафедр, к деятельности в научных студенческих обществах. Но в целом для студентов-дефектологов характерна ориентация на преобразующую цель труда, что отвечает задачам их профессионально деятельности, направленной не просто на обучение детей, а на формирование их личности и их социальную адаптацию.
Теперь остановимся на результатах, полученных в ходе изучения самооценки у студентов-дефектологов по методике Дембо -Рубинштейна (в модификации А. М.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА Прихожан). Среднегрупповой показатель уровня самооценки выше в группе студентов отделения логопедии (62,31- высокая норма), чем у студентов отделения
олигофренопедагогики (56,14 - средняя норма) и отделения сурдопедагогики (50,78 -средняя норма), хотя количество баллов от 45 до 74 указывает на адекватную самооценку (А. М. Прихожан).
Самооценка является одной из ключевых характеристик человека, основой взаимоотношений между людьми, ведь познание самого себя помогает познать и понять другого человека4 (Б. В. Зейгарник, Л. В. Божо-вич). Поэтому наличие группы студентов с низкой самооценкой является негативным фактором. Возникают сомнения в том, что они смогут установить правильные контакты с учениками, особенно подросткового возраста. Теперь перейдем к рассмотрению некоторых особенностей уровня притязаний студентов. Из полученных данных видно, что среднегрупповой показатель уровня притязаний незначительно выше в группе студентов отделения логопедии (83,72), чем в группе студентов отделения олигофренопедагогики (80,45), сурдопедагогики (80,39), что корреспондирует с показателями интеллекта и данными о самооценке.
Анализируя данные, полученные по методике изучения мотивов учебной деятельности, стоит отметить, что самое большое число выборов во всех группах получили мотивы «стать высококвалифицированным специалистом»; «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», затем мотивы «приобрести глубокие и прочные знания» и «получить диплом».
Для студентов отделения логопедии характерен мотив «обеспечить успешность в будущей профессиональной деятельности». Возможным объяснением доминирования данного мотива у логопедов является высокий рейтинг этой профессии на рынке труда и возможность заниматься хорошо оплачиваемой частной практикой
А мотив «получение диплома» чаще, чем в других группах, встречался у студентов отделения сурдопедагогики и совпадал с отсутствием планов работать по специальности. Подчеркнем, что действительно в последние годы сурдопедагоги испытывают трудности при трудоустройстве на работу.
Отсюда следует, что для большинства студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении про-
ОБУЧЕНИЯ
фессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений, необходимых для профессиональной деятельности в системе специального образования.
Результаты обработки материалов, полученных при обследовании с помощью теста Г. Айзенка, выявили следующие тенденции: экстравертированность присуща
студентам отделения логопедии, что является позитивным фактором, так как их профессиональная деятельность предполагает высокий уровень коммуникативных способностей, умения устанавливать и поддерживать продуктивный контакт даже в тех случаях, когда собеседник демонстрирует негативное отношение к общению. Отметим, что среди лиц с речевыми нарушениями около 40% демонстрируют речевой негативизм, т. е. отрицательное отношение к установлению речевого контакта, а лица с эмоциональными нарушениями негативно относятся не только к вербальному, но и невербальному общеншо, поэтому экстра-вертированность логопеда - это положительная профессиональная черта. Объяснимы и более низкие показатели экстравер-тированности, преобладание интроверсии в группе сурдопедагогов. Их профессиональная деятельность в большей степени связана с формированием предметно- практических навыков ребенка, что предполагает частое использование жестов и как бы ограничивает речевое общение, поэтому более высокие показатели интроверсии в этой группе не являются отрицательным фактором для будущей профессии.
Из результатов полученных при использовании опросника Спилберга, видно, что наиболее высокий уровень тревожности неожиданно продемонстрировали студенты отделения олигофренопедагогики. Этот показатель логически не связан с теми результатами, которые были получены по исследованию самооценки, уровня притязаний, мотивов деятельности
студентов. Можно высказать
предположение, что высокий уровень тревожности связан с тем, что в последние годы постоянно обсуждается вероятность закрытия школ для умственно отсталых детей, нарастают интегративные тенденции, уже сейчас многие умственно отсталые дети обучаются в массовых школах. В обществе формируются представления о ненужности профессии олигофренопе-дагога. Студенты 4-го курса уже задумываются о будущем
факультета
трудоустройстве, многие из них ориентированы на преподавательскую деятельность в системе специального образования, и поэтому сложившаяся ситуация с возможными проблемами с реализацией своих профессиональных намерений может вызывать повышенную
тревожность. Более оптимальные показатели тревожности у студентов отделения Сурдопедагогики могут объясняться как одним из факторов тем, что значительная часть этих студентов не связывает свои дальнейшие планы с работой по специальности.
ПРИМЕЧАНИЯ
хАгавелян Р. О. Социально-перспективные процессы личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Дис. на соис. учен, степени д-ра псих. наук. Новосибирск, 2000.
2Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерагшя в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. завед. М., 2001.
хРатанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. 2-еизд.,испр. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 4ЗейгарникБ. В. Патопсихология. М.: Эксмо-Пресс, 2000.